«Инвестиции в человеческий капитал важный фактор развития туриндустрии»




страница1/3
Дата29.04.2016
Размер0.96 Mb.
  1   2   3



Исследование проведено в 2008 г. рамкам дипломной работы

студенткой Карельского института туризма – филиала РМАТ

Собакиной Натальей Владимировной по теме:

«Инвестиции в человеческий капитал – важный фактор развития туриндустрии»,

руководитель Чубиева И.В. – к.э.н.¸ н.с. УРАН ИЭ КарНЦ РАН
В последние годы стало общим мнение о том, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от средств, вкладываемых в «человеческий фактор», что без этого невозможно обеспечить поступательное развитие общества.

Интерес к процессу развития человеческого капитала организации и введение этого понятия в аппарат экономической теории во многом определился тем, что для исследования современных экономических явлений теряет актуальность традиционное марксистское понятие «рабочая сила», которое ортодоксальные экономисты используют для определения участия человека в экономических процессах. Это связано с тем, что в последние годы произошли существенные изменения, во-первых, в структуре и организационного капитала, во-вторых, в представлениях о значении для организации работников, занятых высокоинтеллектуальным трудом. Все эти обстоятельства привели к тому, что предприятия, желающие добиться успеха на рынке, должны постоянно инвестировать в развитие знаний и интеллектуальных навыков своих сотрудников. Эти инвестиции оказались столь значительны, что должны соответствующим образом отражаться в движении общеорганизационного капитала.

Человеческий капитал и по сей день остается одной их наиболее подвижных, неопределенных и противоречивых экономических категорий. Формирование человеческого капитала, его развитие и использование, эффективность вложений в человека продолжает оставаться малоизученной и актуальной проблемой, что требует продолжения дальнейших исследований в этой области.

Изучение путей повышения эффективности использования персонала компании, реализующейся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.

Человеческий капитал организации представляет собой сложную форму капитала, обладающего большим потенциалом для поступательного развития компаний – как одного из базовых экономических институтов матрицы экономической системы. В связи, с чем проблемы исследования человеческого капитала приобретают в настоящее время большое значение не только в теоретическом плане, но и практическом аспекте применительно к конкретным организациям.

Все перечисленные выше закономерности сделали необычайно актуальным:



  • исследование структуры капитала современных организаций с учетом специфики составных частей, особенно природы и развития его важной составляющей – человеческого капитала;

  • определения совокупности моделей развития человеческого капитала организаций;

  • разработку методов оценки отдачи от инвестиций в процесс его развития.

Экономическая наука на протяжении многих десятков лет уделяла пристальное внимание выявлению роли человеческого капитала в обеспечении эффективного функционирования экономической системы, ее интенсивного развития и повышении качественного уровня производственных процессов. Частично проблемы человеческого капитала рассматривали А. Смит, У. Петти, Дж. С. Милль, Э. Энгель, Т. Витстейн, Жан-Батист Сэй, Дж. Маккуллох, Нассау Сениор, В. Рошер, Г. Маклеод, Л. Вальрас, Иоганн фон Тюнен, И. Фишер.

Неоклассическая теория человеческого капитала окончательно оформилась в 1950-1980-е годы XX века в работах Г. Беккера, Дж. Минсера, Т. Шульца, Б. Вейсброда, Б. Л. Хансена, М. Блауга, С. Боулса, Й. Бен-Порэта, Р. Лейарда, Дж. Псахаропулоса, Ф. Уэлча, Б. Чизвика и др.

Проблемам эффективного функционирований современных организаций посвятили свои исследования Г. Саймон (теория принятия решений в экономических организациях); Д. Стиглер (теория промышленных компаний и их выживаемости), Ф. Модильяни и М. Миллер (теорема стоимости компании, определяемая ее реальными активами); Р. Коуз (теория фирмы и трансакционных издержек).

Вопросы функционирования и использования человеческого капитала в российских условиях рассматривают Р. И. Капелюшников, Т. Г. Леонов, Р. Г. Немцов, Е. В. Галаева, А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, И. В. Ильинский, М. М. Критский, Т. О. Разумова, С. Ю. Рощин.

В целом при исследовании человеческого капитала ученые фокусируются на двух основных подходах. Первый подход рассматривает образование в качестве одной из форм капитала, которая становится человеческим, поскольку является частью человека и представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков. Согласно второму подходу, формирование человеческого капитала происходит путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование, подготовку рабочей силы на предприятии, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Поэтому в настоящее время основной областью применения этой теории является анализ эффективности инвестиций в общее и специальное образование.

Предметом исследования являются инвестиции в человеческий капитал, возникающие в процессе развития туриндустрии.

Объектом исследования является человеческий капитал туристской организации.

Цель работы: выявить особенности инвестирования в человеческий капитал в сфере туриндустрии


  • определить условия, способствующие привлечению инвестиций в человеческий капитал в сфере туризма;

  • исследовать содержание человеческого капитала организации как объекта инвестиций, изучить методологические подходы к инвестированию в человеческий капитал туристской организации.

Исходя из поставленной цели, в дипломном проекте поставлены и решены следующие задачи:

  • раскрыть сущность человеческого капитала и его роль в формировании современной индустрии туризма;

  • рассмотреть основные виды инвестиций в человеческий капитал;

  • охарактеризовать образование как одно из направлений инвестирования в человеческий капитал в сфере туризма;

  • раскрыть основные подходы к оценке человеческого капитала;

  • проанализировать динамику формирования человеческого капитала в регионе (на примере Республики Карелия)

Теоретическую основу составили фундаментальные научные исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам развития человеческого капитала, управления организационным знанием, менеджмента и маркетинга.

Основные результаты исследования получены на основе применения общенаучных методов системного и комплексного подходов, структурного, факторного, функционального и сравнительного анализов, а также традиционных методов экономического анализа (наблюдения, группировки, обобщения), а также социологических методов.

В процессе исследования использовались материалы международных экономических исследований, материалы научно-практических конференций, статистические данные, отдельные программы и концепции развития туризма.

Материал, изложенный в работе, может быть использован при разработке и внедрении программ развития человеческого капитала туристскими компании, систем организационного обучения и управления знаниями в компании, а также при подготовке учебных материалов по специальности «Менеджмент организации».


1. Человеческий капитал в сфере туриндустрии

    1. Сущность человеческого капитала

Одним из самых перспективных направлений развития экономической науки в 21 веке явится концепция человеческого капитала. Точнее, уже во второй половине 20 столетия она стала зримым достижением западной экономической теории и, прежде всего, экономики образования и труда. А. М. Боуман назвала «открытие человеческого капитала революцией в экономической мысли». Сторонники данной концепции понимают под человеческим капиталом, с одной стороны, совокупность производственных способностей современного работника, а с другой – издержки государства, предприятия и самого человека на формирование и постоянное совершенствование этих способностей. /42; С.42/

Несомненная заслуга теоретиков человеческого капитала – признание первостепенной роли человека в общественном производстве. Широкое распространение данной теории на Западе и появление большого числа ее сторонников в нашей стране определяется тем, что в центре внимания концепции оказался главный фактор социально-экономического развития – человеческий в его качественно преобразованном виде. А это связано с усилением роли образования, которое становится основным ресурсом и источником формирования высокоразвитой рабочей силы.

Сторонники теории человеческого капитала рассматривают его в узком и широком ракурсе. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его называют потому, что эта форма капитала становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе». В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Именно так раскрывает содержание этого понятия Г. Беккер в книге «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» (1964 г.) и в других работах.

Иногда понятие человеческого капитала трактуется как «имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотиваций». В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт».

Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но и с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал – это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования, увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить. /42; С.46/

Необходимо отметить, что человеческий капитал обладает рядом характерных свойств, которые необходимо учитывать при его определении:



  • Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста.

  • Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума так и от общества в целом.

  • Человеческий капитал может быть накоплен, а именно индивидуум может приобретать определённые навыки, способности, может увеличить своё здоровье.

  • Человеческий капитал на протяжении своей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается, как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, то есть экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.

  • Инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества вложения дают более длительный (по времени) и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект.

  • Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12 – 20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени.

  • Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности.

  • Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций.

  • От решения человека, от его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры. /4, С.6/

Выделяются специфические свойства человеческого капитала организации, состоящие в том, что он является решающим фактором производства новых товаров и услуг, позволяет оптимизировать все бизнес-процессы, вносит важный вклад в увеличение организационного знания; может воплощаться как в материальной форме (базы данных, системы управления организационным знанием), так и в нематериальной (бренды, нормы группового и межгруппового поведения, стереотипы мышления, виды организационных коммуникаций); скорее дополняет, а не заменяет физический капитал; имеет конкретное денежное выражение.

В качестве комбинированной социально-экономической категории человеческий капитал выражает многоликость тех существенных перемен, которые произошли и получают свое дальнейшее развитие в системе общественного производства. Прежде всего, это касается заметных изменений в самом человеке как главной производительной силе и социальном субъекте общества. Если в доиндустриальный и индустриальный периоды преобладающим был простой физический труд, то теперь господствует умственный труд высокообразованных людей. Более 50 % экономически активных граждан развитых стран заняты не физическим, а умственным трудом, а в США их свыше 2/3.

В структуре национального богатства человеческий капитал занимает ведущее место. Международные экономические и финансовые институты проявляют постоянный интерес к проблеме человеческого капитала. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) еще в 1970-х годах XX века подготовил документ по стратегии дальнейшего развития человечества, где была поставлена проблема значения и роли человеческого фактора в глобальном экономическом развитии. В этом исследовании были созданы методики расчетов некоторых составляющих человеческого капитала: средней продолжительности жизни одного поколения, длительности активного трудового периода, чистого баланса рабочей силы, цикла семейной жизни и др. В стоимость человеческого капитала включались стоимость воспитания, обучения и подготовки новых работников, стоимость повышения квалификации, затраты на удлинение периода трудовой деятельности, на потери в связи с болезнями, смертностью и прочее. /22; С.20/

Источниками накопления элементов человеческого капитала, являются наука, образование, культура и искусство, здравоохранение и информационное обеспечение.

Данные источники необходимо дополнить инвестициями:


  • в безопасность населения и предпринимателей обеспечивают накопление всех других составляющих человеческого капитала, обеспечивают реализацию творческого и профессионального потенциала человека, обеспечивают поддержание и рост качества жизни;

  • в подготовку элиты общества;

  • в предпринимательскую способность и предпринимательский климат, государственные и частные инвестиции в малый бизнес и венчурный бизнес. Инвестиции в создание условий для поддержания и развития предпринимательской способности обеспечивают его реализацию как экономического производительного ресурса страны;

  • в воспитание детей;

  • в изменение менталитета населения в положительную сторону – это инвестиции в культуру населения, которая определяет эффективность человеческого капитала;

  • в институциональное обслуживание населения. Институты страны должны способствовать раскрытию и реализации творческих и профессиональных способностей населения, повышать качество жизни населения, особенно в части снижения бюрократического давления на него;

  • в знания, связанные с приглашением специалистов, творческих людей и других талантливых и высокопрофессиональных людей из других стран, которые существенно увеличивают человеческий капитал;

  • в развитие экономической свободы, включая свободу миграции труда.

Результаты расчетов человеческого капитала России и стран СНГ приведены в таблице 1, где использовались оценки составляющих человеческого капитала по затратам государства, семей, предпринимателей и разных фондов. Они позволяют определить текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство российского человеческого капитала.

Таблица 1



Оценки человеческого капитала в ряде стран мира в конце XX века

страны

Общий объем, трлн. долл.

Человеческий капитал, % к:

Национальному богатству стран

Мировому итогу

Уровню США

Мировой итог

365

66

100

384

Страны «семерки» и ЕС

215

78

59

226

Из них:

США

95

77

29

100

Страны ОПЕК

45

47

12

47

Страны СНГ

40

50

11

42

В том числе Россия

30

50

8

32

Прочие страны

65

65

18

68

В том числе Китай

22

77

7

26

Бразилия

9

74

2

9

Индонезия

9

75

2

9

Мексика

8

77

2

8

Индия

7

58

2

7

Пакистан

4

80

1

4

Человеческий капитал, как следует из таблицы 1, в большинстве стран превышает половину накопленного национального богатства (исключение страны ОПЕК). Это отражает высокий уровень развития данных стран 1 .

Оценка мирового богатства, национальных богатств некоторых стран и групп стран, а также стоимости его структурных составляющих приведены в таблице 2.

Таблица 2

Национальное богатство мира на начало XXI века

Страны

Национальное богатство

В том числе по видам капитала, трлн. долл.

Всего трлн. долл.

На душу населения, тыс. долл.

человеческий

природный

физический

Мировой итог

550

90

365

90

95

Страны «семерки» и ЕС

275

360

215

10

50

Страны ОПЕК

95

195

45

35

15

Страны СНГ

80

275

40

30

10

В том числе Россия

60

400

30

24

6

Прочие страны

100

30

65

15

20

Из таблицы 2 следует, что Россия за счет высокого человеческого капитала и природных ресурсов находится на первом месте в мире по национальному богатству на душу населения (400 тыс. долл.). Человеческий капитал, по данным оценкам составляет 30 трлн. долл. и превосходит природный капитал, равный 24 трлн. долл. И много превосходит физический капитал, равный 6 трлн. долл. /22; С.22/

Развитие человеческого капитала: проявляется в повышении интеллектуального потенциала организации в целом; приводит к формированию новых форм капитала. Именно этим и определяется сложность категории «человеческий капитал организации», что помимо своей основной формы, он является базовым для формирования рыночного, структурного и потребительского капитала организации.

Все это позволило сформулировать понятие «развитие человеческого капитала организации», которое состоит в повышении интеллектуального потенциала организации в процессе институционального обучения (понимаемого как непрерывное воспроизводство, преобразование, структурирование знания и превращение его специфический институциональный продукт организации); происходит в ходе разрешения противоречий между индивидуальными интересами и интересами организации в целом, основанных на неравномерности распределения доходов от результатов использования человеческого капитала и приводящих к отчуждению части человеческого капитала организации, формированию качественно новых форм (рыночного, структурного, потребительского) и новой институциональной структуры организационного капитала. /41; С.11/



    1. Роль человеческого капитала в формировании современной индустрии туризма

В национальном хозяйстве России произошли серьезные структурные сдвиги. Услуги превысили промышленное производство. Наша страна медленно, но верно переходит в разряд постиндустриальных, а в секторе услуг сложилась мощная отрасль, именуемая туризмом. Эта отрасль заставила работать на себя прямо, либо косвенно, все другие сферы приложения труда. Через производственное потребление туристы влияют на объемы продукции в базовых отраслях – энергетике, топливном и лесном хозяйствах, металлургии. По последним исследованиям всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) туриндустрия России, вкупе со своими сопроизводителями в 2006 г. создала турпродукта на сумму 66,3 млрд., что составляет 7,8 % общего ВВП, у нее 6,6 % всех рабочих мест, вложила 21,1 млрд. инвестиций, это 12,1 % всех капиталовложений в стране. Возрастающий доход от туризма стал национальным приоритетом для многих стран (в том числе и России), создающих все больше и больше управленческих должностей в сфере услуг, по организации и предоставлению питания, консультационных услуг в туризме, управлении персоналом и финансами. Темпы роста туристской отрасли опережают все остальные, и причины этого не столько в экономическом, сколько в человеческом факторе. Это гигантское предложение родил гигантский спрос, порожденный массовым бегством от каждодневной рутины буден. Путешествия практически стали вровень с товарами массового спроса. Индустрия туризма обладает рядом характерных особенностей, отличающих ее от других отраслей экономики. Можно уверенно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе. Первичная основа и главное богатство любой современной организации, особенно организации, работающей в сфере туризма, - это работающие в ней люди. Индустрия туризма уникальна тем, что работающие в ней люди являют собой часть товара (услуги), которая предоставляется покупателю. Даже малейший просчет, связанный с кадровой политикой, может оказать значительное влияние на качество предоставляемых услуг. Человеческие ресурсы организации рассматриваются в качестве важнейшего фактора успеха в реализации намеченной стратегии, обеспечении устойчивых лидирующих позиций в конкурентной среде. При этом человек стал не только ключевым и самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности фирмы и является одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ. Необходимо принять во внимание огромную важность человеческого капитала в туристской деятельности как стратегического вложения средств в процесс, направленный на достижение конкурентоспособной цены и себестоимости. /13; С.2/ От того, насколько творчески и профессионально подойдет специалист к формированию и реализации туруслуги, будет зависеть и качество, и уникальность, и привлекательность для потенциальных потребителей туруслуг.

Но человеческий капитал является и основной проблемой, сдерживающей развитие туризма в России – человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах. Столь же очевидно, что именно в сфере обслуживания еще с советских времен не удалось обеспечить оптимальное управление кадрами, организовать необходимый уровень сервиса, хоть отдаленно приближающийся к международным нормам.

Туризм – именно та сфера, которая требует немедленной модернизации системы подготовки кадров, ее инновационного обновления, поскольку она одна из первых оказалась втянутой в процесс глобализации, а отечественная туриндустрия, не дожидаясь вхождения России во Всемирную торговую организацию, вступила – на своей же территории – в острую конкурентную борьбу с иностранными субъектами. /29/

Крупные национальные гостиничные цепи уже действуют в России, они идут к нам со своим менеджментом, со своими управленческими алгоритмами, нормами и требованиями к персоналу. Аналогичная ситуация и в отраслях, тесно сопряженных с туризмом – торговле, гражданской авиации. Технологические «несостыковки» с западными партнерами, от которых страдают в первую очередь потребители, и вынудили принять закон о финансовых гарантиях, хоть как-то прикрывающие бреши в управлении турпотоками.

Туризм в XXI веке потребует, максимально возможных, компетентности и профессионализма, основой которых выступает качественное образование. Согласно критериям Всемирной туристской организации (ВТО) качественное образование – это образование, удовлетворяющее запросам студентов, потребностям индустрии туризма и общества. /29/


    1. Основные виды инвестиций в человеческий капитал

Для развития любой современной компании первостепенное значение имеют ее сотрудники, «человеческий капитал». Одной из важных особенностей человеческого капитала является его динамический характер: состав, структура и ряд других параметров могут изменяться, при этом изменяется и величина человеческого капитала. Компания заинтересована в том, чтобы величина ее корпоративного «человеческого капитала» была как можно больше.

Основным путем увеличения (накопления, производства, воспроизводства) человеческого капитала является инвестирование в него. Существует дискуссия о том, каковы инвестиции в человеческий капитал, насколько допустимо их сравнение с обычными инвестициями. Одна часть исследователей понимает под ними затраты средств, направленных на повышение его «результативности», другая – любые действия или меры, направленные на улучшение характеристик человеческого капитала. На особом месте стоит проблема приоритетности инвестиций в человеческий капитал, которая заключается в том, что исследователями провозглашается приоритетность инвестиций в человеческий капитал по отношению к инвестициям в физический капитал либо в какой-либо из элементов или блоков человеческого капитала (как правило, здоровье или образование). /16; С.11/

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:



  • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы. /18; С.50/

В качестве субъекта инвестиций выступает сам человек, фирма (корпорация) и государство в целом. Каждый из субъектов, осуществляя инвестиции в индивидуальный человеческий капитал, преследует свои цели и по-своему видит грядущее изменение человеческого капитала.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80 % знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам, которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные2. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, а, следовательно, времени функционирования человеческого капитала.

Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала.

Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. /16; С.15/

Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.

По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.

Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования и здравоохранения. /12/

В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей).

Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только являются основой их собственного развития, но служат базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.

Инвестирование в человеческий капитал отличается высокой степенью риска. Это связано с несколькими причинами. Это и неликвидность человеческого капитала, последствия ухода работника к другому работодателю (потери инвестированных средств). Но главный риск кроется, тем не менее, в ином. Предприниматель задействует в производстве не весь человеческий капитал, а лишь ту часть, которую работник выделил для комплектования своей рабочей силы. Но предприниматель вынужден инвестировать во весь человеческий капитал своих работников, а не в ту лишь часть, которая комплектует рабочую силу. Он не знает наверняка и не может полностью регулировать ни то, как будут, усвоены его инвестиции, ни то, отразятся ли результаты этого усвоения на комплектовании рабочей силы. Именно поэтому такое инвестирование рискованно 3. /1; С.20/

Процесс инвестирования в человеческий капитал можно подразделить на следующие этапы:

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница