Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности




Дата07.05.2016
Размер232 Kb.
ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Источником инноваций в западных странах наряду с государством выступают транснациональные корпорации. Так, например, совокупная величина научных расходов ТНК - мировых лидеров составляет: "Дженерал Моторс" - USD 8,2, "Форд" - 6,3, "Сименс" - 4,47, ИБМ - 4,3, "Хитачи" - 3,65, а в расчете на одного занятого - "Майкрософт" - 87 тыс., "Интел" - более 35 тыс.

К сожалению, как показала практика, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации.

Экономическая специфика научных и инновационных организаций определяется следующими признаками.

Во-первых, в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату единого социального налога (ЕСН).

Во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи применение действующих ставок этих двух налогов для данной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов сдерживания их развития.

Очевидно, что довольно значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).

В мировой практике инструмент налоговых льгот не рассматривается самодостаточным для регулирования инновационных процессов, он встроен в систему мер, таких, как прямое бюджетное финансирование, гранты государственные и частные, создание государственных корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственные гарантии, государственный заказ.

Как показывает зарубежный опыт, между уровнем налогообложения и склонностью к предпринимательству вообще, инновационному в частности наблюдается прямая зависимость.

Учитывая складывавшиеся в отечественной инновационной практике в течение многих лет условия, базовыми структурными единицами национальной инновационной системы выступают следующие организации: вузы, НИИ (отраслевые и академические), рационализаторы, организации - потребители инновационной продукции, венчурные компании, малые инновационные предприятия, кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.

С этих позиций налоговое стимулирование инновационной деятельности будет рассмотрено как с точки зрения непосредственных участников инновационного процесса, так и с точки зрения компаний, формирующих "среду" для инновационного развития: к последним, в частности, относятся кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.


НДС
Не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

- создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит (освобождается) налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Указанная льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности - патента, товарного знака и т.п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности. Более того, льгота эта таит в себе существенные риски потерь для бюджетной системы Российской Федерации, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации. Помимо указанной льготы по налогу на добавленную стоимость, выплаты в виде роялти по соглашению со многими странами не облагаются налогом у источника - вне зависимости от страны регистрации получателя роялти.


Налог на прибыль
Не учитываются как доходы с целью налогообложения прибыли использованные по целевому назначению средства целевого финансирования, полученные из фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом о науке и государственной научно-технической политике, перечень которых устанавливает Правительство Российской Федерации.

Помимо этого, до 1,5% дохода налогоплательщика повышен лимит, в пределах которого могут признаваться как расходы на НИОКР отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также на формирование иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в установленном порядке (п. 3 ст. 262 НК РФ).


Амортизационная политика
Оборудование, используемое научными и инновационными организациями, обладает высокой стоимостью и длительным нормативным сроком службы. Высокие темпы морального старения инновационной идеи, продукта, технологии приводят к необходимости более частой смены оборудования с целью соответствия уровню конкурентоспособности проводимых исследований и разработок.

Стоимость используемого организацией оборудования учитывается в составе расходов посредством использования механизма амортизации. Амортизация - это процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый с их помощью продукт.

В российском законодательстве установлены специальные правила амортизации оборудования, позволяющие использовать специальный коэффициент не выше 3 к основной норме в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности.

Регламентация порядка амортизационных отчислений влияет на общий инновационный климат в стране. Разрабатываемые государством схемы ускоренной амортизации направлены на относительное уменьшение налогооблагаемой прибыли и увеличение объемов собственных средств, направляемых на осуществление инвестиций, в том числе инновационного характера.

С 1 января 2006 г. вступила в силу норма п. 1.1 ст. 259 НК РФ, разрешающая организациям списывать 10% первоначальной стоимости объектов основных средств единовременно при вводе оборудования в эксплуатацию. Данная норма, несомненно, положительно влияет на процессы обновления основных фондов в экономике. Она создает стимулы для накопления организациями средств на обновление и приобретение новых основных средств.

В отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам, организациям разрешено списывать до 30 процентов первоначальной стоимости основных средств единовременно.

Существует точка зрения, что ускоренная амортизация с экономической точки зрения сама по себе не является механизмом налогового стимулирования, а представляет собой лишь способ снижения убытков организации от инфляции - сумма начисленной за несколько лет амортизации основных средств значительно меньше их стоимости в год их приобретения. Именно в этой связи высокий уровень инфляции часто рассматривается как фактор, негативно влияющий на развитие инновационной экономики, поскольку он значительно снижает экономический эффект от предоставляемых государством налоговых преференций. В этой связи интересен опыт ряда стран, некоторые из которых практикуют списывание капитальных затрат на НИОКР в год приобретения основных средств.
Упрощенная система налогообложения
В целях стимулирования спроса на изобретения, научные исследования, опытно-конструкторские разработки, промышленные образцы, полезные модели в среде малого бизнеса, а также развития инфраструктуры для полноценного функционирования инновационной экономики (института патентных поверенных, компаний, осуществляющих юридическую защиту указанных прав) законодателем предусмотрены налоговые вычеты и для специального налогового режима.

В частности, к расходам, учитываемым при налогообложении, относятся:

- расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

- расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

- расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

Что касается расходов, связанных с получением правовой охраны на результаты интеллектуальной деятельности, необходимо отметить, что к ним прежде всего будут относиться расходы по получению патента на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, расходы по получению патента на селекционное достижение, а также средства, направленные на регистрацию товарного знака и наименования места происхождения товара. Именно эти объекты интеллектуальной собственности получают правовую охрану при условии получения правообладателем патента или соответственно государственной регистрации. К таким расходам будут относиться не только пошлины (ст. 1249 ГК РФ), но и расходы, связанные с получением правовой помощи; как правило, это расходы, связанные с оплатой услуг патентных поверенных и иных представителей.


НДФЛ
Главой 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" предусмотрена система налоговых вычетов, в которую входит социальный налоговый вычет на обучение.

В отношении данной нормы налогового законодательства можно отметить следующее.

Во-первых, установленное ограничение на величину вычета на обучение размером 50 000 руб. в подавляющем большинстве случаев не покрывает фактические затраты налогоплательщика.

Во-вторых, на рынке образовательных услуг наблюдаются серьезные перекосы, не отвечающие потребностям производства и науки.

В этой связи нередко высказывается мнение о целесообразности установления социального налогового вычета на обучение в размере фактических затрат без каких-либо ограничений для специальностей, в которых наука и производство испытывают недостаток кадров, утвержденных постановлением Правительства РФ. На основе предложений Министерства науки и образования РФ может быть разработан перечень специальностей, необходимых для дальнейшего развития приоритетных отраслей науки и инновационной экономики.

С целью усиления у работников мотивации рационализаторской и изобретательской деятельности считаем возможным и целесообразным освободить от НДФЛ выплаты стимулирующего характера в их пользу при осуществлении следующих условий:

- выплаты осуществляются при наличии фактической прибыли от внедрения инноваций;

- источником выплаты является прибыль организации после налогообложения;

- выплата производится в размере, не превышающем фактической прибыли организации от внедрения указанного нововведения;

- выплаты осуществляются в пользу авторов изобретения или рационализаторского предложения.

Соблюдение данных условий освобождения от НДФЛ указанного вида дохода физического лица позволит обеспечить налоговый контроль и предотвратить возможные злоупотребления со стороны налогоплательщиков.
ЕСН
Для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, введена отдельная льготная шкала налоговых ставок единого социального налога (п. 8 ст. 241 НК РФ).

Законодатель поддержал экспортеров IT-услуг и так называемых офшорных программистов и компании, работающие по заказам западных фирм. При этом большое число российских софтверных компаний, работающих на внутреннем рынке, не получило налоговых льгот.

У представителей российской инновационной сферы существуют опасения, что снижение налогового бремени может обрасти громоздким механизмом "сдержек и противовесов" и потому перестанет быть привлекательным для большинства компаний, а также могут быть созданы искусственные барьеры, отсекающие от системы новых льгот значительную часть инновационных предприятий.

Так, небольшие IT-компании, работающие на внутреннем рынке, на практике не смогли воспользоваться льготами из-за сложности механизма их получения.

Отсутствие предусмотренного законодательством механизма аккредитации затрудняет эффективное действие принятых нововведений.

Более того, следует распространить льготу по ЕСН, предоставляемую IT-компаниям, на весь трудоемкий высокотехнологичный сектор. Сегодня благодаря применению пониженной ставки ЕСН IT-компании, в которых около 70% операционных расходов приходится на оплату труда, могут сокращать свои налоговые отчисления.

К числу элементов государственной политики налогового стимулирования, бесспорно, можно отнести пониженные ставки ЕСН для предприятий, зарегистрированных на территории технико-внедренческих зон (которые будут далее рассмотрены более подробно).
Инвестиционный налоговый кредит
Действующим налоговым законодательством установлены определенные стимулы для получателей инвестиционного налогового кредита:

- предусмотрен практически заявительный характер его получения;

- установлен достаточно льготный размер уплачиваемых по данному кредиту процентов (не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России).

Однако позитивная идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью налогового кредита не оказала действенного влияния на инвестиционную деятельность организаций в форме капитальных вложений. Так, по состоянию на 1 января 2007 г. всего лишь пять организаций получили инвестиционный налоговый кредит на сумму 219,5 млн руб., из которых более 97% были предоставлены за счет региональных и местных средств. Причины такого неиспользования механизма инвестиционного налогового кредитования заключаются в основном в условиях его предоставления. В частности, налогоплательщиков не вполне устраивают сроки предоставления данного кредита, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам.

В получении инвестиционного налогового кредита имеется серьезное ограничение: при проведении НИОКР или технического перевооружения производства кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного этой организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей. Такие условия препятствуют развитию этой формы инвестирования в экономику.

Фактически инвестор может получить данный кредит только при проведении технического перевооружения собственного производства. В таких проектах срок предоставления кредита в пределах до пяти лет слишком мал: за подобный период капитальные затраты подобного характера не всегда могут окупиться. Сроки предоставления данного налогового кредита должны устанавливаться в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта.

В связи с этим целесообразно пересмотреть цели кредита, условия его предоставления. Кроме того, желательно расширить сферу применения инвестиционного налогового кредита, который должен выдаваться организациям сферы материального производства на реализацию любых инвестиционных проектов. При этом основным условием предоставления данного кредита должно быть наличие у инвестора собственных финансовых средств, а также участие в проекте банковских ресурсов.

Одновременно следовало бы расширить и перечень федеральных налогов, за счет которых может быть выдан инвестиционный налоговый кредит.


Налоговые каникулы
Освобождение налогоплательщика на определенный период времени получило название налоговых каникул. Российское налоговое законодательство имело опыт предоставления налоговых каникул в части налога на прибыль (малым предприятиям) и налога на имущество организаций. Такая льгота действовала до принятия второй части НК РФ.

В настоящий момент режим налоговых каникул в российском законодательстве предусмотрен для налога на имущество, земельного и транспортного налога для предприятий ОЭЗ всех типов.

Ряд экспертов высказываются за возрождение такого вида налоговой льготы, как налоговые каникулы по налогу на прибыль для организаций инновационного типа. Целесообразность использования данной льготы обусловлена тем, что именно на старте своей деятельности организации инновационного типа испытывают финансовые затруднения. Налоговое бремя для них велико именно в первые годы существования. В последующем сама суть организации инновационного типа предполагает, что практическое использование инноваций обеспечит высокую прибыльность хозяйственной деятельности и уплачиваемые суммы налоговых платежей не будут столь обременительны.

В этой связи целесообразным представляется включение в гл. 25 НК РФ нормы, предусматривающей предоставление налоговых каникул в течение пяти лет вновь созданным научным организациям и инновационным организациям. Данная льгота должна предоставляться только при условии, что валовой доход от осуществления научной и инновационной деятельности составляет у организации не менее 70% всего полученного в отчетном периоде дохода.

Образовательным учреждениям, организациям, занимающимся научно-исследовательской деятельностью, необходимо предоставить налоговые каникулы по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Сегодня эти затраты компенсируются бюджетным учреждениям из бюджета, и поэтому введение подобной льготы оправданно.
Технико-внедренческие особые экономические зоны
Не следует недооценивать и региональный срез стимулирования инновационной деятельности. Ряд современных исследователей (в частности, Д. Даймонд) полагают, что технологии и знания лучше распространяются в пределах одной климатической зоны, легче "мигрируют" в направлении Восток - Запад, чем Север - Юг. Этот вывод делает и П. Кругман ("знания пересекают улицу легче, чем океан").

На сегодняшний день на территории, принадлежащей ОЭЗ технико-внедренческого типа, применяется режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

В технико-внедренческих ОЭЗ предусмотрена пониженная ставка единого социального налога - 14% вместо 26%. В соответствии со ст. 241 НК РФ для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, установлены ставки ЕСН. Причем данные ставки установлены только в части зачисления в федеральный бюджет, а именно при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года:

- до 280 000 руб. - 14%;

- от 280 001 руб. до 600 000 руб. - 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.;

- свыше 600 000 руб. - 57 120 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.

По налогу на прибыль предусмотрены следующие льготы.

Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ для резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет. Ставка может устанавливаться только в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и применяться резидентом ОЭЗ при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по этой деятельности от остальных доходов и расходов.

Абзацем 4 п. 2 ст. 262 НК РФ установлено, что расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Следовательно, во всех ОЭЗ налогоплательщики могут учитывать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки при исчислении налога на прибыль в размере фактических затрат независимо от результата (положительного или отрицательного) исследований.

В частности, по налогу на имущество организаций и земельному налогу налоговые каникулы установлены сроком на 5 лет (соответственно п. 17 ст. 381 и п. 9 ст. 395 НК РФ). НК РФ предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций - резидентов ОЭЗ. Согласно п. 17 ст. 381 НК РФ при расчете налога на имущество организации - резиденты ОЭЗ не учитывают стоимость основных средств, которые числятся у них на балансе.

Такая льгота действует в течение пяти лет с момента постановки основного средства на учет при выполнении трех условий: основные средства были созданы или приобретены в целях ведения деятельности в ОЭЗ; указанное имущество находится на территории ОЭЗ; основные средства должны использоваться на территории ОЭЗ в рамках соглашений о создании особой экономической зоны.

Организации - резиденты ОЭЗ освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Указанная льгота предоставляется только организациям - резидентам ОЭЗ: соответственно если объект недвижимости на территории ОЭЗ будет создан индивидуальным предпринимателем и он выкупит земельный участок, находящийся под объектом, то льгота по земельному налогу ему предоставлена не будет.

Однако основная льгота для налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ - это гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах, т.е. акты, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 38 Закона N 116-ФЗ). Исключение в данном Законе сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.

По транспортному налогу в отдельных регионах ставки значительно снижены, в других - предоставлены налоговые каникулы.


Специальный налоговый режим
Среди прочих мер налогового стимулирования инновационной деятельности нередко высказывается мнение о необходимости введения нового специального налогового режима.

Эта мера позволила бы осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать проблемы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием.

В рамках указанного специального налогового режима предлагается освободить научные и инновационные организации от уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добавленную стоимость (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России), налога на имущество организаций и земельного налога. Представляется целесообразным вместо этих пяти налогов установить для данной категории налогоплательщиков единый налог, уплачиваемый с полученных организацией доходов по ставке 6%.

Процедура перехода на этот режим представляется следующей. Научные и инновационные организации, изъявившие желание перейти на новую систему налогообложения, должны будут подать в налоговый орган по месту нахождения организации соответствующие заявления и документы об аккредитации в период с 1 октября года, предшествующего году перехода на специальный налоговый режим, по 25 января года, в котором организация предполагает перейти на него. Функция налогового органа на данном этапе сводится лишь к проверке представленных документов, что немаловажно.

Объектом налогообложения предлагается признавать полученные доходы. Причем в качестве доходов представляется целесообразным считать следующие виды доходов:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Налогового кодекса РФ.

Налоговой базой по единому налогу предлагается признавать денежное выражение вышеуказанных видов доходов.

Налоговым периодом по данному налогу целесообразно определить календарный год. Отчетными же периодами следует установить первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, т.е. как при применении упрощенной системы налогообложения. При этом по итогам каждого отчетного периода необходимо будет самостоятельно исчислять сумму квартального авансового платежа по налогу, которые должны суммироваться и засчитываться в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Кроме того, предлагается при установлении указанного налогового режима также предусмотреть норму, согласно которой сумма единого налога (авансовых платежей по налогу) уменьшалась бы на сумму страховых взносов, внесенных налогоплательщиком на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму начисленных за этот же период пособий по временной нетрудоспособности работникам организации.

Если затронуть вопрос о распределении по бюджетной системе налоговых поступлений от единого налога, то следует предложить такую схему: 10% - в федеральный бюджет; 45% - в бюджет субъекта Российской Федерации; 45% - в местный бюджет. При таком распределении будут учтены интересы всех участников бюджетного процесса. При таком распределении субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления компенсируется частичное выпадение их налоговых доходов по налогу на имущество организаций (региональный налог) и земельному налогу (местный налог).
Стимулирование кредитования инновационного бизнеса
По мнению ряда российских экономистов, основной проблемой в области налогообложения кредитных организаций является отсутствие действенного механизма, направленного на стимулирование инвестиций банков в реальный сектор экономики.

Объективно максимальная эффективность инновационных вложений может обеспечиваться только при условии их доступности широкому кругу субъектов рынка. Предоставляя льготы банкам, осуществляющим кредитование организаций инновационного типа, необходимо создать преимущества в порядке налогообложения как доходов, полученных от осуществления такой деятельности, так и понесенных расходов.

При этом льготный режим налогообложения должен применяться банками при одновременном соблюдении следующих условий:

- не менее 50% кредитного портфеля предоставляется организациям инновационного типа при сроке выдачи кредита не менее 12 месяцев;

- не менее 25% налогооблагаемых доходов получено от осуществления кредитования организаций инновационного типа.

Напомним, что на основании п. 1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях.

Привлекая средства под рыночные ставки процентов, банк неизбежно несет затраты по признанию соответствующих процентных расходов на обслуживание привлеченных кредитов, которые не всегда можно отнести на расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, в силу отсутствия сопоставимых обязательств.

С целью усиления налогового стимулирования кредитования организаций инновационного типа необходимо ввести коэффициенты, позволяющие относить на затраты больший уровень процентов по долговым обязательствам.

Среди специалистов в области налогового регулирования звучат различные точки зрения относительно увеличения лимита отнесения банковских процентов от 15%-ного увеличения до признания процентов в полном объеме.

Предложенные меры будут способствовать привлечению специализированными инвестиционными банками кредитных ресурсов для последующего финансирования инновационной деятельности.

Среди наиболее радикальных мер стимулирования кредитования инновационного сектора высказываются предложения о "переносе убытков в прошлое", согласно которому банки, осуществляющие инновационные вложения и соответствующие указанным выше критериям, вправе переносить убытки в прошлые налоговые периоды: если у банка по результатам прошлого налогового периода получена прибыль, а в текущем налоговом периоде - убыток, то результат предыдущего налогового периода будет пересчитан.

Согласно действующему в настоящее время порядку банки, понесшие убыток, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы. Перенос убытка на будущее банк вправе осуществлять в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Названная мера позволила бы банку получать возмещение из бюджета, необходимое для покрытия разницы в доходах, которая образуется за счет применения более низких по сравнению с рыночными ставок по инновационным кредитам.
Стимулирование страхования инновационных рисков
В настоящее время в государственной инновационной политике налицо недоучет вопросов, связанных с управлением рисками. Страховые компании как опытные риск-менеджеры способны заполнить эту нишу в инновационной политике, разработав стратегию минимизации инновационных рисков. В то же время коммерческие страховые компании зачастую не желают принимать на страхование инвестиционные и инновационные риски, страхование рисков инновационной деятельности по-прежнему носит случайный характер.

Для того чтобы инновационные предприятия чаще прибегали к страховой защите, необходимы не только более активные действия со стороны страховых организаций, но также содействие со стороны органов государственной власти и управления России: государство могло бы выступить дополнительным гарантом для страховщика при страховании инвестиционных и инновационных рисков.

В предлагаемых для использования моделях государственно-частного партнерства наиболее предпочтительным способом государственной поддержки по-прежнему являются предоставление государственных гарантий для компенсации до 90% убытков.

Возможно, по мере становления страхования инновационных рисков востребованными окажутся и налоговые преференции страховщикам.


Стимулирование развития институтов

правовой защиты инноваций


По аналогии с адвокатами, которые осуществляют свою деятельность либо индивидуально (учреждая адвокатский кабинет), либо в составе объединений, патентные поверенные работают в качестве предпринимателя и по найму.

В налоговых целях деятельность нотариусов и адвокатов не считается предпринимательской. Адвокаты, как и частнопрактикующие нотариусы, не признаются индивидуальными предпринимателями (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ), соответственно не считаются плательщиками НДС. В отличие от нотариусов и адвокатов деятельность частнопрактикующего патентного поверенного считается деятельностью индивидуального предпринимателя; они уплачивают налоги (в том числе и НДС) в соответствии с общей системой налогообложения индивидуальных предпринимателей.

В случае работы патентного поверенного по найму договор об оказании соответствующей услуги заключается и исполняется компанией, в которой он работает. При оказании данных услуг в этом случае НДС взимается в порядке, установленном законодательством для налогообложения деятельности юридических лиц - коммерческих организаций.

Очевидно, что освобождение деятельности патентных поверенных и патентных бюро от уплаты НДС могло бы создать предпосылки для развития этого сегмента инновационной инфраструктуры.


О.В.Гордеева

Самарский государственный

экономический университет
"Налоги" (газета), 2009, N 48


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница