Инноватика в сфере образования инновационная политика вуза




Скачать 176.02 Kb.
Дата11.05.2016
Размер176.02 Kb.
РАЗДЕЛ 8. ИННОВАТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Инновационная политика вуза

1.1. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы

1.2. Особенности инновационной политики вузов

1.3. Классификации инновационной политики вузов



2. Педагогические инновации

2.1. Педагогические инновации

2.2. Этапы освоения новшества

2.3. Типы преподавателей по отношению к инновациям (по Э.М.Роджерсу)

2.4.Барьеры инновационной педагогической деятельности (по И.Е.Писаревой)
Источник:

Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы

http://sbiblio.com/biblio/archive/gerasimov/default.aspx

1.1. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы

Будущее не импровизируется, его можно построить лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого. Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том, что мы отливаем новые идеи в старых формах, которые достаточно частично изменить, чтобы привести их в гармонию с новым содержанием (Эмиль Дюркгейм).

Точное логическое определение понятий - главнейшее условие истинного знания (Сократ).

Одним из наиболее распространённых и, одновременно, неотработанных в понятийном смысле определений стала «инновация.» По сути дела, прямой перевод ни у кого не вызывает сомнения (от латинского in - в и novus - новое), а вот содержательное применение и смысловая интерпретация безбрежно широка. Здесь наиболее распространены «новшество», «нововведение» не говоря о массе понятийных новообразований: «инновационный фон», «инновационный потенциал», «инновационная технология» и т.д.

В отличии от естественного, стихийно протекающего процесса, инновация носит характер «...инициируемых и контролируемых изменений, изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия» 19. Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определённого результата. Другое дело, насколько достоверно может быть предсказан и насколько полно и точно описан конечный результат. 

19 Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. С.81.

В массе своей «инновация» восходит к терминам определения технических изделий принципиально нового, не имеющего аналога, типа. Однако термин стали использовать шире — не только в технике, но и для обозначения нововведений в социальной жизни. В настоящее время используются два основных понимания инноваций, различающихся функционально:



  • технологические инновации — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

  • социальные инновации — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

Технологические инновации — часто синоним термина продуктовые инновации, инновации продукта. Продуктовые инновации подразумевают создание новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, машин и механизмов в целом, получение принципиально новых продуктов.

Социальные инновации — синоним термина процессные инновации, улучшение процесса организации деятельности, изменения в управлении, социально-организационные технологии. Здесь же - аллокационные инновации — новшество в распределении всех ресурсов фирмы.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Однако, что касается исследований специфики инновационной деятельности в сфере образования, то как спектр проблем, так и представленность работ здесь весьма незначительна и явно не справляется с потребностью в теоретическом осмыслении состояний и тенденций их трансформации в образовательной действительности. Между тем, по своей концептуальности и содержательной направленности в отношении к применению понятия инновации, они, несмотря на свою немногочисленность, уже сегодня составляют достаточно пеструю исследовательскую палитру.

Одни заимствуют понятие инновации, особенно не вдаваясь в его концептуальный смысл и сущность социального механизма действия, употребляя его при этом как аналог понятий нововведение и новшество и почти автоматически переносят их на явления образовательной жизнедеятельности, преимущественно в той ее части, которая описывает собственно педагогический процесс 6.

См.: Зимирев Г.П. Изменение социального положения учительства Забайкалья: проблемы, пути решения. Чита. 1998; Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х гг. /Под ред. Смирновой Е.А. СПб., 1995 и др.

Другие пытаются изначально определиться по отношению к смыслу используемого понятия инновации и анализируют его место и роль в трансформации образовательного процесса в качестве средства его изменения (педагогического ли, управленческого ли, но средства).

Третьи, столкнувшись с проблемой теоретической ограниченности возможностей первых двух подходов, ищут пути концептуализации инновации в образовательной сфере в качестве способа ее саморазвития. Это, в свою очередь, заставляет более глубоко проникать в сущность самого явления инновации в образовании. Немногочисленная по количеству работ эта часть исследований наиболее плодотворна в содержательном смысле, поскольку позволяет оптимально сочетать возможности инновации как особой сферы теоретического знания со спецификой организации системы образования, в целом и образовательного процесса, в частности 8.



Как свидетельствует исследование, показателями, по которым можно судить о возможностях инновационного развития образовательной системы могут быть следующие:

  • Во-первых, качество, в котором система образования рассматривается во взаимоотношении с другими социальными системами - сервисное обслуживание по социальному заказу или как структура, определяющая развитие, т.е. ресурс развития. В первом случае, сама система адаптируется к социальному заказу, а отношение к системе образования строится на затратном принципе, во втором- с её помощью изменяется социальная действительность, а это обеспечивает инвестиции в развитие, что существенно меняет статусную позицию системы и предполагает её соответствующую трансформацию. «Превращение образования в особый вид практики общественного развития является кардинально новой постановкой вопроса о том как должно быть организовано такое образование» [125]. Следовательно, возникает необходимость инновационного изменения как системы в целом, так и образовательных и педагогических её компонентов.

  • Во- вторых, наличие реального (а не декларируемого) многообразия не только видов и типов образования как предметной модификации единого содержания (то есть формы), но и образовательных сущностей, т.е. образовательных и педагогических систем, вплоть до парадигмального их расхождения. Само многообразие и вариативность, оформленные как принципы организации систем, сохраняя возможность выбора и целеполагания, становятся залогом их инновационного развития. Хотя при этом возникает необходимость отыскания разумной меры, поскольку целостное состояние системы обеспечивается лишь в условиях ограниченности степеней свободы. Однако мера эта устанавливается и регулируется не искусственно- на основе административного права, а естественно - с позиций изучения диапазона образовательных потребностей и прогностически выстроенной модели образовательных возможностей.

  • В-третьих, степень сформированности условий организации инновационной деятельности, которую определяют как инновационную обстановку [126], включающую соответствующую инновационную инфраструктуру, широкий диапазон мотивационной политики (от экономической до моральной), информационное (в том числе научно- консультационное) обеспечение, мобильность инновационного пространства [127] и многое другое.

  • В-четвёртых, состояние управленческой культуры по сущности своей отвечающей, с одной стороны, потребностям образовательного процесса как динамичного, неравновесного, открытого, с другой - условиям осуществления управленческой деятельности таким, как: нестабильность, т.е. разнохарактерность и неупорядоченность по факторам, определяющим ситуационное состояние системы; неоднородность- экономическая, социальная и конечно- же образовательная, возникающая в результате диверсификации; ограниченность ресурсов как материальных, экономических, так и соответствующего качества профессионально- педагогической культуры [128].

Под влиянием этих факторов происходит смещение акцентов в формулировании управленческих задач (приобщение к новой образовательной идеологии, создание условий творчества для реализации инновационной деятельности и т.п.) и появление новых чисто управленческих функций научная экспертиза, консультирование, организация исследовательской деятельности и т.п.) Всё это приводит отдельных исследователей к выводу о том. что «...сегодня только один способ управления является эффективным научно-исследовательский» [129], поскольку он соответствует природе инновационной деятельности. На наш взгляд, речь должна всё таки идти не о смене способа управления, а о трансформации управленческой культуры как совокупности управленческих отношений и управленческой деятельности [130]. Динамичный процесс изменения социокультурного пространства, способствующий образованию новых деятельностей.

125 Рубцов В.В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. М.. 1997, С.36

126 Нововведения в муниципальном управлении образованием... С. 18-19

127 См.: Или инновации или игра в инновации //Управление школой. 1997. №4. С. 12

128 См.: Ушаков К.М. Подготовка управленческих кадров образования. М. Л 997. С. 14-23

129 Кваша В. Только один способ управления эффективен... С. 14

130 См.: Герасимов Г.И., Речкин М.С. Трансформация управленческой культуры в муниципальной системе образования. Ростов-на-Дону, 1998
1.2 Инновационная политика вуза

Высшие учебные заведения как образовательные организации, имеют свою специфику. Поскольку главная обязанность вуза – образовательная деятельность, то она накладывает определенные ограничения на инновационные изменения.



Ограничение первое. Принцип непрерывности образования (преемственность обучения, последовательность, сопряженность его уровней и ступеней) создает для образовательных инноваций институциональную границу, а принцип универсальности образования (учить всех людей независимо от их индивидуальных социальных, расовых отличий, места проживания, состояния здоровья, уровня предшествующего обучения) не позволяет отсечь от образования большое количество людей, нуждающихся в нем.

Ограничение второе. С одной стороны, образование – сфера распространения научных знаний и сфера генерации собственно образовательного знания, то есть сфера творческого поиска, утверждения нового; с другой – образованию свойственен крайний консерватизм, поскольку повторение и воспроизведение репродуктивного характера является предпосылкой сохранения социума. Для развития обществу необходима в обязательном порядке передача культурных норм и минимума обязательных знаний. Другими словами, социально-культурный традиционализм выступает ещё одной границей для осуществления инноваций.

Кроме того, необходимо устойчиво воспроизвести не только сферу культуры и знаний в полном объеме, но и все социально-экономические отношения, социальные слои и сферы общества посредством осуществления многочисленных социальных функций образования.

По мнению ученых, недоучет указанных ограничений на инновационную политику в образовании приводит к тому, что инновации сбивают воспроизводство образования с режима творчества и преобразования на режим рутины, адаптации, выживания. Более того, политика перманентных (непрерывных) инноваций порождает хаос в образовательной системе, ведет к ее распаду.

Третье ограничение. Человеческий фактор в сфере образования накладывает свои ограничения, суть которых в следующем: отдельная образовательная инновация, помноженная на энергию энтузиастов, не может быть реализована или ускорена в массовых масштабах, если не опирается на собственное творчество масс либо вызывает неприятие и отпор.

Четвёртое ограничение. Внедрение и использование инноваций в сфере образования имеют социально-экономические границы. Во-первых, образование – область не сразу проявляющихся (но комплексных и долгосрочных) социально-экономических последствий любой политики, в том числе инновационной. Во-вторых, образование – область долгосрочного инвестирования, то есть область значительного количества преимущественно неокупаемых в краткосрочном и стоимостном отношении инноваций. В-третьих, в условиях рынка инновационные циклы характеризуются краткосрочностью, образовательные же циклы (циклы воспроизводства знания, человеческих ресурсов) имеют длительный характер.

Нужно отметить, что экономические критерии в отношении необходимости и возможности инноваций в сфере образования не должны быть главными, решающими.


1.2 Особенности инновационной политики вузов

Инновационная политика в сфере высшего образования отличается от инновационной политики в других звеньях образования большой вероятностью коммерциализации инноваций. Вузы, оказывающие образовательные услуги для общественного сектора экономики, и вузы, оказывающие образовательные услуги для бизнеса, также находятся не в одинаковом положении с точки зрения инноваций, а значит, будут иметь отличия в осуществлении инновационной политики, в частности для коммерческих проектов.

Вместе с тем, деятельность вуза – это не только образовательная деятельность, производство кадров, человеческого потенциала, сфер хозяйства и общества во многих его компонентах. На микроуровне образовательное учреждение является субъектом различных видов деятельности – как образовательной, так и не образовательной (научной, управленческой, финансовой, маркетинговой). Воспитательная деятельность является органичным элементом всех видов деятельности.

Следует отличать инновационную политику от научно-технической политики высшего учебного заведения. Научно-техническая политика охватывает лишь научную деятельность, а инновационная политика – все виды деятельности вуза, отвечает за его развитие, повышение конкурентоспособности.

Выделяют внешнюю и внутреннюю инновационную политику вуза.

Основными принципами внешней инновационной политики высшей школы являются:

•единство научного и образовательного процессов, управленческой деятельности и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;

•оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления;

•формирование инновационных проектов по приоритетным направлениям исследований, определяемых государственной и научно-технической политиками;

•поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно-технического творчества молодежи;

•проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся реализацией готовых услуг и продукции;

•поддержка предпринимательской деятельности в научной сфере;

•интеграция науки и образования в международное сообщество;

•формирование сетевых структур при организации инновационной и научной деятельности.



Внутренняя инновационная политика должна формироваться и осуществляться и на основе следующих принципов:

•непрерывное развитие инновационного потенциала организации, необходимого для реализации инноваций;

•комплексное осуществление инноваций, при котором все виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой и взаимно продвигают друг друга;

•создание структурного подразделения, отвечающего за формирование и реализацию инновационной политики, стратегии;

•мобилизация персонала, максимальное использование финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов для реализации инновации;

•материальное, моральное и социальное стимулирование инновационной активности;

•учет рисков.

Инновационная политика вузов как инструмент управления развитием любой организации должна учитывать специфические особенности их деятельности, способствовать раскрытию инновационного потенциала, созданию инновационно активного поведения персонала, при этом она является решающим фактором инновационной деятельности, одним из важных элементов инновационного процесса в организации.



1.3 Классификации инновационной политики вузов

По своему виду инновационная политика организации может быть различна. Наиболее целесообразна классификация инновационной политики в зависимости от ситуации, сложившейся в организации. В данном случае различают следующие виды инновационной политики: сужения и роста. В основе такой классификации заложен анализ целей организации, определяемых как её конкретное конечное состояние, или желаемый результат.

Отдельные инновационные проекты должны быть элементами единой управляемой системы, существуя параллельно и сменяя друг друга; они должны быть органично согласованы с существующей и будущей деятельностью организации. Это делает возможным развитие организации. Проблемы развития решаются в рамках системы стратегического управления организацией, которая во времени разделяется на две составляющие: формирование стратегии и управление реализацией стратегии. Важное значение в этом процессе играет разработка инструмента, согласовывающего действия, определяющего их направления.

Вузы, действующие в неблагоприятных условиях выбирают цели сужения; инвестиции в инновационные проекты в этом случае либо отсутствуют, либо носят случайный характер (политика выживания).

Инвестиции в инновации при политике роста регулярны и имеют определенную направленность, характеризующую инновационную политику. Инновационная политика роста характеризуется внешней и внутренней социальной ориентацией (под внешней понимается социализация результатов деятельности, под внутренней – гуманизация процесса управления). Присутствие одной из составляющих не предполагает обязательность и другой. Но если в направлениях распределения доходов от них прослеживается стремление одновременно и к социализации результатов деятельности, и к гуманизации процесса управления, то инновационная политика организации является гуманистической. Политика роста может быть экстенсивной или интенсивной, рискованной или умеренной, допускать использование альтернативных источников финансирования.

По сфере приложений инновационная политика может быть образовательной (в отношении образовательных услуг, образовательных технологий, методической работы, организации учебного процесса), воспитательной (в отношении воспитательных технологий), управленческой (в отношении совершенствования системы управления; организационной структуры, организационного поведения, организационной культуры).

В отношении рисков для вузов характерна умеренная инновационная политика. Рисковая политика, учитывая особенности деятельности вузов, может осуществляться лишь в научной деятельности. Но вуз должен разработать программу управления рисками. Среди методов управления рисками предпочтение следует отдавать страхованию рисков и распределению ответственности участников инновационного проекта.

В жизни возможно проводить внешнюю интенсивную, умеренную по степени риска, стабильную инновационную политику на основе многоканальной модели финансирования. Внутренняя политика должна соответствовать внешней политике. В противном случае – вуз не только не сможет развиваться, но и прекратит свою деятельность.

Необходимо, чтобы внешняя и внутренняя инновационная политика каждого отечественного вуза по целевой направленности была политикой роста, по методу формирования – научно обоснованной, по характеру отбора – селективной, по отношению к риску – умеренной в образовательной и воспитательной технологиях и рисковой в научной деятельности. Однако, на практике эту модель реализовывать не так легко.



2. Педагогические инновации

2.1 Педагогические инновации

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс, которые принято называть педагогическими инновациями.



Педагогические инновации – целенаправленные изменения, которые вносят в деятельность образовательного учреждения новые, относительно стабильные элементы, эффективно влияющие на его развитие и функционирование.

Поскольку инновация это обновление, изменение, ввод чего-то нового, появление новизны, инновационная педагогическая деятельность обладает развивающим влиянием на профессиональное и личностное саморазвитие педагога.

Перечислим факторы распространения педагогических инноваций.

1. социальные условия широкого плана,

2. частные социальные условия,

3. личностные факторы.



Проблемы инновационной деятельности всегда являются центром внимания большого количества исследователей. Разработкой понятий, структуры и классификаций инноваций в сфере образования связаны имена К.А.Абульхановой-Славской, Ф.Г.Гоноболина, В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, Н.Д.Никандрова, Л.С.Подымовой, М.М.Поташника, А.И.Пригожина, Э.М.Роджерса, В.А.Сластенина, Г.С.Сухобской, У.Уолкера, Л.М.Фридмана и др.

Весомое место в исследованиях этих и других учёных занимает рассмотрение инновационной деятельности педагога как деятельности творческой, поскольку творчество определяется (1) как создание новых оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость (С.Л.Рубинштейн), (2) как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта, требующее от него особых способностей (Л.С.Выготский).

Творческий характер носит не только процесс поиска решения педагогической задачи, но и процесс воплощения этого решения (Ф.Г.Гоноболин), который в значительной мере зависит от индивидуальных личностных особенностей педагога. Так, в результате исследования влияния индивидуальных качеств личности педагогов-новаторов на осуществление ими инновационной деятельности было установлено (О.Н.Гнездилова) следующее: педагог-новатор выступает в роли носителя конкретного новшества и одновременно творца, трансформирующего это «новшество» в процессе внедрения.

Таким образом, эффективность инновационной деятельности педагога целиком и полностью зависит от степени развитости внутреннего потенциала его личности, от его интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей.



2.2 Этапы освоения новшества

• Ознакомление, в ходе которого достигается знание о новшестве.

• Появление интереса, мотивирующее поиск дополнительной информации о новшестве.

• Оценка и решение об апробации, заканчивающееся поиском необходимой для апробации информации.

•Апробация завершается решением использовать новшество или отказаться от него.

•Принятие окончательного решения об активном и целенаправленном внедрении новшества.



2.3 Типы преподавателей по отношению к инновациям (по Э.М.Роджерсу)

1. Новаторы (до 2,5% преподавателей) – отличаются авантюрным духом, поглощением новшествами, открытостью к новому, извлекают новое из любого общения, ориентированы космополитически.

2. Ранние реализаторы (до 13,5% преподавателей) – следуют за новаторами, информаторы и советники.

3. Предварительное большинство (до 34% преподавателей) – осваивают новшества после ранних реализаторов, свободно общаются с предыдущими группами, но редко бывают лидерами. Им требуется более значительное время для внедрения новшества.

4. Позднее большинство (до 34% преподавателей) – проявляют скепсис; осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением внешней среды, когда большое количество групп и общество не начнет ясно высказываться в пользу определённого новшества.

5. Колеблющиеся (до 16% преподавателей) – ориентируются на традиционные ценности; осваивают новшества последними; решение принимают с учётом прошлого опыта; контактируют в первую очередь с себе подобными; сомневаются и в новаторах, и в инициаторах нововведений; являются тормозом в распространении новшества.



2.4 Барьеры инновационной педагогической деятельности (по И.Е.Писаревой)

На пути к осуществлению инновационной деятельностью зачастую возникают разнообразные затруднения (барьеры), основанные на осознании педагогом противоречия между необходимостью достижения определённой цели, обусловленной инновационной деятельностью, и отсутствием для этого соответствующих возможностей и путей её осуществления (А.Ф.Балакирев).

Балакирев выделяет три этапа развития затруднений педагога в инновационной деятельности.

1. Этап беспричинных затруднений – непосредственное столкновение педагога с преградой в результате низкого уровня осознания педагогической задачи. Если в ходе анализа и поиска причин затруднений, мешающих достижению цели, разворачивается деятельность по их отысканию, то возникает чувство мобилизационной готовности к преодолению трудностей.



2. Этап затруднений с осознанной причиной – развитие ориентировочной реакции на поиск путей и способов преодоления трудности – развивается по двум возможным сценариям.

А. Подходящий вариант решения найден. Процесс затруднений решается благополучно. Возникает чувство эмоционального и творческого подъёма. I

В. Подходящий вариант решения не найден. Наступает период осложнений. Возникает чувство безнадёжности.

3.Завершающий этап зависит от реализации того или иного сценария:

а) Плодотворное продолжение инновационной деятельности.

б) Педагог прекращает инновационную деятельность, или же она сводится к имитации.

Перечислим основные виды барьеров инновационной педагогической деятельности.



1.Педагогические (профессиональные):

  • отсутствие стремления к высоким результатам своего труда;

  • отсутствие способности к сотворчеству;

  • отсутствие интереса к новым идеям в области психологии;

  • отсутствие интереса к внедрению новых педагогических технологий.

2. Психологические:

  • отсутствие стремления к самосовершенствованию;

  • отсутствие способности к рефлексии собственной деятельности;

  • отсутствие интереса к педагогической инноватике.

3. Социальные:

  • Низкий уровень заработной платы;

  • Невнимание общества к работникам образования (быт, условия труда и пр.);

  • Отсутствие условий для профессионального роста.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница