Инновационная политика россии в новой экономике




Скачать 58.63 Kb.
Дата11.05.2016
Размер58.63 Kb.


ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
М.И. Бештоев

Аспирант кафедры

«Экономики и антикризисного управления»

Финансового университета при Правительстве РФ

По мнению экспертов, характерной чертой новой мировой экономики является переход ведущих стран к формированию инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.

Специальные навыки и способности, умение адаптироваться к постоянно меняющейся среде, степень квалификации становятся ведущим производственным ресурсом, ключевым фактором успеха личности или организации. Инвестиции в интеллектуальный капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций. При этом интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов вызывает необходимость резкого сокращения инновационного цикла и ускорения темпов обновления продукции и технологий.

Место России в мировых инновационных процессах пока не соответствует имеющемуся в стране (человеческому) потенциалу. Доля высокотехнологичных производств в реальном секторе экономики России и экспорта ее наукоемкой продукции не обеспечивают в должной мере необходимой конкурентоспособности на мировых рынках и статус развитой мировой державы. Только 8 % роста нашей экономики достигается за счет высокотехнологичных секторов (в развитых странах – около 60 %), доля страны в мировом наукоемком экспорте не превышает 0,5 %.

Вместе с тем, как показывает зарубежный опыт, структурная перестройка в пользу наукоемких секторов позволяет достаточно быстро повысить темпы роста экономики и долю страны в мировой торговле. В России же спрос на технологические инновации со стороны отечественных предприятий в целом остается относительно низким и не соответствует условиям достижения устойчивого экономического роста. Развитие сложившейся ситуации приведет к потере национальной конкурентоспособности на мировых рынках.

Поэтому проблемой, требующей первоочередного решения, является преодоление тенденции технологического и инновационного отставания российской экономики. В рамках целого ряда правительственных решений и программ предпринимались неоднократные попытки формирования целостной государственной политики по поддержке и развитию инноваций, а также формированию благоприятной институциональной среды.

В 2005 году были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году – Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года, в 2008 году утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, содержащие разделы, посвященные инновационному развитию.

Важными результатами реализации данных программ стало создание основ национальной инновационной системы, элементов инновационной инфраструктуры, институтов развития. Созданы Российская венчурная компания, Роснанотех, Центр поддержки научной деятельности и коммерциализации её результатов в Сколково, Внешэкономбанк реорганизован как банк развития, сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности – технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров.

За последние годы значительно увеличено финансирование науки за счет средств государства, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки.

Значительные усилия предприняты в стимулировании исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005-2008 гг. на эти цели было выделено 30 млрд. рублей), почти трем десяткам университетов на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов, получателям которого выделены средства на реализацию программ развития и создание инновационной инфраструктуры.

Однако, средний уровень достижения запланированных показателей выполнения Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года составил около 40 процентов. В целом, не удалость кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций. Ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура – избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб развитию и внедрению собственных новых разработок.

Следует отметить, что для России выход на траекторию инновационного развития серьезно усложнил мировой экономический кризис 2008-2009 годов. Ухудшилось финансовое состояние предприятий. Однако, последствия мирового экономического кризиса 2008 - 2009 годов и осложнение экономической ситуации в краткосрочной перспективе не означает необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, но повышает требования к темпу и качеству экономического развития.

Россия ставит перед собой амбициозные цели долгосрочного развития, заключающиеся, в том числе, в закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, что требует перевода экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.

В последние годы (2009-2011) вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Тема модернизации и инноваций находится в постоянном фокусе внимания политического руководства страны.

Основополагающим документом реализации государственной политики в сфере инноваций является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, основанная на комплексном подходе к реализации ряда первоочередных мероприятий и охватывающая все основные сектора экономики и общественной жизни.

Предполагается, что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 % пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития

С учетом сложившихся тенденций технологического развития в российской экономике, а также рисков и возможности роста выделено три возможных варианта инновационного развития.

Вариант инерционного технологического развития предполагает отсутствие масштабных усилий, нацеленных на инновационное развитие.

Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности ориентирован на перевооружение экономики на основе импортных технологий, а также на локальное стимулирование развития российских разработок.

Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам государства.

Для страны с диверсифицированной отраслевой структурой выбор варианта политики технологической модернизации не может быть универсальным для всех отраслей и секторов экономики. В современных условиях оптимальным для России является вариант развития с элементами лидерства в некоторых сегментах экономики, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющего варианта в большинстве секторов экономики. Реализация такого варианта является предпочтительной в рамках Стратегии.

Представляется, что реализация мероприятий, предусмотренных указанной стратегией, будет способствовать реализации имеющегося интеллектуального и образовательного потенциала государства, повышению доли высокотехнологичных производств в реальном секторе экономики и экспорта наукоемкой продукции, что, в свою очередь, обеспечит необходимую конкурентоспособность России на мировых рынках и укрепит ее статус, как развитой мировой державы.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница