Информация об анализе лучших практик внедрения эффективного контракта




Скачать 72.69 Kb.
Дата05.05.2016
Размер72.69 Kb.
Приложение 3

Информация

об анализе лучших практик внедрения эффективного контракта.
«Эффективный контракт» в сфере образования внедряется на основе действующей в образовательных организациях новой системы оплаты труда. Внедрение новых принципов оплаты труда в системе общего образования осуществляется с 2007 года в рамках повсеместного перехода на новые системы оплаты труда (далее – НСОТ). Их принципы были отработаны 37 пилотными регионами в рамках комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах. Повышение оплаты труда педагогов осуществлялось с учетом запуска механизмов совершенствования качества школьного образования.

При переходе на НСОТ с 2008 года Министерством обеспечивалось методическое сопровождение, ориентированное на повышение качества результатов образования: модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, методические рекомендации по внедрению в дошкольных образовательных учреждениях систем оплаты труда, прошедших апробацию в пилотных регионах.

Модельной методикой, методическими рекомендациями предусмотрены механизмы формирования и распределения фонда оплаты труда в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

В субъектах Российской Федерации сложились и действуют три модели НСОТ. Данные модели построены на общих ключевых принципах:

фонд оплаты труда (ФОТ) каждой школы формируется на основании регионального подушевого норматива. Организация получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка – по числу детей;

школа самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до нее средств;

ФОТ делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и условий труда);

стимулирующую часть ФОТ распределяют с участием управляющих советов школ по утвержденным показателям качества труда работников школы;

в зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: подготовка к урокам, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и др.;

зарплата директора пропорциональна средней зарплате педагогов (должностной оклад руководителя организации, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном размере к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемой им организации, и составляет до 8 размеров указанной средней заработной платы).

НСОТ работников государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливается:

в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных образовательных организациях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Оценка труда в сфере образования в субъектах Российской Федерации проводится на основании ключевых показателей эффективности деятельности, перечни которых спроектированы, согласованы и утверждены: для руководителей образовательных организаций - на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, для педагогических работников – на уровне образовательных организаций (с учетом специфики реализуемых образовательных программ).

Распределение стимулирующей части ФОТ по результатам труда осуществляется при участии органа, обеспечивающего государственно-общественный характер управления, по представлению руководителя образовательной организации и с учетом мнения профсоюзной организации.

При формировании перечня показателей эффективности учитываются критерии внутренней системы оценки качества образования, специфика основной образовательной программы, реализуемой образовательной организацией соответствующего уровня образования.

В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях в 2012-2018 годах внедрение эффективного контракта осуществляется с учетом показателей эффективности деятельности работников соответствующих организаций.

Минобрнауки России были разработаны и утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и работников (от 18 июня 2013 г., Повалко А.Б.). Органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части введения эффективного контракта в общем, дошкольном, дополнительном образовании руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, разработаны и направлены для руководства в работе методические рекомендации по введению эффективного контракта с педагогическими работниками.

В рамках обеспечения перехода на эффективный контракт в системе среднего профессионального образования (далее – СПО) НИУ «Высшая школа экономики» проведено исследование о разработке и внедрении модели совершенствования системы оплаты труда педагогических работников организаций среднего профессионального образования (далее – СПО).

По данным исследования, введение эффективного контракта с преподавателями образовательных организаций СПО происходит в условиях разных подходов к структуре оплаты труда и наполнению основных компонентов оплаты труда, реализованных в различных регионах в отношении подведомственных образовательных организаций СПО.

В системе СПО субъектов Российской Федерации переход на «эффективный контракт» осуществляется на основе утвержденных систем оплаты труда с учетом методических рекомендаций Министерства (письмо Минобрнауки России от 27 июня 2013 г . №1158-02).

В структуре оплаты труда преподавателя могут указываться перечни выплат стимулирующего и премиального характера, в разделе «условия их назначения» даются ссылки на соответствующие разделы положений об оплате труда этих образовательных организаций; таблицы с перечнями критериев, показателей оценки эффективности и их измерением в баллах.

Для СПО, готовящих кадры для крупных работодателей, характерно установление тесного контакта между работодателем и организацией, обеспечивается согласование программ, организуются производственные практики. Показатели эффективности формируются при активном участии работодателей.

В организациях, для которых характерны традиции профессиональной оценки (учреждения культуры: хореографические, театральные, цирковые, музыкальные и др.), результаты работы представляются профессиональному сообществу, которое оценивает качество подготовки выпускников, соответственно, показатели эффективности (результативности) задаются профессиональным сообществом.

СПО, готовящие кадры для свободного рынка (торгово-экономические, юридические и др.), т.е. не имеющие заказов от работодателя, разрабатывают соответствующие показатели эффективности с ассоциациями соответствующего профиля, крупными сетевыми организациями.

Поэтапное повышение заработной платы в организациях высшего образования также осуществляется на основе действующих моделей оплаты труда, при этом в системе вузов, подведомственных Минобрнауки России, апробируются различные модели формирования заработной платы и повышения эффективности труда научно-педагогического состава вузов.

Система оплаты труда в части перехода на «эффективный контракт» в подведомственных образовательных организациях (высшего образования) регулируется отраслевыми приказами Минобрнауки России: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. № 363 «О выплатах стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации», приказ Минобрнауки России от 8 ноября 2010 г. № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации».



Оплата труда ППС в вузах включает оплату за три вида деятельности: научную, преподавательскую и организационно-воспитательную работу.

Формирование системы «эффективного контракта» требует в каждом вузе принятия решений, которые затрагивают кадровые, финансовые вопросы, а также вопросы повышения академической результативности, организации работы отдельных подразделений вуза. Зоны ответственности по перечисленным вопросам распределены между разными представителями руководства вуза: проректорами, директорами и деканами факультетов.

Одним из механизмов организации распределения стимулирующей части ФОТ является представление достижений сотрудников руководством подразделений вуза.

Например, в одном из университетов каждый месяц деканы факультетов, заведующие кафедрами, другие руководители подразделений представляют списки сотрудников для доплат на основании определенных достижений. По академической работе (публикациям) происходит проверка достоверности данных, назначаются соразмерные выплаты. По остальным видам деятельности собираются комиссии, которые принимают решение на основе представления руководителя подразделения о соответствии достижений размеру предложенной надбавки.

В вузах сложилась практика, когда подразделениям выделяются собственные бюджеты или они формируют стимулирующий фонд самостоятельно за счет внебюджетных средств. Внутри подразделений решение о распределении надбавок может приниматься самостоятельно без привлечения руководства вуза.



По данным мониторинга Минобрнауки России вузы различаются по доле стимулирующего фонда, который распределяется по результатам представления со стороны кафедр и факультетов на уровень руководства и специальных комиссий. Стимулирующие выплаты могут составлять от 30 до 80% заработной платы. Вместе с тем, Минобрнауки проводит работу по приведению структуры оплаты труда в подведомственных вузах в соответствие Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год (протокол № 11 от 25 декабря 2013 г.) в части направления средств на увеличение ставок заработной платы (должностных окладов) преподавательского состава.

О реализации 2190-р -02


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница