Информация к проведению семинара по вопросам соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции на территории Республики Коми




Скачать 335.09 Kb.
Дата06.05.2016
Размер335.09 Kb.
Информация
к проведению семинара по вопросам соблюдения законодательства


в сфере оборота алкогольной продукции на территории Республики Коми
(27 ноября 2014 года)


№ п/п

Вопрос

Ответ

Маркировка алкогольной продукции




Какой установлен срок оборота алкогольной продукции, маркированной старыми образцами акцизных и федеральных специальных марок?

Розничная продажа алкогольной продукции с федеральными специальными марками старого образца разрешена до 1 января 2015 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 236).

Розничная продажа алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, изготовленными в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 786, допускается до 1 сентября 2015 г. (Постановление Правительства РФ от 27.07.2012 N 775 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции»)





Как получить доступ к сведениям о легальности федеральных специальных марок для алкогольной продукции?

В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи алкогольной продукции в торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Чтобы получить доступ к проверке легальности марок необходимо зарегистрироваться в личном кабинете на официальном интернет-портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (http://www.fsrar.ru/ (раздел «Электронные услуги для организаций») и войти в Личный кабинет по паролю или ЭЦП.

В разделе «Проверка марок» будет предоставлен доступ к проверке марок.

В целях визуальной проверки подлинности федеральных специальных марок с информацией о степенях защиты ФСМ , а также с описанием способов проверки их подлинности можно ознакомится на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (http://www.fsrar.ru/.





Как поступить в случае, если при поступлении алкогольной продукции на склад оптовику, в торговый объект розничной организации, проверка легальности федеральных марок на www.fsrar.ru показывает, что марка недействительна?

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон) алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке. При этом маркировка иными не предусмотренными Законом марками не допускается. Согласно пункту 3 статьи 12 Закона федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 статьи 12 Закона, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС) и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. На основании части 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Возврат некачественной алкогольной продукции помимо документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона, должен сопровождаться документами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132: - актом об установленном расхождении по количеству и (или) качеству продукции, являющимся юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или грузоотправителю (форма ТОРГ-2 – в отношении продукции отечественного производства или форма ТОРГ-3 – в отношении продукции импортного производства); - товарной накладной на возврат (форма ТОРГ-12). Также в соответствии со статьей 514 ГК РФ когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. Поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок. Если поставщик в этот срок не распорядится товаром, покупатель вправе возвратить его поставщику. Необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, его возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком. Таким образом, организация при выявлении факта поставки алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками, информация на которых не соответствует информации зафиксированной в ЕГАИС, обязана изъять данную алкогольную продукцию из оборота и произвести ее возврат поставщику. Одновременно, в адрес Росалкогольрегулирования необходимо направить посредством факсимильной связи письмо об обнаружении нелегальной алкогольной продукции, в котором отразить информацию, нанесенную на выявленную поддельную федеральную специальную марку (серия, номер, объем тары, содержание этилового спирта, наименование алкогольной продукции и ее производителя), с приложением копий документов о получении и возврате данной алкогольной продукции, а именно товарно-транспортной накладной, справки к ней и счета фактуры.

http://fsrar.ru/voprosy-i-otvety/federalnye-specialnye-marki-quest


Требования к обороту алкогольной продукции


1.

С какого возраста допускается продажа алкогольной продукции: с 18 или 21 года?

С 18 лет.

Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон).

Согласно п. 2 ст. 16 Закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минпромторга РФ от 15.04.2011 N 524 установлен перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия:

1. Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

2. Общегражданский заграничный паспорт

3. Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации

4. Паспорт моряка (удостоверение личности моряка)

5. Дипломатический паспорт

6. Служебный паспорт

7. Удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина Российской Федерации

8. Паспорт иностранного гражданина

9. Вид на жительство в Российской Федерации

10. Разрешение на временное проживание в Российской Федерации

11. Удостоверение беженца

12. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

Несовершеннолетними в Российской Федерации признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (статья 60 Конституции Российской Федерации).

В случае сомнения в достижении лицом совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить его возраст. Если документ не будет предоставлен, продавец вправе отказать в продаже алкогольной продукции всех видов.

При предъявлении документа, удостоверяющего личность и подтверждающего возраст (с 18 лет), отказ в продаже алкогольной продукции (вне зависимости от ее крепости) будет являться незаконным.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению возраста, с которого разрешена реализация алкогольной продукции.


2.

Требования к хранению алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции расфасованной в потребительскую тару при розничной продаже

Приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 N 59н "Об утверждении Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару" установлены требования в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару.

Технические условия определяют требования к обороту (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (далее - продукция), расфасованной в тару, в которую согласно требованиям технических регламентов и (или) национальных стандартов расфасовывается продукция в целях ее продажи потребителю (далее - потребительская тара), в помещениях организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области производства и оборота продукции (далее - лицензиат), либо организаций, обратившихся в лицензирующий орган с целью получения лицензии на осуществление деятельности в области производства и оборота продукции (далее - соискатель лицензии).

Требования к хранению алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», национальными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р).


3.

Должно ли быть в торговой точке качественное удостоверение на алкогольную продукцию?

Федеральным законом № 171-ФЗ предусмотрен перечень документов, подтверждающий легальность производства и оборота алкогольной продукции:

- товарно-транспортная накладная (ст.10.2);

- справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортной алкогольной продукции (ст. 10.2);

- справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации) (ст. 10.2);

- сертификат соответствия или декларация о соответствии (ст. 16, 25,26).

Следовательно, качественное удостоверение на алкогольную продукцию законом не требуется.



4.

Какие действия могут предпринять граждане в случае обнаружения (подозрения) в торговых точках контрафактной продукции? В какие контролирующие органы необходимо обращаться? Как фиксировать факт продажи контрафактной продукции? Как зафиксировать факты нелегальной торговли (в неустановленных местах, без лицензии, лицам не достигших определенного законом возраста)


В случае обнаружения (подозрения) в торговых точках контрафактной продукции, продажи алкоголя в местах, где такая продажа запрещена или ограничена, а также без лицензии, лицам не достигших определенного законом возраста, следует обращаться в органы полиции:

- в форме электронного документа через официальный сайт МВД по РК https://11.mvd.ru/, «Прием обращений»; на адрес электронной почты mvd11@mvd.gov.ru;


-на телефон доверия: 28-29-50, 21-66-35.

-в форме письменного обращения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 38.

Также можно обратиться в Службу Республики Коми по лицензированию с приложением к заявлению материалов (фотоматериалы, копии кассовых, товарных чеков и др.), доказывающих факты нарушений законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Звонки о нарушениях, связанных с продажей алкоголя, принимаются на телефон «Горячей линии» 8-800-100-13-11.



5.

Почему ответственность за продажу табачных изделий, пива, спиртных напитков несовершеннолетним ложится не на продавцов, а на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Частью 3 статьи 14.53 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий – в виде административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч руб.; на должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч руб.; на юридических лиц - от 100 тысяч до 150 тысяч руб..

Частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - в размере административного штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч руб.; на должностных лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч руб.; на юридических лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч руб.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями КоАП РФ.

Понятие организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций сформулировано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (п. п. 4, 5).

Так, например, продавцы и кассиры, осуществляющие продажу товаров с нарушением установленных правил и норм, как правило, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями не наделены и подлежат административной ответственности за указанные правонарушения на общих основаниях как граждане.

Однако не исключены и другие ситуации, в которых ответ на этот вопрос не столь очевиден. Поэтому при установлении факта продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции или табачных изделий необходимо анализировать внутренние документы организации, устанавливающие распределение служебных обязанностей, в том числе должностные инструкции (регламенты), приказы о делегировании полномочий и др., позволяющие сделать вывод о том, что именно это лицо совершило административное правонарушение.


6.

Согласно закону 171-ФЗ обязательно применение ККТ для продажи алкогольной продукции, а согласно закона «О применении ККТ» №54-ФЗ от 22.05.2003г. организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся на ЕНВД освобождены от применения ККТ. Применять ли ККТ при продаже алкогольной продукции?

По вопросу применения контрольно-кассовой техники при осуществлении розничной торговли алкогольной продукцией организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми, сообщает следующее.

Первым абзацем пункта 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), установлено, что организации, осуществляющие в установленном порядке розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, должны иметь для таких целей, в том числе, контрольно-кассовую технику.

При применении данной нормы необходимо учитывать, что она устанавливает особые требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем является специальной по отношению к положениям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее – Федеральный Закон № 54-ФЗ).

Поэтому, в сфере розничной продажи алкогольной продукции, не подлежит применению, в частности, норма пункта 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Таким образом, организации, осуществляющие в городских поселениях Республики Коми розничную продажу алкогольной продукции, вне зависимости от применяемой системы налогообложения обязаны применять контрольно-кассовую техику.

Данная позиция изложенна в п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Неприменение в указанном случае контрольно-кассовой техники, влечет в соответствии с частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ, предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В тоже время обращаем внимание, что согласно абзаца 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ - организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях, а также согласно абзаца 3 п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ - организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь, в том числе, контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

Федеральным законом № 54-ФЗ (п. 2.1 ст. 2) определено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

наименование документа;

порядковый номер документа, дату его выдачи;

наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Таким образом, налогоплательщики единого налога на вмененный доход (организация или индивидуальный предприниматель), осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, как в городских, так и сельских поселениях, а также организации (индивидуальные предприниматели могут торговать в розницу только пивом, пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой и т.п., за исключением розничной торговли алкогольной продукции), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях, вправе не применять контрольно-кассовую технику, а вправе выбрать между применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и выдачей по требованию покупателей (клиентов) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).


7.

У организации «А», занимающейся розничной реализацией алкогольной продукции закончился срок действия лицензии. Может ли организация «Б», имеющая лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, принять возврат ранее отгруженной продукции от организации «А»?

Порядок возврата алкогольной продукции организации, осуществляющей деятельность на основании лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции от организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции в случае, если срок действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной данной организации закончился, Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не предусмотрен. Возврат алкогольной продукции поставщику возможен до срока прекращения действия лицензии на основании договорных отношений в соответствии с гражданским законодательством.

Порядок возврата алкогольной продукции для оптовых организаций установлен п.5 ст.20 171-ФЗ.

В течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.


8.

Имеет ли право организация розничной торговли вернуть товар поставщику в связи с закрытием своей торговой точки, если на данный момент его точка уже снята с лицензии, но сама лицензия действующая? (есть еще другие торговые точки)

Организация, осуществляющая деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, вправе вернуть товар поставщику в соответствии с законом или договором.

Также организация может переместить товар в другой свой действующий торговый объект. При внутреннем перемещении между обособленными подразделениями необходимо заполнить только раздел "Б" справки к ТТН.



9.

Ряд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на торговую деятельность, в обход установленных законом ограничений фактически осуществляют розничную продажу алкогольной продукции, завуалированную под оказание услуг общественного питания. При этом зачастую, при оказании услуг указанные организации не соответствуют назначению «предприятие общественного питания», ими не соблюдаются Правила оказания услуг общественного питания, установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документа, обязательных требований безопасности услуг для жизни, здоровья людей. Проблема усложняется тем, что открываются подобные заведения в многоквартирных домах. Кроме того, используя возможность осуществления розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в ночное время, повсеместно открываются так называемые предприятия общественного питания в нестационарных торговых объектах. Такие предприятия также не соответствуют заявленной цели – оказание услуг общественного питания. Такая предпринимательская деятельность сопровождается многочисленными жалобами граждан и ростом социальной напряженности.

Согласно статье 8 Федерального закона 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (в том числе по оказанию услуг общественного питания) Федеральную службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая осуществляет проведение проверок соблюдения требований законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг в сфере торговли и сфере общественного питания.

По фактам нарушений прав потребителей при оказании услуг в сфере общественного питания необходимо обращаться в Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми.

Также информируем о том, что Службой Республики Коми по лицензированию разработан проект Закона Республики Коми, устанавливающий запрет на розничную продажу алкогольной продукции в ночное время в жилых домах, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемую предприятиями общественного питания типа «ресторан». Проект проходит стадию согласований с Прокуратурой Республики Коми.


Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции


1.

Измениться ли госпошлина с 2015 года?

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 года.

В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» увеличивается размер государственной пошлины:

за переоформление лицензии при реорганизации юридических лиц в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности – с 2 000 рублей на 3 500 рублей;

за переоформление лицензии в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), его местонахождения или указанного в лицензии места осуществления деятельности либо иных указываемых в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии - в размере с 2 000 рублей на 3 500 рублей;

за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции – с 40 000 рублей за каждый год срока действия лицензии на 65 000 рублей.


2.

Будет ли лицензироваться розничная продажа пива и пивных напитков?

На рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона № 624461-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом, в том числе предлагается введение лицензирования розничной продажи пива и пивных напитков, при этом настоящим законопроектом регламентируются вопросы выдачи, приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии в связи с введением лицензирования указанного вида деятельности, в том числе в отношении индивидуальных предпринимателей.



3.

Ведение журнала учета проверок ИП и Ю/Л – это обязанность или рекомендация?

С 15.11.2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

До 15.11.2014 ведение журнала являлось обязанностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

4.

Возможна ли со стороны Службы лицензирования РК организация, сбор и отражение в Государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о КПП обособленных подразделений организаций осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Коми путем рассылки писем от имени Службы Лицензирования РК в адрес лицензиатов с просьбой предоставить такую информацию (в добровольном порядке)?

Выдача лицензии на розничную продажу алкогольной продукции осуществляется Службой Республики Коми по лицензированию на основании представленных организацией-заявителем документов. Перечень документов установлен федеральным законом. В заявлении о выдаче лицензии не требуется указания КПП обособленных подразделений организации.

В случае, если организация предоставит сведения о КПП каждого обособленного подразделения, они будут внесены в сводный реестр лицензий.

Рассылка писем не планируется. Решается вопрос о получении сведений о КПП обособленных подразделений через межведомственный запрос в Управление ФНС по Республике Коми.


Журнал учёта розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции


1.

Когда вступает в силу Порядок заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденный приказом Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 N 153 «О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения»?

Форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — Журнал) и порядок его заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 N 153 (далее — Приказ).

В соответствии с пунктом 3 Приказа приказ вступает в силу по истечении четырех месяцев после дня его официального опубликования, т.е. 14.12.2014 (приказ был опубликован в Российской газете N 181 от 13.08.2014).

На сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка http://fsrar.ru/ опубликован проект приказа Росалкогольрегулирования «О внесении изменений в приказ Росалкогольрегулирования от 23 мая 2014 г. №153 "О форме журнала учета розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения», в соответствии с которым срок вступления приказа Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 N 153 переносится на 01.07.2015 года.


2.

Что понимается под хозяйственной операцией в пункте 4 Порядка заполнения журнала объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции?

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что журнал заполняется по мере совершения хозяйственных операций.

Для каждой хозяйственной операции создается новая запись.

Формой журнала предусмотрено два раздела для внесения хозяйственных операций — Поступления и Расход.

Таким образом, в журнал подлежат внесению сведения о совершенных хозяйственных операциях, сопровождающихся оформлением первичных учетных документов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в результате которых произошло поступление или расход алкогольной и спиртосодержащей продукции.



Дополнительно можно отметить, что хозяйственные операции –

это ПОСТУПЛЕНИЯ алкогольной продукции, запись формируется на основании товарно-транспортной накладной,

это РАСХОД: проданная продукция, бой продукции, изъятая из оборота, конфискованная по решению суда, списанная продукция и т.д.

Продажа каждой бутылки (не вида) алкогольной продукции является хозяйственной операцией, и, следовательно, должна создаваться новая запись в журнале.



3.

Каким образом в журнале учитывается продукция организациями, осуществляющими розничную продажу продукции по частям (порциями) при оказании услуг общественного питания?

Поскольку единицей измерения при заполнении Журнала считается единица потребительской тары продукции, информация о ее реализации подлежит внесению в журнал после списания данной единицы с остатков в организации.

4.

Что является отчетным периодом и единицей измерения при заполнении граф N 10 и 15 журнала?

--------


Как трактовать графы № 10, 15 (Итого поступило за отчетный период, итого расход за отчетный период), а именно: какое количество времени составляет отчетный период? Это смена, сутки, неделя, месяц, квартал?

В связи с тем, что информация, зафиксированная в журнале, используется организациями и индивидуальными предпринимателями при заполнении деклараций (пункт 13 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380), которые в соответствии с пунктом 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, представляются ежеквартально, подведение итогов по поступившей и израсходованной продукции осуществляется за квартал.

При этом заполнение граф 10, 15 Журнала осуществляется в декалитрах.



5.

Какой порядок заполнения графы 11 журнала?

В соответствии с пунктом 11 Порядка в графе 11 — содержание записи, указывается в том числе:

а) проданная продукция;

б) потери продукции при транспортировке, бой продукции и другие потери;

в) недостача продукции, выявленная при проведении инвентаризации;

г) арестованная продукция, изъятая из оборота, конфискованная продукция по решению суда.

Таким образом, в графу 11 «Содержание записи» Журнала вносятся значения, позволяющие установить содержание хозяйственной операции.



6.

Каким образом в журнале отражается перемещение продукции между подразделениями одной организации?

В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнение журнала осуществляется по месту осуществления деятельности организации, в том числе при перемещении алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации.

Хозяйственные операции, совершаемые при перемещении алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации, в результате которых в обособленном подразделении организации образовалось поступление или расходование алкогольной продукции, следует отражать в разделах «Поступления» и «Расход» журнала соответственно.



7.

Какая установлена ответственность за нарушение порядка заполнения журнала?

В соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц — от 150 тысяч до 200 тысяч рублей.

8.

Показатели объема розничных продаж продукции фиксируются в журнале на электронном либо бумажном носителе. Для каждой операции создается новая запись. Журнал заполняется по мере совершения хозяйственных операций. Т.е. журнал необходимо заполнять на каждый приход и расход? Продали одну бутылку - пишем расход?

------------------

В приложении № 2 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 мая 2014 г. № 153 о порядке заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее журнал), в п. 4 отмечено что "Журнал заполняется по мере совершения хозяйственных операций. Для каждой хозяйственной операции создается новая запись." Значит ли это, что продажа каждой бутылки алкогольной или спиртосодержащей продукции является хозяйственной операцией, и, следовательно, должна создаваться новая запись в журнале, либо под хозяйственной операцией следует понимать продажи вида и наименования продукции за отчетный период?


Журнал заполняется по мере совершения хозяйственных операций. Хозяйственными операциями могут быть: поступление, продажа, возврат, изъятие из оборота, списание товара и т.п.

Каждая хозяйственная операция, в результате которой произошло поступление или расход алкогольной и спиртосодержащей продукции, сопровождается оформлением первичных учетных документов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания.

Таким образом, при продаже алкогольной продукции запись в журнал вносится вместе с оформлением документа на списание товара в связи с его реализацией (боем, возвратом и т.д.).




9.

В случае ведения журнала в электронном виде, форма представления журнала тоже электронная?

Да, электронная.

10.

Какие контролирующие органы имеют право требовать предъявление журнала и в какие сроки его необходимо предъявить?

-------


Кто имеет право требовать журнал для контроля или проверки?

-------


В случае выявленных нарушений и составления протоколов об административном правонарушении, кем они рассматриваются, каким органом?


Предъявлять журнал необходимо органам, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. На территории Республики Коми таким органом является Служба Республики Коми по лицензированию.

Журнал также может проверять Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.



Составляет протокол и рассматривает дело об административном нарушении Служба Республики Коми по лицензированию.

11.

Планируется ли Службой РК по лицензированию проведение обучающих семинаров либо разработка методических рекомендаций для хозяйствующих субъектов по заполнению журнала?

Семинары будут проводиться. Разработка методических рекомендаций по заполнению журнала не планируется, т.к. приказ издан не Службой Республики Коми по лицензированию. Возможно, рекомендации сформирует Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

12.

Каков порядок внесения исправлений (изменений) в журнал учета розничной продажи алкогольной продукции при обнаружении ошибочно внесенных данных?


Пункт 6 порядка устанавливает - ошибки в записях исправляются путем сторнирования ошибочных записей и осуществления новой правильной записи (подчистки и зачеркивания недопустимы). Исправления необходимо вносить таким образом, чтобы они были понятны в целях дальнейшего использования при составлении декларации за отчетный период. Сторнирование осуществляется в соответствии с требованиями по ведению бухгалтерского учета.


13.

Журнал учета розничной продажи алкогольной продукции заполняется за квартал. Означает ли это что организации обязаны внести в журнал полные данные за 4 квартал 2014 года не смотря на то, что действие соответствующего нормативного акта начинается с 14 декабря 2014 года.

Журнал заполняется по мере совершения хозяйственных операций, начиная с 14.12.2014 г. (даты вступления в силу приказа Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 N 153). Заполнение данных с 01.10.2014г. по 13.12.2014г. не обязательно, но и не запрещено.

14.

Будут ли каким-либо образом заверяться журналы как на электронном, так и на бумажном носителе в контролирующих органах?

Заверение журналов контролирующими органами законодательством не предусмотрено.

15.

Как отражать в журнале возврат от покупателя?

В связи с тем, что информация, зафиксированная в Журнале, используется организациями и индивидуальными предпринимателями при заполнении деклараций (пункт 13 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380), возврат от покупателя, разумнее всего отражать в разделе Поступления (так же, как в декларации).

16.

Как учитывается количество реализации (расход), если в предлагаемой форме журнала не предусмотрен учёт не предыдущих, не переходящих остатков алкогольной продукции и пива? Из предлагаемой формы следует, что в журнале учитывается приход и расход только той продукции, которая поступила конкретно в отчётный квартал? Следовательно, в следующий период (квартал) остатки не переносятся и не учитываются?

Остатки в журнал не вносятся и в журнале не учитываются. Приходная часть никак не связана с расходной частью журнала.

17.

Журнал ведётся строго утверждённой формы? Можно изменить, а точнее отредактировать журнал в вопросе отсутствие в нём раздела - учёт остатков алкогольной продукции и пива на начало и на конец отчётных периодов?

Журнал ведется по утвержденной форме. Учет остатков журналом не предусмотрен.

В организации может быть своя учетная система, в которую может включаться дополнительная информация, например, сведения об остатках алкогольной продукции, которая позволит формировать журнал по утвержденной форме для представления проверяющим.



18.

Является ли нарушением заполнение журнала в разделе расход раз в неделю, в 10 дней, т.к. сроки составления товарных отчётов, на основаниях которых заполняется журнал, в организациях разные?

Если в магазине отсутствует автоматизированная система, которая сохраняет данные о каждой продаже, то, конечно, каждую продажу необходимо фиксировать и вносить запись в журнал. Главная цель введения журнала – ведение учета.

Сведения в журнал должны быть внесены до совершения следующей хозяйственной операции. Например, если продали алкоголь сегодня, а завтра должен поступить новый товар, то сначала должна быть внесена запись о продаже, а затем о поступлении.



19.

Допускается ли ведение алкогольной продукции и пива единым журналом, совместно алкогольную продукцию и пиво?

Журнал для учета алкогольной продукции и пива единый.

20.

Если у юридического лица весь учёт и контроль производится в стационарном объединённом офисе-бухгалтерии, возможно ли ведение одного (единого) журнала с разбивкой по 40 обособленным объектам?

Цель ведения журнала – учет поступления и реализации алкогольной продукции по каждому обособленному подразделению организации для последующего использования сведений при составлении единой декларации. Электронный вариант журнала может быть одним (единая база данных), как указано в вопросе, но форма его представления для контролирующих органов должна быть отдельной для каждого торгового объекта.

21.

Один из основных процессов при подготовке деклараций о розничной продаже является сверка с поставщиками алкогольной продукции и проверка первичной документации. Большая часть операторов розничного рынка алкогольной продукции не утруждает себя этим мероприятием и сдает декларации не проверяя,  «по файлам для Декларант-Алко». В результате очень часты завышения/занижения объемов закупки в розничных декларация, не отражения объемов закупки вообще, искажение информации о поставщике (неправильные КПП, «перепутанные» поставщики/производители) и т.д. Просим обратить внимание лицензиатов на необходимость проверки данных деклараций перед их сдачей по первичным документам (ТТН, справки раздел А и Б к ТТН).

Обращаем внимание декларантов на необходимость проверки присланных поставщиками данных с первичными документами (ТТН, справки раздел А и Б к ТТН).

22.

Почему не запретят продажу различных настоек боярышника и др.?

В соответствии с действующим законодательством на реализацию косметических лосьонов типа «Боярышник», объем потребительской тары которых до 100 мл, не требуется специального разрешения либо лицензии. В перспективе планируется ли внесение изменений в действующее законодательство в части ограничений розничной продажи непищевой спиртосодержащей продукции?



В настоящее время регулирование оборота такой продукции возможно только в рамках федерального закона. Однако, несовершенство налогового законодательства и законодательства в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяет как производителям, так и продавцам «обходить» закон. В товарный оборот поступают лосьоны «Боярышник», «Апельсин» и подобная продукция, которая употребляется населением не по назначению.

В Республике Коми будет подготовлена законодательная инициатива об исключении спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции из перечня товаров, которые продаются в нестационарных торговых объектах.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница