I. необходимость и предпосылки разработки настоящей концепции




страница1/2
Дата27.04.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2
Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 – 2020 гг.)

I. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ 

 
Сфера труда является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека и общества. Вопросы трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений распространяются на подавляющее большинство населения нашей страны и неизменно включаются в программные и стратегические документы как важнейшие приоритеты.  


Важным элементом системы взаимодействия работника, работодателя и государства является контрольно-надзорная деятельность федеральной инспекции труда. За последние двадцать лет окончательно сформировалась российская система федеральной инспекции труда (Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы), организационная модель которой полностью соответствует международным стандартам, в частности ратифицированной Российской Федерацией Конвенции № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Деятельность инспекции по обеспечению соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, характеризуется масштабностью и комплексностью решаемых задач, используемых инструментов и механизмов, и имеет определенные положительные последствия.  
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации (Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)», далее – Доклад Минэкономразвития России, 2013 г.), на долю Федеральной службы по труду и занятости (далее – Роструд) в 2012 году приходилось более 6% от общего числа проведенных в стране проверок, при этом выявлением нарушений оканчивалось 76 процентов проверок, что позволило Роструду войти в число федеральных органов исполнительной власти – лидеров как по количеству проверочных мероприятий, так и по их результативности. В Роструде показатель «Количество проверок на одного сотрудника контрольно-надзорного органа» существенно превышает средние значения по контрольно-надзорным органам и составляет в среднем порядка 50 проверок в год на одного сотрудника (среднее значение данного показателя по всем федеральным контрольно-надзорным органам – 18 проверок). Отношение уплаченных штрафов к наложенным по Роструду составляет 83,6 процента. Это существенно выше средней собираемости штрафов среди федеральных органов исполнительной власти (65 процентов). При этом показатель по объемам финансовых средств, затрачиваемых федеральной инспекцией труда на выявление одного нарушения, один из самых низких и составляет 3,2 тыс. рублей (при среднем значении около 55 тыс. рублей).  
Несмотря на столь высокие результаты по отдельным показателям оценки эффективности нельзя не учитывать следующие тенденции последних лет.  
Данные о динамике выявленных нарушений трудового законодательства за период 2010–2013 годов свидетельствуют о том, что она существенно не меняется и остается на достаточно высоком уровне (в 2013 году выявлено свыше 660 тыс. нарушений трудового законодательства). Доля проверок, по которым выявляются нарушения трудового законодательства (результативных проверок), не уменьшается и составляет сегодня свыше 76 процентов.  
В 2013 году практически в два раза возросла сумма наложенных административных наказаний в виде штрафов в сравнении с 2012 годом, а их собираемость увеличилась на 32 процента, обеспечив рост доходов от штрафов за нарушение трудового законодательства в 1,5 раза.  
При этом наблюдается стремительный рост потребностей граждан в защите их трудовых прав: по результатам анализа работы с обращениями граждан, поступившими в Федеральную службу по труду и занятости в 2013 году по сравнению с 2012 годом количество обращений увеличилось на 40,6 процента. Доля внеплановых проверок, основанием для проведения которых стали, в том числе, обращения и заявления граждан, в 2012 году составила 74,4 процента, что существенно выше среднего значения показателя по внеплановым проверкам среди федеральных контрольно-надзорных органов (48 процентов (по данным Доклада Минэкономразвития России, 2013 г.)). Вместе с тем, определённая доля нарушений трудового законодательства носит латентный характер. Опасаясь негативных последствий в случае вмешательства в правоотношения федеральной инспекции труда, работник и работодатель зачастую решают возникающие вопросы в сфере трудовых отношений неправовым путем либо вообще их не решают, при этом незащищенной стороной в данной ситуации является только работник.  
Наряду с увеличением количества обращений граждан–работников следует констатировать рост потребностей работодателей в оказании консультационной и методической помощи со стороны федеральной инспекции труда. Проведенное Рострудом в 2013 году исследование мнения работников, работодателей и их представителей о качестве взаимодействия с государственными инспекциями труда (Результаты исследования мнения работников, работодателей и их представителей о качестве взаимодействия с государственными инспекциями труда, Роструд, 2013 г.) выявило ряд «узких» мест. Каждый пятый респондент - представитель малого и среднего бизнеса - высказал мнение, что проверки государственных инспекций труда направлены только на выявление нарушений и наложение санкций, и их деятельность не способствует решению проблемных вопросов организации труда. Лишь 29,8 процента из числа опрошенных представителей работодателей считают, что в ходе осуществления проверок государственными инспекторами труда предоставляются понятные рекомендации, позволяющие избежать нарушения установленных требований в дальнейшем. При этом 96,2 процента респондентов отметило, что консультационная и методическая поддержка в сфере трудовых отношений со стороны федеральной инспекции труда могла бы предупредить нарушения законодательных требований и повысить эффективность организации труда, однако в необходимом объеме и качестве данная деятельность в настоящее время Рострудом не осуществляется. Есть необходимость также совершенствовать способы взаимодействия государственных инспекций труда с работниками, так как только 52,3 процента из них удовлетворены качеством реализуемых федеральной инспекцией труда функций и услуг.  
Указанные тенденции, практика Роструда и других контрольно-надзорных органов показывают, что действующая в настоящее время модель контрольно-надзорной деятельности в сфере труда не в полной мере отвечает современным потребностям общества и происходящим технологическим изменениям, а также не соответствует требованиям эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.  
Данная проблема определяется комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, к которым относятся следующие.  
1. Отсутствие определённости, прозрачности, открытости надзора для работников и работодателей: у подконтрольных субъектов отсутствует формализованный список показателей (критериев) или стандартов, которым должны соответствовать условия труда на предприятиях (в организациях), и в соответствии с которыми будет осуществляться проверка; нормы трудового права многочисленны, закреплены в большом количестве правовых актов; до настоящего времени на территории Российской Федерации продолжает действовать ряд нормативных правовых актов, утвержденных органами власти СССР; наличие значительного количества источников трудового права приводит к неоднозначности их толкования и применения как работодателями, так и работниками.  
По результатам оценки значимости факторов, которые препятствуют улучшению условий труда и создают риски несоблюдения трудового законодательства для организаций, проведенной среди работодателей (Результаты исследования мнения работников, работодателей и их представителей о качестве взаимодействия с государственными инспекциями труда, Роструд, 2013 г.), такой фактор, как наличие пробелов в трудовом законодательстве (прозрачных и исчерпывающих требований), влекущих двоякое толкование правовых норм, получил наивысший балл (6,53 из 10 возможных). В свою очередь неопределенность контроля (надзора) дает широкую возможность применения коррупционных схем.  
2. Низкая мотивация работодателей к соблюдению требований трудового законодательства.  
Следует отметить недостаточность существующих механизмов мотивации для улучшения хозяйствующими субъектами условий труда; дисбаланс системы мер стимулирования к соблюдению трудового законодательства и мер ответственности за его нарушения.  
В соответствии с Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» вводятся отдельные меры стимулирования работодателей к улучшению условий труда.  
Вместе с тем, в настоящее время не создана и не закреплена в законодательстве Российской Федерации эффективная система мотивации работодателей к соблюдению трудового законодательства, основанная на таком балансе (сочетании) государственных мер стимулирования и санкций, при котором соблюдать трудовое законодательство для работодателя, в целом, должно стать более выгодно, чем его не соблюдать. Такая система мотивации должна затрагивать не только вопросы охраны труда, но и распространяться на всю сферу трудовых отношений.  
3. Отсутствие для работодателя современных простых и понятных инструментов профилактики нарушений трудового законодательства на предприятиях (организациях).  
Бессистемность и ограниченность доступа к обязательным требованиям трудового законодательства, отсутствие простой формы обращения за разъяснениями о порядке исполнения требований, невозможность оперативного получения необходимых инструкций по применению норм трудового законодательства на практике не позволяют добросовестным работодателям понять спектр возможных мероприятий по профилактике нарушений. В настоящее время основной задачей работодателя является «пройти проверку» с наименьшими потерями, а не предотвратить нарушение.  
Эта проблема обусловлена, в том числе, отсутствием единого информационного пространства, «клиентоориентированных» электронных сервисов для работодателей, интерактивного взаимодействия федеральной инспекции труда с другими участниками общественных отношений в сфере труда и занятости.  
4. Низкий охват подконтрольных Роструду хозяйствующих субъектов надзорно-контрольными мероприятиями.  
Согласно документам Международной организации труда, необходимый охват проверками инспекции труда подконтрольных субъектов должен быть обеспечен на уровне 15-20 процентов. Роструд при имеющихся ресурсах может обеспечить проверку лишь около 1,6 процента всех подконтрольных субъектов. При столь низком значении данного показателя невозможно в должной степени обеспечить соблюдение трудового законодательства.  
Масштаб проблемы характеризует также произошедшее снижение в 3,5 раза уровня охвата надзорно-контрольными мероприятиями инспекции количества подконтрольных субъектов за последние 10 лет, что свидетельствует о снижении уровня надзора за соблюдением трудового законодательства. Основными причинами данных изменений послужили: увеличение количества хозяйствующих субъектов, которое в 2013 году составило к уровню 2004 года около 170 процентов, и ограниченная фактическая численность персонала федеральной инспекции труда, которая снизилась на 23,5 процента за соответствующий период. При этом на одно уполномоченное должностное лицо в год приходится более 50 проверок, более 10 расследований несчастных случаев на производстве и около 100 рассмотрений обращений граждан.  
Для сравнения ситуация по другим федеральным контрольно-надзорным органам России, осуществляющим сопоставимую деятельность, при среднем значении показателя охвата проверками в 8,4 процента значительно варьируется (ФСТЭК России – 1,9 процента, ФНС России – 3,2 процента, Росприроднадзор – 13,7 процента, МЧС России – 22,5 процента). В то же время, в других странах мира значение этого показателя в несколько раз выше: к примеру, в Великобритании – 20-25 процентов; в Италии – около 30 процентов.  
5. Недостаточность применения государственными инспекторами мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований трудового законодательства.  
Основным методом, применяемым государственными инспекциями труда для обеспечения соблюдения трудового законодательства хозяйствующими субъектами, является реагирование на уже совершенное правонарушение и привлечение к административной ответственности преимущественно в виде штрафа (доля применения штрафных санкций в общем количестве административных наказаний составляет 88 процентов).  
Недостаточное применение мер по предупреждению нарушений трудового права, а также низкий уровень координации совместной с субъектами Российской Федерации, общественными, профессиональными организациями просветительской работы среди работодателей и работников о культуре трудовых правоотношений, информационных кампаний, сборников документов о существующих и вновь принимаемых правилах и требованиях трудового законодательства не позволяют существенно уменьшить количество нарушений и системно улучшить ситуацию в сфере соблюдения и обеспечения трудовых прав граждан.  
6. Отсутствие в практике планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий учета вероятности причинения вреда (жизни, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц и др.) в результате нарушений трудового законодательства и ее соотнесения с ресурсоемкостью контрольно-надзорной деятельности в сфере труда.  
При существующих подходах к контрольно-надзорной деятельности Роструд проводит сплошную проверку обязательных требований трудового законодательства. Неиспользование в практике планирования риск-ориентированных подходов, основанных на анализе структуры нарушений трудового законодательства в различных субъектах Российской Федерации, в различных отраслях и видах экономической деятельности, в том числе в зависимости от размера предприятий и других факторов, оценки рисков причинения вреда в случае нарушений трудового законодательства, классификации областей риска, определении дифференцированных показаний (критериев) для организации и проведения проверок хозяйствующих субъектов, ограничивает возможности повышения результативности проверок (воздействия на источник риска), оптимизации использования ресурсов федеральной инспекции труда, снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты.  
7. Отсутствие современных механизмов и инструментов управления эффективностью деятельности федеральной инспекции труда.  
В деятельности Роструда (как и в деятельности других контрольно-надзорных органов) пока не нашли должного применения современные инструменты и технологии, охватывающие весь спектр управленческих задач:  
управление административными процессами контрольно-надзорной деятельности – не применяются технологические карты контрольных проверок, содержащие инструктивное описание действий государственных инспекторов труда в конкретных ситуациях;  
управление персоналом – отсутствуют или не развиты механизмы стимулирования должностных лиц государственных инспекций труда на основе достижения ими ключевых показателей эффективности и индивидуальных рейтингов, не выстроена единая система профессиональной подготовки инспекторского состава;  
управление информационными технологиями – отсутствует единое информационное пространство федеральной инспекции труда, эффективная экспертно-аналитическая поддержка государственных инспекций труда, государственных инспекторов труда;  
и другие.  
Результативное решение существующих проблем возможно только в условиях смещения акцентов: с действующей «модели санкций», при которой государственных контроль (надзор) в основном направлен на выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований, на «модель соответствия», в основе которой лежат упреждающие действия, ориентированные на профилактику и предупреждение нарушений и происшествий. Одной из важнейших задач государственных инспекторов труда, являющейся следствием перехода к «модели соответствия», должно стать содействие улучшению условий труда, информационной обеспеченности работников и работодателей, применение «культуры профилактики» на предприятиях.  
Для обеспечения перехода к «модели соответствия» и повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства необходимо внедрить современные принципы, методы и инструменты в деятельность Роструда и его территориальных органов, в том числе при взаимодействии с работниками и работодателями.  
В целях комплексного решения существующих проблем разработана настоящая Концепция.  
Концепция призвана на системной основе объединить отдельные разрозненные меры, направленные на повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в долгосрочной перспективе.  
В основу Концепции положены инновационные подходы, развивающие, дополняющие и актуализирующие формы и методы взаимодействия федеральной инспекции труда с работодателями и работниками, общественными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления с целью полноценного обеспечения соблюдения и защиты трудовых прав граждан, обеспечения соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.  
Внедрение инновационных принципов и методов работы в деятельность Роструда возможно путем формирования новой модели обеспечения соблюдения трудового законодательства – «Открытой инспекции труда», основанной на взаимном эффективном сотрудничестве между федеральной инспекцией труда, работодателями и работниками, их организациями, при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.  
Совмещение мероприятий настоящей Концепции и мер, предусмотренных Подпрограммой «Развитие институтов рынка труда» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 298, позволит повысить потенциал, накопленный федеральной инспекцией труда в предыдущие годы, улучшить качество обеспечения соблюдения прав и работников и работодателей, и, как следствие, достичь значений показателей, установленных нормативными правовыми документами.  


II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ 
Целями настоящей Концепции являются:  
обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений, основанное на сотрудничестве работников, работодателей (их организаций) и федеральной инспекции труда;  
повышение эффективности государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством внедрения инновационных принципов, форм и методов надзора.  
Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по следующим направлениям:  
обеспечение определённости, прозрачности, открытости государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;  
формирование и пропагандирование системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства;  
совершенствование механизмов мотивации для соблюдения работодателями трудового законодательства, в том числе улучшения условий труда (внедрение системы «бонус-штраф»);  
внедрение риск-ориентированных подходов к организации государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;  
внедрение новых форм и методов оценки эффективности деятельности федеральной инспекции труда, государственных инспекторов труда;  
развитие кадрового потенциала федеральной инспекции труда;  
комплексная оптимизация (реинжиниринг) административных процессов осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;  
создание автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений;  
переход на принципиально новый уровень взаимодействия государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации с работниками и работодателями, внедрение принципов открытости деятельности федеральной инспекции труда, организации «обратной связи» с подконтрольными субъектами, вовлеченности и участия работников и работодателей (их объединений) в обеспечение соблюдения требований трудового законодательства.  


III. НАПРАВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ (ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ МЕРЫ)  

3.1. Обеспечение определённости, прозрачности, открытости государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права  


Одним из условий предотвращения и сокращения числа нарушений трудового законодательства, повышения эффективности организации труда является определенность, прозрачность и понятность требований трудового законодательства, а также последствий их несоблюдения для сторон трудовых отношений – работника и работодателя. Действующие на сегодняшний день в Российской Федерации требования трудового законодательства многочисленны, не структурированы, часть из них не отвечают современному уровню развития экономики, науки и техники. Отсутствие структурированных требований, доступной информации, а также механизмов обеспечения их исполнения влечет непоследовательное соблюдение норм трудового законодательства работодателями, в том числе и добросовестными. По результатам опроса, проведенного Рострудом среди хозяйствующих субъектов, более половины отметили недостаточную степень определённости, прозрачности, открытости государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Бессистемность обязательных требований трудового законодательства, подлежащих проверке, создает возможность произвольной трактовки требований самими инспекторами, а также не позволяет дать корректные рекомендации работодателям по устранению нарушений.  
Существующая система требований довольно жесткая и не учитывает ни специфики трудовых отношений различных отраслей экономики, ни категории предприятий (крупные, средние, малые и микропредприятия). Отсутствие дифференцированного подхода при установлении процедур, направленных на реализацию требований трудового законодательства, для разных категорий хозяйствующих субъектов влечет применение не всегда адекватных мер административной ответственности, которая не может обеспечить ни предупреждение правонарушения, ни соответствующую характеру последствий систему наказаний.  
Существующая практика показывает, что наличие правовых пробелов и коллизий, недостаточность прозрачных и исчерпывающих требований, отсутствие единых подходов к выстраиванию системы обязательных требований трудового законодательства, а также инструментов для внутреннего контроля (самоинспектирования) на предмет соответствия хозяйствующего субъекта нормам трудового законодательства (для работодателя) и инструментов «самозащиты» по трудовым правам и обязанностям (для работника) являются основными препятствиями к соблюдению трудового законодательства.  
Решение задачи по обеспечению определённости контроля (надзора) может быть реализовано посредством выполнения ряда мероприятий:  
инвентаризация, систематизация и актуализация действующих актов, содержащих обязательные требования трудового законодательства. Итогом инвентаризации должен стать исчерпывающий перечень и порядок их регулярной актуализации непротиворечивых обязательных требований трудового законодательства;  
классификация обязательных требований по группам направлений, например: «трудовой договор», «рабочее время», «время отдыха», «оплата и нормирование труда», «гарантии и компенсации», «трудовой распорядок, дисциплина труда», «особенности регулирования труда отдельных категорий работников». Вышеназванная классификация обязательных требований послужит основой для внедрения, в том числе, риск-ориентированных подходов к организации контрольно-надзорной деятельности;  
разработка и утверждение форм «проверочных листов» по соблюдению каждой группы обязательных требований трудового законодательства для работодателей и государственных инспекторов труда;  
разработка и утверждение технологических карт проведения проверок для государственных инспекторов труда;  
создание и тиражирование памяток по трудовым правам и обязанностям работника, информационного справочника «библиотека трудовых ситуаций» для работников;  
обеспечение информационного доступа к системе обязательных требований трудового законодательства, внедрение механизмов их интерактивного обсуждения в сети Интернет посредством проведения опросов, онлайн-обсуждений.  
Реализация мероприятий данного направления Концепции позволит обеспечить внедрение в деятельность Роструда нового превентивного подхода к осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, направленного на приоритетное информирование работников об их трудовых правах и обязанностях, работодателей – о существующих обязательных требованиях и способствование их выполнению, а также перенести акцент в работе федеральной инспекции труда с реагирования на предупреждение и профилактику совершения нарушений трудового законодательства.  
3.2. Формирование и пропагандирование системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства  
Новые подходы к осуществлению контрольно-надзорной деятельности основываются, в том числе, на профилактике и предупреждении нарушений в сфере трудового законодательства. Основными превентивными мерами являются формирование законопослушного поведения работодателя, устранение причин и условий совершения правонарушений, недопущение совершения правонарушений в дальнейшем.  
В существующих условиях проблемой работодателя является отсутствие специальных знаний норм трудового права, правил и предписаний, за нарушение которых наступает ответственность. О наличии тех или иных требований хозяйствующий субъект узнает, как правило, уже из акта проверки и протокола об административном правонарушении, составленных государственным инспектором труда по результатам проверки.  
Одним из действенных способов предотвращения либо сведения к нулю последствий от правонарушения, доказавших свою эффективность в других сферах, является внедрение в деятельность хозяйствующих субъектов системы внутреннего контроля или «режима самоинспектирования». В настоящее время подобная система применяется при контроле финансовой деятельности организации, контроле качества.  
Систему внутреннего контроля соблюдения работодателем условий труда в организациях можно определить как совокупность правовых актов, организационных мер, процедур, инструментов, которые позволят работодателю самостоятельно проводить предварительную оценку соответствия своей деятельности требованиям трудового законодательства и своевременно принимать меры, направленные на предупреждение и устранение возможных нарушений, в частности, путём разработки и реализации программ по улучшению условий труда.  
В рамках реализации настоящей Концепции необходимо выстроить такую систему внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства, применение которой было бы удобно, целесообразно и не вызывало необходимость хозяйствующим субъектам тратить существенные ресурсы на специальную подготовку своих специалистов или на привлечение сторонних экспертов. В то же самое время, рациональные затраты на предупредительный контроль могут быть эффективными, так как помогут предупредить возникновение рисков причинения вреда вследствие нарушений требований трудового законодательства.  
Основным инструментом осуществления работодателями внутреннего контроля должны стать «проверочные листы», представляющие собой список критериев (показателей), по которым работодатель сможет самостоятельно осуществлять оценку соответствия требованиям трудового законодательства. Целесообразно реализовать «проверочные листы» в виде специальных интернет-сервисов Роструда, которые обеспечат возможность работодателю не только проводить самооценку, но и получать заключения и рекомендации инспекции труда по её результатам, а также информацию о типовых и/или примерных формах необходимых локальных правовых актов, примерных формах программ по улучшению условий труда.  
Одним из таких интернет-сервисов должен стать «Электронный инспектор». Сервис предназначен, в первую очередь, для предоставления работодателю инструментов проведения самостоятельной проверки соблюдения требований трудового законодательства. Сервисом также смогут воспользоваться и работники, которые захотят со своей стороны оценить ситуацию в своей организации. Работодатель или работник смогут обратиться к «Электронному инспектору», который проведет полноценную проверку организации в интерактивном режиме. Сервис обеспечит определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства разъяснит требования, которые предъявляются государственными инспекторами труда в ходе проверок, обеспечит понимание пользователями технологии инспекторской работы. Результатом заполнения «проверочного листа» станет заключение системы об отсутствии или наличии нарушений, после чего работодателю будут предложены конкретные инструменты для их устранения, включая необходимые шаблоны и образцы документов.  
На первоначальном этапе формирования системы внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства должны внедряться отдельные инструменты, которые будут носить информационно-справочный характер. В последующем необходимо сформировать специализированный банк данных по каждому предприятию (организации), определить порядок акцептования результатов внутреннего контроля предприятий (организаций) уполномоченным органом государственной власти, предусмотреть меры государственного стимулирования работодателей к формированию системы внутреннего контроля (аудита).  
Активное участие в проведении внутреннего контроля должны принимать и сами работники. Их участие в самоинспектировании может осуществляться как непосредственно, так и путем привлечения правовых инспекций и инспекций по охране труда профсоюзных организаций, осуществляющих профсоюзный контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде в соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».  
Успех мероприятий по пропагандированию и внедрению в деятельность организации системы внутреннего контроля соблюдения работодателями установленных требований во многом зависит от реализации направления по обеспечению определённости, прозрачности, открытости государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.  
В целях формирования системы самооценки соблюдения работодателями требований трудового законодательства необходима реализация следующих мер:  
обеспечение работодателям свободного информационного доступа к «проверочным листам» по соблюдению обязательных требований трудового законодательства;  
разработка типовых методических документов, направленных на применение работодателем системы внутреннего контроля соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определяющих понятие внутреннего контроля, его участников, варианты внедрения системы внутреннего контроля, требований к порядку и периодичности проведения, порядок и формы взаимодействия работодателя, применяющего систему, с государственной инспекцией труда;  
разработка методических рекомендаций по формам участия общественных организаций и непосредственно работников в мероприятиях по внедрению и применению системы внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте;  
создание специализированного банка данных по каждому предприятию, применяющему систему внутреннего контроля;  
информирование хозяйствующих субъектов о порядке, условиях, последствиях внедрения системы внутреннего контроля в их деятельность.  
В законодательстве необходимо предусмотреть меры стимулирования, в том числе преимущества при проведении контрольных проверок для работодателей, успешно применяющих систему внутреннего контроля. Разработка данных мер будет производиться в рамках реализации направления «Совершенствование механизмов мотивации для соблюдения работодателями трудового законодательства, в том числе улучшения условий труда» (система «бонус-штраф» в части бонусов).  
Ожидаемым эффектом применения системы внутреннего контроля является формирование «культуры профилактики» нарушений трудового законодательства на предприятиях, создание условий для сокращения числа нарушений, увеличение доли охвата подконтрольных субъектов проверочными мероприятиями.  
3.3. Совершенствование механизмов мотивации для соблюдения работодателями трудового законодательства, в том числе улучшения условий труда (внедрение системы «бонус-штраф»)  
Одной из наиболее действенных мер обеспечения соблюдения трудовых прав работников является закрепление на законодательном уровне механизмов мотивации работодателей к развитию трудовых отношений в рамках законодательства о труде. Формирование заинтересованности работодателей к соблюдению трудового законодательства и улучшению условий труда должно основываться на принципе баланса государственных мер стимулирования и дифференцированных санкций. Это так называемая система «бонус – штраф». Подобные механизмы успешно внедрены и работают в большинстве зарубежных стран. Во многих государствах нарушение работодателями рекомендаций в сфере труда и занятости сопровождается высокими финансовыми санкциями (в Канаде штрафы за правонарушения в сфере труда могут достигать 1 млн. долл., в Австралии лица, виновные в смерти работника на производстве, могут понести наказание в виде лишения свободы на срок до 25 лет, во Франции за нарушения, допущенные при увольнении, работодатель может понести наказание в виде лишения свободы на срок до одного года и штрафа в размере 3750 евро). При этом предприятия, которые прикладывают реальные усилия в области профилактики нарушений трудового законодательства, могут выиграть от уменьшения суммы страховых взносов или получить заем на специальных условиях для продолжения своей работы.  
В настоящее время в России на законодательном уровне установлены отдельные элементы экономической мотивации работодателей для улучшения условий труда.  
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», введены отдельные меры стимулирования работодателей к улучшению условий труда в части установления дифференцированной шкалы дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. С другой стороны, предусматривается расширение состава и увеличение размера как уголовной, так и административной ответственности работодателей за нарушения в сфере труда.  
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривает скидки и надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере не более 40 процентов страхового тарифа, которые устанавливаются работодателю с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию; страховые тарифы установлены в размере от 0,2 процента до 8,5 процента от начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходу) застрахованных (работников) с учетом видов экономической деятельности.  
Принятие вышеуказанных федеральных законов в определенной степени способствует мотивации отдельных работодателей для улучшения условий труда помимо желания избежать санкций со стороны государства. Однако необходимо двигаться дальше посредством принятия новых действенных мер по обеспечению исполнения данных федеральных законов, а также дополнительных мер. Это подтверждается сведениями о динамике нарушений работодателями трудового законодательства за период 2010–2013 гг., которая существенно не меняется и остается на достаточно высоком уровне. Так, доля проверок, по которым выявлены нарушения трудового законодательства, за 2010 год составила 78 процентов, за 2011 год аналогичный показатель составил 76,5 процента, за 2012 год – 76,3 процента, за 2013 год – 77,3 процента.  
Следует отметить, что существующие меры стимулирования касаются в основном вопросов охраны труда, носят исключительно экономический характер и не охватывают всю сферу трудовых отношений.  
Перечисленные проблемы обусловливают необходимость создания такой системы, при которой работодатель будет заинтересован самостоятельно, без вмешательства контрольных органов, не только соблюдать требования трудового законодательства, но и вкладывать средства в улучшение условий труда работников, то есть создавать условия труда лучше, чем требуется законодательством.  
Реализовать столь масштабную задачу возможно в рамках настоящего направления Концепции, комплекс мероприятий которого предусматривают взаимодействие по двум направлениям:  
1) мероприятия экономического стимулирования работодателей, позволяющих работодателю ощутить экономические выгоды;  
2) мероприятия нефинансового характера, которые обеспечат повышение значимости работодателя в глазах общественности. 
В рамках создания мер экономического характера стимулирования работодателей представляется целесообразным реализовать следующие мероприятия:  
создать комплексную систему государственных мер стимулирования работодателей, способную экономически заинтересовать работодателя обеспечить выполнение требований трудового законодательства. Такими мерами, к примеру, могут являться: предоставление грантов и премий, софинансирование в установленном порядке мероприятий по улучшению условий труда и др.;  
установить дифференцированную систему санкций за нарушения трудового законодательства с учетом тяжести нарушений;  
разработать методику, позволяющую рассчитать работодателю экономические выгоды от соблюдения условий труда при внедрении системы «бонус – штраф».  
Мерами нефинансового стимулирования работодателей должны стать:  
формирование и популяризация рейтинга соответствия работодателей установленным требованиям трудового законодательства (рейтинг добросовестных (ответственных) работодателей);  
создание системы дифференцированного подхода к планированию проведения контрольных мероприятий в зависимости от реализации работодателями программ по улучшению условий труда, применения системы внутреннего контроля, позиции хозяйствующего субъекта в рейтинге добросовестных (ответственных) работодателей (плановая проверка может быть отложена на определённый срок, проведён ограниченный объём контрольных мероприятий и другие преимущества);  
иные меры поощрения (в том числе, на конкурсной основе) работодателей, которые создают лучшие условия для работников, уделяют большее внимание развитию трудовых отношений в рамках требований трудового законодательства.  
Следует подчеркнуть, что создание системы мер стимулирования должно быть экономически обоснованно и не должно повлечь увеличения расходов бюджета. Для этого указанные меры должны сочетаться с системой дифференцированных мер ответственности за нарушения в сфере труда. Кроме того, необходимо отслеживать и анализировать последствия принятия мер стимулирования и мер ответственности, в том числе в привязке к оценке их бюджетной эффективности.  
Система «бонус – штраф» в трудовых отношениях будет достаточно новым явлением в нашей стране. По этой причине необходимо систематически проводить анализ результатов применения системы «бонус – штраф» в целях своевременной корректировки (при необходимости) отдельных мер экономической мотивации работодателей. Для этих целей необходимо разработать порядок и регулярно осуществлять мониторинг результатов применения системы государственных мер, направленных на мотивацию работодателей к соблюдению трудового законодательства.  
Основными эффектами от реализации мероприятий по данному направлению наряду с обеспечением соблюдения работодателями установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений станет создание более комфортных условий труда для работников (не только в области охраны труда), чем установлено законодательством.  
3.4. Внедрение риск-ориентированных подходов к организации государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права  
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, характеризуется большим количеством поднадзорных субъектов, а также их существенным разнообразием. Надзор и контроль в сфере труда осуществляется за деятельностью крупных, средних и малых предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют разные виды деятельности.  
В 2013 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 8 млн. хозяйствующих субъектов, в отношении которых могли осуществляться контрольные мероприятия Роструда, однако, проверками охвачено только 1,6% от их общего количества. При таком значительном количестве поднадзорных субъектов и при ограниченности ресурсов федеральной инспекции труда обеспечить проведение с установленной периодичностью сплошной проверки всех зарегистрированных и реально функционирующих предприятий и организаций в России не представляется возможным.  
Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности деятельности контрольно-надзорных органов. Так, например, трудовая инспекция Нидерландов применяет оценку рисков в своей контрольной деятельности. К числу приоритетных сфер, на которых необходимо сосредоточить внимание, в первоочередном порядке относятся: нелегальная рабочая сила, компании со структурно низкими показателями в области безопасности на рабочем месте, мошенничество с пособиями по безработице, а также секторы экономики, в которых наибольшее количество хозяйствующих субъектов нарушают трудовое законодательство.  
Внедрение риск-ориентированных подходов к организации государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (внедрение системы управления рисками причинения вреда), будет означать переход к системе планирования контрольно-надзорной деятельности, основанной на анализе структуры нарушений трудового законодательства в различных субъектах Российской Федерации, в различных отраслях и видах экономической деятельности, в том числе в зависимости от размера предприятий и других факторов, оценки рисков причинения вреда в случае нарушений трудового законодательства, классификации областей риска, определении дифференцированных показаний (критериев) для организации и проведения контрольных проверок хозяйствующих субъектов. Внедрение указанных подходов закономерно создаст условия для совершенствования и популяризации методов оценки рисков причинения вреда в хозяйствующих субъектах.  
Использование в практике Роструда риск-ориентированных подходов позволит осуществлять целенаправленный контроль, сосредотачиваясь на проверках предприятий, деятельность которых связана с повышенным риском причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, экономике страны и др.  
Применение риск-ориентированных подходов в контрольной деятельности федеральной инспекции труда невозможно без разработки классификации рисков причинения вреда в случае нарушения хозяйствующими субъектами требований трудового законодательства и выработки новых методов проведения контрольных мероприятий.  
Классификация рисков причинения вреда должна разрабатываться на основе систематического анализа имеющейся у Роструда информации по выявленным причинам нарушений трудового законодательства.  
Анализ причин нарушений трудового законодательства показывает, что в 60% случаев это нарушения норм в сфере охраны труда. Отличаются по количеству выявляемых нарушений и виды экономической деятельности. В 2013 году наибольшее число нарушений трудового законодательства выявлено в таких сферах деятельности, как: строительство (удельный вес нарушений в общем объеме выявленных нарушений - 16 %), торговля (15%) и обрабатывающие производства (14,7 %).  
Риски причинения вреда в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства могут быть классифицированы в зависимости от:  
причинения вреда жизни и здоровью работника;  
причинения вреда третьим лицам;  
причинения экономического вреда государству и работникам (нелегальная трудовая деятельность, нарушение требований трудового законодательства в части заключения трудовых договоров и т.п.).  
Необходимо определить критерии оценки риска причинения вреда (численность работников, вид хозяйственно-экономической деятельности, наличие и характер нарушений в сфере соблюдения трудового законодательства, выявленных при предыдущих проверках и т.п.), а также разработать методики оценки степени риска причинения вреда в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства.  
Управление рисками причинения вреда должно стать систематической работой, включающей оценку эффективности применяемых мер и предусматривающей непрерывное обновление, анализ и пересмотр оценки рисков причинения вреда и методов осуществления государственного контроля (надзора).  
С целью минимизации рисков причинения вреда федеральной инспекцией труда будут разрабатываться и реализовываться меры для каждой категории риска причинения вреда, которые будут включать: постоянный анализ информации о соблюдении трудового законодательства и о применяемых мерах по предотвращению нарушений трудового законодательства; обмен информацией между структурными подразделениями федеральной инспекции труда; сотрудничество с работодателями и работниками по вопросам соблюдения норм трудового законодательства; определение типовых схем проверок в зависимости от категории риска причинения вреда; оперативное реагирование на изменения внешних и внутренних факторов и внесение соответствующих корректировок в планы проверочной деятельности федеральной инспекции труда.  
Организация контрольно-надзорной деятельности федеральной инспекции труда на основе риск-ориентированных подходов, в целом, потребует реализации следующих мер:  
анализ имеющихся нарушений трудового законодательства в целях выявления существующих рисков причинения вреда;  
создание системы классификации рисков с наибольшей вероятностью потенциально возможного причинения вреда вследствие нарушения трудового законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для различных подконтрольных субъектов;  
разработка различных режимов регулирования в зависимости от класса риска причинения вреда того или иного объекта контроля (дифференцированная периодичность проведения плановых проверок, отсутствие проведения плановых проверок в отношении наименее опасных объектов контроля и т.д.);  
разработка соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей применение в деятельности федеральной инспекции труда риск-ориентированных подходов;  
разработка методики оценки степени риска причинения вреда в сфере труда;  
осуществление систематизации принимаемых мер по минимизации рисков причинения вреда;  
определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска причинения вреда;  
расширение практики избирательности применения форм государственного контроля федеральной инспекцией труда;  
внедрение анализа экономической эффективности принимаемых мер по минимизации рисков причинения вреда;  
внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, соответствующие программные средства для осуществления государственного контроля в сфере труда;  
создание информационной поддержки риск-ориентированных подходов, включающей в себя различные базы данных, программные средства для их обработки.  
Реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур, перераспределить ресурсы на приоритетные направления работы.  
Разработка риск-ориентированных подходов и их использование при планировании контрольно-надзорных мероприятий позволит федеральной инспекции труда дифференцировать подход к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения вреда (ущерба), что существенно повысит эффективность расходования ресурсов на функционирование федеральной инспекции труда путем сосредоточения усилий инспекторского состава на наиболее значимых, потенциально опасных направлениях.  
Эффектом реализации данного направления станет сокращение числа нарушений обязательных требований трудового законодательства, представляющих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц.  
3.5. Внедрение новых форм и методов оценки эффективности деятельности федеральной инспекции труда, государственных инспекторов труда  
Современные требования к повышению эффективности государственного управления диктуют необходимость внедрения новых подходов в деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. Основные требования, задающие вектор модернизации деятельности органов власти в части внедрения новых принципов формирования системы оценки деятельности государственных служащих, а также комплексной оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, представлены в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».  
Повышение эффективности деятельности государственных инспекций труда, государственных инспекторов труда невозможно в условиях отсутствия соответствующей адекватной оценочной методологии. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан методический инструментарий по внедрению систем комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, сформирована библиотека показателей для использования в оценке государственных служащих в соответствии с направлениями их деятельности.  
В то же время, основные направления деятельности органа власти и, соответственно, государственных гражданских служащих, являются специфичными и требуют учета их особенностей при проведении оценки.  
Гражданские служащие контрольных (надзорных) органов, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность, к которым относятся государственные инспекторы труда, пользуются особым правом применения мер административного предупреждения, пресечения и административных взысканий, вследствие чего представляют собой особую группу гражданских служащих. При этом сегодняшняя система оценки их деятельности не содержит целевых показателей, элементов оценки реализации приоритетных направлений деятельности Роструда и персонифицированного применения результатов оценки.  
Фундаментальное изменение принципов деятельности государственной инспекции труда от «модели санкций» к «модели соответствия», изменение образа государственного инспектора труда, в том числе требует внедрения новых подходов к оценке эффективности их деятельности и формирования системы стимулирования в зависимости от достигнутых результатов.  
Результаты оценки деятельности государственных инспекторов труда влияют на деятельность государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, Роструда в целом и задают трехуровневость системы ключевых показателей эффективности (далее – КПЭ) в многопараметрической модели оценки деятельности федеральной инспекции труда: Роструд, территориальные органы Роструда – государственные инспекции Роструда в субъектах Российской Федерации, государственные инспекторы труда.  
В рамках внедрения системы оценки эффективности деятельности Роструда и государственных инспекторов труда следует:  
разработать и утвердить актуальную методику оценки деятельности федеральной инспекции труда на основе ключевых показателей эффективности и формирования рейтингов государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, государственных инспекторов труда. Методика проведения оценки эффективности деятельности на основе КПЭ призвана обеспечивать прозрачные, четко определенные алгоритмы расчетов комплексной оценки деятельности государственных инспекторов труда, государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и формировать единые подходы к оценке эффективности функционирования государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации. В основу системы КПЭ должна быть заложена существующая система показателей государственного и ведомственного статистического учета в сфере деятельности Роструда;  
разработать и утвердить методологию установления индивидуальных целевых ориентиров деятельности, которая базируется на принципах достоверности, комплексности, прозрачности механизмов расчета, целостности последовательности действий по установлению целевых заданий и однозначности. Использование подобных механизмов позволит уйти от валового подхода, согласно которому деятельность государственных инспекций труда во всех субъектах Российской Федерации в одинаковой степени оценивается по количеству выявленных нарушений, наложенных штрафов, взысканных штрафов и др. Включение индивидуальных целевых заданий в служебные контракты руководителей территориальных органов Роструда и применение результатов оценки их достижения в качестве основания для принятия решений о премировании или иных видах стимулирования либо о применении санкций, включая досрочное прекращение исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей, повысит заинтересованность руководителей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации в достижении конкретных результатов, направленных на повышение эффективности их деятельности;  
разработать порядок принятия управленческих решений по результатам проведения оценки эффективности деятельности федеральной инспекции труда на основе КПЭ, в том числе, в части внедрения современных механизмов стимулирования по результатам достижения показателей эффективности и индивидуальных рейтингов. Система мер стимулирования государственных инспекторов труда по итогам оценки деятельности инспекций и формирования рейтингов государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации должна базироваться на таких принципах как обоснованность (выбор перечня мер должен иметь убедительные и достаточные основания), объективность (меры стимулирования должны отвечать основным интересам деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), законность (применение выбранных мер стимулирования не должно противоречить нормам международного права и действующему законодательству Российской Федерации), гибкость (система стимулирования, с одной стороны, позволяет обеспечить государственному инспектору труда определенные гарантии в соответствии с его стажем работы, опытом и профессиональными знаниями, а с другой стороны, поощрять результаты его деятельности в зависимости от оценки его личных показателей в работе и от оценки результатов работы государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации в целом) и эффективность (меры стимулирования государственных инспекторов труда должны исходить из реальных целей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, требовать приемлемое количество времени и ресурсов для осуществления, учитывать возможные риски);  
внедрение единых процедур ежегодного мониторинга эффективности деятельности федеральной инспекции труда на основе КПЭ и организация его проведения, включая формирование рейтингов государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, государственных инспекторов труда.  
Реализация мероприятий по данному направлению обеспечит формирование федеральной инспекции труда нового типа – современной модели управления, основанной на КПЭ, стимулировании выполнения обязанностей государственных инспекторов труда на высоком профессиональном уровне, механизмах вовлечения всех участников трудовых отношений, а также экспертного сообщества в принятие решений, что значительно повысит эффективность государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в целом.  
3.6. Развитие кадрового потенциала федеральной инспекции труда  
Уровень эффективности деятельности федеральной инспекции труда в целом во многом зависит от квалификации государственных гражданских служащих Роструда, обеспечивающих решение перспективных задач по формированию новых подходов к осуществлению контрольно-надзорной деятельности.  
При решении текущих задач значительное внимание уделяется стимулированию результатов деятельности государственных инспекторов труда и повышению квалификации государственных гражданских служащих Роструда. Только за 2012 год повышение квалификации осуществили 21,3% от числа государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости.  
Однако деятельность по развитию кадрового потенциала федеральной инспекции труда должна охватывать более широкий круг вопросов, носить системный характер и требует разработки качественно нового подхода к решению таких проблем как отсутствие формализованных квалификационных требований к ключевым должностям Роструда, наличие кадрового дефицита на замещение государственных должностей работников, в том числе руководящих кадров, обладающих необходимыми профессиональными, деловыми и нравственными качествами, высокая текучесть кадров (особенно среди молодежи), которая в отдельных территориальных органах составляет более 30% от штатной численности государственных гражданских служащих.  
Вышеперечисленные проблемы в значительной степени обусловлены отсутствием на рынке труда квалифицированных специалистов государственных инспекций труда с профильным образованием. Проведение профессионального отбора на замещение должностей государственной гражданской службы Роструда при отсутствии дипломированных специалистов необходимого профиля на сегодняшний день отчасти компенсируется специалистами, имеющими базовый уровень профессиональных знаний в сфере трудового права и охраны труда по смежным специальностям, но при текущей ситуации это дефицитные кадры. Многие специалисты государственных инспекций труда имеют образование, далекое от профиля их деятельности в должности государственного инспектора труда и, соответственно, не обладают необходимыми компетенциями для осуществления эффективной профессиональной деятельности.  
Наличие разрыва между действующей системой профессиональной подготовки государственных инспекторов труда и существующей потребностью в специалистах привело к тому, что в настоящее время спрос значительно превышает предложение. При формальном наличии профессии «государственный инспектор труда» в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (постановление Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года № 367) по данной профессии не существует разработанных профессиональных и образовательных стандартов.  
Для комплексного развития кадрового потенциала федеральной инспекции труда необходима поэтапная реализация следующих мер:  
разработка квалификационных требований и моделей компетенций ключевых должностей Роструда, которая должна осуществляться в соответствии с методическим инструментарием, разработанным и апробированным в ходе реализации пилотного проекта Минтруда России по внедрению в отдельных федеральных государственных органах квалификационных требований;  
разработка профессиональных стандартов «государственный инспектор труда по правовым вопросам», «государственный инспектор труда по вопросам охраны труда» с учетом общенациональной рамки квалификаций;  
разработка на основе профессиональных стандартов государственных образовательных стандартов высшего образования и переход к целевой подготовке специалистов государственных инспекций труда в образовательных организациях высшего образования;  
внедрение системы электронного самообразования «Обучение «по требованию» или «Открытая электронная база знаний», обеспечивающей дистанционный доступ к учебным ресурсам по потребности и способствующей развитию профессиональной мобильности и устойчивому профессиональному росту государственных гражданских служащих.  
Реализация вышеназванного комплекса мероприятий обеспечит становление единой эффективной системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов государственных инспекций труда, что, в свою очередь, даст возможность улучшить качество их взаимодействия с работниками и работодателями, как на стадии проведения проверки, так и на стадии применения превентивных мер, осуществления разъяснительной и методологической работы.

3.7. Комплексная оптимизация (реинжиниринг) административных процессов осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права  


Одной из ключевых задач повышения эффективности государственного управления является оптимизация предоставления государственных услуг и совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций в различных сферах общественных отношений. Массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в деятельность органов власти приводит к тому, что традиционные каналы взаимодействия органов власти между собой, а также с гражданами и организациями (при предоставлении государственных услуг, при подаче жалоб и т.д.) – бумажный документооборот, личное присутствие при получении услуги и т.п. – динамично дополняются или сменяются новыми, с применением ИКТ. Это оказывает существенное влияние на технологические процессы, характеризующие деятельность органов власти: появляются новые действия, необходимые для реализации установленных функций, ряд действий морально устаревают, становятся избыточными.  
В рамках реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р (в ред. распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. № 1548-р) приняты и активно реализуются решения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в приоритетных сферах (образование, сельское хозяйство, здравоохранение, социальное развитие), в том числе в сфере федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.  
Порядок организации и проведения проверок работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда соответствует положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вместе с тем сложившаяся практика осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, характеризуется рядом проблем.  
В настоящее время отсутствует системный подход к организации технологических процессов исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Низкая эффективность наблюдается, например, при формировании отчетности по результатам деятельности: требуются значительные временные затраты для обработки и интерпретации данных по планированию и проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данная проблема во многом определяется отсутствием формализованных инструментов планирования текущей деятельности и распределения обязанностей между государственными инспекторами труда. Множественность и избыточность форм сбора данных о результатах текущей деятельности федеральной инспекции труда обусловливают дублирование и неструктурированность информации.  
В соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ Роструд ежегодно утверждает план проверок хозяйствующих субъектов, при этом количество плановых проверок сокращается (на 26% в 2012 году по сравнению с 2011 годом), а внеплановые проверки составляют три четверти от всех проверок, проводимых Рострудом. Сложившаяся тенденция требует пересмотра и формализации подхода к организации текущего планирования деятельности государственных инспекций труда, устранению информационных и организационных разрывов между технологическими процессами.  
При осуществлении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеет место дублирование ряда действий, например, в части оформления результатов проверки, которые сначала фиксируются в текстовом документе, а затем вносятся в автоматизированную систему, что не позволяет в данном контексте говорить об оптимальности использования ресурсов.  
Действующие нормативные правовые акты, регулирующие исполнение функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определяют ее на уровне административных процедур и не включают описание выполнения отдельных административных действий, что приводит к различным интерпретациям механизмов реализации контрольно-надзорной деятельности и требует большого количества неформализованных знаний и навыков от государственных инспекторов труда. Это отрицательно отражается на продолжительности подготовки и проведения проверок, производительности деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда.  
Проблемы регламентации технологических процессов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выражаются также в отсутствии методических материалов и единых технологических схем осуществления процедур контроля (надзора).  
Для устранения существующих проблем, оказывающих негативное влияние на продолжительность, результаты и стоимость осуществления проверок для всех участников трудовых отношений, а также повышения эффективности управления административными процессами осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, необходима реализация мер, направленных на комплексную оптимизацию (реинжиниринг) государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая унификацию способов, методов и форм реализации контрольных проверок:  
внедрение системного подхода к организации управления всеми административными процессами контрольно-надзорной деятельности Роструда в их взаимосвязи, включая обеспечивающие процессы;  
формализацию и оптимизацию административных процедур на уровне отдельных действий;  
уменьшение количества входящих документов, исключение избыточных согласований, сокращение сроков исполнения функций государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, снижение издержек участников трудовых отношений;  
внедрение новых форм и методов взаимодействия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с государственными инспекциями труда;  
разработку методических материалов и технологических схем, описывающих процедуры осуществления контрольно-надзорной деятельности в виде алгоритмов, отражающих последовательность действий, ответственных исполнителей и результатов деятельности;  
совершенствование механизмов внутриведомственного контроля и мониторинга деятельности федеральной инспекции труда, государственных инспекторов труда;  
внедрение единых схем технологических процессов осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в государственных инспекциях труда;  
обучение сотрудников деятельности в соответствии со схемами технологических процессов.  
Результатом реализации всех указанных мероприятий должно стать устранение избыточных и дублирующих действий при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, унификация технологических процессов. Ожидаемым эффектом станет повышение производительности деятельности федеральной инспекции труда и сокращение издержек участников трудовых отношений.  
3.8. Создание автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений  
Во всём мире по уровню внедрения аналитических систем класса Businessintelligence (BI) государственные органы занимают второе место после финансовых структур. Аналогичная ситуация обстоит и в российском госсекторе: по данным компании DSS Consulting, рассмотревшей 315 проектов внедрения BI-систем, выполненных в нашей стране в 2010 г., в государственном секторе реализован 41% из них. Уровень информатизации федеральных органов исполнительной власти в России достаточно высок. По состоянию на конец 2013 года информационные системы внедрены  
в 62 федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации  
из 79 (78% от их общего числа).  
На текущий момент в Роструде внедрена Автоматизированная информационная система государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (далее - АИС ГИТ), однако анализ функциональных возможностей данной системы выявил ряд проблем и недостатков, которые не позволяют в полной мере обеспечить эффективность работы как центрального аппарата Роструда, так и государственных инспекций труда. Наиболее значимы следующие недостатки:  
первичные данные о проверках и оперативной деятельности федеральной инспекции труда не полны и разрознены, и, как следствие, отсутствует возможность формирования аналитических отчетов по необходимым параметрам;  
отсутствует сквозная автоматизация всего процесса осуществления контрольно-надзорной деятельности с момента инициации проверки до принятия решения по ее результатам. В настоящее время система дает возможность осуществления с ее помощью только отдельных учетных операций;  
не поддерживается межведомственное информационное взаимодействие по вопросам соблюдения трудового законодательства, отсутствуют эффективные механизмы методологической, технической и организационной поддержки обмена данными.  
К настоящему моменту назрела острая необходимость в создании автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений (далее – АСУ КНД), внедрение которой направлено на создание единого информационного пространства Роструда и должно обеспечить решение следующих задач:  
создание единой базы первичных данных о контрольно-надзорной деятельности, включая данные других ведомств, которые необходимы для защиты трудовых прав работников и законных интересов работодателей;  
автоматизация деятельности государственного инспектора труда на основе процессного подхода;  
создание базы знаний, обеспечивающей единообразное понимание требований трудового законодательства работодателями, работниками и государственными инспекторами труда (определенность надзора);  
оптимизация статистической отчетности;  
создание средств интеллектуальной поддержки работы государственного инспектора труда;  
создание инструментов, обеспечивающих риск-ориентированное планирование деятельности государственных инспекций труда; 
возможность составления и отслеживания рейтингов и показателей оценки эффективности государственных инспекций труда, государственных инспекторов труда, работодателей;  
поддержка принятия руководителем Роструда стратегических решений на основе визуализации и углубленной аналитической обработки оперативной информации (создание ситуационного центра руководителя) и создание личных кабинетов сотрудников центрального аппарата Роструда;  
снижение расходов на содержание автоматизированной системы за счет централизации ресурсного обеспечения.  
Результаты создания АСУ КНД будут использоваться руководством и специалистами структурных подразделений Роструда при анализе текущей ситуации, выявлении тенденций и закономерностей, оценке контрольно-надзорной деятельности как в отдельных сферах, так и по общим вопросам соблюдения трудового законодательства в субъектах Российской Федерации.  
Создание АСУ КНД тесно связано с методологическими разработками, являющимися результатами работ по другим направлениям Концепции, которые необходимо учесть при проектировании и внедрении Системы.  
Принципиальной особенностью АСУ КНД должна стать реализация в ее составе подсистем процессного сопровождения проверочных мероприятий и интеллектуального риск-ориентированного планирования КНД. Реализация процессной модели деятельности предполагает формализацию в АСУ КНД процессов осуществления проверочных мероприятий и максимальную типизацию их алгоритма. Для этого должны быть унифицированы и автоматизированы методы государственного контроля (надзора) в сфере труда, в том числе в ходе организации плановых и внеплановых проверок, рассмотрения обращений граждан, досудебного (внесудебного) обжалования решений уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда и др.  
Важными составляющими АСУ КНД, обеспечивающими комплексное управление контрольно-надзорной деятельностью Роструда, должны стать подсистема ключевых показателей эффективности, подсистема информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности, подсистема управления материальным и ресурсным обеспечением, подсистема межведомственного электронного взаимодействия Роструда с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.  
В результате создания АСУ КНД будет обеспечено:  
увеличение доли подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены проверки, в общем числе подконтрольных субъектов;  
снижение общего количества нарушений законодательства о труде, в том числе сокращение числа нарушений обязательных требований трудового законодательства, представляющих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц;  
увеличение доли лиц, положительно оценивающих качество работы федеральной инспекции труда (в том числе по предупреждению и профилактике нарушений трудового законодательства);  
повышение эффективности государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и сокращение издержек проведения контрольно-надзорных мероприятий;  
снижение удельных затрат ресурсов на одно проверочное мероприятие.  
3.9. Переход на принципиально новый уровень взаимодействия государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации с работниками и работодателями, внедрение принципов открытости деятельности федеральной инспекции труда, организации «обратной связи» с подконтрольными субъектами, вовлеченности и участия работников и работодателей (их объединений) в обеспечение соблюдения требований трудового законодательства  
Для внедрения новой модели совместной деятельности федеральной инспекции труда, работников и работодателей (и их объединений) в области соблюдения трудового законодательства необходимо обеспечить формирование эффективно действующей системы взаимодействия участников трудовых отношений, в том числе посредством введения института общественного контроля деятельности федеральной инспекции труда, организации «обратной связи» с подконтрольными субъектами для совершенствования порядка осуществления контроля (надзора), отслеживание уровня удовлетворенности работников и работодателей качеством реализуемых федеральной инспекцией труда функций и услуг.  
Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе предусматривает, в том числе, развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий, развитие электронных сервисов.  
Для размещения информации о деятельности Роструда и его территориальных органов в сети Интернет используется официальный сайт Роструда www.rostrud.ru, а также официальные сайты государственных инспекций труда. На указанных сайтах содержатся информация о нормативных правовых актах в сфере трудового законодательства, справочные материалы, рейтинги работодателей, планы проверок, личный кабинет, телефоны горячих линий государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, а также автоматизированная система консультирования, мониторинга и обработки сообщений о нарушениях в сфере трудового законодательства в сети Интернет.  
В то же время при информационном взаимодействии работников и работодателей с федеральной инспекцией труда не в полной мере используются современные возможности информационно-коммуникационных технологий (по данным опросов работодателей только 28 процентов из них пользовались возможностью интернет-взаимодействия с Рострудом). Поддержание диалога с федеральной инспекцией труда в большинстве случаев требует личного присутствия работника или работодателя в государственной инспекции труда или встречи с государственным инспектором труда на предприятии.  
В целях оптимизации процессов взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями в электронном виде, необходимо выполнить ряд мероприятий по модернизации существующих и созданию новых информационных систем. Наиболее оперативный и значимый эффект в этом направлении даст создание комплекса «клиентоориентированных» интерактивных онлайн сервисов для работников и работодателей, которые позволят:  
провести работодателю самостоятельно проверку соблюдения требований трудового законодательства и в случае выявленных несоответствий получить рекомендации по их устранению до проведения проверки государственной инспекцией труда;  
получить информацию о перечне обязательных требований трудового законодательства, действующих в отношении хозяйствующего субъекта определенной категории;  
получить шаблоны типовых документов по трудовым ситуациям, информацию о программах и мероприятиях по улучшению условий труда;  
удаленно выбрать время и записаться на прием к должностному лицу государственной инспекции труда;  
ознакомиться с правами и обязанностями работника, работодателя, часто задаваемыми вопросами и ответами на них, получить доступ к накопленной базе знаний по вопросам в сфере трудовых правоотношений;  
получить информацию о рейтингах работодателей, содержащих информацию о работодателях на основе данных по результатам проверок Роструда, информацию о соблюдении требований трудового законодательства в конкретной организации; 
без посещения государственной инспекции труда задать вопрос должностному лицу федеральной инспекции труда по любой проблеме в сфере трудовых отношений;  
обсудить интересующие темы, высказывая свои предложения, выдвигая инициативы, задавая новые темы для обсуждения;  
провести дистанционное интерактивное обучение руководителей предприятий и сотрудников, ответственных за обеспечение охраны труда и управление персоналом, наиболее эффективным средствам и методам соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;  
дать общественную оценку деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;  
обжаловать действия (бездействия) государственных инспекторов труда.  
Другим оптимальным и действенным способом информирования и консультирования работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является взаимодействие по телефону.  
В настоящее время в целях информирования и консультирования граждан по телефону в Федеральной службе по труду и занятости функционируют справочная служба Роструда, «горячие линии» государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.  
Вместе с тем существует ряд недостатков действующего порядка телефонного обслуживания населения, выражающихся в:  
отсутствии единой системы информирования и консультирования граждан по вопросам занятости и трудовых отношений, вопросам деятельности Федеральной службы по труду и занятости, что приводит к фрагментации предоставляемой информации, увеличению нагрузки на должностных лиц федеральной инспекции труда в части информирования и консультирования граждан по телефону, росту количества номеров телефонов, знание которых требуется гражданину для получения необходимой информации;  
отсутствии единых стандартов информирования и консультирования по телефону и подготовки сотрудников, ответственных за телефонное обслуживание заявителей;  
отсутствии возможности принятия на основании общей статистики обращений управленческих решений, направленных на совершенствование процесса информирования и консультирования.  
В целях оптимизации и улучшения качества информирования и консультирования по телефону необходимо реализовать комплекс мероприятий, способных обеспечить повышение количества оказанных информационно-консультационных услуг по телефону заявителям, а также повышение качества телефонного обслуживания за счет внедрения стандарта обслуживания заявителей по телефону и системы контроля за предоставлением информационно-консультационных услуг. При реализации указанных мероприятий следует учесть положительный опыт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по созданию ведомственного центра телефонного обслуживания.  
Однако даже при переходе на взаимодействие в электронном виде с использованием удобных интернет-сервисов и оптимизации процессов информирования и консультирования по телефону невозможно полностью отказаться от традиционного (очного) способа взаимодействия с работниками и работодателями, что связано со спецификой сферы деятельности федеральной инспекции труда. Указанная специфика выражается в том, что эмоциональный фон при взаимодействии должностных лиц государственных инспекций труда с работниками и работодателями заведомо отрицательный. Граждане, в большинстве случаев, приходят с целью подачи жалобы, уверенные в том, что их трудовые права нарушены, а ожидание в очереди в условиях, которые далеки от комфортных, повышают уровень недовольства и социальной напряженности.  
Осуществляемая на сегодняшний день практика личного приема работников и работодателей должностными лицами государственных инспекций труда характеризуется рядом проблем и недостатков, таких как отсутствие системности и единообразия организации деятельности государственных инспекций труда, устаревание и недостаток материально-технической базы, отсутствие инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, низкий уровень комфортности присутственных мест и, как следствие, социальная напряженность и недоверия населения к деятельности государственных инспекций труда.  
Указанные недостатки влекут за собой значительное количество негативных последствий, в том числе снижение качества взаимодействия должностных лиц государственных инспекций труда с гражданами.  
В целях преодоления существующих проблем и их последствий предлагается внедрение новой модели организации деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации. Указанное нововведение выразится, прежде всего, в организации взаимодействия должностных лиц государственных инспекций труда с гражданами на основе качественно новых принципов. К числу таких принципов относится обеспечение индивидуального подхода в рассмотрении и разрешении ситуаций, указывающих на допущение в отношении граждан нарушения их трудовых прав. В целом должны быть созданы наиболее благоприятные для граждан условия непосредственного обращения в государственные инспекции труда.  
Для повышения качества и условий осуществления взаимодействия между должностными лицами государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и гражданами потребуется:  
разработка критериев типизации и принципов категорирования государственных инспекций труда;  
разработка единых стандартов и требований к присутственным местам государственных инспекций труда, к организации процессов взаимодействия государственных инспекций труда с работниками и работодателями;  
утверждение единых типовых проектных решений переоборудования и перепланировки помещений государственных инспекций труда;  
оценка государственных инспекций труда на предмет соответствия установленным требованиям;  
разработка и реализация плана приведения помещений государственных инспекций труда в соответствие установленным требованиям.  
Реализация мероприятий по повышению качества взаимодействия государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации с работниками и работодателями обеспечит:  
возможность выбора работниками и работодателями формы обращения в федеральную инспекцию труда для получения необходимой информации по вопросам обеспечения соблюдения их прав в социально-трудовой сфере;  
повышение эффективности деятельности федеральной инспекции труда по информированию и консультированию работников и работодателей, приему и рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых прав; 
повышение уровня удовлетворенности работников и работодателей качеством и доступностью оказываемых государственными инспекциями труда информационно-консультационных услуг;  
повышение общественного доверия (популяризация) федеральной инспекции труда;  
увеличение степени охвата поднадзорных субъектов федеральной инспекции труда мероприятиями по методическому обеспечению, информированию и консультированию.  


  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница