Хозяйствования




Скачать 327.83 Kb.
Дата09.05.2016
Размер327.83 Kb.




Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Рыночная система хозяйствования.


    1. Общая характеристика рыночного хозяйства…………………….5

    2. Механизм государственного регулирования рыночного хозяйства……………………………………………………………10

    3. Производственно-хозяйственная система и её характеристика…15

Глава 2. Становление хозяйственно-экономической деятельности.

    1. Развитие предпринимательства в России………………………….23

    2. Экономическая сущность оплаты труда в условиях рыночной экономики на предприятиях………………………………………..27

Заключение ……………………………………………………………………30

Список литературы …………………………………………………………….32




Введение.

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Благодаря государственному регулированию социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, можно приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

Переход к рыночной системе хозяйствования также обуславливается возникновением малого и большого частного бизнеса, отдельных секторов экономики, обуславливается полным изменением финансовой, промышленной, налоговой деятельности страны и т.д.

 Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения.

Так как в перестроечные годы процветала безработица, можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и по регионам. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях.

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.

В этой связи рассмотрение становления предпринимательства в нашей стране, а также, его основных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

 Чтобы как можно глубже разобраться в этой не мало важной теме, постараемся раскрыть ее сущность в данной работе.



Глава 1. Рыночная система хозяйствования.

    1. Общая характеристика рыночного хозяйства.

Из курса общей экономической теории Вам известно, что термин «экономика», образованный от двух греческих слов «эйкос»- хозяйство и «номос»- закон, в переводе с древнегреческого означает «законы хозяйствования».

Таким образом, экономика – это все виды деятельности людей, которые позволяют обществу, обеспечивать себе материальные условия для существования.

Современная рыночная экономика представляет сложнейший хозяйственный организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих , финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Рынок многолик и разнообразен, он действует по своим собственным законам.

Любая экономич6еская система в процессе своей деятельности постоянно сталкивается и вынуждена отвечать на три фундаментальных вопроса:


  1. Что производить и в каких количествах?

  2. Как производить и какими затратами?

  3. Для кого производить и как распределять произведенное?

В централизованной плановой экономике ответы на все три вопроса находятся в компетенции центральных органов управления, в рыночной же экономике, государство непосредственно участвует лишь в решении третьей задачи путем перераспределения доходов и реализации социальных программ.

На все остальные вопросы отвечает рынок, в котором цены, стимулы, прибыли и потери определяют что, как и для кого производится огромная масса товаров и услуг.

Существует множество определений рынка, его сущности большинство из которых можно свести к следующему.

РЫНОК – это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена, то есть возможности продавцам продать, а покупателям купить необходимые товары.

Схема1.Основные движущие силы функционирования рынка.

Совокупность взаимоотношений


в связи с производством и товарообменом - Рынок

Спрос


(покупатели)

Разрешение противоречий – ЦЕНА

Основное противоречие

Дешевле дороже

Предложение (продавцы)

Производство

Потребности (желания)

Ресурсы (возможности)

Изучение потребностей

Ресурсы (возможности)

Рыночное хозяйство, сама современная экономическая система невозможны без установления определенной ценности, стоимости каждого товара или услуги. Отсюда важнейшая функция цены – решение проблемы обоснованного выбора, с одной стороны, с потребителя, отвечающего на вопрос, что лучше приобрести, и с другой стороны, производителя, отвечающего на вопрос , что выгоднее произвести, какую часть ресурсов направить на то или иное производство.

Именно поэтому функция цены является центральной проблемой функционирования рынка.

Основные функции, выполняемые рынком:



  • Рынок является средством связи между продавцами товаров и услуг и покупателями. К продавцам относятся товаропроизводители, то есть предприятия, реализующие свои товары и услуги; работники, продающие свою способность к труду, рабочую силу; владельцы всех видов производственных ресурсов, которые продают или уступают пользование этими ресурсами на определенное время. К покупателям относятся потребители, приобретающие предлагаемые товары и услуги, а также отдельные потребители или фирмы, покупающие те ресурсы , с помощью которых они и осуществляют производство своих товаров и услуг; чаще всего один и тот же субъект выступает на рынке и продавцом и покупателем.

  • В результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлемые и для первого, и для второго цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт.

  • Рынок, средство взаимосвязи продавцов и покупателей, распространяет информацию о том, что именно хотят продать продавцы ( и по какой цене) и что именно приобрели бы или приобретут в будующем покупатели. При этом рынок не должен быть обязательно каким-то конкретным географическим местом. Любой источник распространения информации о продаже и покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.

  • Обеспечивая обмен новой информацией об изменении ситуации, рынок дает возможность его участникам достаточно быстро реагировать на эти изменения и соответственно ситуации менять цены. В свою очередь, цены действуют как сигнал продавцам и покупателям, сообщая им информацию о дефиците товаров, услуг, ресурсов либо об их избытке.

Рынок в цело характеризуется сложной и разветвленной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:

  • По элементам рыночной инфраструктуры ;

  • По экономическому назначению объектов рыночных отношений;

  • По географическому положению и масштабам, границам, его характеризующим;

  • По степени ограничения конкуренции;

  • По отраслям сфер производства и услуг;

  • По характеру и размерам продаж.

А. Первый признак классификации рынка вообще, в целом, предполагает выделение трех основных элементов:

  • Рынка товаров и услуг;

  • Рынка факторов производства;

  • Финансового (или денежного) рынка.

Рынок товаров и услуг включает в себя огромное количество специальных рынков купли-продажи соответствующих товаров, а также предполагает наличие и функционирование таких структур, как товарные биржи по соответствующим товарам, организации оптовой и розничной торговли, маркетинговые и посреднические организации.

Рынок факторов производства охватывает процессы купли продажи факторов производства – земли, труда, капитала, предпринимательских способностей.

При этом такой фактор производства, как земля, включает в себя не только непосредственно определенные участки земли, используемые для того или иного производства, но и природное сырье, добываемое из недр земли или получаемое в результате ее использования.

Труд – предполагает использование труда всех категорий работающих, а также наличие такого фактора производства, как биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и квалификации и предложение этой рабочей силы.

Капитал – включает в себя все средства производства в виде зданий, сооружений, транспортных средств, а также денежные средства, которые могут быть использованы на приобретение этих средств производства.

Финансовый (денежный) рынок охватывает процессы купли-продажи, передачи во временное пользование финансовых средств – денег, облигаций, акций, казначейских и банковских обязательств и др.

Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры органически взаимосвязаны и соответственно воздействуют друг на друга. Если они находятся в равновесии, то и во всей экономики наступает общее макроэкономическое равновесие.

Б. Второй признак классификации элементов рынка – по экономическому назначению объектов рыночных отношений – предполагает выделение более мелких сегментов рынка в виде:



  • Рынка потребительских товаров и услуг;

  • Рынка товаров производственного назначения;

  • Рынка новых идей, технологий, проектов;

  • Сырьевого рынка;

  • Рынка труда;

  • Рынка ценных бумаг;

  • Рынка вторичного сырья и др.

В. По географическому положению и границам распространения рынок подразделяется на следующие виды:

  • Местный (региональный);

  • Национальный (в пределах страны);

  • Мировой рынок.

Г. По степени ограничения конкуренции различают:

  • Свободный рынок;

  • Рынок монополистической конкуренции;

  • Олигополистический рынок;

  • Чистую монополию.

Д. По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, характеризующих соответствующие отрасли экономики:

  • Топливный рынок;

  • Автомобильный рынок;

  • Компьютерный рынок;

  • Рынок хлебопродуктов и т.п.;

Е. По характеру и размерам продаж различают:

  • Оптовый рынок;

  • Розничный рынок.

Нетрудно заметить из приведенной выше классификации видов и элементов рынка, что в указанных рамках осуществляется деятельность по производству и обмену (продаже и покупке) товаров и услуг на рынке. Если же какие-либо товары, блага, услуги предоставляются бесплатно, без установления цены на них, и соответственно не осуществляются сделки купли-продажи, то такая деятельность носит название нерыночной. Пример: решение вопросов национальной обороны, органов внутренней и внешней безопасности, охраны природы, социального обесп6ечения, пенсионного обслуживания.

Любой рынок может функционировать только по товарам, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться другому собственнику. Отсутствие этих условий лишает стимула и на производство данного товара, и на его покупку, сбыт.


1.2. Механизм государственного регулирования рыночного хозяйства.

В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования экономики. Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Споры между специалистами идут только по поводу степени вмешательства государства в экономику.



Государственное воздействие на экономику – целенаправленная система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемая соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.

Как следует из характеристики сути государственного вмешательства в экономику и причин, объясняющих его необходимость, присутствие этого вмешательства желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования.

Объектами государственного воздействия на экономику должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны.

Изучение роли государства в народном хозяйстве является одной из важнейших составных частей системы экономических наук.

Для обозначения исследуемой роли государства в народном хозяйстве в экономической литературе используются разные термины: «государственное вмешательство в экономику», «государственное регулирование экономики», «государственная экономическая политика», «государственно-монополистическое регулирование».

Наименее соответствующим сущности явления, по мнению Ходова Л.Г., представляется первый термин, который часто встречается в предвоенных и послевоенных публикациях вплоть до 70-х гг. Он вызывает представление о вмешательстве одной самостоятельной системы (государства) в другую аналогично хирургическому вмешательству в человеческий организм. В действительности, по нашему мнению, государство является не внешней системой, а составной частью, элементом современной экономики. Последний термин также не соответствует сущности явления, так как содержит в себе социально-политическую оценку государственного регулирования.

Таким образом, наиболее соответствующим сущности явления, по нашему мнению, являются термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика». Однако, на первый взгляд понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, так как первая может основываться на принципе неучастия государства в хозяйственной жизни. Но государство не может существовать не собирая налогов, не оплачивая армию и аппарат управления, не осуществляя закупок и подрядов на строительство, не регулируя денежного обращения и внешнеэкономических связей. В современных условиях немыслимо неучастие государства в социально-экономических процессах, организации и финансировании научных исследований, образования, социального обеспечения, охраны окружающей среды. Поэтому можно сказать, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в условиях рыночного хозяйства можно считать идентичными.

По определению Албеговой И.М.:

«Государственное регулирование экономики – это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц». Это определение представляется нам недостаточно полным и отражающим сущность исследуемого явления.

Ходов Л.Г. дает более полное определение: «Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.»

Государственное регулирование имеет место как при централизованно управляемой экономике, так и при рыночной экономике.

Ходов Л.Г. так подразделил методы государственного регулирования: на административные и экономические.



Административные методы, по мнению автора, базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Это регулирование учетной ставки (осуществляется Центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных долговых обязательств, торговля ими и погашение.

По нашему мнению более точное подразделение представлено Елькиным В.А.. Автор считает, что разграничение различного рода отношений в управлении и регулировании позволяет подразделить методы на экономические, социально-психологические, правовые и административные. Между этими методами существует тесная связь, отражающая реальную обусловленность разнообразных отношений в обществе. Также автор считает, что распространенное понимание сути административных методов управления как методов, базирующихся только на субъективном, волевом подходе к решению задач, принципиально неверно. Любое административное действие управляющей системы должно основываться на экономическом расчете.

Экономические методы основаны на использовании экономических интересов: общегосударственных, групповых, частных. В связи с этим можно разделить экономические методы на: методы определения перспектив развития (прогнозы планы, программы) и на методы непосредственного экономического воздействия и регулирования. (госзаказ, налоги , кредиты и т.д.).

Для покрытия государственных расходов используются налоги. Но задача государственных органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко ориентированный механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Государство должно проводить налоговую политику, учитывая специфические особенности деятельности юридических и физических лиц.

Налоговая система осуществляет ведущую роль в мобилизации средств в федеральный бюджет для формирования части национального дохода. На современном этапе повысился удельный вес налогов в ВНП и в национальном доходе до 30–50 %.

Налоги, помимо подоходного и многочисленных косвенных налогов с трудящихся, включают взносы на социальное страхование, местные налоги и др. Налоги стали не только основным доходом государства, они во все большей мере используются для активного вмешательства государства в процесс воспроизводства. Усиление регулирующей функции налогов произошло после второй мировой войны. Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, на движение товаров и капиталов между странами, на платежеспособный спрос населения. Налоги широко используются правительствами западных стран для сглаживания экономического цикла.

В России преимущества действующей системы налогообложения перед прежней системой платежей состоят в том, что для всех юридических и физических лиц, независимо от видов собственности и ее организационно-правовых форм хозяйствования, установлены единые налоги, после выплаты которых налогоплательщики могут распоряжаться прибылью по своему усмотрению.

Недостатком, к сожалению, является то, что с самого начала построения новой налоговой системы был взят, на наш взгляд, неверный фискальный ориентир. Известно, что у предприятий изымается через различные налоги 85-90% прибыли.

Во всех развитых странах рыночный механизм хозяйствования дополняется инструментами государственного регулирования, соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, характера решаемых в данное время задач. Специфика проводимых реформ в нашей стране состоит, как считает Б.Плышевский, во-первых, в том, что предпринят переход к многоукладной рыночной экономике; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, когда государственное регулирование сведено к минимуму, и, в-третьих, формы и методы регулирования во многом не сложились.


1.3. Производственно-хозяйственная система и её характеристика.

Особой формой ведения экономики предприятия является хозяйствование с факторами производства, сущность которого и его направленность определяются формами собственности на средства производства. Хозяйственный механизм представляет собой очень важную ступень в экономических отношениях. На этой ступени в центре внимания оказываются те конкретные хозяйственные формы, в которых проявляются на практике экономические законы. В условиях рыночной системы предприятие из производящего субъекта, что было характерным для централизованно-плановой системы, становится хозяйствующим субъектом (поскольку средства производства принадлежат ему). Именно в этом проявляется роль и назначение предприятия в развитии общественного производства. На деле это обозначает, что хозяйствование (владение и распоряжение) с факторами производства направленно на организацию производства товаров у себя, от себя и ради себя. Следовательно, хозяйствование есть специфическая деятельность, направленная не на изготовление продукции как таковой (это удел технологических и производственных служб), а на создание самой важности произвести, реализовать товар и получить прибыль. Оно как бы синтезирует себя в интеграции целей и задач производственной, коммерческой, финансовой и управленческой видов деятельности, направленных на производство высококачественной продукции, в которой нуждается рынок.

Хозяйственные формы располагаются в поверхностном слое экономических отношений, поэтому они очень подвижны и изменчивы. Именно на эти формы непосредственно направленно воздействие экономической политики государства, чтобы хозяйственный механизм стал совершеннее и эффективнее. Совершенствование хозяйственного механизма- это важнейшая составная часть прогрессивного движения макро- и микроэкономики. Изучение хозяйственного механизма непосредственно связывает выводы экономической теории с практикой хозяйствования, а также с другими экономическими науками и дисциплинами.

Хозяйственный механизм – это сложная по своему содержанию экономическая категория. Она широко используется в научных работах, стабильно вошла в юридические документы. В настоящее время вопросы совершенствования хозяйственного механизма занимают одно из центральных мест в экономической политике правительства России.

Сущность хозяйственного механизма может быть понята, исходя из анализа системы производственных отношений. Для этого в её составе необходимо выделить две подсистемы – подсистему общественно-производственных отношений и подсистему технико-экономических отношений. Данное разграничение важно потому, что хозяйственный механизм является формой выражения прежде всего технико-экономических отношений. Постараюсь дать им небольшие характеристики.

Общественно – производственные отношения образуют глубинную сущность любого способа производства. Это отношения собственности, планомерности, характера труда. Они определяют цель производства, его социальный тип, структуру общества. Общественно-производственные отношения определяют наиболее глубокую объективную основу хозяйственного механизма.

Технико-экономические отношения развиваются непосредственно под воздействием производительных сил и выступают в виде конкретных хозяйственных форм. Эти отношения характеризуют способ организации и управления экономической жизни, способ регулирования процесса воспроизводства, формы реализации собственности, согласования экономических интересов государства, трудовых коллективов и отдельных работников. Всё это также базисные, экономические отношения, но расположенные во внешнем слое производственных отношений.

Технико-экономические отношения как раз и образуют главное содержание хозяйственного механизма. Эти отношения наиболее подвижны, динамичны, что вполне естественно. Чем более глубокую сущность выражают те или иные отношения, тем большей устойчивостью они обладают. Таковы общественно-производственные отношения. Они определяют природу, основу экономического строя и хозяйственного механизма. А вот его совершенствование происходит прежде всего в связи с движением технико-экономических отношений. Отсюда становится понятным место хозяйственного механизма в системе производственных отношений.

Внутренние, устойчивые, существенные связи в системе производственных отношений выражаются в экономических законах. Эти законы характеризуют объективный фундамент хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм обеспечивает сознательное использование экономических законов. В этой связи важно различать механизм действия и механизм использования экономических законов.

Действие экономических законов является первичным, а их использование – вторичным, производным. Механизм действия экономических законов целиком носит объективный характер. А механизм их использования представляет собой сочетание объективного и субъективного.

Присутствие элементов субъективного в механизме использования экономических законов объясняется двумя обстоятельствами:

1). Достижение ”абсолютной точности” познания законов – задача сама по себе невыполнимая.

2). Познание экономических законов означает определение не только их содержания, объективной направленности и форм производственных отношений, но и условий использования этих законов в данной обстановке, при данных ресурсах, возможностях и потребностях.

Суть использования экономических законов состоит в том, чтобы, исходя из их объективной направленности и форм действия, организовать хозяйственный механизм так, чтобы в данных конкретных условиях получался максимально возможный полезный результат.

Производственные отношения, а также выражающие их сущность экономические законы проявляются в любом обществе в форме экономических интересов. Хозяйственный механизм может дать необходимый эффект лишь в том случае, если он опирается на учёт экономических интересов и обеспечивает их умелое согласование.

На мой взгляд, необходимо отметить, что хозяйственный механизм включает в свой состав и определённую часть надстройки, т.е. он не ограничен только базисными экономическими отношениями. В его состав в качестве необходимого звена входят политико-правовые формы регулирования экономических процессов. В хозяйственном механизме стыкуются пограничные отношения и соответствующие им категории. Через них происходит реальное взаимодействие между различными элементами формации. В силу этого хозяйственный механизм выступает одновременно и как совокупность объективных отношений, и как сфера сознательного регулирования экономических процессов. Например, совершенствование форм хозяйствования в условиях многообразия форм собственности и развивающихся рыночных отношений – это двойной процесс.

Таким образом, хозяйственный механизм деятельности фирм представляет собой основанный на действии и использовании экономических законов способ ведения хозяйства со свойственными технико-экономическими отношениями и рыночными формами организации производства.

Отсюда следует, что хозяйственный механизм характеризуется определёнными чертами:

1). ориентация на удовлетворение общественных потребностей;

2). достижение высокого уровня внутрифирменного планирования;

3). сочетание государственного регулирования с коммерческой деятельностью фирм;

4). согласование личных и коллективных интересов с интересами общества;

5). единство материальных и моральных стимулов трудовой деятельности.

Хозяйственный механизм – это сложная система, имеющая внутреннюю структуру. Она включает разнообразные элементы, образующие относительно самостоятельные блоки.

Производственно-хозяйственный механизм – сложное структурное образование. Но неверно было бы представлять его как механическую сумму элементов. Он образует целостную систему, живой общественный организм. Поэтому несогласованность между элементами хозяйственного механизма снижает его эффективность.

Необходимо комплексное, согласованное развитие и совершенствование всех элементов хозяйственного механизма. От этого зависит уровень эффективности его функционирования. Лишь согласованное взаимодействие всех элементов делает их звеньями единого хозяйственного механизма. Именно здесь и проявляется внутренний смысл понятия механизм – точно и чётко.

Необходимость совершенствования хозяйственного механизма обусловлена постоянно происходящими объективными изменениями в экономике, а также тем, что его элементы подвержены влиянию многочисленных факторов и отличаются исключительной подвижностью. К числу факторов развития хозяйственного механизма следует отнести:


  1. рост научно-технического и технологического уровней производительной деятельности фирм;

  2. многообразие форм хозяйствования в условиях развивающегося рынка;

  3. изменения в надстройке общества и вытекающая отсюда специализация социально-экономических задач, решаемых макро- и микроэкономикой;

  4. внешнеэкономические и внешнеполитические условия;

  5. существенную модификацию хозяйственного механизма вызывают такие явления, как иностранная интервенция, гражданская война, кризисные процессы.

Совершенствование хозяйственного механизма, связанное с этими и другими факторами, может носить различный характер. С одной стороны, это могут быть незначительные изменения в хозяйственном механизме, а с другой стороны – его глубокие (качественные) изменения. Поэтому в совершенствовании хозяйственного механизма следует различать:

  1. либо частичное улучшение определённых его звеньев, незначительные по своей глубине преобразования;

  2. либо перестройку, комплексное и достаточно глубокое изменение его структуры. В данном случае следует говорить о реформе хозяйственного механизма, или о хозяйственной реформе.

Совершенствование хозяйственного механизма – это непрерывный процесс поиска и отладки эффективных форм и методов хозяйствования. Оно осуществляется постоянно на основе накопленного опыта, уточнения ранее принятых решений, учёта специфики отдельных сфер и отраслей макроэкономики.

Опыт совершенствования хозяйственного механизма в современной России позволяет сделать ряд выводов:



  1. осуществляются крупные структурные сдвиги в развитии производительных сил;

  2. проводится не частичное совершенствование отдельных звеньев хозяйственного механизма, а комплексное улучшение всех его элементов в процессе движения к рыночной экономике;

  3. формирование нового рыночного механизма хозяйствования не может быть осуществлено в виде единовременного акта. Решение этой задачи охватывает несколько этапов. В экономике России осуществляется крупномасштабная хозяйственная реформа.

Решительный поворот к формированию рыночного механизма хозяйствования в России начался после апреля 1985 г. и, особенно, с начала 1992 г. Возникает вопрос: неужели всё в том, что предпринималось по совершенствованию хозяйственного механизма, было неправильно? В связи с поиском ответа на данный вопрос необходимо различать:

    1. теоретическую концепцию хозяйственного механизма;

    2. нормативный хозяйственный механизм;

    3. реально функционирующий хозяйственный механизм.

Теоретическая концепция хозяйственного механизма опирается на познание системы объективных экономических законов, форм и методов их наиболее эффективного использования. Она включает совокупность научно обоснованных принципов хозяйствования, являются составной частью экономической стратегии государства.

Нормативный хозяйственный механизм – результат перевода теоретической концепции в сферу конкретных решений. Он получает выражение в соответствующих постановлениях, государственно-правовых актах, в методических указаниях.

Функционирующий хозяйственный механизм – это совокупность реальных отношений и связей, в рамках которых протекает деятельность хозяйственных органов, объединений, фирм и предпринимателей.

Ясно, что между теоретической концепцией, нормативной моделью и реальным хозяйственным механизмом могут возникать существенные различия. На экономику непосредственное воздействие, конечно, оказывает реально функционирующий механизм. Поэтому негативные явления, низкие темпы развития, их падение – это проявления реально функционирующего механизма. В конце 80-х годов хозяйственный механизм оказался неадекватным изменившимся условиям развития народного хозяйства. Потребовалось проведение хозяйственной реформы с целью формирования рынка.

Как видно, из всего вышесказанного, хозяйственный механизм очень сложен и многопланов. Поэтому он является предметом исследования целой системы наук и прежде всего экономических. Отдельные его стороны изучаются юридическими, социологическими и другими науками.

Глава 2. Становление хозяйственно-экономической деятельности.

2.1. Развитие предпринимательства в России.

Началом становления предпринимательства в Российской Федерации считается принятие в 1992 году решения Российского правительства уничтожившего институты административного регулирования производства. Так был упразднен Государственный плановый комитет, который разрабатывал централизованные планы и прогнозы социально-экономического развития. Прекратил свое существование Государственный комитет по материально-техническому снабжению, который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспечивал все отрасли средствами производства.

Так, например, российский малый бизнес (основная часть предпринимательства) зародился 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования.

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми.

За прошедшие 10 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность. Определены цели и задачи государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

Достигнутый уровень развития предпринимательства наглядно отражают данные государственной статистики: к концу 2000 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года.

В Российской Федерации структура хозяйственно-правовых форм определена введенным в действие с 1 января 1995г. Гражданским Кодексом РФ, который подразделяет всех потенциальных участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физических и юридических лиц, а по цели деятельности — на коммерческие и некоммерческие организации.

К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами.

Юридическими лицами признаются организации, в том числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам. Юридические лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей — в отношении имущества юридического лица.

Коммерческой организацией является предпринимательское образование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации могут быть созданы только в предусмотренных Гражданским Кодексом РФ правовых формах, и ни в каких других.

Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коммерческих образований. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами и учреждениями с разрешения их собственника. Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ.

Полное хозяйственное товарищество — основанное на долевой собственности объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, несущих полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Оно может быть учреждено не менее чем двумя лицами.

Товарищество на вере (коммандитное) — объединение закрытого типа, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, вкладчиков, ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме «Общества с ограниченной ответственностью», «Общества с дополнительной ответственностью» и «Акционерного общества».

Общество с ограниченной ответственностью — организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущественной ответственности по обязательствам общества.

Общество с дополнительной ответственностью — организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капиталов ограниченного числа участников, принимающих на себя определяемую ими дополнительную имущественную ответственность по обязательствам общества.

Акционерное общество (АО) — образование на основе объединения капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости приобретенных ими ценных бумаг общества.

Перечислим проблемы, которые возникли на пути предпринимательства в основном по вине государства:

- ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);

- доминирование в экономике крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров;

- чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов предпринимательства к бегству в "теневую" экономику;

- региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах;

- неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе;

- неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования;

- дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов власти. Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем.

2.2. Экономическая сущность оплаты труда в условиях рыночной экономики на предприятиях.
Центральное место в производственной деятельности любой организации занимает труд и результаты труда. Поскольку только при помощи рабочей силы создается прибавочный продукт. Это обстоятельство предопределяет отношение к рациональному использованию трудовых ресурсов, так как без коллектива работников нет организации и без необходимого количества людей определенных профессий и квалификации ни одна организация не сможет достичь своей цели.

В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры заработной платы, материального стимулирования результатов труда. Понятие "заработная плата" наполнилась новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно-правовых форм собственности устанавливается законодательством.

Для справедливой оплаты труда работника этот труд, прежде всего, нужно правильно измерить и учесть. В основном это обязанность администрации, но и бухгалтер должен знать состав документации по учету и ее содержание.

Учет труда и заработной платы - центральный вопрос во всей системе учета предприятия. Любой процесс хозяйственной деятельности связан с затратами не только средств (предметов) труда, но и с затратами живого труда.

Организация учета труда и его оплаты регламентируется законодательными и нормативными актами РФ.

В новых условиях хозяйствования важнейшими задачами учета труда и заработной платы являются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки), своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности. Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

С учетом вышесказанного, рассматриваемую категорию можно определить следующим образом. Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Определим сущность заработной платы. Большую часть доходов потребителей составляет заработная плата. Поэтому она оказывает определяющее влияние на величину спроса потребительских товаров и уровень их цен. В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы:

а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

б) заработная плата - это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.


Заключение.

Формирование рыночных отношений в социально-трудовой сфере происходит в России на фоне структурных преобразований, затрагивающих все сегменты и сектора экономики. Серьезные изменения происходят в отраслевом распределении рабочей силы, мотивационной роли заработной платы в денежных доходах населения и выборе сферы деятельности, количественно-качественной дифференциации рабочих мест по условиям занятости, трудовой мобильности, профессионально-квалификационном уровне, взаимодействии органов государственного регулирования рынка с предприятиями-работодателями и теневым сектором занятости. Общей тенденцией, проявляющейся во всех направлениях, является снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда, потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и резкое снижение информированности о происходящих в экономике и занятости тенденциях на макроуровне. Следствием такого положения является возникновение ряда проблем, блокирующих антикризисную экономическую политику государства и фактически исключающих в обозримой перспективе возможность выхода России на траекторию устойчивого развития.

Что касается, степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.



Список литературы:

  1. Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 2006.

  2. Рутгайзер В., Приватизация в России: движение "на ощупь" // "Вопросы экономики", 2005, №10, 11, 12.

  3. Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение, М.: "Дело", 2002.

  4. А. Виленский, Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // "Вопросы экономики", 2004, №6.

  5. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

  6. Курс экономики./Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  7. Основы экономической теории / Под ред проф. А.К. Шуркалина М.: Экономика, 2003.

  8. Владимирова Л. П. Экономика труда. – М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2002.

  9. Экономическая теория./Под ред. Сумцовой Н. В., Орловой Л. Г. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  10. Буcыгин А.В "Предпринимательство. Основной курс". 2003.

  11. Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» М. 2002

  12. Емцова Р. А. Экономист - М., 2002 г.

  13. Коричелли Ф. Г. Социальная защита, 2001 г.

  14. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и пераб. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  15. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  16. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  17. Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Региональная экономика. – М.: Феникс, 2003.

  18. Родионов И.А. Региональная экономика.  – М.: Экзамен, 2004.

  19. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика. – М.: Инфра-М, 2005.

  20. Чернышова Е.С. Региональная экономика. Конспект лекции. – М.: Приор, 2005.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница