Гудкова А. А. к э. н зав сектором Центра исследований и статистики науки




Дата23.04.2016
Размер159 Kb.
Гудкова А.А.

к.э.н. зав. сектором Центра исследований и статистики науки



Баткилина Ю.М.

с.н.с. Центра исследований и статистики науки


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ
Приоритетным направлением в совершенствовании региональной инновационной политики является формирование эффективного организационно-экономического механизма взаимодействия государственных (федеральных и региональных) органов со всеми участниками инновационного процесса, налаживания системы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности в российских регионах.

В качестве основных принципов управления инновационным развитием региона можно выделить следующие:

1) принцип приоритетности долгосрочных целей – долгосрочный характер и высокая степень неопределенности возможных результатов внедрения инноваций определяет необходимость видения долгосрочной перспективы развития региона, что, в свою очередь, предполагает необходимость разработки стратегии инновационного развития региона;

2) принцип государственного участия – государство устанавливает правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование правового поля, призванные совершенствовать взаимодействие между различными участниками инновационного процесса и повысить способность к инновациям, в частности, к внедрению новых технологий;

3) принцип межотраслевого взаимодействия – наиболее сильные конкурентные преимущества региона появляются при объединении фирм различных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, в кластеры. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность, проявляющаяся в быстром освоении новейших видов техники и технологии производства с последующим выходом на новые рынки;

4) принцип мультипликативного эффекта – внедрение инноваций на уровне региональных социально-экономических систем должно быть направлено на получение экономического, социального, экологического, научно-технического и др. эффекта.

Построение региональной инновационной системы должно состоять как минимум из двух уровней:

– верхнего уровня региональной инновационной системы, направленного на обеспечение условий реализации крупных федеральных и межрегиональных инновационно-инвестиционных корпоративных и государственных проектов;

– нижнего уровня региональной инновационной системы, обеспечивающего стимулирование инновационных процессов в малом и среднем бизнесе, включая помощь в инкорпорирование новых для них, но уже существующих в мире производственных процессов, которые значительно повышают эффективность и производительность компании.

Эффективное функционирование региональных инновационных систем обеспечивается наличием сильного регионального центра управления различными инновационными программами. Помимо определения стратегических приоритетов региональной инновационной политики местная администрация (либо уполномоченный ею специальный орган) разрабатывает различные программы финансирования НИОКР (путем прямых бюджетных отчислений на эти цели, а также используя различные механизмы льготного кредитования и налоговых льгот) и комплекс мер по усилению взаимодействия между ключевыми участниками инновационного процесса в регионе.

Актуальным и необходимым для данного периода является разработка и обоснование конкурентных стратегий регионального развития, базирующихся на имеющихся в каждом регионе конкурентных преимуществах, отражающих специфику регионального потенциала.

Применение новых технологий повышения конкурентоспособности преследует ряд целей: повышение жизненного уровня населения, усиление конкурентоспособности бизнеса, находящегося на территории региона, и поддержание эффективного бизнес-климата, который увеличивает конкурентные преимущества бизнеса.

К одной из таких технологий относится кластерный подход, основанный на преодолении узкого отраслевого видения экономики региона и переходе к комплексному использованию потенциала развития территории.

Кластерный подход, как показывает мировая практика, не только служит средством достижения целей промышленной политики (повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.), но также является мощным инструментом для стимулирования регионального развития.

В реализации кластерной политики существует несколько подходов. Особенности кластерной политики определяются спецификой экономической политики правительства. Существует две основные модели ее реализации - политика государственного регулирования (дирижистская) и либеральная политика. Они имеют три принципиальных отличия. Главное заключается в подходе к выбору отраслевых и региональных приоритетов развития кластеров. В первой модели их выбирают на государственном уровне. Либеральная кластерная политика направлена на поддержку кластеров. Второе отличие заключается в том, что сторонники государственного регулирования целенаправленно создают инфраструктуру для кластеров. Правительства стран, проводящие либеральную экономическую политику, напротив, редко участвуют в создании инфраструктуры кластеров. Третье отличие определяется ролью региона, где формируется кластер. Дирижистская модель предполагает выбор региона для создания кластера и определение объёма его финансирования. Либеральный подход основан на создании стимулов для поддержки кластерных инициатив через предоставление грантов региональным властям, на которые возлагается вся ответственность за формирующийся кластер.

Одной из существенных проблем формирования и функционирования кластера является уровень затрат. Государство всегда участвует в создании кластера. Построение кластеров может осуществляться по трём сценариям: «сверху вниз», «снизу вверх» и по смешанному варианту. Определено, что для настоящего этапа развития экономики России смешанный сценарий наиболее перспективен. Выявлены три формы финансирования при создании кластера: на основе бюджетных ресурсов, ядром (головными предприятиями) кластера и смешанная форма.

В Методических рекомендациях, подготовленных Министерством экономического развития России1 и направленных на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России, к числу характерных признаков кластеров отнесены:


  1. Наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или общероссийском рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (потенциал поставок за пределы региона). В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: высокий уровень мультифакторной производительности, высокий уровень экспорта продукции и услуг (и/или высокий уровень поставок за пределы региона).

  2. Наличие у территории базирования конкурентных преимуществ для развития кластера, к которым могут быть отнесены: выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории может рассматриваться, в том числе, накопленный объем привлеченных прямых инвестиций.

  3. Географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.

4. Широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и организациях, входящих в кластер.

5. Наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера, включая использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Выделены следующие основные категории участников кластера:


  • предприятия (организации), специализирующиеся на профильных видах деятельности;

  • предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий;

  • предприятия (организации), обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

  • организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);

  • научно-исследовательские и образовательные организации;

  • некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты;

  • организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации); центры и агентства по развитию предпринимательства, регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций, агентства по поддержке экспорта товаров, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и др.

Инновационно-технологический кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (промышленных компаний, научно-исследовательских центров, вузов, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.). Объединение в кластер обеспечивает систему распространения новых знаний, технологий и инноваций. При этом формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера является важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций - в конкурентные преимущества.

Наиболее успешные инновационные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ. Например, задача формирования и укрепления региональных инновационных кластеров в США была поставлена в число важнейших национальных приоритетов. Особое внимание уделяется определению и поддержке тех инноваций, которые обеспечивают долговременное развитие. Большое внимание в США уделяется созданию национальной сети центров внедрения промышленных технологий на базе университетов, что особенно ценно для малого бизнеса, получающего доступ к современным технологиям.

При этом практика развитых стран в области кластеризации региональных экономик доказала, что кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, в результате происходит повышение конкурентоспособности региона.

Анализ практики развития кластеров в развитых странах позволяет выделить ряд преимуществ, связанных с наличием кластера в регионе и пребывания предприятий в кластере:



  • наблюдается повышение производительности труда благодаря наиболее эффективной комбинации факторов производства, доступу к информации, лучшей координации деятельности, созданию общественных благ (квалифицированная рабочая сила, специализированная инфраструктура, снижающая издержки и т.д.), стимулированию соперничества, ограничению влияния недобросовестной конкуренции;

  • происходит возникновение новых деловых структур внутри кластера благодаря информированности о существующих нишах в производстве продукции и услуг, способах реализации, концентрации и доступности любых необходимых для образования предприятия ресурсов, в том числе информационных;

  • идет широкое распространение инноваций благодаря быстрому реагированию на изменяющиеся потребности покупателей, наличию информации о новых методиках, технологиях, возможностях осуществления поставок или экспериментирования с меньшими издержками.

Успешность кластеризации региональных экономик во многом зависит от совершенствования системы субконтрактных отношений и аутсорсинга. Следует отметить, что в настоящее время российский рынок субконтрактных отношений характеризуется как недостаточно развитый, закрытый, непрозрачный, не имеющий четко регламентированных процедур и эффективной инфраструктуры. В то же время, субконтрактные отношения между малыми и крупными предприятиями постепенно развиваются и имеют значительные перспективы. Эффективность перехода предприятий на аутсорсинг напрямую связана с уровнем развития рынка субконтрактов и его регулированием.

В Российской Федерации проводимая реструктуризация большинства крупных промышленных предприятий должна включать выделение нестратегических (непрофильных) производств и задействовать для их компенсации механизмы субконтрактации. Наиболее успешные организации смогут в дальнейшем развить свое производство и стать полноценными головными контракторами, способными конкурировать не только на внутреннем, но и внешнем рынке. В результате предлагаемой реструктуризации крупных предприятий постепенно будут формироваться географически локализованные агломерации взаимодополняющих предприятий, работающих в одном направлении с головным контрактором, то есть промышленные кластеры. Поскольку в процессе развития кластер, как правило, расширяется до пределов эффективной управляемости, то кластерный механизм способствует устойчивому развитию не только головного предприятия кластера, но и смежных видов экономической деятельности, и экономики региона в целом. Формирование структур кластерного типа должно осуществляться при содействии государства посредством реализации государственной политики реструктуризации крупных структур или объединения государственного имущества путем его внесения в уставные капиталы вновь создаваемых или существующих организаций.

Проведение эффективной кластерной политики должно базироваться на чёткой организации постоянного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.

Одним из главных направлений кластерной политики является стимулирование развития и повышение инновационного потенциала малого и среднего бизнеса, который в российской экономике развит пока слабо по сравнению с развитыми и развивающимися странами. В этом аспекте необходима взаимоувязка региональных программ по формированию инновационных кластеров с программами развития среднего и малого бизнеса.

Ключевым мероприятием координации региональных кластерных инициатив является формирование агентств регионального развития - организационных структур, координирующих реализацию стратегий и программ в целом, а также осуществляющих оперативное управление ключевыми проектами. Для данных структур необходимо разработать пакет регулирующих документов, определяющих их статус и полномочия, а также систему взаимодействия с основными субъектами региональной экономики.

Целесообразно также формирование информационно-аналитических центров, обеспечивающих реализацию государственной кластерной политики и процессов кластеризации на региональном уровне. Создание сети региональных информационно-аналитических агентств обеспечит увеличение количества и повышение качества спектра информации в области кластерных технологий.

Развитие инновационно-технологических кластеров требует формирования эффективной среды для деятельности участников региональных кластерных инициатив. Должны быть разработаны инструменты по формированию и длительному поддержанию особой творческой атмосферы конкуренции и партнерства между участниками кластера. В вопросах регламента деятельности корпоративных структур речь идет не просто о системе договоров, но об активном поощрении инновационного развития и модернизации внутри корпоративных структур регионального кластера, поощрении компаний к развитию креативности даже в условиях, когда внешних стимулов к этому у них не возникает (высокие мировые цены и др.). Задачей государственной власти субъектов Российской Федерации является создание условий, в которых участники кластера должны конкурировать за кадры, лицензии, квоты, используя для этого весь спектр инструментов. Среди необходимых мероприятий для достижения поставленной задачи можно выделить следующие:


  • формирование региональных планов действий по развитию частно-государственного партнерства;

  • создание конкурентоспособного в сравнении с другими регионами налогового режима, развитие региональной системы льгот и преференций для компаний-резидентов кластеров;

  • развитие особых экономических зон (в т.ч. регионального уровня), технопарков, центров передового опыта, бизнес-инкубаторов и их поддержка;

  • развитие регионального брендинга;

  • развитие промышленного дизайна;

  • реализация программ поддержки малого предпринимательства (в т.ч. формирование региональных фондов поддержки предпринимательства);

  • разработка системы гарантий и компенсаций процентных ставок по бизнес кредитам;

  • содействие внедрению международных стандартов корпоративного управления;

  • формирование и реализация программ привлечения бизнеса в региональные кластеры;

  • формирование центров (отделов) трансферта технологий при ведущих университетах, научно-исследовательских институтах;

  • создание фондов инновационного развития (выдача грантов на исследования, помощь в получении венчурного финансирования);

  • реализация программ и проектов трансферта технологий в региональные кластеры.

Устойчивое развитие существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив предполагает модернизацию объектов инфраструктуры.

В рамках данного направления задачей государственной власти субъектов Российской Федерации является актуализация ключевых инфраструктур региона, в том числе:



  • повышение эффективности и развитие университетов, научно-исследовательских институтов и технико-исследовательских организаций;

  • повышение адекватности и развитие транспортной инфраструктуры;

  • повышение адекватности и надежности энергетической инфраструктуры;

  • развитие инженерной инфраструктуры;

  • развитие финансовой инфраструктуры (в т.ч. содействие формированию эффективной банковской системы, фондового рынка, институтов коллективного инвестирования, развитие лизинга и факторинга, обеспечение доступа компаний к рисковому и венчурному капиталу, развитие услуг по мультивалютной конвертации, создание системы конкурсных грантов и т.д.);

  • развитие телекоммуникационной инфраструктуры (включая развитие широкополосного доступа, содействие диверсификации услуг и видов связи);

  • обеспечение доступа к земле и коммерческой недвижимости (например, создание промышленных парков);

  • развитие социальной инфраструктуры.

Ещё одним необходимым условием развития региональных кластеров является наличие эффективной системы привлечения, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. В этом аспекте задачей органов государственной власти субъектов Российской Федерации является улучшение качества местных человеческих ресурсов, привлечение квалифицированных специалистов из других регионов и стран для укрепления конкурентного потенциала региональных кластеров. Длительное поддержание конкурентоспособности кластера возможно только через непрерывный инновационный процесс, который опирается на квалифицированные кадры. В этой связи необходима поддержка местных научных школ и местных кадров специалистов, которые сохраняют специфическое знание о свойствах кластерных природных ресурсов.

Кадровая задача решается инструментами, предусмотренными в региональной политике занятости, образовательной политике, политике в области малого предпринимательства, иммиграционной - в той части, которая затрагивает развитие региональных кластеров. Исключительно важны мероприятия власти по созданию региональной инновационной системы, которые содействуют повышению интеллектуальности развития кластера, напрямую связаны с укреплением кластерного сообщества квалифицированными кадрами.



Среди инструментов управления человеческими ресурсами применительно к развитию региональных инновационно-технологических кластеров особое внимание следует сосредоточить на следующих направлениях:

  • повышение адекватности и качества образовательных программ (для кластеров) в средних и высших профессиональных учебных заведениях (например, через создание отраслевых стандартов);

  • создание специализированных программ повышения квалификации;

  • организация студенческой практики на предприятиях кластера;

  • формирование и реализация программ привлечения трудовых ресурсов (в т.ч. из-за рубежа);

  • обеспечение тесного взаимодействия отраслевой и вузовской науки со специалистами предприятий кластеров;

  • формирование доступного качества жизни (включая содействие развитию рынка доступного жилья, развитию системы здравоохранения и развитию инфраструктуры развлечений и досуга).

С точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть использованы механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как:

  • средства региональных программ и стратегий социально-экономического развития;

  • средства региональных программ и стратегий развития отраслей и секторов;

  • средства региональных бюджетных фондов;

  • средства региональных инвестиционных фондов;

  • средства, выделяемые на финансирование региональных особых экономических зон и технопарков;

  • средства региональных венчурных фондов.

Перспективным представляется подход к развитию инновационных кластеров, предусматривающий создание многоуровневой сетевой организации инфраструктурного обеспечения инновационных кластеров для развития и реализации их конкурентного потенциала. В основе этого подхода – идея создания маркетингово-аналитического центра и сети региональных, а также сети центров экспертизы и координации, направленная на обеспечение кооперации бизнес-систем на основе кластерных технологий и усиление их взаимодействия с органами власти, научным сообществом и некоммерческими организациям информационно-аналитических агентств по кластерным технологиям.

1 Письмо от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница