«Государственное регулирование финансовых рынков»




страница1/3
Дата22.04.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



На тему «Государственное регулирование финансовых рынков»

Студент группы № 492

Брылев И.В.
Руководитель ВКР

Доцент, к. э. н.

Ветрова Е.Ю.
Рецензент

Cт. преподаватель

Шамьюнов М.М.

Москва, 2013



Содержание
Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие «финансовый рынок», его сущность и элементы………………………………………………………………5

1.1 Характеристика и функции финансовых рынков……………….5

1.2 Виды государственного регулирования………………………..15

1.3 Органы государственного регулирования финансового рынка………………………………………………………………….18



Глава 2. Государственное регулирование финансовых рынков……………………………………………………………….25

2.1 Государственное регулирование кредитного рынка…………..25

2.2 Государственное регулирование валютного рынка…………...28

2.3 Государственное регулирование фондового рынка…………...31



Глава 3. Анализ эффективности государственного регулирования до и после Мирового финансового кризиса….34

3.1. Анализ эффективности государственного регулирования кредитного рынка……………………………………………………35

3.2. Анализ эффективности государственного регулирования валютного рынка…………………………………………………….38

3.3. Анализ эффективности государственного регулирования фондового рынка…………………………………………………….41



Заключение………………………………………………………….44

Список литературы………………………………………………...46

Приложения…………………………………………………………48


Введение.
В обеспечении функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей своей истории выполняло такие задачи как поддержание порядка, законности, организация национальной обороны. Кроме этого одной из основных задач государства является регулирование экономики страны. Государственное регулирование экономики имеет очень долгую историю. Например, в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над качеством товаров и услуг, ценами, процентными ставками и внешней торговлей. В наше время каждое государство осуществляет регулирование экономики страны с различной степенью вмешательства в экономику.

Государственное регулирование финансового рынка – одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов – важнейший фактор успешного развития экономики любой страны.

Целью данной работы является анализ эффективности государственной политики на финансовом рынке России до Мирового финансового кризиса и после него. В качестве объекта исследования выступает российский финансовый рынок. Предметом исследования является государственное регулирование финансового рынка.

При реализации поставленной цели решаются следующие задачи:



  • Изучить понятие «финансовый рынок», его сущность и виды;

  • Рассмотреть основные функции финансового рынка;

  • Показать необходимость государственного регулирования финансовых рынков;

  • Рассмотреть основные модели регулирования финансовых рынков;

  • Изучить основные органы государственного регулирования финансовых рынков;

  • Дать характеристику современному состоянию государственного регулирования кредитного, валютного рынков и рынка ценных бумаг;

  • Сравнить эффективность государственного регулирования финансового рынка до и после Мирового финансового кризиса.

Основная гипотеза, которая была сформулирована мною, заключается в следующем: я считаю, что Мировой финансовый кризис послужил неким катализатором для государственного регулирования, и, в связи с этим, эффективность государственного регулирования финансовых рынков после кризиса выше, чем до него. В конце моей работы я подтвержу или опровергну данную гипотезу.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении ставятся цель и задачи работы, подчеркивается важность и актуальность выбранной темы. В первой главе дипломной работы изучается такой термин как «финансовый рынок», рассматриваются его основные элементы и основные модели государственного регулирования финансовых рынков. Во второй главе рассматривается государственное регулирование трех основных финансовых рынков. В третьей главе производится анализ эффективности государственного регулирования финансовых рынков до Мирового финансового кризиса 2008 года и после него. В заключении подводятся основные итоги и соответствующие выводы по выбранной теме.
Глава 1. Понятие «финансовый рынок», его сущность и виды.


    1. Характеристика и функции финансовых рынков.

«Термин «финансы» возник в ХІІІ веке в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж.  В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Финансы – это продукт развития товарно-денежных отношений и государства. Финансы могут успешно функционировать, активно содействовать экономическому и социальному прогрессу только при активном вмешательстве в эти процессы государства»1 Можно выделить несколько основных признаков финансов:



  1. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов;

  2. Финансы практически всегда носят денежный характер;

  3. Финансовые отношения носят распределительный характер;

Что касается формирования финансовых ресурсов, то они формируются за счет следующих источников:

  1. собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и другие);

  2. мобилизуемые на финансовом рынке как результат операций с ценными бумагами, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховое возмещение)

«Государственные финансы являются средством перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. В их основе лежит система бюджетов. Отдельным элементом в системе государственных финансов включаются внебюджетные фонды для финансирования отдельных целевых мероприятий (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости)»2.

Финансы – это один из важнейших инструментов, с помощью которого возможно осуществление воздействия на экономику любого хозяйствующего субъекта (например, страна, регион, предприятие). «Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых


отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития»3 В состав финансового механизма входят:

  1. финансовые инструменты;

  2. финансовые приемы и методы;

  3. обеспечение подсистемы (кадровое, правовое, нормативное, информационное, техническое и программное обеспечение).

«Финансовый инструмент – это договор, в результате которого возникает финансовый актив у одного предприятия и финансовое обязательство или долевой инструмент – у другого.»4 Торговля финансовыми инструментами осуществляется на финансовых рынках. Примером финансовых инструментов могут служить: денежные средства, ценные бумаги, форвардные контракты, фьючерсы, свопы.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, представление кредитов и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые инструменты, которые направляют потоки денежных средств от собственников к заемщикам.

Финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Выделяют несколько основных видов финансового рынка: денежный рынок и рынок капиталов.

Денежный рынок обеспечивает механизм перераспределения денег между кредиторами и заемщиками, который осуществляется при помощи посредников на основе спроса и предложения. Главной функцией денежного рынка является трансформация бездействующих денежных средств в заемные средства.

Денежный рынок делится на рынок краткосрочных кредитов и валютный рынок. На валютном рынке совершаются валютные сделки через банки и другие кредитно-финансовые учреждения. На рынке краткосрочных кредитов происходит торговля таким финансовым инструментом как «кредит».

В свою очередь рынок капиталов делится на рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов и рынок ценных бумаг. На рынке капиталов аккумулируются и образуются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, так как с помощью данного рынка компании изыскивают источники финансирования своей деятельности. На фондовом происходит торговля такими финансовыми инструментами как ценные бумаги, фьючерсы, опционы. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором происходит первичное размещение ценных бумаг. Первичное размещение бывает двух видов — частное и публичное (или IPO). В случае частного размещения пакет ценных бумаг продается ограниченному числу лиц. Особенностью частного размещения является закрытый характер сделки. Требования по раскрытию финансовой документации не предъявляются. Публичное размещение осуществляется с помощью посредников. Ими могут выступать как биржи, так и институциональные брокеры. Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок является очень важным, поскольку дает возможность инвесторам, при необходимости, получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить определенный доход от операций с ними.

Биржевой рынок – это рынок, на котором торговля ценными бумагами осуществляется на фондовой бирже. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, которые не получили допуск на фондовые биржи.

Таким образом, финансы представляют собой совокупность денежных отношений, которые возникают в процессе создания фондов денежных средств, субъектов государственной, частной, коллективной и других форм собственности и государства, и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

Что касается функций финансового рынка, то «в ранних экономических теориях финансовый рынок представлен как структурный элемент экономики, основной функцией которого является посредничество в доступе к одному из важнейших производственных факторов – капиталу.

Функциональность современного финансового рынка значительно шире и включает в себя следующие составляющие: инвестиционную, инновационную, спекулятивную, а также функцию управления рисками и ценообразования.»5

Инвестиционная функция является исходной функцией финансового рынка. Финансовый рынок воспринимали как источник капитала, выделяя такие его характеристики как процентная ставка и ее влияние на экономические процессы. Влияние финансового рынка, и, в частности, рыночной ставки финансирования было определено не только в области производства, но и в области сбережений. Тем самым подчеркивалось значение финансового рынка в микро- и макроэкономике.

Содержание инвестиционной функции как исходной функции финансового рынка заключается в аккумуляции свободных денежных капиталов и сбережений и их последующим использовании в качестве инвестиционных ресурсов. При этом с помощью финансового рынка осуществляется перераспределение инвестиций между отраслями и сферами экономики, территориями и странами, компаниями, населением и государством.

Инновационная функция финансового рынка заключается в том, что стимулом к развитию являются инновации, внедряемые предпринимателем для получения прибыли и перехода на новый уровень экономики. Для внедрения инноваций предпринимателю необходим заемный капитал, который может быть предоставлен только финансовым сектором. Стоит отметить, что инновации могут создаваться и внедряться не только предпринимателями, но и банками. Создание новых платежных средств и финансовых инструментов позволяет банкам увеличивать масштабы своей деятельности и предоставлять больше кредитов.

Спекулятивная функция финансового рынка заключается в том, что рынок создает возможность получения спекулятивной прибыли т.е. прибыли за счет биржевой игры на разнице в курсах различных финансовых инструментов. Присутствие на рынке спекулянтов способствует уменьшению волатильности цены на финансовые инструменты, и как следствие – способствует увеличению стабильности рынка.

Функция управления рисками состоит в том, что финансовый рынок создает для экономических агентов механизмы и возможности, которые они могут использовать для управления рисками. Например: механизмы разделения, диверсификации рисков, механизмы взаимной нейтрализации рисков, а также передачи рисков финансовым посредникам. Эта функция способствует снижению финансовой неопределенности в экономике на основе оценки рисков и их перераспределения между участниками рынка.

Функция ценообразования заключается в следующем: в рыночной цене актива заложена информация, которая влияет на предпочтения инвесторов. Она создает возможность определять цены на финансовые активы и регулировать их в процессе совершения сделок. Таким образом, финансовый рынок представляет собой механизм, формирующий рыночную цену на капитал и финансовые инструменты.

Стоит отметить, что в наше время финансовый рынок осуществляет свою основную функцию – функцию финансового посредника, обеспечивающего инфраструктуру для перераспределения денежных средств и выполняющего дополнительные функции: инвестиционную, инновационную, спекулятивную, управления рисками и ценообразования.

Стоит отметить, что государство является активным участником финансового рынка, на котором правительственные структуры могут привлечь средства для покрытия дефицита федерального и местных бюджетов. Во всем мире государства являются самыми крупными заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляет путем продажи им государственных ценных бумаг на фондовых рынках.

На фондовых рынках обращаются самые различные виды государственных долговых обязательств: облигации, векселя, сертификаты и т.д. Все эти обязательства носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход. По выпущенным в обращение государственными ценными бумагами исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении.

«В зависимости от цели выпуска различают:


  1. Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета. Как правило для этой цели выпускаются среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги.

  2. Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов). Для этой цели выпускаются краткосрочные ценные бумаги.

  3. Целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов.

  4. Ценные бумаги, предназначенные для покрытия государственного долга перед организациями и предприятиями. Такие виды ценных бумаг широко применялись в России в условиях систематических неплатежей, когда предприятия не платили в бюджет, а правительство не могло расплатиться по государственным заказам.»6

Государство на фондовом рынке выступает не только крупнейшим эмитентом, аккумулирующим средства для покрытия государственных расходов, но и крупнейшим оператором фондового рынка. Уполномоченный агент правительства (как правило им выступает Центральный банк), проводит активные операции на фондовом рынке, покупая и продавая ценные бумаги. За счет этого осуществляется регулирование денежной массы, находящейся в обращении. Например, когда у частных инвесторов появляются деньги, возрастает спрос на ценные бумаги и их котировки растут. В это время Центральный банк может произвести дополнительное размещение ценных бумаг, что будет очень выгодно в этих условиях. И наоборот, когда возникает дефицит средств у хозяйствующих субъектов, Центральный банк может выкупить государственные ценные бумаги за счет своих резервов.

«Проводя операции кули-продажи ценных бумаг через уполномоченного агента на открытом рынке, государство решает целый комплекс таких макроэкономических задач как:



  1. регулирование денежной массы

  2. формирование соответствующего уровня доходности

  3. регулирование темпов инфляции

  4. влияние на валютный курс

  5. обеспечение перелива капитала из одного сегмента финансового рынка в другой»7

В своей работе я бы хотел акцентировать внимание на два основных вида государственных ценных бумаг: государственные краткосрочные бескупонные облигации и облигации федерального займа, так как, на мой взгляд, они сыграли ключевую роль для бюджета Российской Федерации.

«Значительное развитие среди государственных ценных бумаг получил сегмент рынка, связанный с обращением государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Эти облигации стали выпускаться в Российской Федерации с мая 1993 г. и являются прообразом казначейских векселей США. ГКО выпускаются на краткосрочный период, и их роль в финансовой системе состоит в том, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета. В связи с краткосрочным характером обращения эти ценные бумаги не могут быть использованы для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.»8

Инвесторы получают доход за счет того, что ГКО продаются на аукционах с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала. Доходом является разница между номинальной стоимостью ГКО и ценой их приобретения при первичном или вторичном размещении. Владельцами ГКО могут быть как юридические, так и физические лица. «ГКО выпускались сроком на 3, 6 и 12 месяцев. Изначально преобладали ГКО с коротким сроком обращения – 3 и 6 месяцев, но потом эмитент – Министерство финансов РФ, изменил структуру выпускаемых ГКО в пользу более долгосрочных облигаций сроком 6 и 12 месяцев. В первой половине 1997 года был полностью прекращен выпуск облигаций сроком на 3 месяца. В итоге на рынке остались только 6-ти и 12-ти месячные ГКО. В связи с тем, что ГКО выпускаются на достаточно коротки срок, эмитент имеет возможность проводить погашение предыдущих серий за счет выпуска новых. Однако стоит отметить, что в отдельные периоды, когда в бюджете есть резервные средства, Министерство финансов РФ может разместить очередную серию ГКО с отрицательным результатом. Суммы, полученной в результате размещения, не хватит, чтобы покрыть предыдущий выпуск. В таком случае недостающая для погашения сумма берется из государственного бюджета.»9

Теперь стоит рассмотреть основные субъекты рынка ГКО. Ими являются: Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, дилеры, инвесторы и депозитарии.

Министерство финансов РФ – это эмитент, который определяет объем выпуска облигаций и формирует начальную цену при первичном размещении ГКО.

Центральный банк РФ – это уполномоченный агент Министерства финансов РФ по размещению ГКО. Он проводит аукцион по первичному размещению ГКО, принимает активное участие в продаже недоразмещенных выпусков и проводит операции на открытом рынке.

Дилеры – это профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые обслуживают операции с ГКО. Предварительно каждый дилер должен заключить договор с Центральным банком РФ. Дилеры осуществляют операции от своего имени, при этом они могут использовать для проведения операций как свои счета, так и счета своих клиентов. Операции за счет своих клиентов осуществляются только по предварительному соглашению.

Инвесторы – это юридические или физические лица, которые приобретают облигации на основе договора, который они заключают с дилером. В договоре определяются порядок приобретения, владения и продажи инвестором ГКО, а также права, обязанности и ответственность сторон.

Депозитарии – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, который ведет депозитарную деятельность. Депозитарная деятельность – это деятельность, связанная с хранением сертификатов ценных бумаг и учетом и переходом прав на ценные бумаги. Для обслуживания рынка ГКО создана двухуровневая система депозитариев: головной депозитарий и субдепозитарий. Головной депозитарий – это организация, которая заключила договор с ЦБ РФ на ведение депозитарной деятельности по учету ГКО и переводу их на лицевые счета, но основании сделок купли-продажи, осуществляемых дилерами. Депозитариями могут быть банки, биржи, различные инвестиционные институты.

Субдепозитарием являются дилеры, которые ведут лицевые счета по облигациям, принадлежащим им и инвесторам, с которыми у них заключены договоры об обслуживании.

Выпуск в обращение облигаций федерального займа (ОФЗ) является продолжением развития рынка государственных ценных бумаг. Основным недостатком функционирования рынка ГКО является его краткосрочный характер. Государство, в свою очередь, больше заинтересовано в долгосрочном заимствовании денежных средств. Поэтому политика финансовых органов РФ была направлена на увеличение доли среднесрочных ценных бумаг на рынке. В России ОФЗ выпускались трех видов:


  1. ОФЗ с постоянным купоном

  2. ОФЗ с переменным купоном

  3. ОФЗ с постоянным купонным доходом

Выбор конкретного вида ОФЗ определялся экономической ситуацией, сложившейся в стране. При эмиссии среднесрочных и долгосрочных ценных бумаг необходимо учитывать целый ряд факторов (экономическую стабильность, валютный курс, инфляцию) для наиболее эффективного достижения поставленной цели.

Эмитентом ОФЗ являлся Минфин РФ, который по согласованию с ЦБ РФ устанавливал параметры каждого выпуска ОФЗ: объем выпуска, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения, даты купонных выплат.

Выпуск ОФЗ расширил выбор на рынке государственных ценных бумаг и стал отличным вариантом для покрытия дефицита государственного бюджета. Однако ОФЗ не вытеснили с рынка ГКО, т.к. доходность по ГКО была лучшим индикатором стоимости денег и лежала в основе определения купонного дохода по ОФЗ. Эти два вида облигаций не конкурировали между собой, а наоборот, дополняли друг друга.


    1. Виды государственного регулирования.


«Государственное регулирование — воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Государственное регулирование осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы».10 Необходимость государственного регулирования финансовых рынков всплывает из объективного присущих государству экономических функций. Рыночная экономика характеризуется экономической свободой, мобильностью ресурсов, свободным доступом к информации и конкуренции. Однако в рыночных отношениях, в том числе и рынка финансов, всегда есть ситуации, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, и ввиду этого возникает необходимость государственного регулирования этих отношений. Это касается, прежде всего, регулирования денежных отношений, организации обращения денег, ценных бумаг. Так же необходимо вмешательство государства в различные внешние процессы - валютный оборот, международные операции с ценными бумагами.

Рыночная экономика требует постоянно осуществляемой государственной антимонопольной и антиинфляционной политики. Одной из основных функций государства, которые могут поспособствовать стабилизации и улучшению экономической ситуации в стране, является постоянное совершенствование финансового и банковского законодательства.

В наше время, государственное регулирование финансового рынка является одним из наиболее оперативных инструментов развития экономики и ее регулирования. Я считаю, что для достижения наиболее позитивных результатов в экономике любое государство должно уделять достаточно внимания регулированию финансовых рынков.

Государство играет очень важную роль в экономике. Оно играет роль как управляющего, так и регулирующего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, которые наделены определенными полномочиями.

«Финансовое регулирование – это система мер, направленных на обеспечение устойчивости финансовых институтов и стабильности финансового рынка в целом, а также на ограничение рисков (валютных, кредитных, ликвидности и др.). Основными задачами финансового регулирования является создание равных конкурентных возможностей для всех участников рынка, защита интересов инвесторов и кредиторов, предотвращение мошенничества, недобросовестного поведения отдельных участников. Функции финансового регулирования возложены на специальные государственные органы – так называемые финансовые регуляторы.»11 Стоит отметить, что регулирование деятельности коммерческих банков в России осуществляет Центральный банк РФ.

В наше время стало очевидно, что основная задача финансовых регуляторов состоит в том, чтобы решать более общие задачи. К таким задачам относятся обеспечение стабильности рынка и ограничение рискованных позиций его участников независимо от выполняемых ими функций. В связи с этим стало возможным выделить три основных направления финансового регулирования:



  1. Пруденциальный надзор. Основная цель такого надзора – не допустить излишне рискованные операции со стороны финансовых организаций. Пруденциальный надзор должен распространяться на организации, которые пользуются той или иной формой государственного страхования.

  2. Регулирование бизнес-поведения. Такое регулирование должно быть направлено на защиту интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов. Оно должно гарантировать предоставление потребителям финансовых услуг всей необходимой и достоверной информации.

  3. Обеспечение финансовой стабильности. Такое регулирование подразумевает создание механизмов управления системными рисками и предотвращения распространения кризисных явлений с одного сектора финансового рынка на другой.

Что касается государственного воздействия на финансовый рынок, то государство может воздействовать на финансовый рынок прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством лицензирования профессиональной деятельности на рынке, установления обязательных требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, которые обеспечивают их исполнение.

Средством экономического регулирования является финансово-кредитная система страны. Косвенное государственное регулирование финансового рынка осуществляется такими методами, как проведение определенной налоговой, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета, управления государственной собственностью и так далее.

Административная и экономическая составляющие регулирования финансового рынка тесно связаны между собой, так как в основе разработки каких-либо законодательных актов или административных мер всегда лежат экономические закономерности, на которые государство стремится повлиять. И, наоборот, для использования финансово-кредитных рычагов регулирования государство оказывает на них воздействие, основанное на правовых нормах.


    1. Органы государственного регулирования финансового рынка

В настоящее время в России существует гибридная модель финансового регулирования, состоящая из двух финансовых регуляторов: Центрального банка Российской федерации (ЦБ РФ) и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

«Центральный банк Российской Федерации – главный банк первого уровня, главный эмиссионный и денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделенный особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков»12

«ЦБ РФ выполняет следующие функции:

1) взаимодействуя с Правительством Российской Федерации, разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) организует и осуществляет валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

12) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.»13

На данный момент, с учетом опыта, полученного в период кризиса, ЦБ РФ уделяет повышенное внимание своевременной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности их деятельности для выявления проблем на начальной стадии. Также, в рамках своих полномочий, ЦБ РФ защищает интересы кредиторов и вкладчиков как потребителей финансовых услуг. Но стоит отметить, что защита прав потребителей финансовых услуг в самостоятельное направление надзорной деятельности не выделена. После кризиса ЦБ РФ стал больше внимания уделять укреплению финансовой стабильности, т.к. именно от степени финансовой стабильности зависит достижение целей денежно-кредитной политики и состояние общего макроэкономического равновесия в стране. Таким образом можно сказать, что ЦБ РФ в определенной степени выполняет функции регулирования на макроуровне. Однако полномочия ЦБ РФ на данном уровне своего законодательного оформления не получили.


«Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) – это федеральный орган исполнительной власти, который выполняет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»14. ФСФР России была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. №326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков». Руководство ФСФР осуществляет Правительство Российской Федерации.

ФСФР осуществляет регулирование и надзор деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, профессиональных участников фондового рынка, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов. В марте 2011 г. ФСФР были переданы полномочия по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (ранее эти полномочия выполняла Федеральная служба страхового надзора).



ФСФР состоит из специализированных управлений, которые осуществляют регистрацию и лицензирование разных категорий участников финансового рынка, нормативно-правовое обеспечение их деятельности, регулирование, контроль и надзор на отдельных сегментах рынка:

  1. Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями

  2. Управление регулирования деятельности участников финансового рынка

  3. Управление эмиссионных ценных бумаг

  4. Управление развития регулирования на финансовом рынке

  5. Управление информации и мониторинга финансового рынка

  6. Управление предварительного контроля рынка страхования

  7. Управление экономического анализа и контроля достоверности отчетности субъектов страхового дела

  8. Управление страхового надзора и контроля процедур восстановления платежеспособности

ФСФР разрабатывает регламенты и стандарты профессиональной деятельности для участников финансового рынка, анализирует их отчетность, следит за достоверностью раскрываемой информации, работает с потребителями финансовых услуг. Так же ФСФР очень пристально следит за неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынка. Таким образом, ФСФР сочетает в себе функции надзора и защиты интересов потребителей на финансовом рынке.
Огромную роль в регулировании деятельности финансового рынка играет Министерство финансов Российской Федерации. «Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

  • разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;

  • участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

  • организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

  • обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

  • принимает участие в определении ценовой политики;

  • принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

  • разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

  • осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

  • разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

  • участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

  • участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

  • разрабатывает с участием Государственной налоговой службы предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

  • разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

  • разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативно-правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;

  • обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств.»15

Что касается регулирования финансового рынка, то, на мой взгляд, лучше всего привести пример возможного усовершенствования нормативно-правовой базы на финансовом рынке. «07.05.2013, Москва 21:33:05 Министерство финансов РФ предлагает выровнять налоговые условия для различных видов инвестиций физических лиц. Предложение включено в проект основных направлений налоговой политики на 2014-2016гг., обнародованный Минфином.

Министерство напоминает, что в настоящее время доходы от широко распространенных видов долгосрочных инвестиций , не относящихся к вложениям в ценные бумаги, освобождены от налогообложения. Так, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) не уплачивается при получении физическим лицом доходов от продажи жилой недвижимости, находившейся в его собственности более 3 лет. Также налогом не облагаются проценты по банковским вкладам в пределах ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов. "Таким образом, с налоговой точки зрения, инвестиции в ценные бумаги (включая паи ПИФов) являются менее привлекательными, чем другие виды инвестиций (даже менее рискованных, чем инвестиции в ценные бумаги)", - указывает Минфин.

По мнению Минфина, создавать стимулы для долгосрочных инвестиций на финансовых рынках следует путем создания равных или сопоставимых налоговых условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц, "в некоторых случаях вводя новые льготы, а в других - ужесточая применяемые в настоящее время ограничения". Министерство, в частности, предлагает ввести инвестиционный налоговый вычет в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет. Минфин предлагает распространять эту льготу только на пакеты акций, размер которых не превышает 1% акционерного капитала компании»16.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница