Государственное антикризисное управление: международный опыт и тенденции




Скачать 147.02 Kb.
Дата05.05.2016
Размер147.02 Kb.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ



Выполнила: студентка II курса Финансовой академии

при Правительстве РФ Ефремова Оксана

Научный руководитель: к.э.н., доцент ФА

Екатериновская Мария Алексеевна
История социально-экономического развития многих, в том числе круп­нейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безрабо­тицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодоле­вали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие доволь­но успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Положение экономики России в 90-е годы XX в. нередко сравнивают с положением экономики США 30-х годов (Великая депрессия) и экономики послевоенных 40-х годов XX в. Германии и Японии. Положение действительно сходное даже в цифрах дат начала депрессии: в США - 20.10.29, а в России - 02.01.92. Те же цифры, только если прочитать справа налево. Опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные правящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики.


Антикризисное государственное управление в странах с


развитой рыночной экономикой

В США, например, это проявляется в совершенствовании законодатель­ства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что эффективные мероприятия прави­тельства должны включать специально разработанные программы по сни­жению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безра­ботицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уде­лять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению между­народной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

В США законодательно закреплена (параграф 311 того же Свода законов) антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматривают­ся ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государствен­ном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию про­грамм обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, наце­ленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

По мнению Конгресса США, на молодежь приходится большая доля имею­щихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует рос­ту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п.

При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой моло­дежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательст­ва, практики получения профессионального образования без отрыва от произ­водства.



Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обосно­ванная координация усилий различных государственных ведомств по разработ­ке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Пре­зидентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

  • совершенствование управления финансовыми ресурсами;

  • рационализация управленческих инструментов и процедур;

  • координация деятельности генеральных инспекторов;

  • усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития — от уси­ления государственного контроля над отраслями и предприятиями в пе­риод кризиса до централизованного администрирования в сферах произ­водства и распределения продукции.1

Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм ха­рактеризовался прямым государственным управлением подавляющего боль­шинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жестко­го регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной экономической политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкурен­ции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949—1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении по­этапно отменяется государственное регулирование цен.



Волна резких перемен в японском управлении была связана с уско­ренным освоением методов американского менеджмента в период после окончания второй мировой войны. Инициатива в изучении и внедрении американских методов управления исходила как от японских государственных органов, так и от американской администрации оккупационных войск. В 1950 г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему «подготовки образцовых мастеров». Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности для органи­зации курса по «подготовке администрации», повышению квалификации управляющих.

Серьезную проблему для японского бизнеса в тот период представляло неудовлетворительное качество японских товаров. По инициативе Министер­ства внешней торговли и промышленности в 1950 г. в Японию был приглашен известный специалист в этой области профессор Э. Дёминг, который заявил японским предпринимателям, что «японское качество может стать лучшим в мире вместо худшего».2 Как известно, эти слова Дёминга стали проро­ческими.



В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные ан­тикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кри­зиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель та­кой приватизации — поиск новых, более совершенных структур предпри­ятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, харак­терной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии — осторожность, в Италии — ярко выраженный прагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель — уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государст­венной собственности до 10-15%.

В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики.

По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах ха­рактерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы: 3


  • продажа государственных предприятий частным инвесторам — физиче­ским и юридическим лицам;

  • создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;

  • продажа части акций предприятий, являющихся государственной собст­венностью.

Приватизация в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая по­следовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации пред­приятия.

В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах — малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного пи­тания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект — стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безрабо­тицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управле­ния народным имуществом и приватизации. В его ходе осуществляются разра­ботка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народно­го имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6% — преобразование в акционерные общества; 30,8% — бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% — общественные аукционы; 22,3% — прямые продажи; 6,7% — торги; 9,8% — реституции.

В Чехии в процессе приватизации активное участие принимали ино­странные фирмы. Большой объем иностранных инвестиций приходился на фирмы Германии (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов предприятия Чехии привлекают от­носительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы.

Итак, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на макро- и мик­роуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия воз­никновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходи­мости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разно­го уровня.

Кризисные ситуации в экономике, неплатежеспособность и несостоя­тельность субъектов предпринимательства, приводят, прежде всего, к утрате вещных прав на имущество, на которое может быть наложено взыскание, в первую очередь, права собственности. Кризисный частный бизнес продается без государственного участия, государственный – с участием го­сударственного собственника.

Отношение к социально-экономическим правам, прежде всего, к праву собственности, в различных странах неодинаково. Особое значение ему придается в государствах с переходной экономикой. В конституциях капиталистических го­сударств это право чередуется наряду с другими правами. В ряде стран (Испания, Индия, Нигерия, Филлипины и др.) положения о праве собствен­ности включены в разделы о директивных принципах политики государст­ва и рассматриваются не как субъективные права, защищаемые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительств. В конституциях зару­бежных стран речь идет, в основном, об отношениях собственности, обес­печивающих жизненные потребности человека.

Государственно - монополистическое регулирование, государственное вмешательство в экономику происходит в кризисных ситуациях (в т.ч., во время войны) или при осуществлении крупных государ­ственных работ. Капиталистическая частная собственность - основа национальной экономики большинства зарубежных стран.4

В условиях экономического спада или кризиса правительства США и западноевропейских стран пытаются изменить ситуацию путем усиления государственного вмешательства в экономику, что естественно, при водит к увеличению государственных расходов и повышению доли ВНП, перераспределяемого через бюджет.

Увеличение правительственных расходов на управление экономикой сопровождается образованием дефицита бюджета и государственного долга. Либepaльнaя концепция монетаризма в США не предусматривает пря­мого вмешательства государства в экономику, а предусматривает лишь широкую государственную поддержку частного предпринимательства и рынка. В этом заключается государственное_регулирование экономики в кризисных ситуациях.

Собственность крупных нефтяных, металлургических, автомобиль­ных и иных компаний не «привязана» к определенным отраслям, анонимна в связи с использованием промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и распространяется на экономический потенциал на­циональных масштабов.

В Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в экономику, в т.ч. посредством индикативного планирования.

В настоящее время в Японии государственное вмешательство на­блюдается по многим направлениям:



  • экономический рост и его темпы,

  • структура промышленного производства,

  • образование и наука,

  • занятость и взаимоотношения труда и капитала,

  • кредит и денежное обращение,

  • ценообразование,

  • внешнеэкономические связи,

  • отраслевая структура,

  • размещение производств,

  • стимулирование инвестиций.

Развивается и поддерживается государством как крупный, так и мелкий бизнес.

Хозяйственные трудности преодолеваются при активной поддержке го­сударства, использующего для этого фискальную и кредито - финансовую политику, а также меры прямого административного воздействия. Положительное влияние на экономику Японии оказал процесс привати­зации неэффективных (в т.ч. неплатежеспособных и банкротов) госу­дарственных предприятий, которые даже в лучшие времена не достигали среднего уровня эффективности частного сектора.

Уникальным ресурсом японской экономики были и остаются сбережения предприятий и граждан, позволившие осуществить накопление и об­новление капитала.

В структурной политике Европейского союза превалирует селек­тивный подход, направленный на стимулирование деятельности конкрет­ных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнес может эф­фективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предпри­ятий, а главным образом посредством создания малых и средних предпри­ятий передовых отраслей.

Главной особенностью экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты. Го­сударственные компании действуют преимущественно в автомобилестрое­нии, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях имеющих ключевой зна­чение для экономики страны:

• 446 гос. компаний - в промышленности (черной и цветной металлургии, химии машиностроении;

• 194 гос.компании - в транспорте и связи,

• 32 - в энергетике,

• 280 - в финансовой сфере.

Отличительной чертой экономики Франции является система государ­ственного регулирования, включая индикативное (договорное) планирование на национальном уровне (например, по договорам концессии).

Приватизация в Великобритании проводилась исключительно на принципах платности и посредством торгов, с использованием различных форм административного регулирования. Особенность английской эконо­мической политики - сдерживание производства, особенно при обостре­нии проблем платежного баланса страны.

При рассмотрении вопросов государственного регулирования в скандинавских странах, необходимо различать государственную собст­венность и государственный сектор.



Доля_госсобственности значительна тольков Финляндии. Госсектор значителен во всех скандинавских странах.

Занятость в государственном секторе экономики скандинавских стран наиболее высока среди развитых стран : Швеция -32%; Норвегия и Дания - около 30%, Финляндия - 25%.

Государство в странах Скандинавии активно представлено в следующих сферах - образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, рынок труда и др. Помимо прямого участия государства в экономике, существуют косвенные методы регулирования с помощью мер кредито - финансовой политики.5

В азиатских странах масштабы участия государства в организации и управлении промышленностью, как правило, значительны. Формы и ме­тоды государственного вмешательства в экономику изменяются в зависи­мости от эволюции стратегии экономического развития. Тесная связь биз­неса и государственного аппрата имеет как позитивное, так и негативное воздействие на национальную экономику (пример Японии и Южной Ко­реи - в меньшей степени, пример Индии - в большей).

В экономической политике стран Латинской Америки до начала 80-х годов преобладало традиционное значительное государственное вмешательство в экономику.

На современном этапе развития преобладают либеральные рыночные системы с косвенным участием государства (в основном финансовые и фискальные) в экономическом регулировании. В Латинской Америке су­щественно сокращена доля государственного сектора, возросла степень от­крытости экономики.

Масштабная приватизация государственной собственности про­ведена в большинстве латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Бразилия и др.).

В Бразилии осуществлена приватизация в нефтяной промышленно­сти, электроэнергетики. Тем не менее, государственные предприятия в на­чале 90-х годов доминировали в базовых отраслях: горнодобывающих, нефтехимии, металлургии, химии и фармацевтиче­ской промышленности.

В 1997 г. Бразилия вышла на первое место в мире по продаже госсоб­ственности. Тем не менее, государственные предприятия занимают веду­щее место среди крупнейших компаний Бразилии.



В Мексике проведена распродажа убыточных государственных пред­приятий. В программу приватизации включены крупнейшие предприятий горнорудной промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, принадлежавшие как федеральному правительству, так и местным органам власти. (Только за период 1990 -1994 гг. в латиноамери­канских странах приватизировано 694 предприятия).

В государственной экономической политике стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) взят курс на разгосударствление и привати­зацию государственной собственности, формирование свободных товаро­производителей, которые являются собственниками не только производи­мой и продаваемой продукции, но и средств производства.

Тенденция развития – paзнообразие форм собственности.

Важным моментом является то, что государства Центральной и Восточной Европы четко определили границы приватизации, обозначив ту часть собственности, которая остается в руках государства.

Статус государственной собственности сохранили железные дороги, почта, телеграф, и некоторые другие предприятия, имеющие общест­венное значение.

В странах ЦВЕ имеет место процесс «реприватизации». Также раз­вивается, в различной степени, процесс передачи собственности работ­никам предприятий.

Мировой опыт показывает, что собственность используется наиболее эффективно в тех странах, где степень либерализации хозяйственной дея­тельности выше, если это сочетается с высокой эффективностью государ­ственных институтов, а также активной государственной поддержкой предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Тип управления — это комплекс характеристик, отражающих его осо­бенности, назначение и ценность.

Антикризисное управление как тип управле­ния, способного предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение, устра­нять отрицательные последствия и превращать их в позитивные изменения, яв­ляется важнейшим фактором современного развития менеджмента и экономи­ки.

Антикризисное управление — не печальная необходимость исправления накопленных ошибок или горькая расплата за них, это объективная потреб­ность управления, ориентированного на развитие, своевременное реформиро­вание экономики, анализ будущего в настоящем, оценка взаимодействия при­роды и деятельности человека.

Но тот или иной тип управления не существует в чистом виде. Он обла­дает определенными признаками, которые в той или иной мере учитываются в реальной практике управления. А она всегда сочетает признаки различных ти­пов. Например, современное управление состоит из модулей (комплекса типо­логических признаков) антикризисного, стратегического, инновационного, мотивационного, социально ориентированного управления. И все эти признаки находятся в связи, сочетании и взаимодействии. Это и характеризует искусство управления, его научность, качество и эффективность.

Антикризисное управление представляет собой не только определенную систему, в признаках, параметрах и показателях которой оно выражается.

В ан­тикризисном управлении, понимании его необходимости отражается характер и особенности профессионального сознания менеджера. Это структура знаний, система ценностей, исследовательский потенциал, практический опыт, миро­ощущение, человеческий фактор поведения, перспективное мышление, непре­рывное образование.



Современное антикризисное управление в России помимо всего прочего нуждается в менеджерах, имеющих специальную подготовку и определенный набор личностных качеств.

1 Методология антикризисного управления: учебно-практ. пособие / Юн Г.Б. М.: Дело, 2004. 432 с.

2 Милънер Б.З. и др. Японский парадокс. М.: Мысль, 1985, с. 27.

3 Кожевников Н.Н., Борисов Е.И. Основы антикризисного управления предприятиями. М., «Академия»., 2005. 496 с.

4 Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие / К.В. Рудый. М.: Новое знание, 2004. 400 с.

5 Степанов С.П. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика.//Дайджест журнала «Право и жизнь». М.: ЮНИТИДАНА, 2005. 38 с.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница