Государственно-частное партнерство как инфраструктура активизации инвестиционной деятельности и инновационного развития экономики севера




страница1/8
Дата22.04.2016
Размер1.61 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


А.П. Шихвердиев, А.А. Вишняков

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

КАК ИНФРАСТРУКТУРА АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

Сыктывкар, 2011


Рецензенты:

А.О. Блинов, д-р экон. наук,

профессор кафедры менеджмента

Всероссийского заочного финансово-экономического института,

академик РАЕН;



В.А. Статьин, генеральный директор

Объединения по защите интересов акционеров

предприятий и организаций (ОПИАК),

член коллегии сообщества профессиональных корпоративных директоров



Авторы: А.П. Шихвердиев, А.А. Вишняков.
Государственно-частное партнерство как инфраструктура активизации инвестиционной деятельности и инновационного развития экономики Севера (на примере Республики Коми). - Сыктывкар: Изд. СыктГУ, 2011. - 152 с.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ №10-02-41201а/С  «Создание качественной инфраструктуры инвестиционной деятельности как фактор обеспечения экономического роста Севера в целях развития инновационной экономики и противодействия экономическим кризисам (на примере Республики Коми)»
В книге раскрываются понятия государственно-частного партнерства, сущность, содержание и место ГЧП в качестве инфраструктуры активизации инвестиционной деятельности и инновационного развития экономики России и ее северных регионов (на примере Республики Коми) на современном этапе. Особое внимание уделяется пробле­мам, существующим в области взаимодействия власти и бизнеса, предлагаются возможные пути их решения.

Предназначено для управленцев, предпринимателей, экономистов, аспирантов, магистрантов и студентов высших учебных заведений, изучающих проблемы управления, права и экономики.


ISBN

© Шихвердиев А.П., Вишняков А.А., 2011

Содержание


1.1. Сущность, значение и детерминанты государственно-частного партнерства в развитии инфраструктурно-инвестиционного комплекса. 11

2.1. Особенности инфраструктурно-инвестиционного комплекса Республики Коми 53

2.3. Изучение проектов «Белкомур» и «Финно-угорский этнокультурный парк» и их вклада в инфраструктуру Республики Коми* 74

3.1. Проблемы развития механизмов государственно-частного партнерства в Республике Коми 82

3.5. Эффект от предложенных мероприятий 133

Список использованной литературы 143



Введение

На международном уровне многие граждане, в особенности в странах с переходной экономикой, сталкиваются с «дефицитом инфраструктуры» в виде перегруженных дорог, плохо обслуживаемых трасс и рекреационных объектов, ухудшения состояния школ, больниц, водопровода и систем очистки воды и других объектов инфраструктуры, которые либо отсутствуют, либо изношены, либо требуют срочного ремонта. Такие проблемы оборачиваются значительной потерей для общества, начиная от сокращения рождаемости и снижения конкурентоспособности до увеличения несчастных случаев, проблем со здоровьем населения и снижения продолжительности жизни.

Правительства многих стран пришли к заключению, что одних налоговых поступлений для решения инфраструктурных проблем недостаточно. Инфраструктура включает автодороги, железные дороги, больницы, школы и многое другое, что оказывает прямое воздействие на жизнь граждан. Во многих странах существует острая потребность «оздоровить» существующую инфраструктуру, созданную десятки лет назад. Кроме того, стоит задача поиска финансирования для совершенно новых проектов, особенно социальных проектов, необходимых для решения проблем быстро растущих экономик и стареющего населения. Ввиду ограниченности бюджетных средств, а в ряде стран и дефицита бюджета, государство не в силах выделить достаточно инвестиций на развитие и модернизацию инфраструктуры. Эта ситуация породила необходимость государства привлечь к совсем нехарактерной для себя деятельности частный сектор. В итоге, этот вид сотрудничества получил название «государственно-частное партнерство».

Этот вид партнерства государства и частного сектора получил свое распространение совсем недавно. Страной основателем этого вида сотрудничества стала Великобритания в начале 1980х годов. Как оказалось, государственно-частное партнерство является действенным механизмом решения инфраструктурных проблем, да и в целом положительно влияет на социально-экономические показатели страны. Поэтому этот опыт начали перенимать другие страны. В России это случилось совсем недавно, в 2004 г. А впервые прозвучало понятие «государственно-частное партнерство» аж в 2006 г.

На сегодняшний день развитие механизмов государственно-частного партнерства находится во многих странах в этапе становления. Нет еще устоявшейся и оправданной временем законодательной базы, нет системности в управлении механизмами партнерства государства и частного сектора. Существует масса проблем. Поэтому на сегодняшний день, государственно-частное партнерство и особенности его развития и становления стали актуальной проблемой. Многие страны, регионы хотят выбраться из «инфраструктурной дыры», максимально рационально используя при этом бюджет. Но видения, как это сделать, у них нет.

Поэтому объектом написания данной работы послужило государственно-частное партнерство. Предметом – анализ механизмов партнерства государства и частного сектора для развития инфраструктурно-инвестиционного комплекса на региональном уровне (на примере Республики Коми).

Республика Коми выбрана не случайно. Это финансово стабильный промышленный регион, обладающий природно-ресурсным потенциалом. В настоящее время республика является одной из важнейших топливно-энергетических баз России и занимает первое место по запасам бокситов, титановых и баритовых руд, обладает значительными ресурсами марганцевых и хромитовых руд.

Так же Республика Коми является одним из ведущих лесопромышленных регионов России. На республику приходится более 30% запасов древесины Северо-Западной части России.

Промышленность занимает основное место в экономике, ведущими являются виды экономической деятельности, которые входят в состав топливно-энергетического и промышленного комплексов. Сельское хозяйство производит продукцию на внутренний потребительский рынок. Транспортная инфраструктура и связь также динамично развиваются.

На территории Республики Коми фундаментальные и прикладные исследования осуществляют более чем в 20 научных учреждениях. Функционируют более 500 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу.

В настоящее время в Коми отмечается положительная тенденция развития туризма.

В этой связи Республику Коми можно назвать динамически развивающимся регионом, однако и здесь наблюдается инфраструктурная недостаточность, а дефицит бюджета был зафиксирован еще в 2009 году. Усугубляет положение демографическая ситуация в регионе. С каждым годом численность населения республики уменьшается. Миграция населения и смертность, превышающая рождаемость – объективный показатель того, что социальная инфраструктура в Республике Коми находится в запущенном состоянии. И это явный сигнал к тому, что нужно развивать альтернативные способы привлечения инвестиций в инфраструктуру, таких как государственно-частное партнерство.

Основополагающий закон «О государственно-частном партнерстве» был принят в республике только в конце 2010 года, поэтому говорить о развитости партнерства еще рано. Внедрение механизмов скорее носит «пилотный» характер, а основные недостатки и проблемы корректируются «на ходу».

Не смотря на это, в республике уже есть крупные долгосрочные проекты, которые направлены на развитие инфраструктурного комплекса региона. Но опять же, они скорее направлены на развитие промышленности, чем на удовлетворение нужд населения.

Целью написания данной работы служит поиск и разработка рекомендаций по практическому применению механизмов развития государственно-частного партнерства в Республике Коми с целью развития инфраструктурно-инвестиционного комплекса и обеспечения инновационного развития северного региона.

Для этого необходимо решить ряд задач:



  • Определить понятие государственно-частного партнерства и выявить основные его особенности;

  • Обозначить роль партнерства государства и частного сектора в развитии инфраструктурно-инвестиционного комплекса;

  • Выявить основные механизмы государственно-частного партнерства;

  • Определить место корпоративного управления в развитии партнерства государства и бизнеса;

  • Проанализировать опыт ведущих стран в организации процессов государственно-частного партнерства;

  • Изучить уровень сотрудничества государства и бизнеса в России;

  • Исследовать инвестиционную политику Республики Коми;

  • Дать оценку основным механизмам управления процессами государственно-частного партнерства в регионе;

  • Выявить основные инвестиционные проекты в республике;

  • Произвести системный анализ проблем развития государственно-частного партнерства в Республике Коми;

  • Предложить способы решения основных проблем;

  • Дать оценку предложенным мероприятиям.

Структура работы подчинена достижению вышеизложенных задач и включает в себя введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, заключение.

В первой главе отражены теоретико-методологические основы темы. Изучено понятие государственно-частного партнерства, основные формы партнерства. Проанализирован международный и российский опыт сотрудничества государства и бизнеса.

Вторая глава основывается на проблематике государственно-частного партнерства в Республике Коми. Исследован инфраструктурно-инвестиционный комплекс республики, основные механизмы управления инструментами государственно-частного партнерства, дана существующая практика проектов.

Третья глава включает в себя обобщенные проблемы государственно-частного партнерства в Республике Коми, способы решения этих проблем, а также предложено экономическое обоснование результатов от предложенных мер.

Методологической основой являются нормативные и законодательные акты, работы зарубежных и российских экономистов и политологов, результаты международных исследований, интернет-сайты проектов государственно-частного партнерства, а также официальные сайты субъектов федерации.

При написании работы использовались следующие методы научного исследования:



  • Сравнительно-правового анализа;

  • Аналогии;

  • Дедукции;

  • Индукции;

  • Аксиоматизации;

  • Классификации;

  • Обобщения;

  • Описания;

  • Прогнозирования.

Практическая значимость заключается в описании основных проблем государственно-частного партнерства в Республике Коми, а так же способах их преодоления. В 3 Главе работы предложен комплекс мер по становлению и развитию государственно-частного партнерства в регионе, что представляет интерес для всех участников отношений, т.к. портфель предложенных мероприятий можно будет внедрить в процесс становления инструментов государственно-частного партнерства в республике.

Глава 1. Теоретико-методологические основы государственно-частного партнерства
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница