Государственные внебюджетные фонды. Особенности формирования




Скачать 148.27 Kb.
Дата06.05.2016
Размер148.27 Kb.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Государственные внебюджетные фонды.

Особенности формирования

Содержание темы:


Государственные внебюджетные фонды. 1

Особенности формирования 1

Содержание темы: 1

1.1. Сущность и назначение внебюджетных фондов 1

2. Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения 4

2.1. Пенсионный фонд 5

2.2. Фонд социального страхования 6

2.3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования 7




Цель — раскрыть сущность и содержание внебюджетных фондов, их роль и значение в социально-экономическом обеспечении населения.

Задачи


  1. Изучить содержание и назначение внебюджетных фондов. Их место в бюджетной системе РФ. 

  2. Определить источники формирования средств Пенсионного фонда. Необходимость его формирования и социальное значение.

  3. Определить порядок формирования ФСС и его значение и роль.

  4. Рассмотреть значение фондов ФОМС. Порядок формирования этих фондов.

  5. Изучить пути использования средств внебюджетных фондов социального назначения.

1.1. Сущность и назначение внебюджетных фондов


Внебюджетные фонды по своей сути — дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами.

Исторически дополнительные фонды возникли одновременно с образованием основных бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами. При этом целью создания фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся:


  • общественное разделение труда;

  • ограниченность жизненных ценностей;

  • наличие товарно-денежных отношений.

Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и другой собственности при господстве частной.

Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия:



  • дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;

  • системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;

  • кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;

  • социально-демографический кризис-депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.

В общем виде современную структуру внебюджетных фондов можно представить следующим образом:

Рисунок 1. Классификация внебюджетных фондов

В соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся:


  • специальные целевые обязательные платежи;

  • отчисления от прибыли организаций;

  • средства бюджетов;

  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

  • займы, полученные фондом Банка России или в коммерческом банке.

Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению правительства или специально уполномоченного на это органа.

Таким образом, государственные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации.

Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную.



Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т. п.).

2. Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения


В любом обществе есть нетрудоспособные люди, которые в силу объективных жизненных обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование: дети, инвалиды, старики, люди, временно нетрудоспособные. Материальную защиту таких граждан обеспечивает государство, которое выполняет функцию социального страхования.

Социальное страхование может осуществляться государством открыто, гласно, прозрачно в рамках государственного бюджета под особым контролем представительных органов власти и руководства высших исполнительных органов — правительства страны и министерства финансов. Такая система существует в современных стабильных демократических странах, она была и в СССР. Но страхование может проводиться и вне государственного бюджета, через специальные внебюджетные фонды, подконтрольные, как правило, узкому кругу должностных лиц исполнительных органов власти. Россия избрала вторую систему — использование государственных социальных внебюджетных фондов.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции нашей страны от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Конституцией устанавливаются государственные и социальные пенсии.

В настоящее время в состав государственных социальных ВБФ РФ входят:


  • Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);

  • Фонд социального страхования РФ (ФСС);

  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социально го и обязательного медицинского страхования.

2.1. Пенсионный фонд


Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность. Он был утвержден Положением «О Пенсионном фонде РСФСР» от 27.12.1991 г. 

Основные задачи ПФР:





  • аккумуляция страховых платежей;

  • финансирование расходов в соответствии с назначением фонда.

ПФР формируется в основном за счет единого социального на лога (ЕСН) (70-75%), переходящего остатка фонда, который составляет седьмую часть средств фонда. Эти остатки ПФР становятся крупным мобильным ресурсом дополнительных государственных расходов.

В ПФР кроме ЕСН поступают также:



  • средства федерального бюджета, направляемые через ПФР на выплаты государственных пенсий и пособий;

  • доходы от обслуживания банками счетов ПФР;

  • добровольные взносы юридических и физических лиц;

  • доходы от капитализации части временно свободных средств фонда (покупки ценных бумаг, инвестиций).

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий, пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей; одиноким матерям; на детей, инфицированных виру сом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в объеме расходов ПФР.

Структура расходов ПФР предусматривает направление средств на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования. Современная пенсионная система РФ включает в себя:


  • государственное базовое пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа;

  • накопительную часть пенсий;

  • государственное социальное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан.

2.2. Фонд социального страхования


Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 «О фонде социального страхования Российской Федерации» был образован Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

Основные задачи ФСС:



  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а так же на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Около 70% ФСС остается в распоряжении плательщиков для выплаты большинства пособий в организациях. Средства ФСС образуются за счет:

  • ЕСН, уплачиваемого работодателями;

  • добровольных взносов граждан и юридических лиц;

  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие рас ходов в соответствии с действующим законодательством;

  • прочих доходов.

Наибольшее количество доходов приходится на ЕСН (2005 г. — около 70%).

В расходах бюджета ФСС больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов. Иначе говоря, у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность в снижении страховых рисков и, следовательно, объемов выплат. При финансовом неблагополучии предприятий, а то и их ликвидации, что сейчас уже не редкость, работники лишаются источников гарантированных социальных выплат.

2.3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования


Значительное место в структуре социальных ВБФ занимает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), призванный обеспечить гражданам РФ получение равной медицинской и лекарственной помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Фонды ОМС образованы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г.) для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, которая является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Средства ФОМС образуются за счет:


  • ЕСН, уплачиваемого организациями независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование;

  • взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

  • добровольных взносов юридических и физических лиц;

  • доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда;

  • нормированного страхового запаса финансовых средств фонда;

  • поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством РФ. 

За неработающих граждан платят органы исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Основная сумма расходов — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

ТФОМС образовываются органами власти субъектов РФ. Они являются самостоятельными, государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. 

Основные задачи ТФОМС РФ: обеспечение реализации Закона о медицинском страховании граждан в РФ и обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

Функции ТФОМС РФ: 



  • аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование;

  • осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам;

  • выравнивает финансовые ресурсы городов, районов, направляемые на обязательное медицинское страхование;

  • накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы;

  • разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на территории РФ; 

  • осуществляет контроль за поступлением страховых взносов, за использованием финансовых средств на обязательное медицинское страхование;

  • ведет персонифицированный учет по всем категориям плательщиков страховых взносов в РФ; 

  • согласовывает с органами исполнительной власти, медицинскими ассоциациями территориальную программу обязательного медицинского страхования населения;

  • осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами.

Выравнивание финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования проводится передачей средств территориальных фондов филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.

ТФОМС принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Их деятельность определена Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Средства ТФОМС используются для:


  • финансирования обязательного медицинского страхования;

  • дотирования филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного на территории средне душевого норматива;

  • формирования нормированного страхового запаса;

  • осуществления управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением ТФОМС;

  • финансирования отдельных мероприятий по здравоохранению, взаимно согласованных органами управления здравоохранения и территориальными фондами ОМС. Финансирование страховых медицинских организаций осуществляется ТФОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы, а финансирование медицинских учреждений — по финансовым нормативам.

Наряду с государственными социальными внебюджетными фондами в 1992-1994 гг. были созданы десятки федеральных (отраслевых, межотраслевых, ведомственных и т. д.) и сотни территориальных внебюджетных фондов. Постепенно внебюджетные фонды себя полностью исчерпали, и с 1995 г. началось их преобразование в целевые бюджетные фонды. В результате в 1999-2000 гг. федеральный бюджет содержал девять целевых фондов, а на 2005 г. они вообще не предусматривались.

Внебюджетные фонды территорий также преобразованы в целевые бюджетные фонды, большинство из которых впоследствии было упразднено.


Выводы


Таким образом, в теме раскрыта сущность и назначение внебюджетных фондов, определено, что внебюджетные

фонды — это дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами. Раскрыто значение государственных внебюджетных фондов, как совокупности самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти РФ. Кроме того, рассмотрены основные функции, выполняемые внебюджетными фондами: распределительная и контрольная.

Рассмотрено социальное страхование, осуществляемое государством посредством создания таких внебюджетных фондов, как:



  • Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);

  • Фонд социального страхования РФ (ФСС);

  • федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

Раскрыто содержание каждого их вышеперечисленных фондов, порядок их формирования и использования.

Вопросы для самопроверки


  1. Каковы причины образования внебюджетных фондов?

  2. Какие фонды входят в состав внебюджетных фондов?

  3. Дайте характеристику государственных внебюджетных фондов как финансовой категории.

  4. Какие функции выполняют государственные внебюджетные фонды?

  5. Что означает социальное страхование?

  6. В чем заключается особенность формирования Пенсионного фонда РФ? 

  7. Каковы основные задачи, решаемые Пенсионным фондом РФ? 

  8. Что служит источниками формирования Пенсионного фонда РФ? 

  9. На какие цели расходуются средства Пенсионного фонда РФ? 

  10. Каковы особенности формирования Фонда социального страхования РФ и его основные задачи?

  11. За счет каких источников формируется Фонд социального страхования?

  12. На какие цели расходуются средства Фонда социального страхования?

  13. В чем заключается необходимость формирования федеральных и территориальных фондов обязательного медицинского страхования?

  14. За счет каких источников образуются средства ФОМС?

  15. В чем заключаются основные функции и задачи ФФОМС и ТФОМС?

Библиография


  1. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. — 572 с. 

  2. Финансы: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. — 512 с. 

  3. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. — М.: Финансы и статистика, 2005.

  4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. — Финансы и статистика, 2005.

  5. Финансы и кредит: Учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. — 376 с. 

  6. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 399 с. 

  7. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. — 575 с. 





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница