Государственные и муниципальные финансы




Скачать 399.7 Kb.
страница1/3
Дата04.05.2016
Размер399.7 Kb.
  1   2   3


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
Рыночная экономика на современном этапе, при всем многообразии ее моделей, представляет собой скорее смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием. И одной из центральных проблем реформирования российской экономики является определение места и роли государства в этом процессе. Очевиден тот факт, что рынок не всесилен. В тех областях социально-экономической жизни общества, где рынок не может дать позитивного результата, требуется вмешательство государства. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников являются государственные заимствования, другими словами финансирование государственных расходов посредством создания государственного долга.

Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением.

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1 Содержание и основные формы государственного долга
Государственный долг можно рассматривать в нескольких аспектах.

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой совокупность общественных отношений, в которых государство выступает в качестве заемщиков или гарантов возврата займов, выданных третьим лицам. Теория государственного долга базируется на том, что данная категория является составной частью комплекса понятий, характеризующих экономические отношения, возникающие в связи с использованием кредитных ресурсов. Анализ этой экономической категории затрудняется тем, что не решена проблема включения в государственный долг задолженности, возникающей при проведении государством предпринимательской деятельности, а также долгов посреднических финансовых организаций, государственных предприятий и внебюджетных фондов.

С материальной точки зрения долг государства является денежной задолженностью государства (местных органов власти) перед физическими и юридическими лицами.

С точки зрения материально-вещественного содержания, государственный долг выступает как сумма долговых обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

И наконец, с правовой позиции государственный долг представляет собой денежное обязательство государства по возврату полученных взаймы денежных средств и обязательство отвечать перед кредиторами за исполнение обязательств третьими лицами.

Статья 97 действующего Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственный долг Российской Федерации определяет как:

1) долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации;

2) долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

3) долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

При рассмотрении общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного долга, можно выделить ряд основных признаков.

Во-первых, обязательным субъектом в области государственного долга выступает государство в качестве заемщика или гаранта.

Во-вторых, отношения в области государственного долга возникают, изменяются и прекращаются по поводу денежных средств, т.е. являются финансовыми отношениями.

В-третьих, отношения в сфере государственного кредита строятся на основе срочности, возвратности, платности и добровольности. Необходимо подчеркнуть, что принцип добровольности в сфере государственного долга необходимо рассматривать с определенными ограничениями, касающимися отношений уполномоченных государственных органов между собой при привлечении денежных средств, их использовании, обслуживании и погашении.

Вместе с тем взаимоотношения уполномоченных государственных органов с физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и их юридическими лицами – заемщиками всегда построены на основе равноправия, добровольности, имущественной самостоятельности и автономии сторон.

В-четвертых, отношения в сфере государственного долга направлены на аккумуляцию свободных денежных средств.

В-пятых, назначением государственного долга является финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. В случае предоставления государственных гарантий можно говорить об обеспечении развития общественно значимых программ.

Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства, и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи статья 98 Бюджетного Кодекса РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно статье 69 БК РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета. Следовательно, состав государственного долга образуют не все долговые обязательства Российской Федерации, а только те из них, которые стали объектами правоотношений по государственному кредиту.

Гарантом платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

В соответствии со статьями 104 и 106 Бюджетного Кодекса РФ «предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Являясь следствием кредитной деятельности государства, имеющей юридическую форму, государственный долг может существовать только в определенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодательством.

Следовательно, форма государственного долга — это юридически оформленные экономические отношения, образующие долговые обязательства Российской Федерации.

Согласно ст. 98 БК РФ структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по видам долговых обязательств. Совокупность долговых обязательств всех органов власти различных уровней (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) образуют «общегосударственный долг» или публичный долг.

Схематично содержание форм общегосударственного долга содержатся в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Формы общегосударственного долга



Формы общегосударственного долга

Государственный долг Российской Федерации

Государственный долг субъекта РФ

Муниципальный долг

Ст. 98 БК РФ

Ст. 99 БК РФ

Ст. 100 БК РФ

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

- соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет;

- перевод государственного долга РФ (переоформление в одностороннем порядке долга третьих лиц – Правительства РФ) и др.



- кредитные соглашения и договоры;

- государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

- договоры и соглашения о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоры о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;

- соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени субъекта РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.


- кредитные соглашения и договоры;

- займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

- договоры и соглашения о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоры о предоставлении муниципальных гарантий.



Анализируя вышеуказанные формы, прежде всего, следует выделить кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Данные соглашения представляют собой дву- и многосторонние сделки, сутью которых является предоставление Российской Федерации как заемщику денежных средств в виде кредитов на условиях добровольности, платности, срочности и возвратности.

Наиболее распространенной формой государственного долга выступают государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Государственными ценными бумагами понимаются эмиссионные ценные бумаги (облигации), выпущенные от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, которые удостоверяют право их держателя на получение от эмитента денежных средств (могут быть выражены в национальной или иностранной валюте) или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав.

Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется отдельными выпусками. Она может иметь место лишь при закреплении в бюджете на данный финансовый год предельного размера соответствующего государственного долга и предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня.

Высший орган исполнительной власти Российской Федерации – Правительство РФ, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления рассматривают и утверждают в виде нормативного акта генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг. В нем указываются вид и валюта ценных бумаг, форма выпуска, срок их обращения, а также ограничения по кругу лиц. На основе Генеральных условий Минфин России также в форме нормативного акта принимает Условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг. В нем детализируются положения Генеральных условий путем указания на минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных ценных бумаг, номинальную стоимость одной ценной бумаги, порядок их размещения, размер дохода, иные существенные условия.

Отдельной формой государственного долга выступают договоры и соглашения о получении Российской Федерацией кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Должником по бюджетному кредиту может выступать Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

Специфической формой государственного долга выступают договоры о предоставлении Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями государственных гарантий. С правовой точки зрения предоставление государственной гарантии не является основанием для возникновения заемных отношений, в которых участвует государство.

Государственная гарантия – вид долгового обязательства, оформленного в письменной форме, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару),по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Государственная гарантия выдается в письменной форме. Государственная гарантия является отзывной, только если основания для ее отзыва прямо указаны в тексте государственной гарантии.

Государственная гарантия также может быть выдана не бенефициару, а принципалу на основании договора о предоставлении гарантии, в случае если невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициаром является неопределенный круг лиц.

В заключение необходимо отметить, что потенциал предоставления государственных гарантий огромен. С одной стороны, их выдача не увеличивает реальных государственных расходов (принадлежащем исполнении должником своих обязательств) в отличие от других форм государственного долга, а с другой –позволяет развивать наиболее перспективные отрасли народного хозяйства, нуждающиеся в дополнительном коммерческом финансировании.

И наконец, одной из форм долга являются долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации. Так, государственным внутренним долгом Российской Федерации признаются государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления. К данной форме государственного долга также относятся гарантированные сбережения граждан.

В некоторых странах к государственному долгу относятся также обязательства международных институтов, которые по своей природе являются надгосударственными образованиями, т.е. существует более широкое представление о государственном долге.

Напротив, в ряде стран в государственный долг не входит или входит частично сумма обязательств государственной власти по гарантированию обязательств третьих лиц. Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

1.2 Виды государственного долга, его источники и последствия


Основной причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира.

Портфель долговых обязательств органов государственного управления является крупнейшим финансовым портфелем в стране. Его финансовая структура часто отличается сложностью и может быть источником значительного риска для баланса органов государственного управления. Крупные и плохо структурированные портфели долговых обязательств также делают органы государственного управления более уязвимыми по отношению к экономическим и финансовым потрясениям, и нередко такие портфели оказывались одним из основных факторов экономических кризисов. Безусловно, наличие государственного долга у государства является серьёзным бременем, значительно осложняющим функционирование экономики этого государства.

Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет федерального правительства находится в дефиците. В том случае когда, бюджет страны сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений – основной статьи пополнения бюджета страны. В противном случае, когда имеет место профицит бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением – погасить свой долг перед ним. По своей сути, долги правительства страны, в конечном счете, являются долгами её налогоплательщиков. Иными словами, любые выплачиваемые ими налоги представляют собой всего лишь уплату самим себе процентов либо суммы долга.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, в виду того, что государственный заём – первоочередной источник покрытия бюджетного дефицита, и поэтому понять насколько критичен тот или иной размер дефицита, невозможно без знания величины государственного долга. Таким образом, первопричиной государственного долга и его основой является дефицит бюджета страны.

Среди других причин возникновения государственного долга следует отметить следующие.

С позиции исторического развития государства – это, безусловно, такой трудный период для экономики любой страны, как война.

Во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на обеспечение нужд военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих. Следовательно, имеется три способа финансирования этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество денег либо использовать дефицитное финансирование. Финансирование за счёт увеличение налогового бремени населения может привести к увеличению налогов до такого уровня, который подорвёт стимулы к труду, а это крайне опасно во время войны. Выпуск денег создает значительное инфляционное давление. А значит, большая часть расходов должна финансироваться за счёт продажи облигаций населению. Таким образом, значительная доля расходуемого дохода останется, и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.

Следующая специфическая группа причин – кризисные явления в экономике, которые определяются следующими факторами:

- спад производства;

- рост предельных производственных издержек;

- неконтролируемая эмиссия национальной валюты;

- рост объемов военно-промышленного комплекса;

- рост оборота в теневой экономике;

- усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

- повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение или увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих.

В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют специфическую тенденцию вызывать дефициты бюджета. Помимо этого имеются и весьма специфические причины возникновения государственного долга:

- государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета;

- кредитные соглашения и договоры с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

- предоставление государственных гарантий и поручительств, в этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков;

- факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

В зависимости от срока погашения государственных долговых обязательств государственный долг подразделяется на:

- капитальный — представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам;

- текущий — представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

В зависимости от срока привлечения государственные долговые обязательства подразделяются на:

- краткосрочные— привлекаемые на срок до одного года;

- среднесрочные— привлекаемые на срок от одного года до пяти лет;

- долгосрочные — привлекаемые на срок от 5 до 30 лет.

Долговые обязательства России не могут превышать срока действия в 30 лет.

В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на:

Внутренний— выраженный в валюте РФ, т. е. в рублях.

В современных условиях внутренний государственный долг создается, прежде всего, не как финансовый, а как политический инструмент, с помощью которого правительство создает общественный слой, материальные интересы которого нацелены на укрепление государства. Развитые рыночные государства обычно имеют значительный государственный долг, который правительство не может погасить в ближайшей перспективе. Более того, такая задача и не ставится перед ним. Внутренний государственный долг создается не для того, чтобы быть когда-нибудь погашенным. Он необходим как постоянно действующий инструмент. Выполнение же обязательств государства перед своими кредиторами осуществляется путем поддержания баланса между притоком и оттоком кредитов. Это общий принцип организации сберегательного дела. Регулирование данного процесса осуществляется через процентную политику.

Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие основные элементы:

- рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги. Это государственные краткосрочные обязательства (ГКО); облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); государственный сберегательный заем; облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК); облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); векселя Министерства финансов РФ и др.;

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница