Государственная политика в сфере развития рыночной инфраструктуры апк украины




Скачать 184.49 Kb.
Дата09.05.2016
Размер184.49 Kb.
Щербина С.В.

к.с.-х.н., доцент Национальной академии государственного управления при Президенте Украины



svshcherbyna@i.ua
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АПК УКРАИНЫ
Основные задачи практической работы по совершенствованию рыночных отношений и формированию маркетинг-логистического комплекса аграрного сектора должны включать следующие направления: создание современной инфраструктуры рынка, включая информационную систему, товарные биржи и оптовые рынки, сельскохозяйственные заготовительно-сбытовые и обслуживающие кооперативы, агроторговые дома, системы страхования торговых операций и другие институты рынка.

С целью усовершенствования механизмов привлечения общественных профессиональных объединений в систему регулирования аграрного сектора экономики, создания соответствующих условий для их работы и в соответствии с положениями меморандумов между Кабинетом Министров Украины и общественными профессиональными объединениями агропромышленного комплекса о согласовании действий на аграрном рынке государство способствует созданию и развитию института саморегулируемых организаций. Общественные профессиональные объединения агропромышленного комплекса совместно с соответствующими органами государственного управления разрабатывают и вносят предложения по созданию законодательной и нормативно-правовой базы о саморегулируемых организациях агропромышленного комплекса. Важным направлением является развитие сети сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Кооперация должна рассматриваться как форма взаимодействия независимых товаропроизводителей- владельцев, которые добровольно объединяют свои усилия и ресурсы для удовлетворения своих индивидуальных экономических интересов в конкурентной среде. Они делают это путем создания предприятия особого типа - сельскохозяйственного обслуживающего кооператива, который имеет статус неприбыльной организации. Статус обслуживающего кооператива должен стать базисом создания благоприятных условий работы в АПК Украины, способствовать поддержке отечественного товаропроизводителя, его защищенности в условиях рынка.

Одновременно должна развиваться сеть агроторговых домов. Агроторговый дом, как форма самоорганизации и кооперации товаропроизводителей, ориентируется на регулярное осуществление торговли сельскохозяйственной продукцией и продуктами ее переработки, заключая сделки купли-продажи за свой счет и за счет клиентов, занимается поставкой материально-технических ресурсов, предоставлением агросервисных услуг, а также обработкой и распространением среди своих клиентов информации о конъюнктуре локального и внешних рынков. Они создаются производителями сельскохозяйственной продукции, предприятиями по переработке и хранению агропродовольственной продукции, коммерческими предприятиями, банками, страховыми компаниями на региональном и районном уровнях. Наряду со сбытом агроторговый дом занимается организационно-производственной, информационно-координационной и аналитически-консультативной деятельностью. Агроторговые дома способствуют процессам маркетинговой вертикальной интеграции на территории района или региона, координируя деятельность группы взаимосвязанных предприятий агропромышленного комплекса на основе долгосрочной стратегии взаимовыгодного сотрудничества. При этом предпочтение отдается контрактной интеграции без создания специальных конгломератов.

Эффективность функционирования аграрных бирж и других объектов инфраструктуры зависит от наличия торговых домов, которые характеризуются универсальной коммерческо-посреднической деятельностью и разнообразными производственными и инвестиционно-финансовыми операциями. Торговые дома сегодня объединяют торгово-посреднические учреждения различного профиля и типа - оптовые, оптово-розничные, розничные и торгово-производственные предприятия. Масштабы их деятельности и организационно-правовые формы очень разные. Наиболее широкое развитие получили торговые дома - универсальные, многоотраслевые формирования, являющихся крупными торговыми объединениями, которые имеют тесные контакты с производителями товаров и банками.

Действующим законодательством не определены ни категория "торговые дома", ни категория "агроторговые дома". Концепцией организации биржевого сельскохозяйственного рынка, одобренной постановлением Кабинета Министров Украины от 17.11.1995 г. № 916 "Об ускорении организации биржевого сельскохозяйственного рынка" [11] введено понятие "районные агроторговые дома". В данной концепции предусмотрено, что они:

- Организуют районные аграрные рынки и обеспечивают их взаимодействие с межрегиональными оптовыми рынками;

- Способствуют товаропроизводителям в получении максимальных прибылей от реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов ее переработки;

- Формируют районные лоты сельскохозяйственной продукции, выставляемой на торги;

- Согласовывают цены и другие условия, обеспечивающие заготовку, хранение и отправку сельскохозяйственной продукции покупателям;

- Обеспечивают расчеты с пайщиками агроторгового дома с учетом интересов товаропроизводителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, а также поставщиков материальных ресурсов для села;

- Организуют и контролируют местные товарообменные операции на компенсационной основе с соблюдением паритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Эффективному функционированию аграрных рынков препятствует отсутствие информации о ценовой конъюнктуре, слаборазвитая коммуникационная сеть, недостаточность мелкооптовых посредников по закупке сельскохозяйственной продукции, незначительное количество оптовых плодоовощных рынков, а также неудовлетворительный уровень их обеспечения холодильным оборудованием и складами. Часто используется практика административного контроля органов власти за функционированием объектов инфраструктуры рынка, влияющим на ценообразование, выбор партнеров и каналов распределения, что нарушает законодательство о защите конкуренции. Применяются административные рычаги влияния на заключение сделок только через биржи, или другие формирования, что является прямым вмешательством в предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования. Аграрные биржи Украины не являются индикатором рыночных цен, фактически не проводится аукционная торговля живым скотом.

Для эффективной работы аграрного рынка необходимо развитие оптово-продовольственных рынков. Оптовый продовольственный рынок (ОПР) - это субъект предпринимательской деятельности, который создан в соответствии с законодательством для обеспечения необходимых условий для осуществления операций по продаже и покупке имеющихся видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Основной целью создания ОПР является формирование эффективного маркетингового механизма реализации сельскохозяйственной продукции, положительного влияния на качество реализуемой продукции, оптимизацию ее конечной цены и удовлетворения потребностей потребителей, содействие конкуренции на потребительском рынке. С целью активизации создания оптово-розничных рынков сельскохозяйственной продукции утверждена Государственная целевая программа создания оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, а также принят Закон Украины "Об оптовых рынках сельскохозяйственной продукции". Действующее правовое поле Украины не содержит специальных законодательных актов по созданию и деятельности оптовых рынков и аукционов. Однако для эффективного продвижения продукции аграрного сектора на рынок и реализации важно развивать оптовые, оптово-розничные и городские продовольственные рынки, которые образуют регулируемый механизм товарного обращения с соответствующей инфраструктурой, включающей в себя комплекс торговых, складских, административных помещений и вспомогательных служб. Именно оптовые рынки и аукционные торги при наличии спроса и предложения позволяют обеспечить максимальную открытость процесса ценообразования и устанавливать объективные рыночные цены. Эта форма торговли является не только индикатором рыночных цен, но и мерой снижения сбытовых расходов в этом сегменте рынка и улучшения культуры рыночных отношений. Не менее важным является фактор психологического воздействия открытых торгов на дальнейшее поведение партнеров в канале распределения.

Нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность оптовых рынков, является постановление Кабинета Министров Украины от 09.06.1999 г. № 997 "Об оптовых продовольственных рынках" [9], которым одобрены Основные направления создания и функционирования оптовых продовольственных рынков. Согласно этому Постановлению, Оптово-продовольственный рынок (ОПР) - это субъект предпринимательской деятельности, который образован согласно законодательству и целью деятельности которого является создание необходимых условий для осуществления операций по продаже и покупке имеющихся видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, заключения соответствующих торговых соглашений. Деятельность ОПР основывается на таких принципах: самоокупаемость, контролируемость, организационно-хозяйственная независимость.

Основными задачами оптового продовольственного рынка являются:

- Создание надлежащих условий товаропроизводителям и торговым компаниям для оптовой продажи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

- Содействие ускоренному продвижению товара от товаропроизводителя к конечному потребителю по каналу распределения;

- Предоставление возможности всем поставщикам и потребителям сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки для выхода на конкурентный рынок и обеспечение контролируемости рынка;

- Определение необходимого списка видов продукции отечественного производства, которые должны составлять подавляющее большинство от общего объема продаж;

- Обеспечение в течение года поставки населению высококачественных пищевых продуктов, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции;

Работа ОПР организуется согласно его уставу, правилам торговли, ветеринарным и санитарным стандартам, другим нормативным документам, регламентирующим деятельность рынка. В правилах работы ОПР следует предусмотреть:

- Режим работы ОПР, который утверждается местными органами исполнительной власти;

- Обеспечение продавцов и покупателей рынка должным торговым и холодильным оборудованием;

- Осуществление контроля за соблюдением требований по парковке транспортных средств:

- Создание условий для хранения товарно-материальных ценностей и продажи товаров;

- Обеспечение надлежащего санитарного, технического и противопожарного состояния территории рынка;

- Ответственность за нарушение порядка торговли на рынке и т.д.

С целью обеспечения быстрого продвижения товаров к потребителям и более полного удовлетворения потребностей населения продовольствием создаются продовольственные рынки различных видов. Основными критериями классификации ОПР по видам является территориальный принцип, функциональная направленность и товарная специализация. По территориальному признаку ОПР делятся на местные, региональные и межрегиональные. По ассортименту реализуемой продукции ОПР подразделяются на специализированные и универсальные. Специализированные оптовые продовольственные рынки делятся на рынки плодоовощной продукции, картофеля, мясной продукции, морепродуктов и т.д. Форма собственности оптовых рынков может быть государственной, частной или коммунальной.

Основными направлениями создания и функционирования оптовых продовольственных рынков предусмотрена последовательность создания рынков: создаются универсальные и специализированные ОПР, например, плодоовощные, рыбные, мясные и т.д., а уже потом - создаются оптовые рынки на уровне районов, областей, располагающихся ближе к товаропроизводителям.

Развитие оптовых рынков сдерживается неурегулированностью нормативных актов, касающихся их деятельности, в частности выделения земельных участков и налогообложения. Для дальнейшего развития сети оптовых сельскохозяйственных рынков необходимо урегулировать механизм выделения земельного участка для функционирования рынка, начисления рыночного сбора, документального оформления факта купли-продажи на оптовом рынке. Эти вопросы частично урегулированы 3аконом Украины "Об оптовых рынках сельскохозяйственной продукции" [10].

Государственная целевая программа создания оптовых рынков сельскохозяйственной продукции была утверждена постановлением Кабинета Министров Украины 03.06.2009 г. Она предусматривала проведение комплекса мероприятий, в частности, строительство 25 оптовых рынков (9 - в 2009 г., и 16 - в 2011 г.). Ожидалось, что они будут построены вблизи каждого областного центра, но постановлением Кабинета Министров Украины № 704 приостановлено выполнение программы создания оптовых рынков с целью оптимизации расходов государственного бюджета и сокращения количества государственных целевых программ.

Эта программа была направлена на совершенствование процесса реализации сельскохозяйственной продукции, более эффективное использование распределительной сети, предотвращение недобросовестной конкуренции, обеспечение требований к качеству и безопасности сельскохозяйственной продукции, определение условий и форм участия государства в создании и развитии сети оптовых рынков; создание современных, интегрированных в мировую систему оптовых рынков во всех регионах страны.

В настоящее время на Украине классических оптовых рынков нет, а фактически функционируют оптово-розничные рынки, потому что на всех рынках, получивших статус "оптовых", торгуют оптом и в розницу, и, соответственно, формируются две цены. Оптовые рынки, по действующему законодательству, выполняют несколько важных функций: формируют оптовые цены; участвуют в каналах распределения сельскохозяйственной продукции; предоставляют возможность минимизировать закупочные цены предприятиям розничной торговли. По этой причине на оптовых рынках должны действовать исключительно оптовые цены, которые должны быть рассчитаны только на оптовых покупателей. По нашему мнению, нужно формировать логистические объекты, вводить в эксплуатацию овощехранилища, развивать национальную сеть розничной торговли и всячески ее поддерживать. Также следует поддерживать и оптово-розничные рынки, где владельцами этих рынков должны быть отечественные сельхозпроизводители.

На рынке племенного скота Украины используется оптовая торговля в форме аукционной продажи. Однако при отсутствии отлаженного механизма реализации общий объем продажи крупного рогатого скота через аукционы незначителен. Для стимулирования продаж товарного скота через аукцион необходима соответствующая система экономико-правовых отношений по аукционной деятельности. Положение об организации и проведении аукционов живого скота и птицы регламентирует порядок организации и проведения аукционов живого скота (племенной, неплеменной продуктивный) и птицы (далее - скот и птица), определяет полномочия аукционного комитета и порядок оформления сделок купли-продажи.

Аукцион скота и птицы предоставляет услуги в виде проведения публичной продажи скота и птицы в указанное время и в установленном месте с возможностью предварительного осмотра товара. Аукцион проводится на специально построенных и оборудованных для этого площадках. Отбор, подготовка и транспортировка поголовья скота и птицы для последующей их продажи на аукционе должны осуществляться с соблюдением санитарных и ветеринарных норм согласно законодательству. Порядок проведения каждого аукциона определяется соответствующим регламентом, который разрабатывается и утверждается организаторами аукциона.

Для организации и проведения аукциона скота и птицы создается аукционный комитет (далее - Комитет). Председатель и персональный состав Комитета утверждаются на местном уровне соответственно Министерством агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым и главными управлениями сельского хозяйства и продовольствия областных, Управлением сельского хозяйства и продовольствия Севастопольской городской, управлениями (отделами) сельского хозяйства и продовольствия районных государственных администраций. Состав Комитета аукциона скота и птицы на общегосударственном уровне утверждается Министерством аграрной политики и продовольствия Украины. Комитет осуществляет общее руководство и несет ответственность за проведение аукциона. По инициативе Министерства аграрной политики и продовольствия Украины проведено несколько аукционов (племенных овец, крупного рогатого скота мясных пород и т.п.) и выставок. Однако активность таких мер может быть выше. Динамика абсолютных показателей развития рыночной инфраструктуры аграрного сектора Украины отражена в таблице 1.


Таблица 1

Динамика развития инфраструктуры аграрного рынка Украины в 2004-2012 годах



Субъекты рынка

Интервальный показатель на конец года, единиц

22004

22005

22006

22007

22008

22009

22010

22011

22012

Агроторговые дома

355

381

431

437

408

388

347

323

325

Аукционы живого скота и птицы

90

202

319

320

223

206

148

174

176

Выставки-ярмарки

720

1493

2500

2184

2345

2528

2024

2630

2632

Оптово-продовольственные рынки

276

559

805

865

877

863

892

902

902

Оптово-плодоовощные рынки

167

401

504

567

610

614

694

668

670

Кредитные объединения

154

219

312

367

417

425

478

510

511

Сельско-хозяйственные обслуживающие кооперативы

718

856

1037

1055

1127

1044

970

972

973

Заготовительные пункты

15903

20911

24840

24452

23610

22384

22362

21665

21670

Анализ статистических показателей таблицы показал, что количество агроторговых домов в 2012 г. составляет только 45,5% по сравнению с базовым 2004 годом, что свидетельствует о необходимости совершенствования законодательной базы, регулирующей их деятельность. Положительной динамикой характеризуется деятельность по организации выставок-ярмарок, что свидетельствует об интенсификации усилий сельскохозяйственных предприятий по продвижению товарной продукции на рынок.

Основными принципами формирования рыночной инфраструктуры аграрного сектора являются:

- Наличие эффективной системы логистического обеспечения, которая определяет взаимосвязи между субъектами хозяйствования и регулирует потоки товаров, услуг, финансов, рабочей силы и является обязательным условием успешного функционирования рынка;

- Важным принципом формирования инфраструктуры является принцип ее стабильности, который предусматривает не только надежное функционирование основных инфраструктурных элементов, но и ее законодательное обеспечение;

- Каждый элемент рыночной инфраструктуры должен отличаться четкой целевой направленностью на эффективное развитие экономики, гибкие условия рыночной среды, максимально удовлетворять потребности субъектов хозяйствования и соответствовать международным и государственным стандартам качества обслуживания, взаимодействия и управления;

- При формировании рыночной инфраструктуры необходимо учитывать возрастающую интеграцию отечественной экономики в мировые экономические структуры при обязательном соблюдении национальных интересов.

Анализ рыночной инфраструктуры аграрного сектора Украины выявил:

- Отсутствие длительных и стабильных связей;

- Отношения не основываются на подлинно контрактной основе;

- Деформированную структура спроса вследствие низкой платежеспособности населения;

- Большую раздробленность коммерческой сети;

- Отсутствие профессиональных оптовых продавцов;

- Отсутствие прозрачности расчетов;

- Высокий уровень риска коммерческих операций;

- Дефицит достоверной конъюнктурной информации о рынках продовольствия;

- Отсутствие системы ценового мониторинга;

- Доминирование неорганизованных мест продажи с примитивной инфраструктурой и антисанитарными условиями;

- Биржи не выполняют функцию индикатора ценообразования;

- Большую амплитуду колебания цен;

- Объемы реализации аграрной продукции на биржах непосредственно товаропроизводителями составляют очень малую часть.

В результате проведенных исследований инфраструктуры аграрного рынка Украины можно сделать следующие выводы:

1. На Украине постепенно формируется инфраструктура рынков основных видов аграрной продукции. В 2012 г. через Аграрную биржу было реализовано 1800000 тонн зерна (более 80% торговли зерновыми на внутреннем рынке). К положительным моментам работы биржи необходимо отнести расширение номенклатуры биржевых товаров. Однако биржевая торговля все еще не получила развития и охватывает исключительно сегмент внутреннего рынка, тогда как экспортные соглашения реализуются на других аккредитованных Министерством аграрной политики и продовольствия Украины биржах не на конкурентных началах.

2. Первоочередными для развития и внедрения определены следующие организационно-правовые формы аграрного рынка: аграрные биржи, оптовые рынки, агроторговые дома, аукционы, конкурсы, потребительская и обслуживающая кооперация.

3. Первые негативные уроки реформирования аграрного сектора экономики состоят в том, что сохранились элементы административно-командной системы, существуют отклонения от стандартов рыночных отношений, отсутствуют правовые средства защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей, недостаточный профессиональный уровень управленческих кадров на всех уровнях и отраслях агропромышленного комплекса.

4. После снятия моратория на право продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения и снятия ограничения приобретать земельные участки в собственность более 100 га, предполагается перейти от мелких к средним и крупным сельскохозяйственным предприятиям, в том числе и путем создания сельскохозяйственных производственных кооперативов с тем, чтобы создать условия для дальнейшего развития аграрного рынка и рыночной инфраструктуры.


Список использованной литературы и источников

  1. Латинін М. Державне регулювання розвитку аграрного сектора економіки України: дисертація доктора наук з державного управління: 25.00.02. – Х. : ХарРІ НАДУ, 2007. – 447 с.

  2. Сільське господарство України 2010. Статистичний збірник. - К., 2011. –384 с.

  3. Про товарну біржу: закон України від 10.12.1991 № 1956-ХІІ [Електронний ресурс] // Відомості Верховної Ради України (ВВР). 1992. – № 10. – С.140.

  4. Про зерно та ринок зерна в Україні: закон України від 04.07.2002 № 37 // Офіц. вісн. України. 2002. – № 31. – С. 1446.

  5. Про державну підтримку сільського господарства України: закон України від 24.06.2004 N 1877–IV // Відомості Верховної Ради України (ВВР). 2004. – № 49. – С. 527. - http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1877–15.

  6. Про створення Аграрної біржі: постанова Кабінету Міністрів України від 26.12.2005 № 1285. - http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1285-2005-%D0%BF .

  7. Про дозвільну систему у сфері господарської діяльності: закон України від 06.09.2005 № 2806-ІV // Відом. Верховної Ради України. 2005. – № 48. – С. 483.

  8. Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності: закон України від 05.04.2007 № 877-V // Відомості Верховної Ради України (ВВР). – 2007. – № 29. – С. 389. - http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/877-16.

  9. Про оптові продовольчі ринки: постанова Кабінету Міністрів України від 09.06.1999 № 997. - http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/997-99-%D0%BF.

  10. Про оптові ринки сільськогосподарської продукції: закон України від 25.06.2009 № 1561-VI // Відомості Верховної Ради України (ВВР). 2009. – № 51. – С. 755. - http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1561-17

  11. Про прискорення організації біржового сільськогосподарського ринку і: постанова Кабінету Міністрів України від 17.11.1995 № 916. - http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/916-95-%D0%BF.

  12. Майстро С. Державне регулювання аграрного ринку України в умовах глобалізації: дисертація доктора наук з державного управління 25.00.02. – Х. : ХарРІ НАДУ, 2009. – 481 с.

  13. Щербина С. Світова геоекономічна кон’юнктура та її вплив на торговельну політику держави: навч. матеріали до вивч. дисципліни “Торговельна політика”. – К.: НАДУ, 2010. – 48 с.

  14. Розпутенко І. Український Challenge. – К.: К.І.С., 2010. – 158 с.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница