Государственная поддержка технопарков как организационной формы развития инновационной сферы национальной экономики




Скачать 360.32 Kb.
Дата11.05.2016
Размер360.32 Kb.


На правах рукописи
Бильдина Ольга Васильевна
Государственная поддержка технопарков как организационной формы развития инновационной сферы национальной экономики

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(теория управления экономическими системами)
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва - 2007

Работа выполнена на кафедре предпринимательства Государственного университета управления


Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент

Макеева В.Г.

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Соколова Л.В.

кандидат экономических наук,

Апалькова Т.Г.


Ведущая организация: ГОУ ДПО «Межотраслевой институт

повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова»

Защита состоится «22» января 2008 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.049.02 в Государственном Университете Управления по адресу: 109542, Москва, Рязанский проспект д.99, зал заседаний Ученого Совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного Университета Управления, с авторефератом – на официальном сайте ГУУ: http://www.guu.ru
Автореферат разослан «21» декабря 2007 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент Н.В.Казанцева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время решение проблемы повышения эффективности функционирования экономики России тесно связано с ускоренным развитием инновационной сферы. Активизация инновационной деятельности способствует подъему и дальнейшему развитию экономики, ее технологической и социальной модернизации; при помощи инноваций создаются новые и расширяются действующие производства, появляются дополнительные рабочие места, обеспечивается освоение и выход на рынок новых товаров.

Современное состояние российской экономики характеризуется устареванием производственного аппарата, отставанием от передовых зарубежных стран в области технологического развития, снижением уровня научного потенциала и инновационной восприимчивости экономики.

Кризисная ситуация в экономике России может быть преодолена при условии создания национальной инновационной системы (НИС), что предполагает развитие таких организационных форм в инновационной сфере, которые будут способствовать эффективному использованию и наращиванию научно-технического потенциала страны. Задача создания НИС актуальна для всех стран и регионов, которые стремятся обеспечить устойчивое развитие и рост экономики.

Тенденции развития современной экономики обуславливают эволюцию форм организации инновационной сферы. Эффективными формами все больше становятся интегрированные образования, которые обеспечивают необходимое взаимодействие научно-технического и производственного потенциалов, ускорение инновационного процесса и повышение его результативности. К основным интегрированным образованиям относятся технопарки, которые при соответствующей системе управления и государственной поддержке способствуют эффективному воспроизводству инновационного потенциала страны. Опыт создания и функционирования технопарков в нашей стране и за рубежом подтверждает их ключевую роль в создании научно-технической базы для решения социально-экономических задач.

Признание государственной важности сохранения и поддержки технопарков как эффективных форм организации инновационной деятельности, на основе которых осуществляется стратегия стимулирования экономического роста, является одним из ключевых моментов перехода к инновационной экономике. В этой связи, необходим научно-обоснованный подход к оценке отечественной практики и использованию опыта экономически развитых стран в области разработки и реализации мер государственной поддержки деятельности технопарков.

Трансформация экономической системы России в процессе рыночных реформ привела к резкому снижению ее инновационной активности и потере потенциала развития технопарков. В России создание механизма государственной поддержки технопарков находится в начальной стадии. Принимаемые в настоящее время меры в этой области не носят системно-комплексного характера.

Актуальность темы обусловливается необходимостью создания комплексного механизма государственной поддержки технопарков и недостаточной разработанностью вопросов их поддержки в условиях рыночной экономики. В связи с этим, рассматриваемая проблема государственной поддержки технопарков в условиях решения задачи создания инновационной экономики является актуальной для России.

Степень разработанности проблемы. Теоретическую основу диссертации составили фундаментальные труды ученых: Анчишкина А.И., Кондратьева Н.Д., Яковца Ю.В., Яременко Ю.В., Друкера П., Кейнса Дж., Санто Б., Шумпетера Й., Менша Г., Фримена Х., Хегерстранда Т. и других.

В процессе исследования также использованы разработки по вопросам научно-технологического прогресса, современного экономического развития, управления развитием технопарков российских ученых: Авдулова А.Н., Виханского О.С., Глазьева С.Ю., Завлина П.Н., Кокурина Д.И., Кулькина А.М., Логвинова Л.Д., Львова Д.С., Москвина В.А., Наумова А.И., Поршнева А.Г., Румянцевой 3.П., Соколовой Л.В, Шукшунова В.Е., а также зарубежных - Тацуно Ш., Смайлора Р., Петере Л., Санмана X., Перрена Ж.С.

Однако до настоящего времени комплексного изучения проблем, связанных с формированием эффективного механизма государственной поддержки технопарков в современной экономике не проводилось.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретико- методических положений по формированию механизма государственной поддержки технопарков как эффективных форм развития инновационной сферы национальной экономики. Реализация цели исследования потребовала постановки ряда взаимосвязанных задач:


  • определение роли инновационной сферы в современном экономическом развитии; раскрытие сущности технопарков, как основных элементов инновационной инфраструктуры и их влияния на становление и развитие инновационной сферы национальной экономики;

  • выявление роли государства в развитии технопарков в условиях инновационной экономики и определение методологической базы механизма их государственной поддержки;

  • оценка зарубежного и отечественного опыта становления и развития технопарков и определение механизмов их государственной поддержки; выявление особенностей и проблем управления развитием технопарков РФ;

  • разработка концептуальных подходов к формированию механизма государственной поддержки технопарков в России;

  • разработка методических рекомендаций по комплексной оценке деятельности технопарков и эффективности их государственной поддержки.

Объектом диссертационного исследования являются технопарки как организационные формы развития инновационной сферы национальной экономики.

Предметом исследования является формирование механизма государственной поддержки технопарков в России.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные положения экономической теории, принципы системного анализа и диалектики. В процессе исследования использованы научные разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам функционирования технопарков, постановления Правительства и указы Президента РФ, нормативные акты Госдумы РФ, федеральные и региональные программы поддержки и развития субъектов инновационной инфраструктуры РФ, данные Госкомстата РФ, научные обзоры.

Научные результаты, полученные автором в ходе исследования и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

- раскрыта сущность технопарков как эффективной организационной формы развития особой среды научной деятельности и производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий, что позволило выявить место и роль технопарков в инновационной системе;

- обоснована необходимость усиления государственного управления технопарками в условиях инновационной экономики, выявлены его основные функции, что является методологической основой для формирования механизма государственной поддержки технопарков;

- систематизированы и раскрыты особенности развития и государственной поддержки отечественных и зарубежных технопарков, выявлены наиболее эффективные меры государственной поддержки в экономически развитых странах, которые целесообразно использовать в России с учетом ее национальных интересов, что позволит решить основные проблемы развития инновационной экономики;

- разработаны концептуальные основы формирования механизма государственной поддержки технопарков в России с определением задач, обоснованием основных структурных элементов, принципов (гибкости, комплексности, целевой ориентации, системности, приоритетности) и направлений развития;

- даны методические рекомендации по оценке бюджетной эффективности поддержки реализации проектов технопарков на основе расчета следующих количественных и количественных показателей;

- разработана эконометрическая модель оценки деятельности технопарков с использованием системы SPSS, позволяющая выявить взаимосвязь между их бальной оценкой и показателями функционирования (с определением ключевых); с применением рейтингового метода предложено ранжирование технопарков по группам развития, что позволило выявить основные тенденции и проблемы для каждой группы.

Теоретическая значимость работы заключается в развитии положений теории управления экономическими системами в области формирования концептуальных основ механизма государственной поддержки технопарков.

Практическая значимость работы заключается в том, что реализация содержащихся в ней предложений и рекомендаций будет способствовать повышению эффективности функционирования технопарков и ускоренному переходу экономики России на инновационный этап развития.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы органами государственного управления при формировании политики федерального и регионального значения в области организации инновационной сферы экономики, а также в учебном процессе при изучении следующих дисциплин: «Макроэкономика», «Инновационная политика страны», «Регулирование инновационного процесса».



Апробация диссертационной работы. Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались и обсуждались на 20-й и 22-й Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (ГУУ, Москва, 2006, 2007 г.), на 9, 10 и 11-й Международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления» (ГУУ, Москва, 2004, 2005, 2006 гг.).

Научно-практические рекомендации апробированы в ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр», ЗАО «ЛАборатория Новых Информационных Технологий».

По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом 1,65 п.л.

Структура работы. Работа объемом 198 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список включает 125 наименований. В тексте имеются 20 рисунков, 19 таблиц, 6 диаграмм.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее разработанности, сформулированы цели и задачи исследования, определен объект и предмет исследования.



В первой главе «Теоретико-методологические основы государственной поддержки технопарков как организационной формы развития инновационной экономики» рассмотрены основные теоретические положения, касающиеся вопросов развития национальной экономики на инновационной основе, дано определение инновационной сферы, а также рассмотрены такие понятия, связанные с ее изучением, как инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, субъекты и объекты инновационной деятельности, инновационный потенциал, инновационная инфраструктура, национальная инновационная система.

Под инновационной сферой в диссертации понимается сфера взаимодействующих между собой инноваторов, инвесторов, производителей и потребителей конкурентоспособных инноваций, обеспечивающих их создание и реализацию. В работе рассмотрены основные организационные формы инновационной сферы национальной экономики, в частности технопарки, развитию которых в последнее время стали уделять большое внимание на федеральном и региональном уровнях.

Исследование инновационной сферы предполагает рассмотрение таких понятий как национальная инновационная система и инновационная инфраструктура.

Под национальной инновационной системой (НИС) подразумевается совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в пределах национальных границ. НИС охватывает и подчиняет единой конечной цели все стадии инновационного процесса, согласовывая интересы и координируя деятельность всех участвующих предприятий и организаций. Задача создания таких систем актуальна для всех стран и регионов, которые стремятся обеспечить устойчивое развитие и рост экономики.

Инновационная инфраструктура как часть НИС рассматривается автором как совокупность организаций, фирм, объединений, охватывающих весь цикл осуществления инновационной деятельности (от генерации инновационных идей, их отработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции), объединяющей совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности. На рисунке 1 представлены основные элементы инновационной инфраструктуры. Технопарки как одна из форм организации инновационной сферы национальной экономики являются, по мнению автора, наиболее универсальным элементом инновационной инфраструктуры, в состав которого могут входить следующие элементы: центры коллективного пользования, центры трансфера технологий, венчурные фонды, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, учреждения бизнес-образования, сертификационные, лицензионные центры и другие.


ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ



СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ


Центры, способные дать экспертные заключения для производителей, инвесторов, страховых служб

Государственная система научно-технической информации, аналитические, статистические центры, информационные базы, сетевые СМИ, ресурсы структур поддержки малого бизнеса



Бюджетные, внебюджетные фонды, венчурные фонды, страховые организации, посевные и стартовые фонды; гарантийные структуры и фонды; бизнес-ангелы; торгово-промышленные палаты







ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ



СБЫТОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ


внешнеторговые объединения, специализированные посреднические фирмы; патентные агентства, центры трансфера технологий, консалтинговые фирмы, информационно-

аналитические центры, коучинг-центры;выставочные комплексы






Технопарки, инновационно-технологические центры, технико-внедренческие зоны, промышленные кластеры, центры коллективного пользования, бизнес-инкубаторы








ОБЪЕКТЫ СЕРТИФИКАЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И АККРЕДИТАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Сертификационные центры, аккредитационные организации; центры стандартизации, контроля качества, метрологии

учреждения бизнес-образования; центры подготовки кадров




Рисунок 1. Элементы инновационной инфраструктуры

На основе исследования понятийного аппарата раскрыта сущность и предложена авторская трактовка технопарка (ТП) как экономической категории, определены место и роль технопарков в инновационной инфраструктуре национальной инновационной системы, определены факторы, влияющие на их создание в современных условиях, выявлены основные критерии классификации, принципы функционирования данных структур, состав и функции основных компонентов и участников деятельности, система взаимодействия с внешней средой.



Автором были рассмотрены такие понятия, как «инкубатор бизнеса», «технологический парк», «технополис», «региональная агломерация», «регион науки», отражающие различные аспекты исследуемой структуры. Проведенный анализ различных типов технопарковых структур показывает многообразие этого феномена и его широкие возможности для развития инновационной деятельности. Технопарковые структуры различаются не только по составу структурно-функциональных элементов, а также по пространственно-территориальным границам (величине парка); стадиям цикла «исследование — производство»; основным результатам деятельности; сфере распространения влияния (табл.1).

Таблица 1

Основные критерии выделения моделей технопарковых структур

Формы технопарко-вых структур

Пространственно-территориаль-ные границы

Стадии цикла «исследование-производство»

Основные структурно-функциональ-ные элементы

Сфера влияния

Основные результаты деятельности

Инкубатор бизнеса (инновацион-ный центр)


Помещение, здание

ОКР, опытное производство


Начинающие наукоемкие фирмы и обслуживающие их компании

Определен-ный сегмент инновационного сектора экономики

Создание и поддержка малых наукоемких фирм

Технологи-ческий парк


Комплекс зданий, сооружений

НИОКР, опытное производство, мелкосерийное производство

Специализированные центры (зоны): исследовательская, производственная, обслуживающая; инкубатор бизнеса, инновационно-технологический центр

В зависи-мости от масштабов деятельности распростра-няется на отдельный район, город и за его пределы

Производство и распростране-ние инновацион-ной продукции

Технополис


Территориаль-ный комплекс на базе города

Фундаменталь-ные, прикладные исследования, НИОКР, опытное производство, серийное и массовое производство

Инновационные центры, инкубатор бизнеса, технопарк(и), инновационная инфраструктура

Город, администра-тивно-территориаль-ный район

Производство и распростране-ние инновацион-ной продукции

Региональная агломерация


Территориаль-ный комплекс на базе муниципаль-ных образований региона

Весь цикл «исследование – производство»


Технопарки, технополисы

Несколько муниципаль-ных образований

Крупносерий-ное производ-ство и сбыт инновационной продукции

Рассмотренная классификация (инкубатор бизнеса – технопарк – технополис - регион науки) построена на модульном принципе. Основным «модулем» в этой системе является собственно технопарк, т.е. вторая «ступень» классификации, поскольку в его составе присутствуют все необходимые и достаточные для возникновения анализируемой структуры элементы, представляющие науку, производство, сферу управления и финансы. На данном уровне в достаточной мере проявляются распределение ролей между вышеназванными компонентами, методы и формы их взаимодействия, специфические задачи каждого. Расширение масштабов компонентов естественным образом приведут к технополису, а затем и к региону науки; так же как и отсутствие какого-либо компонента – к инкубатору бизнеса. В связи с этим, технопарк выбран в качестве универсальной научно-технопарковой структуры.

По-нашему мнению, технопарк представляет собой территориальный научно-исследовательский и производственный комплекс, включающий в себя инновационные предприятия и обслуживающую их инновационную инфраструктуру, в рамках которого осуществляется эффективная деятельность в области фундаментальных, прикладных исследований и опытно-конструкторских работ и устойчивое функционирование системы производственного освоения научных достижений с целью выпуска высокотехнологичной продукции на основе формирования особой инновационной среды.

Структурными компонентами технопарка являются научно-исследовательский институт и (или) высшее учебное заведение с кадровым потенциалом, инкубатор бизнеса, инновационные предприятия, преобразующие научные разработки в наукоемкую продукцию, управленческие подразделения, а также посреднические фирмы. Типовая модель технопарка отображена на рисунке 2.

Рис.2. Схема функционирования технопарка и его связей с внешней средой

Автором обоснована ведущая роль технопарков в ускорении научно-технологического развития и реализации имеющегося научного потенциала национальной экономики на основе исследования главных целей (ускорение НТП в стране и создание научного задела; развитие экономической и технологической базы региона; интеграция науки, образования и производства), поставленных задач перед технопарками и выполняемых ими функций (рис.3). Эффективное управление развитием технопарков имеет особую значимость для активизации инновационной деятельности и преодоления отставания научно-технологического и производственного потенциалов России от потенциалов промышленно-развитых стран.


Основные функции технопарка



Рис.3. Основные функции технопарков

Социально-экономическая значимость и эффективность технопарков как инструмента создания наукоемкого сектора экономики, ее реструктуризации и диверсификации представлена на рисунке 4.




Социально-экономическая значимость и эффективность технопарков







- развитие наукоемкого производства и распространение новых технологий;

- подъем экономически отсталых регионов;





- появление новых урбанизированных поселений и научно-технологических

агломераций;



  • интернационализация экономик;

- рост занятости населения и увеличение прослойки работников умственного труда;

- формирование социальной инфраструктуры повышения качества жизни;

- экономическая эффективность фирм-клиентов технопарков




Рис.4. Социально-экономическая значимость и эффективность технопарков

Признание государственной важности сохранения и поддержки технопарков как эффективных форм организации инновационной деятельности, определяется тем, что они преследуют стратегические, долговременные цели преобразования регионов и страны в целом на основе новых отраслей промышленности, ускорения практической отдачи от НИОКР через сектор частного предпринимательства. На наш взгляд, они должны создаваться при обязательном участии органов власти и управления (центральных, региональных). От последних во многом зависит успех деятельности технопарков. Развитие механизма поддержки технопарков со стороны государства является одной из наиболее актуальных проблем на современном этапе.

В диссертации определены методологические основы механизма государственной поддержки технопарков, который рассматривается как процесс разработки и реализации органами государственной власти системы мер (организационных, правовых, экономических, финансово-кредитных, социально-психологических), направленных на стимулирование и развитие технопарков, укрепление их материально-технической и финансово-экономической базы, создание благоприятных условий для их становления, роста и нормального функционирования (рис. 5).

Эффективное сочетание различных мер государственной поддержки технопарков должно способствовать формированию стимулов для их саморазвития и улучшения конкурентоспособности с учетом географических, исторических, отраслевых, национальных особенностей, повышению доли инновационной продукции в составе ВВП, интеграции научно-технической деятельности и образования; стимулированию деловой активности в инновационной деятельности.



Рис.5. Меры государственной поддержки технопарков

Формирование механизма государственной поддержки технопарков связано с реализацией основных функций государственного управления данными структурами: планированием, организацией, стимулированием и контролем их деятельности.



Во второй главе диссертационной работы «Анализ функционирования технопарков и формирования механизма их государственной поддержки в России и за рубежом» рассмотрены основные тенденции развития технопарков в экономически развитых странах с определением их типовых характеристик, предложена сравнительная модель развития технопарков в различных странах (таблица 2), выявлены особенности их государственной поддержки.

Таблица 2

Модели технопарков в экономически развитых странах


Основные характерис-тики

 Американская  модель 

Смешанная модель 

 Японская  модель 

Цели создания

Коммерциализация науки, расширение мирового влияния

Структурная перестройка экономики отдельных регионов

Стремление к

мировому лидерству



Основные участники

Университеты, частные фирмы и банки, частично - государство

Государство, местные власти, частные фирмы, университеты

Факторы успеха

Высокий научный уровень исследований в университетах, эффективная инфраструктура; творческая инициатива,дух предпринимательства

Высокая динамика рынка новых товаров, высокий уровень распространения информации, сеть малых и средних фирм

Специали-зация

Микроэлектроника, военные технологии, биотехнология,

аэрокосмическая техника, ядерные исследования, охрана

окружающей среды


Робототехника, керамика, мехатро-ника, оптика, освоение ресурсов моря

Особенности

Военная направленность исследования, зрелость структуры и отлаженность механизмов функционирования

Тщательное планирование, ориентация на решение региональных проблем

Примеры

Силиконовая долина (Пало Альто, Калифорния), Шоссе 128 (Бостон), Долина бионики (Юта), Аллея роботов (Флорида), Спутниковая аллея (Мэриленд). Всего от 130 до 300 парков и технополисов

София-Антиполис (Ницца, Франция), Силиконовый Глен (Шотландия), «Изар-Вэлли» (Мюнхен, Германия), «Иннопол-ли» (Хельсинки, Финляндия), Бари (Италия). Всего — более 200 парков и технополисов

Уцуномия (Уцуномия), Киби-Когэн (Окаяма), Силиконовый остров (о. Кюсю). Всего 25 технополисов



При анализе зарубежного опыта создания и развития технопарков особое внимание уделено тем странам (Япония, США, Франция, Китай), которые добились значительных результатов в интенсификации внедрения научных достижений. В результате сделан вывод о том, что экономически развитые государства уделяют развитию технопарков большое внимание ввиду того, что их деятельности способствует превращению результатов научно-технических работ в новые конкурентоспособные товары, услуги, подготовке кадров для инновационной деятельности, созданию малых, средних инновационных предприятий, сокращению инновационного цикла от идеи до товара. Так, в США наблюдается практика взаимодействия научно-исследовательского и производственного потенциала на основе государственных контрактов. Помимо этого, ведущим звеньям технопарков – университетам Гарварда, Стэндфорда и Массачусетса, оказывается значительная государственная финансовая и организационно-техническая поддержка. Наиболее перспективным технопаркам США предоставляются всевозможные виды поддержки в проведении НИОКР, обучении и переквалификации персонала, участии в конкурсах на получение государственных контрактов, приобретении оборудования для научных исследований и разработок, предоставляются различные виды налоговых льгот.

Анализ опыта Японии в области создания и управления развитием технопарков выявил тот факт, что концепция их формирования основана на американском опыте, однако имеются и свои особенности, в частности значимость системы образования (менее активна роль университетов), централизованное управление Министерством внешней торговли и промышленности, влияние национальных традиций, недостаточное использование венчурного капитала. Эффективность осуществления государственной поддержки технопарков Японии может быть продемонстрирована на примере «города науки» Цукуба, являющегося центром фундаментальных исследований и создание которого было осуществлено за счет государственных средств. Успешно функционируют технополисы, в строительстве которых главную роль сыграли местные власти и частный капитал. Также по инициативе правительства созданы 28 технопарковых комплексов (исследовательские «стержни»). Технопарковые структуры Японии, безусловно, повысили конкурентные преимущества страны и обеспечили инновационно-технологический прорыв экономики.

Представляет интерес практика управления развитием технопарков в Китае, где существенную роль также играет государство, обеспечивая соответствующие благоприятные условия. Оказывается существенная правительственная поддержка в области налогового стимулирования: вновь созданные инновационные компании освобождаются о уплаты налогов на два года; предприятия, использующие перспективные разработки, выплачивают подоходный налог 15% от его величины, экспортноориентированные фирмы - 10 % и т.д. В результате общегосударственной научно-промышленной программы "Факел", ориентированной на активизацию инновационной деятельности, за 10 лет в Китае учреждено 2500 высокотехнологичных предприятий, освоено около 4000 видов наукоемкой продукции.

На рисунке 6 представлены основные формы государственной поддержки технопарков в экономически развитых странах. Следует отметить использование в зарубежном опыте смешанных источников финансирования (при первоначальном стимулировании технопарков центральным правительством), координацию и согласованность действий органов власти различного уровня, налоговые и таможенные преференции, усиление программно-целевого управления.




Основные формы государственной поддержки технопарков (ТП)

в экономически развитых странах










Таможенные преференции для организаций технопарка

Иные меры стимулирования предприятий в инновационной сфере деятельности и инвесторов

Земельные участки ТП предоставляются как на праве собственности, так и в аренду

Налоговое стимулирование деятельности малых инновационных предприятий ТП















Рис.6. Основные формы государственной поддержки технопарков в экономически развитых странах.

На основе анализа опыта зарубежных стран в области государственной поддержки технопарков сделан вывод о том, что их позитивный опыт может быть использован применительно к развитию технопарков в России с учетом национальных особенностей и интересов.

На основе проведенного в диссертации анализа развития отечественных технопарков, выявлена динамика их роста (рис.7), даны основные характеристики, определены основные результаты их деятельности, особенности развития.



Рис. 7. Динамика создания российских технопарков

Сегодня объем выпускаемой продукции и услуг, предоставляемых населению малыми фирмами отечественных технопарков, весьма скромный. 22 наиболее развитых технопарка обеспечивают годовой объем продукции в 5,5 млрд. руб. При этом главная доля приходится на 6 из них (рис.8).





Рис. 8. Объем выпускаемой продукции и услуг, предоставляемых населению малыми фирмами технопарков

Особое внимание уделено рассмотрению общего уровня развития инновационной сферы в условиях реформируемой экономики России, определивший во многом отрицательные тенденции в области деятельности технопарков, в частности, внутренняя и внешняя эмиграция научных кадров, значительное снижение уровня малого инновационного бизнеса, резкое сокращение финансирования НИОКР и т.д.



Анализ существующих элементов государственной поддержки технопарков в России, позволил выявить основные проблемы государственного управления технопарками на современном этапе (Таблица 3), решение которых, по-нашему мнению, обеспечит их эффективное развитие. На основании данного анализа был сделан вывод о том, что процесс развития технопарков осуществляется в настоящее время в значительной мере бессистемно и пробивает себе дорогу через множество экономических, финансовых, организационных и иных сложностей.

Таблица 3

Ключевые проблемы управления развитием технопарков в России


Проблемы планирования развития

Проблемы организации деятельности

Проблемы мотивации деятельности

Проблемы государственного контроля

Отсутствие единого понятийного аппарата технопарков

Несовершенная система нормативно-правового и методического обеспечения формирования и развития технопарков

Несовершенная система стимулирования труда работников (низкий уровень оплаты труда; эмиграция (внутренняя и внешняя) высококвалифицированных кадров

Отсутствие систематического проведения мониторинга технопарков с целью выявления соответствия поставленным целям, задачам

Недостаточно обоснованный выбор приоритетов целей, задач и функций технопарков

Отсутствие системности во взаимодействии федеральных и региональных органов управления

Занижение статуса и престижа ученых, несовершенная система получения и сохранения авторского права

Неэффективная система контроля за использованием инновационных ресурсов технопарков, имеющих государственное значение

Отсутствие стратегического планирования (формирование плана долгосрочных действий осуществляется без учета качественных изменений макросреды)

Несовершенная система доступа к информационно-технологическим ресурсам

Отсутствие условий и стимулов для технического и технологического обновления производства

Несовершенная методическая база оценки эффективности деятельности технопарков

Недостаточная оценка роли и народнохозяйственной значимости технопарков

Отсутствие организационно-экономических условий для повышения конкуренто-способности и внедрения в практику инновационной продукции

Неэффективная система финансирования фундаментальных и прикладных исследований

Отсутствие системы оценки результативности проектов технопарков, софинансируемых за счет бюджета
Проведенная во второй главе диссертации оценка элементов государственной поддержки технопарков России показала, что создание данного механизма находится в начальной стадии. Принимаемые меры в этой области не носят системно-комплексного характера. В связи с этим, рассматриваемая проблема государственной поддержки технопарков в условиях решения задачи создания инновационной экономики является актуальной для России.

Наличие проблем по планированию, организации, мотивации и контролю деятельности существующих и вновь создаваемых технопарков вызывает необходимость: - принятия единого понятийного аппарата данных структур; - соблюдения принципов управления развитием; - совершенствования методической базы оценки их эффективности; - улучшения организационно-экономических условий создания технопарков; - совершенствования законодательной и нормативной базы развития; - поднятия статуса ученых; - приоритетного финансирования фундаментальных и прикладных исследований технопарков; - создания преференциального режима функционирования.



В рамках третьей главы«Формирование механизма государственной поддержки технопарков России», разработаны концептуальные положения по созданию механизма государственной поддержки технопарков, определены основные задачи, структурные элементы, принципы и направления развития; даны методические рекомендации по оценке эффективности деятельности технопарков и мер их государственной поддержки.

Необходимость усиления государственной поддержки технопарков обусловлена их значимостью для национальной экономики и проблемами развития, обострившимися в ходе рыночных преобразований.

Основная цель государственной поддержки заключается в создании эффективного механизма, обеспечивающего максимальную результативность технопарков и способствующего развитию инновационной сферы национальной экономики.

Исходя из поставленной цели, формирование механизма государственной поддержки технопарков, по мнению автора, должно быть ориентировано на интеграцию науки, образования и производства; концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития; правовую защиту интеллектуальной собственности технопарков; стимулирование творческой активности персонала, развитие международного научного сотрудничества. Следует обеспечить в рамках национальной инновационной системы взаимодействие технопарков с другими организационными формами, оказывающим на них влияние.

По-нашему мнению, основные задачи механизма поддержки технопарков состоят в следующем (рис.9): - формирование институциональных и нормативно-правовых условий для эффективного развития технопарков; - развитие системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного бизнеса; - сохранение и развитие научно-технологического потенциала технопарков; - обеспечение благоприятных экономических условий для активизации наукоемких производств технопарков; - координация действий федеральных органов исполнительной власти и власти субъектов РФ.

В основе разработанной концепции лежит совокупность принципов, которые должны быть реализованы при формировании механизма государственной поддержки технопарков, в их числе: принцип приоритетности (концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития); системности (целостность механизма поддержки); реалистичности (модель технопарков должна создаваться, исходя из оценки уровня развития экономики страны, национальных интересов); принцип адаптивности (адаптация технопарков к динамично изменяющимся условиям внешней и внутренней среды); комплексного стимулирования (совокупное использование правовых, организационных, экономических и финансовых инструментов воздействия); гибкости (разнообразие форм и методов поддержки); долгосрочной ориентации (механизм поддержки должен носить не ситуационный характер, а основываться на анализе тенденций, процессов и реальных стратегий развития экономики России). Выявленные задачи механизма государственной поддержки технопарков позволили автору дать практические рекомендации по совершенствованию планирования, организации, мотивации и контроля их деятельности (рис.9).

Создание эффективного механизма государственной поддержки технопарков предполагает, по мнению автора, реализацию следующих мер:


  • правовая конкретизация роли технопарков в научно-образовательном и инновационном комплексах Российской Федерации. Следует уточнить порядок создания в них научно-образовательных структур, утверждения программ их развития и реализации мер государственной поддержки.

  • разработка и принятие федерального закона, регулирующего деятельность технопарков. В законе, на наш взгляд, должны отражаться типология форм технопарков c их интегральной характеристикой, критерии работы данных структур, специфика бюджетного финансирования научных исследований, принципы регулирования научной деятельности технопарков;

  • по финансово-экономической поддержке (прямое бюджетное безвозмездное финансирование технопарков, расширение системы фондов, обеспечивающих конкурсное грантовое финансирование, освобождение от таможенных тарифов на ввозимое оборудование, предоставление изобретателям и малым инновационным фирмам беспроцентных банковских ссуд, снижение государственных патентных пошлин, создание резервных фондов и страхование инновационных рисков, налоговое стимулирование);

разработку нормативно-правовых процедур передачи имущественных комплексов технопаркам в ходе приватизации государственного имущества;



  • кадровая поддержка (предоставление научным работникам, высококвалифицированным специалистам социальных пакетов с перечнем льгот);

  • информационное обеспечение (создание системы учета результатов деятельности технопарков и соответствующей системы пропаганды их научных достижений);

  • мониторинг создания и развития технопарков на региональном уровне.

Для обеспечения эффективной ресурсной поддержки деятельности технопарков со стороны государства необходимо прежде всего сформировать государственный научно-технологический сектор и определить порядок финансирования инновационных программ и проектов из средств федерального бюджета.

С целью оценки эффективности реализуемых мер государственной поддержки разработаны методические рекомендации по оценке бюджетной эффективности планируемых и реализуемых на базе технопарков инновационных проектов. Автором предложен двухэтапный порядок расчета эффективности, в соответствии с которым на первом этапе разработки проекта его эффективность оценивается в целом, без учета схемы финансирования. На следующем этапе, после определения схемы финансирования проекта, оценивается его эффективность для каждого участника в отдельности, в том числе и для государства (рис. 10).

В основу концептуальной схемы оценки эффективности проекта технопарка должны быть положены следующие принципы: - системности и комплексности; - непрерывности; - принцип положительности и максимума эффекта; - учет фактора времени; - учет всех наиболее существенных последствий проекта; - учет влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

При формировании системы показателей оценки бюджетной эффективности реализации проектов технопарка следует расчитывать количественные (сумма вложенных бюджетных средств в проект; сумма налоговых отчислений технопарка в бюджет) и качественные показатели (бюджетный эффект; коммерческий эффект и социальный эффект).

Показатели бюджетной эффективности планируемых и реализуемых инновационных проектов и предоставляемых государственных гарантий рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние организации и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе: - прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации проекта; - изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации проекта; - выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных).

Рис.10. Методика оценки эффективности инновационных проектов технопарка.

Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в зависимости от конкретных условий.

В основе оценки бюджетной эффективности лежит расчет приведенной стоимости баланса налоговых поступлений в бюджеты соответствующих уровней от реализации проекта технопарка и средств, направляемых из бюджетов на поддержку инвестиционного проекта.

ЧДД= где: (1)

T - суммарная продолжительность жизненного цикла проекта в годах, включая строительство объекта и эксплуатацию основного технологического оборудования;

P - ежегодная разность выплат и поступлений в бюджет;

t - годы реализации проекта (t = 1, 2, 3...);

d – ставка дисконтирования с учетом инфляции и риска проекта.

Ставка дисконтирования () без учета риска проекта определяется по следующей формуле:



(2)

где r - ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ;

i - темп инфляции на текущий год, объявленный Правительством РФ.

В качестве дополнительной формы при оценке бюджетной эффективности государственных гарантий рекомендуется определять индекс доходности государственной гарантии (ИДГ) – отношение бюджетного эффекта к величине гарантии.

На основе предложенных автором методических рекомендаций были получены следующие количественные и качественные показатели эффективности бюджетных средств проекта технопарка МИЭТ:

- сумма вложенных бюджетных средств – 250 млн.руб.;

- сумма налоговых отчислений технопарка в бюджет в рамках реализации проекта – 1,1 млрд.руб.;

- прирост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней в расчете на одного работающего 385 тыс.руб.;

- бюджетный эффект проекта – 4,4; -коммерческий эффект (при объеме реализации инновационной продукции 7 млрд.руб.) составил 28,1;

- социальный эффект (при количестве новых рабочих мест, созданных при реализации проекта технопарка - 430) составит 1,72.

В связи с отсутствием у федеральных и региональных органов управления и власти необходимых средств для одновременной поддержки большого количества технопарков приемлемой становится стратегия селективного развития, основанная на тщательном отборе самых перспективных технопарков.

Действенным инструментом оценки и элементом контроля, по-нашему мнению, является система аккредитации технопарков, которая должна поддерживаться федеральными, региональными и местными органами управления. Отсутствие системы аккредитации технопарков, позволяющей классифицировать существующее разнообразие данных структур по направлениям деятельности и организационно-правовой форме, не способствует их четкому взаимодействию, созданию скоординированной инновационной политики.

Под аккредитацией в диссертации понимается признание организации в качестве инновационного технопарка, подтвержденное свидетельством об аккредитации. По нашему мнению, наиболее эффективной и достоверной является государственно-общественная форма аккредитации. В результате такой аккредитации технопарк может получить определенные льготы и поддержку от государства. Аккредитацию необходимо осуществлять на добровольной основе с компенсацией затрат на ее проведение.

Степень эффективности технопарка должна выражаться системой показателей, позволяющей всесторонне оценить результат деятельности технопарка и выявить оптимальное распределение его ресурсов.

В диссертации была разработана эконометрическая модель оценки деятельности технопарков (1) с использованием системы SPSS, которая позволила выявить взаимосвязь между бальной оценкой деятельности технопарков и показателями их функционирования.

y=1,086 + 0,177*x1 + 0,080*x12 + 0,254*x2 + 0,175*x6 + 0,201*x3 (3)

По результатам расчетов сделан вывод о том, что для оценки с использованием уравнения множественной линейной регрессии решающую роль играют пять показателей: 1) доля инновационной продукции фирм технопарка - x1; 2) общее количество малых и средних предприятий в составе технопарка - x12; 3) объем реализованной продукции и услуг фирм технопарка - x2; 4) участие профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза в производственной деятельности технопарка - x6; 5) отработанность механизмов коммерциализации научных знаний и передовых технологий - x3.

Применение данного метода в оценке деятельности технопарков позволяет: существенно сократить количество параметров оценки - показателей деятельности, сохраняя при этом точность результата (итоговая бальная оценка); исключить необходимость работы экспертов при определении весовых коэффициентов по каждому показателю функционирования технопарка. В итоге значительно сокращается период системного анализа в процессе аккредитации.

В ходе работы выявлено, что на базе полученных показателей можно получить достоверную оценку деятельности технопарков и произвести их ранжирование с применением рейтингового метода по трем группам развития: технопарки-лидеры; технопарки среднего уровня развития; начинающие технопарки. Предложенная методика позволяет с учетом специфики региона и уровня развития технопарка выявить основные проблемы и сформулировать предложения по поддержке технопарка той или иной группы.



В Заключении диссертационного исследования сформулированы полученные автором выводы и предложения, имеющие теоретическое и практическое значение для формирования механизма государственной поддержки технопарков в России.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях.
Публикации в изданиях, содержащихся в Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованном ВАК РФ:

  1. Механизм государственной поддержки технопарков России // «Предпринимательство» -2007. -№5. – 0,25 п.л.

  2. Роль технопарков в процессе коммерциализации технологических инноваций // «Интеграл» - 2007. - №4. г. – 0,3 п.л.


Публикации в других изданиях:

  1. Университеты как источник новых технологий (Научный парк МГУ) // Материалы 9-й международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2004». Вып. 1. – М.: ГУУ, 2004. – 0,3 п.л.

  2. Роль Ассоциации «Технопарк» в развитии инновационной деятельности страны // Материалы 20-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления – 2005». Вып. 3. – М.: ГУУ, 2005. – 0,2 п.л.

  3. Особые экономические зоны (ОЭЗ) и перспективы их развития в России // Материалы 11-й международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2006». Вып. 1. – М.: ГУУ, 2006. – 0,4 п.л.

  4. Роль государства в развитии технопарков России // Материалы 22-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления – 2007». Вып. 3. – М.: ГУУ, 2007г. – 0,2 п.л.







База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница