Горно-алтайск




страница1/9
Дата24.04.2016
Размер2.59 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ГОРНО-АЛТАЙСК

2004

ББК 65.01

Т-81

УДК 330
Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГАГУ
Третьякова О.Н., Тюхтенева Р.Т. Основы экономической теории: Учебное пособие. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. -


Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по экономической теории (вводный курс). Книга предназначена студентам, обучающимся не экономическим специальностям, а также студентам экономического факультета по вводному курсу экономики.
Рецензенты - Бортникова Т.В., к.э.н., доцент кафедры экономи-

ки труда и управления персоналом АГУ.

- Шарабура В.Д. к.э.н., доцент кафедры экономиче

кой теории и национальной экономики ГАГУ.


© Горно-Алтайский государственный университет, 2004


Предисловие

Настоящее учебное пособие представляет собой переработанное и дополненное издание «Основ экономической теории» под авторством О.Н. Третьяковой. Необходимость переиздания обусловлена введением Государственного образовательного стандарта нового поколения. Кроме этого, пособие дополнено теми наработками, которые появились в процессе преподавания экономики за последние годы. Предлагаемое учебное пособие написано на основе программы по экономике для не экономистов, одобренной кафедрой экономической теории и национальной экономики.

Сегодня в России издано много учебников и учебных пособий как зарубежных, так и отечественных авторов. По охвату и глубине рассматриваемых экономических проблем они в основном предназначены для студентов экономических факультетов, а при изучении некоторых вопросов предусматривают наличие какого-то минимума экономических знаний.

Целью написания данного пособия является оказание помощи студентам, не имеющим первоначальной экономической подготовки, создать научно осмысленную, единую картину взаимосвязанных многообразных экономических процессов. Имеющаяся в учебном пособии научная информация отражает обязательный минимум содержания профессиональной программы по экономике для неэкономических факультетов.

Практика преподавания показывает, что учебное пособие так же может быть использовано студентами, являющимися будущими экономистами, в процессе обучения вводного курса экономики, предшествующего базовым курсам микроэкономики и макроэкономики.

Достоинствами учебного пособия является то, что по отдельным проблемам экономики, которые менее освещены в учебниках западной экономической теории, изданных в настоящее время в России, дается более широкое представление изучаемых вопросов.



РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема экономического выбора

Человек в повседневной жизни нуждается в самых разнообразных товарах и услугах: жилье, еда, одежда, медицинское обслуживание и т.д. Нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах, называ­ют потребностями. Наличие потребностей побуждает людей к активной деятельности, к достижению определенного уровня благосостояния. Именно удовлетворение потребностей является побудительной силой таких экономических процессов, как производство, накопление, инновации, предпринимательство. Человеческие потребности включают не только индивидуальные нуж­ды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства.

Количество видов благ, товаров, услуг, потребность в которых испытывают люди, исчисляется миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновре­менном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это явление может быть названо законом возвышения потребностей. Возвышение, а не увеличение означает не только количественный рост, а качественное изменение потребностей людей.

Наглядно демонстрирует данный закон пирамида Маслоу, которая представляет собой структуру личных потребностей человека. Пирамида Маслоу показывает возрастание потребностей человека при переходе от одного уровня к другому, а также очередность удовлетворения потребностей. На иерархической лестнице потребностей на самой низшей ступени находятся физиологические потребности, на самой высшей ступени - потребности в самореализации. Тем самым подчеркивается социальный характер нужд человека.




Потребности, являясь движущей силой производственной деятельности, могут быть удовлетворены при помощи благ. Благо это предметы материального мира и духовные ценности, способные удовлетворить наши потребности. Все блага делятся на свободные и экономические. Свободные блага это блага, которые не обладают относительной редкостью на данном этапе развития общества и экономических отношений. Примерами свободных благ могут быть воздух, вода в реке, лесная поляна и т.д. В современном мире все это находится в свободном доступе для людей. У этих благ нет рыночной цены. Они не продаются и не покупаются. Однако в будущем эти блага могут стать редкими относительно потребностей. В этом случае они станут объектом собственности и предметом купли продажи. Экономические блага это вещи, которые обладают относительной редкостью. Потребность в них больше, чем возможность предоставить и (или) произвести. Экономические блага являются объектом собственности. По их поводу возникают отношения собственности. Они обладают ценой, и мы можем их называть товаром или услугой. При их производстве, как правило, возникают экономические издержки. Примерами экономических благ могут служить: продукты питания, автомобили, книги, услуги образования и т.д. Экономические блага по количеству потребителей делятся на частные (индивидуальные) и общественные. Частные блага потребляются индивидуумом, который платит за него, в зависимости от того, какую пользу оно ему приносит. Таким образом, для человека важное значение имеет цена товара или услуги. Если индивидуум потребляет частное благо, то автоматически другие члены общества лишаются возможности потребить его. Примерами частных благ являются ваши личные вещи, жилье, услуги парикмахерской и т.д. Общественное благо это благо, которое потребляется коллективно. Чаще всего общественное благо существует в форме услуг. Примерами общественных услуг могут быть: обеспечение внутреннего порядка в государстве, национальная безопасность, благоустройство населенных пунктов, маяки в море и т.д. Если человек потребляет общественное благо, то другие люди могут потребить его в том же количестве. Количество потребляемых общественных благ не зависит от размера оплаты. Поэтому общественные блага порождают проблему «безбилетника», которая выражается в том, что люди стараются не оплачивать потребление общественных благ. По этой причине общественные блага производятся правительством, а не коммерческими фирмами. Оплата общественных благ производится через систему налогообложения.

Для производства экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсами называются блага второго порядка, которые не удовлетворяют потребности человека, а могут быть использованы для производства конечных товаров и услуг. Ресурсами являются металл, участок земли, электроэнергия, ткань, рабочая сила и многое другое. Все ресурсы обладают фундаментальным свойством – ограниченностью. Ограниченность ресурсов носит относительный характер. Ресурсов не хватает не потому, что на нашей планете ограничено количество топлива, минералов, воды, лесов, земли и т.д. Относительный характер ресурсов проявляется вместе с безграничностью потребностей. Образно можно сказать, что потребности увеличиваются в геометрической прогрессии, а ресурсы в арифметической прогрессии. Например, человечество изобретает все новые виды энергии, а потребность в ней не позволяет избавиться от ее дефицита. Наряду с относительной ограниченностью ресурсов существует и абсолютная (или физическая). Действительно, большинство природных ресурсов не возобновляемы, т.е. исчерпаемы.

Ресурсы, участвующие в процессе производства, называются факторами производства. Многообразные факторы производства можно сгруппировать. Таким образом, выделяем пять факторов производства: труд, капитал, земля, информация, предпринимательские способности. Любой процесс производства (добыча нефти, выпуск автомобилей, предоставление бытовых услуг и т.д.) возможен при наличии всех факторов производства. Владельцы факторов производства получают доход. Размер дохода зависит от производительности ресурса, его редкости, спроса на конечный результат производства. Рассмотрим особенности каждого фактора производства.

Труд – это физические и интеллектуальные способности человека, участвующего в процессе производства. Производительность труда во многом зависит от условий жизни человека. Поэтому труд рассматривается не только как экономическая, но и социальная категория. Владелец труда получает доход в виде заработной платы.

Капитал – это результат труда, способный к самовозрастанию стоимости. Капитал это ресурс участвующий длительное время в процессе производства. Владелец капитала получает доход в виде ссудного процента.

Земля это фактор производства, который, с одной стороны представляет природные ресурсы, с другой стороны, для экономики он важен как пространственный ресурс. Владелец земли получает доход в виде земельной ренты.

Информация это ресурс, который участвует в процессе производства в виде знаний о технологии, управлении и организации, рыночной среде и т.д. Владелец информации получает доход в виде информационной ренты.

Под предпринимательскими способностями понимается способность создавать на основе открытий в области техники, технологии, управления новые производства, вкладывать капитал и развивать разные сферы экономической деятельности.

Выделяются четыре функции предпринимателя:

1) проявление инициативы в соединении всех факторов производства в единый процесс производства;

2) принятие стратегических решений по определению основных направлений деятельности предприятия;

3) новаторство - внедрение на коммерческой основе новых продуктов, технологий, методов организации бизнеса;

4) риск потери вложенного капитала, времени, труда, деловой репутации вследствие неопределенности развития рынка.

Предпринимательские способности можно развить. Доходом предпринимателя является прибыль.

Более подробно о трех основных факторах производства (труд земля капитал) можно ознакомиться в главе ---

1.2. Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей
Вследствие редкости ресурсов человеку всегда надо выбирать, какие именно продукты следует производить, так как одни и те же ресурсы могут быть использованы при производстве разных продуктов. Производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар.

Для простоты представим гипотетическую экономику, в которой производится лишь два вида продуктов труда, например, продукты питания и автомобили. Каждому возможному уровню объемов производства продуктов питания соответствует определенное количество автомобилей.


Таблица 1.1

Объемы производства продуктов питания и количества автомобилей, осуществляемых в гипотетической экономике (единиц)




Объемы производства продуктов питания

Количество автомобилей, производимых в экономике

Альтернативная стоимость автомобилей в ед. продуктов питания

700

0

-

690

1

10

670

2

20

630

3

40

580

4

50

500

5

80

400

6

100

280

7

120

0

8

280

Так, при максимальном объеме производства продуктов питания равном 700 единиц все экономические ресурсы общества будут направлены только на производство продуктов питания, значит, количество автомобилей будет равно 0. И наоборот, если все ресурсы экономики направить на производство автомобилей, то количество произведенных автомобилей будет иметь максимальное значение 8 единиц, а объемы производства продуктов питания будут равны 0. Соответственно, при снижении максимальных значений количества продовольствия с 700 единиц до 690 единиц высвобождающиеся экономические ресурсы направляются на производство автомобиле в количестве 1 единицы. При изображении на графике значений объемов производства продуктов питания при соответствующих им значениях количества автомобилей и соединении этих точек появляется кривая линия, которая называется границей производственных возможностей (см. рис.1.2).


Рис.1.2. Граница производственных возможностей


Граница производственных возможностей показывает максимально возможный объем производства некоего конкретного товара или вида услуг при заданных ресурсах, которыми располагает конкретная экономика и заданных объемах производства других товаров и услуг.

Чтобы принять решение об объемах производства тех или иных товаров, необходимо оценить потерянные возможности, то есть потерянные объемы производства других товаров. Для оценки потерянных возможностей используется такое понятие как альтернативная стоимость.



Альтернативная стоимость товара или услуги определяется тем количеством других товаров или услуг, которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар или услугу. Например, альтернативная стоимость производства первой единицы автомобиля равна потере 10 единиц продуктов питания. Альтернативная стоимость производства следующего автомобиля уже составит 20 единиц продуктов питания. Существует определенная закономерность изменения альтернативных издержек называющаяся законом возрастания альтернативной стоимости. По мере увеличения производства какого либо продукта, его альтернативная стоимость неуклонно возрастает. В выше приведенном примере мы видим, что когда производство автомобилей растет, мы вынуждены жертвовать все большим и большим количеством продуктов питания. Объяснить этот закон можно следующим образом. Ресурсы, участвующие в производстве не обладают абсолютной универсальностью и абсолютной специфичностью. Если бы ресурсы обладали абсолютной универсальностью, т.е. из них одинаково эффективно производились бы и автомобили и продукты питания, то альтернативная стоимость при любом объеме производства была бы одинаковой. Например, при производстве каждой единицы автомобиля мы бы отказывались от 10 единиц продуктов питания. Если бы ресурсы были абсолютно специфичны, т.е. строго привязаны к производству одного продукта, то понятия альтернативной стоимости бы не существовало. Но в экономике ресурсы обладают определенной степенью универсальностью и специфичностью. В нашем примере часть ресурсов лучше используется для производства продуктов питания, а часть - для автомобилей. Когда все ресурсы направляются на производство одного продукта, то производительность дополнительно вовлеченных единиц ресурса уменьшается, при этом альтернативная стоимость увеличивается.

В реальной экономике, где производится множество товаров и услуг, имеющих разные единицы измерения их количества, альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения - деньги.

Кривая производственных возможностей показывает максимально возможные значения объемов производства двух товаров при имеющихся в обществе экономических ресурсах. Она делит плоскость на две области. Точка А на рис. 1.3(а) изображена в области, отражающей сочетание объемов производства двух товаров при неполном использовании экономических ресурсов. Точка В находится в области недостижимых объемов производства при имеющихся ресурсах.
Продукт 1 Продукт 1

*В *В


*А *А
Продукт 2 Продукт 2


а) Эффективный и не эффективный объемы производства. б) сдвиг границы производственных возможностей.

Рис. 1.3. Граница производственных возможностей.


Неполное использование ресурсов означает их неэффективное распределение. Эффективным распределением ресурсов считается такое распределение, при котором в экономике не возможно производить большее количество какого-либо товара или услуги без сокращения выпуска других товаров или услуг. Данный критерий эффективности называется эффективностью по Парето.

В случае увеличения ресурсов возможен переход в точку В (см. рис. 1.3. (б)). В данном случает речь идет о расширении границы производственных возможностей. Такое возможно при внедрении новых технологий, увеличении производительности труда, открытии новых месторождений полезных ископаемых, открытии новых источников энергии и т.д.


1.3. Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической теории
Люди всегда должны выбирать, куда направить имеющиеся ресурсы, как их распределить. Поэтому экономическую теорию, которая изучает деятельность людей в условиях редкости ресурсов, еще называют теорией выборов людей, использующих ограниченные ресурсы для удовлетворения своих желаний и потребностей. Основными видами экономических выборов являются ответы на следующие вопросы:

1. Какие товары следует производить?

2. Как их следует производить?

3. Кто и какую работу должен выполнять?

4. Для кого предназначены результаты этой работы?

Таким образом, предметом экономической теории являются проблемы использования ограниченных экономических ресурсов в процессе производства экономических благ, их распределения и обмена в целях максимального удовлетворения потребностей человека.

Первый вопрос: какие товары следует производить? Эта проблема возникает вследствие ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Какие потребности следует удовлетворить в первую очередь? Какие во вторую? Так же этот вопрос возникает потому что из имеющихся ресурсов можно производить различные виды продуктов. На этот вопрос можно ответить при помощи границы производственных возможностей, которая показывает, что и в каком количество можно производить, обладая определенным количеством ресурсов. Кроме этого на этот вопрос можно ответить исследуя потребительские предпочтения.

Второй вопрос: как следует производить товары? Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Поэтому при ответе на вопрос "как производить" экономисты используют понятие технологии. С точки зрения экономической теории, технология – это различные способы сочетания факторов производства для выпуска какого либо продукта

Новые способы использования ресурсов включают в себя новые технологии, новые формы организации труда, новые пути удовлетворения потребностей в результате развития предпринимательства.

Третий вопрос: кто и какую работу должен выполнять?

Этот вопрос связан с общественным разделением труда, которое в свою очередь обусловливает кооперацию труда.

Разделением труда называется специализация людей на выполнении какой-либо одной операции или на изготовлении одного продукта труда. Разделение труда может быть обусловлено природными возможностями человека - это естественное разделение труда. Например, разделение труда между женщинами и мужчинами, между детьми и взрослыми.

Развитие производительных сил вызвало необходимость в общественном разделении труда внутри общества и внутри предприятия. Разделение труда внутри общества представляет собой систему отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта. Разделение труда внутри предприятия идет по цехам, рабочим местам, между рабочими и инженерно-техническими работниками, управляющим звеном.

Под кооперацией труда понимается такая деятельность людей, когда в одних и тех же или связанных между собой процессах труда участвует много людей. Существует прямая связь между уровнем специализации и кооперации. Чем более специализировано производство, тем выше степень кооперации труда. Кооперация труда характеризуется тремя факторами. Это совместная работа, обучение в процессе деятельности, выявление и применение сравнительного преимущества.

Под сравнительным преимуществом понимается способность выполнять работу с относительно меньшей альтернативной стоимостью.

Например, Елена и Маша подрядились шить носовые платки. Елена быстрее кроит материал по сравнению с Машей. Зато Маша меньше времени затрачивает на обработку скроенного материала на швейной машине. За один и тот же период времени Елена может скроить 50 платков, то Маша только 30. За то же время Елена может обработать на машине лишь 10 платков, а Маша 20.

То есть альтернативная стоимость кройки платков у Елены меньше, чем у Маши. Следовательно, Елена обладает сравнительным преимуществом по отношению к Маше в крое. Зато у Маши меньшая альтернативная стоимость при обработке платков на машине: если она будет шить, то не скроит 20 платков, если Елена будет шить - не будет скроено 50 платков (см. табл.2).
Таблица 2.1.

Сравнительные преимущества в выполнении работы



Выполняемая работа

Количество

Альтернативная работа

Количество

Елена кроит платки

50

Елена обрабатывает платки на машине

10

Маша кроит платки

30

Маша обрабатывает платки на машине

20

То есть, Маша обладает сравнительным преимуществом в швейной обработке. В соответствие с принципом сравнительного преимущества Елена должна в основном кроить, а Маша - шить. Тогда общие затраты рабочего времени у них будут минимальными и при такой кооперации труда они сделают наибольшее количество носовых платков.

4. Четвертый вопрос: для кого производить товары? Иначе говоря, как должна распределяться произведенная продукция между членами общества? Принципы распределения могут строиться с двух позиций: с позиции эффективности распределения и с позиции справедливости распределения.

Эффективность в распределении продуктов труда - это такая ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующих количеств благ удовлетворить желание одного человека, не нанося ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Эффективность в распределении существующих благ может быть улучшена путем обмена продуктами труда, то есть в результате действия рыночного механизма спроса и предложения. До тех пор пока обмен существующих благ позволяет более полно удовлетворять желания одних людей, не нанося ущерба удовлетворению желаний других людей, эффективность в распределении может быть улучшена.

Но не всегда эффективное распределение благ может считаться справедливым. К справедливости в распределении существует несколько подходов. Одни люди рассматривает справедливость как равенство в получении каких-то благ. Равенство в распределении основывается на том, что все люди принадлежат к человеческой цивилизации и в этом отношении они все равны.

Выдвигается несколько вариантов распределения, основанных на принципе равенства.

1. Весь доход и богатство общества должны распределяться поровну. Этот принцип распределения осуществлялся в первобытной общине, когда продуктов труда не хватало и, чтобы выжить, они распределялись поровну.

2. Каждый человек должен иметь право на минимально необходимый уровень доходов, а излишек сверх этого уровня должен распределяться по другим стандартам.

3. Определенные блага (например, пища, услуги здравоохранения, образования, жилища) должны распределяться поровну, а остальные нет.

Другой подход к справедливости распределения основывается на представлении, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Так, в социалистическом обществе считается справедливым механизм, основанный на принципе распределения по труду. При этом механизме распределения создаваемые общественные фонды потребления давали возможность всем членам общества получать бесплатные услуги здравоохранения, образования, культуры, все же остальные блага в основном должны были распределяться через систему заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.

В рыночной экономики справедливым считается механизм распределения, основанный на охране права частной собственности.


1.4. Методы изучения экономической теории
Основной задачей экономической теории является истолкование, обобщение и приведение в систему имеющихся фактов экономической действительности и определение экономических законов развития.

Экономический закон - это устойчивая, повторяющаяся причинно-следственная связь между экономическими явлениями. Но наличие закономерностей (правил) между экономическими явлениями не означает отсутствия отклонений от выявленных законов развития. Поэтому экономическая теория изучает также факторы, влияющие на отклонения фактически сложившихся экономических взаимосвязей от расчетных, прогнозируемых в соответствии с экономическими законами.

Любая наука в процессе познания фактической действительности использует комплекс различных методов. Одним из основных методов является диалектический, когда все явления рассматриваются во взаимосвязи и взаимозависимости, в непрерывном развитии.

Другим методом, используемым учеными, является метод научной абстракции. Абстрагирование помогает перейти от случайных, единичных, кратковременных явлений к наиболее общим характеристикам, выражающим сущность рассматриваемых процессов. То есть, при абстрагировании формулируются научные категории, гипотезы и объективные экономические законы. Чтобы перейти от общих понятий к частным явлениям, используется метод перехода от абстрактного к конкретному. При использовании указанных методов исследования одновременно могут применяться такие методы как индукция и дедукция.

Метод индукции представляет собой процесс систематизации и обобщения фактов и выдвижения на их основе с помощью логики и интуиции каких-то гипотез. Обратный процесс обоснования имеющихся фактов на основе выдвинутых гипотез называется дедукцией.

С течением времени экономическая среда постоянно меняется. Новое состояние экономики сравнивается с предыдущим развитием, изучается происхождение тех или иных явлений, этапы и тенденции их развития. В этом случае используется метод единства исторического и логического.

Многие зависимости между экономическими явлениями можно выразить с помощью математических формул. Метод математического моделирования позволяет разрабатывать модели экономической деятельности на основе использования математического аппарата. Математические модели дают возможность определить числовые параметры развития экономики в настоящее время и в будущем.

В последние годы стал использоваться сценарный метод исследования экономических явлений. Этот метод представляет собой разработку сценария развития экономических процессов и прогнозирование последствий этого развития.

Соответствие выдвинутых гипотез, моделей, сценариев реальной действительности можно проверить с помощью эксперимента. Этот метод исследования широко применяется естественными науками (физикой, химией, биологией и т.д.). Но при использовании экспериментов в общественной жизни следует помнить, что, во-первых, они могут привести к неизвестным заранее негативным результатам, которые скажутся на жизни людей, и вызвать общественные взрывы. Во-вторых, люди постоянно находятся во взаимодействии друг с другом и очень трудно ограничить эксперимент рамками определенной социальной группы. Поэтому проведение экспериментов при изучении экономики или невозможно, или должно быть ограничено небольшими социальными группами: бригадами, цехами, предприятиями.

Чтобы обеспечить рамки исследования экономических процессов экономическая теория использует метод "при прочих равных условиях". Этот метод означает, что все прочие экономические явления, кроме рассматриваемых, находятся без изменения.

Наряду с другими методами экономисты широко используют графический метод. Графики служат средством выражения, иллюстрацией теорий и моделей.


1.5. Значение и функции экономической теории
С помощью понятийного аппарата созданного наукой, а также знания экономических законов люди могут находить общий язык при анализе экономических явлений, определять наиболее правильные пути решения сложных экономических проблем, вырабатывать стратегию поведения.

Экономическая теория дает отдельным гражданам определенные представления о купле- продаже товаров, о найме на работу и заработной плате, о лучшем вложении своих доходов. Но в отличие от конкретных экономических дисциплин (бухгалтерского учета, маркетинга, финансов и др.) экономическая теория позволяет выработать экономический образ мышления с позиций общества в целом, а не с позиций отдельного индивида (отдельного человека).

Особенно важно знание экономической теории для работников органов государственного управления и у предпринимателей.

Довольно большой спектр проблем, с которыми сталкиваются политические деятели и по которым они должны принимать обоснованные решения. Это проблемы безработицы и инфляции, налогообложения и государственных расходов, бедности и поддержания уровня доходов, платежного баланса и международной валютной системы, взаимоотношений между рабочими и управляющими, загрязнения окружающей природной среды, конкуренции и монополизма.

Различают позитивную и нормативную экономику. Позитивная экономика исследует реальную действительность и дает научные, объективные объяснения экономическим явлениям. Позитивная экономика позволяет правительствам государств вырабатывать экономическую политику. Экономическая политика - это система мер и решений, воздействующих на людей с целью изменения экономической ситуации. Экономическая политика контролирует экономическое поведение и его последствия. В процессе выработки экономической политики и оценки ее последствий люди имеют различные мнения и суждения, они могут предлагать различные способы воздействия на экономическое поведение людей. В этом проявляется субъективный характер использования экономической теории. В таком случае экономика называется нормативной.

Таким образом, экономическая теория выполняет несколько основных функций. Это, во-первых, познавательная функция, когда с помощью системы экономических категорий и законов экономическая теория позволяет изучать экономические процессы, создавать новые гипотезы и открывать экономические законы развития.

Экономическая теория выполняет также функцию формирования экономического образа мышления, помогая вырабатывать стратегию поведения человека с позиций общества в целом.

Отсюда вытекает и другая функция - методологическая, так как экономическая теория, изучая общие экономические законы развития, разрабатывает методы познания экономики и на этой основе помогает конкретным экономическим наукам изучать частные законы развития отраслей экономики.

И, наконец, экономическая теория выполняет практическую функцию, обеспечивая разработку экономической политики, создание законодательной базы развития экономики.
1.6. История развития экономической науки
Экономическая теория имеет свою историю развития, связанную с историей развития общества. Еще древние ученые пытались ответить на вопросы: почему товары обмениваются друг на друга в определенных пропорциях, что лежит в основе формирования цен.

В 1615 г. французский ученый Антуан Монкретьен в "Трактате политической экономии" ввел в научный обиход термин "политическая экономия". Под политической экономией он понимал науку, изучающую правила хозяйственной деятельности. Возможность научного анализа экономических процессов возникла при разложении феодализма и зарождении капитализма. Теоретическим отражением этого процесса стал меркантилизм.



Меркантилизм. Возникновение первой экономической теории в XVI-XVII веках связано с развитием товарно-денежных отношений, которые не поддавались традиционному эмпирическому объяснению. Поэтому меркантилисты видели источник богатства общества в развитии внешней торговли. Наиболее видными представителями этой экономической школы являлись англичанин Томас Ман и французский ученый Жан Батист Кольбер.

Физиократы. Значительный вклад в экономическую теорию внесли представители французской экономической школы ХУШ века. Они перенесли центр экономических исследований с поисков эффективных форм вмешательства государства в экономику на установление объективных законов производства и потребления. Недостатком теории физиократов было то, что они видели источник богатства общества в развитии земледелия (основной отрасли экономки в то время) и считали, что экономика развивается по естественным природным законам. Основатель школы Франсуа Кенэ писал, что все в этом мире подчинено законам природы, а люди одарены достаточным разумом, чтобы их постигнуть и соблюдать.

Классическая политическая экономия. В середине XVII века англичанин Уильям Петти впервые связал стоимость товаров с количеством труда, содержащегося в них. В отличие от меркантилистов У. Петти увидел источник богатства не в сфере торговли, а в сфере производства и обосновал положение о трудовом происхождении всех благ. Английский экономист Адам Смит развил идеи У.Петти и заложил основы теории трудовой стоимости. В 1776 г. вышла работа А.Смита" Исследование о природе и причинах богатства народов", которая стала настольной книгой экономистов. Политическую экономию А.Смит определял как науку, ставящую перед собой две задачи:

1) обеспечить народу обильный доход или средства существования и возможность добывать себе их;

2) доставлять государству доход, достаточный для удовлетворения общественных потребностей.

А.Смит раскрыл роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства и определил, что отдельный человек, преследуя собственные интересы, неосознанно зачастую служит интересам общества более действенным образом, чем когда стремится делать это сознательно. Действиями индивидуума управляет "невидимая рука" - стихийное воздействие объективных экономических законов.

Другой английский экономист Давид Рикардо считал главной задачей политической экономии выявление законов, которые управляют распределением доходов. В своей работе "Начала политической экономии и налогообложения» Д. Рикардо рассматривает понятия меры стоимости и меновой стоимости, разделяет понятия богатства и стоимости.

Марксистская экономическая теория. Развитие капитализма привело к обострению противоречий между различными классами. Карл Маркс и Фридрих Энгельс на основе классового подхода к анализу развития капиталистического хозяйства впервые применили метод материалистической диалектики, раскрыли законы развития капитализма. Теория трудовой стоимости была развита в марксову теорию стоимости товара, ставшую основой для разработки теории прибавочной стоимости и эксплуатации наемных работников.

Маржинализм. В начале 70-х годов Х1Х в. почти одновременно Уильямом Стенли Джевонсом, Карлом Менгером и Мари-Эспри Леоном Вальрасом были сделаны независимые открытия новой теории, основанной на так называемых предельных отношениях, таких как предельная полезность и предельная производительность. В теории трудовой стоимости ценность товара измеряется величиной затраченных ресурсов. В теории предельной полезности экономический анализ ценности продукта проводится с позиции психологии отдельного человека, участвующего в экономических процессах. Маржиналистские теории и теория общего равновесия Вальраса создали новое - неоклассическое направление, которое в настоящее время является одним из основных в экономической теории.

Сегодня экономисты различают пять основных направлений развития экономической мысли: неоклассическое или маржиналисткое, кейнсианское, монетаризм, институциально-социологическое.



Неоклассическое направление в экономической теории. Данное направление стало господствующим в экономической теории со второй половины Х1Х века. Идеи экономистов неоклассического направления основываются на работах маржиналистов. В классической школе не рассматривалось положение об ограниченности факторов производства, кроме земли. С 70-х годов Х1Х века стало утверждаться новое положение о том, что количество всех факторов производства в экономической системе задано извне (природными условиями, численностью населения). Поэтому возникает проблема оптимального (наилучшего) распределения имеющихся ресурсов между конкурирующими направлениями их использования. Оптимальность в распределении здесь оценивается с точки зрения наиболее полного удовлетворения потребностей людей. Экономическая теория стала наукой, исследующей взаимосвязи между заданными целями (удовлетворение потребностей) и заданными ограниченными ресурсами, имеющими альтернативные направления использования.

Основными идеями неоклассической теории являются идеи об общей равновесной экономической среде, основными элементами которой являются труд, товары, деньги, рынок товаров и услуг и рынок факторов. Основополагающими принципами этой системы являются принцип свободной конкуренции и принцип невмешательства государства

Кейнсианство. Великая депрессия 30-х годов нашего века потрясла не только экономику многих развитых капиталистических стран, но и изменила взгляды многих экономистов на роль государства в капиталистической экономике. Англичанин Джон Мейнард Кейнс научно обосновал концепцию регулируемого капитализма. В 1936 г. он опубликовал знаменитую работу "Общая теория занятости, процента и денег”, основав тем самым новое направление, в экономической теории. Кейнс разработал макроэкономический анализ национального дохода, инвестиций и потребления. Он определил, что для обеспечения успешного функционирования экономики требуется формировать эффективный спрос, как потребительский, так и инвестиционный. Через регулирование занятости, обеспечение доступности кредита, оказание помощи предпринимателям и антиинфляционную политику государство может сделать бизнес прогнозируемым, а общество социально стабильным.

Монетаризм. В 70-х годах ХХ в. постоянным явлением в рыночной экономике стала инфляция. Это привело к возрождению неоклассической экономической теории в форме монетаризма. Теория монетаризма, разработанная американским экономистом Милтоном Фридменом, решающим фактором в развитии экономики признает деньги. В противовес к кейнсианской теории монетаристы считают, что значительное государственное вмешательство в кредитно-денежное регулирование может нарушить нормальное функционирование рыночного механизма. Поэтому вмешательство государство в экономику должно ограничиваться минимальными функциями.

Институционально-социологическое направление. Представители этого направления предметом своего исследования считают институты, под которыми понимают государство, профсоюзы, корпорации и семью. Основоположником направления является американский социолог на рубеже ХХ в. Т. Веблен. В качестве главной проблемы выдвигается эволюция общества. Поэтому институционалисты полагают, что государство должно осуществлять социальный контроль за экономикой. В экономической системе необходимо развивать государственный сектор и комплексное государственное регулирование. Видный представитель современного институционализма Дж. Гэлбрейт участвовал в разработке предвыборной программы президента США Дж. Кеннеди, а затем стал его советником.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница