Г. И. Шилохвостов >02. 07. 2009 года




страница1/7
Дата29.04.2016
Размер1.01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Коллегия контрольно-счетной палаты города Новосибирска

от 02.07.2009 года



Председатель контрольно-счетной палаты города Новосибирска

Г.И. Шилохвостов



02.07.2009 года



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По проведению экспертизы экономической обоснованности тарифов на услуги системы водоснабжения и водоотведения в городе Новосибирске

Оглавление


1.Общие положения

3

2.Основание для проведения экспертизы

6

3.Перечень материалов, представляемых МУП «Горводоканал» для проведения экспертизы

7

4.Экономический анализ производственно хозяйственной деятельности

8

4.1 Анализ объемов оказываемых услуг

8

4.2 Анализ структуры договорных отношений и выполнение договорных обязательств

9

4.3 Анализ технического состояния организации и его влияние на объем производства, услуг

11

4.4 Анализ эффективности управления

12

4.5 Анализ состояния трудовых ресурсов, использования рабочего времени и затрат на заработную плату

13

5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности

14

5.1 Анализ финансового состояния по данным баланса

14

5.2 Оценка показателей рентабельности

16

5.3 Анализ денежных средств

17

5.4 Анализ дебиторской задолженности

18

6. Проверка фактической прибыли

18

7. Порядок расчета тарифов

19

8. Формирование объемов производства и реализации услуг водоснабжения и воотведения

20

9. Формирование расходов по статьям калькуляции

23

9.2 Электроэнергия

25

9.3 Оплата труда

26

9.4 Начисления на фонд оплата труда

27

9.5 Покупная продукция

27

9.6 Амортизация

27

9.7 Ремонт и техническое обслуживание

28

9.8 Проведение аварийно-восстановительных работ

29

9.9 Прочие прямые расходы производства

30

9.10 Охрана труда

30

9.11 Общецеховые расходы

30

9.12 Общеэксплуатационные расходы

31

9.13 Прибыль

31

9.14 Внеэксплуатационные расходы

31

9.15 Порядок расчета тарифов на услуги водоснабжения (водоотведение)

31

10. Результат экспертизы

32

Приложение №1

33

Приложение № 2

34

Приложение № 3

35

Приложение № 4

36

Форма 6-к Водоотведение

38

Список используемой литературы

40

  1. Общие положения

Настоящие рекомендации разработаны в рамках реализации Федерального Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Согласно п.1 ст.9 Закона «Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса (МУП «Горводоканал» включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса».

В настоящее время регулирование тарифной политики в сфере коммунального хозяйства осуществляется в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

- Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»;

- Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;

- Приказ ФСТ РФ от 11.08.2006 № 179-э/1 «О внесении изменений в Приказ ФСТ РФ от 01.08.2006 № 168-э/3 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на 2007 год»;

- Приказ Департамента по тарифам НСО от 20.09.2006 № 22 « Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям НСО на 2007 год».

- Приказ ФСТ от 06.11.2007 № 327-э/12 «О согласовании решения Департамента по тарифам НСО об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям и об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям НСО на 2008 год»;

- Приказ Департамента по тарифам НСО от 16.11.2007 № 120-к « О внесении изменений в Приказ Департамента по тарифам НСО от 17.05.2007 № 9-к «Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям НСО на 2008 год».

Методические рекомендации определяют порядок формирования и регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.

В настоящих Методических рекомендациях применяются следующие понятия:

- предприятие (МУП «Горводоканал») – организация коммунального комплекса, осуществляющая деятельность по водоснабжению и водоотведению;

- финансовые потребности МУП «Горводоканал» – расчетные значения объема денежных средств, получаемые от реализации по тарифам и надбавкам, необходимого для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы предприятия;

- деятельность по водоснабжению и водоотведению – осуществляемая предприятием производственная, хозяйственная и финансовая деятельность, обеспечивающая передачу подразделениям предприятия и реализацию потребителям услуг водоснабжения и водоотведения;

- водоснабжение (водоотведение) – производственный процесс, обусловленный совокупностью эксплуатируемых предприятием систем коммунальной инфраструктуры, состоящий из одной или нескольких технологических стадий, обеспечивающих производство и реализацию потребителям услуг водоснабжения (водоотведения);

- технологические стадии процесса водоснабжения – входящие в состав производственного процесса водоснабжения производственные циклы: подъем воды, очистка воды, транспортировка воды по сетям водоснабжения подразделениям предприятия и потребителям;

- технологические стадии процесса водоотведения – входящие в состав производственного процесса производственные циклы: транспортировка в систему канализации сточных вод (в т.ч. их перекачка), очистка сточных вод, в т.ч. обработка и утилизация осадка;

- производственная программа МУП «Горводоканал» - программа деятельности предприятия по обеспечению производства (оказания услуг) в сфере водоснабжения, водоотведения, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;

- объем производства услуг водоснабжения (водоотведения) – количество кубических метров воды и сточных вод, обеспечивающий предприятию объем передачи услуг водоснабжения (водоотведения) подразделениями предприятия и объем реализации услуг;

- объем реализации услуг водоснабжения (водоотведения) – объем производства услуг водоснабжения (водоотведения) для нужд потребителей, подлежащий оплате потребителями;

- регулируемый тариф – тариф, складывающийся на рынке коммунальных услуг при воздействии экономических и административных методов, в том числе путем установления предельной или фиксированной величины;

- законодательство РФ о тарифном регулировании – федеральные законы Российской Федерации и исходящие из них правовые и нормативные акты, устанавливающие законы и правила регулирования тарифов на услуги;

- тариф на услуги водоснабжения (водоотведения) – стоимость услуг водоснабжения (водоотведения) на единицу их объема реализации, рассчитанная исходя из условия полного возмещения предприятию расходов, обеспечивающих осуществление предприятием деятельности по водоснабжению (водоотведению);

- действующие тарифы на услуги – тарифы на услуги водоснабжения (водоотведения), по которым производятся расчеты с потребителями за услуги водоснабжения (водоотведения) в период расчета тарифов на услуги на планируемый период;

- потребители – лица, приобретающие по договору с предприятием услуги водоснабжения и (или) водоотведения для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд, и (или) для целей их последующей реализации другим потребителям;

- юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющиеся потребителями услуг водоснабжения и водоотведения, в том числе обеспечения такими услугами потребителей в жилищном секторе (населения, других юридических лиц);

- население – граждане, являющиеся потребителями услуг водоснабжения (водоотведения) для бытовых нужд, включая нужды подсобного хозяйства;

- подразделения предприятия – структурные подразделения предприятия (цеха, участки, службы), производящие продукцию (работы, услуги) для передачи их по подразделениям предприятия и (или) реализация потребителям;

- продукция (работы, услуги) – конечный результат работы подразделений предприятия, имеющий количественный и (или) стоимостной измеритель;

- планируемый период – период не менее года, в течении которого предприятием планируется осуществлять деятельность по водоснабжению (водоотведению) по рассчитываемым тарифам. При разработке производственных программ на период более 1 года планирование показателей производственной деятельности предприятия, необходимо осуществлять на основании прогноза развития города и динамики потребления товаров и услуг предприятия. Для этого необходимо разрабатывать среднесрочные (период до трех лет) и долгосрочные (более трех лет) производственные программы;

- стоимость реализации услуг (доходы предприятия) – общая сумма расходов на услуги водоснабжения (водоотведения), обеспечивающая предприятию покрытие расходов, связанных с производством и реализацией конкретного объема производства, и реализации услуг водоснабжения (водоотведения) и получение прибыли;

- вода питьевая – вода после подготовки, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям, предназначенным для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства продукции;

- вода техническая – вода, отвечающая требованиям технологического процесса, для которого она используется;

- установленная производственная мощность подъема воды – сумма производительности всех работающих станций первого подъема (резервные, пожарные и вспомогательные насосы не включаются);

- пропускная способность очистных сооружений водоснабжения – количество воды, которое может быть пропущено при полной загрузке всего комплекса очистных сооружений;

- пропускная способность очистных сооружений канализации – количество сточных вод, которое может быть пропущено при полной загрузке всего комплекса очистных сооружений.

Остальные понятия, используемые в Методике, принимаются в соответствии с понятиями, установленными действующими в сфере водоснабжения (водоотведения) Правилами, нормами, ГОСТами, в соответствии с понятиями, исходящими из действующих в РФ правил и норм бухгалтерского учета и налогообложения коммерческих организаций.



  1. Основание для проведения экспертизы

Назначением МУП г. Новосибирска «Горводоканал» является централизованное водоснабжение города, а также отвод от потребителей и очистка сточных вод.

Основными потребителями услуг МУП «Горводоканал», является потребители города Новосибирска.

Экспертиза тарифов на услуги МУП г. Новосибирска «Горводоканал» осуществляется на основании технического задания, выданного Отделом цен и тарифов мэрии г. Новосибирска, которое содержит:

- оценку экономической обоснованности расходов, приведенных в расчетах по экономическому обоснованию предлагаемых к утверждению тарифов;

- обоснованность приведенных объемов услуг в натуральном выражении;

- оценку финансового состояния и уровня технического оснащения организации;

- анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для функционирования и развития организации;

- сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

- анализ исполнения инвестиционной программы.

Основанием для изменения действующих тарифов является:

- изменение технических условий эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения (прием или передача на баланс частей системы, введение дополнительных условий по эксплуатации системы и т.д.);

- изменение экономических условий (цен на материалы, тарифов на энергоресурсы и стоимости услуг сторонних организаций и т.д.);

- изменение нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования и налогообложения;

- инициатива органов, осуществляющих регулирование тарифов и контроль над ними, а в случае разногласий – инициатива Департамента цен и тарифов Новосибирской области.



  1. Перечень материалов, представляемых МУП «Горводоканал» для проведения экспертизы

Для обоснования расчетных тарифов на услуги предприятия МУП г. Новосибирска «Горводоканал» представляет в Контрольно-счетную палату:

  1. Пояснительную записку, обосновывающую необходимость изменения тарифов, предложений об их уровне.

  2. Описание основного технологического цикла.

  3. Перечень групп потребителей услуг с указанием объемов услуг.

  4. Производственные показатели (Приложения 1,2).

  5. Расчет неучтенных расходов воды.

  6. Данные об объемах воды, забранных с поверхностных, с подземных источников.

  7. График проведения планово-предупредительных ремонтов по каждому объекту и виду оборудования, сетей и сооружений с указанием стоимости.

  8. Плановые калькуляции на расчетный период (год) с расшифровкой каждой статьи затрат (документы и расчеты, подтверждающие изменение каждой).

  9. Расчеты:

- необходимой прибыли;

- доли общехозяйственных расходов, приходящихся на каждый вид услуг (водоснабжение, водоотведение, другие виды деятельности);

- налогов, включаемых в расходы, в т.ч. из прибыли;

- тарифов по каждой группе потребителей.



  1. Отчетные калькуляции за период действия предыдущих тарифов (формы 6-в «Отчетная калькуляция себестоимости отпущенной потребленной воды», 6-к «Отчетная калькуляция себестоимости отвода сточной жидкости»).

  2. Форму № 1 - водопровод «Отчет о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)».

  3. Форму № 1 - канализация «Отчет о работе канализации».

  4. Форму №2 – тп (водхоз).

  5. Форму № 22 - ЖКХ «Сведения о работе ЖКХ предприятий в условиях реформы».

  6. Форму № 5 – з – «сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

  7. Копии последнего баланса с приложениями.

  8. Справку о распределении прибыли, в т.ч. остающейся в распоряжении предприятия.

  9. Справку о численности работающих (нормативной, штатной, фактической), по предприятию в целом и по структурным подразделениям, в т.ч. инженерно-технических работников с указанием среднемесячной заработной платы.

  10. Справку об использовании амортизационных отчислений.

  11. Перечень основных производственных фондов с указанием балансовой и остаточной стоимости.



  1. Экономический анализ производственно хозяйственной деятельности

4.1Анализ объемов оказываемых услуг

Основными задачами анализа объемов оказываемых услуг Предприятия в натуральных показателях является:

- правильная оценка итогов выполнения производственной программы;

- выявление положительного опыта в работе, недостатков и упущений, а также их влияния на выполнение производственной программы;

- изыскание резервов для улучшения экономических показателей, снижения себестоимости, повышения рентабельности.

Натуральными измерителями производственной программы Предприятия являются:

- по услуге водоснабжения – отпуск воды в кубических метрах;

- по услуге водоотведения – отведения сточной жидкости в кубических метрах.

Выводы, полученные в результате данного анализа, используются при проверке расчетов производственной программы на регулируемый период. Настоящий анализ осуществляется на основе рассмотрения данных производственной, бухгалтерской, статистической отчетности, в частности, показателей, отраженных в формах отчетных калькуляций, представленных в приложении к Методике, формы № 1 - водопровод «Отчет о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)», формы № 1 - канализация «Отчет о работе канализации».

При проведении анализа выполнения производственной программы предлагается использовать метод сравнительной характеристики, в частности, показателей, за предшествующий период, выявление отклонений, определение факторов, влияющий на эти отклонения.

При анализе выполнения производственной программы анализируется объем услуг, оказываемый отдельным категориям потребителей, определяются факторы, влияющие на его изменения, в частности нормативы потребления услуг, структура потребителей, тарифы на оказываемые услуги. Осуществляется анализ поставки услуг по водоснабжению и водоотведению другим муниципальным образованиям и тарифы на эти услуги.

При анализе объемов оказываемых услуг определяется количество услуг, производимых организацией, а также покупаемых у других поставщиков и передаваемых потребителям. Объем услуг, оказываемых населению, и количество жителей, обслуживаемых Предприятием, позволяют определить фактическую величину потребления услуг в натуральном выражении на 1 человека.

При анализе натуральных показателей уделяется внимание количеству воды, пропущенной через очистные сооружения, которое должно быть равно сумме количества поднятой воды за вычетом выводы, отпущенной на технологические нужды.

Потери и неучтенный расход воды определяется как разница между количеством, поданным в сеть и объемом реализации. Потери определяются в абсолютном размере и в процентах к общей подаче воды в сеть. Определяется, произошло ли снижение (рост) потерь воды или их величина осталась на уровне предшествующего года. Снижение потерь и неучтенного расхода воды является важным источником увеличения объема реализации. В этой связи анализируются какие мероприятия проводились Предприятием, а именно – мероприятия по повышению качества ремонта сети и водопроводных устройств, количеству и сроках устранения аварий. Определяется объем воды, который несет организация из-за утечек.

Производится анализ использования производственной мощности водопровода путем сопоставления показателей: среднесуточной подачи воды в сеть и пропускной способности основных водопроводных сооружений. Среднесуточная подача воды является частным от деления количества поданной воды в сеть на число дней в отчетном периоде.

Важной частью экономического анализа является определение коэффициента использования производственной мощности водопровода в целом. Он определяется отношением количества фактической подача воды в сутки к установленной проектной мощности подачи воды в сутки. При этом следует сопоставить наличие мощностей с имеющимися резервами. Также проводится анализ протяженности водопроводной и канализационной сети, данными о количестве аварий.

Анализ выполнения производственной программы канализационного хозяйства проводится в том же порядке, что и по водопроводу.

Основным показателем, характеризующим производственную деятельность предприятия, является общий объем доходов, образующийся из доходов от реализации по каждому виду услуг основной деятельности Предприятия.

В результате анализа показателя суммы доходов от оказания услуг выясняется степень его выполнения (не выполнения), динамика изменения по сравнению с предшествующим периодом. Для этого показатель дохода, полученного в отчетном периоде, сопоставляют с показателями, запланированного дохода и аналогичными показателями за предшествующий период.

Факторы, которые могут повлиять на изменение показателя общей суммы дохода от оказания услуг, могут быть: изменение установленных тарифов, объемов оказанных услуг в натуральном выражении, изменение объема оказанных услуг по группам потребителей. В этой связи проводится анализ всех вышеуказанных факторов, которые повлияли на результат производственной деятельности.



4.2 Анализ структуры договорных отношений и выполнение договорных обязательств

Переход предприятий к рыночным отношениям вызвал необходимость перехода всех участников процесса производства и потребления коммунальных услуг на договорные отношения. Система управления коммунальным хозяйством основывается на договорных взаимоотношениях между субъектами собственности жилищного фонда и Предприятием, с соответствующим разделением прав, обязанностей и ответственности сторон.

В нашем городе собственники многоквартирных жилых домов через представителей – управляющие организации выступают заказчиками на предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению. Расчеты осуществляются Предприятием самостоятельно.

Структура договорных отношений – наиважнейший элемент анализа. В результате анализа устанавливаются основные поставщики и потребители продукции.

Для дальнейшего финансового анализа определяются основные поставщики коммунальных услуг по водоснабжению, газоснабжению, тепло и электроснабжению. А также определяются основные группы потребителей по категориям, по которым установлены дифференцированные тарифы на отпускаемые услуги. При соответствующем анализе важными являются: виды заключенных договоров, условия оплаты, размеры штрафов, пеней, неустоек, порядок оплаты потерь и сверхнормативных объемов потребления услуг.

Основные требования к осуществлению анализа выполнения договорных обязательств.

Одной из обязанностей Предприятия является соблюдение договорного объема услуг и уровня их качества, экологической безопасности.

При анализе выполнения производственной программы, полученные данные сопоставляются с объемами услуг, указанными в договоре. При анализе выполнения показателей качества обслуживания выясняется, предусмотрены ли в договоре показатели качества, критерии их оценки, параметры и санкции за их невыполнение. При этом следует иметь в виду, что качество подаваемой водопроводом питьевой воды могут быть отнесены к самой продукции (соответствие ГОСТу), так и к условиям обслуживания потребителей (например, бесперебойность водоснабжения).

Примерные критерии качества для Предприятия:

- бесперебойность водоснабжения (водоотведения);

- соответствие состава и свойств воды ГОСТу «Вода питьевая»;

- допустимые единовременные суммарные перерывы за расчетный период в водоснабжении и водоотведении.

При анализе раздела договора предусматривающего порядок и условия расчетов за выполнение работы, необходимо выявить, своевременно ли потребители оплачивают потребляемые услуги (анализ дебиторской задолженности), действуют ли санкции за несвоевременную оплату потребляемых услуг. Проводится анализ причин возникновения кредиторской задолженности.

При анализе договорных отношений производится анализ основных потребителей. Сопоставляется применяемый тариф по категориям потребителей. Определяется сумма доходов, не полученных Предприятием в результате не соответствующего данной категории потребителей тарифа. Указанный анализ проводится по следующим формам.


  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница