Формирование доходной и расходной части местного бюджета и пути его рационального использования




Скачать 170.88 Kb.
Дата11.05.2016
Размер170.88 Kb.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Институт экономики, менеджмента и информационных технологий
На правах рукописи


КУЛАЕВА
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА


Формирование доходной и расходной части местного бюджета
и пути его рационального использования
(на примере внутригородского муниципального образования
Санкт-Петербурга муниципального округа Константиновское)

Автореферат на магистерскую диссертацию

на соискание степени магистра экономики

по направлению 080100.68 экономика
Научный руководитель (консультант):

канд. эконом. наук, доцент Зайцева И. Г.



Санкт-Петербург

2014

Работа выполнена в Санкт-Петербургском университете управления и экономики.



Научный руководитель: доцент кафедры «Финансов и бухгалтерского учёта» Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент Зайцева Ирина Геннадьевна


Рецензент: глава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Константиновское, исполняющий полномочия председателя муниципального совета
Зыкова Татьяна Викторовна

Защита состоится « 30 » января 2014 года в 10.00 часов на заседании государственной комиссии по защите магистерских диссертаций в Санкт-Петербургском университете управления и экономики по адресу: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский проспект, 44, литер А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.

Принципиальным отличием бюджетной политики Санкт-Петербурга, является переход на двухуровневую систему формирования бюджета и возникновение новой ситуации в связи с появлением новых выборных органов, муниципальных образований Санкт-Петербурга.



Актуальность темы. Бюджетная политика является ядром экономической политики государства. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости.

Формирование местного бюджета муниципальных образований предусматривает дальнейшее укрепление экономической основы для самостоятельного социально-экономического развития муниципальных образований. Основными задачами бюджетной политики являются обеспечение выполнения муниципалитетом своих функций и достижение финансовой стабильности. От качества местного бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности муниципалитета.

Проблема формирования и рационального использования доходов и расходов местного бюджета очень важна в современных условиях, так как они, являются основой жизнеобеспечения населения. Местные власти как никто другой приближены к населению, проживающему на территории муниципального округа, первые сталкиваются с их проблемами и нуждами. Поэтому рассмотрение проблем формирования и рационального использования доходов и расходов местного бюджета является весьма актуальным.

Тему, выбранную мной для написания магистерской работы, можно определить как систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, практических навыков по экономике, углубленное изучение вопроса, касающегося формирования и путей рационального использования местного бюджета.



Объектом магистерской работы является функционирование органов местного самоуправления на примере внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Константиновское, их задачи в сфере формирования местного бюджета.

Предметом магистерской работы являются бюджетные отношения, бюджетный процесс по формированию доходной и расходной части местного бюджета и пути рационального их использования на примере внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Константиновское.

Целью магистерской работы является: рассмотрение и анализ формирования доходов и расходов местного бюджета и пути рационального их использования, выявление наиболее значительных проблем законодательного регулирования и механизма осуществления формирования местных бюджетов, определить принципы формирования местного бюджета.

Исходя, из поставленной цели в моей магистерской работе ставятся следующие задачи:



  • определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления;

  • детально рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

  • рассмотреть процесс формирования доходов и расходов местного бюджета муниципального образования муниципального округа Константиновское на 2013 год и сравнить его с 2010 – 2012 гг.;

  • провести анализ доходов и расходов местного бюджета муниципального образования муниципального округа Константиновское за 2010 – 2012 гг.;

  • провести анализ динамики структуры собственных и регулирующих доходов местного бюджета муниципального образования муниципального округа Константиновское с 2010 по 2012 гг.;

  • найти пути по рациональному использованию местного бюджета.

Информационная база исследования. При подготовке магистерской работы были использованы нормативные и законодательные акты, монографическая литература, периодическая литература, интернет ресурсы.

Анализ используемой литературы, проведенный в процессе подготовки магистерской работы, свидетельствует о том, что проблемы формирования и исполнения муниципальных бюджетов вот уже несколько лет находятся в центре внимания как российских, так и зарубежных специалистов в сфере местного самоуправления.



Теоретическая значимость исследования заключается в глубоком анализе бюджетного процесса муниципального образования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методов рационального использования местного бюджета муниципального образования.

Структура и объем работы. Работа содержит введение, 3 главы, 9 параграфов, заключение, библиографический список.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе рассматривают общие принципы организации местных бюджетов в Российской Федерации. Проанализирован бюджетный процесс в муниципальном образовании и межбюджетные отношения между бюджетами различных уровней.

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулирующая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования (МО), формирование, утверждение и исполнение, а также контроль, над исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления (ОМСУ) самостоятельно.

Местные бюджеты являются составной частью бюджетной системы РФ. Они представляют собой часть консолидированного бюджета Российской Федерации, сосредотачивают около 50 % бюджетных средств субъектов страны. Местные бюджеты аккумулируют финансовые средства, поступающие по различным каналам, на соответствующей территории для использования их органами местного самоуправления в соответствии со своими функциями и задачами. Местные бюджеты пополняются за счет не только местных налогов и сборов, но и части региональных налогов и сборов, перераспределяемых в порядке бюджетного регулирования.

Местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют ОМСУ самостоятельно в соответствии с Уставом МО.

На сегодняшний день наиболее остро стоит вопрос недостаточного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, формирования муниципальной собственности на землю и средств местных бюджетов. Чтобы осуществить этап социально-экономического развития местного самоуправления и формирование его финансовой базы, необходимо реально обеспечить самостоятельность и сбалансированность местных бюджетов, являющихся фундаментом бюджетной системы страны.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 № 131-ФЗ определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления.

При наделении ОМСУ отдельными государственными полномочиями РФ и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ им одновременно передаются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

На уровне субъектов разработана единая методология, согласно которой устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) от регулирующих доходов, а также доли (в процентах) средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки МО, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий, субвенций устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти.

Фонд финансовой поддержки МО создается в бюджете субъекта РФ, путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет РФ.

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в соответствии с общими принципами бюджетного процесса государства.

В соответствии с нормативной базой РФ, субъекта РФ, муниципального образования осуществляют свою деятельность участники бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность должностных лиц органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению утверждению и исполнению местного бюджета, а также контролю, над его исполнением.



Первый этап бюджетного процесса – это формирование проекта местных бюджетов. Второй этап бюджетного процесса – рассмотрение проекта и утверждение местного бюджета. Третьим этапом бюджетного процесса является процесс исполнения местного бюджета. Четвертым этапом является отчетность об исполнении бюджета.

Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с законодательством всех уровней.



Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между структурами власти по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Цель межбюджетных отношений – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.

Управление межбюджетными отношениями осуществляется путем изменения принципов, методов, способов формирования доходов и расходов, корректировкой установленных бюджетных взаимосвязей, регулировкой каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточнением пропорции распределения централизованных ресурсов и механизмов реализации их целевого назначения.



Во второй главе рассмотрена и изучена деятельность муниципального образования, на примере внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Константиновское (МО Константиновское). Проанализированы доходная и расходная части местного бюджета МО Константиновское за период 2010 – 2012 года и рассмотрено планирование местного бюджета на 2013 год.

На основании Закона Санкт-Петербурга от 18.06.1997 года № 111-35 «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге», было создано 111 муниципальных образований, наделенных в соответствии с законодательством определенными полномочиями и имеющих собственные бюджеты.

Органами местного самоуправления муниципального образования являются:


  1. законодательный орган (Муниципальный совет);

  2. исполнительный орган (Местная администрация).

Муниципальный совет представляет всё население муниципального образования и осуществляет от его имени местное самоуправление в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Санкт-Петербурга и Уставом МО. Срок полномочий его составляет 5 года.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом МО собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Численность населения муниципального округа Константиновское по данным всероссийской переписи в 2010 году – 36 674 человек.

До 1 января 2006 г. Муниципальный совет осуществлял полномочия законодательного и исполнительного органа. Руководствуясь Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и со вступлением в силу Закона Санкт-Петербурга от 07.06.2005 г. № 237-30 с 1 января 2006 года в Муниципальном совете образовалась Местная администрация МО.

Местная администрация осуществляет исполнительно-распорядительные функции при решении вопросов местного значения в соответствии с Уставом МО.

Финансирование деятельности Местной администрации осуществляется за счет средств бюджета.

Местной администрацией руководит глава, принимаемый на муниципальную службу на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. В своей деятельности глава местной администрации подотчётен Муниципальному совету и отчитывается перед ним в сроки, предусмотренные Уставом МО.

Основной задачей МО является развитие инфраструктуры микрорайона. Муниципальное образование имеет обширную сферу деятельности, связанную с решением 46 вопросов местного значения, которые прописаны в Законе Санкт-Петербурга от 23.09.2009 г. № 420-79 и Уставе МО.

Приоритетными направлениями работы местной власти является: жилищно-коммунальное хозяйство; социальная политика; образование; культура.

Местный бюджет является составной частью консолидированного бюджета Санкт-Петербурга. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местного бюджета. Сумма превышения доходов над расходами местного бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти Санкт-Петербурга.

В доходы местного бюджета зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Санкт-Петербурга в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.

Доходная часть бюджета МО Константиновское состоит из:



Налоговые доходы, к ним относятся: налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по единому и дополнительным дифференцированным нормативам отчислений от сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга. Норматив отчисления в местный бюджет для МО Константиновское на 2013 год составил 70 % (в том числе 10 % единый норматив, 60 % дополнительный дифференцированным норматив); единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 45 % от сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга; налог на имущество физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, в части погашения задолженности и по перерасчетам прошлых лет.

Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей: средства, составляющие восстановительную стоимость зеленых насаждений внутриквартального озеленения подлежащие зачислению в бюджеты внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга; денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; денежные взыскания (штрафы) и иные суммы в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.



Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: дотации бюджетам внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на выравнивание бюджетной обеспеченности; субсидии бюджетам внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; субвенция бюджетам внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации.

В 2013 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО Константиновское не получило.

Общая сумма доходов МО Константиновское на 2013 год запланирована в размере 53 153,0 тыс. руб. из них, налоговые доходы – 38 317,7 тыс. руб.; неналоговые – 5 620,0 тыс. руб.; безвозмездные поступления – 9 215,3 тыс. руб.

Приходиться констатировать, что ситуация, сложившаяся в настоящее время в сфере регулирования доходов местного бюджета делает муниципальное образование в значительной мере зависимым от бюджетов другого уровня.

Так же, согласно изменениям, законодательства Санкт-Петербурга, перечень вопросов местного самоуправления расширился. Однако этот факт не был учтен при закреплении за местными органами доходных источников. В связи с этим предлагаю существенно повысить роль собственных доходов местных бюджетов, создать предпосылки для перехода в долгосрочной перспективе к формированию доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.

Планируя расходы местного бюджета на 2013 год, Муниципальным советом поставлена задача, о сохранении приоритетного направления финансирования мероприятий по благоустройству территории МО Константиновское. Расходы бюджета МО формируются на основании нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, расходными обязательствами, утвержденными Законом СПб о бюджете.

При определении размеров нормативов минимальной бюджетной обеспеченности на 2013 год, учитывались положения действующего законодательства Санкт-Петербурга в области ОМСУ, а также показатели темпов роста тарифов на коммунальные услуги (10,5 %) и индекса роста потребительских цен (6,7 %) в 2013 году по отношению к 2012 году.

Исходя из общего объема доходов и источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, прогнозируемые расходы определены на 2013 год в сумме 57 273,0 тыс. рублей, а дефицит бюджета запланирован в размере 4 120,0 тыс. руб.

Расходы местных бюджетов способствуют осуществлению важнейших управленческих функций в муниципальном образовании, обеспечивают социальную стабильность в обществе и делают территорию муниципального образования более привлекательной.

В третьей главе отражены недостатки системы планирования местных бюджетов и разработаны пути рационального использования средств местного бюджета.

К сожалению, при переходе на казначейскую систему обслуживания муниципальным образованием утрачена возможность отслеживать поступление платежей налогоплательщиков (отсутствие первичных документов, на основании которых ранее более точно составлялся прогноз поступления налогов).

Так же сложно спрогнозировать поступление неналоговых доходов, в частности поступления средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений внутриквартального озеленения. Данные поступления планируются с учетом фактических поступлений за последние года, однако эти прогнозы не всегда оказываются правильными.

Для решения данных недостатков МО ведется работа по взаимодействию с налоговыми и иными территориальными подразделениями органов государственной власти по повышению уровня собираемости налогов и сборов, сокращению недоимки, усилению налоговой дисциплины; обеспечения роста неналоговых доходов местного бюджета (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за счет совместной работы налоговых, правоохранительных органов и других контролирующих органов.

С внедрением среднесрочного финансового планирования бюджет Санкт-Петербурга стал трехлетним и содержит плановые показатели на очередной финансовый год и прогноз на последующие два года. При этом бюджет муниципального образования составляется на один финансовый год, в связи с несовершенством нормативно-правовой базы для составления бюджетов МО в СПб.

При планировании и исполнении местного бюджета особое внимание должно уделяться рациональному использованию бюджетных средств, для этого необходимо:



  • внедрить бюджетирование, ориентированное на результат в рамках среднесрочного финансового планирования. Задача местного бюджета при данной системе заключается в установлении приоритетов расходов, предоставлении простора для оперативного управления, создании стимулов для экономии средств, тесной увязки бюджетных расходов с приоритетами муниципальной политики;

  • перейти к новым формам финансового обеспечения – предоставления бюджетных услуг исходя из стратегических целей и задач;

  • создать в районе (в районе семь муниципальных образований) единую службу, ответственную за организацию муниципального заказа. Единая служба будет координировать работу МО по проведению конкурсных процедур, вести общий реестр муниципальных заказов, имея полную информацию о поставщиках, конъюнктуре цен и качественных характеристик продукции. За счет этого МО сэкономят немало бюджетных средств;

  • усилить работу контрольно-ревизионного органа. На сегодняшний день в большинстве МО Санкт-Петербурга отдельный контрольный орган не создан, а его функции выполняет Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга на основании заключенных соглашений. При этом не стоит исключать постоянный внутренний контроль со стороны контрольно-ревизионного органа МО, основными задача которого являются контроль за соблюдением действующего бюджетного и налогового законодательства; контроль за исполнением местного бюджета, обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств;

  • совершенствование бюджетного учета и отчетности;

  • практиковать пополнение Местной администрации специалистами соответствующей квалификации из разных секторов общества;

  • совершенствовать систему поощрения и продвижение муниципальных служащих в зависимости от показателей эффективности и результативности их деятельности;

  • целесообразно разработать городскую программу по повышение квалификации муниципальных служащих;

  • рассмотреть возможность изменения структуры расходов бюджета в сторону увеличения социальных программ, руководствуясь «Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года».

В заключении сформулированы основные итоги анализа составляющих частей местного бюджета и сформулированы общие выводы по работе.


В библиографическом списке представлено 66 источников, включающем в себе нормативную, монографическую и учебную, периодическую литературу и интернет источники.

Публикации.

1. Совершенствование политики укрепления налоговой базы субъекта РФ (муниципального образования) на примере Санкт-Петербурга // Социально-экономическая роль денег в обществе: Материалы IX международной научно-практической конференции / Под науч. ред. А.Ю. Румянцевой, В.А. Фроловой. СПб.: Астерион, 2013. 0,3 п.л.



2. Пути рационального использования средств местного бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга (на примере внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гагаринское) // Социально-экономическая роль денег в обществе: Материалы X международной научно-практической конференции / Под науч. ред. А.Ю. Румянцевой, В.А. Фроловой. СПб.: Астерион, 2013. 0,4 п.л.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница