Финансовое оздоровление




Скачать 226.4 Kb.
Дата28.04.2016
Размер226.4 Kb.
"Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 31
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КАТЕГОРИИ

"ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ" ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье рассмотрена категория "финансовое оздоровление", которая в настоящее время не имеет методологического обоснования, ограничивается ее трактовкой только как процедуры в условиях банкротства. Выделены основные теоретические подходы к понятию "финансовое оздоровление" предприятий: нормативно-правовой, финансово-экономический, психологический, структурно-технологический. Доказано, что изменение концептуальных основ при определении финансово-экономического содержания финансового оздоровления может способствовать сокращению числа убыточных предприятий.
Одной из важнейших составляющих ускоренного экономического роста в России является восстановление платежеспособности убыточных предприятий, которых по данным Федеральной службы государственной статистики в 2008 г. насчитывалось более 38,2%. По итогам 2007 г. в отношении 19 238 организаций открывалось конкурсное производство с последующей ликвидацией, и только в 44 случаях дело банкротстве прекращалось в связи с погашением задолженности и восстановлением платежеспособности [14].

Существующая в стране арбитражная практика финансового оздоровления предприятий не является эффективным рыночным механизмом. Это связано с отсутствием научно-методологических подходов к определению сущностного содержания данного понятия и разработанной на основе этого целостной программы финансового оздоровления предприятий и достижения долгосрочной финансовой устойчивости. В связи с этим целью данного исследования и является определение теоретико-методологических подходов к финансовому оздоровлению предприятий как комплексному понятию, не ограниченному только условиями банкротства.

Впервые в официальном правовом поле термин "финансовое оздоровление" был использован в Федеральном законе от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" [11]. Без определения данного понятия в ст. ст. 7 - 10 финансовое оздоровление кредитной организации предусматривает меры: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами в восьми формах; изменение структуры активов в пяти вариантах и структуры пассивов кредитной организации; изменение организационной структуры кредитной организации пятью способами.

Несколько позднее совместным Приказом от 28.06.2001 Минэкономразвития России N 211 и ФСФО России N 295 (в Приложении 2) была утверждена Типовая структура программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации.

В разд. 10 "Финансовый план" указано: "В этом разделе необходимо привести доказательство финансового эффекта проводимых мероприятий и реальности финансового оздоровления организации. Должны быть определены потребности рынка в том или ином виде продукции, ее объеме и цене, а также возможности организации по выпуску продукции в соответствии с планируемыми направлениями оздоровления и производственными возможностями... Должны стыковаться ожидаемые финансовые потоки, поступающие от реализации товаров, работ, услуг, с налоговыми и иными обязательными платежами, а также с потребностями предприятия в материально-техническом обеспечении и иными затратами" [3].

Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" установил в ст. 1 правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. Несмотря на использование термина непосредственно в названии данного Закона, в самом тексте понятие "финансовое оздоровление" не получило разъяснения.

О финансовом оздоровлении говорится косвенно (ст. 2) при определении программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей как о комплексе мер, направленных на выработку всеми кредиторами единых условий проведения реструктуризации долгов в целях улучшения финансового состояния должника [13].

Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) N 127-ФЗ официально ввел понятие финансового оздоровления как арбитражной процедуры банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 27) [12]. По своей основной цели (восстановление платежеспособности должника и погашение его задолженности перед кредиторами) данная процедура сходна с такими арбитражными процедурами, как внешнее управление и мировое соглашение. Законом предусмотрен определенный порядок финансового оздоровления несостоятельного предприятия.

В целом следует сделать вывод, что нормативно-правовой подход к определению финансового оздоровления является достаточно узким и ограниченным. Во-первых, он предлагает улучшение финансового состояния предприятия уже в состоянии его глубокого кризиса (банкротства). Во-вторых, по содержанию, изложенному в Федеральном законе о банкротстве (несостоятельности), данную процедуру можно охарактеризовать как пассивную. В-третьих, четкого определения финансового оздоровления как экономической категории так и не дано. Неясно также, на что конкретно направлено финансовое оздоровление: на ликвидацию банкротства, несостоятельности или неплатежеспособности. Попытаемся разграничить эти понятия.

В соответствии с российским Законом о банкротстве (ст. 2) термины "несостоятельность" и "банкротство" являются синонимами, при этом под ними понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворять требованиям кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанности по уплате неукоснительных платежей.

Исторически сложилось так, что под несостоятельностью понималась удовлетворенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. При этом в большинстве стран термин "банкротство" применяется для описания уголовно-правовой стороны несостоятельности, инкорпорирован в уголовные кодексы и используется только по отношению к физическим лицам.

Несмотря на то что в российском законодательстве термины "несостоятельность" и "банкротство" используются как синонимы, следует отметить, что в Уголовном кодексе РФ предусмотрено только использование термина "банкротство" (фиктивное, умышленное). Кроме того, данный термин вообще чаще используется в нормативных актах РФ.

С экономической точки зрения несостоятельность и банкротство определяются как разные категории. Категория "несостоятельность" содержит в себе категорию банкротства как возможный и конечный варианты своего развития. Категория "несостоятельность" гораздо шире категории "банкротства", так как она не всегда заканчивается банкротством хозяйствующего субъекта.

Если подходить с философской точки зрения, то несостоятельность можно охарактеризовать как состояние или обратимый процесс, а банкротство - как случившийся необратимый факт перемены состояния. К примеру, в США лицо, в отношении которого возбуждены процедуры банкротства, на время производства считается несостоятельным, а после судебного решения может быть признано банкротом.

Таким образом, банкротство - это несостоятельность фирмы-должника, установленная судом неспособность должника платить по долговым обязательствам или оформленная юридически экономическая несостоятельность предприятия.

В промышленно развитых странах банкротство рассматривается как нормальное явление хозяйственной жизни. Там существует понятие "система банкротства". Основным звеном этой системы является объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, который формируется рынком.

В экономической литературе наряду с банкротством и несостоятельностью достаточно часто используются понятие "неплатежеспособность" и система критериев, позволяющих признавать предприятие неплатежеспособным [10] <1>.

--------------------------------

<1> Данное понятие было введено Постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Система критериев, будучи очень несовершенной, используется до сих пор.
По мнению некоторых авторов, неплатежеспособность есть некоторая переменная характеристика, которая может иметь разные градации - от эпизодической до устойчивой (хронической) [2]. То есть неплатежеспособность является количественным критерием несостоятельности предприятий: она может быть как относительной, так и абсолютной.

Причины неплатежеспособности и меры по ее преодолению могут быть также различными. Иногда выделяют стадии неплатежеспособности: скрытая, финансовая неустойчивость, явное банкротство предприятий. Они характеризуется тоже количественными параметрами.

Банкротство является важнейшим элементом механизма рыночного хозяйства. Его значение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц. Финансовое оздоровление же направлено на предотвращение не банкротства, а неплатежеспособности.

Из теории финансов вытекает финансово-экономический подход к финансовому оздоровлению, характеризующий его как комплекс мер, направленных на сохранение текущих и будущих финансов.

Такая постановка вопроса связана с движением финансовых потоков на предприятиях, среди которых различают входящий финансовый поток (поступление денежных средств) и исходящий финансовый поток (выплаты денежных средств). Поток денежных средств хозяйствующего субъекта постоянно находится в движении от покупателей, инвесторов, банков к поставщикам, кредиторам, работникам, учредителям и т.д.

Поскольку в хозяйственном обороте страны финансовые потоки всех субъектов взаимосвязаны и взаимозависимы, можно утверждать, что эти потоки удерживают в состоянии равновесия финансовую систему в целом.

Оптимизация объемов и постоянный баланс денежных потоков достигаются эффективной работой системы управления финансами коммерческой организации. В результате обеспечивается устойчивая платежеспособность предприятий. Напротив, когда имеет место дисбаланс входящего и исходящего финансовых потоков, это приводит к временным, а иногда и к постоянным сбоям и разрывам, платежеспособность хозяйствующего субъекта ухудшается, и тогда необходимо финансовое оздоровление, чтобы ее восстановить [4].

Для регулирования финансовых потоков большое значение имеет управление дебиторской или кредиторской задолженностью, реструктуризация, конвертация и капитализация кредиторской задолженности. К процедурам финансового оздоровления задолженности относятся: отсрочка и рассрочка платежа, зачет взаимных требований, переоформление задолженности в заем, перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные, погашение задолженности имуществом и имущественными правами, продажа долговых обязательств третьим лицам, списание задолженности, погашение ее посредством отчуждения имущества должника [5].

При таком подходе под финансовым оздоровлением предприятия следует понимать процесс восстановления его платежеспособности, ликвидацию дисбаланса входящих и исходящих финансовых потоков с целью достижения финансового равновесия для обеспечения деятельности предприятий.

Данное определение финансового оздоровления делает его похожим на понятие "антикризисное управление". Финансовое оздоровление можно рассматривать как метод финансового антикризисного управления, направленный на предотвращение неплатежеспособности предприятия посредством составления планов и программ финансового оздоровления [1].

В настоящее время ситуация в экономике России осложняется протеканием финансового кризиса, и может ускориться процесс роста неплатежеспособных предприятий. Несмотря на преобладающую в литературе точку зрения об объективной и циклической природе экономических кризисов, мы ее не разделяем. Все кризисы обусловлены в основном субъективными факторами, прежде всего человеческой психологией неуемного обогащения.

Процессы в рыночной экономике протекают под воздействием стремления людей к максимальной норме прибыли, спекуляциям, раздуванию мыльных пузырей (типа недвижимости) и лопаются или приостанавливаются, когда начинает не хватать ресурсов, когда напечатано слишком много денежных знаков и деньги перестают выполнять свои функции. Тогда и начинаются кризисы, которых не было бы, если бы можно было изменить человеческую природу.

Из всего этого следует, что процесс финансового оздоровления напрямую зависит от людей, и его всегда надо начинать с изменения психологии руководителей и персонала компаний. То есть финансовое оздоровление методологически верно рассматривать с точки зрения психологического подхода. Такой подход частично (только с использованием теории заинтересованных лиц) в литературе обосновывается применительно к антикризисному управлению [6].

Его преимущество в том, что он является не последующей реакцией на возникновение кризиса, а превентивным, предусматривающим меры на этапе докризисной диагностики. И эти меры касаются прежде всего людей. Однако следует помнить, что в принципе невозможно изменить психологию людей, если, например, идеология денег признается основной целью общества.

Кризисы невозможны при идеологии коммунизма, так как преобладание государственной собственности не дает возможности значительного обогащения основной части населения, хотя и предоставляет достаточно комфортные условия жизни для номенклатуры и управляющей элиты.

Психологический подход основан на субъективном поведении людей и связан в определенной мере с социально-политической расстановкой сил в обществе. Если в стране, где много убыточных предприятий, не принимается мер на макроуровне и микроуровне по ликвидации неэффективного управления предприятий в силу субъективности человеческого поведения, то неизбежен кризис руководства и организационной культуры. Последствиями этого и является возникающая неплатежеспособность предприятия или, если речь идет о неэффективности управления в масштабе всей страны, системный кризис в стране.

Структурно-технологический подход предполагает, что финансовое оздоровление - это предупреждение кризисных ситуаций с помощью гибких технологий, направленных на инновационное обновление организации. Это также превентивный подход, обусловленный так называемыми технологическими разрывами, т.е. периодами времени, отделяющими господство одной технологии от полной реализации преимуществ другой. Он направлен, кроме того, на предотвращение техногенных катастроф и технологических кризисов. Однако этот подход требует значительных финансовых вложений, хотя и окупается впоследствии. Такой подход в российской экономике к финансовому оздоровлению пока не применяется.

В целом с позиции более широкого подхода финансовое оздоровление представляет собой трансформацию программ и принципов действия организации, направленных на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, снижение издержек производства, рост качества труда, разработку механизма привлечения инвестиционных ресурсов для внедрения новых технологий.

Финансовое оздоровление в широком смысле тождественно понятию санации, которую следует рассматривать иначе, нежели досудебную санацию (в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ). Заметим, что санация в Законе 1992 г. относилась к судебным процедурам, а в Законе 1998 и 2002 гг. является досудебной процедурой.

Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности, применяемые собственником имущества должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности предприятия-должника. Характерно, что в Законе не регламентируются ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением досудебной санации.

Причем сумма выделенных средств должна быть значительной, чтобы ее хватило на погашение денежных обязательств и восстановление платежеспособности должника. По мнению многих специалистов антикризисного управления, данное определение имеет ограниченный характер, поскольку основной целью санации в нем является удовлетворение требований кредиторов, а не развитие предприятия.

Кроме того, зависимость от одного инвестора значительно снижает управленческую маневренность предприятия, и найти крупного внешнего инвестора для неплатежеспособной фирмы очень проблематично. Надежда предприятия только на помощь извне порождает у его руководителей и персонала иждивенческие настроения, снижает мотивацию к самостоятельному поиску путей выхода из кризиса, сужает диапазон возможных действий и направлений антикризисного управления.

Целесообразно использовать более широкое понятие санации, или восстановления (оздоровления), которая может проводиться на любом этапе развития предприятия, в том числе и при процедурах банкротства (финансовом оздоровлении и внешнем управлении). К санации должно быть привлечено как можно больше инвестиционных ресурсов (как внешних, так и внутренних) для периодического пополнения средств и снижения инвестиционного риска.

Процесс финансового оздоровления следует разделить на отдельные процедуры (не путать с финансовым оздоровлением как процедурой банкротства) <2>. Процедура оздоровления (санации) - это упорядоченная совокупность слабо формализованных, последовательно и параллельно осуществляемых управленческих действий, создающих условия для эффективного оздоровления предприятия.

--------------------------------

<2> Понятие "процедура" отличается от понятия "технология" меньшей степенью регламентации деятельности, ее подетального и пооперационного разделения, значительной вариативностью мероприятий и разнообразием организационных форм.
Каждая процедура способствует достижению определенной цели, решению некоторого комплекса задач. Например, можно выделить следующие процедуры: оздоровление инвестиционного потенциала предприятия, разработка программы санации; оздоровление кадрового потенциала. Но для каждого предприятия это будут свои специальные процедуры, учитывающие особенности его развития. В приводимой таблице выделены внутренние механизмы финансового оздоровления.
Внутренние механизмы финансового оздоровления,

соответствующие основным этапам его осуществления


Этап финансового
оздоровления


Оперативный
механизм


Тактический
механизм


Стратегический
механизм


Устранение
неплатежеспособности


Система мер,
основанная на
принципе
"отсечения
лишнего"


-

-

Восстановление
финансовой
устойчивости


-

Система мер,
основанная на
использовании
принципа "сжатия
предприятия"


-

Обеспечение
финансового
равновесия в
длительном периоде


-

-

Система мер,
основанная на
использовании модели
устойчивого
экономического роста



Источник: Антикризисное управление: Учеб. пособие / Под ред. К.В. Балдина. М., 2007. С. 203 - 204.
Принцип "отсечения лишнего" определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных видов ликвидных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму). Это возможно за счет ускорения инкассации дебиторской задолженности, снижения периода предоставления коммерческого кредита, снижения размеров страховых запасов ТМЦ, уценки трудноликвидных видов запасов ТМЦ до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации, ускоренной продажи неиспользуемого оборудования и др.

Цель данного этапа финансового оздоровления считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность предприятия, т.е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке временно ликвидирована, хотя и носит отложенный характер.

"Сжатие" предприятия должно сопровождаться мероприятиями как по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов, так и по сокращению необходимого объема их потребления. Прежде всего, это сокращение суммы постоянных и переменных издержек, проведение ускоренной амортизации активной части основных средств с целью возрастания объема амортизационного потока, своевременная реализация выбывающего в связи с высоким износом имущества.

Цель этого этапа считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий его финансовую устойчивость.

Стратегический механизм финансового оздоровления представляет систему мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия в длительном периоде. Этот механизм базируется на модели устойчивого экономического роста, обеспечиваемого основными параметрами его стратегии.

Собственно, именно эти механизмы и следовало бы заложить в программы финансового оздоровления предприятий. Сделать это можно с помощью разработки Федерального закона "О финансовом оздоровлении предприятий" ввиду чрезвычайно сложной ситуации в этой области.

Программа финансового оздоровления предприятий в значительной мере зависит от причин неплатежеспособности предприятий. Следует констатировать, что причины гораздо глубже и серьезнее, чем кажутся на первый взгляд, и кроются отнюдь не в самих предприятиях, а в причинах, приведших их к этому состоянию. Остановимся кратко на этой проблеме.

По логике рыночного хозяйствования неэффективность предприятий в рамках действия рыночных законов спроса и предложения является странным явлением. Однако если проследить исторически, то данное явление легко объясняется.

Дело в том, что экономические преобразования, начавшиеся в России в 1992 г. с разгосударствления собственности, привели к созданию ряда российских акционерных обществ с особой спецификой.

Возникая на основе бывших госпредприятий, организационная форма и методы управления которых были приспособлены к прежней административно-плановой системе, АО до сих пор функционируют, сочетая новые, адекватные акционерному капиталу методы и сохранившиеся старые элементы. При этом формирования нового собственника, более эффективного, чем государство, не произошло.

Собственниками ряда промышленных предприятий в результате залоговых аукционов стали в большинстве случаев бывшие руководители госпредприятий, представители партийной номенклатуры. Как считает (и вполне справедливо) Р. Нуреев, в России проявился феномен власть - собственность, в результате чего часть приватизированных предприятий и неэффективна, и неконкурентоспособна [9].

В этом случае программа финансового оздоровления требует, конечно, ликвидации неэффективного управления и возможного пересмотра результатов приватизации. Такая политика давно проводится в развитых странах.

В Великобритании за деятельностью приватизированных предприятий установлен жесткий постприватизационный надзор [8]. Смысл его заключается в том, что министерства и комитеты пристально следят за тем, как предприятия выполняют обязательства, принятые в результате приватизации; контролируют качество выпускаемой ими продукции, тарифную и инвестиционную политику, вплоть до установления нормы прибыли.

В России понятие постприватизационного надзора не установлено ни в одном законодательном федеральном и региональном акте, а управление предприятиями осуществляется только косвенными методами - через налоги. При вмешательстве государства оздоровление предприятий может произойти при смене собственника. Причем таких предприятий в настоящее время большинство.

Другой причиной неплатежеспособности, характерной именно для российской экономики, является неоптимальная структура затрат предприятий, обусловленная искусственным завышением издержек в отраслях добывающей промышленности. Ввиду высоких цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы предприятиям приходится сокращать затраты на оплату труда и амортизацию. А с устаревшим оборудованием и низкооплачиваемой рабочей силой весьма трудно стать конкурентоспособным. Финансового оздоровления в этом случае можно достичь за счет введения контроля за динамикой затрат на рубль товарной и реализованной продукции и ликвидации инфляции издержек.

Налоговая система является третьей основной причиной неплатежеспособности предприятий, которые имеют всегда несколько балансов и отчетов о прибылях и убытках, т.е. живут "в тени". О налоговой российской системе, ее неэффективности много пишут и говорят, но проблема с каждым годом усугубляется. Финансовое оздоровление многих предприятий произойдет автоматически при изменении концептуальных подходов к построению налоговой системы.

Таким образом, неплатежеспособность многих предприятий, их финансовая несостоятельность являются не объективными, а субъективными явлениями, требующими изменений в экономической политике страны. Просматривается политический подход к категории "финансовое оздоровление", узкий или широкий взгляд на которую обусловлен интересами группы влиятельных физических лиц и становлением экономики физических лиц. В такой экономике предприятия вынуждены зачастую принимать решения, противоречащие их собственным интересам и ведущие к их несостоятельности.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Нормативно-правовой подход к финансовому оздоровлению, присутствующий в российской экономике, является достаточно узким и ограниченным. Ни в одном нормативном документе содержание данного понятия не раскрыто. На сегодня финансовое оздоровление определяется как арбитражная процедура банкротства.

2. Не разграничены в российской нормативной практике такие понятия, как "банкротство", "несостоятельность", "неплатежеспособность". Банкротство, как показывает опыт зарубежных стран, не тождественно несостоятельности, а неплатежеспособность является количественным выражением несостоятельности. Финансовое оздоровление применяется по-разному в зависимости от стадии неплатежеспособности: скрытой, финансовой неустойчивости, явного банкротства.

3. Можно выделить несколько методологических подходов в отношении категории "финансовое оздоровление": финансово-экономический, психологический, структурно-технологический, политический.

Финансово-экономический подход трактует финансовое оздоровление как процесс восстановления платежеспособности, ликвидации дисбаланса входящих и исходящих финансовых потоков с целью достижения финансового равновесия для обеспечения деятельности предприятий. Этот подход используется достаточно часто во внутренней деятельности предприятий при финансовом оздоровлении как методе антикризисного управления, направленном на предотвращение неплатежеспособности предприятия посредством составления планов и программ финансового оздоровления.

Психологический подход рассматривает финансовое оздоровление с точки зрения нерационального человеческого поведения, стремления к быстрому обогащению, результатом которого являются финансово-экономические кризисы и кризисные явления. Значение данного подхода состоит в том, что он является превентивным, кризисы можно предотвращать, устранив неэффективное для предприятий поведение людей (и, соответственно, управление). Однако реализация его невозможна при рыночной экономике с ее основной целью максимизации прибыли.

Структурно-технологический подход базируется на инновационном обновлении предприятий, и его можно вполне использовать в условиях прогнозируемой инновационной экономики. Значение этого подхода в том, что хотя он и требует значительных вложений, но впоследствии может привести к значительному экономическому росту.

Политический подход рассматривает различные способы финансового оздоровления в зависимости от причин, вызывающих неплатежеспособность предприятия: нерезультативного управления из-за неэффективного собственника, формирования неоптимальной структуры затрат на производство и реализацию продукции, неэффективной налоговой системы. Это требует изменения финансово-экономической политики на макроуровне для ликвидации данных недостатков, т.е. определения иных, нежели сейчас, концептуальных основ содержания финансового оздоровления.

4. Требуется разработка Федерального закона "О санации и достижении финансового равновесия предприятий", где был бы определен более широкий методологический подход к финансовому оздоровлению, которое может рассматриваться как комплексная санация предприятий; где были бы предложены механизмы финансового оздоровления, изложены основные принципы и выделены внутренние процедуры. Вполне вероятно, это позволит реально снизить количество убыточных предприятий и увеличит количество рентабельных.
Список литературы
1. Антикризисное управление: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.И. Кушлина, А.М. Марголина. М.: Изд. РАГС, 2008. С. 120 - 141.

2. Антикризисное управление: Учеб. пособие / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М.: 2008. С. 58 - 59.

3. Вестник ФСФО РФ. 2001. N 8.

4. Гончаров А.И., Барулин С.В., Терентьева М.В. Финансовое оздоровление предприятий: теория и практика. М.: Ось-89, 2004. С. 12.

5. Захаров В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика: Учеб. пособие. М.: 2007. С. 120 - 124.

6. Зуб А.Т. Антикризисное управление: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 9 - 12.

7. Зуб А.Т., Панина Е.М. Антикризисное управление: Учеб. пособие. М.: "ИД ФОРУМ" ИНФРА-М, 2007. С. 9 - 12, 26 - 29.

8. Нитецкий В.В., Гаврилов А.А. Финансовый анализ в аудите. Теория и практика. М.: Дело, 2001. С. 144.

9. Нуреев Р., Ранов А. Россия: неизбежна ли деприватизация? // Вопросы экономики. 2002. N 6. С. 4 - 31.

10. О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 N 498.

11. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 9, ст. 1097.

12. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 43, ст. 4190.

13. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Федеральный закон от 09.07.2002 // СЗ РФ. 2002. N 28, ст. 2787.

14. http//www.arbitr.rii/news/total/index.itin.
М.А.Салпагаров

Аспирант кафедры

финансов и отраслевой экономики

Российская академия

государственной службы

при Президенте РФ

Подписано в печать

02.11.2009


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница