Финансовый мониторинг как система нейтрализации риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов




Скачать 301.66 Kb.
Дата05.05.2016
Размер301.66 Kb.

На правах рукописи




КОСЮК АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ


ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК СИСТЕМА НЕЙТРАЛИЗАЦИИ РИСКА ВОВЛЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

В ЛЕГАЛИЗАЦИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Специальность: 08.00.10


«Финансы, денежное обращение и кредит»


АВТОРЕФЕРАТ




диссертации на соискание ученой степени


кандидата экономических наук

Москва – 2011

Диссертация выполнена на кафедре «Мировая экономика и международные финансы» Академии труда и социальных отношений.
Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор

Бурлачков Владимир Константинович.

Официальные оппоненты – доктор экономических наук, профессор

Андрюшин Сергей Анатольевич,

кандидат экономических наук, доцент



Игнатова Наталья Алексеевна.

Ведущая организацияМосковский городской университет

управления Правительства Москвы.
Защита состоится «08» декабря 2011 г. в 12-00 час. на заседании Диссертационного совета Д 602.001.03 по присуждению ученой степени кандидата экономических наук при Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 90, аудитория 222.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии труда и социальных отношений.

Автореферат разослан «07» ноября 2011 г.




Ученый секретарь

Диссертационного совета Д 602.001.03

кандидат экономических наук,

доцент




В.Т. Стрейко


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Риск вовлечения коммерческих банков в процессы легализации преступных доходов существует не только на международном уровне, но и в России. Данный риск особенно опасен для отечественной банковской системы, так как ведет к потере деловой репутации кредитных организаций и соответственно препятствует расширению деятельности российских банков на мировых финансовых рынках.

Нарастание социально-экономических угроз, связанных с риском вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов, вызывает необходимость создания эффективной системы банковского финансового мониторинга для нейтрализации этого риска.

В системе финансового мониторинга в зарубежных странах основное внимание уделяется риску легализации криминальных доходов на стадии их размещения непосредственно в коммерческих банках. Именно данная фаза легализации преступных доходов является наиболее уязвимой как для государственного, так и для внутреннего банковского финансового мониторинга. Целью государственного финансового мониторинга является противодействие легализации преступных доходов в экономике в целом, а цель банковского финансового мониторинга – предупреждение процессов легализации в банковской системе и непосредственно в каждой кредитной организации. Поэтому нейтрализация риска вовлечения в легализацию доходов, полученных преступным путем, имеет в коммерческих банках особое значение. Эффективность финансового мониторинга легализации незаконных доходов зависит от того, в какой мере она обеспечивает прозрачность деятельности кредитных организаций и минимизирует банковские риски, связанные с легализацией, важнейшим из которых является риск потери деловой репутации.

Для отечественных банков проблема использования финансового мониторинга как системы нейтрализации риска, связанного с легализацией преступных доходов, возникла относительно недавно и потому мало изучена. Кроме того, продолжают оставаться на весьма высоком уровне и такие традиционные банковские риски, как кредитные, инвестиционные, рыночные, которые также могут быть непосредственно связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем. В связи с этим возникает необходимость совершенствования методов и инструментов финансового мониторинга в коммерческих банках, определения направлений его развития и конкретных мероприятий, направленных на нейтрализацию риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов, негативно влияющего на деятельность коммерческих банков и стоимость банковского бизнеса.

Актуальность темы данного исследования связана также с тем, что различные виды финансовой преступной деятельности распространяются быстрыми темпами с использованием возможностей финансовой глобализации и либерализации мировых финансовых рынков.

Главной особенностью преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, является то обстоятельство, что их целью является не только продолжение финансирования криминальной деятельности, но и ее расширение в финансовой сфере. При этом банковский сектор становится все более привлекательным не только для обычного, но и виртуального мошенничества благодаря внедрению финансовых инноваций и интенсификации электронных денежных расчетов.

Данные обстоятельства предопределяют необходимость теоретического осмысления направлений совершенствования финансового мониторинга как системы, призванной повышать результативность управления банковскими рисками, связанными с легализацией преступных доходов. Важна также разработка практических мер по нейтрализации риска вовлечения коммерческих банков в легализацию доходов, полученных преступным путем.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью:

– разработки методологических основ функционирования системы финансового мониторинга в целях нейтрализации риска легализации преступных доходов в банковской сфере;

– анализа современных тенденций формирования и развития системы финансового мониторинга, призванного предупреждать риск вовлечения российских коммерческих банков в легализацию преступных доходов;

– определения и классификации финансовых методов анализа деятельности банковских клиентов при их идентификации и проведении ими операций;

– разработки практических рекомендаций по применению финансовых методов для нейтрализации риска легализации преступных доходов.



Степень научной разработанности проблемы. Исследование осуществления финансового мониторинга для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, нашло отражение в трудах российских и зарубежных ученых: С.А. Андрюшина, А.Б. Басса, А.Ю. Викулина, Э.А. Вознесенского, А.В. Городецкого, М.А. Давтяна, В.А. Зубкова, М.В. Каратаева, Л.В. Крыловой, Р.Н. Марченко, В.Н. Мельникова, В.М. Мирошниченко, А.Г. Мовсесяна, А.В. Молчанова, А.В. Морозова, И.Н. Рыковой, С.К. Осипова, М.М. Прошунина, В.К. Сенчагова, С.В. Степашина, Г.А. Тосуняна, А.Г. Хабибулина, С.А. Чернецова и других, а также зарубежных авторов: Г. Гроссмана, П. Гутмана, Б. Даллаго, В. Гинзбурга, П. Майкла.

Вместе с тем, остаются недостаточно изученными теоретические и методологические аспекты формирования системы нейтрализации риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов; в недостаточном объеме разработаны практические рекомендации по развитию банковского финансового мониторинга как системы, обеспечивающей надзор и предупреждение рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, а также не определены эффективные методы оценки этого риска и его влияния на стоимость банковского бизнеса.



Цель диссертационного исследования состоит в изучении финансового мониторинга как системы нейтрализации риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов и разработке стратегии формирования этой системы в российской банковской практике.

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решались следующие задачи:

– исследовать концептуальные основы финансового мониторинга как системы нейтрализации риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов;

– раскрыть особенности процесса легализации доходов, полученных преступным путем, и риска вовлечения в легализацию преступных доходов в банковской системе;

– определить социально-экономические предпосылки и финансовые условия возникновения риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов;

– проанализировать современные тенденции развития финансового мониторинга как системы нейтрализации риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов;

– систематизировать инфраструктуру и инструменты финансового мониторинга как системы нейтрализации риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов;

– дать оценку моделям финансового мониторинга, используемым при нейтрализации риска вовлечения коммерческого банка в легализацию доходов, полученных преступным путем;

– выявить особенности возникновения и проявления риска вовлечения в легализацию преступных доходов в российской банковской системе;

– оценить уровень развития финансового мониторинга как системы нейтрализации риска вовлечения в легализацию преступных доходов в российской банковской практике;

– разработать основные направления совершенствования финансового мониторинга как системы нейтрализации риска вовлечения в легализацию преступных доходов в российской банковской системе.

Область исследования. Диссертация выполнена в соответствии с п. 10.12 «Совершенствование системы управления рисками российских банков» и п. 10.16 «Система мониторинга и прогнозирования банковских рисков» паспорта специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» ВАК РФ.

Объектом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих при нейтрализации риска вовлечения коммерческих банков в легализацию доходов, полученных преступным путем.

Предметом исследования является финансовый мониторинг как система нейтрализации риска вовлечения в легализацию преступных доходов в банковской сфере.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового мониторинга в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и банковских рисков.

Информационными источниками исследования являются официальные документы – кодексы, законы, подзаконные нормативные акты, аналитические материалы Федеральной службы по финансовому мониторингу, статистические данные Банка России, материалы международных финансовых институтов и органов высшего финансового контроля (надзора), включая Группу контроля финансовой деятельности (ФАТФ), экспертные оценки и результаты мониторинга.

Научная новизна проведенного исследования состоит в структурировании теоретических подходов и разработке комплекса практических мер по развитию финансового мониторинга как системы нейтрализации риска вовлечения в легализацию преступных доходов в российской банковской практике в современных условиях.

Наиболее существенные результаты, содержащие научную новизну, состоят в следующем:

– разработана теоретическая концепция финансового мониторинга как системы нейтрализации риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов, включающая его трактовку как совокупности элементов финансовых отношений, связанных с движением денежных потоков в сфере действия риска легализации преступных доходов; раскрыты информационно-аналитическая и контрольная функции финансового мониторинга как финансовой категории; выявлены такие факторы повышения роли финансового мониторинга в управлении банковскими рисками, связанными с легализацией преступных доходов, как нарастание угроз финансовой безопасности, усложнение мировой финансовой системы и ее нестабильность, либерализация движения капитала, доступность операций в оффшорных зонах;

– выявлены подходы к разработке стратегии финансового мониторинга в коммерческом банке и определены методы ее реализации, включающие методы оценки и нейтрализации риска легализации преступных доходов, подразделяемые на административные и экономические;

– выявлены объективные и субъективные предпосылки и финансовые условия возникновения риска вовлечения кредитных организаций в легализацию преступных доходов как глобальные и локальные (макро- и микроэкономические), определены особенности легализации криминальных доходов в коммерческих банках и ее социальные последствия;

– определен перечень финансовых мер, обеспечивающих эффективный и целостный финансовый мониторинг риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов и состоящих в создании условий своевременного выявления и пресечения попыток недобросовестных клиентов кредитных организаций использования при проведении банковских операций денежных средств криминального происхождения;

– доказано, что финансовый мониторинг как система нейтрализации риска, связанного с легализацией преступных доходов, предоставляет возможности не только для наращивания интеллектуальной собственности в виде «ноу-хау» и эффективных инструментов для недопущения вовлечения банков в негативные процессы легализации, но и обеспечения прироста стоимости банковского бизнеса;

– выявлены особенности возникновения риска легализации преступных доходов в современной России: глобальные, международные и национальные; разработаны специфические методы нейтрализации риска, связанного с вовлечением кредитных организаций в процессы легализации, и предложена модель финансового мониторинга, адекватная уровню развития российской банковской системы.



Практическая значимость исследования состоит в разработке:

– модели финансового анализа деятельности клиентов коммерческих банков как эффективного инструмента оценки вероятности их причастности к легализации доходов, полученных преступным путем, включающей выявление «фирм-однодневок», направлений и интенсивности движения потоков денежных средств от производственной, финансовой и инвестиционной деятельности и деловой активности;

– модели оценки риска легализации преступных доходов и результативности функционирования системы финансового мониторинга в коммерческих банках, позволяющей определить общий уровень риска как совокупности рисков состава собственников банка, некачественной идентификации клиентов и их контрагентов, банков-корреспондентов и сомнительных операций;

– метода оценки влияния финансового мониторинга как эффективной системы нейтрализации риска легализации преступных доходов на стоимость бизнеса коммерческого банка, основанного на прогнозном анализе возможного повышения уровня деловой репутации кредитной организации, способствующей привлечению новых клиентов, инвесторов, вкладчиков, высококвалифицированного персонала; поддержанию более высокой маржи по банковским операциям;

– карты финансового мониторинга, обеспечивающей контроль эффективной нейтрализации риска вовлечения кредитной организации в легализацию преступных доходов.

Апробация работы и использование результатов. Разработанные и обоснованные в проведенном исследовании выводы и рекомендации могут быть использованы Федеральной службой по финансовому мониторингу, российскими кредитными организациями для целей повышения результативности деятельности по анализу, систематизации и обобщению поступающей информации о сомнительных операциях, выявлению финансовых схем с признаками легализации преступных доходов.

Методологические и практические разработки автора, полученные в ходе исследования, приняты к практическому использованию в деятельности ООО «Свисс Прайвет Сейвингс», а также предложены к внедрению в практику финансового мониторинга в российских коммерческих банках АПБ «Солидарность» (ЗАО) и АКБ «Московский индустриальный банк» (ОАО). Исследование также может быть использовано учебными заведениями при преподавании финансовых дисциплин и проведении научных исследований.



Публикации. Основные положения и выводы опубликованы в научных статьях общим объемом 4,3 п. л.

Логика и структура работы. Цель, задачи и логика исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Разработана теоретическая концепция финансового мониторинга как системы нейтрализации риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов, включающая его трактовку как совокупности элементов финансовых отношений, связанных с движением денежных потоков в сфере действия риска легализации преступных доходов; раскрыты информационно-аналитическая и контрольная функции финансового мониторинга как финансовой категории; выявлены такие факторы повышения роли финансового мониторинга в управлении банковскими рисками, связанными с легализацией преступных доходов, как нарастание угроз финансовой безопасности, усложнение мировой финансовой системы и ее нестабильность, либерализация движения капитала, доступность операций в оффшорных зонах.

Специфическим объектом финансового мониторинга являются информационные факты о реальных или потенциальных характеристиках денежных потоков, опосредующих финансовые отношения экономических субъектов. Правомерность таких потоков обеспечивается их соответствием сложившимся в деловой практике объемам перечисляемых денежных средств и направлениям их движения, а также действующему национальному законодательству, нормам международного права, подзаконным нормативно-правовым актам, внутренним стандартам кредитных организаций.

Как организационная структура финансовый мониторинг включает глобальные и локальные элементы. Глобальный финансовый мониторинг позволяет оценивать состояние международной финансовой безопасности. Локальные элементы финансового мониторинга включают национальные и региональные системы финансового мониторинга.

С институциональной точки зрения система финансового мониторинга представляет совокупность всех субъектов – участников процесса противодействия риску вовлечения в легализацию преступных доходов.

С экономической точки зрения система финансового мониторинга представляет совокупность экономических отношений, в которые вступают экономические субъекты по поводу противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

С функциональной точки зрения система финансового мониторинга включает совокупность форм, методов, способов непрерывных наблюдений и анализа полученной информации в целях противодействия легализации преступных доходов.

Функции финансового мониторинга опосредуются сплошным предварительным, текущим и последующим непрерывным наблюдением всех денежных потоков экономических субъектов, их оценкой, информированием уполномоченных органов, а также изучением направлений деятельности клиентов и действий служащих кредитных организаций.

В контексте предупреждения легализации преступных доходов сущность банковской системы финансового мониторинга можно сформулировать следующим образом: система финансового мониторинга в коммерческих банках – это непрерывное наблюдение, оценка, анализ и прогноз состояния экономических отношений, связанных с движением денежных потоков в сфере действия риска легализации доходов, полученных преступным путем.

Следует выделять мониторинг рисков вовлечения в процессы легализации преступных доходов и мониторинг в сфере движения финансовых потоков экономических субъектов, в отношении которых осуществляются сбор и анализ информации.

Многообразие и сложность финансовых отношений обусловливают специфику объекта и предмета банковского финансового мониторинга. Специфическим объектом финансового мониторинга является процесс противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Предметом финансового мониторинга в коммерческих банках являются финансовые потоки.

В силу своей специфичности финансовый мониторинг в банковской сфере должен рассматриваться как специфическая форма финансового контроля, являющегося инструментом нейтрализации риска легализации преступных доходов в кредитной организации и как самонастраивающаяся система управления специфическим риском, функционирующая в условиях нарастания угроз вовлечения банков в процессы легализации преступных доходов.

Модель функционирования системы финансового мониторинга в российской банковской системе представлена на рис. 1.





Рис. 1. Модель системы финансового мониторинга в российской банковской системе
Система финансового мониторинга в кредитных организациях для достижения успеха в своей деятельности должна функционировать на принципах непрерывности, прогнозирования; плановости, устойчивости, активности. Данные принципы построения системы финансового мониторинга призваны обеспечить выполнение ее основных функций (административно-распорядительной, учетно-контрольной: информационно-аналитической, организационно-управленческой).

2. Выявлены подходы к разработке стратегии финансового мониторинга в коммерческом банке и определены методы ее реализации, включающие методы оценки и нейтрализации риска легализации преступных доходов, подразделяемые на административные и экономические.

В зависимости от возможных финансовых потерь банки могут разработать несколько стратегий финансового мониторинга для нейтрализации риска вовлечения в процессы легализации. Стратегия финансового мониторинга при высоком риске адекватна риску вероятности потерь от вовлечения в процессы легализации и характерна для банков, которые имеют предрасположенность к проведению доходных, но рискованных операций и могут сознательно принимать решения об обслуживании клиентов, целью которых может быть легализация преступных доходов. Стратегию финансового мониторинга при умеренном риске возможной легализации преступных доходов выбирают банки, использующие принцип «оптимального соотношения» между доходностью и риском проводимых операций. Кредитные организации, придерживающиеся этой стратегии, могут отказать клиентам в проведении доходных, но рискованных операций в рамках финансового мониторинга, призванного нейтрализовать риск легализации преступных доходов. Стратегия минимизации риска при низком уровне вероятности легализации криминальных доходов предполагает, что банки стремятся ограничить объемы и количество операций клиентов, которые относятся к повышенному уровню риска и могут вовлечь кредитную организацию в процессы легализации преступных доходов.

Для определения уровня риска легализации преступных доходов и рисков, связанных с возможными целями легализации, необходимо использовать следующие методы их оценки: метод мониторинга сомнительных намерений клиента на стадии его идентификации; метод оценки заинтересованности банка в отношениях с клиентами с учетом уровня риска легализации ими преступных доходов; методы оценки рисков при проведении операций с клиентами, отнесенными к группе высокого риска вовлечения в процессы легализации преступных доходов.

В качестве методов нейтрализации риска, связанного с легализацией преступных доходов, можно выделить административные и экономические. К административным методам можно отнести отказ от риска вовлечения банка в легализацию преступных доходов и метод передачи (трансферта) этого риска. Метод непринятия риска основан на отказе банка от установления договорных отношений с клиентами, в отношении которых есть информация об их связях с теневой экономикой и проведении ими сомнительных операций с целью легализации преступных доходов. Метод передачи (трансферта) риска основан на принципе информирования уполномоченного органа обо всех операциях, формально или явно являющихся подозрительными.

Исходя из теоретико-методологической концепции необходимости нейтрализации риска легализации преступных доходов выделены две основные группы банковских рисков:


  1. Управляемые банковские риски. К данной категории следует относить большинство типичных банковских рисков: риск ликвидности, кредитный, инвестиционный, рыночный риски. Чем выше уровень этих рисков, тем большую прибыль может получить банк. Поэтому в целях ограничения указанных рисков используются нормы пруденциального надзора, а в целях управления – система финансового контроля с использованием диверсификации, страхования, нормирования, хеджирования.

2. Риски, подлежащие нейтрализации. К этой категории следует относить такие риски, которые не должен допускать банк, ценящий свою деловую репутацию: риск вовлечения в легализацию преступных доходов и финансирование терроризма; операционный риск и риск потери деловой репутации банка.

Риски второй группы неизбежно ведут к финансовым потерям от штрафов, оттоку клиентов и акционеров, снижению стоимости бизнеса кредитной организации, отзыву лицензий на проведение операций и в конечном итоге к прекращению банковской деятельности (рис. 2).





Рис. 2. Классификация банковских рисков с точки зрения возможного управления ими
3. Выявлены объективные и субъективные предпосылки и финансовые условия возникновения риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов как глобальные и локальные (макро- и микроэкономические), определены особенности легализации криминальных доходов в коммерческих банках и ее социальные последствия.

К основным объективным предпосылкам риска легализации преступных доходов следует отнести: глобальную финансово-экономическую либерализацию; появление новых технологий в мировой финансово-кредитной и валютной системах; преступное «предпринимательство»; создание свободных экономических и оффшорных зон; а также рост операций, непосредственно связанных с финансово-экономическими преступлениями (банковское мошенничество; обман в сфере вложений в ценные бумаги; умышленное банкротство; фиктивные лотереи). К субъективным предпосылкам риска легализации преступных доходов можно отнести: либерализацию на мировых и отечественных рынках, протекции возвращению капиталов и стимулирование иностранных инвестиций, отмену валютных ограничений и отсутствие валютного контроля, необоснованно широкое соблюдение коммерческой и банковской тайны.

Финансовые условия, способствующие вовлечению банков в легализацию преступных доходов, можно классифицировать как глобальные и локальные (макро- и микроэкономические). К глобальным финансовым условиям легализации доходов, полученных криминальным путем, относятся: политика расширения экономических свобод на мировых финансовых рынках, которая способствует, при определенных социально-экономических и политических предпосылках, развитию в финансово-экономической области криминальных патологий, связанных с получением этих доходов, их легализацией и дальнейшим легальным инвестированием; возможности использования клиентами банковских счетов в оффшорных и иностранных банках, не выполняющих международные рекомендации по противодействию легализации преступных доходов; появление новых финансовых инструментов и их гибридов; инновационные финансовые технологии, способные не только скрывать сам факт легализации преступных доходов, но и неограниченно расширять их объемы.

К локальным финансовым условиям относятся: чрезмерная либерализация денежных потоков в странах, экономики которых остро нуждаются в инвестициях; стимулирование властями притока ранее нелегально вывезенных капиталов, полученных в результате преступной деятельности; финансовая амнистия легализуемых капиталов в странах со слаборазвитой банковской системой.

На уровне коммерческих банков (микроуровень) к основным финансовым условиям легализации преступных доходов можно отнести отсутствие эффективного финансового мониторинга, возможности вовлечения сотрудников банка в процессы легализации.

Особенностью современной легализации преступных доходов является ее трактовка как преступления особого рода, поскольку в отличие от традиционных видов криминальной деятельности она состоит из отдельных, допускаемых нормативно-правовыми актами финансовых операций.



4. Определен перечень финансовых мер, обеспечивающих эффективный и целостный финансовый мониторинг риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов и состоящих в создании условий для своевременного выявления и пресечения попыток недобросовестных клиентов кредитных организаций использования при проведении банковских операций денежных средств криминального происхождения.

Реализация финансовых мер предупреждения и нейтрализации риска вовлечения в легализацию преступных доходов позволяет финансовому мониторингу в коммерческих банках служить важнейшим средством борьбы с организованной преступностью и снижать масштабы теневой экономики. К основным финансовым мерам, осуществляемым в рамках системы банковского финансового мониторинга, можно отнести: (1) установление требований по идентификации клиентов с обязательным анализом их деятельности; (2) регистрацию подозрительных банковских операций; (3) контроль операций с денежными средствами, ценными бумагами, с имуществом, имущественными правами; анализ и регистрацию таких операций и материалов по ним; (4) расширение перечня организаций, осуществляющих банковские операции, включающего хозяйствующих субъектов, учреждения связи, игорные заведения; (5) обоснованное ограничение коммерческой и банковской тайны; (6) установление ограничений на финансовые операции с наличными денежными средствами; (7) введение категорий подозрительных банковских операций, подлежащих мониторингу; (8) установление обязанности банковских служащих сообщать уполномоченному органу финансового мониторинга о незаконных, подозрительных или сомнительных операциях и операциях, требующих особого контроля; (9) иммунитет работников банков, осуществляющих финансовые операции, от ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

Использование указанных финансовых мер, направленных против легализации незаконно полученных доходов, позволяет оценивать схемы, технологии и иные характеристики нелегальных финансовых операций; выявлять должностных лиц и специалистов, оказывающих услуги преступным элементам, на основе неформальных соглашений; раскрывать каналы легализации преступных доходов, что дает возможность контролировать все финансовые стадии криминального экономического цикла; отслеживать направления движения преступных доходов, передачи прав собственности на имущество, а также выявлять операции купли-продажи товаров и услуг на нелегальных рынках. Модель процесса финансового мониторинга по сомнительным операциям клиентов представлена на рис. 3.



Рис. 3. Модель процесса финансового мониторинга по операциям клиентов

5. Доказано, что финансовый мониторинг как система нейтрализации риска, связанного с легализацией преступных доходов, предоставляет возможности не только для наращивания интеллектуальной собственности в виде «ноу-хау» и эффективных инструментов для недопущения вовлечения банков в негативные процессы, но и обеспечения прироста стоимости банковского бизнеса.

Нейтрализация риска легализации преступных доходов является обязательным условием приращения стоимости банковского бизнеса.

Оценка и своевременное предупреждение этого риска позволяют: повышать уровень деловой репутации кредитной организации, расширять клиентуру, привлекать инвесторов и вкладчиков, высококвалифицированный персонал; поддерживать более высокую маржу по банковским операциям и стоимость собственных акций; расширять стратегические возможности, в частности, стратегии защиты от конкурентов; реализовывать конкурентные преимущества.

В периоды рыночной нестабильности, характерные для цикличного развития рыночной экономики, кредитным организациям необходимо усиливать контроль за деятельностью клиентов, которые могут активизировать стремление вовлечь коммерческие банки в процессы легализации преступных доходов. Российские банки, уличенные в проведении сомнительных операций и легализации преступных доходов, столкнулись с проблемой не только финансовых потерь, но и с отзывом лицензий на осуществление банковской деятельности и потерей банковского бизнеса. Поэтому коммерческие банки, заинтересованные в эффективном финансовом мониторинге в целях поддержания своей деловой репутации, могут тем самым воздействовать на темпы роста капитала банка и соответственно на доходы акционеров. Так как коммерческие банки функционируют в сфере финансовых услуг, т. е. в сфере нематериальных активов, то рост уровня их деловой репутации, в том числе благодаря наращиванию интеллектуальной собственности, направленной на нейтрализацию риска вовлечения в процессы легализации преступных доходов, становится важнейшей движущей силой наращивания стоимости банковского бизнеса.



6. Выявлены особенности возникновения риска легализации преступных доходов в современной России: глобальные, международные и национальные; разработаны специфические методы нейтрализации риска, связанного с легализацией преступных доходов, и предложена модель финансового мониторинга, адекватная российской банковской системе.

Специфика экономических предпосылок риска легализации преступных доходов в России проявляется на всех уровнях его возникновения. Глобальные экономические предпосылки связаны со вступлением России в глобальную мировую финансово-экономическую систему, которое не только имеет свои положительные стороны, способствующие экономическому развитию, но и расширяет возможности для ведения нелегального и криминального бизнеса и легализации преступных доходов. Например, зарегистрировав в разных странах собственные компании, экономические субъекты могут продавать и перепродавать произведенный на территории России товар по выгодным для себя ценам и расширять теневой сектор экономики, реинвестируя легализованные доходы под видом отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику.

Международные экономические предпосылки в виде налаженных связей между отдельными экономическими субъектами в соседних или традиционно экономически сотрудничающих между собой странах позволяют вуалировать преступный бизнес и легализовать полученные от него доходы. Примером такой международной «интеграции» могут служить использование оффшорных зон для регистрации фирм-партнеров, криминальная торговля и совместный преступный бизнес на постсоветском пространстве.

К современным национальным экономическим предпосылкам риска вовлечения банков в легализацию криминальных доходов можно отнести коррупционные связи между участниками процесса легализации; отсутствие свободной конкуренции и действенного контроля законности бизнеса, экспорта и импорта; несовершенство налогового законодательства и недостаточный налоговый контроль; значительные масштабы теневой экономики; высокий удельный вес наличных денег в обращении (25% к объему денежной массы) при низком коэффициенте монетизации экономики (около 40%); спекулятивные процентные ставки по кредитам; недостаточный уровень развития банковской системы и секторов финансового рынка.

Одной из главных субъективных предпосылок легализации преступных доходов в России является распространение криминальных способов ведения бизнеса, осуществление незаконных внутренних и международных финансовых операций.

Указанные предпосылки легализации преступных доходов требуют от системы банковского финансового мониторинга разработки специфических методов нейтрализации риска, связанного с вовлечением кредитных организаций в процессы легализации. Однако в настоящее время в отечественной практике сложились только три основных модели противодействия легализации преступных доходов при проведении подозрительных операций: модель автоматического направления информации в уполномоченный орган («Росфинмониторинг») обо всех операциях, превышающих «пороговую сумму» для каждого вида банковских операций; модель мониторинга, предусматривающая запрет на проведение операций, имеющих признаки подозрительных, без получения разрешительной резолюции службы внутреннего контроля банка; модель финансового мониторинга, сочетающая элементы автоматизированной обработки информации и разрешительных административных процедур при проведении подозрительных операций. К экономическим методам, применяемым для покрытия риска легализации преступных доходов, можно отнести начисление собственных резервов на покрытие возможных финансовых потерь при реализации этого риска и ограничение риска, которое предполагает установление лимитов на параметры проводимых операций. В частности, банк может установить лимит выдачи клиентам наличных денежных знаков через кассу банка или банкомат, лимиты риска для своих структурных подразделений, что позволит поддерживать допустимый уровень риска легализации преступных доходов исходя из совокупного объема принятого ими риска к их совокупным активам или к общему объему проводимых операций. Также могут устанавливаться лимиты по различным видам операций клиентов к общему объему операций и лимиты по каждому клиенту, которые позволят ограничить риск с учетом экономической целесообразности проводимых операций.

Однако исходя из специфики объективных и субъективных предпосылок возникновения риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов, в целях нейтрализации этого риска необходимо проводить тщательный анализ деятельности клиентов, к основным элементам которого следует отнести:

– сопоставление даты регистрации и даты начала коммерческой деятельности клиентов для выявления «фирм-однодневок»;

– анализ денежных потоков от производственной, финансовой и инвестиционной деятельности и определение интенсивности и направлений их движения;

– анализ деловой активности, позволяющий сопоставлять сроки оборачиваемости производственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности; оценка финансового состояния и результатов деятельности.

Изучение этих показателей позволяет выявлять фиктивные финансовые документы, которые клиенты могут предоставлять в коммерческий банк, что вскроет экономический смысл проводимых ими финансовых операций по банковским счетам.

При проведении внутреннего финансового мониторинга риска, связанного с легализацией преступных доходов, следует учитывать:

– особенности управленческой и организационной структуры банка и направлений его деятельности;

– специфику клиентской базы, возможности полной идентификации клиентов и анализа направленности их деятельности;

– уровень рисков, связанных с видами деятельности клиентов и их операциями;

– уровень рисков банков-корреспондентов, недостаточно препятствующих легализации преступных доходов или способствующих ей.

Учет этих показателей позволит определить общий уровень риска легализации преступных доходов в банке (ОРЛ), который можно рассчитать по следующей формуле:

ОРЛ = РС + РИ + РК + РО + РБ, (1)

где ОРЛ – общий уровень риска легализации преступных доходов (по подразделениям и банку в целом);



РС – риск состава собственников банка и их подверженность негативному внешнему влиянию;

РИ – риск некачественной идентификации клиента;

РК – риск контрагента клиента;

РО – риск сомнительной операции клиента;

РБ – риск банка-корреспондента.

Для целей анализа эффективности функционирования системы финансового мониторинга в конкретном банке и банковской системе в целом могут использоваться модели оценки риска вовлечения банка в легализацию преступных доходов на основе статистических данных внутреннего мониторинга и отчета о кассовых оборотах банка (форма № 748) с использованием теории Байеса. Для контроля проводимых банком всех предусмотренных нормативными актами и рекомендациями процедур финансового мониторинга разработана Карта финансового мониторинга, позволяющая анализировать и оценивать уровень результативности мониторинга.

На основе изучения современных теоретических и методологических аспектов финансового мониторинга и зарубежного опыта предупреждения риска вовлечения коммерческих банков в процессы легализации преступных доходов систематизированы стратегические направления развития финансового мониторинга в российских банках, включающие:

– создание специализированных служб финансового мониторинга в коммерческих банках, вырабатывающих стратегию и осуществляющих оперативное управление риском, связанным с легализацией преступных доходов;



  • систему идентификации риска, связанного с легализацией преступных доходов, которому подвержен банк, и оценку возможных финансовых потерь;

  • систему предварительной оценки риска легализации преступных доходов на основе расчета его вероятностных значений;

  • методы анализа и оценки риска, связанного с легализацией преступных доходов, на основе статистических и аналитических показателей, обладающих наилучшими прогнозными и аналитическими свойствами;

  • методы оценки финансовых потерь на основе исчисления размеров потенциального негативного влияния банковского риска, связанного с легализацией преступных доходов;

  • методы нейтрализации риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем;

  • систему информационного обеспечения процесса финансового мониторинга риска, связанного с легализацией преступных доходов;

  • систему оценки и контроля результатов финансового мониторинга риска, связанного с вовлечением банка в процессы легализации преступных доходов.

В рамках обеспечения перспективных направлений совершенствования функционирования финансового мониторинга в российских коммерческих банках разработана модель стратегии развития системы финансового мониторинга, которая представлена в виде совокупности ее основных элементов на рис. 4.



Рис. 4. Модель стратегии развития системы финансового мониторинга

в банковской системе

В данной модели все элементы, формирующие отечественную банковскую систему финансового мониторинга, требуют развития темпами, адекватными высокому уровню риска вовлечения российских коммерческих банков в процессы легализации преступных доходов с учетом национальных особенностей возникновения этого вида риска и социально-экономических последствий при его реализации.


В Заключении диссертации приведены основные выводы и рекомендации.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Публикации в изданиях, содержащихся в Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,

рекомендованных ВАК РФ:


  1. Косюк, А.В. Финансовый мониторинг в банковской сфере: концептуальный аспект / А.В. Косюк // Труд и социальные отношения. – 2010. – № 7. – С. 145–150. – 0,4 п. л.

  2. Косюк, А.В. Финансовый мониторинг как механизм управления банковским риском легализации преступных доходов / А.В. Косюк // Труд и социальные отношения. – 2011. – № 6. – С. 95–100. – 0,4 п. л.

  3. Косюк, А.В. Финансовый анализ в системе нейтрализации риска легализации преступных доходов / А.В. Косюк // Труд и социальные отношения. – 2011. – № 11. – С. 84–89. – 0,4 п. л.


Публикации в других изданиях:
4. Косюк, А.В. Внутренний банковский мониторинг в целях противодействия легализации преступных доходов // Теории мировой экономики : сборник / под ред. С.Ю. Перцевой. – М. : Издательский дом «АТИСО», 2009. – С. 51–57. – 0,4 п. л.

5. Косюк, А.В. Финансовый мониторинг в борьбе с отмыванием преступных доходов в европейских странах: особенности организации и международные формы взаимодействия // Интеграция России в мировую экономику : сборник / под ред. С.Ю. Перцевой. – М.: Издательский дом «АТИСО», 2010. – С. 41–47. – 0,4 п. л.

6. Косюк, А.В., Кузавкова, Л.В., Кругляк, Л.И. Организация финансового мониторинга в России как системы противодействия отмыванию преступных доходов // Теории мировой экономики : сборник / под ред. С.Ю. Перцевой. – М. : Издательский дом «АТИСО», 2010. – С. 48–59. – 0,7 п.л., в т. ч. авторские 0,2 п. л.

7. Косюк, А.В. Внутренний банковский мониторинг в целях противодействия легализации преступных доходов // Теории мировой экономики : сборник / под ред. С.Ю. Перцевой. – М. : Издательский дом «АТИСО», 2010. – С. 244–249. – 0,4 п. л.

8. Косюк, А.В., Кругляк, Л.И. Современные проблемы финансового мониторинга в банковской сфере // Интеграция России в мировую экономику : сборник / под ред. С.Ю. Перцевой. – М. : Издательский дом «АТИСО», 2010. – С. 41–47. – 0,4 п.л., в т. ч. авторские 0,2 п. л.

9. Косюк, А.В. Организация и развитие финансового мониторинга в России как части мировой системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем // Интеграция России в мировую экономику : сборник / под ред. С.Ю. Перцевой. – М. : Издательский дом «АТИСО», 2010. – С. 124–129. – 0,4 п. л.



  1. Косюк, А.В. Повышение результативности финансового мониторинга в банковской сфере в условиях глобализации экономических процессов : сборник научных трудов студентов, преподавателей и аспирантов межвузовской научно-практической конференции «Экономика России в эпоху финансовой глобализации» / под ред. Л.И. Кругляк. – М. : Сборник научных статей. Часть 1. Электронный ресурс: www.mosgu.ru/nauchnaya/ss/conference/040510/ – сайт МосГУ, 2010. – С. 54–63. – 0,6 п. л.

  2. Косюк, А.В. Социально-экономические и финансовые детерминанты риска легализации преступных доходов : сборник научных трудов студентов, преподавателей и аспирантов межвузовской научно-практической конференции «Экономика России в эпоху финансовой глобализации» / под ред. Л.И. Кругляк. – М. : Сборник научных статей. Часть 1. Электронный ресурс: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ss/conference/221210/ – сайт МосГУ, 2010. – С. 79–86. – 0,5 п. л.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница