Финансовый анализ в системе бизнес-планирования




Скачать 97.63 Kb.
Дата09.05.2016
Размер97.63 Kb.



Финансовый анализ в системе бизнес-планирования

Финансовый анализ является важным составным элементом финансовой оценки проекта и представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

Среди основных методов финансового анализа, используемых предприятиями, функционирующими в условиях рыночной экономики, можно выделить шесть следующих методов [1, с. 45]:

- горизонтальный (временной) анализ предполагает сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей финансовой отчетности за определенный период, дать оценку этим изменениям.

- большое значение для оценки финансового состояния имеет вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса, который позволяет судить о финансовом отчете по относительным показателям. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке их динамики с тем, чтобы иметь возможность выявлять и прогнозировать структурные изменения активов и источников их покрытия.

Наиболее распространенным приемом финансового анализа в условиях рыночной экономики является использование различных финансовых коэффициентов. Наиболее распространенными и изучаемыми являются - показатели ликвидности, финансовой устойчивости, доходности и деловой активности.

Платежеспособность предприятия характеризуется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства перед внутренними и внешними партнёрами, а также перед государством. Ликвидность определяется способностью предприятия быстро и с минимальным уровнем финансовых потерь преобразовать свои активы (имущество) в денежные средства.

Для характеристики платежеспособности и ликвидности предприятия в практике финансового анализа чаще всего применяются следующие показатели:

Коэффициент текущей ликвидности. Он показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение предстоящего года. Расчет коэффициента показан в формуле (1):
(1)
Нормативное значение данного коэффициента  2.

Коэффициент быстрой ликвидности. Данный показатель позволяет определить прогнозируемые платёжные возможности предприятия в условиях своевременного проведения расчётов с дебиторами и находится по формуле (2):


(2)
Рекомендуемое значение 0,5-0,8.

Коэффициент абсолютной ликвидности. Это наиболее жёсткий критерий, показывающий, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. Данный показатель определяется по формуле (3):


(3)
Значение этого коэффициента не должно опускаться ниже 0,2.

Под финансовой устойчивостью понимается такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие имеет возможность, свободно маневрируя своими денежными средствами, обеспечивать бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также расширения и модернизации производства. Для характеристики финансовой устойчивости предприятия в практике финансового анализа чаще всего применяются следующие показатели [2, с. 68]:

Одним из важнейших показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является показатель удельного веса общей суммы собственного капитала в итоге всех средств, авансированных предприятию, т.е. отношение общей суммы собственного капитала к итогу баланса предприятия. В практике этот показатель получил название коэффициент автономии. Коэффициент находится по формуле (4):
(4)
Для оценки финансового состояния необходимо произвести анализ, который позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Коэффициенты оборачиваемости активов показывают, насколько быстро сформированные активы оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности предприятия. В определённой степени они являются индикатором его деловой активности.

Коэффициент оборачиваемости активов (капиталоотдачи). Он характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов независимо от источников их образования, то есть показывает, сколько раз за анализируемый период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Коэффициент капиталоотдачи находится по формуле (5):


(5)
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала характеризует различные аспекты деятельности; с финансовой точки зрения, он определяет скорость оборота собственного капитала, с экономической – активность денежных средств, которыми рискует акционер. Данный показатель определяется по формуле (6):
(6)
Коэффициент оборачиваемости основных средств обычно называется фондоотдачей. Показатель фондоотдачи характеризует оборачиваемость основных средств. Чем выше данный коэффициент, тем ниже издержки отчетного года. Данный показатель определяется по формуле (7):
(7)
Заключительным этапом анализа оборачиваемости текущих активов должна стать оценка соответствия условий получения и предоставления кредита. Рост этого показателя свидетельствует о снижении ликвидности. Дебиторская задолженность должна обращаться быстрее, чем кредиторская. В этом случае у предприятия возможен остаток свободных средств.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности находится по формуле (8):


(8)
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности находится по формуле (9):
(9)
Экономическая эффективность деятельности хозяйствующего субъекта выражается показателями рентабельности (доходности).

Рентабельность активов показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения 1 денежной единицы дохода независимо от источников привлечения этих средств и определяется по формуле (10):


(10)
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц прибыли получают в расчёте на 1 единицу затрат собственных средств. Данный коэффициент рассчитывается по формуле (11):
(11)
Рентабельность продаж характеризует долю чистого дохода на 1 тенге от стоимости продукции и находится по формуле (12):
(12)

Ликвидность проекта связана с окупаемостью капитальных вложений, и оценка осуществляется по показателю срока окупаемости (Payback Period, PP). Чем быстрее проект может окупить первоначальные затраты, тем лучше; чем выше ликвидность, необходимая инвестору, тем короче должен быть срок окупаемости. Срок окупаемости рассчитывается по формуле (13):
PP = n, при котором , (13)

где IC – затраты по проекту,

CFt – ожидаемый приток (отток) денежных средств за период t,

n – общий период реализации проекта.

Расчет срока окупаемости зависит от равномерности распределения прогнозируемых денежных потоков (доходов) от реализации проекта. Если эти потоки равномерны по годам, средний срок окупаемости рассчитывается делением вложенного капитала на величину годового дохода, обусловленного им. При неравномерных денежных потоках (когда прибыль распределена неравномерно) срок окупаемости исчисляется прямым подсчетом числа лет, в течение которых первоначальные инвестиции будут погашены кумулятивным доходом. У показателя срока окупаемости есть два существенных недостатка. Во-первых, он не принимает во внимание поступления, возникающие после завершения срока окупаемости проекта. Во-вторых, показатель срока окупаемости игнорирует временной аспект стоимости денег [3, с. 135].

Метод расчета чистой текущей стоимости (NPV) основан на сопоставлении первоначально вложенных инвестиций с общей суммой дисконтированных будущих доходов от этих вложений. Чистая текущая стоимость рассчитывается по формуле (14):



, (14)

где CFt – ожидаемый приток (отток) денежных средств за период t,

n – общий период реализации проекта,

r – цена капитала проекта.

Критерий принятия решений методом NPV одинаков для любых видов инвестиций и предприятий. Если NPV > О, инвестиционный проект следует принять, так как он увеличивает ценность предприятия и благосостояние его владельцев. Если NPV < О, проект следует отвергнуть, так как он уменьшает благосостояние инвесторов и ценность предприятия. Если NPV = 0, проект вряд ли будет привлекательным, поскольку благосостояние владельцев останется на прежнем уровне, что является недостаточным вознаграждением за участие в проекте. Выбор ставки дисконтирования определяет относительную ценность денежных потоков, приходящихся на разные периоды времени, и поэтому является ключевым моментом при расчете NPV [4, с. 148].

Метод расчета индекса рентабельности (Profitability Index, PI) использует ту же информацию о дисконтированных денежных потоках, что и метод NPV. Однако PI является относительным показателем и определяет соотношение первоначально вложенных инвестиций и текущей стоимости будущих доходов проекта. Индекс рентабельности рассчитывается по формуле (15):




,

(15

где IC – затраты по проекту,

CFt – ожидаемый приток (отток) денежных средств за период t,

r – цена капитала проекта.

Очевидно, что если PI = 1, будущие доходы будут равны вложенным средствам, т.е. предприятие ничего не выиграет от анализируемого проекта (эквивалентно NPV = 0). Если PI >1, проект следует принять как обеспечивающий приемлемый для инвестора уровень доходов на единицу затрат, а если PI < 1 - отвергнуть как неэффективный [5, с. 367].

Метод простой нормы прибыли (Accounting Rate of Return - ARR) – рассчитывается по формуле (16):



(16)
где PN – среднегодовая чистая прибыль,

IC - затраты по проекту,

RV – остаточная стоимость проекта.

Метод ARR прост для понимания и включает несложные вычисления, благодаря чему может быть использован для быстрой отбраковки проектов. Однако существенным недостатком является то, что игнорируется не денежный (скрытый) характер некоторых видов затрат (типа амортизационных отчислений) и связанная с этим налоговая экономия; доходы от ликвидации старых активов, заменяемых новыми; возможности реинвестирования получаемых доходов и временная стоимость денег. Метод не дает возможности судить о предпочтительности одного из проектов, имеющих одинаковую простую бухгалтерскую норму прибыли, но разные величины средних инвестиций [6, с. 248].

Метод расчета внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR) основывается на определении значения коэффициента дисконтирования, при котором NPV = 0. Показатель IRR - это норма прибыли, полученная в результате осуществления проекта, при равенстве текущей стоимости будущих доходов и первоначальных затрат. Внутренняя норма доходности рассчитывается по формуле (17):
, (17)
где r1 – значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV(r1)>0,

r2 – значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV(r2)<0.

Экономический смысл показателя IRR для предприятия состоит в возможности принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя цены (стоимости) капитала (WAСС). Именно с показателем WAСС сравнивается IRR: если IRR > WAСС, проект следует принять; если IRR < WAСС, - отвергнуть; при IRR = WAСС проект не является ни прибыльным, ни убыточным [7, с. 177].

Большое значение для установления критерия имеет правильный выбор нужного показателя и точное определение его порогового значения, являющегося для предприятия мерой оценки капитальных вложений. Основная проблема при отборе инвестиционных проектов в портфель заключается в противоречивости этих показателей. Даже при принятии решения в отношении единичного проекта могут возникнуть диаметрально противоположные выводы о приемлемости инвестиций, основанные на том, какой показатель взят за основу. Взаимосвязь между критериями очевидна:

если NPV > 0, одновременно IRR > WAСС и PI > 1;

если NPV < 0, одновременно IRR < WAСС и PI < 1;



если NPV = 0, одновременно IRR = WAСС и PI = 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. – 55 с.

  2. Антикризисное управление: учеб. / Э.А. Уткин. М.: ЮНИТИ-М, 1999. – 314с.

  3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1981. – 365 с.

  4. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 192 с.

  5. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 1999. 260 с.

  6. Бизнес–план фирмы (комментарий, методика составления, реальный пример) / Д.Н.Акуленок, В.П.Буров, В.А.Морошкин, Щ.Л.Ровиков, Москва 1998. – 304c/

  7. Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: практическое пособие / Ю. Н. Лапыгин, Д. Ю. Лапыгин. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2017. – 423 с.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница