Финансовая деятельность государства: административно-правовое исследование




страница1/3
Дата22.04.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2   3


На правах рукописи



Асадов Али Мамедович



ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Специальность 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное право



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Челябинск 2010


Диссертация выполнена на кафедре административного и финансового права НОУ ВПО «Уральский институт экономики, управления и права»


Научный консультант:

доктор юридических наук, профессор

Заслуженный деятель науки РФ



Бахрах Демьян Николаевич


Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор

Панова Инна Викторовна
доктор юридических наук, профессор

Кононов Павел Иванович
доктор юридических наук, профессор

Игнатенко Виктор Васильевич

Ведущая организация:

ВНИИ МВД России

Защита диссертации состоится «18» июня 2010 г. в 14:30 часов на заседании диссертационного совета ДМ.212.298.16 при Южно-Уральском государственном университете по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 149, корп. 4, ауд. 208.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южно-Уральского государственного университета: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 87, корп. 3/д.

Автореферат разослан « 14 » мая 2010 г


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент О. В. Гречкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Финансовая деятельность является неотъемлемой функцией государства с самого начала его возникновения. На определенном этапе развития эта деятельность государства приобретает такой уровень и такое значение, что становится необходимым создание специальных органов, которые обеспечивают деятельность государства в сфере финансов. В России такой этап начинается с реформой Александра I, хотя заметим, что и до этого создавались государственные учреждения подобные Министерству финансов, которые выполняли схожие функции. Так, Петр I Указом от 18 декабря 1708 года учредил Счетную Контору, которая следила за правильным и четким поступлением налогов. С 25 февраля 1773 года функционировала Экспедиция о государственных доходах, а позже, при Павле I, был создан Департамент финансов. Особо следует отметить выдающуюся роль М.М. Сперанского в преобразовании государственного управления финансами в начале XIX века. Именно благодаря его активному участию впервые в России была разработана схема государственного управления финансами. И.Ю. Патлаевский отмечал, что благодаря графу Сперанскому наше финансовое законодательство получило должное место в системе свода законов1.

В современных условиях финансовая деятельность государства во многих странах является высокоэффективным способом регулирования, действуя как инструмент влияния на поведение участников общественных отношений.

В юридической литературе существуют разные подходы к понятию «финансовая деятельность государства». С точки зрения Н.И. Химичевой, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также по обеспечению финансовыми ресурсами деятельности государственных органов. Возникает вопрос: являются ли финансовой деятельностью государства, например, финансовые операции, осуществляемые органом государственной власти, направленные на обеспечение защиты национальной валюты?

В нашем исследовании «финансовая деятельность государства» рассматривается с позиции деятельности органов государственной власти, которые специально созданы для этого.

С целью систематизации и целостного представления финансовой деятельности государства целесообразно определить финансовые органы государственной власти как органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной, хотя в юридической литературе под данным понятием определяют систему финансово-кредитных органов.

На наш взгляд, понятие система финансовых органов полностью охватывает и отражает всю финансовую деятельность государства, что же касается понятия кредит – это лишь разновидность финансовых операций.

Итак, финансовые органы государства – это органы государственной власти специальной компетенции, созданные с целью осуществления финансовой деятельности государства.

Надо полагать, что создание специальных органов государственной власти для обеспечения финансовой деятельности государства не означает, что общегосударственный и ведомственный интересы этих органов автоматически совпадут. Совпадение указанных интересов достигается путем создания административно-правовой системы отношений между органами государственной власти, способствующей адаптации ведомственных интересов общегосударственным. В большинстве стран, включая и СССР, административно-управленческие системы имели строго иерархическую структуру. В результате принятия Конституции Российской Федерации и ряда законов в 90-е годы XX века система финансовых органов государства перестала быть иерархической. Впервые в истории государственной власти России осуществлено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Также впервые в истории России создается двухуровневая банковская система. Возникает вопрос: при отсутствии иерархической системы административных отношений в системе финансовых органов государственной власти (например, между Минфином Российской Федерации и Банком России) с помощью каких административно-правовых конструкций осуществляется адаптация ведомственных интересов финансовых органов власти к общегосударственным для осуществления единой эффективной государственной финансовой политики? Конституция Российской Федерации устанавливает высокий уровень независимости Банка России, происходят фундаментальные структурные изменения в системе финансовых органов государственной власти, в результате которых в системе финансовых органов государства возникают неиерархические структуры.

В данном случае традиционные системные связи — прямые, включающие линейное администрирование (отношения «начальник - подчиненный») и функциональное администрирование (отношения «контролирующий - контролируемый») не применяются. Обнаруживается принципиально новая административно-правовая конструкция – косвенные административные отношения, которая позволяет при сохранении установленного Конституцией Российской Федерации уровня самостоятельности финансовым органам государства формировать эффективно функционирующую систему отношений для достижения определенного баланса ведомственных интересов и их адаптации общегосударственным. Это концептуально иная форма управления (администрирования), которая, как правило, применяется в неиерархических системах. Таким образом, в системе финансовых органов государственной власти под косвенными административно-управленческими отношениями следует понимать властные отношения между независимыми финансовыми органами государственной власти, обеспечивающие баланс ведомственных интересов и адаптацию их единым государственным.

По мнению автора, ключевыми отличительными признаками косвенных административно-правовых отношений являются:



  1. косвенный способ проявления администрирования осуществляется через третью структуру;

  2. степень административно-управленческого взаимодействия между финансовыми органами власти определяется с помощью установления компетенций для третьей структуры;

  3. косвенная форма финансового администрирования осуществляется путем делегирования представителей соответствующих органов в данную структуру;

  4. количество делегированных представителей прямо пропорционально степени административного влияния соответствующего органа.

Косвенные административно-управленческие отношения, характеризующие уровень прозрачности деятельности финансовых органов, способствуют повышению эффективности осуществления финансового контроля.

Косвенная форма государственной административно-управленческой деятельности не должна ограничиваться применением в системе финансовых органов государственной власти. Она является универсальной конструкцией и может быть успешно использована при создании сложных неиерархических систем для обеспечения устойчиво функционирующих системных отношений между независимыми друг от друга органами государственной власти.



Степень научной разработанности темы. Проведенное в данной работе комплексное исследование правового обеспечения организации финансовой деятельности государства на уровне монографии осуществляется впервые.

Вопросы, связанные с финансовой деятельностью государства, исследовались на разных этапах исторического развития. В дореволюционной России данные вопросы были предметом изучения такими известными учеными, как Д. Д. Батюшков, М.М. Боголепов, Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте, Г. Витгерс, А.Н. Гурьев, М.Д. Загряцкий, И.Х. Озеров, М.Н. Соболев, М.М. Сперанский, М.И. Фридман, Ю.Г. Жуковский, Н.И. Лазаревский, В.А. Лебедев, И.И. Кауфман, Н.С. Мордвинов, Д.А. Толстой, Л.Н. Яснопольский и др. В советский период вопросы повышения эффективности функционирования финансовых органов государственной власти являлись актуальными, несмотря на существенные изменения в финансовой системе (например, был ликвидирован частный сектор), что отразилось на характере деятельности органов власти, обеспечивающих реализацию функций государства в сфере финансов.

Существенный вклад в разработку указанных и смежных проблем внесли труды таких известных ученых, как А.П. Алехин, Г.В. Барабашев, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, А.Г. Быков, Ю.В. Герасименко, И.С. Гуревич, А.А. Демин, А.С. Дугенец, С.В. Запольский, И.А. Исаев, М.Л. Коган, Ю.М. Козлов, П.И. Кононов, О.Е. Кутафин, О.А. Красавчиков, Ю.А. Крохина, Б.М. Лазарев, В.В. Лаптев, В.И. Майоров, В.К. Мамутов, В.С. Мартемьянов, В.М. Манохин, В.П. Мозолин, Е.Н. Пастушенко, И.В. Панова, М.И. Пискотин, Н.И. Побежимова, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, В.Е. Севрюгин, Ю.П. Соловей, С.Г. Соловьев, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, Е.С. Фролов, Р.О. Халфина, Н.И. Химичева, В.А. Юсупов и др.

В современных условиях происходящие изменения государственности и, как следствие, организационное обеспечение финансовой деятельности государства органами, специально созданными для этого, вызывают интерес ученых. На анализ поставленной в данной диссертационной работе проблемы в различной степени оказали влияние труды и публикации таких ученых, как О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, В.Н. Руденкин, Е.А. Суханов, Ю.А. Тихомиров, О.М. Олейник, И.В. Рукавишникова, Н.В. Неверова и др.

Особое внимание было уделено трудам отечественных ученых в области общей теории государства и права, а также конституционного права: С.С. Алексеева, А.Н. Кокотова, А.М. Васильева, Г.А. Гаджиева, Д.А. Керимова, И.Ю. Козлихина, Е.В. Колесникова, Н.И. Матузова и др.

При исследовании автор опирался на труды и публикации таких известных отечественных и зарубежных экономистов, как Л.И. Абалкин, А.В. Сидорович, П.Г. Бунич, О.И. Лаврушин, С.С. Шаталин, а также П. Берже, П.М. Годме, К. Гавальда, Э.Д. Долан, Д. Николис, П. Самуэльсон, Ж. Стуфле, Э. Роде, К.Д. Кемпбелл, Р.Д. Кемпбелл, Д.Р. Хикс и др.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере административно-управленческой деятельности финансовых органов государственной власти.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты организационного обеспечения финансовой деятельности государства, а также соответствующие правовые нормы, регулирующие административные правоотношения, и проблемы их формирования в системе финансовых органов государственной власти.

Цель диссертационного исследования – проанализировать административно-правовой аспект финансовой деятельности государства.

Для реализации этой цели в диссертационном исследовании решены следующие задачи:



  1. проанализировано состояние и перспективы развития финансовой деятельности государства и законодательства для приведения их в соответствие;

  2. выявлены причины низкой эффективности функционирования финансовой системы государства;

  3. изучен административно-правовой статус финансовых органов государственной власти;

  4. исследована система взаимодействия финансовых органов государственной власти;

  5. разработана и обоснована новая концепция совершенствования функционирования системы государственного финансового администрирования, направленная на развитие финансовой системы Российской Федерации для укрепления ее позиций в мировой финансовой системе.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные методы, применяемые в экономической, исторической, философской областях, а также такие общественные науки, как теория государства и права, конституционное, административное, финансовое, гражданское, уголовное право и иные научные дисциплины, имеющие отношение к теме исследования.

При работе над диссертацией применен методологический подход, согласно которому прослеживается связь теории и практики в области экономики, управления и права. Также в работе используются такие научные методы анализа как системный, сравнительный, логический. Диссертационное исследование основывается на общетеоретических и специальных трудах ученых в области экономики и права. Проанализировано законодательство в области управления финансами, а также научные труды отечественных и зарубежных ученых.



Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании новой концепции совершенствования национальной системы финансовых органов власти. В рамках данной концепции разработана теория косвенных административных отношений, обосновывающая механизм сбалансированного взаимодействия независимых друг от друга финансовых органов различных ветвей власти, способных осуществлять единую государственную финансовую политику как целостная структура.

Впервые система финансовых органов государственной власти, а так же процесс правового обеспечения организации и управления финансовой системой становятся предметом специального исследования на стыке административно-правовой и финансово-правовой науки и практики.



Проведенное исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:

  1. Анализ исторического опыта создания и развития финансовой системы в России (в частности, история формирования отдельных финансовых органов государственной власти) по сравнению с аналогичными государственными органами зарубежных стран показал, что лишь в 90-е годы XX века (с принятием Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года) возникают условия для формирования системы финансовых органов государственной власти на основе разделения властей, и финансовая система России приобретает сложную многоуровневую неиерархическую структуру.

  2. Понятие финансовой деятельности государства наряду с общепринятыми экономическим и управленческим аспектами имеет юридический аспект, который включает, в частности, организационно-правовое обеспечение формирования, расходования и обращения финансовых ресурсов для функционирования и развития государства. Многие авторы необоснованно упускают из своих определений финансовой деятельности понятия, связанные с правовым обеспечением организации обращения финансовых ресурсов – важнейшего элемента обеспечения финансовой деятельности государства.

  3. В диссертационном исследовании дано определение финансовых органов государственной власти как органов специальной компетенции, созданных с целью осуществления финансовой деятельности государства.

  4. Под системой финансовых органов государственной власти Российской Федерации следует понимать совокупность органов, состоящую из: федеральных финансовых органов государственной власти, включающих федеральные исполнительные финансовые органы (Минфин РФ, Федеральная налоговая служба и т.д.); финансовых органов, которые не включены в состав исполнительных органов власти (Банк России, Счетная палата РФ и т.д.); органов финансового контроля субъектов Российской Федерации и финансовых органов местного самоуправления, образующих единую целостность.

  5. Анализ правового обеспечения организации финансовой деятельности государства показал, что система финансовых органов государственной власти является многоуровневой системой отношений между финансовыми органами государственной власти. При формировании взаимоотношений между ними необходимо использовать сочетание прямых (линейных, функциональных) и косвенных (нелинейных) связей, позволяющих эффективно функционировать системе финансовых органов государственной власти для реализации единой государственной финансовой политики.

  6. Под косвенной (нелинейной) административно-правовой конструкцией в системе государственных властных отношений предлагается понимать административно-правовые отношения между относительно независимыми финансовыми органами государственной власти, установленные через третьи структуры для обеспечения баланса их правового статуса, а также подчиненности их ведомственных интересов общегосударственным публичным интересам.

  7. В диссертационном исследовании обосновано, что для эффективного функционирования финансовых органов государственной власти должны быть созданы необходимые условия (внутренние условия) – обеспечение строгого соответствия цели и задач органа с его структурой, функциями, полномочиями, ответственностью, финансовым обеспечением их деятельности, и достаточные условия (внешние условия) – обеспечение сбалансированного взаимодействия между органами государственной власти, между органами государственной власти и другими участниками общественных отношений.

  8. Косвенная административно-правовая конструкция позволяет в зависимости от экономической ситуации усиливать или ослаблять административно-правовые и гражданско-правовые методы регулирования в деятельности финансовых органов государственной власти для эффективного использования возможностей рыночного механизма в процессе организационного обеспечения финансовой деятельности государства и устойчивости государственного финансового администрирования.

  9. Теория косвенных административных отношений имеет универсальный характер и применима не только в неиерархических структурах и между органами государственной власти, но и во внутриведомственных структурах для обеспечения баланса властных отношений и обеспечения прозрачности их деятельности.

  10. Косвенная административно-правовая конструкция применима для включения в соответствующие структуры государственного управленческого процесса гражданских институтов, что имеет практическую значимость для формирования гражданского общества в Российской Федерации.

  11. Предложен механизм косвенного взаимодействия различных ведомств по стимулированию развития экономики, а именно: 1) рассматривать налоговые органы как неотъемлемую часть системы финансовых органов государства, выполняющих регулирующую, стимулирующую, а при необходимости и сдерживающую функции в процессе государственного управления экономикой; 2) закрепить Министерство экономического развития Российской Федерации как орган, активно принимающий участие в формировании и реализации налоговой политики через создание косвенной связи Министерства финансов Российской Федерации и его подведомственных органов с Федеральной налоговой службой Российской Федерации; 3) формировать косвенные административные отношения Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации с Федеральной таможенной службой Российской Федерации для проведения эффективной таможенной политики.

  12. Автором выявлено, что для формирования благоприятного инвестиционного климата и развития кредитных организаций необходимо изменить монопольное положение Банка России в решении вопросов лицензионных требований к кредитным организациям, тем самым, повысив уровень межбанковской конкуренции. Для решения этого вопроса предлагается на базе Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций создать косвенную административно-правовую конструкцию, включив решение вопроса о формировании условий для создания новых кредитных организаций в компетенцию Национального банковского совета (НБС) Банка России.

  13. Автору видится целесообразным отказаться от ряда видов лицензирования в сфере финансов и перейти к системе страхования и создания косвенных административных конструкций, которые повысят эффективность разрешительной системы в данной области и весьма серьезно снизят уровень коррупции, тормозящей развитие преимущественно малого и среднего бизнеса в России.

  14. Развитие банковской системы, её эффективное функционирование в регионах страны проблематично без создания условий для усиления межбанковской конкуренции на местах. Для этого нужно сбалансировать количество кредитных организаций, исходя из требований экономики соответствующего региона. Государственное банковское администрирование должно учитывать финансовое состояние, реальный поток денежного оборота и многие другие факторы, характеризующие социально-экономический уровень различных регионов России.

  15. В ходе анализа сущности, форм и методов осуществления государственного финансового контроля выявлено, что на сегодняшний день в стране отсутствуют организационные условия для создания единой базы данных в области финансового контроля, так как он проводится независимыми друг от друга органами разных ветвей государственной власти. Представляется, что в рамках концепции косвенных административных отношений возможно создание Национальной системы финансового контроля. Такая организация финансового контроля не нарушит законодательно установленный уровень независимости органов финансового контроля разных ветвей власти, и в то же время послужит адаптацией их ведомственных интересов единым государственным.

Эмпирическая база исследования включает: 1. Федеральное законодательство (федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие финансовую деятельность государства). 2. Нормативно-правовые акты финансовых органов государственной власти (Минфина России, Банка России, ФНС, Казначейства Российской Федерации) по осуществлению государственного финансового администрирования. 3. Практику взаимодействия между Банком России и Минфином России за последние 19 лет, характеризующую правовую природу косвенных административно-правовых отношений. Автором изучено более 900 нормативных актов федеральных финансовых органов государственной власти и практика деятельности Национального банковского совета с самого начала его создания, а также судебная практика (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации). 4. В работе приводятся примеры опыта зарубежных стран, таких как США, Германия, Франция, связанные с формированием финансовой системы и обосновывающие универсальность косвенных административных отношений.

Апробация результатов исследования. Результаты проведённого исследования апробированы в монографии, на которую имеются положительные рецензии и отзывы специалистов, в других публикациях, докладах на научных конференциях. В частности, на международной научно-практической конференции, которую провели Уральский институт экономики, управления и права (Екатеринбург) и Евразийская академия административных наук (Москва). Вопросы исследования также обсуждались на видеоконференции в Генеральном Консульстве США в Екатеринбурге (Уральский институт экономики, управления и права — Комитет по правительственной этике США (Вашингтон)), на международных, всероссийских, региональных, межвузовских и внутривузовских научно-практических семинарах, проводимых в 1995 - 2010 годах.

Диссертация прошла обсуждение на кафедре административного и финансового права Уральского института экономики, управления и права. Материалы и результаты проведенного исследования используются в учебном процессе в ряде высших учебных заведений Свердловской, Челябинской и Курганской областей, а также в научно-исследовательской работе УИЭУиП.



Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в расширении сферы научных знаний в области административного и финансового права. Предлагается решение важной научной проблемы, направленной на общегосударственные интересы: каким образом обеспечить баланс интересов финансовых органов государственной власти из разных ветвей власти для выполнения единой государственной финансовой политики.

В данной диссертационной работе систематизируются и анализируются существующие научные взгляды по вопросам формирования системы финансовых органов государственной власти, обосновывается необходимость их расширения в связи с проведенной конституционной реформой в России. Указывается, что в условиях разделения властей и деиерархизации исполнительной власти наряду с прямыми (линейными и функциональными) властными отношениями в системе финансовых органов государственной власти для формирования баланса ведомственных интересов между независимыми друг от друга финансовыми органами требуется применение косвенных административных отношений, механизм реализации которых изложен в теории автора диссертационного исследования.



Практическая значимость исследования заключается в более широком и глубоком научном представлении о построении и организации финансовой системы, обеспечении её организационно-правового функционирования в условиях рыночных отношений, о роли и значении правового регулирования организации и обеспечения государственной финансовой деятельности созданными для этого финансовыми органами государственной власти специальной компетенции.

Практическая значимость исследования также состоит в том, что автор в работе предлагает ряд рекомендаций, которые могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства, регулирующего деятельность финансовых органов государственной власти. Применение теории косвенных (нелинейных) административных отношений может быть полезным в интеграционных процессах в сфере финансов стран СНГ.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебно-педагогической практике, в частности, в процессе преподавания разделов, посвященных организации и управлению финансами, финансовой деятельности государства, в таких учебных курсах, как административное право, финансовое право, банковское право, налоговое право, страховое дело, а также при проведении научных исследований по данной проблематике.

Структура работы. Представленная к защите в качестве докторской диссертации работа состоит из введения и четырех глав, включающих 14 параграфов, заключения, библиографического списка. Данная структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница