Федеральная антимонопольная служба




страница1/24
Дата05.05.2016
Размер3.75 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА




ДОКЛАД

о состоянии конкуренции

в Российской Федерации


МОСКВА

2008

ОГЛАВЛЕНИЕ


Основные положения доклада 5

Глава 1. Экономика Российской Федерации и конкуренция 41

1.1. Особенности формирования конкурентной среды в современных условиях 41



Конкуренция как экономический императив 41

Основные проблемы формирования конкурентной среды в период переходной экономики 43

Особенности современного этапа развития страны 44

1.2. Цели и задачи защиты конкуренции 49



Стратегические цели антимонопольной политики 49

Задачи конкурентной политики 49

Преодоление антиконкурентных тенденций 54

1.3. Макроэкономические оценки состояния конкуренции в российской экономике 55



Основные показатели, характеризующие конкуренцию 55

Число предприятий и организаций 56

Уровень рентабельности 58

Коэффициенты концентрации 59

Доля крупнейших компаний в ВВП 62

1.4. Изменение интенсивности конкуренции: оценки участников рынков 66



Опрос ВЦИОМ и данные Российского экономического барометра 66

Данные Росстата 67

Опросы Института экономики переходного периода 68

Прочие эмпирические исследования 72

1.5. Основные угрозы конкуренции на современном этапе 77



Государственные корпорации 77

Естественные монополии 82

Картели 87

Действия органов власти 92

Глава 2. Состояние конкуренции в основных секторах экономики 95

2.1. Топливно-энергетический комплекс 95



2.1.1. Нефтяная промышленность 95

2.1.2. Электроэнергетика 104

2.1.3. Газовая промышленность 108

2.2. Связь 115



2.2.1. Электрическая связь 115

2.2.2. Почтовая связь 119

2.3. Транспорт 120



2.3.1. Воздушный транспорт 120

2.3.2. Морской транспорт 125

2.3.3. Автомобильный транспорт 127

2.3.4. Железнодорожный транспорт 129

2.4. Промышленность 133



2.4.1 Машиностроение 133

2.4.2. Металлургия 143

2.4.3. Промышленность строительных материалов 151

2.4.4. Лесная промышленность 158

2.4.5. Химическая промышленность 161

2.4.6. Легкая промышленность 163

2.4.7. Рынки лекарственных средств и товаров медицинского назначения 165

2.5. Агропромышленный комплекс и розничная торговля 170



2.5.1. Конкуренция в сфере агропромышленного комплекса 170

2.5.2. Розничные торговые сети 176

2.6. Сфера ЖКХ, недвижимости и строительства 181



2.6.1. Жилищно-коммунальное хозяйство 181

2.6.2. Конкуренция в сфере недвижимости и строительства. 189

2.7. Финансовые услуги 191



2.7.1. Рынки банковских услуг 192

2.7.2. Рынки страховых услуг 197

2.7.3. Рынки иных финансовых услуг 201

Глава 3. Предложения, направленные на стимулирование конкуренции на рынках Российской Федерации 205

3.1. Создание новых секторов глобальной конкурентоспособности 205

3.2. Модернизация законодательства о естественных монополиях 209

3.3. Расширение энергетических возможностей 214

3.4. Развитие транспортной инфраструктуры 221

3.5. Ускоренное развитие биржевой торговли отдельными видами товаров 223

3.6. Регулирование финансовых рынков 230

3.7. Развитие конкуренции в сфере предоставления прав недропользования, а также в сфере предоставления земельных участков под жилищное строительство и смежных рынков 233

3.8. Внешнеэкономическая политика 236

3.9. Совершенствование регулирования рекламы 241

3.10. Совершенствование размещения государственного и муниципального заказа 246


Основные положения доклада




1. Экономика Российской Федерации и конкуренция

Цели и задачи защиты конкуренции

Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».

В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.

Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:


  • «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;

  • «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

Для достижения этих целей антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.
Оценки состояния конкуренции (макроэкономические оценки и оценки участников рынков)

В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:

- принято конкурентное законодательство;

- осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;

- проведена приватизация;

- снижено административное давление.

Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.

Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.

Происходит сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет.

Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «–»);

Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.

В тоже время существуют и негативные тенденции:

1) Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.

2) Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний – от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным).

3) Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.

4) Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки.


Основные угрозы конкуренции на современном этапе

Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.

Федеральная антимонопольная служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.

Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций связаны с передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

Федеральная антимонопольная служба считает целесообразным следующее: 1) Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями. 2) Возвращение властных функций от всех созданных госкорпораций государству. 3) Расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний. 4) Обеспечение транспарентного функционирования госкорпораций. 5) Введение моратория на создание новых государственных корпораций. 6) Исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций.

На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:

1) Угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки.

2) Угроза, связанная с недостаточным инвестированием в целевые производственные мощности и инфраструктурный комплекс естественной монополии.

3) Угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий вследствие их сохраняющейся неэффективности.

Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны. Однако, за период 2000-2007 гг. цены на продукцию естественных монополий росли существенно более высокими темпами роста по отношению к сводному индексу потребительских цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации в 2000-2007 гг.

В связи с изложенным Федеральная антимонопольная служба считает необходимым внесение существенных изменений в законодательство о естественных монополиях, направленных на снижение их издержек, ужесточение государственного контроля за ними, завершение разделения инфраструктурной и конкурентной составляющих.

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие как: небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей); сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей; низкая наукоемкость продукции. Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.

Раскрытие картелей является самой трудной задачей антимонопольной политики, поскольку создаются они тайно и выявить их наличие можно только с помощью оперативно-розыскных мероприятий. Средняя продолжительность картеля в мировой экономике составляет 6 лет, некоторые картели длятся 10 и более лет. В 2007 году в Российской Федерации появились такие инструменты борьбы с картелями как оборотные штрафы и программа смягчения наказаний за добровольное информирование о картелях. Однако абсолютной необходимостью является расширение оперативно-розыскной деятельности. В европейской модели антимонопольной политики такие полномочия имеются у всех антимонопольных органов; в американской - действует антитрастовый департамент Министерства юстиции, возглавляемый заместителем генерального прокурора.

Безусловно, необходимо дальнейшее развитие антимонопольного законодательства в части регламентации процедуры применения «программы смягчения»; разработки групповых исключений в соответствии со ст. 13 закона «О защите конкуренции»; повышения санкций с 15% до 30% выручки компании на соответствующем рынке. Однако, декартелизация рынков невозможна без постановки задач по развитию конкуренции и демонополизации экономики перед всеми ведомствами, включения их в целевые программы. Необходимо проведение государственной экономической и промышленной политики, направленной на развитие конкуренции в экономике:


  • снижение барьеров входа на рынки (в первую очередь административных и инфраструктурных);

  • открытие рынков для международной конкуренции (при условии параллельного повышения конкурентоспособности отечественной промышленности);

  • развитие транспортной инфраструктуры для ликвидации барьеров для межрегиональной торговли и расширения границ рынков.

К сожалению, сохраняется очевидное пренебрежение со стороны органов власти к антимонопольному законодательству, как регулятору рыночных отношений, что выражается: во-первых, в значительном количестве дел ФАС России против органов власти; во-вторых, в значительном объеме повторных нарушениях антимонопольного законодательства органами власти, которые в 2007 г. составили 22 % в общем количестве выявленных нарушений.

В связи с изложенным, ФАС России считает необходимым:

- реализацию специальной программы мер «Предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти и местного самоуправления» в рамках основных направлений деятельности ФАС России на 2008-2010 годы;

- ужесточение контроля за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства, в том числе формирование практики применения пункта 2.1 статьи 19.5 КоАП по дисквалификации должностных лиц, допустивших неисполнение предписания антимонопольного органа;

- внесение изменений в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части статей 15-21, направленных на ужесточение правовых основ антимонопольного регулирования в отношении органов власти;

- активизацию практики адвокатирования конкуренции в органах власти.


2. Состояние конкуренции в основных секторах экономики

2.1. Топливно-энергетический комплекс

Нефтяная промышленность

Вертикально-интегрированные компании (далее – ВИНК) доминируют (в том числе коллективно) на рынках сырой нефти и продуктов ее переработки, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК.

ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2007 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. Расширение розничных сетей ВИНК характеризуется, в том числе, отказом от франчайзинговых (джобберских) схем работы и осуществлением выкупа (аренды) активов розничных сетей операторов рынка, ранее осуществлявших реализацию брэндированных нефтепродуктов ВИНК.

Таким образом, доминирование ВИНК при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.

В частности, доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обусловливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНК осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке услуг по хранению (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС) в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. Такая структура рынков нефтепродуктов сложилась в 51 регионе страны.

Внутренняя цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на указанных НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России.

Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен.

ФАС России особенно беспокоит использование схем передачи сырья или продукта без оформления сделки купли-продажи внутри группы ВИНК. До сих пор некоторые ВИНК перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, применяемая в 90-х годах прошлого века в целях так называемой «оптимизации налогообложения» не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, т.к. спрос на нефть, используемую в этой схеме, не учитывается при формировании цены на нефть. Не способствует рыночному ценообразованию применение трансфертных цен между предприятиями одной ВИНК. Торговля нефтью между ВИНК, за исключением незначительных объемов, задействованных в т.н. схемах «замещения», фактически отсутствует.

При этом существующий порядок установления таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты не учитывает сезонность спроса, пошлина носит фискальный характер и не оказывает регулирующего воздействия на объемы экспорта и предложения на внутреннем рынке.

Отсутствие регулирующей функции таможенной пошлины приводит к существенным дисбалансам спроса и предложения при сезонном росте потребления, и, в конечном итоге, к нестабильности цен, что наглядно отображается на примере внутренних цен на основной экспортный нефтепродукт – мазут.

Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку АЗС ВИНК не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС в целях оценки ФАС России случаев ценового давления ВИНК на независимые АЗС.

В ноябре-декабре 2007 г. в средствах массовой информации, отраслевыми экспертами, а также в обращениях независимых участников рынка неоднократно отмечается ситуация, когда в отдельных регионах ВИНК, доминируя в оптовом и розничном сегменте рынка нефтепродуктов, при неизменном уровне собственных розничных цен повышают оптовые цены для независимых операторов АЗС до уровня, превышающего уровень розничных цен, что приводит к нерентабельной деятельности независимых АЗС. ФАС России осуществляет проверку указанных фактов.
Электроэнергетика

Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и сбытовых компаний являются, с одной стороны, высокая стоимость приборов учета электроэнергии, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры), с другой, необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры). Кроме того, в качестве административных барьеров можно выделить необходимость получения тарифно-балансового решения в ФСТ России и процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка администратором торговой системы.

Наибольшая доля нарушений в электроэнергетике связана именно с естественно-монопольным сектором, т.е. с деятельностью сетевых компаний. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется именно в этой сфере. Следует также отметить большое количество нарушений, связанных с препятствованием доступу на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа к торговой системе оптового рынка.
Газовая промышленность

Несовершенство действующего законодательства в сфере газоснабжения не позволяет в полной мере запустить механизм долгосрочных договоров.

Механизм поставок газа на основе долгосрочных договоров для всех участников рынка газа требует значительных модификаций, связанных с урегулированием отношений между производителями и потребителями газа и между производителями и ОАО «Газпром», закреплением на нормативном уровне необходимых финансовых и экономических гарантий бесперебойной работы и рентабельности поставщика и потребителя газа:

обеспечение гарантий поставки газа со стороны производителей;

принцип полной выборки объемов газа (принцип «бери или плати»);

совершенствование штрафных санкций в случае «сверхлимитного» отбора газа, а также в случае частичной невыборки газа;

возможность перераспределения или продажи невыбранного объема газа по краткосрочным контрактам на электронной торговой площадке

совершенствование правил недискриминационного доступа к газотранспортной сети

Рынок газа в России является высококонцентрированным рынком с неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром» добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к ГТС ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.

Существующая на сегодняшний день система поставок СУГ населению для коммунально-бытового использования является основным тормозом развития рынка СУГ.

Установленная заводам-производителям оптовая цена для поставок СУГ на коммунально-бытовые нужды в разы ниже рыночных цен. В результате, огромная социальная нагрузка возложена на производителей СУГ, производство этого вида газа является низкорентабельным.

Важно отметить, что существование параллельно двух рынков сжиженного газа (по регулируемым ценам и по свободным коммерческим ценам) создает множество возможностей для злоупотреблений и коррупции. Непрозрачный механизм определения потребностей в балансовом СУГ порождает «перетекание» СУГ из регулируемого сектора в нерегулируемый (т.н. «серый» рынок СУГ). Лишь отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд позволит прекратить недобросовестную конкуренцию «серого» рынка по отношению к легальному коммерческому рынку СУГ. Ликвидация «серого» рынка будет способствовать появлению на рынке СУГ информационной открытости, обеспечивающей предсказуемость поведения рынка, и, следовательно, возможность участникам рынка прогнозировать свою деятельность в долгосрочном периоде.


2.2. Связь

Электрическая связь

Антимонопольными органами постоянно регистрируется значительное количество нарушений на рынках услуг присоединения сетей связи.

Ключевое значение для развития конкуренции в отрасли имеет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынках тех услуг связи, при оказании которых используется радиочастотный ресурс.

В сфере связи наиболее высоко концентрированными являются инфраструктурные рынки:

рынки услуг, обеспечивающих доступ к инфраструктуре связи (доступ к зданиям, сооружениям связи, в том числе к линейно-кабельным сооружениям электросвязи, к сети почтовой связи общего пользования);

рынки услуг, обеспечивающих доступ к сети электросвязи общего пользования на местном, зоновом, междугородном и международном уровне.

Сложная ситуация в отрасли обусловлена историей и структурой построения сетей и сооружений связи, когда до 1990 года сети и сооружения связи создавались для имеющихся традиционных операторов и позднее были переданы им в собственность, в том числе на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Для эффективного развития конкуренции на данных рынках ФАС России разрабатываются Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре электрической связи.

Вместе с тем в настоящий момент реальные результаты демонополизации рынка услуг "дальней" связи для большинства потребителей, как следует из поступающих в ФАС России обращений и публикаций в средствах массовой информации, остаются незаметными. В первую очередь не произошло заметного снижения тарифов на эти услуги, не произошло изменений качественных характеристик предоставляемых потребителю услуг; в большинстве регионов Российской Федерации механизм выбора оператора "дальней" связи при каждом звонке (hot choice) не реализуется.
Почтовая связь

Почтовая связь, несмотря на то, что для осуществления деятельности в данной сфере необходима единая лицензия, представляет собой совокупность различных услуг, каждая из которых является отдельным товарным рынком (пересылка письменной корреспонденции, посылки, бандероли, рынок подписки и др.). Данные товарные рынки характеризуются различным уровнем развития конкуренции - от абсолютно монопольных (универсальная услуга почтовой связи), до высоко конкурентных (экспресс-почта, курьерские услуги). Более того, конкуренция в различных секторах рынка почтовой связи существенно разнится в зависимости от регионов.

К основным проблемам (барьерам) входа на рынок услуг почтовой связи можно отнести требование к оператору почтовой связи о создании собственного отделения в каждом субъекте Российской Федерации, в связи с чем остро встает вопрос обеспечения недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры федеральной почтовой связи.
2.3. Транспорт

Воздушный транспорт

Конкуренция на рынке международных воздушных перевозок ограничена, большинство маршрутов монополизированы. В соответствии с межправительственными соглашениями о воздушном сообщении на каждом международном маршруте действует, как правило, одна авиакомпания от каждой страны. Эти назначенные авиакомпании согласовывают тарифы и квоты (количество рейсов). Отсутствует конкурсный механизм назначения перевозчика.

Рынок внутренних воздушных перевозок состоит из множества локальных рынков – маршрутов, поскольку авиакомпании конкурируют на конкретных маршрутах. В настоящее время зарегистрировано свыше 500 маршрутов. Две трети этих маршрутов являются низкорентабельными, поэтому на них работает по одному перевозчику. На оставшейся трети маршрутов работают от 2 до 6 авиаперевозчиков, причем доступ на эти маршруты ограничен осуществляемым Росавиацией согласованием слотов (временных интервалов между посадкой и вылетом воздушных судов) и утверждением расписаний.

Рынок грузовых авиаперевозок является высококонцентрированным. Так, при общем числе авиаперевозчиков, работающих на рынке грузовых перевозок более 70, около 80% грузооборота обеспечивают 20 авиакомпаний, при этом на долю 4 крупнейших из них приходится до 70% грузооборота.

Рынок услуг аэропортов не развит. Конкуренция существует только в Москве. С 1992 года количество аэропортов сократилось с 1302 до 351, из которых регулярные перевозки осуществляются лишь на 260 аэродромах. Региональные и местные аэропорты, как правило, имеют грунтовые покрытия, а 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями были построены более 20 лет назад и не отвечают условиям безопасности.

По мнению ФАС России, необходимо законодательно обеспечить доступ инвесторам альтернативных топливозаправочных компаний на территории аэропортов, а также обязать топливозаправочные компании принимать на хранение топливо авиакомпаний. Кроме того, ФАС России совместно с МЭРТ России уже организовали пробные биржевые торги авиатопливом, на которых авиакомпании смогут покупать авиатопливо и хранить его в емкостях топливозаправочных компаний. Биржевые цены на авиатопливо будут являться индикаторами для установления цен для всех топливозаправочных компаний.

Большое внимание антимонопольных органов вызывают сделки по приобретению авиакомпаниями аэропортов, а также приобретения аэропортами топливозаправочных компаний.

Для решения проблемы обеспечения недискриминационного доступа авиакомпаний к инфраструктуре аэропортов необходимо, в первую очередь, разделение аэропортовой и перевозочной деятельности, так как объединенное авиапредприятие, не желая иметь перевозчиков - конкурентов, как правило, отказывается заключать договоры на аэропортовое обслуживание либо предлагает крайне неудобные слоты (интервалы времени между прилетом и вылетом воздушных судов).


Морской транспорт

Опасной тенденцией является вытеснение государственными органами с рынка частных компаний, работающих в портах Российской Федерации, и монополизация рынков подведомственными государственными предприятиями.

Наиболее ярким примером является ФГУП «Росморпорт», которое, являясь аффилированным лицом с морскими администрациями портов, вытесняет с их помощью с рынка портовых услуг конкурирующие частные сервисные компании: лоцманские, экологические, буксировочные и др. А после вытеснения конкурентов, став монополистом, устанавливает монопольно высокую цену на свои услуги.

Отрасль характеризуется высокими барьерами входа на рынок: государственное регулирование тарифов на погрузочно-разгрузочные работы на морском транспорте; трудность получения частным инвестором земельного участка, соприкасающегося с водной акваторией с гарантированными глубинами для крупнотоннажных судов; длительный и сложный процесс согласования и получения разрешительных документов по расширению стивидорными компаниями производственных мощностей; отсутствие гарантий для инвесторов: неопределенность условий аренды государственного имущества в российских портах (договоры аренды причалов перезаключаются каждые 11 месяцев), отсутствие справедливой (по конкурсу) системы сдачи причалов в аренду, причем не более 35% одному хозяйствующему субъекту (группе лиц) при наличии желающих.


Автомобильный транспорт

Рынки городских пассажирских перевозок являются проблемными. На этих рынках, как правило, доминируют муниципальные перевозчики, для которых муниципальные власти устанавливают монопольное положение: ограничивают доступ частным перевозчикам (маршрутным такси) к наиболее рентабельным (центральным) городским маршрутам и вытесняют работающих частных перевозчиков посредством закрепления маршрута за победителем конкурса на право работы на городских маршрутах, которым, как правило, становится аффилированное муниципальное или государственное автотранспортное предприятие.

В 2007 году самым распространенным нарушением в отрасли стали нарушения условий проведения, критериев выбора победителя в конкурсах за право работы на городских маршрутах.
Железнодорожный транспорт

Оценивая общее состояние железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, развития конкуренции на железных дорогах следует признать:

- реформирование железнодорожного транспорта общего и необщего пользования осуществляется с отставанием от программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 № 384. Это отставание обусловлено недостаточностью нормативной правовой базы при работе железных дорог в конкурентных условиях, а также слабой заинтересованностью инвесторов по привлечению инвестиций в инфраструктуру железных дорог.

- в настоящий период проходит третий этап реформирования, однако не все мероприятия первых двух этапов программы были выполнены. В частности, не создана компания по перевозке пассажиров, парк приватных вагонов не достиг 50-% уровня;

- реформирование железнодорожного транспорта необщего пользования фактически не осуществляется. Одной из причин является отсутствие в структуре Минтранс России подразделения, отвечающего за развитие железнодорожного транспорта необщего пользования, координацию его развития с железнодорожным транспортом общего пользования. Как следствие, грузы уходят на другие виды транспорта, главным образом, на автомобильный транспорт;

- сохранение в структуре ОАО «РЖД» перевозок пассажиров не позволяет стимулировать процесс реформирования в области пассажирских перевозок. Тем самым затягивается процесс устранения перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок. Это сдерживает процесс создания конкурентной среды в области пассажирских перевозок.

Следует отметить, что ОАО «РЖД» осуществляет выделение вагонного парка из своего состава в дочерние общества. Это преследует цель выхода из-под регулирования вагонной составляющей тарифа, а соответственно и частичное дерегулирование тарифа за перевозку грузов в вагонах дочерних компаний, что ведет к неконтролируемому росту цен на перевозки грузов.
2.4. Промышленность

Актуальные проблемы оборонного комплекса

ФАС России отмечает, что основные проблемы в сфере оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) связаны с возможностями по злоупотреблению доминирующим положением хозяйствующими субъектами, исторически являющимися единственными производителями определенного вида товара или услуг для нужд ОПК, деятельность которых ограничена двумя – тремя производителями аналогичной продукции на российском рынке. Причиной возможных злоупотреблений на указанных рынках может служить ограниченность доступа иностранных производителей сырья и комплектующих для производства продукции ОПК в сборе. В частности, ФАС России в 2007 году было возбуждено дело по применению монопольно высоких цен производителями спецсплавов для нужд оборонного авиадвигателестроения. Кроме того, определенные трудности в развитии конкуренции в оборонной и гражданской сферах могут быть связаны с созданием интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе (далее – ИС).

Основные препятствия для развития конкуренции при создании ИС связаны с тем, что при подготовке проектов их создания не уделяется должное внимание тому, что большинство предприятий, планируемых к включению в ИС, также являются производителями гражданской продукции, не связанной со специализацией образуемого холдинга. В связи с этим вырастает вероятность объединения в одном холдинге нескольких предприятий, выпускающих аналогичную (взаимозаменяемую) между собой продукцию, что может привести к ограничению конкуренции или монополизации на соответствующих товарных рынках.

В случае создания ИС в сфере производства вооружений и военной техники (ВиВТ), монополизация может считаться допустимой, так как основным потребителем, как правило, является государство, которое имеет определенную законодательством систему мер воздействия на подконтрольные ей холдинги в ОПК. Помимо гособоронзаказа ВиВТ поставляются на экспорт и в такой ситуации конкуренция между холдингами может иметь своим результатом даже отрицательный эффект – снижение экспортных цен, взятие на себя завышенных обязательств и т.д., поскольку российские производители ВиВТ конкурируют на международном рынке вооружений в весьма жестких условиях.


Промышленность строительных материалов

Производственные мощности предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии по территории России размещены неравномерно -– свыше 60% из них сосредоточены в европейской части страны. В ряде регионов сохраняется дефицит многих видов строительных материалов, что в условиях высоких железнодорожных тарифов вызывает большие финансовые издержки по доставке продукции и сырья.

По причине высоких транспортных расходов на перемещение нерудных строительных материалов (далее - НСМ) от продавца к покупателю (при перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20-30%, песка – на 90%) рассматриваемые рынки носят, в основном, локальный, региональный и межрегиональный характер. Именно поэтому в большей части изученных регионов рынки нерудных строительных материалов являются высококонцентрированными.

В отдельных регионах производители НСМ сталкиваются с проблемами транспортировки произведенных товаров железнодорожным транспортом, связанными с злоупотреблениями владельцами подъездных путей железнодорожного транспорта (инфраструктура железнодорожного транспорта необщего пользования). Не менее остро стоит проблема нехватки или несвоевременной подачи вагонов.

В отдельных регионах недропользователи, имеющие соответствующую лицензию, предоставляющую право пользования участком недр, не осуществляют деятельности по добыче (производству) НСМ. Таким образом, возможно искусственное создание дефицита на рынке НСМ.

Резервы развития конкуренции в отрасли связаны с действиями государства по поощрению геологоразведки и вводу в эксплуатации новых месторождений.


Химическая промышленность

Уровень концентрации производства в химической отрасли весьма высок. Объясняется это, прежде всего, спецификой отрасли. С одной стороны, большой единичной мощностью по производству многих видов химической продукции (пластмассы и синтетические смолы, минеральные удобрения, синтетические каучуки и т.д.), с другой - необходимостью выпуска многих видов химической продукции в небольших количествах (химреактивы, химдобавки, химические средства защиты растений, спецпродукты и т. д.), а также образованием химической продукции как попутной в процессе получения основной продукции (например, хлор в производстве каустической соды).

ФАС России в соответствии со своими полномочиями проводит постоянный мониторинг наиболее значимых рынков химической промышленности, в первую очередь рынков минеральных удобрений, поскольку в том числе от них зависит продовольственная безопасность страны.

С целью достижения рыночного и прозрачного механизма формирования цены и распределения объемов, обеспечивающих всем покупателям апатитового концентрата равный конкурентный доступ на товарный рынок на экономически обоснованных условиях, ФАС России совместно с участниками рынка разработал принципы биржевой торговли указанным товаром. Такая система торговли в целом положительно воспринята производителями минеральных удобрений.


2.5. Агропромышленный комплекс и розничная торговля

Конкуренция в сфере агропромышленного комплекса

Рынки сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Российской Федерации в целом являются низко-концентрированными, с развитой конкурентной средой. Изменение цены товара на таких рынках, как правило, не связано с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов (в том числе монопольным установлением цен), а заключение антиконкурентных соглашений затрудняется наличием большого количества альтернативных продавцов. Данные рынки открыты для межрегиональной и международной торговли, количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках незначительно, в большинстве случаев необоснованные административные барьеры входа на рынок потенциальных конкурентов отсутствуют или преодолимы.

Во многих сегментах агропромышленного комплекса процессы концентрации уже привели к появлению крупных групп лиц со значительной долей на соответствующих рынках. Наиболее интенсивно процессы консолидации активов в рассматриваемом секторе экономики интенсивно идут в производстве продукции, рентабельность которой превышает 30% и не имеет резких колебаний. Это – зерно, семена подсолнечника, картофель, овощи. Средний уровень конкурентоспособности характеризуется рентабельностью в интервале 10–30%: молоко и молочная продукция, яйцо. О полном отсутствии конкурентоспособности свидетельствует устойчивая убыточность производства продукции животноводства – крупного рогатого скота и свинины.

Причинами роста закупочных цен на зерно для мукомольных предприятия являются:

- рост мировых цен на зерновые. По данным Минэкономразвития России, на мировом рынке, начиная с июня 2007 года, отмечается тенденция активного роста цен на зерно, прежде всего на пшеницу, которая является основной зерновой культурой (на нее приходится от 37% до 40% мирового производства и почти половина объема мировой торговли зерном);

- рост цен на электроэнергию - ресурс, необходимый для первичной очистки зерна в хозяйствах, его сушки на элеваторах и т.п.;

- наличие значительного числа посредников на рынке зерна. Как правило, прежде чем зерно дойдет до мукомольного предприятия, а мука до хлебопекарного, происходит несколько сделок по купле-продаже этих товаров. Значительное количество посредников ведет к увеличению стоимости товара.

По имеющимся оценкам, рост стоимости зерна только за счет перепродажи его посредниками составляет около 40%. Аналогичная ситуация наблюдается на рынке муки.

Главной причиной роста цен на молочную продукцию, по мнению ФАС России, является рост закупочных цен на сырое молоко, вызванный отсутствием необходимых объемов его производства, при повышении спроса на него со стороны производителей молочной продукции, который в свою очередь вызван резким ростом цен на сухое молоко на внутреннем рынке и за пределами Российской Федерации.
Розничная торговля

Важным элементом жизненных стандартов является доступность для населения потребительских товаров, что невозможно без сохранения конкуренции в секторе розничной торговли. Для обеспечения баланса интересов участников торговой деятельности ФАС России подготовлены предложения о включении в законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» главы, содержащей нормы антимонопольного регулирования:



  • снижение размера доли хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке услуг розничной торговли, при достижении которого его положение может быть признано доминирующим, до пятнадцати процентов;

  • установление географических границ рынков услуг розничной торговли по основным направлениям (рынки услуг розничной торговли, продовольственными товарами, непродовольственными товарами, фармацевтическими и медицинских товарами);

  • установление предельной доли продавца в розничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами в 15% в пределах соответствующих географических границ.

Быстрое развитие крупных торговых сетей и рост их доли на региональных розничных рынках продовольствия в настоящее время привели к закономерным, известным из мирового опыта последствиям – смещению баланса рыночной силы от производителей к розничному звену и связанному с этим более сложному положению предприятий – поставщиков.

Торговые сети, проводя жесткую ассортиментную политику в отношении поставщиков, стараются методом отбора ограничить их перечень. Это приводит к «вымыванию» из состава поставщиков в первую очередь предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу. Сети гипермаркетов размещают заказы на все меньшем количестве поставщиков – производителей, ограничивают их круг теми предприятиями, с которыми имеют длительные и проверенные хозяйственные связи.

В результате проверок выявлены следующее поведение торговых сетей по отношению к предприятиям – поставщикам:

1) требование минимальной торговой наценки (маржинального дохода), т.е поставщик поставляет товар всем сетям по одинаковой цене. Каждая сеть устанавливает самостоятельно розничные цены. Если наценка в конкретной сети, с которой подписана гарантия минимальной торговой наценки, окажется ниже оговорённой в договоре, по отношению к минимальной цене в городе (т.е. в другой сети «на полке» (с учётом скидок, распродаж, и пр.), поставщик обязуется компенсировать недостающую наценку. Таким образом, в конкурентной борьбе между сетями, бремя ответственности переносится на поставщика, несмотря на то, что последний, работает с каждой из них на одинаковых ценовых условиях и при этом не может влиять на их внутреннюю ценовую политику;

2) порядок изменения цен закупки товара у поставщиков. Каждая из сетей требует, чтобы изменение цены у неё было позднее, чем у конкурентов;

3) право сетей на вывод товара из ассортимента сети без срока предупреждения поставщика;

4) при предоставлении на определённый период Поставщиком «специальных цен» для других сетей – цена для Покупателя в этот же период не может быть выше этой цены (речь идет о проводимых рекламных акциях в сетях-конкурентах);

5) плата за ввод новых товарных позиций, плата за открытие новых торговых точек, плата за ротацию (изменение ассортимента).

Указанное свидетельствует о большом влиянии торговых сетей, не достигающих доли 35% на соответствующем товарном рынке, на правоотношения, возникающие при реализации товаров и продукции.
2.6. Сфера ЖКХ

Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей; численность работников более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.

Тем не менее, это самая неразгосударствленная отрасль экономики Российской Федерации. Износ основных фондов превышает 60%. Ветхий и аварийный фонд — 93 млн. м2, кредиторская задолженность — 302,1 млрд. рублей.

Становление рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг в России - одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования.

В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Следует учитывать, что решение собственника имущества о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в хозяйственном ведении у государственного или муниципального предприятия, либо заключение собственником имущества договора о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в казне, без проведения торгов содержит признаки нарушения статей 15 или 16, а также 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО, проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в 45% городов от общего количества обследованных городов с населением более 100 тысяч жителей на рынке услуг действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО и они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.).

В 39% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тысяч жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия.

Исходя из этого, анализируемый рынок услуг нельзя считать конкурентным.

Вместе с тем, при достаточно большом количестве действующих на рынке частных управляющих организаций (1238) доля жилищного фонда, управляемого этими организациями (29,48%), невелика. Большая часть жилищного фонда (46,4%) обслуживается по «историческому принципу» муниципальными унитарными предприятиями, созданными органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ.

Обращает на себя внимание небольшая доля жилищного фонда (12,97%), собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, что, в частности, может осложнить реализацию Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».

Следует отметить, что сохраняется доля (19,68%) жилищного фонда, находящегося преимущественно в муниципальной собственности, что делает выбор управляющей организации для обслуживания такого жилищного фонда, за исключением многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (статья 163 ЖК РФ), фактически предопределенным в пользу муниципальных управляющих организаций.
2.7. Финансовые услуги

Обзор слияний и поглощений на рынке финансовых услуг, позволяет выделить следующие тенденции:

– активизация горизонтальных приобретений на страховом рынке;

– проявляется процесс консолидации банковского капитала на региональных рынках;

– процесс слияний и приобретений на фондовом рынке не оказывает заметного влияния на состояние конкуренции (тренд находится в стадии формирования);

– начало процесса горизонтальных приобретений на рынке лизинговых услуг и на рынке НПФ.


Рынки банковских услуг

Важным событием, повлиявшим на развитие рынка банковских услуг, стало начало функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, созданной в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Одним из результатов введения обязательного страхования банковских вкладов стало обострение конкуренции между кредитными организациями за сбережения граждан.

В последнее время прослеживается тенденция постепенного снижения участия государства в капиталах двух крупнейших государственных банков на федеральном уровне (Сбербанк и Внешторгбанк) через крупные первичные размещения акций, оставляя за собой, однако, контроль данных учреждений.

В целом состояние конкуренции на федеральном рынке банковских услуг характеризуется следующим образом. Федеральный рынок депозитов физических лиц высококонцентрированный, что связано в основном с высоким доверием к кредитным организациям с государственным участием и низкой финансовой грамотностью населения. Федеральный рынок депозитов предприятий и организаций можно характеризовать как низкоконцентрированный. Рынки кредитов, предоставленных физическим лицам, предприятиям и организациям, характеризуются как умеренноконцентрированные.

Результаты анализа рынка потребительского кредитования свидетельствовали о том, что практика предоставления потребительских кредитов зачастую основывается на неконкурентных принципах. Не редкостью являлись случаи введения заемщиков в заблуждение относительно реальной стоимости полученных ими потребительских кредитов, которая (с учетом всех комиссий и платежей) существенно превышала заявленный в публичной оферте отдельных банков процент по кредиту.

Результатом указанной практики стала разработка ФАС России и Банком России Рекомендаций по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов.

Принимая во внимание имеющееся недовольство граждан действиями кредитных организаций при выдаче потребительских кредитов, Федеральная антимонопольная служба считает необходимым до принятия закона «О потребительском кредитовании» издать постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее порядок информирования заемщиков.

Важное значение в свете приоритетного национального проекта «Образование» приобрело развитие рынка образовательного кредитования.

Согласно Концепции государственной поддержки образовательного кредитования участие кредитных организаций в образовательном кредитовании, обеспеченном государственной поддержкой, должно строиться на конкурсной основе.

В связи с этим ФАС России было предложено закрепить в Концепции возможность участия в образовательном кредитовании любых кредитных организаций.

Существо предложений ФАС России сводится к следующему:



  • обеспечить свободный допуск кредитных организаций к выдаче образовательных кредитов, обеспеченных государственной поддержкой;

  • установить требования к банковской услуге по образовательному кредитованию;

  • учитывать реальную стоимость образовательного кредита.


Рынки страховых услуг

В целом на федеральном рынке по отдельным отраслям и видам страхования складывается следующая ситуация. Федеральный рынок имущественного страхования, федеральный рынок добровольного личного страхования, федеральный рынок добровольного страхования ответственности можно характеризовать как низкоконцентрированные. На федеральном рынке страхования жизни, как и в прошлые периоды, проявляется тенденция усиления концентрации. Рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) имеет устойчивую тенденцию к монополизации.

Создание стимулов для развития конкуренции на рынке ОСАГО можно добиться за счет повышения качества предоставляемой услуги, усиления ответственности страховых компаний за выполнение обязательств перед потерпевшими, упрощения процедуры получения потерпевшим страховой выплаты будет способствовать введение обязанности страховой организацией, которая заключила с потерпевшим договор ОСАГО, осуществлять все действия по возмещению вреда имуществу и здоровью потерпевшему. При этом страховая организация возмещает свои расходы по страховой выплате потерпевшему в регрессном порядке за счет средств страховой организации, у которой заключен договор ОСАГО с виновным лицом. Данные предложения ФАС России нашли отражение в Федеральном законе от 01.12.2007 № 306-ФЗ.

Рынок ОМС является проблемным и развитие конкуренции на нем возможно только путем глубокого реформирования системы ОМС.

ФАС России разработана Концепция создания конкурентной среды в сфере обязательного медицинского страхования путем реализации права граждан на свободный выбор страховой компании и поэтапного внедрения страховых механизмов (далее – Концепция). Эта Концепция предусматривает, что на заключительном этапе страховые организации в системе медицинского страхования будут заключать договоры страхования со страхователями, получать от них страховые платежи, формировать необходимые страховые резервы, нести страховой риск при наступлении страхового события, то есть будут заниматься реальной страховой деятельностью. Данные предложения ФАС России, включены в проект Стратегии развития страховой отрасли на 2008-2012 годы, разработанный Минфином России.
Рынок негосударственного пенсионного обеспечения

Сильное влияние на состояние конкурентной среды на рынке негосударственного пенсионного обеспечения оказывают нормы, установленные абзацем 4 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 7.05.98 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в соответствии с которыми величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов с 1 января 2005 года должна составлять не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей. В связи с этим наблюдается процесс присоединения к крупным негосударственным пенсионным фондам мелких, величина денежной оценки имущества которых к указанным датам не будет соответствовать нормативным значениям.


Рынок лизинга сельхозтехники и оборудования

По состоянию на 01.01.2006 г. доля агролизинга на рынке финансовой аренды превысила 11%, при этом около 70% контрактов заключил ОАО «Росагролизинг». Данная компания была создана в рамках государственной программы поддержки АПК. По оценкам специалистов цены на сельхозтехнику в регионах, где государственная поддержка лизингополучателей осуществляется со стороны «Росагролизинг» завышены. Проблема заключается в том что, многие предприятия АПК убыточны, поэтому для самостоятельных лизинговых компаний заключение договоров лизинга с предприятиями АПК могут оказаться в большей степени убыточными, чем доходными.

Проблемой на данном сегменте лизинга также можно назвать налогообложение с лизинговыми компаниями. Предприятия АПК выплачивают НДС по пониженной ставке (10%), а НДС, который они обязаны выплачивать в составе лизинговых платежей составляет 18%.

В результате обращений потребителей ФАС России был сделан вывод о несоответствии деятельности государственной агропромышленной лизинговой компании ОАО «Росагролизинг» по реализации национального проекта «Развитие АПК» целям ее создания. В связи со сложившейся ситуацией ФАС России предложил Минсельхозу России рассмотреть два направления использования средств федерального бюджета:

продолжение участия государства в уставном капитале ОАО «Росагролизинг» при условии выполнения компаний исключительно специализированных и наиболее важных государственных задач, то есть осуществления функций института развития;

реализация механизма направления бюджетных средств в рамках национального проекта «Развитие АПК» на субсидирование части лизинговых платежей сельхозтоваропроизводителям при заключении договоров лизинга с любыми лизинговыми организациями.


3. Предложения, направленные на стимулирование конкуренции на рынках Российской Федерации
Модернизация законодательства о естественных монополиях

Федеральная антимонопольная служба считает необходимым разработку новой редакции ФЗ «О естественных монополиях». Целью законопроекта является снижение затрат субъектов естественных монополий, повышение прозрачности их работы и создание условий для развития конкуренции.

ФАС России предлагает:

- дополнить методы тарифного регулирования (расширение применения принципа справедливой рыночной доходности задействованного капитала);

- обеспечить открытые конкурсные процедуры закупок товаров, работ и услуг для нужд естественных монополий;

- связать тарифные решения с показателями объемов и качества услуг;

- вести раздельный учет затрат и доходов, а также обеспечить соблюдение стандартов деятельности и стандартов раскрытия информации монополиями;

- ввести процедуры утверждения и согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий на всех уровнях власти;

- установить открытые конкурсные процедуры по передаче в пользование (аренду, концессию) объектов инженерной инфраструктуры естественных монополий;

- создать систему долгосрочных взаимоотношений между собственниками, пользователями (арендаторами, концессионерами), тарифными регуляторами;

- установить обязанность субъектов естественных монополий обосновывать наличие (отсутствие) у них свободных мощностей;

- обеспечить справедливый доступ организаций-конкурентов к сетям естественных монополий (детально регламентировать процедуры подключения);

- установить процедуры регулярного финансового, технического и технологического аудита субъектов естественных монополий.

Расширение энергетических возможностей

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница