Факторы, определяющие коммерческую успешность исследований и разработок различного уровня новизны в реальном секторе экономики России




Скачать 50.58 Kb.
Дата07.05.2016
Размер50.58 Kb.


Факторы, определяющие коммерческую успешность исследований и разработок различного уровня новизны в реальном секторе экономики России

В.А. Андреев, Финансовый университет при Правительстве РФ

Повышению эффективности привлечения инвестиционного капитала к инновационным проектам способствует решение проблемы оценки перспективности новых разработок с различных точек зрения, и прежде всего достижения ожидаемой доходности. Инновационная среда каждого государства уникальна и зависит от специфики региона, уровня экономического развития и уклада национальной экономики, что обуславливает существование факторов, определяющих успешность реализации инноваций. В 1979-81 гг. прошлого века Робертом Купером была предложена теория успешности инноваций, поддержанная широким кругом зарубежных ученых, что позволило идентифицировать более 75 ключевых факторов успешности реализации исследований и разработок. Теория Р.Купера была применена при изучении успешности разработки новых продуктов в различных странах: в канадских компаниях, в Скандинавии и США (W.E.Souder, S.A.Jenssen), в Великобритании (A.Balbontin, B.Yazdani, R.Cooper), в Австралии (L.Dwyer, R.Mellor), в Китае (J.U.Farley, D.R.Lehmann, L.Ren, K.Krabbendam, P.de Weerd-Nederhof), в Испании (A.M.Sanchez, L.N.Elola.), в Южной Корее (S.Mishra, D.Kim, D.H.Lee), в Германии и Японии (К.Херстатт, К.Стоксторм, А.Нагахира, Б.Ферворн), благодаря чему было подтверждено, что перечень важнейших факторов успешности инновационных проектов имеет региональную специфику, отражающую результативность инновационной деятельности в каждой стране.

Согласно теории Р.Купера закономерности успешности промышленных инноваций в большей степени отражены в различиях между реализацией проектов, оправдавших и не оправдавших ожидания предпринимателей. Кроме того, ключевые факторы коммерческой успешности инноваций формирует опыт лидирующих в своих отраслях компаний, ведущих интенсивную инновационную деятельность и имеющих существенные инновационные достижения, завоевавшие отраслевые и мировые рынки. Нами было проведено эмпирическое исследование 169 инновационных проектов ведущих российских компаний из различных отраслей и регионов. Для формализации инновационного процесса совместно с Инновационным бюро «Эксперт» был проведен опрос информированных руководителей компаний по разработанной нами анкете, содержащей 89 параметров описания проекта и требующей как письменных экспертных оценок по десятибалльной шкале, так и устных комментариев в ходе личного интервью.

В результате корреляционного анализа были выявлены универсальные факторы, определяющие коммерческую успешность российских инновационных проектов и являющиеся платформой создания модели реалистичной количественной оценки вероятности достижения планируемых результатов проекта. Масштабные зарубежные исследования лучших инновационных практик в рамках отраслей или отдельных корпораций позволили создать ряд зарубежных скоринговых моделей оценки инновационных проектов, которые применяются мировыми технологическими лидерами для обоснованного отбора разработок к реализации или формирования портфеля инновационных проектов, а также для поэтапного анализа динамики потенциальной доходности проектов. Такие модели эффективно применяются в автомобилестроении Германии и Японии, в европейских телекоммуникационных компаниях, причем накапливаемый успешный специфический отраслевой или корпоративный опыт ведет к повышению достоверности прогнозирования результатов новых проектов.

Результаты нашего исследования подтвердили, что стабильно развивающиеся высокотехнологичные российские компании в различных отраслях по срокам выполнения, бюджету и доходности инновационных проектов не уступают лидерам мировой инновационной экономики.

Одним из основных признаков градации инновационных проектов является уровень их новизны, так как стратегии финансирования и реализации разработки модифицированного товара компании и создания принципиально нового для мира продукта значительно отличаются друг от друга. Проведенный нами факторный анализ показал, что на обеспечение коммерческой успешности радикальных инноваций в большей мере влияют степень удовлетворенности продуктами конкурента (с коэффициентом корреляции -0,536**, значимым на уровне 0,01), восприятие топ-менеджментом степени риска до запуска проекта (0,531**), высокое качество (0,477**), наличие адресной рекламы для отдельных категорий потребителей (0,463**), существование доминирующего конкурента (-0,414**), относительная величина инвестиций (0,394**) и ряд других факторов. В то время как для повышения доходности усовершенствованных продуктов компании более важны рост рынка (0,505**), соответствие фактического объема производства планировавшемуся (0,486**), интенсивность конкуренции (-0,405**), конкурентные преимущества по совокупности всех показателей (0,399**) и т.д. Среди факторов значимых для повышения экономической эффективности продуктов, новых для отечественной отрасли, существенными являются способность компании к НИОКР, наличие исследовательского опыта сотрудников, знания о продукции и стратегии конкурентов, о поведении покупателей и др. Выявленные корреляционные зависимости позволили нам разработать многофакторные регрессионные модели оценки вероятности достижения ожидаемой коммерческой успешности инновационных проектов различного уровня новизны с точностью прогнозирования более 80%, на основании которых могут быть подготовлены рекомендации по доработке слабых сторон проекта при наличии в нем коммерческого потенциала.



Эмпирически установленные корреляционные и регрессионные зависимости между формализованным описанием проекта и его результативностью позволят по количественной оценке потенциальной успешности инновационных проектов осуществлять объективный выбор конкретного проекта, формировать стратегию его реализации, проводить поэтапный текущий анализ динамики вероятности успешности проекта для сокращения риска и повышения доходности. Сравнение инновационного проекта с предшествующими, параллельно рассматриваемыми или эталонными проектами с помощью достаточно простой количественной оценки проектов, интегрирующей субъективные и объективные данные, помогает определить его относительную значимость и рационально сформировать портфель проектов. Выявление факторов, влияющих на повышение коммерческой успешности промышленных инноваций в России, способствует ускорению темпов модернизации и увеличению инвестиционной и предпринимательской активности в инновационном секторе экономики страны.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница