Факторы ценообразования на фондовом рынке




Скачать 56.71 Kb.
Дата05.05.2016
Размер56.71 Kb.
ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ

Ценообразование на рынке ценных бумаг может осуществлять­ся экспертным, аналитическим, статистическим, нормативно-па­раметрическим, балансовым методами и на основе эко­номико-математического моделирования.

Экспертный метод основан на использовании аргументирован­ных заключений экспертов (признанных специалистов) об уровне реальной стоимости той или иной ценной бумаги или цене опреде­ленной фондовой операции.

Аналитический метод предполагает, что уровень цены определя­ется в результате детального анализа конъюнктуры рынка, выпол­нения диагностического факторного анализа, мониторинга.

Статистический метод базируется на статистическом анализе с использованием средних величин, индексов, дисперсии (абсолют­ного отклонения от средних величин), вариации (относительного отклонения от средних величин), применении корреляционного и регрессионного анализа. В настоящее время в ценообразовании на региональных рынках ценных бумаг наиболее активно используют­ся фондовые индексы, которые позволяют определить общую тен­денцию изменения конъюнктуры рынка на определенные виды цен­ных бумаг.

Нормативно-параметрический метод на практике ре­ализуется следующим образом. Каждая инвестиционная характери­стика ценной бумаги или фондовой операции (параметр) имеет определенный диапазон нормативных значений. Выбранная норма­тивная единица оценивается тем или иным количеством баллов. Да­лее баллы суммируются, и полученная общая сумма баллов умно­жается на принятую заранее стоимостную оценку одного балла. В ре­зультате получается определенный стоимостный уровень цены.

Балансовый метод теоретически является самым простым. Сто­имость имущества, зафиксированная в официальной отчетности предприятия, делится на общее количество акций. На практике использовать этот метод достаточно сложно прежде всего из-за того, что стоимость имущества периодически меняется в ходе переоцен­ки основных фондов, а также из-за нежелания многих участников фондового рынка иметь дело с реальными стоимостями ценных бумаг. Например, если вы решаете купить акции какого-либо предприятия, то выгоднее это сделать при номинальной цене акций 1000 руб., не­жели 2000 руб.

Экономико-математическое моделирование в виде имитационных моделей или динамического моделирования на основе графических или логических моделей с использованием компьютерных технологий базируется на построении неких схем, фиксирующих оп­ределенные зависимости и учитывающих конкретные факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние. Безусловно, это весьма перспективный метод ценообразования на рынке ценных бумаг.

В условиях рыночной экономики в формировании цен на цен­ные бумаги участвуют эмитенты и инвесторы, каждый из которых имеет свои интересы и ориентиры. В целом методические подходы при формировании цены можно разделить на три вида;


  • ориентация на рынок. Этот подход рассчитан на установление первоначально низкой цены с целью привлечь как можно больше инвесторов. Он используется, если очевидно, что на рынке имеется незначительное число инвесторов, готовых платить первоначально высокую цену, а также при наличии конкурентов, готовых предло­жить аналогичные ценные бумаги;

  • ориентация на издержки. Этот подход используется, когда у фирмы слишком широкий ассортимент оказываемых услуг по опе­рациям с ценными бумагами, что делает слишком дорогостоящим проведение калькуляции затрат на каждый вид услуг;

  • ориентация на конкуренцию. Цены нужно устанавливать исхо­дя из того, что на финансовом рынке имеются конкуренты, кото­рые установили свои цены на аналогичные ценные бумаги; что сдел­ки осуществляются по ценам, которые уже определены рынком.

В настоящее время используются следующие методические под­ходы:

  • подход, основанный на фундаментальном анализе;

  • под­ход, основанный на техническом анализе.

Они являются основой ценообразования на зарубежных фондовых рынках.

Фундаментальный анализ. Он базируется наследующем принципе: любой экономический фактор, снижающий предложе­ние или увеличивающий спрос на товар, ведет к повышению цены и, наоборот, любой фактор, увеличивающий предложение и умень­шающий спрос, как правило, приводит к накоплению запасов и снижению цены. На этой основе устанавливается цена, которая со­ответствует определенному соотношению спроса и предложения. При использовании фундаментального анализа учитываются стоимост­ные показатели (опережающие, сопутствующие, запаздывающие). Опережающие показатели сигнализируют о состоянии экономики в ближайшем будущем, ее возможных изменениях и колебаниях уров­ня инфляции; сопутствующие и запаздывающие показатели отража­ют основные направления изменений в экономике и опровергают или подтверждают опережающие показатели. Эти показатели назы­ваются индикаторами. Основные сопутствующие и запаздывающие индикаторы: динамика ВНП, индекс потребительских цен, индекс инфляции. Фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг основном осуществляется путем экономико-математического моде­лирования и в современной России малоперспективен.

Технический анализ изучает конкретное соотношение спроса и предложения, т.е. сами изменения цен на фондовом рын­ке. Он сводится к построению диаграмм и графиков, отражающих показатели объема торговли и другие факторы. Графический анализ полезен, так как:


  • позволяет выполнить реальный прогноз цен;

  • определяет точное время событий;

  • фиксирует динамику цен и выявляет устойчивые тенденции.

На формирование цен на фондовом рынке влияют внутренние и внешние факторы объективного и субъективного характера. Под влиянием разнонаправленных факторов цены на одну и ту же цен­ную бумагу могут существенно колебаться. В целом на формирова­ние уровня цен на ценные бумаги влияют: отраслевая принадлеж­ность эмитента и территориальные условия его размещения, сте­пень технической оснащенности производства эмитента, качество ценных бумаг, специфика отдельных регионов, инвестиционные характеристики ценных бумаг и управленческие возможности эми­тентов, меры государственного регулирования цен, учет взаимоза­меняемости, учет цен на аналогичные ценные бумаги и услуги на внешнем рынке, особенности системы формирования цен на бу­маги различных эмитентов, конкуренция, монополия, степень раз­вития рыночных отношений, соотношение спроса и предложения, ставки налогов.

На практике в процессе формирования цен одновременно учи­тывается множество рыночных факторов, которые объединены в три группы: спрос, издержки и конкуренция (факторный ана­лиз). В соответствии с законом сбалансированности спроса и пред­ложения общий уровень цен на ценные бумаги зависит от соотно­шения спроса и предложения, факторам спроса относятся; объем потенциальных инвестиций, вкусы и привычки инвесторов, их до­ходы, наличие аналогичных ценных бумаг на рынке и цена на них, стоимость других финансовых инструментов.

На цены на рынке ценных бумаг влияет конкуренция, так как государственный бюджет, кредитный рынок и рынок ценных бу­маг не только дополняют друг друга, но и конкурируют между со­бой в привлечении финансовых ресурсов. Например, расширение бюджетных ресурсов, повышение налогов (при прочих равных ус­ловиях) неизбежно приведет к сокращению свободных денежных ре­сурсов хозяйствующих субъектов и населения и, следовательно, — к сужению рынков банковского кредита и ценных бумаг. К факто­рам конкуренции относятся; число и разнообразие эмитентов, нали­чие аналогичных ценных бумаг, уровень цен конкурентов.

Факторами издержек являются эмиссионные, маркетинговые и прочие издержки, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг.



Таким образом, на ценообразование на рынке ценных бумаг оказывают влияние как традиционные факторы:

  • спрос,

  • предложе­ние,

  • конкуренция;

так и специфические:

  • тип,

  • вид,

  • разновидность ценной бумаги,

  • срок обращения,

  • инвестиционные качества,

  • уп­равленческие возможности,

  • рейтинг и деловая репутация эмитен­та,

  • его отраслевая принадлежность,

  • территориальное местонахож­дение,

  • инвестиционный климат

  • инвестиционная емкость рынка.

Следует отметить, что названные выше факторы могут как увели­чивать, так и уменьшать уровень цены. Действие этих факторов во многом зависит от конкретных мер по государственному регулиро­ванию системы ценообразования.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница