Европейский союз




Скачать 65.92 Kb.
Дата10.05.2016
Размер65.92 Kb.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Одним из наиболее заметных правовых феноменов международного уровня стало активное развертывание во второй половине ХХ века интеграционных процессов. Их результатом явилось возникновение в различных районах мира новых и оригинальных по своей правовой природе образований, которые формируются на стыке национального и международного права. Эти интеграционные образования вбирают в себя многие черты и характеристики, свойственные как государству, так и международной организации. Речь не идет, однако, о просто механическом соединении или даже слиянии. В результате взаимодействия факторов межнационального и наднационального порядка складываются новые по своим качественным параметрам и правовым характеристикам образования, способные оказывать возрастающее воздействие на ход мировых событий и эволюцию права.

К числу таких новых интеграционных образований относятся Европейские Сообщества и созданный затем на их основе Европейский Союз. Если на самых ранних стадиях формирования Сообществ высказывалось мнение, что они представляют собой лишь некоторую разновидность международных организаций, а создаваемые и применяемые ими правовые установления региональную (или субрегиональную) разновидность или подсистему международного права, то в настоящее время ситуация заметно изменилась.

Европейские Сообщества и Европейский Союз обладают собственной, довольно обширной, хотя и строго лимитированной юрисдикцией, в пределах которой они осуществляют самостоятельные властные полномочия. Правовые предписания, издаваемые институтами Сообществ Союза, имеют, по общему правилу, прямое действие и обладают верховенством по отношению к праву государств-членов. В рамках исключительной юрисдикции Сообществ правовая регламентация со стороны национальных государств может осуществляться в порядке исключения, правовое регулирование на уровне Сообществ становится общим правилом.

По мере эволюции Сообществ, а тем более с созданием Европейского Союза происходит активное накопление новых квалификационных качеств и свойств. Европейский Союз обладает в настоящее время собственной территорией, своим гражданством, собственными властными институтами, один из которых - Европейский парламент - формируется населением государств-членов путем всеобщих и прямых выборов, собственными финансовыми ресурсами. С 1 января 1999 г. одиннадцать государств Союза, образовавшие экономический и валютный союз, создали свою денежную единицу - евро.

Важнейшим инструментом осуществления интеграционных процессов стало европейское право. Создаваемое государствами-членами и институтами Сообществ и Союза, оно обеспечивает всю жизнедеятельность этих интеграционных объединений, преодоление тех многочисленных препятствий и проблем, которые возникают на пути интеграции.

Европейское право, отражая гетерогенность Европейского Союза, также весьма неоднородно. Неодинаков правовой режим его составных частей, а как следствие - и принципы взаимоотношений с национальным правом. Вместе с тем, его главная составляющая - право Европейских Сообществ полностью обеспечена юрисдикционной защитой. Суд Европейских Сообществ стал на практике одним из самых независимых наднациональных институтов, решения и постановления которого, как правило, беспрекословно исполняются не только физическими и юридическими лицами, но и государствами-членами.

Очень важное значение имеет то обстоятельство, что как сами Сообщества и Союз, так и система европейского права, основаны на единых общих принципах, положенных в основу их построения и функционирования. Прочность и устойчивость Европейских Сообществ и Европейского Союза в решающей степени объясняются тем, что в их состав входят только те государства, которые привержены принципам свободной рыночной экономики и правового государства. Все государства-члены Евросоюза основывают (или должны основывать) свои правовые установления на общих принципах европейского права. Учредительные акты Европейского Союза относят к числу таковых права и свободы человека в том виде, как они определены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г.; принципы правового государства и те демократические начала, которые закреплены в конституциях государств-членов.

Любой нормативно-правовой акт Сообществ и Союза подлежит обязательной проверке на его соответствие общим принципам права, противоречие этим принципам является безусловным основанием для признания Судом ЕС его ничтожности. Все возникающие споры правового характера, связанные с применением права Сообществ, подлежат разрешению Судом ЕС или Судом первой инстанции Европейских Сообществ. Все вновь вступающие члены Европейского Союза обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с важнейшими установлениями европейского права. Проведение этой работы по гармонизации национального и европейского права - одно из обязательных и необходимых условий вступления в Союз.

Европейское право – одна из самых динамичных правовых систем современности. За минувшие пять лет оно претерпело ряд существенных изменений, связанных с углублением процесса европейской интеграции, разработкой и введением в действие новых основополагающих актов, образующих правовую основу функционирования и развития интеграции.

В декабре 2000 г. торжественно провозглашена Хартия основных прав Европейского Союза - заметная веха на пути демократизации европейских интеграционных образований.

В 2001 г. принят новый учредительный договор, получивший по месту подписания наименование Ниццского. В соответствии с этим договором, вступившим в силу в 2003 г., внесены существенные изменения в институциональную структуру, в процесс формирования и функционирования институтов ЕС.

С 1 мая 2004 г. в состав Европейского Союза вошли еще 10 государств-членов и их общее число достигло двадцати пяти. Европейский Союз стал ведущим экономическим мировым центром, резко усилил свое политическое влияние на мировой арене, объединив государства, население которых составляет около полумиллиарда человек.

Важнейшим событием в развитии европейского права стала разработка Конституции Европейского Союза. В 2003 г. специально созванный Конвент разработал проект Договора, учреждающего Конституцию для Европы. После широкого и всестороннего обсуждения, носившего порой весьма острый характер, был разработан окончательный проект, одобренный главами государств и правительств всех участников Европейского Союза. Конституционный договор, чаще именуемый в литературе Конституцией ЕС, передан на рассмотрение и одобрение государствам-членам, которые осуществляют ратификацию на основе своих национальных конституционных процедур. В правовом плане сложилась весьма своеобразная ситуация. С одной стороны, продолжают сохранять свое действие все ранее подписанные и введенные в действие учредительные акты. С другой стороны, подготовлена Конституция, которая не только должна заменить собой все ранее принятые учредительные договоры, но и призвана способствовать дальнейшему углублению и эволюции права ЕС. Проект Конституции ЕС - это правовой документ, с положениями которого уже сегодня, до формальной ратификации, начинают считаться и государства-члены, и институты Европейского Союза.

Серьезные изменения происходят в европейской системе защиты прав человека. Хартия основных прав Европейского Союза, подготовленная специально созванным в этих целях Конвентом, содержит положения, которые во многом повторяют постановления Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В то же время она формулирует целый ряд новых прав, известных как права и свободы нового поколения, связанные с общественным прогрессом и научно-техническими достижениями. Эта Хартия стала интегральной составной частью проекта Конституции Европейского Союза. В случае, если эта последняя вступит в силу, Хартия прав приобретет обязательную юридическую силу. Однако уже в настоящее время ее положения квалифицируются ведущими институтами ЕС как формулирующие общие принципы европейского права.

Расширяется и активизируется правозащитная деятельность Совета Европы. Увеличилось число участников Европейской Конвенции о защите прав человека. Оно достигло 46. Активизируется деятельность Европейского Суда по правам человека. Возникшие в ходе его функционирования трудности, связанные с возрастающим потоком обращений в Суд, пытаются разрешить при помощи новых реформ, углубляющих перестройку, предпринятую в 1998 г. В этих целях разработан, подписан и передан на ратификацию Протокол № 14, который должен способствовать совершенствованию процессуальных правил и рационализации деятельности самого Суда.

Европейские интеграционные объединения и европейское право стали уже сегодня жизненно важным фактором не только европейского, но и мирового развития.

В пользу этого вывода говорят целый ряд прагматических соображений. В настоящее время в Европейский Союз входит 25 наиболее развитых в экономическом отношении государств. ВВП государств-членов почти вдвое превосходит соответствующие показатели Японии и значительно выше, нежели у США. На Европейский Союз приходится почти половина всего внешнеторгового оборота России.

Между тем, внешняя торговля отнесена к сфере исключительного ведения Евросоюза. Его государства-члены образуют таможенный союз и единый внутренний рынок. Практически все основные условия доступа на рынок Евросоюза и деятельности на нем экономических операторов регулируется нормами европейского права. Совершенно очевидно, что всестороннее знание европейского права, правил, регулирующих экономические, торговые и иные отношения России и ЕС, становится важнейшим условием успешного экономического, как впрочем, и иных видов сотрудничества.



Правовую основу взаимоотношений РФ и ЕС образует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное в 1994 г. Оно вступило в силу 1 декабря 1997 г. На основе этого Соглашения создан институциализированный механизм взаимодействия. Он включает такие институты, как Совет и Комитет сотрудничества, в рамках которых определяются основные направления и программы сотрудничества, а равно порядок их реализации.

Применительно к правовой сфере Соглашение предусматривает осуществление необходимых мероприятий по сближению законодательства РФ и ЕС. Вполне естественно, что осуществление конкретных мер в этом направлении невозможно без обстоятельного изучения действующего европейского права. Опыт интеграционного развития в рамках Сообществ и Союза может быть в определенной степени использован при строительстве Содружества Независимых Государств и выработке правовых основ его создания и функционирования.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница