Европейский союз в мировом хозяйстве




Скачать 209.35 Kb.
Дата10.05.2016
Размер209.35 Kb.
Тема: Европейский союз в мировом хозяйстве

  1. Общая характеристика ЕС

  2. Особенности экономического развития

Литература:

  1. Мировая экономика: учебник / Под ред. А.С.Булатова. М.: Юристъ, 2010 – 734 с

  2. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 - 727 с.

  3. Киреев А. Международная экономика: учебник – М.: Высшая школа, 2002 – Ч.:1,2

  4. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика: учеб. –М.: Проспект, 2005 -248с



  1. Общая характеристика ЕС

Европе́йский сою́з (Евросою́зЕС) — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.  С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $) по номинальному значению и около 19% (16,1 трлн $) — по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок,] гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.] Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли,  сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных НацийВТОБольшой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банкЕвропейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

В Европейский союз входят 28 государств: АвстрияБельгияБолгарияВеликобританияВенгрияГермания,ГрецияДанияИрландияИспанияИталияКипрЛатвияЛитваЛюксембургМальтаНидерландыПольша,ПортугалияРумынияСловакияСловенияФинляндияФранцияХорватияЧехияШвеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести — Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции — до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдалисьдемократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985-м. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Турция, ИсландияМакедонияСербия и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных БалканАлбания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зонуШвейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, ВатиканМонако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году: Бельгия, Германия, НидерландыЛюксембургФранцияИталия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

2. Особенности экономического развития

Общая характеристика. Страны Евросоюза принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения от второго до 44-го места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности страны Союза делятся на несколько групп.



Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые страны — Германию, Францию, Италию и Британию, в которых сосредоточено свыше 50% населения и 70% совокупного ВВП. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона.

Остальные государства относятся к малым промышленно развитым странам. Особое место, занимаемое малыми странами в регионе и мире, определяется высоким уровнем специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции. Важную роль в развитии процессов международного разделения труда играли небольшие масштабы внутренних рынков данных стран, которые сдерживали появление крупных предприятий во всех отраслях хозяйства из-за недостаточности спроса.



Малые страны сильно различаются по величине ВВП. К первой группе можно отнести Испанию, Нидерланды, Бельгию, Швецию. Они уступают крупным державам региона в 3—5 раз и на их долю приходится 17% ВВП.

Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция, Финляндия, Португалия. Их значение в западно-европейском хозяйстве относительно невелико — около 7,5% ВВП.



Третья группа стран — Ирландия, Люксембург. Их доля незначительна — около 2% ВВП Евросоюза, но по отдельным видам производства они играют заметную роль.

Страны существенно различаются по уровню экономического развития. Например, в Греции, Португалии национальный доход на душу населения не превышает 70% среднего показателя для всех стран ЕС. Не менее значительны различия в структуре хозяйства. В Греции, Португалии достаточно высок удельный вес сельского хозяйства.

Темпы роста, его факторы и условия. В последние десятилетия положение Европейского Союза в мировой экономике изменилось. Его доля в ВВП мира за 1980—1999 гг. сократилась с 30 до 28%. Экономический рост группировки характеризовался понижающимися темпами. Он прерывался сокращением производства в периоды кризисов в 1981 и 1993 гг., когда совокупный ВВП западно-европейских стран упал соответственно на 0,2 и 0,6%. Отмеченные периоды характеризовались резким увеличением инфляции и безработицы, низкой загрузкой производственных мощностей.

В странах ЕС меньшая часть капиталовложений по сравнению с США и Японией направлялась в информационный сектор, что являлось одной из причин понижения их эффективности. В 90-е годы страны ЕС стали отставать от США по показателю прироста общей факторной производительности (соответственно 0,7 и 1,15 за 1990—1998 гг.).

На развитие хозяйства, рост общей факторной производительности оказывает влияние динамика расходов на НИОКР и их использование. ЕС в целом выделяет на исследовательские и конструкторские работы 1,8% ВВП. Ведущие западноевропейские страны, исключая Италию, расходуют на эти цели свыше 2% ВВП, но ниже уровня США и Японии. До 1995 г. ЕС сокращал разрыв по общему объему расходов на НИОКР с США. Во второй половине 90-х годов темпы из прироста замедлились. Если в 1995 г. расходы ЕС на эти цели достигали 75% американского объема расходов на НИОКР, то в 1998 г. этот уровень понизился до 70%, составив 80 млрд долл. При этом следует отметить, что общие расходы ЕС представляют собой сумму затрат отдельных государств. Их общий эффект снижается дублированием исследований. Поэтому реальное значение этого показателя будет ниже номинальной величины.

Расходы западно-европейских стран в значительной степени ориентированы на фундаментальные исследования. По ассигнованиям промышленных исследований они отставали от США в 2,3 раза за 1987—1991 гг. До середины 90-х годов на исследования в области микроэлектроники выделяется почти столько же средств, сколько в США выделяла одна компания ИБМ. Доля западно-европейских биотехнических фирм в мировом пакете патентов в конце 80-х годов оценивалась в 19%, США — 41, Японии — 36%.

По отдельным оценкам, в такой важной области, как информационные технологии, ЕС отстает от США на 20—25 лет. В ЕС в этой области создается 4% ВВП, в США 7%, в Японии — 6,5% ВВП.

Евросоюз отстает от Северной Америки как по числу банков данных, так и по предоставляемым информационным услугам примерно в два раза, причем преобладает неделовая информация. Примерно такое же отставание в компьютеризации населения.

Отсутствие необходимых национальных и региональных возможностей развития не позволяет сформировать достаточно конкурентный потенциал высокотехнологичных предприятий. Рынок наукоемкой продукции также во многих случаях разрознен и фрагментарен. Компании часто не в состоянии воспользоваться преимуществами крупного экономического пространства. Негативное влияние на развитие предприятий и их перспективы оказывают национальные и промышленные политики, когда все страны стремятся сохранить свои шансы на развитие каждой из крупных технологических цепочек будущего и оказывается поддержка большому числу относительно малых проектов. Создание национальных предприятий-лидеров в большом числе областей высоких технологий приводит к тому, что данные предприятия оказываются слабыми для участия в международной конкуренции.

Подобная ситуация привела к тому, что европейские компании не смогли добиться достаточной конкурентоспособности ни в области сложных систем, где лидируют США, ни в сфере массового производства наукоемких товаров массового потребления, в которой преуспела Япония. Компаниям Евросоюза остается лишь пользоваться имеющимися рыночными нишами.

Исключение составляют химические и фармацевтические компании. На этих и некоторых других направлениях западноевропейские компании занимают передовые рубежи (разработка АЭС, техника связи, оптика, отдельные отрасли транспортного машиностроения), но эти виды техники и продуктов недостаточно воздействуют на технологическую структуру производства. Поэтому более узкий рынок наукоемкой продукции в Европейском Союзе по сравнению с США в меньшей степени формируется за счет внутреннего производства.

В целом в развитии «экономики знания» ЕС уступает общему уровню развитых стран. Доля высокотехнологичных отраслей и секторов хозяйства с высококвалифицированной рабочей силой в ЕС в производстве предпринимательского сектора составляет 48,4%, а в странах ОЭСР — 51%, США — 55%, Японии — 53%.

Отрицательное влияние на экономическое развитие ЕС, особенно на состояние финансов, оказывало производство вооружений прежде всего в странах — членах НАТО. Доля западноевропейских стран в общенатовских военных расходах возросла. Военные расходы поглощали 3,6% ВВП в 1980— 1984 гг., снизившись до 2,4% ВВП в 1995—1999 гг. Они были серьезной причиной бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга.

Государственный сектор в Еврозоне заметно отличается от американского и японского по размерам и структуре, Доля государственных расходов здесь достигла 49%, а в США и Японии — соответственно 39 и 34% ВВП. Уровень валового государственного долга выше, чем в США — 72,9% ВВП. Процентные платежи по государственному долгу съедают значительную часть бюджетных расходов.

Ахиллесовой пятой экономического развития Европейского Союза стала массовая безработица —свыше 20 млн человек. Уровень безработицы в среднем по странам ЕС в 90-е годы составлял 9,9% в сравнении с 5,6% в США и 3,4% в Японии. Наиболее высокий процент безработных отмечается в южных странах, в Испании он равнялся почти 20%.

Структурные сдвиги в экономике. Экономическое развитие западно-европейских стран в последнее десятилетие протекает под знаком структурных изменений. Эти изменения отражают общие тенденции развития производства и общественного разделения труда в условиях нового этапа НТП и являются следствием структурных кризисов перепроизводства 70-х — начала 80-х годов.

Доля промышленности в мировом производстве сократилась, но в структуре производства обрабатывающая промышленность превосходит показатель США (23 и 18% ВВП).

Разноплановые тенденции отмечаются в роли промышленного производства. В большинстве стран она снижалась. В ряде стран (Греция, Ирландия, Испания, Финляндия) доля промышленного производства в ВВП возросла, поскольку там создавались новые производственные мощности.

К наиболее динамичным отраслям относятся электронная промышленность, в которой преимущественное развитие получило производство оборудования промышленного и специального назначения, а также производство средств связи. Однако они оказались не только не в состоянии обеспечить высокие темпы роста экономики, но и отставали в своем развитии от США и Японии. Отечественные компании обеспечивают только 35% регионального потребления полупроводников, 40% электронных компонентов, еще меньше — интегральных схем. Западно-европейская промышленность по выпуску информационной техники обеспечивает 10% потребностей мирового и 40% регионального рынков.

В производстве компьютерной техники и электронных компонентов западно-европейские компании продолжают отставать от США и Японии, несмотря на проведенные реорганизации производства. Американская ИБМ контролирует примерно 20% западно-европейского рынка.

За прошедшее десятилетие положение Европейского Союза в прогрессивности отраслевой структуры улучшилось. На изделия, пользующиеся высоким спросом, приходится 25% продукции обрабатывающей промышленности ЕС (33% — США). В западно-европейской экономике преобладала модернизация рентабельно функционирующего производственного аппарата, а не его коренное обновление на базе новейшей техники: Поэтому страны ЕС занимают важные позиции в производстве традиционной продукции, в частности, обеспечивают почти половину мирового выпуска металлообрабатывающего оборудования (35% станков), 36% автомобилей, 37% промышленных химикатов, 48% керамических изделий.

Многие западно-европейские страны являются крупными производителями потребительской продукции. Доля отраслей легкой промышленности в Италии, Греции, Португалии превышает 15%.

Заметны различия в структурных показателях по доле сельского хозяйства в формировании ВВП — от 1,0 до 4% при среднем показателе для ЕС в 2% ВВП. В 90-е годы на 1/10 сократился объем производства сельскохозяйственной продукции в основном за счет сокращения производства зерновых. ЕС производит около 10% мирового объема кормового зерна, 7% пищевого зерна, 20% молока, 18% мяса, 12% сахара. Улучшились показатели производительного труда в сельском хозяйстве, хотя разрыв по этому показателю остается значительным между США и Западной Европой (в два раза).

Достаточно высокие темпы роста этой отрасли способствовали увеличению самообеспеченности западно-европейских стран сельскохозяйственной продукцией. В конце 90-х годов они более чем на 90% покрывали свои потребности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства. Производство отдельных видов продукции — зерна (исключая кукурузу), молока и молочных продуктов, сахара, яиц — превосходит внутренние потребности, и поставки на внешние рынки являются основным способом реализации «излишней» продукции региона.

Главная отрасль сельского хозяйства — животноводство. Важную роль в повышении его эффективности играют меры по рациональному использованию кормов и, в частности, более широкому использованию комбикормов. Производство комбикормов в значительной степени зависит от внешних источников сырья, к которым относятся соя-бобы, кукуруза, тапиока и др.

Сдвиги в экономике западно-европейских стран шли в одном направлении — сокращение в ВВП удельного веса отраслей материального производства и увеличение доли услуг. Именно этот сектор в настоящее время во многом определяет рост национального производства и динамику инвестиций. В нем занята 1/3 экономически активного населения. Это увеличивает значение западно-европейских стран как финансового центра, центра оказания другого рода услуг.

Изменения в социально-экономических структурах. Несмотря на одинаковые тенденции, отраслевая структура стран ЕС до сих пор имеет довольно существенные различия, что объясняется историческими условиями развития, устойчивостью монополистических структур национальных экономик. Основать здесь компанию труднее, чем в США, требуется в 4 раза больше расходов.

Под контролем крупнейших компаний осуществляется производство значительной части совокупного ВВП. 400 ведущих промышленных компаний (всего в Западной Европе более 10 млн фирм) сосредоточили 39% общей численности занятых и осуществляли 37,4% продаж в обрабатывающей промышленности стран ЕС.

Для крупных компаний Еврозоны характерно перекрестное владение акциями, в отличие от США и Британии. Акции сосредоточивались в руках семейных групп, что вело к понижению роли управляющих, снижению конкуренции, риска и прибылей. В Италии, Бельгии, Германии в половине компаний единственный акционер или группа, объединенная общими интересами, владеет боле 50% голосующих акций (в США в редких компаниях отдельные акционеры владеют более 5% акций). В 90-е годы контроль семей, групп над компаниями снизился, Процент перекрестного владения акциями уменьшился с 18% в 1995 г. до 11% в 1998 г., но широко используется принцип блокирующего меньшинства акций.

Переход к новому технологическому базису, расширение сферы услуг и возрастающая ориентация хозяйств на конечный потребительский спрос способствовали значительному изменению олигополистических структур. Во второй половине 90-х годов прошла волна слияний и поглощений.При этом внутриевропейские поглощения превышали объемы сделок с компаниями третьих стран.

Структурная перестройка крупного капитала способствовала сохранению позиций западно-европейских компаний в мировом хозяйстве. В числе 500 крупнейших по обороту компаний мира — 148 западно-европейских, американских в полтора раза больше. Все крупнейшие компании имеют международный характер. Произошли изменения в соотношении сил между западноевропейскими гигантами. Вперед вышли корпорации Германии, в меньшей степени — Франции и Италии. Позиции британских компаний ослабли. Сохранили свои позиции крупнейшие банки ЕС, 23 из них входят в число крупнейших 50 банков мира, в том числе б британских, 4 германских и 4 французских.

Процессы монополизации в Западной Европе отличаются от подобных процессов в Северной Америке. Наиболее прочные позиции крупнейшие западно-европейские компании занимают в традиционных отраслях, значительно отставая в новейших наукоемких. Так, среди 50 крупнейших по капиталу компаний информационного сектора только 12 из ЕС. Отраслевая специализация крупнейших объединений Западной Европы менее подвижна, чем у американских корпораций, а это в свою очередь тормозит структурную перестройку экономики.

Относительная слабость крупнейших компаний в наукоемких отраслях побуждает ЕС и национальные государства проводить корректировку деятельности частномонополистического капитала.

Роль государств. Деятельность по урегулированию хозяйственное жизни в Западной Европе осуществляется как в рамках национальных государств, так и на наднациональном уровне. Изменения в соотношении политических сил, положения на мировых рынках привели к изменению роли государства как совокупного функционирующего капиталиста. Вмешательство государства непосредственно в процесс производства или распределения уменьшилось. Резко сократилось государственное предпринимательство. Государственные компании были приватизированы в Британии, Франции, Италии, Португалии и в других странах.

Значительное внимание уделялось ужесточению бюджетной политики. Бюджетные дефициты центральных правительств сократились с 5% до 1% ВВП. По сравнению с 80-ми годами снизились темпы прироста государственного потребления в 1,6 раза, а темпы прироста частного потребления — в 1,3 раза. Политика сдерживания спроса в угоду дефляционным целям способствовала сокращению спроса и росту производства и занятости.

Поворот к методам политики предложения сопровождался усилением структурного регулирования. Государства усилили приоритеты, рассчитанные на длительную перспективу.

Первоочередными задачами для западно-европейских стран стала перестройка хозяйства на основе новейших знаний, использования новейших технологий и стимулирования экономического роста, проведения смешанной макроэкономической политики, способной обеспечить стабильность и занятость.

Таким образом, государственное регулирование в странах Евросоюза отмечается тенденцией к перемещению центра тяжести на вопросы долгосрочного роста, укрепления экономических потенциалов на основе глубоких структурных сдвигов, качественного обновления производственной базы. На макроэкономическом уровне до сих пор важное место занимает антиинфляционная политика, возрастает значение поддержания экономического роста.






База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница