Евгений Филиппович Борисов Основы экономики Евгений Филиппович Борисов




страница1/20
Дата11.05.2016
Размер4.47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Евгений Филиппович Борисов

Основы экономики


Евгений Филиппович Борисов

В учебнике в доступной форме изложены теоретические и практические знания, отражающие новый уровень развития хозяйства в России и во всем мире, включая XXI столетие: использование в экономике информационных технологий, глобализация мирового хозяйства и др.

В конце каждой главы даны тесты, вопросы и графические задачи.

Во втором издании (1-е – 2004 г.) обновлены статистические данные.

Для студентов ссузов, а также для всех интересующихся проблемами экономики.




Предисловие

Учебник написан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием (базовый уровень). Такие требования определены Государственным образовательным стандартом и новой программой курса «Основы экономики», которые утверждены Министерством образования Российской Федерации в 2002 г.

В книге получили отражение социально-экономические процессы, которые характеризуют новый уровень развития экономики в России и других странах мира в конце XX – начале XXI столетия.

В XX в. произошли глубокие изменения в мировой экономике. Экономический рост ускорился настолько, что за 1900–2000 гг. суммарный выпуск продукции во всем мире превысил объем производства за весь предшествующий период истории человечества. Главным двигателем мирового хозяйства стал научно-технический прогресс. В большинстве стран мира изменилось социально-экономическое устройство. Усилилась роль государства в индустриально развитых и развивающихся странах. Вместе с тем расширилось мировое рыночное пространство. Много места стали занимать проблемы глобализации мирового хозяйства.

Учебник состоит из 15 глав, в которых последовательно рассматриваются современные экономические процессы:

• изменение структуры отношений собственности на рубеже XX–XXI столетий;

• развитие кооперации и разделения труда, а также связанное с этим формирование современного профиля подготовки специалистов;

• возникновение новых взаимоотношений участников рынка в XX–XXI вв.;

• образование и распределение новой стоимости;

• появление в XXI столетии новых видов денег;

• применение информационных технологий в бизнесе;

• современные тенденции воспроизводства населения в разных странах;

• глобализация мирового хозяйства.

Особое внимание уделено анализу современного состояния и перспективам развития российской экономики. В специальных разделах речь идет о коренных преобразованиях собственности; о переходе от государственного монополизма к современному конкурентному рынку; об особенностях кризиса экономики России в 1990-х гг. и путях выхода из него; переустройстве системы управления экономикой.

Отличительной чертой учебника является развитие у студентов экономического мышления. Это означает освоение положений экономической теории на основе изучения типичных фактов, статистических данных и хозяйственного опыта. Учебный материал излагается логически последовательно – от одной познавательной задачи к другой. Прививается умение обобщать материал и делать надлежащие выводы. В конце каждой главы даются тесты, задачи и вопросы на сообразительность. Все это помогает студентам творчески осваивать экономическую науку в единстве с современной хозяйственной практикой.

Книга снабжена словарем основных экономических понятий и иностранных слов.



I Экономика и ее роль в жизни общества

Глава 1

НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н. э. Тогда оно обозначало учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага.

За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну.

Сейчас экономикой мы называем прежде всего хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира.

В то же время слово «экономика» обозначает науку, которая изучает такую деятельность.

Учебный курс «Основы экономики» излагает экономическую теорию в единстве и соответствии с практической хозяйственной деятельностью.



§ 1 Главная роль хозяйственной деятельности

Почему люди ведут хозяйство

Изучать экономику мы начнем с вопроса: всегда ли человек вел хозяйство? Если не всегда, то когда и как оно возникло?

Историческая наука установила, что весьма отдаленные предки людей не вели никакого хозяйства. Для того чтобы прокормить себя, они занимались собирательством, охотой и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни (до 40 лет).

Выход из этого тупикового положения был найден 10 тысяч лет назад. Если животные довольствуются тем, что находят в природе, то люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру.

100 веков назад люди начали вести хозяйство, чтобы обеспечить себя необходимыми жизненными благами.

Чтобы лучше понять, что такое экономика, важно уяснить: почему человек занимается хозяйственной деятельностью?



В чем человек экономически заинтересован

Экономика вызывает неподдельный интерес у людей. От нее каждый ждет решения задач, от которых зависит его жизнь и благополучие.



Главное назначение экономики – обеспечение жизнедеятельности и повышение благосостояния людей.

Несомненно, что такая цель экономического развития затрагивает жизненные интересы всех студентов. Вряд ли кого из молодых людей оставят равнодушными такие, например, вопросы: будет ли заканчивающий среднее специальное учебное заведение иметь достаточные материальные условия для продолжения учебы в высшем учебном заведении? Куда пойти работать после окончания колледжа, техникума? Какую заработную плату он будет получать?

В условиях рынка у людей возникает масса вопросов: изменятся ли государственные денежные выплаты студентам, пенсионерам и малообеспеченным людям? Почему растут цены на продовольствие и другие товары и будут ли возмещаться потери населения от повышения цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет?

Изучение экономики дает ответы и на важнейшие вопросы, встающие перед обществом в целом: как можно успешно развивать



В Книге рекордов Гиннеса сообщается, что в 1971 г. на острове Миндао (Филиппины) было «открыто» племя пещерных людей. Они не занимались сельским хозяйством, не имели домашних животных, не пользовались колесом и гончарным кругом.

отечественное производство товаров для народа? Что нужно сделать, чтобы обезопасить людей от загрязнения воздуха, воды, земли? Является ли острой в нашей стране проблема роста населения?



Экономический интерес – жизненно важная причина, которая побуждает людей заниматься хозяйственной деятельностью и получать средства для всестороннего развития.

Многие люди интересуются международными хозяйственными связями, в частности такими вопросами: каковы уровень и качество жизни в различных странах и чем такое различие объясняется? Какая организация хозяйства предпочтительнее и лучше служит человеку? Как развиваются валютные отношения между странами? Для чего объединяются экономически западноевропейские и другие страны?

Даже этот неполный перечень волнующих людей вопросов позволяет придти к следующему выводу. Каждому человеку важно хорошо осознать свои экономические интересы, ясно видеть пути и средства их осуществления. В этом читателю поможет настоящий учебник. Начнем с того, что ближе познакомимся с результатами хозяйственной деятельности.

Какие виды продуктов создает экономика

Материальное богатство общества состоит из:

• естественных благ, создаваемых природой (лес, полезные ископаемые, дикорастущие ягоды, грибы и др.);

• экономических благ, творцом которых является человек.

В свою очередь экономические блага делятся на два вида.

В известном учебнике по экономике мы находим такое обращение авторов к студентам: «Самым важным экономическим решением, зависящим только от вас, является выбор профессии. Ваше будущее зависит не только от ваших способностей, но и от экономических факторов, находящихся вне вашего контроля и оказывающих влияние на вашу зарплату. Конечно, после изучения экономики вы вряд ли превратитесь из Иванушки-дурачка в Ивана-царевича или в финансового гения. Но без экономики счастливая карта не выпадет вам никогда».

Предметы потребления, которые непосредственно предназначены для жизни человека. К ним относятся пища, одежда, обувь, жилище, пассажирский транспорт и тому подобное.

Средства производства – это все, что позволяет создавать полезные для человека продукты (например, добытая нефть, металлы, инструменты, станки и многое другое).

Таблица 1.1



Наличие у населения товаров длительного пользования (на 100 семей, штук)

* В среднем на 100 домашних хозяйств.

** В 2001 г.

Таблица 1.2



Производство важнейших видов промышленной продукции на душу населения в 2002 г.

* в 2003 г.

Обычно в первую очередь люди оценивают, насколько богата та или иная страна, по количеству производимых в ней жизненно важных предметов потребления. Так, в частности, по статистическим данным табл. 1.1 мы можем судить о том, граждане каких стран живут лучше, а каких – хуже.

Промышленно развитые страны серьезно различаются также по количеству создаваемых ими других видов экономических благ – средств производства (табл. 1.2).

Средства производства могут быть добыты из «кладовых природы» (полезные ископаемые) или произведены внутри страны (станки для обработки металла и т. п.).

Виды полезных благ и их источники представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Виды полезных благ и источники богатства



Как предметы потребления связаны со средствами производства

Допустим, что некоторые молодые люди любят хлебобулочные изделия. Однако могут ли они ответить на следующий несложный вопрос: с чего начинается и через какие этапы проходит создание этих изделий, прежде чем они достанутся потребителям?

По-видимому, легче ответить на этот вопрос сельским жителям, которые хорошо знают, какие средства производства надо сначала создать, чтобы в конечном счете получить из них продукты питания. Речь идет о следующих этапах хозяйственной деятельности:

• на полях вырастить зерновые культуры (пшеницу, рожь и др.);

• на мукомольных предприятиях произвести из зерна муку;

• на хлебозаводах выпечь хлебобулочные изделия;

• готовые продукты доставить в магазины.

Из сказанного можно сделать такое заключение.



1. Создавать предметы потребления можно только на основе хорошо налаженного производства соответствующих средств производства.

2. Как правило, в хозяйственной деятельности участвуют предприятия разных отраслей производства, где необходимые материальные средства последовательно используются для создания конечных благ, предназначенных для личного потребления человека.

Будущим специалистам, разумеется, полезно знать, как в избранной ими области деятельности создаются средства производства, а затем поэтапно из них изготавливаются предметы потребления.

Связь между средствами производства и предметами потребления на практике оказывается сложнее, чем сначала это может показаться. Дело в том, что некоторые экономические блага имеют двойное назначение. Одна их часть используется как средства производства, а другая – как предметы потребления. Возьмем, скажем, сахарный песок. Большая часть его применяется в качестве средства производства при изготовлении кондитерских изделий, варенья и др. Другая же часть расходуется как предмет личного потребления. То же относится к соли, к выловленной рыбе, к мясу и другим продуктам.

Теперь нам предстоит проникнуть вглубь механизма хозяйственной деятельности. Необходимо выяснить, что побуждает людей приводить в движение этот механизм.



§ 2 Потребности общества и способы их удовлетворения

Что такое потребность

Мощным двигателем экономики являются потребности общества.



Потребности – недостаток или нужда в чем-то, необходимом для жизнедеятельности людей.

Потребности человека имеют важные отличительные особенности, которые выделяют его из всего животного мира. В чем они состоят?



Первая особенность. Потребности людей изменяются исторически количественно и качественно. Эти изменения заметны при переходе от одной эпохи развития экономики и культуры общества к другой. Возьмем, допустим, людей, живших в начале прошлого века.

Они даже в своих фантазиях не предполагали, что могут быть такие необыкновенные вещи, которые для наших современников стали привычными, – телевизоры, компьютеры, космические станции и многое другое.



Вторая особенность. Запросы человека очень меняются на протяжении всей его жизни. Одно дело младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды, и совершенно другое – взрослый человек, овладевший определенной специальностью.

Третья особенность. У людей даже одного возраста очень часто потребности, запросы, предпочтения не совпадают. Не случайно в России в ходу народные поговорки и выражения: «На вкус и на цвет товарищей нет», «О вкусах не спорят».

Четвертая особенность. Современная цивилизация (уровень материальной и духовной культуры) знает несколько уровней потребностей человека:

• физиологические потребности (в пище, воде, жилье и др.);

• потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

• потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

• потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

• потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Перечисленные формы человеческих потребностей наглядно можно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Пирамида потребностей современного человека

Особенно важно сказать об имидже (внешнем и внутреннем облике) будущего специалиста. Что касается внешнего вида выпускника техникума, колледжа, то он обычно испытывает влияние общепринятых норм культуры, моды и других обстоятельств. От самого студента во многом зависит выработка высоких качеств его внутреннего имиджа, в которых проявляются развитые потребности:

• эрудиция (начитанность, глубокие познания в различных областях человеческой деятельности);

• развитой интеллект (творческое мышление);

• высокая культура человеческого общения;

• свободное владение одним-двумя иностранными языками;

• умение пользоваться компьютером;

• высоконравственное поведение.

Для XXI столетия характерны всестороннее развитие потребностей и высокий имидж специалистов.

Как же на протяжении истории происходит возвышение уровня потребностей членов общества? Это во многом зависит от взаимодействия общественного производства и назревших нужд людей.

Как взаимосвязаны потребности и производство

Связь производства с потребностями является двусторонней: прямой и обратной. Рассмотрим эту связь подробнее.



Производство прямо и непосредственно воздействует на потребности в нескольких направлениях.

1. Уровень производственной деятельности определяет, в какой мере она может удовлетворить запросы людей. Если, предположим, в стране не произведено нужного количества благ (будь то хлеб или автомобили), то потребности людей не будут в должной мере удовлетворены. В этом случае рост потребностей станет невозможным.

2. Переход производства на новый уровень научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни людей, порождает качественно иные потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов и персональных компьютеров вызывает желание их приобрести.

3. Производство во многом влияет на способы потребления полезных вещей и тем самым обусловливает определенную бытовую

культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, поджаренным на костре, которое он руками разрывал на части. Нашему современнику для приготовления из того же куска мяса жаркого требуется газовая, электрическая плита или гриль, а также столовые приборы.

В свою очередь, потребности оказывают обратное воздействие на производственную деятельность.

1. Потребности являются предпосылкой и определяют направление созидательной деятельности человека. Каждое хозяйство заранее намечает свое производство полезных продуктов с учетом выявленных потребностей.

2. Возвышение потребностей часто обгоняет производство. Примечательно, что работники швейных фабрик стремятся заранее узнать, какие новинки одежды разработаны в домах моды с учетом нового уровня потребностей.

3. Возвышение потребностей придает им ведущую роль в поступательном развитии производства – от его низшей ступени ко все более высоким.

Развитие потребностей прямо зависит по нескольким направлениям от уровня производства. Последнее испытывает многообразное обратное воздействие от запросов общества.

Изучение взаимодействия производства и потребностей позволяет понять место и роль новых нужд людей в кругообороте экономических благ.



В чем состоит роль потребностей в кругообороте благ

Прежде всего важно обратить внимание на особый характер развития экономики – ее круговое движение.

Подобно тому, как на Земле постоянно происходит круговорот веществ, в хозяйственной деятельности непрерывно совершается кругооборот экономических благ. Изготовленные полезные вещи исчезают в процессе их потребления и вновь создаются в том же или измененном виде. Такой кругооборот – обязательное условие непрерывного поддержания и возобновления жизнедеятельности людей.

Рассматриваемый кругооборот состоит из пяти основных звеньев, неразрывно связанных между собой:



Рис. 1.2. Кругооборот экономических благ

• производство;

• распределение;

• обмен;

• потребление благ;

K обновление потребностей.

Теперь рассмотрим, как происходит экономический кругооборот. Цепочка неразрывных зависимостей между ее отдельными звеньями наглядно изображена на рис. 1.2.

Кругооборот создаваемых благ рассмотрим на конкретном примере крестьянского хозяйства. Производитель сначала выращивает, например, овощи. Затем он распределяет их: часть оставляет для себя и своей семьи, а остальное идет на продажу. На рынке излишние для семьи овощи обмениваются на нужные в хозяйстве продукты (например, мясо, обувь). Наконец материальные блага доходят до конечного пункта – личного потребления. Если потребности крестьянской семьи увеличиваются (в связи, допустим, с увеличением семейства), то производство овощей, наверное, расширится.

Теперь можно представить кругооборот продуктов в самом общем виде.

Началом кругооборота является производство – процесс создания полезных благ. В это время работники приспосабливают вещество и энергию природы для удовлетворения человеческих потребностей.

Распределению подлежит доход от производственной деятельности. В процессе распределения определяется доля всех участников такой деятельности в созданном богатстве.

Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны для личного потребления в полученном количестве. Поскольку людям необходимы совершенно иные вещи, то происходит обмен, во время которого полученные блага обмениваются на другие вещи, нужные для человека.



Потребление – заключительный этап движения продукта, который идет на удовлетворение нужд людей. По мере удовлетворения ранее сложившихся потребностей возникают новые.

Потребности взаимосвязаны со всеми звеньями кругооборота благ. В процессе потребления возникают новые запросы, которые вызывают обновление производства.

Может показаться, что теоретически описанный здесь кругооборот благ однозначно характеризует взаимосвязь производства и потребностей. Однако на практике во многих странах существуют разные варианты соотношения производства и потребностей. Что же это за варианты?



Каковы современные варианты изменения производства и потребностей общества

Во всей мировой экономике в конце XX– начале XXI столетия наблюдаются три основных вида соотношений между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения – с другой.



Первый вариант. В некоторых странах длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение можно видеть, в частности, в отдельных странах Африки (например, в Республике Конго, Эфиопии), где в конце XX в. сокращался доход общества в расчете на душу населения.

Второй вариант. В отдельных странах Африки и Азии выпуск сравнительно ограниченного набора разнообразных продуктов растет очень медленно. В этом случае потребности являются традиционными и лишь понемногу расширяются.

Первый и второй варианты характеризуют явно ненормальное соотношение в изменении производства и потребностей.



Третий вариант. Нормальным можно признать одновременный рост производства национального продукта и повышение уровня потребностей и потребления. Закономерное возвышение потребностей в этом случае идет по двум направлениям: по вертикали и по горизонтали.

Улучшение жизни людей проявляется в росте потребностей по вертикали.



Длительное расстройство хозяйства в ряде стран Содружества Независимых Государств в 1990-х гг. отрицательно сказалось на величине национального продукта (отечественного производства) в расчете на 1 жителя и на расходах на потребление домашних хозяйств. Например, в 2002 г. (в процентах к 1990 г.) такие расходы составили: в Белоруссии – 131, Казахстане – 60, Украине – 59 %.

Рис. 1. . Возвышение потребностей, связанных с автомобилем

Такое изменение можно проследить на примере отношения людей к покупке автомобиля (рис. 1.3).

Возвышение потребностей по горизонтали связано с расширением потребления все более широкими слоями населения продуктов более высокого качества. Такое изменение становится тем заметнее, чем более продолжительным является изучаемый период времени. Подтверждение тому мы находим в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Обеспеченность населения России товарами длительного пользования (на 100 семей, штук)



Как установил немецкий статистик Э. Энгель, если денежные доходы населения растут, то оно относительно меньше тратит средств на продовольственные товары, больше покупает промышленных товаров широкого потребления (обувь, одежда и т. п.), а при дальнейшем увеличении доходов приобретает высококачественные вещи и товары длительного пользования.

Наиболее быстрое возвышение потребностей по вертикали и по горизонтали в XX в. характерно для западных – экономически наиболее развитых стран. Здесь рост производства и потребления можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.

Все рассмотренные варианты изменения производства и потребностей имеют общую черту. В них в той или иной форме выражается противоречие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что им дает реальная экономика.

Противоречие между потребностями и производством – основное противоречие хозяйственной деятельности во всяком обществе.

В следующем параграфе мы выясним, какими способами и средствами разрешается основное противоречие экономики.



§ 3 Стадии экономического прогресса

Основное противоречие хозяйственной деятельности является источником прогресса (движения вперед) человеческой цивилизации. Чтобы понять, как совершается этот прогресс, нам потребуется выявить движущие силы производства.



Кто и что приводит производство в движение

Хозяйственная деятельность обладает созидательными возможностями благодаря ее факторам – производящим силам.



Первый (актор – человеческий. Именно люди, обладающие необходимыми знаниями и навыками работы, являются главной силой производства.

Труд в производстве – это целесообразная и полезная деятельность человека. В ходе ее люди преобразуют предметы и энергию природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. Правда, речь здесь не идет о простой затрате физической, мускульной силы человека. Исключительно важная роль человека в экономике состоит в научно-техническом и интеллектуальном творчестве.

Рис. 1.4. Структура факторов производств

Участники производства преумножают свою созидательную мощь с помощью второго фактора – средств труда. Это – материальные вещи, с помощью которых человек создает нужные ему блага. Главное место здесь занимает техника: изготовленные людьми орудия – инструменты, машины, оборудование и т. п. К средствам труда относятся также общие материальные средства (производственные здания, дороги, каналы и др.) и природные условия производства (например, земля в сельском хозяйстве, вода на гидроэлектростанциях и др.).

Человек применяет технику для воздействия на третий фактор созидания – предметы труда. К ним относятся вещество природы, которое еще не подвергалось обработке (скажем, угольный пласт в шахте) и сырье (например, уже отбитый шахтерами из пласта уголь), идущее для дальнейшей переработки.

Общая структура факторов производства представлена на рис. 1.4.

Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология – совокупность способов воздействия на предметы труда соответствующими орудиями.



Производство приводится в созидательное движение с помощью его человеческого и вещественных факторов. Сейчас среди них главную роль играет квалифицированный работник, вооруженный современной техникой.

От рассмотренных нами факторов и технологии зависят созидательные возможности производства. Задача состоит в том, чтобы лучше использовать производственный потенциал общества, т. е. добиваться наибольшего удовлетворения потребностей при разумном расходовании ресурсов.



Как определить производственные возможности

Занимаясь хозяйственной деятельностью, люди каждый раз стремятся выяснить, какими производственными возможностями они располагают для создания полезных благ?



Производственные возможности – наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании факторов производства.

Рассмотрим простой пример. Предположим, на предприятии по изготовлению мороженого подсчитывают возможный выпуск продукции за год. Определяется общий объем необходимых для этого продуктов и для отдельных сортов мороженого (например, для молочного, сливочного, фруктового). При этом учитывается наличие всех ресурсов (источники, запасы, факторы). К ним, в частности, относятся число работников, количество машин и оборудования, объем производственных помещений и др. В итоге детальных подсчетов появляется возможность правильно спланировать не только запасы сырья, но и деятельность предприятия.

Более сложно определить производственные возможности общества. В этом случае остро проявляется противоречие между возросшими потребностями людей и предполагаемым объемом производства. В каждый данный момент времени обычно оказывается, что имеющиеся ресурсы производства ограничены по отношению к потребностям.

Кстати, как это ни покажется удивительным, но каждый человек сталкивается с расхождением между потребностями и ресурсами с малолетства. Когда, скажем, ребенок попадает в магазин игрушек, он хочет получить все интересующие его игрушки по максимуму. Но, к сожалению, родители, ощущающие зачастую ограниченность своих денежных ресурсов, больше склоняются к минимальным затратам. Такие столкновения между максимумом желаний и минимумом материальных денежных средств – постоянный спутник большинства людей.

Отсюда важно прежде всего представить наибольшее количество продукции определенного вида, которое общество может изготовить исходя из имеющихся ресурсов и потребностей. Для пояснения этой экономической задачи приведем простой условный пример.

Рис. 1.5. График производственных возможностей

Допустим, правительство страны должно решить, для каких целей использовать наличные ресурсы. Есть два варианта: их можно направить на производство 600 млн штук предметов потребления или на внедрение на предприятиях 200 млн новых технических средств. Исходя из этих данных, можно построить график производственных возможностей – кривую, которая очерчивает границу полного применения хозяйственных ресурсов (рис. 1.5).

На графике вертикальная ось абсцисс показывает предельное количество технических средств, которое можно произвести исходя из имеющихся ресурсов, а горизонтальная ось ординат – предельное количество предметов потребления, которые можно изготовить при том же количестве ресурсов.

Но совершенно очевидно, что общество должно отвергнуть крайние, предельные, варианты – и первый, и второй. Ибо было бы ошибочно и пагубно направить все ресурсы на удовлетворение лишь одного вида потребностей. Жизненно важно решить задачу выбора: определить, какие виды продукции создавать одновременно и чему отдать предпочтение в данный период времени.

Глядя на график, можно представить себе множество вариантов выбора между выпуском предметов потребления и технических изделий. Если, допустим, предполагается вместо 200 млн технических средств произвести 100 млн, то это позволит довести выпуск предметов потребления до 300 млн штук. Как правило, общество выбирает тот вариант развития производства, который лучше увязывает назревшие потребности людей с реальными производственными возможностями.

B крупных государствах производятся сотни тысяч и миллионы видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Это, естественно, делает необычайно сложными задачи лучшего использования производственных возможностей, экономического выбора создаваемых полезных вещей и лучшего удовлетворения разнообразных потребностей членов общества.

Практика хозяйственной деятельности убедительно доказала справедливость следующего требования к экономическим расчетам. При сопоставлении объема выпуска продукции с затратами ресурсов на ее изготовление важно определять эффективность производства.



Эффективность производства (Э) – отношение объема изготовленных благ (О) к величине затрат факторов производства (Ф): Э = О/Ф.

Рост эффективности хозяйствования означает, что при тех же ресурсах можно выпустить больше благ.

Попробуем подсчитать результативность производства на двух предприятиях, выпускающих одинаковый спортивный инвентарь.

На первой фабрике за год выпущено изделий на сумму 30 млн руб., а израсходовано ресурсов на сумму 10 млн руб. На второй фабрике создано продукции на 40 млн руб., а затрачено ресурсов на 20 млн руб. Эффективность производства в первом случае составляет 3 млн руб. продукции на 1 млн затрат, а во втором случае получено соответственно 2 млн руб. на 1 млн руб. затрат ресурсов. Стало быть, первая фабрика работает более эффективно, чем вторая.

Обратным показателем эффективности производства является ресурсоемкость в расчете на изделие.



Ресурсоемкость (Ре) показывает, сколько истрачено ресурсов (P) в расчете на единицу выпущенной продукции (весь объем продукции – О): Ре = Р/О.

Естественно, что люди экономически заинтересованы в том, чтобы выпуск полезных благ возрастал благодаря повышению эффективности производства или снижению ресурсоемкости изделий (экономии хозяйственных затрат).

Теперь важно уяснить: когда и при каких условиях можно достичь такого полезного результата?

Экономическая история свидетельствует, что с начала зарождения хозяйственной деятельности факторы производства изменялись медленно и незначительно на протяжении веков. Не удивительно, что такие традиционные факторы не обеспечивали значительного роста эффективности использования ресурсов.

Но с XVI–XVII вв. начались революционные перевороты в естествознании (выдающиеся открытия Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, X. Гюйгенса, И. Ньютона и др.). После этого наука стала превращаться во все более мощный двигатель производства. Главную роль здесь сыграли коренные перевороты в технических средствах труда (изобретение сначала паровых двигателей, а затем электротехнических систем).

Традиционные факторы хозяйствования неспособны значительно повысить его результативность. Только научно-технический прогресс стал решающим фактором роста эффективности производства.

Каков путь от низшей ступени производства к высшей

Истории известны три стадии развития производства: 1) доиндустриальная, 2) индустриальная (промышленная) и 3) постиндустриальная (послепромышленная), или информационная.

Рассмотрим их отличительные черты, прежде всего в области техники, ведущих отраслей хозяйства и состава работников.

Одну стадию экономики от другой отделяют грандиозные для своего времени технические революции. Каждая из них коренным образом меняет тип технических средств труда, вызывает перемены в общественном разделении труда и создает новую область хозяйственной деятельности. При этом человечество переходит к совершенно новым видам потребностей и способам их удовлетворения.

Как известно (см. § 1 данной главы), история экономики началась, как говорится, с нуля – при отсутствии хозяйственной деятельности, производящей полезные блага. Эта история пошла по новому руслу 10 тыс. лет назад, когда произошла первая техническая революция. Это была неолитическая революция (в эпоху нового каменного века появились каменные, кремневые и костяные орудия труда). Это позволило совершить аграрную революцию – начать регулярное сельскохозяйственное производство. B начале доиндустриальной стадии преобладала первичная сфера экономики – сельское хозяйство. Для данной стадии были характерны ручной труд, застойное состояние производства и преобладание в массе населения простых потребностей.

В 60-е гг. XVIII в. в Англии начался и в 50—60-е гг. XIX в. в Западной Европе и США завершился промышленный переворот, который состоял в широкомасштабной замене ручного труда машинами. На индустриальной стадии главной стала вторичная сфера экономики – промышленность, которая преобразовала сельское хозяйство, строительство, транспорт. Для второй стадии типичен быстрый рост городов, более широкое удовлетворение материальных и культурных потребностей населения.

Начавшаяся в середине XX в. научно-техническая революция вызвала переход к постиндустриальной стадии производства, ведущей к информационному обществу. В странах, вступивших в этот период развития, наибольшее распространение получает третичная сфера экономики – сфера услуг, где занята основная часть всех работников.

Постиндустриальная экономика отличается следующими признаками: а) во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычислительной техники; б) на предприятиях повышается роль научных работников и специалистов; в) производство способно обеспечить для всех граждан достаточно полное удовлетворение элементарных потребностей и расширить выполнение запросов более высокого порядка.

Наглядное представление об отличительных особенностях стадий производства дает табл. 1.5.

Отважный русский ученый и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай смог увидеть, какой была хозяйственная деятельность в период ее зарождения. В 1871 г. на корвете «Витязь» он приплыл на Новую Гвинею (остров в Тихом океане) и поселился среди папуасов, живших в условиях каменного века. В своем дневнике он записал: «Рассматривая их постройки, пироги, утварь и оружие и убеждаясь, что все это сделано каменным топором и осколками кремния и раковин, нельзя не поразиться терпением и ловкостью этих дикарей». Они выжигали участки тропического леса и выращивали бананы, бобы, масличные, сахарный тростник и другие полезные растения. Домашними животными были свиньи и собаки.

Таблица 1.5



Особенности стадий развития производства

B табл. 1.5 обращают на себя внимание большие структурные сдвиги в занятости работников в сферах производства: их массовые перемещения в новые отрасли хозяйства. Чем объясняются такие сдвиги?

Главную роль в этом процессе играет скачкообразный рост производительности труда, вызванный технической революцией.

Производительность труда (П т ) – объем (количество продукции) (О), создаваемый человеком (Ч) за единицу времени: Пт= О/Ч.

Вполне закономерно, что чем выше производительность труда, тем меньше требуется работников для изготовления определенного количества изделий. Показательно, что работник сельского хозяйства в индустриальной экономике способен произвести в 10–20 раз больше продукции, чем работник той же отрасли в доиндустриальном хозяйстве. Следствием повышения производительности труда на производстве является то, что масса людей, уходящих с прежней работы, выбирают новую сферу хозяйственной деятельности.

Можно подумать, что сейчас все человечество находится на высшей стадии экономики. Но это совсем не так. Сегодня на экономико-географической карте планеты можно видеть страны, находящиеся на разных уровнях прогресса.

На низшем уровне технического и экономического развития находятся многие страны Африки, Азии и Латинской Америки, где до сих пор во многом сохранилось доиндустриальное хозяйство. Здесь около 2/3 трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. Однако, занимаясь ручным трудом, работник может прокормить не более двух человек.

Несколько более высокий индустриальный тип хозяйства мы обнаруживаем в ряде государств Европы (в Греции, Турции, например), на территории бывшего СССР.

Такие страны, как США, Япония, Германия, достигли высшего уровня постиндустриального развития. Здесь в корне изменилось содержание всего производства. Если долгое время основой экономики была энергия (паровая, электрическая), то теперь цивилизация не может развиваться без информации.



Информация – один из решающих видов ресурсов, используемых в хозяйственных процессах. Новые сведения, данные, значения экономических показателей ныне являются объектами хранения, обработки и передачи в целях использования их при анализе и выработке решений в управлении. Новая научная информация требует затрат разнообразных видов ресурсов, вследствие чего эти затраты входят в издержки производства и обращения.

На доиндустриальной и индустриальной стадиях производства широко использовались известные традиционные (устоявшиеся веками) факторы и технология производства. В постиндустриальной экономике на смену им пришли новейшие средства, предметы труда и информационная технология.



Информационная технология – это такие формы хозяйственных связей, в которых благодаря компьютерной технике широко используется информация, необходимая для управления экономическими процессами. О том, как на практике используются информация и информационные технологии, будет подробно сказано в главах, освещающих новейшие виды денег, применение информационных технологий в бизнесе и др.

Большинство народов продвигаются к информационному обществу, хотя и с разной скоростью. Поэтому можно с достаточной уверенностью предположить, что в XXI столетии во всем мире широко распространится структура информационной экономики. Однако важно знать, что представляет собой эта структура.



Что характерно для структуры информационной экономики

B конце XX в. и в начале XXI в. структура постиндустриального, информационного хозяйства приобрела ряд отличительных черт.



1. Во всех высокоразвитых странах экономика включает две дополняющие друг друга сферы производства:

а) материальную (изготавливает полезные вещи) и б) нематериальную (создает духовные, нравственные и иные ценности – произведения духовной культуры, науки, искусства и т. п.).

Нематериальное производство имеет прямые и косвенные связи с материальным производством, причем они тесно переплелись и зависят друг от друга. Достаточно сказать, что современная наука, культура и другие виды нематериального производства не могут существовать без многих видов материальных благ и финансовой (денежной) поддержки общества.

2. В современное производство органически входит особая сфера – сфера услуг.

Услуга – вид деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности.

Услуги подразделяются на два вида, которые соответствуют сферам производственной деятельности. Различают материальные услуги (их предоставляют грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и др.) и нематериальные услуги (социальное обслуживание, просвещение, здравоохранение, кредитование, страхование и т. п.).

Структура высокоразвитого производства схематически изображена на рис. 1.6.

3. Сейчас в структуре производства особо выделяется инфраструктура – совокупность видов хозяйств, обеспечивающих условия для нормального развития производства и жизнедеятельности людей. Она делится на две группы:

• производственная инфраструктура, непосредственно обслуживающая материальное производство (строительство и эксплуатация шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов; энергетическое хозяйство; железнодорожное хозяйство; водоснабжение, канализация и т. п.);



Рис. 1.6. Новейшая структура производства

• непроизводственная (или социальная) инфраструктура, которая опосредствованно связана с процессом производства (подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и др.).

Инфраструктура свидетельствует, что современное производство и его подразделения внутренне объединены между собой обширными и прочными взаимосвязями.

Возникают новые виды взаимосвязи между всеми составными частями постиндустриальной экономики, они приобретают иные масштабы благодаря развитию новейших информационных технологий, о которых будет сказано подробно в дальнейшем. Несомненно, что современная хозяйственная деятельность принимает форму очень сложной и необычной системы. Эта система рассматривается в следующем параграфе настоящей главы.

§ 4 Экономика как система

Из каких элементов состоит система в экономике

Знакомиться с системой хозяйственных связей между людьми мы начинаем с ее простейшей составной части – элемента, т. е. определенного экономического отношения. Что представляет собой это отношение?

Если провести опрос, то можно будет получить, по-видимому, три ответа. Давайте выясним, какой из них верен.

Первый ответ. Экономическое отношение – это связь между полезными вещами, которую можно представить в виде формулы: благо – благо. В этом случае верно то, что все экономические отношения являются имущественными, вещными отношениями. Например, рыночная торговля выглядит как обмен одной вещи (товара) на другую вещь (деньги). Однако здесь можно возразить. Сами вещи, как говорится, не ходят на рынок, не участвуют в товарно-денежном обмене без людей – продавцов и покупателей.

Второй ответ. В простейшем звене экономики обязательно участвуют люди. Предполагается, что их экономическую связь можно выразить в виде формулы: человек – человек. Однако и здесь можно возразить. Такие отношения просто между людьми лишены всякого имущественного, вещного содержания. Непонятно, по какому поводу они возникают, а поэтому не являются экономическими.

Третий ответ. Хозяйственные связи должны включать и вещный элемент, и человеческие отношения. Наверное, правильной является типичная формула: человек – вещь – человек. Скажем, в торговле на самом деле устанавливаются именно такие отношения: продавец – товар – деньги – покупатель.

Экономическое отношение – это имущественная связь между людьми.

Независимо от того, в какой мере люди осознают этот факт, они находятся в своего рода сети разнообразных связей с другими участниками хозяйственной деятельности. Такие связи составляют часть всей экономической системы, которая обеспечивает жизнедеятельность общества.



Система – множество элементов, которые прочно скреплены между собой и образуют определенное единство и целостность.

Рассмотрим круг системных связей типичного домашнего хозяйства с субъектами (субъект – человек) экономической деятельности. В этот круг входят, например, предприятия торговли, медицинские учреждения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытовых услуг, разные виды транспорта, банки и страховые учреждения, учебные заведения, учреждения культуры, искусства и др. Чем полнее мы представим себе все многообразие экономических связей, свойственных домашним хозяйствам, тем более убедительными станут следующие обобщения и выводы.

Во-первых, подобно кровеносным сосудам, указанная совокупность связей обеспечивает все домашние хозяйства необходимыми благами. Разумеется, любой человек не сможет существовать и достигнуть намеченных целей, если не будет участвовать в хозяйственных отношениях общества.

Во-вторых, разные этапы человеческой жизни связаны с последовательным переходом из одного системного образования в другое. Так, начальное образование и воспитание человек получает в семье и детском саду, затем – в общеобразовательной школе, в профессиональном среднем или высшем учебном заведении.

В-третьих, по разным каналам, словно по сообщающимся сосудам, домашнее хозяйство связывается с другими территориальными хозяйственными организациями – местными, национальными и международными. В итоге люди лучше познают качественные признаки всей экономической системы общества.

Хозяйственной системе страны свойственно непрерывное движение, в ходе которого происходят количественные и качественные изменения. В этом можно было убедиться на примере кругооборота экономических благ (производство – распределение – обмен – потребление – потребности – производство). Для уяснения таких перемен важно выявлять их причины и движущие силы. В связи с этим потребуется проникнуть вглубь экономических систем.



Из каких структурных звеньев состоит хозяйственная система

Хозяйственная система общества имеет сложное строение. Ее можно уподобить огромной цепи, которая включает крупные звенья, состоящие из определенных экономических отношений. Каждое такое звено – часть целого (всей цепи) и выступает как подсистема – соподчиненная часть более широкой совокупности отношений.

Так, известно, что современное производство – большая целостность, которая объединяет две крупные подсистемы: сферу материального производства и сферу нематериального производства. В свою очередь, материальное производство включает две меньшие в количественном отношении подсистемы, создающие как материальные блага, так и услуги. Подсистема нематериального производства также состоит из меньших звеньев, занятых воспроизводством нематериальных благ и услуг (см. рис. 1.6).

Сложность хозяйственной деятельности выражается в том, что она объединяет качественно разнородные звенья. Эти звенья имеют неодинаковое назначение и как подсистемы действуют относительно самостоятельно.

В современной экономике можно выделить следующие структурные звенья.



1. Совокупность технических средств, используемых в материальном и нематериальном производстве. Научно-техническая революция придает им все более системный характер (созданы различные технические системы – роботокомплексы, автоматизированные системы управления и многое другое).

2. Важным хозяйственным звеном являются новейшие технологии. Сейчас получают широкое распространение системы электронных технологий в производстве, торговле, в сфере услуг (образовании, здравоохранении) и др. В главе 7 будет рассмотрена, в частности, такая эффективная форма современных технологий, как электронный бизнес.

3. С XX в. ускорилось развитие социальных систем, связанных с жизнью и отношениями людей в обществе. В настоящем учебнике особо рассматриваются социальные отношения, касающиеся распределения доходов в обществе (разд. III).

4. Важное значение для хозяйственной деятельности имеет система ее правового регулирования. Эта система делает развитие экономики общества более цивилизованным и предсказуемым.

5. Как было отмечено ранее, всю хозяйственную деятельность охватывает система экономических отношений. Вряд ли можно сомневаться, что люди и их имущественные взаимоотношения приводят в движение все иные хозяйственные подсистемы.

Хозяйственная система – это единая совокупность технических, технологических, социальных, правовых и экономических подсистем.

Сейчас пришло время вспомнить, что словом «экономика» обозначаются как хозяйственная деятельность, так и наука о такой деятельности. Теперь мы можем выяснить, что представляет собой экономическая теория.



Что изучает экономическая теория

Может показаться, что задача экономической науки – исследовать всю без исключения систему хозяйствования. Но тогда потребовалось бы, как говорится, объять необъятное: от техники и технологии до правовых и экономических отношений. Как же в таком случае поступить разумно?

Полезный совет мы находим в рассказах Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Этот опытный сыщик пришел к выводу: при множестве предположений надо устранить все невозможное и таким образом найти искомое решение.

В первую очередь следует исключить из предмета экономической теории утверждение о том, что эта теория изучает технику и технологию. Это дело технических и технологических дисциплин.

Как известно, социальные отношения исследуют специалисты по социологии. Правовые взаимосвязи между людьми лучше других изучают юристы.

Стало быть, остается то, на что могут претендовать только экономисты. То есть предметом экономической теории являются хозяйственные отношения между людьми, которые складываются в реально существующем производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг.



Экономическая наука изучает систему экономических отношений между людьми.

Приступая к знакомству с предметом экономической теории, важно заметить, что экономические отношения являются качественно неоднородными. Вся их совокупность подразделяется на два типа: 1) социально-экономические отношения и 2) организационно-экономические отношения.

Ограничимся краткой характеристикой этих типов хозяйственных связей.

В одном американском учебнике по экономике так разъясняется научный подход к изучению экономической жизни. «Это предполагает наблюдение за экономическими отношениями и накопление статистических данных за прошлые годы. Для анализа таких сложных явлений, как влияние дефицита бюджета на причины инфляции, многолетние наблюдения являются богатейшим источником информации».

Социально-экономическими являются те отношения, которые складываются между членами общества по присвоению факторов и результатов хозяйственной деятельности. В любом обществе люди вынуждены решать три главные задачи социально-экономического устройства:

• кто обладает экономической властью, т. е. присваивает средства производства – решающие условия хозяйственной деятельности;

• кто и как ведет хозяйственную деятельность, связанную с эффективным использованием средств производства;

• кому достаются конечные результаты хозяйственной деятельности?

Наверное, не нужно доказывать, что собственность предопределяет единство и целенаправленность всего кругооборота общественного богатства. Владельцы средств производства держат под своим контролем не только процесс создания полезных вещей и услуг. Они стремятся подчинить своим экономическим интересам также распределение, обмен и потребление благ.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Последняя требуется для всякой совместной деятельности работников. Люди заранее продумывают свои хозяйственные действия, составляют план предстоящей работы, объединяющий всех тружеников. При этом решаются организационные задачи: как разделить людей для выполнения отдельных работ и объединить всех занятых под единым началом, каким способом вести хозяйство и кто будет управлять производством.

В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида:

• кооперация труда (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение) и разделение трудовой деятельности (ее дробление между хозяйственными звеньями);

• организация хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство);

• управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое регулирование).

Все типы и виды экономических отношений схематически представлены на рис. 1.7.



Рис. 1.7. Структура системы экономических отношений



В дальнейшем (в главах 2 и 3) важнейшей задачей будет детальное изучение социально-экономических и организационно-экономических отношений. Мы начнем выполнять такую задачу с первого типа хозяйственных связей.

! Краткие обобщения и выводы

1. Слово «экономика» обозначает хозяйственную деятельность, а также науку о такой деятельности.

2. Главная задача хозяйствования – непрерывно обеспечивать людей жизненно необходимыми благами.

3. В производстве изготавливаются два вида экономических благ – средства производства и предметы потребления. Хозяйственная деятельность образует цепь предприятий, на которых создаются средства производства и предметы потребления.

4. Люди занимаются хозяйственной деятельностью ради удовлетворения своих потребностей – недостатка или нужды в чем-то полезном для жизни. Потребности исторически меняются. Для XXI столетия характерны всестороннее развитие потребностей и высокий имидж специалистов.

5. Производство прямо и непосредственно воздействует на развитие потребностей, а последние оказывают обратное воздействие на совершенствование производства по нескольким направлениям.

6. Хозяйственная деятельность основывается на кругообороте экономических благ. В нем взаимосвязаны производство, распределение, обмен, потребление и потребности. В мировой экономике наблюдаются различные варианты в соотношениях темпов изменения производства и потребностей. В слаборазвитых странах созидательная деятельность и потребности уменьшаются или же находятся в длительном застое. В высокоразвитых странах производство непрерывно увеличивается, происходит возвышение потребностей: они качественно улучшаются и шире распространяются среди всего населения.

7. Основным противоречием экономики во всяком обществе является противоречие между потребностями и производством. Оно разрешается посредством увеличения и качественного совершенствования факторов (ресурсов) производства – работников, средств и предметов труда. При определении производственных возможностей общества определяется эффективность хозяйствования – отношение объема выпуска продукции к величине затрат ресурсов. В современных условиях решающим фактором производства является научно-технический прогресс, в наибольшей мере влияющий на рост эффективности хозяйствования.

8. Основными историческими ступенями научно-технического и экономического прогресса являются три стадии производства: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационная). В результате технических революций (неолитической, промышленной, научно-технической) и скачкообразного роста производительности труда в наибольшей степени развивались новые сферы хозяйственной деятельности (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг).

9. На рубеже XX–XXI столетий экономика состоит из материального и нематериального производства, сферы услуг. Эти подразделения общественного хозяйства тесно взаимодействуют друг с другом. Они опираются на инфраструктуру – совокупность видов хозяйства, которые обеспечивают общие условия производства и жизнедеятельности людей.

10. Экономика общества образуется из многообразных хозяйственных связей между людьми, которые образуют систему – их единую и целостную совокупность. Простейшим элементом этой системы являются экономические отношения – имущественная связь между людьми. Современная экономика состоит из подсистем: совокупности технических средств, новейших технологий, социальных, правовых и экономических отношений.

11. Экономическая теория изучает систему экономических отношений. Эта система подразделяется на два типа отношений: социально-экономические и организационно-экономические.

? Задачи и вопросы на сообразительность

1. Подберите к каждому термину из левой колонки определение из правой колонки.



2. Тест. Экономическим благом являются:

а) залежи угля, намеченные для разработки в строящейся шахте;

б) песня, написанная поэтом и композитором;

в) услуга ремонтной мастерской;

г) кондитерские изделия.

3. Верно-неверно:

1. Производство создает только материальные блага.

2. Материальное производство не оказывает услуги.

3. Современное производство создает нематериальные блага.

4. Современное производство включает сферу услуг.

4. Какие изменения претерпела структура общественного производства во второй половине XX в.?

5. Проанализируйте и сопоставьте статистические данные по разным странам и прокомментируйте их.

Потребление некоторых продуктов питания на душу населения, кг



6. Почему важно знать, из каких составных частей складываются производственные возможности, позволяющие достичь наиболее эффективной экономики?

7. От каких экономических связей непосредственно зависит благополучие ваше и вашей семьи?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница