Этнополитические факторы в стратегии социальной ответственности бизнеса




Скачать 79.05 Kb.
Дата29.04.2016
Размер79.05 Kb.
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА
Майра Камзабаева

доктор экономических наук, доцент

Новосибирский государственный университет экономики и управления
630000, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52

dinas05@mail.ru

В современных условиях феномен социальной ответственности связывают с концепцией устойчивого развития, концепцией корпоративного гражданства, с управлением в интересах акционеров и др.

Но наибольшее распространение в раскрытии сути социальной ответственности получила концепция заинтересованных сторон. Так, в стандарте ИСО 26000 отмечено, что «выявление и вовлечение заинтересованных сторон является основой социальной ответственности. Организации следует определить тех, кто заинтересован в ее решениях и деятельности для того, чтобы понимать свое воздействие и определить пути реагирования на это воздействие»1.

Игнорирование требований заинтересованных сторон может существенно осложнить реализацию проектов, вплоть до ее отмены. К примеру, из-за протестов жителей и властей в г. Красноярске не был реализован проект по добыче и обогащению марганцевых руд Кузбасса с последующей выплавкой ферромарганцевой продукции на заводе, который планировалось построить на заброшенной промплощадке под Красноярском. Хотя коммерчески проект был состоятелен и экономически эффективен2.

Также учет требований заинтересованных сторон обуславливается необходимостью наращивания репутационного капитала, формирования привлекательного образа работодателя. Этичное ведение бизнеса является условием доступа российских компаний на зарубежные рынки товаров, услуг, инвестиций.

В настоящее время во всем мире отмечается рост значения этнонационального фактора в политике, экономике, социальной сфере.

Как отмечает Л. В. Савинов, «этнополитика — это конкретная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных институтов гражданского общества, направленная на регулирование межэтнических отношений»1.

В соответствии с этим определением участниками этнополитических процессов, кроме государства и этносов, являются бизнес, местное сообщество, некоммерческие организации и др.

Этнические конфликты, напряженность усложняют ведение бизнеса, повышают риски, поэтому бизнес как субъект этнополитики заинтересован в том, чтобы обеспечить диалог этнических групп, согласование действий всех заинтересованных сторон.

Проблема влияния заинтересованных сторон на компании особенно важна для деятельности крупных ресурсных компаний России, осуществляющих свою деятельность в сибирских регионах, которые, помимо учета традиционных факторов, должны уделять особое внимание этнополитическим аспектам внешней среды.

В этих условиях этнополитический фактор находит свое выражение в необходимости учета интересов коренных народов Сибири и Севера России. Отметим, что до недавнего времени этот фактор мало учитывался при промышленном освоении сибирских территорий. Так, в статье В. Г. Логинова и А. В. Мельникова приведены отрицательные последствия для коренных народов реализации таких проектов: «Ретроспективный анализ освоения ресурсов в местах проживания коренных малочисленных народов Севера свидетельствует об очень болезненном восприятии этими народами вторжения в их жизненную среду техногенной культуры и их очень медленной адаптации к изменившимся условиям. Увеличение контактов с пришлым населением приводит к росту алкоголизации коренного населения, повышению его смертности вследствие значительного удельного веса умерших от травм и несчастных случаев и к росту количества неполных семей из-за утраты одного из родителей в результате таких случаев.

Представителям коренного населения зачастую приходится покидать свои промысловые угодья в случае изъятия их для промышленных нужд. В связи с этим растет нагрузка на угодья соседних семей коренных жителей, куда им приходится переезжать. Земля для аборигенных народов имеет совсем иной смысл, чем для пришлого населения. Смена привычного места жительства очень сложна и болезненна для коренных малочисленных народов Севера. Лица, оставшиеся в родных местах, вынуждены переориентироваться на иные профессии, как правило, наиболее простые в освоении, малопрестижные и низкооплачиваемые, с регламентированным рабочим днем»1.

По мнению автора, ресурсодобывающие компании при промышленном освоении регионов должны придерживаться следующих принципов этнополитики:



  • учет особенностей различных типов этносов и дифференцированный подход к ним;

  • обеспечение гласности и открытости условий реализации инвестиционных проектов;

  • содействие адаптации коренных народов к изменяющимся условиям;

  • поддержка развития этнической идентичности и национальных культур;

  • поддержка проектов, направленных создание условий для сохранения, возрождения и развития национальных традиций;

  • популяризация передовых практик ведения бизнеса среди коренного населения.

Учет этнополитического фактора в деятельности компании требует применения стратегического подхода, который предполагает прогнозирование и упреждающие действия, что позволит избежать несистемных, неэффективных тактических действий. Организация выявляет те ситуации, которыми она собирается заниматься, заинтересованные стороны по каждой из этих ситуаций и те арены, на которых она хочет действовать.

Данную проблему решают ситуативные стратегии социальной ответственности. Ситуативная стратегия социальной ответственности формулируется при реализации конкретных проектов, где формируется свой особенный пул заинтересованных сторон со своими уникальными запросами.

Компании в ситуативных стратегиях должны обеспечить постоянный учет требований всех заинтересованных сторон посредством обеспечения открытого доступа к информации и переговорному процессу.

Принципы этнополитики находят свое выражение в конкретных действиях, заложенных в ситуативных стратегиях социальной ответственности, разработка и внедрение которых предполагают оценку положительного и отрицательного влияния проекта на интересы коренных народов, определение требований, ожиданий коренных народов, разработку модели взаимодействия с их представителями.

Рассмотрим, как учитывается этнополитический фактор, на примере проекта строительства газопровода «Алтай», который предусматривает «создание новой трубопроводной транспортной системы в уже существующем транспортном коридоре из Западной Сибири до Новосибирска с последующим продолжением до российско-китайской границы»1.

Планируется, что газопровод пройдет по территориям Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Томской и Новосибирской областей, Алтайского края и Республики Алтай. Отметим, что по российской территории газопровод пройдет в основном через промышленно освоенные регионы, и его строительство не вызовет большого общественного резонанса. Между тем в Республике Алтай проект может оказать значительное влияние на природные факторы и интересы коренных народов.

Анализируемый проект оказывает многогранное влияние на экономику, социальную сферу и экологию региона. Существующая практика свидетельствует, что влияние деятельности компании на среду может быть позитивным и негативным (табл. 1).

Таблица 1

Влияние строительства газопровода «Алтай» на среду

Позитивное влияние

Негативное влияние

Использование газа значительно улучшит качество жизни населения

Ущерб природному парку «Зона покоя Укок»

Инвестиции, направленные на поддержку спорта, культуры и другие социальные проекты



Реконструкция дорог и мостов, взлетно-посадочной полосы Горно-Алтайского аэропорта



Подготовка в вузах местных кадров

Значительные миграционные процессы негативно сказываются на образе жизни и культуре коренных, малочисленных народов

Внедрение передовых практик бизнеса. Организация новых высокоэффективных производств и отраслей промышленности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции



Источник: составлено автором
Основные требования коренных народов Алтая можно сформулировать следующим образом:


  • создание рабочих мест, вовлечение местного населения в реализацию проекта, доступ к современным практикам ведения бизнеса;

  • сохранение и развитие национальных культур, языков, бережное отношение к окружающей среде;

  • сохранение природного парка «Зона покоя Укок».

В данном случае требования заинтересованных сторон определены на стадии проектирования. Так, в «Газпроме» отмечают, что на этапе проектирования рассмотрены все возможные маршруты прокладки газопровода. Подготовка проекта и его реализация будут проходить максимально прозрачно, с привлечением научной и экологической общественности, средств массовой информации1.

Проведены общественные слушания, в которых приняли участие представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и других общественных организаций.

Разработка модели взаимодействия с заинтересованными сторонами во многом зависит от того, насколько тщательно и взвешенно выработаны их требования.

Таким образом, реализация компаниями проектов создания инфраструктурных объектов приводит к необходимости формулирования ситуативной стратегии социальной ответственности, что позволяет учесть специфические ожидания заинтересованных сторон этих проектов.



1 ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности».

2 Партнерство, но не братство // Эксперт. — 2015.  20-21.


1 Савинов Л. В. Этнополитика в современной России: проблемы и перспективы конституционного обеспечения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=644858

1 Логинов В. Г., Мельников А. В. Этнические и институциональные аспекты освоения природных ресурсов Севера // Экономика региона. — 2013. — № 1. — С. 96–104.

1 Новые рынки. Поставки газа в Китай // Официальный сайт ООО «Газпром Экспорт» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/strategy/markets/

1 «Газпром» сегодня // Официальный сайт ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/today/



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница