Ес-индия: трудный путь к стратегическому партнёрству




Скачать 266.04 Kb.
Дата09.05.2016
Размер266.04 Kb.



ЕС—Индия: трудный путь к стратегическому партнёрству


Михаил НОСОВ




ЕС – Индия: трудный путь

к стратегическому партнёрству




Если судить по заявлениям высшего руководства Европейского Союза и Индии, они являются важнейшими “стратегическими партнёрами”. С точки зрения формальной статистики ЕС выступает главным экономическим партнёром Индии, занимая первое место по объёмам торговли с ней, второе – по величине прямых иностранных инвестиций в её экономику после Республики Маврикий1. Однако на практике ситуация намного сложнее. Прежде всего не существует сколь-либо ясного определения “стратегического партнёрства”, а кроме того, несмотря на важность отношений для обеих сторон, политика и экономика Дели всё больше ориентируется на страны Восточной Азии и на Соединённые Штаты. Определяется это не только реалиями современного мира, но и историей страны.

Индия и Европа: груз колониального прошлого


Сегодня Индию часто и вполне заслуженно называют “самой большой демократией в мире”, что связано как с демографией страны, так и с её политической системой. В основе индийской демократии лежит система английского парламентаризма и демократии, однако путь к этому для Индии лежал через долгие и тяжёлые годы европейского колониализма, эксплуатации и национального угнетения.

Первыми европейцами, появившимися в Индии, были войска Александра Македонского, которые в 327 году до н.э. вторглись в Пенджаб. Европейские поселения в северной Индии просуществовали до конца I века. Южная часть страны вела интенсивную торговлю с Европой до падения Римской империи в IV веке, после чего торговля Европы с Востоком перешла в руки арабов. Источником скупых и достаточно отрывочных сведений об Индии до начала Великих географических открытий были дневники и путевые записи таких путешественников, как Марко Поло, посетившего Индию в XIII веке или Афанасия Никитина, совершившего своё путешествие в XV веке.

Контакты между цивилизациями возобновились в 1498 году, когда португальский мореплаватель Васко де Гама, обогнув Африку, высадился в Каликуте на западном побережье Индии на территории нынешнего штата Керала. Португальцы отправлялись в море прежде всего на поиск пряностей, которые в буквальном смысле ценились на вес золота, поскольку их цену к этому времени диктовала монополизировавшая импорт пряностей Оттоманская империя. Португальцы прочно обосновались в Индии. Они строили склады и фактории, создавали свои крепости, начали выдвигать собственные условия местным правителям. Территория, где высадились европейцы, была объявлена частью Португалии, а первым вице-королем Индии в 1505 году стал Франциско де Альмейда. Гоа, остававшаяся португальской колонией до 1962 года, была не только военной крепостью, но и центром распространения католицизма как в Индии, так и во всей Азии. После 1580 года Португалия стала частью Испании, и индийские владения Лиссабона перешли под юрисдикцию испанской короны. Гибель испанской Великой армады в 1588 году открыла Великобритании и Нидерландам путь в Индию. Голландцы не задержались там надолго, переключив свой интерес на острова Восточной или Голландской Индии. Англичане, появившись в Индии в самом начале XVII века, продержались в стране до 1947 года.

Проводником английского влияния стала созданная в 1600 году Ост-Индская компания. Королева Елизавета I передала ей право на все дела в Индии, включая торговлю, дипломатию, политику, военные операции. В отличие от голландской Ост-Индской компании, которая контролировалась государством и имела первоначальный капитал, в десять раз превышавший английский, частная лондонская компания своей организованностью и мощью полностью подавила и испанцев, и голландцев, которые не могли с ней конкурировать в Индии. Соперниками англичан с конца XVII века выступили лишь французы, создавшие в 1664 году свою Ост-Индскую компанию.

В конце XVII века французы купили земли у местного князя Пондишери в 140 километрах к югу от Мадраса, а затем и Чандарнагар недалеко от Калькутты. Значительно уступая англичанам по объёму торговли с Индией, французы с успехом выстраивали свои отношения с местными правителями. Создавая собственные вооружённые силы, они набирали солдат из местного населения, избегали вмешательства во внутреннюю политику, межкастовые и религиозные отношения. Французы расширяли своё присутствие, хотя всё это происходило на фоне непрерывной конкуренции с англичанами, которая во многом была отражением их соперничества в Европе. Столкновение между Парижем и Лондоном в борьбе за Австрийское наследство в 40-х годах XVIII века привело к вооружённым столкновениям между ними и в далёкой Индии. Англичане пытались вытеснить Францию оттуда. Борьба завершилась подписанием мира в 1748 году, в соответствии с которым Мадрас был возвращен Франции в обмен на французские уступки в Северной Америке. Однако мир продержался недолго. Англичане и французы начали борьбу за княжество Карнатака.

В 1752 году под напором англичан французы ушли из Карнатаки, а в 1763 году в соответствии с подписанным в Париже договором французская Ост-Индская компания фактически была вытеснена из Индии. Франция потеряла право военной и политической деятельности там, сохранив лишь владение Пондишери, но без оборонительных сооружений. С этого момента Англия становится практически единственной державой, создающей свою колониальную империю в Индии.

Англичане использовали французский опыт создания под своим командованием армии, состоящей из индусов, их политика строилась на использовании раздробленности страны, корыстолюбия князей и огромных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении Ост-Индской компании. Индия ко времени прихода европейцев находилась в стадии развала империи моголов, правивших страной с 1526 по 1707 год. Страна распалась на ряд княжеств, каждое из которых претендовало на центральную власть, что значительно облегчало англичанам задачу укрепления своих позиций. Завоевание Индии англичане начали с Бенгалии, затем последовали Майсур, Хайдарабад и другие княжества. Англичане имели решающее превосходство в оружии перед войсками индусов и к тому же совсем не стеснялись в средствах достижения своих целей. Подкуп, политика “разделяй и властвуй”, экономическое давление позволяли англичанам укреплять свои позиции на субконтиненте. В 1803 году войска компании захватили Дели, и практически вся Индия, за исключением Синда, Пенджаба и Кашмира, оказалась под их властью. Великобритания вывозила хлопок из Мадраса и Гуджарата, индиго, шёлк, сахар и селитру из Бенгалии, специи с Малабарского побережья.

Отдавать в частные руки огромные доходы, которые получала Ост-Индская компания в Индии, государство не хотело, и с конца XVIII века английский парламент шаг за шагом стал принимать законы, ограничивающие самостоятельность компании, а в 1858 году был принят закон, согласно которому государственная власть в Индии перешла к представителю Англии в статусе вице-короля. В 1876 году территория, куда вошли современные Индия, Пакистан и Бангладеш, стала Индийской империей, а королева Виктория её императрицей.

Путь Индии к независимости был долгим и часто трагичным. Долгие годы страна служила источником сырья и рынком сбыта для английского капитализма. Ресурсы страны нещадно эксплуатировались, а любые выступления против английских колонизаторов беспощадно подавлялись. Достаточно вспомнить подавление англичанами восстания сипаев в 1859 году. Однако в то же время многие индусы и мусульмане получали образование в созданных в Индии университетах, индусы из высших слоёв общества учились в лучших английских университетах. Во второй половине XIX века начался процесс создания политических партий, укреплялась система местного самоуправления. Появление британской политической и бытовой культуры на индийской почве способствовало знакомству с европейскими духовными ценностями. В конечном итоге это привело к росту национального самосознания и к началу борьбы за национальную независимость.

В 1885 году была создана партия Индийский национальный конгресс, объединивший в общеиндийском масштабе силы, выступающие за независимость страны. Потребовалось более 60 лет тяжёлой и часто кровопролитной борьбы, прежде чем Индия в 1947 году получила статус доминиона, а в 1950 году стала независимым государством, оставшись членом Британского содружества наций.

Хотя за годы английского колониализма Индия сохранила традиционный индуистский уклад с его общинно-кастовой структурой, были созданы промышленные центры, проложены железные дороги, а такие политические принципы, как Вестминстерская парламентская демократия, английские правила судопроизводства, избирательная система были инкорпорированы в тысячелетнюю индийскую цивилизацию, создав благоприятные условия для развития страны после обретения независимости.

Структура отношений

Формально отношения между ЕЭС и Индией были установлены в 1962 году, когда Брюссель и Дели обменялись посольствами. Первое соглашение о сотрудничестве было подписано в декабре 1973 года после вступления Великобритании в ЕЭС, когда страны Британского содружества оказались перед лицом потери торговых преференций. Однако прошла почти треть века, прежде чем в 2000 году состоялся первый саммит ЕС-Индия, а отношения между ними в 2004 году были признаны стратегическими. Причин для этого было несколько.


Во-первых, связи Индии с Европой были традиционно ориентированы на Великобританию, которая, как известно, вступила в ЕЭС только в 1973 году. Во-вторых, до начала 1990-х годов Индия в качестве лидера движения неприсоединения поддерживала политику СССР, а её отношения с Западом были прохладными. В основе этого лежали ещё достаточно свежие воспоминания о колониальном прошлом, признанное лидерство Индии среди стран третьего мира и её роль непримиримого критика империализма и западного капитализма. В экономическом плане она была не слишком вовлечена в мировую экономику и торговлю, проводя политику создания промышленности, обеспечивающую сокращение импорта. С известной долей упрощения можно сказать, что до развала СССР Индия была ближе к Москве, чем к Европе или к Соединённым Штатам.
С начала 1990-х годов страна вступила на путь экономических реформ, что вовлекло её в процесс международной интеграции. Отношения с ЕС стали для Индии одним из важнейших направлений дипломатии и развития экономических связей. Структурной перестройке её хозяйства в немалой степени способствовал и тот кризис, который поразил экономику страны в 1991 году. Индия стала активно сотрудничать с МВФ, ВТО и Всемирным банком, активизировала меры по оптимизации промышленной и финансовой политики. С 1990 по 1995 год доход на душу населения вырос в два раза, а среднегодовой прирост ВНП составил более 6%. Рост экономики и изменения на политической карте мира привели к перестройке индийских внешнеполитических концепций. Роль Запада в политике страны стала возрастать, что вело к расширению связей с Европой.
В 1994 году между ЕС и Индией было подписано Соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым сторонам был предоставлен статус наиболее благоприятствуемой нации. В качестве основных направлений были определены:

  • обмен информацией и идеями;

  • разработка исследований;

  • предоставление технической помощи;

  • установление контактов между исследовательскими, образовательными центрами, специализированными агентствами и административными органами;

  • доступ к существующим базам данных и создание новых;

  • проведение рабочих групп и семинаров;

  • обмен экспертами.

Принимаемые сторонами планы координируются с индийскими документами, определяющими социально-экономическое развитие страны. В основу сотрудничества был положен документ индийского правительства “Подход к реализации одиннадцатого пятилетнего плана”1. В число приоритетных направлений взаимодействия входит борьба с бедностью, поддержка развития сельского хозяйства, развитие конкурентоспособности промышленности и вопросы переучивания и переселения людей, потерявших работу. Всё это дословно совпадает с планом совместных действий принятым на 6-м саммите в 2005 году. В соответствии с ним стороны проводят регулярные саммиты, встречи на уровне министров, экспертов по широкому кругу вопросов, включая проблему прав человека. С 2005 года организуются ежегодные встречи по проблемам безопасности. ЕС и Индия активно сотрудничают и в рамках АСЕМ и СААРК2, где ЕС имеет статус наблюдателя. Принимая активное участие в миротворческих операциях и миссиях по принуждению к миру, Индия взаимодействует с ЕС в рамках ООН. Поддерживаются регулярные контакты между Европейским парламентом и парламентом Индии.

Одним из важнейших направлений взаимодействия остаётся европейская помощь индийскому сельскому хозяйству. Несмотря на быстрый рост экономики и доли сферы обслуживания в ВНП страны, доля сельского хозяйства, хотя и сократилась с 40% в начале 1980 года до 17,5% в 2009, доля занятых в сельском хозяйстве сохраняется на уровне 52%, а уровень жизни в индийской деревне всё ещё остаётся крайне низким. Индия находится на 127-м месте по индексу человеческого развития, 35% населения страны живёт на 1 доллар в день, 80% населения – на 2 доллара в день. Проблема бедности сельскохозяйственных районов усугубляется различиями между регионами. Наиболее бедными сельскохозяйственными районами остаются северные и восточные районы страны.



В соответствии с документом “Стратегия в отношении Индии 20022006” за пять лет ЕС предоставил Индии помощь на сумму в 225 млн евро. Наибольшее количество средств (160 млн евро) было направлено на борьбу с бедностью, второй по значению статьёй расходов (33 млн евро) был научный обмен. ЕС оказывает и значительную техническую помощь Индии. Её цель интеграция страны в мировую экономику и расширение двусторонней торговли. По Программе развития торговли и инвестиций на 20022006 годы ЕС предоставила Индии техническую помощь в объёме 13,4 млрд евро1. По программе на 20112013 годы Индия должна получить от ЕС 210 млн евро на укрепление социальной структуры и борьбу с бедностью2.

В 2005 году стороны, как упоминалось, приняли “План совместных действий”, который показывает, что связи между ЕС и Индией от акцента на оказание Индии помощи всё больше переходят к равноправному сотрудничеству, в частности в таких международных сферах, как борьба с терроризмом или проблемы изменения климата, участие в программах “Галилео” или ИТЕР.


Экономические отношения


В 2009 году ЕС-27 оставался крупнейшим торговым партнёром Индии. До 1966 года картина была другой: Индия входила в стерлинговую зону, а её крупнейшим экономическим партнёром долгие годы оставалась Великобритания. Сегодня она занимает лишь четвёртое место после США, Китая и ОАЕ в индийском экспорте, а среди стран-импортёров на третьем месте после Китая и США находится Германия. Тем не менее Индия и Великобритания сохранили тесные отношения: достаточно сказать, что Индия является вторым после США инвестором в английскую экономику.

С 1980 по 2008 год торговля между ЕС и Индией выросла почти в 14 раз – с 4,4 млрд евро до 60,9 млрд евро. Индия находится в первой десятке торговых партнёров Союза, заняв в 2008 году 10-е место по объёму торговли (11-е место в импорте ЕС и 9-е в экспорте). В 2008 году импорт ЕС из Индии составил 29,4 млрд евро (1,9% от всего импорта), экспорт в Индию 31,5 млрд евро (2,4% от всего экспорта)3. Доля индийского экспорта в ЕС равна 21,1% от общего объёма её экспорта, доля импорта из ЕС соответственно 17,1%.

Номенклатура товаров, поставляемых в Индию, в целом совпадает с общей структурой экспорта ЕС. На первые три группы товаров (общее машиностроение, готовые изделия, классифицируемые по материалу изготовления, и товары химической промышленности) в экспорте ЕС в Индию в 2008 году пришлось 83,9%, что практически соответствует их уровню в мировом экспорте ЕС – 72,5%.

Импорт же из Индии не во всём совпадает с общим объёмом импорта ЕС, поскольку 28,6% приходится на энергетическое сырьё, где доля Индии лишь 0,5% от ввоза товаров этой категории. По трём другим ведущим группам товаров (общее машиностроение, готовые изделия и готовые изделия, классифицируемые по материалу изготовления) показатели в основном совпадают – для ЕС в целом доля их импорта составляет 50,7%, и импорта из Индии – 69,8%.

В экспорте в Индию в 2008 году 35,4% (11,29 млрд евро) пришлось на продукцию машиностроения, 18,9% (6 млрд евро) на драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них, что составило 19,1% от общего объёма экспорта этой категории товаров ЕС, 11,3% (3,6 млрд евро) на металлы, 9,8% (3,1 млрд евро) на продукцию транспортного машиностроения, 7,8% (2,5 млрд евро) – химической промышленности, 4,3% (1,4 млрд евро) – точного машиностроения.

В импорте из Индии 20,9% (6,1 млрд евро) занимал текстиль, 12% (3,8 млрд евро) – машины и электрооборудование, 11,9% (3,5 млрд евро) – продукция металлургической промышленности, 10,3% (3 млрд евро) – химической промышленности, 8,9% (2,6 млрд евро) – минеральное сырьё, 7,1% (2,1 млрд евро) – драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них (6% импорта ЕС этой категории товаров), 4,6% (1,3 млрд евро) – продукция транспортного машиностроения, 4,1% (1,2 млрд евро) – овощи, 3,8% (1,1 млрд евро) – кожа и изделия из неё (9,6% импорта ЕС этой категории товаров), 3,4% (1 млрд евро) – обувь, шляпы, трости и зонтики.

На начало 2008 года кумулятивные инвестиции ЕС в Индию составили 19,1 млрд евро, а Индии в ЕС – 4,3 млрд евро. Самым крупным инвестором из стран ЕС в индийскую экономику за период с 2000 по 2009 годы является Великобритания, на которую пришлось 5,4% (прямых инвестиций), на втором месте Нидерланды (4,2%), за ними следуют Кипр (3,4%) и Германия (2,6%)1. Основные вложения идут в сферу обслуживания (22%), в производство компьютеров и программного обеспечения (9%), в телекоммуникации (9%), жилищное строительство (7%), строительство, включая дорожное (7%). Крупнейшими получателями инвестиций являются штат Махараштра с центром в Мумбаи (36% всех иностранных инвестиций) и Дели вместе с штатом Харьяна (20%).

Хотя экономические отношения между ЕС и Индией сохраняют динамику развития на протяжении уже многих лет, они, по мнению ряда экономистов как в Европе, так и в Индии, всё ещё далеки от реализации своего потенциала. В Индии часто ревниво сравнивают объёмы торговли Евросоюза с другими странами. В 2008 году торговля ЕС с США была в семь с лишним раз больше, чем с Индией, а с Китаем и Швейцарией соответственно в пять и три раза.

Обе стороны считают, что увеличение масштабов экономических связей может быть достигнуто путём заключения Соглашения о свободной торговле (Free Trade Agreement – FTA), какие ЕС имеет со многими странами мира. Считается, что соглашение увеличит торговлю между ЕС и Индией до 160 млрд евро к 2015 году1. Переговоры об этом начались в 2007 году, а подписание планировалось в конце 2008 года, однако, хотя и в 2008, и в 2009 годах шли интенсивные переговоры, соглашение так и не было заключено. Индийская сторона настаивает на смягчении требований ЕС к безопасности импорта продуктов и к более либеральным законам, регулирующим статус работающих в Европе индусов. Со своей стороны, ЕС настаивает на либерализации индийской сферы услуг и иностранных инвестиций в Индии, требует отмены запрета на участие европейских компаний в тендерах по государственным закупкам. Расходятся позиции сторон и по вопросам сохранения интеллектуальной собственности. Индия отказывается принять высокие требования в этой сфере, на которых настаивают европейцы.

Ещё одним препятствием на пути подписания соглашения стало стремление ЕС включить в его текст пункт о соблюдении прав человека, что делается по решению Совета Европы от 1995 года. Индия возражает против этого по двум причинам. Во-первых, хотя Индия и входит в Совет по правам человека ООН, она не слишком спешит ратифицировать различного рода документы Совета, считая их вмешательством во внутренние дела страны. Во-вторых, в Индии считают, что включение этого пункта в торговое соглашение противоречит принципу разделения политики и экономики и может быть использовано ЕС для торгового протекционизма2. Следует отметить и то, что экономический кризис заставил пересмотреть многие положения будущего соглашения, что до сих мешает сторонам прийти к окончательному решению этого вопроса.


Противоречия политического сотрудничества


Предложение Евросоюза Индии проводить ежегодные саммиты, присоединив её к элитному клубу стран, с руководством которых ЕС ежегодно встречался (США, Канада, Япония, Россия и Китай), не могло не вызывать законной гордости в Дели. Однако на первом этапе саммиты часто вели к острым разногласиям по проблемам внешней политики. На втором саммите в 2001 году в Брюсселе руководители ЕС отсутствовали, поскольку находились с визитом в Пакистане через год на третьем саммите председательствовавший в ЕС премьер-министр Дании А. Расмусен пытался убедить Индию “немедленно возобновить диалог с Пакистаном” и отвести войска от границы. Естественно, что Индия воспринимала такую политику не иначе как вмешательство во внутренние дела своей страны, а ЕС стал избегать тем, которые могли вызвать негативную реакцию Дели.

Сегодня обе стороны стараются не упоминать проблемы Кашмира и отношений между Индией и Пакистаном в документах о переговорах на высшем уровне. Например, в коммюнике о саммите 2009 года в разделе о внешней политике речь шла о позитивном отношении сторон к деятельности СААРК, о ситуации в Афганистане, о положении с правами человека в Мьянме, о политической ситуации в Непале и в Иране и сотрудничестве в рамках АСЕМ. В разделе о борьбе с терроризмом стороны осудили террористический акт в Мумбаи в 2008 году и признали необходимость совместных усилий по борьбе с терроризмом, однако ни проблема Кашмира, ни вопросы присоединения Индии к Договору о нераспространении ядерного оружия там не упоминались1.

Обе стороны определяют свои отношения как “стратегические”, однако понимание характера этого определения у них отличается. Для ЕС стратегический характер отношений достаточно формализован: Индия – это страна с огромным населением, с быстро растущей экономикой, стремящаяся войти в мировую элиту. Никаких конкретных обязательств “стратегичность” отношений в себе не несёт. Для Индии стратегическое партнёрство с ЕС прежде всего дополняет её усилия в становлении в качестве ведущей мировой державы и должно обеспечить ей продуктивный, систематический и многоуровневый стратегический диалог с конкретными решениями по широкому кругу вопросов. До настоящего времени ЕС обеспечить это в том масштабе, на который рассчитывает Индия, не в состоянии. По мнению директора французского Национального центра научных исследований К. Жаффрело, “в сознании индийских лидеров США являются лидером, значение которого трудно оспорить, тогда как Европа всё ещё находится в поиске своей международной роли и всё ещё не является ведущим международным актором в силу своей внутренней раздробленности и недостатка надёжной возможности для проекции своей мощи”2.

Во многом именно эти соображения определяют всё больший крен индийской политики в сторону США. Индийская дипломатия постоянно стоит перед определённым выбором между Брюсселем и Вашингтоном, несмотря на схожесть позиций всех трёх по основным проблемам международных отношений. При этом для сегодняшней Индии в силу достаточно конкретных причин Соединённые Штаты становятся стратегическим союзником в большей степени, чем ЕС. После 11 сентября 2001 года отношения между Индией и США перешли от кризиса, вызванного индийскими ядерными испытаниями 1998 года, к постепенному улучшению, а затем и к почти союзническим отношениям. В 2004 году они подписали соглашение “Шаги навстречу стратегическому партнёрству”, в июне 2005 года – соглашение о военном сотрудничестве, а в ходе визита президента США в Индию – соглашение о сотрудничестве в сфере ядерных технологий. Как известно, ЕС, продолжая настаивать на присоединении Индии к Договору о нераспространении ядерного оружия, подобного соглашения с Индией не имеет3. Кроме всего прочего, для Индии готовность Вашингтона решать политические проблемы военными средствами более предпочтительна, чем склонность ЕС к поиску дипломатических путей выхода из конфликтных ситуаций.

Как с горькой иронией писал индийский политолог Р. Джайн, “в отличие от отношений с Соединёнными Штатами, Европа рассматривается как “потрёпанная пожилая леди”, которую знают более чем четыре века, и здесь между Индией и Европой нет “ни волнения, ни страсти”. Как часто жалуются европейцы, Индии “нравится” Европа, но США она “любит”, хотя это и “трудная любовь”. Проблема заключается в том, что Европа хочет, чтобы её любили, и чувствует разочарование, когда понимает, что Индия не готова к взаимности. Вопрос не в том США или ЕС, а в том, что в системе отношений кто-то из них будет более близким, чем другие”1.

Это наблюдение справедливо, тем более что индийцы нередко сталкиваются с европейским этническим высокомерием. Хотя в ходе своего визита в Лондон индийский премьер-министр сказал об английских корнях индийской демократии, память о колониальном прошлом в индийском обществе сохраняет определённый барьер в отношении индийцев к Европе и европейцам. Когда в 2006 году контролируемый выходцем из Индии Лакшми Миталлом сталелитейный концерн Миталл-Стил начал в соответствии с законами и правилами ЕС (что было подтверждено комиссией по конкуренции Европейской комиссии) процедуру покупки люксембургской сталелитейной компании Арселор, противники сделки между этими двумя европейскими компаниями апеллировали прежде всего к индийскому происхождению хозяина Миталл-Стил. Как заявил премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер “речь идёт о культурной несовместимости двух предприятий”, хотя обе компании являются европейскими, а сам Миталл уже свыше тридцати лет живёт в Великобритании. Аргументация противников сделки основывалась на том, что установление контроля индийского концерна над европейскими заводами приведёт к массовым увольнениям и ухудшению условий труда рабочих. Весь этот инцидент был справедливо воспринят в Индии как “европейский расизм”, даже несмотря на благополучное завершение сделки.

Индийская внешняя политика всё ещё сохраняет остатки антиимпериалистической риторики, унаследованной от лидерства в движении неприсоединения, однако уравнения реальной политики отодвигают эти лозунги всё дальше и дальше в историю. В то же время Индия, несмотря на поступательность своих отношений с США, с пониманием относится к европейскому стремлению стать одним из мировых центров. Это совпадает с собственными амбициями Дели, хотя Индия до сих пор не всегда воспринимает ЕС как единое целое. У неё существуют особые, исторически сложившиеся, отношения с Великобританией, а особая позиция Парижа в отношении США помогала укреплению индо-французских связей, что способствовало высокому уровню военно-технического сотрудничества между ними. Однако глобальная роль ЕС в мировой политике рассматривается в Дели скорее как потенциал, чем как реальность.

В 1990-х годах Индия инициировала политику “лицом к Востоку”, что привело к тому, что в 2005 году Восточная Азия обогнала ЕС по объёму торговли с Индией, прежде всего за счёт увеличения торговли Индии с Китаем, которая в 2008 году составила 38,3 млрд евро. Индия с ревностью относится к тому, что на каждое евро, вложенное в её экономику, Европа вкладывает 20 евро в экономику Китая. При этом в своих отношениях с ЕС, а до определённой степени и с США, демократическая Индия позиционирует себя как своего рода противовес коммунистическому Китаю в Азии.


ЕС и другие страны Индостана


В конце 1940 – начале 1950-х годов все страны Южной Азии получили независимость. В 1947 году в результате раздела Индии по религиозному признаку часть страны с преобладающим мусульманским населением стала Исламской Республикой Пакистан, а в 1971 году часть Пакистана – Восточная Бенгалия – независимым государством Бангладеш. Английская Ост-Индская компания захватила Цейлон в 1796 году, в 1802 году Великобритания присоединила остров к своей империи, в 1948 году он стал доминионом Великобритании, а в 1972 году получил независимость под именем Шри-Ланка. В начале XIX века Великобритания установила контроль над Непалом, фактически сохранявшийся до 1951 года. С 1887 по 1965 год протекторатом Великобритании были Мальдивы, хотя англичане контролировали только внешнюю политику и оборону султаната.

Отношения между ЕС, Пакистаном, Бангладеш, Шри-Ланкой, Непалом, Мальдивами и Бутаном по своему значению и объёму далеко уступают отношениям между Брюсселем и Дели. С экономической точки зрения эти шесть стран СААРК не играют сколь-либо значительной роли во внешней торговле ЕС. Индийский импорт из ЕС в пять раз превышает импорт остальных стран Индостана, а экспорт больше почти в три раза. В то же время для Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки ЕС является крупнейшим торговым партнёром.


Объём торговли ЕС со странами Индостана в 2008 г.

Страна

Экспорт

Импорт




млрд евро

% от объёма экспорта ЕС

млрд евро

% от объёма

импорта ЕС



Индия

31,5

2,4

29,4

1,9

Пакистан

3,9

0,3

3,

0,2

Бангладеш

1,1

0,1

5,4

0,4

Шри-Ланка

1,0

0,1

2,2

0,1

Непал

0,07

0,001

0,09

0,001

Мальдивы

0,1

0,0001

0,06

0,001

Всего

37,7

2,9

40,75

2,6

Если говорить о структуре торговли ЕС с этими странами, то в 2008 году она выглядела следующим образом:

Из Пакистана ЕС вывозит прежде всего текстиль и текстильные товары – 65,8% импорта и кожаные изделия – 10% импорта. В экспорте важнейшее место занимает продукция машиностроения – 48,2%, затем металлургии – 13,1% и химической промышленности – 11,8%.

Из Бангладеш в ЕС поступает в основном текстиль и текстильные изделия – 91,7% импорта. В экспорте в эту страну 53,9% пришлось на продукцию машиностроения, 14,3% – химической промышленности, 4,2% – на металлы.

Импорт ЕС из Шри-Ланки на 54,1% состоит из одежды, 10,4% – это пластик и резина, 8,7% – драгоценные и полудрагоценные камни. В экспорте ЕС в Шри-Ланку 25,4% составила продукция машиностроения, 20,4% – драгоценные и полудрагоценные камни, 13,1% – текстиль и текстильные товары.

Непал направляет в ЕС в основном текстильные товары – 72,6% экспорта, в импорте из ЕС 32% приходится на продукцию машиностроения, 22,9% – химической промышленности.

Из Мальдив в ЕС поступает продукция рыболовства и продукты питания (97%), в экспорте ЕС 28,5% приходится на продукцию машиностроения, 25,8% – на транспортное машиностроение и 13,3% – на продукты питания и напитки.

Достаточно неоднозначно складываются политические отношения ЕС с этими странами в силу их различий, их внешних и внутренних проблем. С одной стороны, ЕС, так же, как в своих отношениях с Индией, ориентируется на поставленные ООН “Цели развития тысячелетия”, где определены основные социальные показатели. С другой – принимаются во внимание такие факторы, как внешняя политика этих стран, уровень их экономического и социального развития.

Отношения между ЕС и Пакистаном отличаются определённой спецификой. Пакистан, как и Индия, считается “английской” демократией, унаследованной от колониального прошлого, но рецидивы военных переворотов и захватов власти в стране военными, сделали отношения между Брюсселем и Исламабадом достаточно настороженными. Препятствием на пути их развития остаётся напряжённость в индо-пакистанских делах, вступление Пакистана в ядерный клуб.

Первый саммит между Пакистаном, занимающим 7-е место в мире по населению и второе после Индонезии по числу мусульман, состоялся лишь в июне 2009 года в Брюсселе при участии президента Чехии В. Клауса, председательствовавшего в ЕС, президента Европейской Комиссии Ж.-М. Баррозу, и Верховного комиссара К. Солана. Пакистан был представлен президентом страны А. Зардари.

Накануне саммита Баррозу заявил, что “в прошлом году Пакистан проголосовал за сильное, светское, демократическое правительство, и я приветствую стремление президента Зардари укрепить демократические институты, реформировать экономику и победить экстремизм и терроризм, которые угрожают не только Пакистану, но и его соседям и остальному миру. ЕС будет продолжать оказывать Пакистану помощь как в борьбе с военной нестабильностью, так и с экономическим кризисом, делая особый акцент на увеличение гуманитарной помощи”1. Это заявление, по сути, отражает как проблемы, стоящие перед политикой ЕС в отношении Пакистана, так и задачи сотрудничества, в частности, в борьбе с терроризмом, ареалом распространения которого рассматривается Афганистан и пакистанские районы, граничащие с ним.

Начало же связей ЕС и Пакистана относится к 1976 году, однако они были не слишком активными. После военного переворота в октябре 1999 года, когда к власти в стране пришёл генерал П. Мушараф, ЕС заморозил политический диалог с ней. События 11 сентября 2001 года заставили Евросоюз уделять Пакистану особое внимание, учитывая его место в борьбе с терроризмом, его географическую и этническую близость к Афганистану. В соответствии с подписанным в 2004 году Соглашением о сотрудничестве на период с 2007 по 2013 год главной задачей является ликвидация бедности в Пакистане. Основное внимание предполагается уделить развитию сельского хозяйства как в целом, так и особенно в провинциях Белуджистан и Северо-Западной пограничной. Второй по значению сферой сотрудничества является образование и развитие человеческого потенциала. На эти цели Союз предполагает ассигновать 398 млн евро на период действия программы.

Отношения между ЕС и Бангладеш были установлены в 1973 году, в 1976 году подписано первое Соглашение о сотрудничестве в сфере торговли. В 2001 году заключено новое соглашение о сотрудничестве, которое включало в себя не только экономическое, но и политическое и культурное взаимодействие. В соответствии со стратегией в отношении Бангладеш на 2007–2013 годы ЕС планирует ассигновать на социальные и образовательные программы 185 млн евро, на развитие экономики и торговли 50 млн евро, на экологические программы 20 млн евро. Около одной трети иностранных инвестиций в экономику Бангладеш поступает из стран ЕС – прежде всего из Великобритании и Нидерландов.

С Шри-Ланкой Евросоюз подписал Соглашение о сотрудничестве в 1975 году. В 1995 году оно было заменено Соглашением о партнёрстве и развитии, что в первую очередь связано с тем, что уровень развития острова позволял переходить от оказания только помощи к сотрудничеству. В то же время ЕС активно предоставлял гуманитарную помощь жителям Шри-Ланки, пострадавшим в ходе межэтнического конфликта между тамилами и сингалезами, который длится с 1983 года. В 2003–2005 годах общий объём помощи ЕС составил 16,8 млн евро1.

С 1977 года Брюссель начал оказывать экономическую помощь Непалу, а первое Соглашение о сотрудничестве между ними было подписано в 1995 году. ЕС опубликовал два документа: Стратегия в отношении Непала – 2002–2006 и 2007–2013 годы. Если в соответствии с первым помощь Непалу составила 70 млн евро, то в 2007–2013 годах на эти цели ассигновано 120 млн евро2. Средства предназначаются для целей образования, включая сферы управления и права человека, укрепления политической стабильности и экономического развития. Долгое время прогресс в делах между ЕС и Непалом тормозился политической нестабильностью в этой стране.

Наконец, в орбиту дипломатических отношений с ЕС в 1966 году вошёл Бутан. В ноябре 2006 года в ознаменование 40-летия их установления Бутан посетила “Тройка ЕС”, куда вошли представители председательствовавшей в ЕС Финляндии, следующего председателя – Германии и представитель Еврокомиссии. До 2007 года ЕС оказал Бутану экономическую помощь на 80 млн евро, а в соответствии с документом “Стратегия в отношении Бутана 2007–2013 годов”, эта помощь будет увеличена.
* * *
В многообразии отношений ЕС со странами Южной Азии в их центре в силу очевидных причин находится Индия, взаимодействие с которой, несмотря на сложности и проблемы, развиваются поступательно. Что касается отношений с другими странами региона, то особое место в них занимает Пакистан, что связано с проблемой урегулирования ситуации в Афганистане, где находится 72-тысячный международный контингент по обеспечению безопасности (ISAF), 36% которого составляют военнослужащие стран ЕС. В Брюсселе хорошо понимают, что дестабилизация внутриполитической обстановки в Пакистане может привести к непредсказуемой ситуации не только в Южной Азии, но и в мире в целом.

____________________________________________



1 Крупнейшим инвестором в экономику Индии является Республика Маврикий, на которую приходится 44% всех капиталовложений. Маврикий, население которого на 70% состоит из выходцев из Индостана, является “свободной экономической зоной” и удобным местом для вывоза капитала с последующим его инвестированием.

_______________________________________________________________________



© Носов Михаил Григорьевичдоктор исторических наук, член-корр. РАН, заместитель директора Института Европы РАН.

E-mail: mikhailnosov@yahoo.com



Ключевые слова: ЕС, Индия, торговля, инвестиции, колониализм, экономика, политика.

1 Planning Commission, Government of India: “Towards faster and more inclusive growth; an approach to the 11 Five Year Plan”; June 2006.

2 Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии, созданная в 1985 г., куда входят Индия, Пакистан, Бангладеш, Мальдивская Республика, Бутан, Шри-Ланка.

1 India. Country Strategic Paper 2007-2013.

2 India-EU Joint Statement, European Commission – External Relations 06/11/2009.

3 Данные по внешней торговле приводятся по EUROSTAT (Comext, Statistical regime 4) EG Trade 22 – September -09.

1 Facts Sheet on Foreign Direct Investment (FDI) From August 1991 to October 2009.

1 http://w.w.w.bilaterals.org/article,php3?id_article=16346 21.11.2009.

2 Интересно отметить, что в коммюнике о 10-м саммите ЕСИндия в октябре 2009 г. нет даже упоминания о Соглашении о свободной торговле.

1 India-EU Joint Statement, November 2009, European Commission –External Relations 06/11/2009.

2 Jaffrelot Christophe, India and European Union: The Charade of a Strategic Partnership, CERI-Science Pj/CNRS, March 2006.

3 Отказ Индии присоединиться к договору о нераспространении ядерного оружия определяет сложности её сотрудничества с ЕС в вопросах ядерной энергетики. В коммюнике о переговорах премьер-министра Италии Р. Проди с его индийским коллегой в феврале 2007 г. этот вопрос был облечён в весьма обтекаемую форму. В документе говорилось, что стороны “согласились продолжать обсуждать необходимость утверждения обращённых в перспективу подходов к укреплению международного гражданского ядерного сотрудничества с Индией под соответствующим контролем МАГАТЭ”.

1 R.R. Jain, India, the European Union and Asian Regionalism, 2005.

1“First EU-Pakistan Summit: Commission boosts humanitarian aid up to €72 M and supports strategic dialogue”, IP/09/938, 17/06/2009.

1 Sri Lanka: Country Strategy Paper 2002-2006 & National Indicative Programme 2003–2005 – Executive Summary.

2 Nepal. Country Strategy Paper. 20072013. P. 67.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница