Электронный кросснамбер, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся




Скачать 65.21 Kb.
Дата30.04.2016
Размер65.21 Kb.
ЭЛЕКТРОННЫЙ КРОССНАМБЕР, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Подгорбунских Н.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. Сибирцева А.Н.

Подгорбунских О.И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

г. Сургут

Школу делает школой учитель. Вот учитель - мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритм и мелодии не слились в музыку урока.

Я работаю учителем математики в школе вот уже больше 20 лет. Мне повезло, что мой муж тоже учитель, учитель информатики. Вот такой семейный тандем. И поэтому мы иногда можем сотрудничать в реализации проектов. Информационные технологии имеют большие возможности в области развития и активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Актуальным является разработка и использование комплексных дидактических средств, которые объединяют компьютерные средства обучения разных видов.

Одной из целей образования является формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальным для современного школьного образования.

Анализ научной литературы показал, что использование электронных образовательных ресурсов позволяет повысить качество образовательного процесса, производительность труда учителя, развить информационную культуру обучающихся, повысить уровень креативности их мышления.

При анализе проблем развития и использования информационно-коммуникационных технологий важными были исследования Ашмакова А.И., Башмакова И.А., Беспалько В.П., Булгакова М.В., Гасова В.М., Евдокимовой М.Г. и др., в которых отражаются вопросы, касающиеся дидактической организации электронных образовательных ресурсов на основе модульного подхода.

Теоретико-методологическую базу данного исследования составили работы по результатам исследований в теории педагогических систем и компьютеризации обучения Давыдова В.В., Загвязинского В.И., Краевского В.В., Беспалько В.П., Хуторского А.В., а также по использованию компьютерных учебно-методических комплексов Аминова Н.А., Берулава М.Н., Брановского Ю.С., Григорьева С.Г., Каланова Ш.М.

Знаете ли вы, что такое кроссворд? А кросснамбер? Именно такой вопрос мы задавали, присутствующим коллегам на мастер-классе, проводимом в рамках IP-фестиваля. Если первое понятие было знакомо всем, то на второй вопрос коллеги пожимали плечами. Кроссворд в переводе с английского означает - пересечение слов, кросснамбер - цифр. Сначала была разработана программа электронного кроссворда, но на уроках математики мы чаще работаем с числами, поэтому и родилась идея составления заданий с заполнением клеток цифрами. Иначе, кросснамбер - числовой ребус. Решение его похоже на разгадывание кроссвордов, только вместо слов, здесь пересекаются числа. Предметом отгадывания являются математические задачи. Заполнение кросснамберов подразумевает некоторой математической компетенции, в отличие от кроссвордов. И поэтому может быть использован на уроках не только математики, но и физики, истории, то есть там где используются числа, даты, вычислительные задачи. Сложность задач зависит от цели, поставленной учителем. Разгадывание кросснамберов целесообразно предлагать для проверки усвоения знаний по определённой теме, тем самым разнообразив виды контроля. Присутствие элементов игры всегда снимает психическое напряжение, которым сопровождается любой контроль. Не следует осуждать применение кросснамбера на этапах при отработке понятий, ведь самоконтроль при выполнении самостоятельной работы, тоже необходим. Правильность решения задач проверяется в основном самими учащимися: в случае верных ответов цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать. В одну клетку вписывается одна цифра. Чтобы не перепутать - номера заданий обозначают буквами.

Кросснамберы - один из способов контроля, который мы используем при изучении многих тем во всех классах среднего звена. Их можно давать обучающимся в распечатанном виде, либо в электронном при работе с мобильным классом. Можно проверять фронтально с классом на экране, когда ребята прорешают их самостоятельно. Для составления кросснамберов мы привлекаем ребят. Работа даётся для желающих, потом мы решаем их в классе, исправляем ошибки и отдаём в составление электронной версии. Электронный кросснамбер, (далее ЭК), вовлекает в процесс обучения иные, нежели обычный кросснамбер, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память.

Электронный кросснамбер позволяет учителю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

ЭК удобен для учителя потому, что позволяет индивидуализировать работу с обучающимися.

На уроках первоначально использовалась печатная версия кросснамбера. С появлением в кабинете компьютеризированного рабочего места учителя и мобильного класса стало возможным использовать компьютерную версию. Проект по созданию программы ЭК выполнен совместно с учителем информатики, Подгорбунских О.И. и одним из обучающихся 9 класса.

Для создания оболочки ЭК был выбран язык программирования «Дельфи», свободно распространяемая версия: Delphi7 Lite v7.3.3.5.

Созданная программа – оболочка ЭК начального уровня. Ее возможности:



  • ввод персональных данных обучаемого;

  • выбор задания (кросснамбера);

  • ввод ответов;

  • проверка выполнения задания;

  • сохранение данных о результатах.

Созданная оболочка является открытой, что позволяет создавать новые задания. Первым наполнением оболочки являются задания по теме: «Задачи на движение». Коллекция намберов может пополняться по мере изучения тем.

Методика самостоятельной работы на основе электронного кросснамбера, включает:



  • создание положительной мотивации, системы ориентиров учебной деятельности;

  • учет уровня учебной подготовки, потенциальных возможностей ученика;

  • регулярность и систематичность выполнения домашних заданий;

  • периодичность контроля, интенсивность обратной связи в обучении.

Ученик работает с рекомендуемым учителем ЭК. Учитель выступает в роли консультанта и управляющего. При этом обучающийся сам выбирает темп проверки изучаемого материала.

С помощью ЭК учитель контролирует каждого обучаемого: следит за степенью выполнения задания, выявляет затруднения, затем консультирует индивидуально каждого учащегося, отвечает на вопросы, диагностирует причины возникающих затруднений, дает рекомендации, помогает определить путь решения проблемы.

ЭК на уроках математики используется в течении 5 - 15 мин работы за компьютером, что соответствует требованиям санитарных норм.

Для работы с программой обучающийся вводит свою фамилию.

Из «выпадающего» списка «Список кросснамберов» выбирает нужное задание. При этом происходит загрузка файла кросснамбера, и в главном окне программы выбранный выводится. В левом поле программы отображаются клетки для ввода ответов. Желтым цветом выделены «номера» (буквы) вопросов. В клетки цвета циан нужно вводить по одной цифре число ответа. В правом поле программы отображаются текст заданий кросснамбера. На рисунке 1 показан внешний вид программы с загруженным кросснамбером «Задача на движение №1». После ввода ответов проверяется процент выполнения (команда Percent, меню View), выставляется отметка (команда Mark, меню View) и автоматически сохраняются результаты на диске. Для просмотра результатов создан дополнительный модуль View. Лог работы можно посмотреть в ручном режиме, открыв для просмотра файл log.txt.

Рис.1 Рис.2

Второй режим работы позволяет создавать новые задания (кросснамберы). Для этого в клетки левого поля полностью вводят готовый кросснамбер, а в правом окне текст заданий. После сохранения (команда Save, меню File), созданный кроcснамбер можно использовать. На рисунке 2 показан внешний вид программы в режиме ввода нового кроcснамбера. Созданные пользователем кросснамберы сохраняются на диске и автоматически вносятся в список «Список кросснамберов». Содержание всех списков можно редактировать в ручном режиме, что позволяет подстраивать работу программы «под себя» каждому пользователю.
Алгоритм создания кросснамбера можно описать следующей последовательностью действий:


  1. подготовить бумажный вариант кросснамбера;

  2. запустить программу (CrossNamber);

  3. ввести буквы и цифры в ячейки (по одному символу в ячейку);

  4. ввести текст вопросов;

  5. ввести текст комментария к кросснамберу;

  6. ввести название кросснамбера;

  7. сохранить кросснамбер в папке Cross, указав имя файла.

Программу можно скачать: https://sites.google.com/site/podgorbunskikhnata/my-forms/CrossNumberE.rar?attredirects=0&d=1


Литература:

1. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003

2. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 150 с.

3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. С. 63.

4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982.

5. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006



6. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2000.- 88 с. ISBN 5-7755-0163-2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница