Экономическое содержание и сущность финансов




Скачать 237.92 Kb.
Дата05.05.2016
Размер237.92 Kb.
Тема 1.1 Экономическое содержание и сущность финансов
1 Социально-экономическая сущность, признаки и роль финансов в системе экономических отношений

2 Функции финансов

3 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

4 Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями


1 Социально-экономическая сущность, признаки и роль финансов в системе экономических отношений
Финансы присутствуют во всех общественно-экономических формациях, обусловленных двумя обстоятельствами:

− наличием государства;

− развитием товарно-денежных отношений.

В каждой из формаций финансы имеют свои отличия, касающиеся социальной сущности, роли в общественном производстве, формы финансовых отношений и т.д.

Многие экономисты считают, что финансовые отношения возникли с появлением государства (точнее – с формированием материальной базы государства) и создавались за счет принудительных натуральных сборов. Но в эпоху преимущественного изъятия общественного продукта в натуральной форме в обществе не было товарно-денежных отношений, государство не выполняло экономических распределительных функций, т.е. не существовало разграничения ресурсов на государственные и ресурсы главы государства. Когда же это произошло, а доходы и расходы государства отделились от казны государя, процессы формирования и использования общегосударственного денежного фонда были взяты государством под строгий контроль. Финансы стали выражать денежные отношения, а решающим источником доходов государства начали выступать налоги и займы.

Исторически возникновение финансов характеризуется:

− во-первых, развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений;

− во-вторых, усилением и расширением функций государства.

Финансы в эпоху свободной конкуренции приобрели качественно новые по сравнению с предыдущими эпохами закономерности: усилилась необходимость осуществления государством экономической функции, связанной с перераспределением ресурсов, направлением их на обеспечение наиболее эффективной структуры общественного производства и развитием непроизводственной инфраструктуры.

Финансовая наука длительное время рассматривала категорию «финансы» упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемых государством и другими участниками денежных отношений. Российская дореволюционная наука определяла финансы как совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей различных общественных групп. В СССР под финансами понимались денежные ресурсы, сосредотачиваемые в распоряжении Советского государства для осуществления его хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной функций, а также функций охраны социалистической собственности и обороны страны.

С научной точки зрения сведение финансов к денежным средствам неправомерно, так как под финансами, по мнению большинства экономистов, необходимо понимать экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы – категория историческая, так как они имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с его развитием.

В период средневековья большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное же хозяйство было небольшим и ограниченным. Общегосударственный фонд денежных средств (бюджет) также был небольшим, основная его часть (2/3) расходовались на военные цели. Какого-либо практического воздействия на экономику такой бюджет не оказывал.

Позднее формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер. Возникали системы государственных доходов и расходов с определенными составом, структурой и законодательным закреплением.

На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На смену натуральным податям пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому периоду была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена − бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено и все они были связаны с формированием и использованием средств бюджета.

Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в ХХ в. после второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национальных доходов. Государство стало собственником и распорядителем до 50 % их объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государства оказывали большое влияние на процесс производства.

Эпохе государственно-монополистического капитализма присущи все большее обобществление капиталистического производства, ускоренный рост производительных сил. Централизованное регулирование государством процесса воспроизводства объективно предполагает значительное расширение сферы перераспределительных отношений, главным образом через государственный бюджет. Это дало возможность осуществлять крупное централизованное финансирование различных мероприятий. Государство активно использует финансовые рычаги для национализации частных предприятий посредством выплаты денежных компенсаций бывшим владельцам, путем создания специальных государственно-частных предприятий. Оно превращается в крупнейшего инвестора, готового к внешнеэкономической экспансии. Налоги выполняли роль одного из рычагов воздействия на циклический характер производства, а также инструмента снижения последствий кризисных явлений.

Экономическая система, сформировавшаяся в СССР после Октябрьской революции, принципиально не изменила характер финансовых отношений, сложившихся в предыдущих общественно-экономических формациях. Но ее отличали более высокая централизация финансовых ресурсов в руках государства, жесткая регламентация их использования хозяйствующими субъектами, изменение форм финансовых отношений с государством по платежам в бюджет (плата за фонды, трудовые ресурсы, землю и т.д.). Значительное бюджетное финансирование хозяйствующих субъектов породило у части из них иждивенство.

Сущность финансов и их роль в воспроизводственном процессе следует рассматривать в историческом аспекте, вне идеологических воззрений.

Термин «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание. В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице судьи, князя или короля, это слово означало завершение платежа, окончательный расчет. Но уже в ХVI в. во Франции термин «финансы» применялся более в широком смысле, означая совокупность доходов и расходов. Несколько позднее появился термин «публичные финансы», который определял совокупность государственных доходов и расходов.

От латинского слова fiskus произошел термин «фикс» (казна). Так изначально называли платежную корзину, в которую сыпались деньги и материальные ценности, полученные государством от населения в качестве налога. Позже его значение расширилось и стало обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагало государство.

Исторический характер финансов, как объективной экономической категории прежде всего подтверждает постоянство их сущностных характеристик, изменяющихся кардинально со сменой общественно-экономической формации. Финансы всегда имеют одну цель – создание эффективности системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством его функций.

Наличие финансов исторически предопределено:

− существованием государства с его фискальной политикой;

− необходимостью быть средством окончательного платежа (завершения платежа);

− самим характером финансов как объективной экономической категории.

Общественный продукт проходит ряд стадий движения: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы выступают как особая форма производственных отношений, отражающая их важнейшую составную часть − распределительные отношения. Они функционируют здесь посредством денег, т.е. в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения.

Однако деньги вообще не раскрывают сущность финансов, их функции, поскольку деньгам как экономической категории присущи свои специфические функции. Сущность финансов, их основные черты проявляются при рассмотрении характеристик только тех фондов денежных средств, которые считаются конечным результатом финансовых отношений.

Производственные отношения представляют собой совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производителя к потребителю. Вместе с производительными силами они составляют две стороны каждого способа производства, каждой общественно-экономической формации, будучи связаны между собой по закону взаимного соответствия. В таком единстве производственные отношения выступают как форма функционирования и развития производительных сил. Это значит, что в совокупности всех общественных отношений производственные отношения проявляются как объективные, первичные, материальные, не зависящие от сознания людей.

Объективный характер производственных отношений служит отправной точкой для понимания развития и места финансов в системе этих отношений. Под воздействием производительных сил меняются как производственные отношения в целом, так и их важнейшая составляющая − финансы, т.е. меняются сами конкретные формы и методы их создания и использования.

Будучи объективными, базируясь на достигнутом уровне развития производительных сил, производственные отношения придают всем экономическим явлениям, включая финансы, и обществу в целом, динамизм − постоянное движение, развитие и совершенствование, преодоление диалектических противоречий. Последнее есть условие их развития и совершенствования. В этом своем качестве финансы представляют собой объективную базисную категорию.

Историческое развитие финансов в различных формациях и анализ его закономерностей свидетельствуют о наличии общих признаков, позволяющих определить сущность, содержание, природу и место финансов в системе производственных отношений. К общим признакам относятся:

− наличие товарно-денежных отношений;

− абстрактная общность во всех формациях, выражающая денежный формы движения ВВП и национального дохода общества, формирование и использование централизованных и децентрализованных финансовых фондов;

− существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства;

− наличие распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства;

− относительная самостоятельность финансовых отношений на стадии распределения и перераспределения ВВП, когда происходит раздвоение и разделение его стоимостной и вещественной форм, образуются доходы, накопления, создаются денежные фонды без соответствующего вещественного эквивалента, основой которых является чистый доход общества;

− связь финансов с конечным результатом производства, распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, являющихся наиболее динамичной частью производственных отношений;

− денежные отношения по поводу распределения и перераспределения (главным образом) чистого дохода общества и на этой основе – формирование и использование централизованных фондов государства и децентрализованных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии с их объективными потребностями;

− обслуживание (главным образом) процесса расширенного воспроизводства посредством распределения и перераспределения чистого дохода и направление его на расширенное воспроизводство материальных благ и рабочей силы в процессе их кругооборота.

Таким образом, рассматривая сущность финансов с учетом специфических черт, присущих только этой экономической категории, финансам можно дать следующее определение.

Финансы – это специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода, и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных финансовых фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных потребностей.

В данном определении финансы рассматриваются как специфическая часть производственных отношений, носящих объективный базисный характер. Изменение производственных отношений согласно закону соответствия производительных сил и производственных отношений меняет характер финансовых отношений. Специфика финансов в составе производственных отношений состоит также в том, что они выступают в денежной форме.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать выполнение всех функций государства (обороны страны, охраны собственности и др.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, относятся денежные отношения, которые возникают между:

– хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;

– хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;

– хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов, а также при финансировании из бюджета ряда затрат;

– государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т.д.;

– хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов, а также процентов за пользование ими;

– внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

– правительством Республики Беларусь и правительствами других стран и Международными финансово-кредитными организациями (Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции развития и др.) по поводу получения и погашения кредитов, уплаты и получения процентов за пользование ими;

– отдельными звеньями бюджетной системы;

– хозяйствующими субъектами, гражданами и страховыми организациями при уплате страховых премий и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых случаев.

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений в Республике Беларусь (как и других странах СНГ) возникают и развиваются новые виды денежных отношений, как например, денежный отношения, связанные с поступлением средств от приватизации в государственный бюджет, формированием и использованием государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и др.

Финансы включают лишь те денежные отношения, в результате которых обеспечивается образование, распределение, перераспределение и использование денежных доходов и фондов предприятий и государства.

Вместе с тем, определенная часть денежных отношений, функционирующих в обществе, не включается в понятие «финансы». В частности, к таковым относятся денежные отношения, связанные с денежным обращением. В состав финансов не входят: система планового ценообразования, использование денег как средства учета и контроля за мерой труда и потребления.

В систему финансовых отношений не включаются и к финансам не относятся процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Это общественные отношения, которые регулируются отраслями права: гражданским, административным и др.

Понятия «финансы» и «финансовые ресурсы» не являются тождественными. Это разные, но взаимосвязанные категории. Финансы – это экономические (денежные) отношения, которые являются абстрактной категорией, их нельзя физически ощутить, потрогать, измерить. Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, населения. Их можно физически ощутить, посчитать, сжечь (имеются в виду наличные деньги) и т.д. Источниками финансовых ресурсов являются:

– на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизационные отчисления, доходы от реализации ценных бумаг, кредиты коммерческих банков, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

– на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии, потребительский кредит;

– на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов. Финансы как научное направление изучает экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, исследует закономерности развития финансовых отношений и вопросы их совершенствования в целях повышения эффективности общественного производства.
2 Функции финансов
Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях.

Функция – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Применительно к экономической категории функции означают проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств. Функции всегда являются производными от сущности, которую они выражают. Именно поэтому при характеристике экономических категорий экономисты пытаются выделить и охарактеризовать функции соответствующей экономической категории (например, денег, кредита, прибыли, цены, налогов и др.).

Так, например, при характеристике сущности денег экономисты дают подробную характеристику пяти функций этой категории (мера стоимости, средство обращения, средство накопления и сбережения, средство платежа, функция мировых денег).

По мнению многих экономистов, для финансов характерны две функции: распределительная и контрольная.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание, так называемых, основных (первичных) доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников общественного производства. Они делятся на две группы:

– заработная плата;

– доходы предприятий.

Однако первичных доходов недостаточно для того, чтобы успешно развивать приоритетные отрасли и сферы национальной экономики, например, машиностроение, образование, здравоохранение, управление, социальное страхование, социальное обеспечение и т.п. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение дохода. В этом случае при помощи финансов осуществляется перераспределение национального дохода между отраслями производства и услуг, территориями, а также различными социальными группами населения. В результате такого перераспределения образуются вторичные и производные доходы. К ним относятся, в частности, и налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в конечное его использование. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Таким образом, распределение и перераспределение национального дохода, совершаемые с помощью распределительной функции финансов, в любом государстве осуществляется между:

– отраслями национальной экономики;

– отдельными регионами страны;

– формами собственности;

– социальными группами населения.

Финансы выполняют распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятий.

При реализации продукции у предприятий образуется выручка и соответственно – доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, иные централизованные фонды, а другая остается в распоряжении предприятий и используется на образование фондов оплаты труда, экономическое стимулирование, на финансирование затрат по расширению и развитию производства.

С помощью финансов, т.е. ее распределительной функции осуществляется распределение не только валового внутреннего продукта и национального дохода, но и амортизационных отчислений, т.е. части фонда возмещения. Это имеет место тогда, когда с помощью финансов часть амортизационных отчислений предприятий перечисляется в инновационные фонды, образуемые при министерствах и ведомствах.

Посредством распределительной функции финансов осуществляется перераспределение также части национального богатства (при перераспределении стоимости накопленного ранее производственного капитала, выручки от продажи ненужного имущества, восполнении ущерба от стихийных бедствий и т.п.).

Следовательно, объектами действия распределительной функции финансов являются:

– валовой внутренний продукт и национальный доход;

– амортизационные отчисления;

– часть национального богатства страны.

В распределительном процессе, осуществляемом с помощью распределительной функции финансов, в качестве субъектов этого процесса выступают:

– государство;

– хозяйствующие субъекты, организации, учреждения;

– граждане.

С помощью распределительной функции финансов распределительный процесс осуществляется во всех сферах общественной жизни – в производстве, сферах обращения и потребления.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный или республиканский (в зависимости от того, федеральное или унитарное государство), территориальный (на уровне субъектов федерации или республики, местный).

Конечная цель распределения и перераспределения налогового внутреннего продукта и национального дохода состоит:

– в развитии производительных сил страны;

– создании рыночных структур экономики (частных предприятий, фермерских хозяйств);

– укреплении мощи государства;

– обеспечении качества жизни всех слоев населения.

Таким образом, распределительный (перераспределительный) характер финансовых отношений является их основным специфическим признаком.

Пройдя длительный перераспределительный цикл, одна часть перераспределенных денежных ресурсов возвращается через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей в сферу материального производства, и начинается новый цикл первичного распределения ВВП с последующим перераспределением. Другая часть денежных ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение, культура, наука, оборона, госуправление и т.д.).

Контрольная функция финансов находится в тесной связи с распределительной. Она проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием, а также своевременности и полноты, выполнения всевозможных финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, налоговой службой, кредитными учреждениями, страховыми компаниями и др.

В условиях перехода к рыночным отношениям финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития смешанной экономики, ускорение научно-технологического процесса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях экономики. Он охватывает производство товаров и услуг и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов – объективна, она не зависит от воли и сознания людей. Однако реализуется она не сама по себе, а через специальный финансовый аппарат. Работники финансовой системы и других экономических служб осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

Большую роль в осуществлении финансового контроля играет Министерство финансов Беларуси и его органы. Весьма эффективен контроль, осуществляемый работниками Министерства по налогам и сборам Беларуси. Главной задачей аппарата налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в соответствующие бюджеты.

Важную работу в осуществлении финансового контроля проводят также специальные финансовые подразделения отраслевых министерств и ведомств Беларуси (финансовые управления или отделы), учреждения банков, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, высшие органы государственной и исполнительной власти – Президент, парламент, Совет министров страны и др.

В условиях развития рыночных отношений формы и методы финансового контроля, осуществляемые названными выше органами, постоянно меняются и совершенствуются.


3 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

По вопросам сущности финансов и их функций опубликовано много монографий, учебников, научных статей, однако многие аспекты остаются до конца невыясненными, и поэтому они широко осуждаются, дискутируются в экономической печати, а также на научных конференциях по финансовым проблемам.

К дискуссионным относится вопрос об определении финансов как экономической категории. Ряд экономистов (В.П. Дьяченко, Э.А. Вознесенский, В.М. Родионов, В.В. Ковалев, А.Ю. Казак, Н.В. Миляков, О.И. Пилипенко, М.Л. Серова и др.) считают, что финансы представляют собой денежный отношения или совокупность денежных отношений. Вторая группа экономистов (Д.А. Аллахвердян, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, П.И. Вахрин, А.И. Деева и др.) утверждают, что финансы – это экономические отношения или совокупность экономических отношений.

Необходимо иметь в виду, что экономические отношения – понятие более широкое, чем денежные отношения, последние – часть экономических отношений, поэтому более правомерно считать (как это делают экономисты первой группы), что финансы – это денежные отношения.

Имеется и третья группа экономистов (В.М. Федосов, С.Я. Огородник, Н.Е. Заяц и др.), которые определяют финансы как специфическую форму производственных отношений. Такое определение финансов недостаточно точно и ясно, поскольку в нем не раскрыта, в чем состоит указанная специфическая форма.

К числу дискуссионных относится и вопрос о специфических признаках финансов как экономической категории. Ряд экономистов, прежде всего, профессор Э.А. Вознесенский и многие его последователи утверждают, что одним из важнейших специфических признаков финансов является их императивный, т.е. властный характер. Это означает, что финансовые отношения, существующие в национальной экономике, устанавливаются, организуются, перестраиваются, совершенствуются государством, т.е. его соответствующими органами, в частности, Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и другими органами управления страны. Однако с такой точки зрения нельзя согласиться, прежде всего, потому, что практически и все другие денежные отношения, связанные с существованием таких экономических категорий, как кредит, цена, заработная плата, также регламентируются государством. В таком случае неясно, чем финансы отличаются от других экономических категорий. Поэтому утверждения сторонников существования такого специфического признака финансов, как «императивность», нельзя признать обоснованным.

Финансовые отношения объективны, они существуют независимо от воли и сознания людей, поскольку обусловлены потребностями общества. Государство лишь организует соответствующим образом объективно существующие финансовые отношения.

Возникает вопрос, какие же специфические признаки характерны для финансов? По мнению многих экономистов, первый специфический признак финансов, как экономической категории, состоит в том, что они имеют денежную форму выражения, т.е. деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег, нет денежных отношений, не может быть и финансов, т.е. финансы обусловлены существованием денег.

Вторым специфическим признаком финансов является то, что с их помощью осуществляется первичное распределение стоимости, а также ее перераспределение. Следовательно, одним из специфических признаков финансов, как экономической категории, является распределительный характер финансовых отношений.

Третьим специфическим признаком финансов, отличающим их от других категорий, является то, что финансы всегда связаны формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно-экономических формаций.

Одним из самых дискуссионных является вопрос о количестве и названниях функций финансов. Ряд экономистов выделяют не две, а несколько функций. В частности, называют такие функции, как хозрасчетная, стимулирующая, регулирующая, стабилизационная, производственная, социальная, плановая и др.

Нередко названные выше функции финансов рассматриваются экономистами как частный случай распределения. Но чаще речь идет не о функциях финансов, как абстрактном понятии, а об их роли в общественном воспроизводстве. Однако это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Безусловно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться развитие производства товаров и услуг, внешнеэкономической деятельности, обеспечение условий проведения режима экономии материальных и денежных затрат и т.п. Однако отождествлять эти результаты, достигнутые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно. Так как функция означает проявление сущности самой экономической категории, поэтому она действует всегда в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание соответствующей категории. Если же действие распространяется на объекты, лежащие за пределами экономических отношений, составляющих данную категорию, то в таком случае речь идет не о функциях категории, а о ее роли, т.е. конкретных результатах от использования функций.

Некоторые экономисты отрицают факт существования контрольной функции финансов, считая, что контроль – это функция управления. Учитывая тот факт, что распределительная и контрольная функции объективны, т.е. не зависят от воли и сознания людей, поэтому точка зрения этих экономистов неправомерна. Следовательно, учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что финансам присущи две основные функции: распределительная и контрольная.

Ведущаяся дискуссия среди экономистов по вопросам сущности и функций финансов пока еще не завершена и в ближайшие годы будет продолжаться.


4 Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
Важная роль в воспроизводстве всех составных частей валового внутреннего продукта принадлежит государственным финансам и финансам хозяйствующих субъектов.

Финансовые ресурсы государства и хозяйствующих субъектов находятся в тесной взаимосвязи, так как последние являются основным источником формирования централизованных финансов.

Процесс стоимостного распределения общественного продукта, в ходе которого созданная в производстве стоимость делится между субъектами хозяйствования, является одним из самых сложных в экономической теории.

Появление финансовых отношений связано с процессом первичного распределения стоимости на ее составляющие, экономическим инструментом и основой которого является цена. В ней изначально заложены и отражены основные элементы стоимости: фонд возмещения израсходованных средств производства, необходимый и прибавочный продукт. Уже в процессе производства рынок или государство определяют цену с учетом всех затрат. Фактически цена является количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, и именно на производственной стадии, осуществляется стоимостное распределение в соответствии с основными элементами. В этом смысле финансы выражают содержательную часть цены, так как чистый доход одновременно является основным финансовым инструментом и составным элементом цены, который закладывается в нее в процессе производства.

Перераспределение финансовых ресурсов на практике происходит посредством финансового механизма через бюджет по двум основным направлениям: как прямое бюджетное финансирование и как регулирование цен. Финансовые отношения, объективно охватывая совокупность распределительных и перераспределительных отношений, реализуются через цену и ее структурообразующие элементы: налоги и сборы, амортизацию, начисления на заработную плату, страховые премии и выплаты и др., находящие свое выражение в себестоимости и чистом доходе в их первичном распределении.

В распределении валового внутреннего продукта в денежной форме наряду с ценой и финансами участвует заработная плата. Как экономическая категория она выражает отношения, связанные с распределением вновь созданной стоимости и формированием при этом индивидуальных доходов работников в зависимости от количества и качества их труда. Для выплаты заработной платы формируется целевой фонд. Обособление части стоимости фонда заработной платы осуществляется с помощью финансов. В материальном производстве фонд заработной платы образуется за счет выручки от реализации, в непроизводственной сфере – за счет средств бюджета. Следовательно, финансы и заработная плата органически связаны друг с другом, и этим обусловлено их взаимодействие в процессе распределения стоимости.



Тесная взаимосвязь экономических категорий, действующая на стадии стоимостного распределения, делает неизбежным их комплексное использование. Только при этом распределение будет оказывать активное положительное влияние на производство и выступать как метод повышения его эффективности.

Финансы тесно взаимодействуют с экономической категорией «кредит». Кредит во многом адекватен финансам, является их составной частью. Он дополняет финансовые ресурсы и участвует в финансовом обеспечении процесса расширенного воспроизводства. С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами. При этом кредитные ресурсы переливаются в финансовые ресурсы и наоборот. Все денежные фонды хозяйствующих субъектов размещаются на счета в банках и являются источником ссудных фондов для выдачи кредита. взаимосвязь кредита с финансами проявляется также и в том, что и кредит, и финансы не выходят за пределы денежных отношений. Вместе с тем, характер функционирования этих категорий различен. Так, кредит выдается на основе платности и возвратности, а финансы в основном – нет. Платность за использование временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, находящихся на счета и депозитах в банке обеспечивает основной доход банка. В то же время его формирование и использование опосредуется финансовыми отношениями. Возвратность означает двухстороннее движение денежных средств (от кредитора к заемщику и обратно).


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница