Экономическая сущность рентабельности и факторы, влияющие на повышение ее уровня




Скачать 67.37 Kb.
Дата28.04.2016
Размер67.37 Kb.

Экономическая сущность рентабельности и факторы, влияющие на повышение ее уровня

Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Прибыль является абсолютным показателем, характеризующим экономический эффект, но с ее помощью невозможно оценить уровень (степень) эффективности деятельности предприятия. Для определения уровня эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты. Для этого используются показатели рентабельности.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения показателей рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют степень его прибыльности, уровень доходности, или соотношение доходов на единицу расходов.

Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности:



, (1.1)

где – прибыль организации; – показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.

В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности предприятия могут использоваться:


  • прибыль от продажи (реализации) продукции;

  • прибыль до налогообложения;

  • чистая прибыль.

В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего применяются показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.

В знаменателе могут использоваться такие показатели как:



  • активы (или капитал) предприятия;

  • собственный капитал;

  • текущие активы:

  • основные производственные средства;

  • производственные средства (сумма основных производственных средств и производственных оборотных фондов);

  • выручка от реализации продукции;

  • себестоимость проданной продукции.

Использование такого обширного состава показателей и их сочетаний для расчета рентабельности в аналитической работе отображает сложность финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

С помощью каких бы показателей не рассчитывалась рентабельность, ее увеличение означает повышение эффективности использования ресурсов и, опосредованно, улучшение финансового состояния предприятия. Рост отмеченных показателей в динамике является положительной тенденцией экономического и финансового развития предприятия.

Основными путями повышения рентабельности на предприятии являются:


  • снижение затрат на производство и реализацию продукции;

  • наращивание объемов производства продукции;

  • рост цен на продукцию в результате улучшения ее качества и повышения технического уровня продукции;

  • совершенствования структуры и улучшения использования основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств;

  • совершенствование структуры капитала и источников его формирования;

  • повышение уровня организации производства и управления и др.

В условиях развитых рыночных отношений значительно расширяется сфера применения показателей рентабельности для оценки различных сфер деятельности предприятий. Существует несколько десятков видов и способов расчета рентабельности, различных по задачам и содержанию используемых исходных показателей прибыли и затрат.

Виды рентабельности и методы ее определения


В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях используются следующие коэффициенты, которые достаточно полно характеризуют эффективность деятельности предприятия:

  • рентабельность продукции;

  • рентабельность производства;

  • рентабельность реализации (продаж);

  • рентабельность собственных средств (капитала);

  • рентабельность основных производственных фондов;

  • рентабельность активов.

Рассмотрим содержание и методы расчета указанных показателей рентабельности.

Рентабельность изделий (или рентабельность продукции) определяется в процентах как отношение прибыли, полученной от реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу (т.е., к полной себестоимости этой продукции).

В зависимости от целей расчета можно рассчитать уровень рентабельности как одного изделия, так и всего объема продукции, реализованной предприятием.



Рентабельность единицы продукции рассчитывается по формуле:

(1.2)

или , (1.3)

где – рентабельность изделия, %; – цена реализации изделия, руб.; – полная себестоимость изделия, руб.; - прибыль на единицу изделия, руб.

Рентабельность объема выпуска продукции определяется по формуле:

(1.4)

или , (1.5)

где – рентабельность объема выпуска продукции, %; – стоимость объема товарной продукции (выручка), руб.; – полная себестоимость товарной продукции, руб.; – прибыль в расчете на товарный выпуск, руб.

Показатели рентабельности продукции характеризуют прибыльность различных видов продукции и всего объема продукции, и тем самым не только определяют эффективность использования ресурсов предприятия, но и служат отправной точкой в процессе ценообразования.



Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат производственных ресурсов. Общая рентабельность производства () определяется по следующей формуле:

, (1.6)

где – совокупная прибыль предприятия, руб.; - среднегодовая стоимость ОПФ предприятия, руб.; – среднегодовой норматив оборотных средств предприятия, руб.

Показатель рентабельности производства более объективно отражает общий уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов продукции, товаров и услуг. Рентабельность производства подразделяется на два вида: общая рентабельность, которая рассчитывается как отношение общей прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств, и расчетная (или чистая), определяемая отношением чистой прибыли предприятия к этим затратам.

Рентабельность реализации или продаж определяется как отношение прибыли к стоимости объема продаж и показывает процент прибыли с каждого рубля реализации. Этот показатель рассчитывается по формуле:

, (1.7)

где – рентабельность реализации, %; – выручка от реализации товарной продукции, руб.; – прибыль от реализации продукции, руб.



Рентабельность собственных средств или капитала, рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к акционерному капиталу с резервами. Этот показатель выступает для всех акционеров и высшего руководства одним из главных критериев эффективности деятельности предприятия. Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального внутреннего развития предприятия. Высокий коэффициент чистой рентабельности является важным стимулом для привлечения новых акционеров и увеличения объемов производства. Рентабельность собственного капитала рассчитывается по следующей формуле:

, (1.8)

где – рентабельность собственного капитала, %; – чистая прибыль предприятия, руб.; К – средняя величина собственного капитала, руб.

Заметим, что обратная величина, т.е. соотношение среднего размера собственного капитала и чистой прибыли, представляет период окупаемости собственного капитала.

Важным показателем является также рентабельность основных производственных фондов, рассчитываемая как отношение прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основного капитала. Этот показатель служит для сопоставления эффективности использования основного капитала или производственных фондов на различных предприятиях одной отрасли и (или) уровня прибыльности различных отраслей промышленности. В общем случае рентабельность ОПФ можно выразить формулой:



, (1.9)

где – рентабельность ОПФ, %; – общая прибыль предприятия, руб.; – среднегодовая стоимость ОПФ, руб.

Наиболее обобщающей оценкой эффективности, формирования прибыли является рентабельность активов (экономическая рентабельность). Она характеризует общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия, т.е. показывает отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании. Данный коэффициент характеризует способность предприятия извлекать прибыль из всех находящихся в его распоряжении совокупных ресурсов. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

, (1.10)

где – рентабельность активов, %; – общая или бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения), руб.; – средняя стоимость всех используемых активов, руб.

Аналогично может быть определена и рентабельность отдельных групп активов предприятия, например внеоборотных и оборотных активов, а также отдельных их элементов (основных средств, материальных запасов и т. д.). При расчете показателей рентабельности активов наряду с общей прибылью может быть использована чистая прибыль предприятия.

Рассмотренные показатели рентабельности при необходимости могут быть рассчитаны как на начало, так и на конец отчетного периода. В таких случаях в знаменателе дроби приводятся показатели баланса соответственно либо на начало, либо на конец отчетного периода.



Таким образом, показатели рентабельности выражают соотношение доходов и расходов предприятия в процессе производства и реализации продукции, что в конечном счете определяет фактическую результативность совокупной производственно-финансовой деятельности предприятия на единицу затрат всех экономических ресурсов или достигнутую норму прибыли на весь капитал (основной, оборотный и человеческий). Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения производства за счет собственных накоплений.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница