Экономическая безопасность предприятия: обучение персонала г. К. Копейкин




Скачать 158.38 Kb.
Дата05.05.2016
Размер158.38 Kb.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ:

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
Г. К. Копейкин,

к.э.н., доцент СПбГУЭФ

Н. A. Лапина,

к.э.н., ассистент СПбГУЭФ

С развитием в России рыночных отношений проблема экономической безопасности бизнеса, то есть минимизации рисков и отражения угроз, выдвигается на первый план. Для подобного суждения есть весьма веские основания: неразвитость рынка страховых услуг, отсутствие нормативного обеспечения по оценке и охране интеллектуальной собственности, отсутствие предпринимательской культуры у бизнесменов.

Немаловажную роль здесь играют сопутствующие факторы: размытые ценностные ориентиры граждан, нестабильность и ярко выраженный фискальный характер налогового законодательства, активное развитие информационных технологий, требующих значительных ресурсов для защиты информации.

Массовое появление виртуальных предприятий создает очередную «болевую» точку в обеспечении безопасности предпринимательства. Виртуальность предприятия означает невысокий удельный вес физического капитала и ориентацию учредителей в основном на информационные технологии.

Нельзя не назвать и такую болевую точку, как деформированные социально-трудовые отношения, непосредственно влияющие на уровень безопасности как страны в целом, так и каждой организации. Обманутый народ обманывает государство и не видит в этом ничего предосудительного. Это проявляется в уклонении работодателей и работников от уплаты налогов и начислений на заработную плату.

В последнее время все серьезнее заявляет о себе новая для страны проблемная зона – имущественные отношения и экономические интересы собственников, менеджеров, персонала, контрагентов и партнеров акционерных обществ. Вторая волна передела собственности существенно влияет на уровень экономической безопасности бизнеса.

Практика показывает, что все чаще службы безопасности оказываются не в состоянии обеспечить надежную защиту экономических интересов организации, таких как экономическая эффективность и финансовая устойчивость. В основе этого суждения лежат следующие причины:


  • экономическая безопасность – это многоплановое направление менеджмента, в сферу которого попадают все виды ресурсов предприятия, требующее внимания со стороны всех служб организации;

  • на первый план выходят функциональные и психологические отношения работников, столкновение их экономических интересов, поэтому акцент делается на организационных и психологических аспектах экономической безопасности, что является прерогативой кадровых служб;

  • комплексное изучение влияния факторов внешней и внутренней среды подменяется маркетингом, то есть изучением позиций организации на рынке, в результате проявляется эффект информационной асимметрии, когда экономические отношения с партнерами носят непредсказуемый характер.

Вышеназванные факторы делают правомерным вывод о том, что проблема экономической безопасности становится не просто актуальной, а приоритетной в ряду основных проблем рыночной экономики России.

Закон РФ «О безопасности» от 05.03.92 определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В соответствии с этим определением, экономическая безопасность есть состояние экономики и органов управления, обеспечивающее гарантированную защиту декларируемых интересов и целей от возможных угроз.

Успешная защита организации от угроз безопасности зависит от системного подхода к проблеме, предполагающего участие различных служб в целях раннего предупреждения опасности, контроля ситуации. Слагаемыми системы безопасности организации являются: анализ и оценка угроз, планирование мер по локализации угроз, осуществление мер по противодействию угрозам.

Учитывая спектр возможных угроз экономической безопасности организации, защите подлежат все виды ресурсов, привлекаемых для достижения экономических и социальных целей организации. Здесь следует выделить следующие направления:



  • физическую безопасность объектов предпринимательской деятельности: зданий, сооружений, машин, механизмов, товарных запасов, сырья, финансовых ресурсов;

  • информационную безопасность, защиту информационных сетей, ресурсов, программных средств, а также объектов интеллектуальной собственности и иных нематериальных активов, включая имущественные интересы участников предпринимательской деятельности;

  • юридическую безопасность, под которой понимается грамотное и корректное оформление прав, порядка и условий осуществления деятельности (устава, регистрационных документов, прав собственности на имущество, патентов, лицензий, арендных и контрагентских договоров, соглашений, бухгалтерской документации и др.);

  • безопасность персонала, технику безопасности, личную безопасность предпринимателя, топ-менеджмента, безопасность деловых отношений.

Для формулирования критериев экономической безопасности организации необходимо сформулировать концепцию безопасности, основные параметры безопасной работы, определить круг мероприятий, обеспечивающих реализацию концепции.

Критерии экономической безопасности могут быть конкретизированы в виде групп показателей. Достаточно известны показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятельности организации, ее платежеспособности и финансовой устойчивости. Как правило, здесь используются стандартные методики, используемые в процессе анализа финансовой и хозяйственной деятельности организации, в том числе показатели оперативного учета.

Вторую группу составляют показатели кадровой статистики, учета и отчетности по труду и заработной плате персонала. Нетрудно представить, например, что высокий уровень текучести работников и низкая заработная плата вряд ли свидетельствуют об экономической стабильности организации. Так, уровень текучести, превышающий 10 %, с достаточной степенью вероятности указывает на существование серьезных проблем, возникших по вине менеджмента организации.

Третью группу составляют социальные показатели, характеризующие уровень социального развития организации, состояние социально-психологического климата в коллективе. К их числу относятся демографические показатели, профессионально-квалификационные параметры персонала.

Здесь не названы показатели технико-технологического характера, показатели, характеризующие состав, структуру и техническое состояние оборудования, не рассматриваемые в числе показателей экономической безопасности.

Важнейшая задача, стоящая перед организацией и определяющая уровень ее экономической безопасности, заключается в выявлении всего спектра угроз. Анализ возможных угроз по каждому из объектов защиты организации на практике начинают с фиксации состояния этого объекта, обеспечивающего его нормальное функционирование. Естественно, любое отклонение от этого состояния может расцениваться как возможная угроза в настоящем или будущем. Следующий шаг – формализация возможных отклонений, определяемых как угрозы экономической безопасности. И в завершение – классификация основных угроз экономической безопасности организации по направлениям.

Риск определяется как вероятность наступления неблагоприятного исхода (реализации угрозы). При этом экономический риск – это осознанная опасность действия или бездействия в различных вариантах экономического поведения, влекущая за собой возможные потери. Финансовый (спекулятивный) риск – это вероятность финансовых потерь для организации.

При оценке финансового риска выделяют зоны, где он различен с точки зрения потерь и восполнения потерь:



  • безрисковую зону, где потери не ожидаются;

  • зону допустимого риска, перекрываемую прибылью;

  • зону критического риска, покрываемую восполнением затрат;

  • зону катастрофического риска, покрываемую всем имуществом.

Показатель степени финансового риска в общем виде (Кр) определяется отношением максимально возможного убытка к сумме собственных средств организации. При этом оптимальный риск при Кр = 0,3; риск банкротства при Кр = 0,7.

Имущественные риски – это вероятность осуществления угроз, связанных с полной или частичной потерей имущества организации. Показателями, используемыми при оценке имущественного риска, выступают: нормы естественной убыли при хранении, нормы амортизации, страховые тарифы (нетто-ставки).

Коммерческие риски включают риски, связанные с реализацией, транспортировкой, приемкой товара, неплатежеспособностью покупателя, риски, связанные с форсмажорными обстоятельствами.

Оценить уровень коммерческого риска с достаточной степенью достоверности представляется возможным, используя такие показатели, как:



  • уровень дебиторской и кредиторской задолженности;

  • объемы (индексы) реализации продукции;

  • уровень потерь при транспортировке продукции;

  • индексы цен на продукцию.

Информационные риски – это риски, связанные с утратой, искажением, хищением информации в процессе ее получения, обработки, хранения, передачи. Особо следует отметить риски асимметричной информации, в основе которых специфика требований участников деловых отношений к полноте, своевременности и достоверности передаваемой информации.

Показателями, используемыми при оценке информационных рисков, могут выступать:



  • стоимостная оценка информации, отнесенной к коммерческой тайне;

  • суммы затрат, связанных с восстановлением утраченной информации;

  • финансовые потери и недополученная прибыль в результате принятия решения, основанного на недостоверной информации.

Кадровые риски – это риски, связанные с вероятностью реализации антропогенных угроз, то есть угроз, исходящих от людей. Учитывая, что человеческий фактор опосредует все стороны экономических отношений в организации, можно определить кадровые риски как комплексные, важнейшими из которых являются риски утраты конфиденциальной информации, коммерческие риски.

Показателями, используемыми для обобщенной оценки кадровых рисков, являются уровень текучести персонала, степень лояльности персонала к администрации организации.

Анализ рисков обеспечивает их минимизацию и включает оценку воздействия факторов среды, оценку вероятности проявления угроз, оценку экономического ущерба от реализации угроз. Возможный экономический ущерб (величина риска) определяется произведением ущерба от реализации конкретной угрозы, включая упущенную выгоду, и вероятности реализации этой угрозы.

Цель анализа риска реализации угроз заключается в выборе оптимального варианта защиты по критерию «эффективность/стоимость».

В качестве примера покажем, как осуществляется управление рисками по выявленным факторам (табл. 1).

Организация работы по обеспечению и поддержанию заданного уровня экономической безопасности (то, что мы определяем как менеджмент экономической безопасности) требует:


  • выделения приоритетных направлений, определяемых на основании анализа возможных угроз и вероятности их осуществления;

  • формирования системы действенного мониторинга бизнеспространства организации;

  • развития специфического координирующего стиля управления в условиях, когда прямые указания невозможны, функциональные – неэффективны;

  • формирования координационно-аналитических центров, обеспечивающих подготовку стратегических решений топ-менеджмента с учетом реальной экономической ситуации.

Основными задачами менеджмента экономической безопасности могут быть названы:

  • оценка ситуации в организации и вне ее, способной повлиять на достижение экономических целей организации;

  • разработка и поддержание режима, обеспечивающего защиту от рисков реализации угроз экономической безопасности организации.

Менеджмент экономической безопасности базируется на следующих методологических установках:

  • организация, как правило, развивается в направлении инновационного типа, что повышает вероятность реализации угроз;

  • управление осуществляется не экономической безопасностью, а процессами, обеспечивающими поддержание состояния экономической безопасности;

  • в основе менеджмента экономической безопасности лежат процессы и состояния, имеющие вероятностную природу.

Программа экономической безопасности предприятия (табл. 2) включает конкретные мероприятия, сгруппированные по разделам, подкрепляется необходимыми расчетами ресурсного обеспечения и системой персонифицированной ответственности исполнения мероприятий.

Организационные меры, обеспечивающие реализацию программы экономической безопасности, предполагают:



  • создание координационного центра во главе с руководителем организации, оперативным органом которого является служба безопасности;

  • разработку и утверждение приказом по организации нормативно-методического обеспечения программы;

  • ресурсное обеспечение и целевое использованием ресурсов.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что обеспечение экономической безопасности предприятия – задача прошедших обучение специалистов. Однако здесь предприятие, как правило, сталкивается с проблемами:

  • обучать необходимо команду специалистов, а сделать это с отрывом от производства практически невозможно;

  • полный цикл обучения по комплексной программе достаточно длителен, трудоемок, а обучение по отдельным темам дает кратковременный эффект, не решая проблему безопасности в целом;

  • обучающие программы обычно имеют методологическую, а не методическую направленность, то есть не предлагают решения проблемы;

Практика показывает, что оптимальный результат достигается, если в процессе обучения ориентироваться на три типа семинаров: целевые, учебные и информационные.

Особенности целевых семинаров:



  • предметность (рассмотрение в рамках семинара только одной узкой проблемы);

  • методическая направленность (знакомство слушателей с конкретной, прошедшей апробацию методикой решения узкой проблемы);

  • активные методы закрепления материала с использованием деловых игр и тренингов;

  • методическое сопровождение (возможность корректировки методик с учетом заявок слушателей);

  • дополнительное выездное обучение специалистов, обеспечивающих на предприятии внедрение методики.

Продолжительность подобных семинаров – 2 дня, в том числе 8 ч – теоретических и 8 ч – практических занятий.

Возможная тематика.



1. Разработка программы экономической безопасности предприятия.

Алгоритм разработки концепции безопасности. Методика оценки угроз и рисков. Методика разработки программы экономической безопасности.



2. Разработка системы стандартов корпоративного управления.

Разработка концепции развития. Структура, состав, содержание стандартов корпоративного управления. Методика расчета и организации бизнес-единиц. Методика разработки нормативного обеспечения бизнес-процессов.



3. Разработка маркетинговой политики предприятия.

Методология разработки стратегии маркетинга. Методика диагностики деловой среды. Методика оценки маркетинговых рисков. Методика разработки программы маркетинга.



4. Оценка и защита активов предприятия.

Методики оценки материальных активов. Техника ревизии и экспертизы. Диагностика мошенничества. Методики оценки нематериальных активов. Методы защиты нематериальных активов.



5. Методики исследования бизнес-пространства.

Технологии бизнес-разведки. Диагностика платежеспособности и финансовой устойчивости партнера. Техника мониторинга внутренней среды организации.



6. Разработка программы лояльности персонала.

Формирование приоритетов предприятия. Методика расчета параметров социального развития предприятия. Структура и содержание программы лояльности персонала. Техника контроля.



7. Методики деконфликтизации.

Технологии мониторинга социально-психологического климата на предприятии. Методики разрешения, нейтрализации, предотвращения конфликтов. Методики формирования партнерских отношений.



8. Методики аттестации персонала.

Техника разработки оценочных показателей. Методы обработки результатов оценки. Техника расчета оплаты по результатам аттестации. Методика управления карьерой работника.

Учебные семинары предполагают обучение слушателей по стандартным программам (36 ч и 72 ч) с выдачей слушателям соответствующих сертификатов. Так, учебный курс «Управление персоналом и экономическая безопасность организации» включает разделы:

1. Экономическая безопасность организации:


  • методика разработки концепции экономической безопасности организации (правовая база, направления, критерии);

  • методы управления экономическими рисками (оценка, страхование, модели управления, экспертные системы);

  • методы оценки экономической устойчивости организации (оценка экономических результатов, оценка финансовой устойчивости, бизнес-мониторинг устойчивости партнера).

2. Организация экономической безопасности бизнеса:

  • методы защиты материальных активов (организация, диагностика, профилактика);

  • методы защиты нематериальных активов (оценка, организация, профилактика);

  • методы защиты имущественных интересов акционеров (контроль эффективности корпоративного управления).

3. Информационная безопасность организации:

  • методика отнесения сведений к коммерческой тайне (правовая база, критерии, формирование перечня);

  • документооборот конфиденциальной информации (правовая база, организация, методы защиты);

  • методы управления обращением устной информации (техника сбора и защиты устной информации);

4. Формирование условий экономической безопасности методами управления персоналом:

  • меры безопасности при найме и увольнении (проверка, ведение досье, обязательства и ответственность);

  • методы формирования лояльности персонала (программы продвижения, стимулирования, защиты персонала);

  • методы управления поведением персонала (диагностика внутренней среды, управление неформальными отношениями).

Информационные семинары знакомят слушателей с новыми методическими и нормативными материалами, связанными с обеспечением безопасности предприятий.

Хорошие результаты достигаются в рамках кластерного обучения (кластер – часть), предполагающего целевую профессиональную подготовку группы работников организации в режиме деловой игры. В качестве проблемной ситуации, требующей разрешения, выбирается ситуация, реально существующая в организации. Кластер в процессе деловой игры трансформируется в команду. Заказчик (руководитель организации):



  • формулирует проблему (ситуацию), требующую разрешения;

  • предоставляет исполнителю необходимую информацию;

  • формирует группу (кластер) специалистов для участия в деловой игре;

  • создает условия для проведения деловой игры в организации.

Исполнитель (преподаватель, группа преподавателей):

  • разрабатывает авторский вариант решения проблемы;

  • готовит методическое обеспечение (инструкции, учетные формы, проекты документов) для решения проблемы специалистами организации в режиме деловой игры;

  • организует проведение деловой игры с целью выработки согласованного группового решения проблемы;

  • организует оформление результатов обучения в виде проекта решения проблемы.

Перечисленные виды обучения относятся к интенсивным, под которыми понимается овладение персоналом специальными техниками эффективной работы с информацией. Например, в среднем человек может удерживать во внимании и запоминать 7 ± 2 единиц информации, а после прохождения специальных краткосрочных курсов этот параметр составляет уже 20 ± 2. Большинство пользователей ПК сталкивается с тем, что поток получаемой информации превышает личные возможности человека по ее обработке, в результате возникает информационный стресс. Человек, научившийся интенсивно работать, должен научиться эффективно разгружаться. Существуют специальные методики психологической разгрузки, обучение им несложно и не занимает много времени.

В заключение приведем алгоритмы решения ряда проблем информационной безопасности современными методами обучения персонала.

Наивность пользователей. Правила, элементарные для специалиста по информационным технологиям (ИТ), представляют для пользователя определенную сложность.

Порядок разрешения проблемы включает разработку политики доступа к ИТ, единовременное обучение персонала правилам использования ИТ, включение знания политики доступа в программы контроля и аттестации персонала, обновление политики доступа, доведение изменений в политике доступа до персонала.

Соблюдение политики доступа должно контролироваться посредством специальных мероприятий.

Небрежность специалистов по ИТ. Очевидная для менеджера ценность и конфиденциальность информации может не являться таковой для специалиста по ИТ. При этом специалист по ИТ обладает практически неограниченными возможностями доступа к информации, и с этим приходится мириться. Необходимо привить навыки информационной безопасности системным администраторам, администраторам баз данных и другим специалистам по ИТ.

Порядок решения проблемы включает: разработку перечня операций и инструкций для снижения рисков угроз информационной безопасности, формирование и закрепление навыков работы в соответствии с принятым перечнем и инструкциями, контроль исполнения перечня и инструкций, внесение изменений в перечень и инструкции.

Обучение осуществляется в виде тренинга с использованием моделей «мозгового штурма» и организованной групповой дискуссии, когда перед группой обучающихся ставится проблема и предлагается выработать варианты ее решения. В результате тренинга у специалистов по ИТ формируется стереотип решения профессиональных задач в соответствии с перечнем и инструкциями.

Контроль исполнения перечня и инструкций осуществляется как в рамках ревизий, так и в режиме «контрольных заданий» специалистами по защите информации.

Неосведомленность руководителей. Линейные руководители и топ-менеджеры должны иметь целостное системное представление об информационной безопасности на своем уровне.

Порядок решения проблемы включает: первоначальное обучение, инструктаж, контроль соблюдения норм информационной безопасности, осведомление об инновациях.

Первоначальное обучение требует усвоения большого объема информации, причем информации сложной технически. Закрепление материала целесообразно проводить в рамках тренинга принятия решений, ориентированного на разрешение конкретных проблемных ситуаций. Если инструктаж можно проводить совместно для начальников отделов и топ-менеджеров, то тренинги целесообразно разделить, так как проблемные ситуации существенно различаются, а субординационные отношения закрепощают участников тренинга.



Авторами данной статьи в рамках формирования профессиональных качеств специалистов разработана принципиально новая структура тестового материала, обеспечивающая процесс профессионального становления специалиста и включающая:

  • оценку личностных качеств специалиста на основе проективных и развивающих тестов;

  • профессиональную ориентацию специалиста на основе тестов профессиональной ориентации;

  • закрепление профессионально значимых качеств и свойств личности в процессе деловых игр.

Подобный подход позволяет управлять процессом становления профессионально значимых свойств личности.
ЛИТЕРАТУРА

1. Буянов В. П. Учет рисков в экономических решениях коммерческой фирмы. Ж-л «Управление риском», № 1, 2003, с. 60.

2. Гранатуров В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учебное пособие. 2 изд. М.: Дело и сервис, 2002.

3. Гусев В. С. О некоторых подходах к обеспечению комплексной безопасности хозяйствующих субъектов. СПб, ООО «ВИФ «БалтНорд», журнал «Жизнь и безопасность», 1999.

4. Копейкин Г. К. Институт коммерческой тайны. «Защита информации. Конфидент», № 2, 2003, с. 18–19.

5. Копейкин Г. К., Лапина Н. А. Квалификация персонала и обеспечение экономической безопасности: организационно-психологические проблемы. «Защита информации. Конфидент», № 5, 2003, с. 12–16.

6. Копейкин Г. К. Управление персоналом. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

7. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риск, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.

8. Ромащенко Т. Д. Типы и матрицы экономической безопасности. «Управление риском», № 2, 2003, с. 4.

9. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1999.

«Защита информации. Конфиден», №3, 2004, с. 44-49


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница