«Экология жилища»




Скачать 178.01 Kb.
Дата05.05.2016
Размер178.01 Kb.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениие

Арзгирская средняя общеобразовательная школа №1

Экологический проект


«Экология жилища»

Работа ученика 7 «в» класса

МБОУ СОШ № 1 с.Арзгир

Саенко Вадима Владимировича


Руководитель:

Давидчук Валентина Дмитриевна,

учитель географии, экологии
Консультант:

Недбайло Наталья Михайловна,

учитель биологии

С.Арзгир, 2013 г.



Содержание


Введение

Термин «экологическая безопасность» в наши дни приобретает большое значение для человека. Пословица гласит: « Мой дом - моя крепость», но действительно ли это так в экологическом аспекте.

Наша группа решила провести исследовательскую работу по выявлению экологически опасных факторов воздействия на человека в квартирах и других помещениях.

Выбирая тему творческой работы мы исходили не только из соображения ее актуальности, но и постарались учесть значимость этой темы для нашего будущего.

Экологически грязные дома - это не фантазия учёных и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей.

Проблема экологического состояния собственной квартиры, её « здоровье» является сегодня достаточно актуальной, так как человек проводит большую часть жизни дома, и чтобы жизнь была долгой и счастливой, необходимо соблюдать ряд правил, позволяющих избежать воздействия вредных факторов окружающей среды.

Цели в данной работе были поставлены следующие

1.Показать взаимосвязь состояния здоровья человека и среды его обитания.

2.Научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы.

3. Познакомиться с методиками получения качественных и количественных

Показателей экологического состояния среды жизни человека.

4. Научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем.



1. Обзор литературы и обоснование направления исследования

Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

При работе над проектом мы использовали различные источники информации, в том числе и Интернет. «Окружающая среда. Энциклопедический словарь- справочник» Это наиболее полный справочник, который составлен немецкими учёными из группы «Катализ», работающей в Кёльне и изучающей возможности уменьшения пагубного влияния на среду большой и малой химии. В ней можно найти полную информацию о бытовой химии. Т.Миллер в работе « Жизнь в окружающей среде» описывает варианты экологически организованного жилища. Например, запыленность воздуха.

Запыленность воздуха - это важнейший экологический фактор, сопровождающий нас повсюду. Пылью считаются любые твёрдые частицы, взвешенные в воздухе. На пылевых частицах могут поселяться вредные микроорганизмы, мелкие частицы вредных веществ, например тяжелых металлов, органических соединений.

В энциклопедическом словаре- справочнике (М. Прогресс,1993) имеются сведения, что человек за сутки вдыхает до 24 кг воздуха, это как минимум в 16 раз больше, чем количество выпиваемой в сутки воды.

В нашей стране из- за климатических особенностей нет возможности часто и эффективно проветривать помещения, чтобы хоть как – то снизить уровень загрязнения воздуха.

В нашей школе учебные помещения проветриваются во время перемен, что соответствует санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам

( Приложение 1. Таблица 1.) В тёплые дни занятия проводятся при открытых форточках.

В любой, даже очень уютной квартире, есть неблагоприятные зоны, которые постоянно оказывают на человека воздействие. Изучив и выявив эти факторы, их можно свести до минимума, тогда «плохих» мест в нашем жилище будет гораздо меньше.
2. Место, материал и методика исследования

Арзгирский район входит в физико-географическую страну Русская равнина и расположен на северо-востоке Ставропольской возвышенности, переходящей на севере в Приманычскую впадину.

На севере Арзгирский район граничит с Калмыкией, а на остальной территории с районами Ставропольского края. Площадь района 3379 кв.км.

Районным центром является село Арзгир, находящийся в Центральной части района, в 220 км от краевого центра. Железнодорожная станция Буденовск находится в 75 км от села. В экономико-географическом отношении район входит в Северо-Кавказский район.

Исследовательскую работу по экологическому состоянию мы проводили в помещениях школы №1 села Арзгир, расположенной по улице Калинина №2 и в квартирах учащихся 7-8 классов (выборочно).
Исследовательскую работу по экологическому состоянию жилищ и помещений школы мы проводили методом мониторинга, анкетирования и математическим способом. Основными объектами исследования были квартиры учащихся 10 - 11 классов и кабинеты старого здания школы.

Рассматривались они нами как экосистема в миниатюре. С этой целью были изучены флора и фауна наших квартир и кабинетов школы, строительные и отделочные материалы, использованные в них, систематизировали разнообразие бытовой химии, применяемых в наших семьях.

Все наши исследования имели целью выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме квартир и кабинетов школы и устранить или уменьшить влияние негативных воздействий на здоровье наших семей и учащихся школы.

Находясь в школе по 5 - 7 чесов, мы также подвергаемся влиянию различных экологических факторов. Повседневная многочасовая деятельность на рабочем месте оказывает значительное влияние на организм учащихся. Условия работы влияют на учебную деятельность, восприятие, настроение, а также на состояние различных систем организма. Поэтому мы провели ряд исследований по изучению санитарного состояния классных комнат: определение полезной площади и кубатуры классной комнаты; изучение естественного освещения классов; определение относительной запыленности; изучение цветовой гаммы классов. Исследования проводились в кабинетах 15, 16, 20, 21, 30, 31, а также в коридорах 1, 2 этажей старого здания.


3. Результаты исследования

3.1. Автотрофы в квартире

Автотрофы в квартире – это комнатные растения. Они играют эстетическую и гигиеническую роль: улучшают наше настроение, увлажняют воздух и выделяют в него полезные вещества- фитонциды, убивающие микроорганизмы; некоторые комнатные растения используют как лекарства, например, алоэ.

Запахи растений вызывают обонятельные ассоциации, влияющие на состояние человека. Стимулирующие запахи имеет гвоздика, лавровый лист. Успокаивающими запахами обладают апельсин, мандарин, валериана. Герань дезинфицирует помещение, снимает головную боль. Сансевьера- чемпион по выделению кислорода, циперус увлажняет воздух, традисканция нейтрализует магнитные излучения, лимон убивает микробы.( Таблица 2 Приложение 2 ).

В гостиной можно разместить диффенбахию и гибискус. Они светолюбивы, требуют обильного полива. Гибискус полезен тем , что уже через три недели пребывания в помещении он полностью освобождает его от микробов, очищает воздух.

На подоконнике кухни можно разместить фиалки, кактусы, зелёный лук, плошки с молодой петрушкой и укропом

В спальнях можно размещать неприхотливые растения на подоконнике, туалетном столике: хохлатый хлорофитум, мамиллярии.

Американский ученый Билл Вилвертон, много лет изучавший комнатные растения, отметил: « По каким – то причинам хлорофитум ассимилирует вредные газы с феноменальной скоростью и очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства.

Для своих квартир и школьных кабинетов мы выбирали эти растения, учитывая их свойства.
3.2. Электромагнитное излучение

Согласно данных « Центра гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» электромагнитное поле промышленной частоты ( 50 Гц), источником которого, в частности, является и бытовая техника, не оказывает существенного влияния на здоровье человека. Потенциальная опасность может грозить лишь людям с повышенной чувствительностью к электромагнитным полям и аллергикам, а также при использовании неисправной бытовой техники . Магнитные поля даже с невысоким уровнем индукции могут быть опасны для человека, если происходит его продолжительное облучение- не менее 8 часов в сутки в течении нескольких лет.

Из таблицы 3 Приложения 3 видно, что и расстояние от источника тока влияет на излучение магнитного поля.

По российским нормам допустимый уровень индукции магнитного поля в жилых помещениях не более 10 мкТл (микротесла). Большинство наших квартир неприспособленны для использования такого количества электробытовых приборов, которые имеются в них сейчас. Одним из наиболее мощных источников магнитного поля, а также электрического (токи сверхвысокой частоты), в квартире является микроволновая печь.


3.3. Строительные материалы

В 80% случаев источником загрязнения воздушной среды квартир являются строительные и отделочные материалы. ( Таблица 4.Приложения 4 ).

В последнее время производители продукции синтетических материалов для жилища стали уделять больше внимания безопасности здоровья, но всё же многие материалы сейчас далеко не безвредны.

Токсичные вещества, выделяющиеся из линолеума, обладают сильным действием на организм, которое отражается на функционировании нервной, кровеносной, сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Второй частью отрицательного воздействия на организм человека является способность линолеума в силу своего состава накапливать статистические заряды, иногда весьма значительные.

Особенно неблагоприятны для комнатной среды относительно дешевые пластиковые стенки, древесноволокнистые и древесностружечные прессованные плиты. К примеру, ДСП производится из древесных опилок и стружек со связывающими фенолформальдегидными смолами, которые не очень устойчивы. С течением времени они выделяются в воздух жилища. Эти вещества способны вызывать токсикоз разной степени, достаточно острое отравление.

Проанализировав с экологической точки зрения состояние наших квартир и классов, мы составили список рекомендаций по замене некоторых отделочных материалов. Моющиеся обои заменили на бумажные, так как они более безопасные. Для отделки потолков в школе используется известь, которая обладает замечательным качеством – при повышенной влажности «забирает» излишнюю влагу, при высокой сухости воздуха – «отдает» воду.


3.4. Бытовая химия

Сейчас уже трудно обойтись без препаратов бытовой химии. Их используют при стирке белья, чистке одежды, уборке помещений, мытье стёкол и посуды, а также при дезодорации и дезинфекции.

В инструкциях по их применению указано, что при правильном использовании препараты безвредны. Выдающийся врач и ученый раннего Возрождения Парацельс свыше 400 лет назад писал: « Что есть яд? Все вещества ядовиты, и ни одно безвредно. Только доза решает ядовито вещество или нет». Совершенно безопасных препаратов не существует.

Духи, дезодоранты, шампуни, кремы вызывают аллергию, конъюктевиты, поражения лёгких, раздражения кожи, канцерогенное воздействие.

Синтетические моющие средства и чистящие вещества – это источники не только неприятных запахов, но и аллергенов. Они содержат активные вещества, которые никогда полностью не удалить с вымытых ими поверхностей. Все они вызывают воспаление слизистых оболочек.
3.5. Радиационный фактор

Одним из наиболее опасных факторов в помещениях является радон, бесцветный газ, не имеющий вкуса и запаха, никак внешне себя не обнаруживающий.

Газ радон в настоящее время привлекает наибольшее внимание во всём мире в связи с качеством воздушной среды в жилище. Его считают второй по значимости причиной рака лёгких у человека. Наиболее опасно его воздействие на детей и молодых людей 20 лет.

Радон радиоактивный химический элемент У111 группы периодической системы Менделеева. Открытие Радона - результат ранних работ по изучению радиоактивности. Это один из самых редких элементов. Содержание его в земной коре глубиной до 16 км около 115 т. Образующийся в радиоактивных рудах и минералах радон поступает на поверхность земли, в гидросферу и атмосферу. При нормальных условиях радон- газ без цвета и вкуса. Он сильно токсичен, что связано с его радиоактивными свойствами. При распаде радона получаются не летучие радиоактивные продукты, которые с большим трудом выводятся из организма.

Основную часть дозы облучения от радона человек получает в закрытом помещении. Он поступает в помещение из грунта, просачиваясь через щели фундамента (78%), с водой, используемой в доме (5%), из природного газа (4%), прочих источников (13%).
3.6. Интерьер помещений

Существенное влияние на состояние человека оказывает интерьер помещений. Правильно сформированный жилой интерьер создаёт душевный комфорт, хорошее настроение и будет способствовать приятному отдыху. Большое значение имеет при этом размещение мебели и предметов обихода, освещение, цветовая гамма, текстуры отделочных материалов, то есть дизайн в целом.

Предметы и вещи в нашей квартире имеют не только функциональный характер. В одних случаях они призваны порождать у человека чувство торжественности, значительности, приподнятости, в других- ощущение покоя, уюта. Таким образом, к среде, где человек отдыхает, общается с другими людьми, предъявляются особые требования.
4. Обсуждение результатов

Для определения относительной запыленности брались предметные стекла, на них наносилась капля воды, и их раскладывали в названных помещениях. Через 15 минут готовили микропрепараты, рассматривали их в микроскоп и подсчитывали количество пылинок в поле зрения препарата. Замеры производили в учебное время и во время каникул. Содержание пыли в воздухе в учебное время в 2-4 раза выше, чем во время каникул.

Изучение естественного освещения кабинетов в школе проводили следующим образом:


  1. С помощью рулетки измеряли высоту и ширину окон.

  2. Рассчитали площадь окон.

  3. Рассчитали площадь застеклённой части окон (10% общей поверхности окон приходится на переплёты).

  4. Измерив длину (8 м) и ширину (6м) класса, рассчитали площадь пола (48м2).

  5. Подсчитали световой коэффициент (СК) по формуле СК=So : S; где So – площадь застеклённой части окон, а S – площадь пола.

В результате исследований установили, что учебные помещения имеют естественное освещение: боковое, левостороннее. КЕО=1,5 (коэффициент естественного освещения) в кабинетах 16, 20,21, что соответствует норме, а в кабинетах 15, 30,31 в 1,5 раза ниже нормы. Неравномерность естественного освещения не превышает 3:1. Окна в кабинетах 20,21 ориентированы на юг; в 16, 31 кабинетах – на восток, а в 15 и 30 – на запад. Полезная площадь, приходящаяся на 1 человека, также соответствует норме.

Результаты исследования в квартире приведены в таблице 5 приложения 5. Наиболее оптимальные условия освещенности на кухне и в гостиной, а менее освещена комната брата. В этой комнате есть дополнительное освещение.

В отделке учебных помещений использованы материалы и краски, создающие матовую поверхность и коэффициент отражения:

- для потолка-0,7- 0,8;

- для стен- 0,5- 0,6;

- для пола- 0,3- 0,5.

Использованы следующие цвета красок:

- для стен (обои)- светлые тона желтого, бежевого, голубого;

-для мебели (столы, шкафы) – цвета натурального дереве, светло-зелёный;

- для классных досок - тёмно-зеленый, тёмно-коричневый;

- для дверей, оконных рам - белый.

Наша группа изучала микроклимат квартир учащихся 10-11 классов (Таблица 6 Приложение 6). Таким образом, мы сделали вывод:



  • полученный результат по показаниям температуры соответствует норме;

  • полученный результат по показателям относительной влажности в теплый период года ниже нормы, а в холодный период приближен к норме.

Мы выявили экологически опасные факторы жилых помещений и установили следующее. Из 57 квартир многие экологически опасные факторы наблюдались в 48 квартирах. Это присутствие радиационного фактора (наличие радона) наличие электронной и современной бытовой техники (компьютер, микроволновая печь, радиотелефон и др.), изобилие ковров, паласов, линолеумное покрытие, мебель из пластика, ремонт с использованием ДСП и др. материалов, широкое использование бытовой химии.

Изучив заболеваемость и частоту обращений учащихся в медицинские учреждения, выявили следующее: из 518 учащихся, обследованных в октябре 2007 года страдают глазными заболеваниями- 26 человек, ЛОР – 75 человек, ВСД- 48 человек, бронхиальная астма у 2 человек. Хронические заболевания имеют 98 учащихся. Ежедневно к школьной медицинской сестре с жалобами на головную боль, слабость, нервные расстройства обращаются 5-8 учащихся.

Проанализировав эти данные, делаем вывод о том, что экологически загрязнённые квартиры и помещения школы действительно оказывают влияние на здоровье человека и возможно, именно они стали причиной многих нарушений в здоровье наших учеников.

Заключение

Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливают нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших жилищ мы обращаем мало внимания. Причин, которые влияют на ухудшение экологии жилой среды, очень много. Какие-то могут показаться незначительными, но все они являются честью понятия « жилая среда». Каждый из вредных химических, физических и биологических факторов находится на уровне, лишь немного превышающем норму, но вместе они могут наносить ощутимый урон здоровью.

Влияние вредных экологических факторов в наших жилищах не только нужно, но и можно снижать! Традиционным и эффективным способом снижения уровня загрязнения воздуха в наших квартирах и классах остаётся периодическое проветривание. Надо чаще проветривать квартиру, чтобы улетучивались вредные газы, «пылесосить» ковры и паласы, делать влажную уборку, уменьшая количество пыли, на частичках которой задерживаются вредные вещества.

Надо приобретать мебель, предметы быта, и материалы для ремонта с учётом их экологических качеств.

Необходимо стремиться сократить число источников загрязнения, в том числе, максимально отказаться от асбестосодержащих материалов, древесностружечных плит.

Хранить предметы бытовой химии в нежилых помещениях или герметично закрытыми.

Время пользования такими приборами, как фены для сушки волос, электробритвы, микроволновые печи, электрические утюги, нужно сократить до минимума.

Дешевый и эстетичный способ уменьшить влияние вредных факторов – завести комнатные цветы. Они поглощают углекислоту и некоторые вредные вещества, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие, увлажняют воздух.

Эти рекомендации составлены нами на основе проведенных исследований и наблюдений, и предлагаем их всем жителям нашего села.

Литература


  1. Алексеев.В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: « Академия развития» , 1998- 240 с.

  2. Винокурова.Н Ф. Глобальная экология : учебник для 10-11 классов профильной школы. М: Просвещение, 2001- 270 с.

  3. Мазур.И.И.,Молдаванов.О.И. Шанс на выживание. Экология и НТР. М.: наука, 1992- 272 с.

  4. Новые санитарно- эпидемиологические правила и нормативы для школ. М.: ТЦ сфера, 2004- з6 с.

  5. Федорова.М.З..и др. Экология человека: Культура здоровья: учебное пособие для учащихся 8 класса – М.: Вентана- Граф, 2004- 144 с.

  6. Экология Ставропольского края: учебник для 9- 11 классов общеобразовательных школ. Ставрополь: Сервис школа, 2000- 192.

Приложение 1

Таблица № 1



Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха.


Наружная температуры, С

Длительность проветривания помещения, мин.

В малые перемены

В большие перемены

от +10 до +6

4 – 10

25 – 30

от +5 до 0

3 – 7

20 – 30

от 0 до -5

2 – 5

15 – 25

от -5 до -10

1 – 3

10 – 15

ниже -10

1 – 1,5

5 – 10

Приложение 2

Таблица № 2



Влияние запахов растений на некоторые функции организма с поддержанием работоспособности.


Функции

Стимулирующее действие

Угнетающее действие

Зрение

Розмарин, цитрусовые, герань

Гниющие растения

Сердечно – сосудистая система (частота пульса, артериальное давление)

Боярышник, сирень, сосна, ель

Душица, лаванда, лимон, мелисса, валериана.

Дыхательная система

Душица, лимон, эвкалипт

Сирень, валериана

Газообмен

Пижма

Роза, лимон

Приложение 3

Таблица № 3



Уровень индукции излучаемого магнитного поля на расстоянии 30 см от источника (а МК Тл).


Холодильник 0 – 25

Телевизор 0,1 – 3

Стиральная машина 0,1 – 3

СВЧ – печь 0 – 8

Электропечь 0,4 – 4,5


На расстоянии 20 см от источника

Фен 30

Мясорубка 20

Кофеварка 7

Электрогрелка 2

Ксерокс 8

Приложение 4

Таблица № 4

Влияние строительных материалов на организм человека.


Название материала

Степень вредного воздействия на организм человека

Дерево

Экологически чистый материал

Железная арматура

Экологически чистый материал

Стекло

Экологически чистый материал

Краска масляная

Токсическое воздействие тяжелых металлов и органических растворителей

Древесностружечные и древесновокнистые плиты

Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами

Монтажная пена

Воздействие токсических веществ

Пластик

Содержит тяжелые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека

Ковролин

Заболевание органов дыхания

Линолеум

Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления

Бетон

Источник радиации

Поливинилхлорид

Может вызвать отравление

Обои с моющимся покрытием

Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту, спазмы и потерю сознания.

Приложение 5

Таблица № 5



Естественная освещенность квартиры.


Помещение

Световой коэффициент

Коэффициент заглубления

результат

санитарно-гигиеническая норма

результат

санитарно-гигиеническая норма

Моя комната

0,175

0,25 – 0,16

0,4

0,5

Спальня родителей

0,168

0,25 – 0,16

0,4

0,5

Гостиная

0,21

0,25 – 0,16

0,4

0,5

Кухня

0,784

0,25 – 0,16

0,4

0,5

Приложение 6

Таблица № 6

Показатели микроклимата квартиры.


Период года

Температура, С

Относительная влажность, %

полученный результат

санитарно-гигиеническая норма

полученный результат

санитарно-гигиеническая норма

Теплый

20

20 – 22

23 – 25


54

60 – 40

холодный и переходный

18

18 – 22

60

65




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница