Экология жилища (здоровье сберегающие технологии)




Скачать 55.66 Kb.
Дата05.05.2016
Размер55.66 Kb.
Автор: Сузи Марина Викторовна,

учитель технологии МОУ «Гимназия № 37»



План-конспект урока по технологии

для учащихся 9 – 11 кл. (1 час).
Тема: Экология жилища (здоровье сберегающие технологии).
Раздел: Культура быта.
Цели урока: образовательные:

1. овладение знаниями в области экологии. Способствовать формированию представления об экологически чистой среде в жилище человека.

2. способствовать запоминанию основной терминологии.
развивающие:


  1. способств. овладению основными способами мыслительной деятельности ( анализ, сравнение, выделение главного).

  2. способств. развитию познавательного интереса к предмету.

  3. способств. развитию речи учащихся.


воспитательные:

  1. развитие нравственных, эстетических, экологических качеств личности.

  2. воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям.


Методическое оснащение урока:

  1. материально-техническая оснащение: оборудование учебных мастерских, компьютер, мультимедийная система.

  2. дидактическое оснащение урока: рабочая тетрадь, наглядный изобразительный материал, медиапрезентация темы урока, электронное учебное пособие по технологии, технологические карты.


Методы обучения:

беседа, исследовательский, письменных работ, практическая работа, проблемное обучение.


Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная работа, работа в группе.


Межпредметные связи:

биология, химия.


Тип урока:

комбинированный: изучение нового материала, закрепление нового материала, практическая, исследовательская работа.


Уровень усвоения:

прикладной.



Ход урока


  1. Организационная часть – 2 мин.

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- доведение до учащихся плана урока.




  1. Изучение нового материала – 25 мин.

Цель получения знаний: (слайд медиапрезент. №3)

Постановка проблемы:


Учитель: Мы очень часто и совершенно справедливо говорим о неблагополучии окружающей природной среды и считаем, что опасность для здоровья человека, прежде всего, исходит от загрязнённых воздуха, почвы, воды.

Но при этом немногие знают, что загрязнённость среды в жилище в 5 -7 раз превышает загрязнённость внешней среды (слайд медиапрезент. № 4)


Вопрос к классу: Сколько времени каждый из нас проводит в помещении: в школе, на рабочем месте, в квартире и сколько вне помещения?

Оказывается большая часть жизни горожан проходит в помещении.

Английская поговорка гласит: «Мой дом – моя крепость»

Так ли это на самом деле? Насколько надёжна наша «крепость», наша квартира с точки зрения экологии?

Давйте выясним, можно ли квартиру назвать э к о с и с т е м о й? Опираемся на знания, полученные на уроках биологии и химии.

Работа в тетради:

Составляющие экосистемы квартиры:

продуценты – комнатные растения, растения аквариума.

Пример: Американский учёный Билл Вилвертон, много лет изучавший комнатные растения, отметил: «Хлорофитум ассимилирует вредные газы с феноменальной скоростью и очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Особенно «неравнодушен» хлорофитум кокислам азота, тяжёлым металлам». Чем хуже качество воздуха для человека, тем лучше для растения, 4 -5 экземпляров растения на 10 кв. м. помещения способны очистить воздух от разных примесей на 70- 80 %.



консументы – помимо человека, домашние животные и птицы (продукты жизнедеятельности).

редуценты – сапрофитные клещи, питаются частичками кожи, волос, пуха, шерсти и т.п.. Пример: если в квартире не проводить влажную уборку, то сгустки пыли могут содержать огромное количество сапрофитных клещей. Попадая в дыхательные пути человека, они могут вызвать аллергию и лёгочные заболевания. Личинки моли, питающиеся частичками шерсти, утилизируют их до углекислого газа, воды и неорганических веществ.

Итак, мы убедились, что жилище человека имеет признаки экосистемы и человек – часть её. Что же необходимо сделать, каждому из нас в своей квартире, чтобы среда в жилище была здоровой, чистой? Нужно помнить, что квартира не только укрытие от неблагоприятной внешней среды, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий здоровье человека.


Давайте выделим факторы, влияющие на качество среды в квартире: (слайд № 5), согласно которым каждый из вас составит экологический паспорт своей квартиры:

- наружный воздух (воздух улицы);

- состояние газовых плит;

- процессы приготовления пищи;

- табакокурение;

- использование бытовой химии, средств гигиены;

- соблюдение санитарных норм проживания (количество людей и домашних животных, санитарное состояние помещения);

- использование бытовой техники (электромагнитное излучение);

- комнатные растения.

В каждой квартире можно обнаружить факторы риска для здоровья человека. Если мы сведём их к минимуму или устраним их совсем, то наша квартира станет настоящей «крепостью» для сохранения нашего здоровья и здоровья наших близких. Итак, какие опасности подстерегают нас в современном жилище? (слайд № 6).



Каждый из факторов сопровождается пояснениями и примерами (информация из Интернет – ресурсов (слайд № 10):

- антропоксины;

- вещества, образующиеся в процессе приготовления пищи;

- пыль;


- вещества, содержащиеся в водопроводной воде;

- вещества, поступающие с наружным воздухом;

- продукты неполного сгорания газа;

- излучение СВЧ (электромагнитное излучение)

- табакокурение в квартире;

- химические соединения, выделяющиеся из строительных и отделочных материалов;

- пестициды для различных целей, бытовая химия.
Пути улучшения экологии жилища (слайд № 7):

- проверка состояния бытовой техники;

- сведение до минимума использования бытовой химии;

- избирательный подход к приобретению мебели, строительных и отделочных материалов;

- соблюдение мер безопасности при пользовании бытовой техникой;

- регулярная влажная уборка;

- проветривание помещений4

- разведение комнатных растений.

Пример экологически чистой квартиры (слайд № 8)
Комнатные растения – биологические очистители.

Комнатные растения являются не только элементом декоративного оформления интерьера. Очень многие из них выполняют функцию биологических очистителей воздуха в квартире. Они чутко улавливают отрицательные изменения состояния среды и приспосабливаются к ним. Растения создают благоприятные условия для себя. В процессе своей жизнедеятельности они осуществляют детоксикацию вредных веществ различными способами ( вещ-ва связываются цитоплазмой растительных клеток, подвергаются превращениям в растениях, становятся нетоксичными и в процессе метаболизма растительных клеток используются для нужд растения).


Работа в тетради с таблицей (слайд № 9).

Одновременно на экран выносится информация о комнатных растениях из электронного учебного пособия по технологии как иллюстрация третьей графы таблицы.


3. Практическая работа - 12 мин.:

Экспертиза (анализ) экологии помещения (кабинет технологии, др. кабинет) – слайд № 5,

(работа в группе).
4. Домашнее задание – 2 мин.:

Анализ экологии своей квартиры (экологический паспорт) по плану в тетради (слайд № 5).




  1. Подведение итогов практической работы, выявление ошибок и недочётов, оценки за работу на уроке, подведение итогов урока – 4 мин.



Использованная литература:


  • Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме., Петр., 1988.

  • Рёт Юрген, Комнатные растения., Лейпциг, 1989.

  • 3. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях / Пер. с англ. О.И. Романовой. – М.: Кладезь –Букс, 2001.

  • Электронное учебное пособие по технологии для 5 – 9 кл./РММЦ, 2006.

Ресурсы Интернета:

  • www.likar.info

  • www.treeland/ru

  • www.flowersweb.info


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница