Ее состав и структура 3




страница1/3
Дата05.05.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3



Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Финансы

Тема № 2

Название темы: «Финансовая система, ее состав и стуктура»


Выполнил студент:

Группа №

Студенческий билет №

Проверил:


Челябинск 2008

Содержание
Введение

Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура_________3

1.1. Понятие финансовой системы_______________________________3

1.2. Состав и структура финансовой системы______________________5

Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы_______13

2.1. Финансы хозяйствующих субъектов _______________________ 13

2.2. Характеристика государственных и муниципальных

финансов_______________________________________________ 21

2.3. Характеристика финансов домашних хозяйств_______________ 26

2.4. Государственный кредит__________________________________33

2.5. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ_____36

Глава 3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее

развития _________________________________________________41

3.1. Особенности российской финансовой системы_______________ 41

3.2. Перспективы развития российской финансовой системы_______42

Заключение

Список используемой литературы___________________________________52

Введение
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:



  • недостаточные темпы развития экономики;

  • диспропорции развития экономической системы;

  • отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Предметом исследования данной курсовой работы является финансовая система. Объектом изучения – основные понятия, состав, структура финансовой системы, а также ее особенности.

Тема курсовой работы является актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Показать состав и структуру финансовой системы;

2. Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит и страхование.

3. Выявить особенности развития российской финансовой системы и перспективы ее развития.

Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура

1.1. Понятие финансовой системы
Финансовые отношения обслуживают различные сферы экономики, при этом они функционируют в соответствии с одинаковыми принципами. Эта общность позволяет их объединить в единую финансовую систему.

В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков.

В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и « форма организации чего-нибудь», и «совокупность организации, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства». [1]

Собственно, и финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации», либо как «совокупность организации».

Так по мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств». [2]

Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка трактует финансовую систему как «… совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства». [3]

Профессора Эви Боди и Роберт Мертон определяют финансовую систему как «систему финансовых рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками». [4]

Имея ввиду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений. [5]

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в системе которых разными методами формируются и используются денежные фонды государства, организаций и домашних хозяйств.


1.2. Состав и структура финансовой системы
На финансовую систему оказывает серьезное влияние тип госу­дарства: унитарное – единое и федеративное – союзное.

Унитарному государству свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами.

Для федеративного государства характерна трехуровневая финан­совая система, у которой появляются финансовые отношения чле­нов федерации.

Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов само­управления. Эта часть финансовой системы находится в распоряже­нии государства и выступает как централизованные финансы. Одно­временно функционируют децентрализованные финансы.

В целом состав финансовой системы представлен на рисунке. 1.



Рисунок 1. Состав финансовой системы РФ.
Централизованные финансы – важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджет­ную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и вне­бюджетные специальные фонды.

В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Россий­ской Федерации, как и других союзных республик, включался в госу­дарственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты стра­ны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюд­жете в 1970–1990 гг. концентрировались 52–50% общего объема ре­сурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходились 48–50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% – в местных бюджетах. [6]

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюд­жетным кодексом РФ (ст. 10), бюджетная система Россий­ской Федерации состоит из трех уровней:

• федерального бюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

• местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета). [7]

Бюджеты – финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюд­жет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюд­жет.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется кон­солидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Схема консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке. 2.

Рисунок 2. Схема консолидированного бюджета РФ.


За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивает­ся структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищ­но-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотрасле­вом и межтерриториальном перераспределении средств для вырав­нивания уровней экономического и социального развития регионов.

Специальные внебюджетные фонды начали функционировать с 1 января 1992 г. В начале 90-х годов насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на эконо­мические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Начиная с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональ­ные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три со­циальных внебюджетных фонда.

Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначе­ны для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший – Пенсион­ный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дота­ций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по воз­расту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

К внебюджет­ным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинско­го страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты регио­нальных внебюджетных фондов также утверждаются представитель­ными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты – мест­ными органами самоуправления.



Децентрализованные финансы составляют основу финансовой систе­мы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы домаш­него хозяйства.

Финансы предприятий как звено финансовой системы участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – национального дохода. От состояния финансов коммерческих орга­низаций зависит общее финансовое положение страны и, следова­тельно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться из собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют произ­водственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы фи­нансового рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации, депозит­ные сертификаты и прочие его инструменты.

Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджет­ную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.



Финансы некоммерческих организаций формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств.

Финансы домашнего хозяйства – это звено финансовой системы. Они имеют исключительно важное значение в регулировании платежеспособного спроса страны, в создании ВВП. Опре­деленная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем ус­тойчивее экономическое положение предприятия.

Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое от­ражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полно­стью включены лишь централизованные фонды – бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчис­лениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступле­ния страховых возмещений, средства от штрафных санкций, де­нежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.

По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов – около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы.

Финансовая система развитых зарубежных стран в основном ог­раничивается бюджетной системой с внебюджетными специальны­ми фондами. В унитарных государствах (Великобритании, Франции, Японии) она включает государственный и местные бюджеты, а так­же внебюджетные специальные фонды, а в федеративных государ­ствах (США, Германии, Швейцарии) помимо этих звеньев функци­онируют бюджеты субъектов федерации.

Все бюджеты изолированы друг от друга, нижестоящие бюджеты не включаются своими доходами и расходами в вышестоящие. Так, в США местные бюджеты относительно самостоятельны по отноше­нию к бюджетам штатов, а последние – по отношению к федераль­ному бюджету. Ведущую роль играет федеральный бюджет, утверж­даемый как закон, формируемый главным образом за счет налого­вых поступлений и используемый на общенациональные цели. Мест­ные бюджеты, связанные с федеральным бюджетом и бюджетом штатов через систему субсидирования, обеспечивают финансами глав­ным образом социально-экономические цели.

Среди внебюджетных фондов решающее значение имеет фонд национального страхования, предназначенный для оказания соци­альной поддержки населению. В большинстве стран они автономны.

В ходе рассмотрения данной главы были выявлены следующие пункты:

1. Определено понятие финансовой системы;

2. Представлен состав и структура финансовой системы (подразделяется на централизованные и децентрализованные финансы);

3. Раскрыты составляющие финансовой системы, такие как федеральный бюджет, специальные внебюджетные фонды, финансы домашних хозяйств и пр.

Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы

2.1. Финансы хозяйствующих субъектов


Финансы субъектов хозяйствования занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, т.к. именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства.

Финансы хозяйствующих субъектов – это денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов и их использованием на финансирование затрат по расширенному воспроизводству или предоставлению услуг, на материальное стимулирование работающих, выполнение обязательств перед государством, физическими и юридическими лицами.

Финансы экономических субъектов отличаются многообразием форм финансовых отношений, опосредуют процесс создания материальных благ и оказания услуг потребителям, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих субъектов имеют широкие возможности воздействия на все сферы хозяйственной жизни, выступая исходным звеном финансовой системы.

Особенности формирования и использования финансовых ресурсов разных экономических субъектов определяются: сферой деятельности экономических субъектов (коммерческая, некоммерческая), организационно-правовой формой, отраслью. Кроме экономических субъектов, действующих как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять лица, действующие без образования юридического лица.

Финансы коммерческих организаций
Предприятия и организации функционируют на коммерческих и некоммерческих началах. Для коммерческих организаций характерна, прежде всего, главная цель – получение прибыли. Некоммерческие организации преследуют иную цель – обеспечение наилучшего социального эффекта, и если такая организация получает прибыль, то, как правило, не распределяет её между участниками.

При функционировании коммерческих организаций возникают следующие группы финансовых отношений:



  • внутри коммерческой организации по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;

  • между коммерческой организацией и другими экономическими субъектами: получение и уплата штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п.;

  • между коммерческой организацией и финансово-кредитными организациями в связи с уплатой страховых взносов (премий) и получением страховых выплат (возмещением или обеспечением), привлечением источников инвестиций, размещением финансовых ресурсов и получением доходов от этого размещения;

  • с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, бюджетное финансирование в форме субсидий и субвенций, бюджетного кредита, оплаты государственного и муниципального заказов, государственных инвестиций, покупка государственных ценных бумаг, получение доходов по ним);

  • с работниками организации по выплатам из чистой прибыли (социальные программы, ссуды, премии и др.).

Финансовые отношения коммерческой организации могут быть очень сложными, когда речь идёт о холдингах (перераспределение финансовых ресурсов между центральной компанией и её дочерними фирмами), участниках финансово-промышленных групп и т.д.

Организация финансов коммерческих организаций основывается на следующих принципах:



  • хозяйственной самостоятельности – коммерческие организации обладают правами самостоятельно определять виды и направления осуществления предпринимательской деятельности, проводить ценовую политику, формировать доходы и расходы, использовать прибыль, оставшуюся после расчетов с государством, распоряжаться имуществом и накоплениями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

  • самофинансирования – предполагает полную окупаемость затрат, связанных с производством и реализацией продукта, а также, инвестирование развития производства за счет собственных финансовых ресурсов и, при необходимости, за счет заемных средств;

  • материальной ответственности – означает наличие обязанности хозяйствующего субъекта обеспечивать удовлетворительные результаты хозяйственной деятельности с получением прибыли и иных доходов, соблюдать финансовую дисциплину во взаимоотношениях с государством, другими хозяйствующими субъектами и наемными работниками;

  • заинтересованности в результатах деятельности – определяется целью предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Эта цель лежит в основе всех хозяйственных решений и реализуется при оптимальном налогообложении хозяйствующего субъекта, выборе им направлений использования полученных доходов и накоплений.

  • обеспечения финансовых резервов – предполагает осуществление хозяйственной деятельности с условием обязательного резервирования финансовых ресурсов покрытия непредвиденных расходов и потерь, обусловленных различного рода рисками.

Гражданским кодексом РФ, в качестве основных организа­ционно – правовых форм коммерческих организаций выделяются хозяйственные товарищества, хозяйствен­ные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Схема организа­ционно – правовых форм коммерческих организаций представлена на рисунке. 3. [7]



Рисунок 3. Коммерческие организации.


Хозяйственное товарищество создается в форме пол­ного товарищества или товарищества на вере. Учредите­лями и одновременно участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Главный признак полного товарищества – неограниченная солидарная от­ветственность участников по обязательствам товарищества. Товарищество на вере, наряду с полными товарищами, включает одного или нескольких участников – вкладчи­ков, которые отвечают по обязательствам товарищества в пределах внесенных вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.

Хозяйственное общество создается в форме:



  • Общество с огра­ниченной ответственностью представляет собой учрежден­ное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учреди­тельными документами. Участники несут ответственность по обязательствам общества в пределах внесенных вкладов.

  • Общество с дополнительной ответственностью является разновидностью общества с ограниченной ответственностью. Участники общества с дополнительной ответственностью отвечают по обязатель­ствам общества не только внесенным вкладом, но и другим имуществом, указанным в учредительных документах.

  • Открытые акционерные общества проводят открытую подписку на акции и направляют их в свободную продажу. В закрытых акционерных обществах акции распространяются только среди учредителей или в ином заранее определенном круге лиц.

Производственный кооператив представляет собой доб­ровольное объединение граждан для совместной производ­ственной или иной хозяйственной деятельности, основан­ной на их личном трудовом и ином участии и объедине­нии имущественных паевых взносов. Производственный кооператив как организационно – правовая форма пред­полагает личное трудовое участие в его деятельности.

Государственные и муниципальные унитарные пред­приятия представляют собой коммерческие организации, осуществляющие деятельность на имуществе, не являю­щимся их собственностью. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению государственного или муниципального орга­на; собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) создается по решению Правительства РФ на базе федеральной собственности. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого унитарного предприятия.


Финансы индивидуальных предпринимателей
Финансы индивидуальных предпринимателей функци­онируют на основе механизма, свойственного финансам коммерческих организаций. Это обуслов­лено единством природы финансов индивидуальных пред­принимателей и финансов коммерческих организаций, связанной с деятельностью хозяйствующих субъектов, на­правленной на извлечение прибыли. Также как и финан­сы коммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей базируются на прин­ципах хозяйственной самостоятельности, самофинансиро­вания, материальной ответственности, заинтересованнос­ти в результатах хозяйственной деятельности, обеспечения финансовых резервов.

Вместе с тем, индивидуальный характер участия в хозяй­ственном обороте данных субъектов хозяйствования предоп­ределяет специфику финансов индивидуальных предпринима­телей, которая проявляется в составе и структуре финансовых ресурсов образуемых в их распоряжении, механизме аккумуляции и использования данных ресурсов, формах и методах взаимоотношений с бюджетной системой.

Структура финансовых ресурсов отражает особеннос­ти финансов индивидуальных предпринимателей. В их составе основную долю занимают собственные ресурсы в виде прибыли и личных сбережений самих предпринима­телей. В составе заемных средств заметный объем занима­ют средства, полученные взаймы у других физических лиц (часто родственников и знакомых). Это обусловлено не столько особенностями характера деятельности индивиду­альных предпринимателей, сколько проблемами органи­зации кредитования этой сферы предпринимательства.
Финансы некоммерческих организаций
В системе финансовых взаимосвязей финансы неком­мерческих организаций занимают отдельное положение, обусловленное их предназначением. Они обеспечивают осуществление управленческих, социально – культурных и иных функций некоммерческого характера, связанных с предоставлением общественно значимых услуг в области управления, национальной обороны, национальной безо­пасности, правопорядка, жилищного устройства, образо­вания, культуры, здравоохранения, спорта, физической культуры, социального обеспечения, а также, в сфере общественной и религиозной деятельности.

Некоммерческие организации не имеют основной целью деятельности извлечение прибыли и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, по­скольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Некоммерческие организации могут создаваться в раз­личных организационно-правовых формах:


  • Потребительским кооперативом является доброволь­ное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объеди­нения его членами имущественных паевых взносов;

  • Общественные и религиозные организации представляют собой добровольные объединения граж­дан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей;

  • Некоммерческое партнерство некоммерческая организация, уч­режденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, на­правленной на достижение социальных, благотворитель­ных, культурных, образовательных, научных и управлен­ческих целей, охраны здоровья граждан, развития физи­ческой культуры и спорта и в иных целях направленных на достижение общественных благ;

  • Учреждением признается организация, созданная соб­ственником для осуществления управленческих, социаль­но – культурных, или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично;

  • Автономная некоммерческая организация представляет со­бой не имеющую членства некоммерческую организацию, уч­режденную гражданами и (или) юридическими лицами на ос­нове добровольных имущественных взносов в целях предостав­ления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг;

  • Фондом признается, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имуществен­ных взносов и не имеющая членства организация, пресле­дующая социальные, благотворительные, культурные, обра­зовательные или иные общественно полезные цели;

  • Ассоциация (союз) представляет собой объединение ком­мерческих или некоммерческих организаций с целью коор­динации их предпринимательской деятельности, а также пред­ставления и защиты общих имущественных интересов.

Каждая из перечисленных организационно – право­вых форм деятельности некоммерческих организаций от­личается своей спецификой. Она обусловлена целью со­здания некоммерческой организации, правовым статусом ее участников и их имущественны­ми правами в отношении созданной организации, поряд­ком формирования уставного фонда, наличием и формой ответственности участников по обя­зательствам организации, наличием права осуществления предпринимательской деятельности, видами денежных до­ходов, поступлений и накоплений.

Таким образом, на вопрос о составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы индивидуальный предпринимателей.


2.2. Характеристика государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы представля­ют собой сферу денежных отношений, связанных с формиро­ванием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы являются объективными по своей природе и нали­чие сферы стоимостного распределения и перераспределе­ния с участием государства обусловлено потребностями общественного хозяйства. Для организации бесперебойного кругооборота ресурсов и товаров в масштабах всего произ­водства, для обеспечения функционирования непроизвод­ственной сферы общественного хозяйства, для обеспечения безопасности и обороноспособности, покрытия издержек государственного управления, необходима аккумуляция финансовых ресурсов в распоряжении государства, которое реализует все названные функции.

Основными факторами, влияющими на уровень кон­центрации финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, являются: уровень развития экономики; цели и задачи финансовой политики, определяющие пропорции и приоритетные направления использования финансовых ресурсов; исторические и наци­ональные традиции страны; внешнее положение государства.

Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного само­управления осуществляется через систему фондов денеж­ных средств – в формах бюджетов разных уровней бюджет­ной системы страны и внебюджетных фондов.

Бюджеты, формируемые в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, име­ют многоцелевой характер. Они используются для фи­нансового обеспечения всех задач и функций, возложенных на государство, в том числе, обеспечения экономи­ческого роста; соблюдения макроэкономического равно­весия с устранением отраслевых и территориальных дис­пропорций в развитии экономики; регулирования эконо­мической конъюнктуры и деловой активности хозяйству­ющих субъектов; содержания непроизводственной сферы; обеспечения социальной защиты отдельных категорий населения; сохранения среды обитания; осуществления международного сотрудничества и участия в международ­ном разделении труда и т.д.

Таким образом, бюджеты выступают формой образования и использования финансо­вых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых на удовлетворение разнооб­разных общественных потребностей.

Формирование внебюджетных фондов связано с появ­лением потребности у органов государственной власти и ме­стного самоуправления в значительных объемах финансо­вых ресурсов для реализации отдельных общественно значимых социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды могут быть пред­назначены для реализации гарантируемых конституцион­ных прав граждан на социальное обеспечение, на проведе­ние природоохранных мероприятий и защиту окружающей среды, на осуществление мероприятий в области научно-тех­нического развития и т.п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления вне их бюджетов, для финанси­рования отдельных общественных потребностей.

Помимо бюджетов и внебюджетных фондов, действую­щий бюджетный механизм предусматривает и иные формы образования и расходования денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления:


  • Целевые бюджетные фонды образуются в составе бюд­жетов органов государственной власти и местного самоуп­равления за счет доходов целевого назначения или в по­рядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или поступлений. Они используются по отдельной смете, с финансированием задач и функций, обусловленных пред­назначением фондов.

  • Резервные фонды создаются в составе расходной части бюджетов органов государственной власти и местного са­моуправления для обеспечения задач и осуществления мероприятий чрезвычайного или специального характера.

Государственные доходы представляют собой денеж­ные средства, поступающие в бюджеты органов государ­ственной власти и в государственные внебюджетные фон­ды в соответствии с действующим законодательством.

При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти различных уровней, пред­ставляют собой доходы бюджетов; денежные средства, мобилизуемые в государственных внебюджетных фондах, являются доходами этих фондов. Таким образом, государ­ственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти различных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов. [8]

Муниципальные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты муниципальных обра­зований, в соответствии с действующим законодательством.

Использование финансовых ресурсов органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципаль­ных расходов.

Государственные расходы представляют собой денеж­ные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций и задач, возложенных на органы государствен­ной власти из бюджетов соответствующих уровней и госу­дарственных внебюджетных фондов.

Денежные средства, перечисляемые из бюджетов орга­нов государственной власти соответствующих уровней, являются расходами бюджетов; денежные средства, направ­ляемые из государственных внебюджетных фондов, пред­ставляют собой расходы этих фондов. Таким образом, государственные расходы включают расходы бюджетов ор­ганов государственной власти разных уровней и расходы государственных внебюджетных фондов.

Муниципальные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение дея­тельности органов местного самоуправления из бюд­жетов муниципальных образований.

Неиспользованные в процессе исполнения бюджетов доходы выступают в форме денежных накоплений органов государстве иной власти и органов местного самоуправле­ния. Денежные накопления отражаются в виде остатков на счетах соответствующих бюджетов и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов, учитываемых после за­вершения операций по принятым обязательствам истек­шею финансового года. Остатки средств не подлежат изъя­тию и используются па покрытие временных кассовых раз­рывов при исполнении бюджетов очередного года, на фи­нансирование дефицитов бюджетов, на осуществление за­емных операций и т.д.

Государственное и административно – территориальное устройство Российской Федерации предопределяет соот­ветствующую организацию государственных и муниципаль­ных финансов и их состав, схема представлена на рисунок. 4.

Рисунок 4. Состав государственных и муниципальных финансов России.


Федеральные финансы призваны обеспечить финан­совую основу деятельности федеральных органов власти. Они включают: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ. Согласно Бюджетного кодекса РФ ста­тус государственных внебюджетных фондов имеют следу­ющие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхо­вания Российской Федерации; Федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования.

Региональные финансы обеспечивают финансовую ос­нову деятельности региональных органов власти (органов государственной власти субъектов РФ). Они состоят из региональных бюджетов и тер­риториальных государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов РФ включают разные виды бюджетов: республиканские бюджеты республик, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, окружные бюджеты автономных округов, областной бюджет автономной области, городские бюджеты городов федерального значе­ния. К территориальным государственным внебюджетным фондам относятся территориальные фонды обязательно­го медицинского страхования.

Местные финансы являются финансовой основой деятельности местных органов власти. Действующее законодательство не предус­матривает полномочий местных органов власти по форми­рованию муниципальных внебюджетных фондов. В соста­ве местных финансов учитываются различные виды мест­ных бюджетов: бюджеты муниципальных районов; бюдже­ты городских округов; бюджеты внутригородских муници­пальных образований городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений.
2.3. Характеристика финансов домашних хозяйств
Финансы домашних хозяйств представляют собой отдельную сферу денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта в связи с формированием и исполь­зованием денежных доходов, поступлений и накоплений домашних хозяйств. Они являются составной частью фи­нансовой системы государства.

Финансовые взаимосвязи домашних хозяйств харак­теризуются значительным разнообразием. В их составе выделяются следующие взаимоотношения:



  • с работодателями в связи с оплатой труда и иными выплатами аналогичного характера;

  • с хозяйствующими субъектами в связи с формирова­нием смешанных доходов;

  • между членами хозяйства в связи с формировани­ем и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений;

  • между членами хозяйства в связи с наследованием денежных доходов и накоплений, их передачей или отчуждением в пользу третьих лиц;

  • с другими домашними хозяйствами по совместному формированию и использованию денежных доходов, поступлений и накоплений;

  • с кредитными организациями в связи с привлече­нием потребительских кредитов и размещением сбереже­ний домашних хозяйств на депозитные счета;

  • со страховыми организациями по поводу личного страхования членов домашних хозяйств и их имущества;

  • с органами государственной власти и органами мес­тного самоуправления по поводу уплаты налогов и сборов, получения социальных трансфертов и т.п.

Перечисленные виды взаимоотношений образуют в совокупности содержание финансов домашних хозяйств.

Финансы домашних хозяйств имеют выраженную организацию только во взаимоотноше­ниях домохозяйств с государством по поводу уплаты нало­гов, финансирования различных социальных выплат, а так­же, с кредитными и страховыми организациями. По всем остальным направлениям деятельности домашние хозяйства самостоятельно принимают решения по формированию и использованию своих денежных доходов, поступлений и на­коплений.

Домашние хозяйства являются исключительно неодно­родными по своему внутреннему составу, что непосред­ственно отражается на содержании финансовых взаимо­связей с их участием. По данным последних переписей населения в России всего насчитывается примерно 50 млн. домашних хозяйств, в том числе 40 млн. семейных и около 10 млн. домашних хо­зяйств лиц, не имеющих семьи или утративших с нею связь. Используя классификацию по занятости, применяемую в системах национальных счетов можно выделить следую­щие домашние хозяйства:


  • получателей нетрудовых доходов (социальных и про­чих трансфертов, доходов от собственности с трансфертов);

  • наемных работников (работников некоммерческих организаций, государственного и муниципального сектора экономики, коммерческих организаций);

  • самостоятельно занятых работников (самостоятель­ных хозяев в неорганизованном секторе экономики, рабо­тодателей в неорганизованном секторе экономики, рабо­тодателей в организованном секторе экономики).

По признаку обеспеченности, исходя из среднедушевого дохода, можно выделить следующие домашние хозяйства:

  • бедные первого уровня - со среднедушевым дохо­дом ниже или в соответствии с размером минимальной заработной платы;

  • бедные второго уровня - со среднедушевым доходом в интервале между размером минимальной заработной пла­ты и бюджетом прожиточного минимума;

  • малообеспеченные - со среднедушевым доходом в интервале между бюджетом прожиточного минимума и минимальным потребительским бюджетом;

  • состоятельные - со среднедушевым доходом в ин­тервале между оценками одного и двух минимальных по­требительских бюджетов;

  • богатые - со среднедушевым доходом выше удвоен­ного минимального потребительского бюджета.

Теоретически члены домашнего хозяйства могут состав­лять семью, находиться в родственных отношениях или не иметь таковых. Однако практически, подавляющее число домашних хозяйств образуются семьями. Основным ви­дом домашних хозяйств являются хозяйства — резиденты той или иной территории, имеющие немногочисленный состав. Однако к домашним хозяйствам причисляют также коллективные хозяйства, состоящие из лиц постоянно или в течение длительного времени проживающих вне дома.

Как любые финансовые отношения, финансы домаш­них хозяйств, функционируют посредством денежных до­ходов и расходов.

Формирование денежных доходов домашних хозяйств характеризуется посредством различных показателей со­вокупных, располагаемых, номинальных и реальных дохо­дов населения.

Совокупные доходы определяются суммирова­нием денежных и натуральных доходов, а также стоимости бесплатных и льготных услуг, предоставляемых за счет со­циальных фондов.

Располагаемые доходы определяются исключением из совокупных доходов населения налогов и обязательных платежей. Располагаемые доходы образуют основу для конечного потребления и сбережений населения.

Номинальные доходы характеризуют доходы домашне­го хозяйства за определенный период времени в денеж­ных единицах по нарицательной стоимости. Они учитыва­ются как начисленные доходы и фактически полученные. Начисленные доходы характеризуются величиной причи­тающихся к выплате доходов, фактически полученные – образуются после выплаты доходов, включая погашение задолженности прошлого периода.

Реальные доходы представляют собой денежные дохо­ды текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они характеризуют покупательную способность фактически полученных доходов. Реальные доходы опре­деляются количеством товаров и услуг, которые реально могут быть приобретены населением и отражают действи­тельный уровень жизни населения и благосостояния до­машних хозяйств, возможности удовлетворения матери­альных и нематериальных потребностей населения.

Денежные доходы домашних хозяйств классифициру­ются по источникам их формирования и представлены в таблице 1.[9]

Таблица 1. Состав денежных доходов населения РФ, (млрд. руб.)


Наименование доходов

2000

2001

2002

2003

2004

Денежные доходы – всего в том числе:

3983,9

5325,8

6831,0

8900,5

10930,0

Доходы от предпринимательской деятельности

612,2

672,2

810,7

1066,9

1285,5

Оплата труда

2501,9

3439,5

4493,9

5690,2

7092,9

Социальные выплаты

551,1

808,3

1040,5

1253,4

1407,4

Доходы от собственности

270,9

304,6

353,8

694,5

904,2

Другие доходы

47,8

101,2

132,1

195,5

240,0

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница