Докладу о ходе исполнения федерального бюджета




Скачать 433.17 Kb.
страница1/3
Дата07.05.2016
Размер433.17 Kb.
  1   2   3

и н ф о Р М А Ц И Я

к оперативному докладу о ходе исполнения федерального бюджета

за январь - апрель 2014 года


Анализ исполнения основных характеристик и текстовых статей Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – Федеральный закон № 349-ФЗ), а также сводной бюджетной росписи с учетом изменений (далее – сводная роспись с изменениями) показал следующее.

1.  Исполнение федерального бюджета в январе – апреле 2014 года происходило в условиях низкой динамики экономического развития, а в ряде сфер деятельности замедления или падения темпов экономического роста, существенного ослабления курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро, увеличения просроченной задолженности по заработной плате, незначительного снижения цен на нефть на мировом рынке по сравнению с соответствующим периодом 2013 года и увеличения оттока капитала из страны на фоне нестабильной геополитической ситуации.

В январе – апреле 2014 года, по оценке Минфина России, объем ВВП составил в текущих рыночных ценах 21 843,1 млрд. рублей, или 29,8 % прогнозируемого объема (73 315,0 млрд. рублей), предусмотренного на 2014 год в Федеральном законе № 349-ФЗ.



Индекс промышленного производства в январе – апреле 2014 года по сравнению с январем – апрелем 2013 года составил 101,4 % (в январе – апреле 2013 года относительно января – апреля 2012 года – 99,4 %). Некоторое улучшение динамики промышленного производства в январе – марте 2014 года по сравнению с соответствующим периодом 2013 года обусловлено прежде всего так называемым «эффектом базового года». В январе – апреле 2013 года темпы роста промышленного производства снижались. Кроме того, существенное ослабление курса рубля к доллару США в январе – апреле 2014 года повысило относительную конкурентоспособность отечественных товаров из-за подорожания импортных товаров, что, возможно, предопределило ускорение роста промышленного производства, в частности, в обрабатывающих производствах.

В январе – апреле 2014 года темп роста в добыче полезных ископаемых составил 100,9 % (в январе – апреле 2013 году – 100,2 %), в обрабатывающих производствах – 102,8 % (99,1 %). Падение производства наблюдалось в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 3,3 % (в январе – апреле 2013 года – на 1,5 %).

Оперативный анализ экономической ситуации, по имеющейся отчетной статистической информации по состоянию на 20 мая 2014 года, свидетельствует о том, что наблюдавшиеся в 2013 году негативные тенденции снижения внутреннего инвестиционного спроса и замедления роста потребительского спроса, в январе – апреле текущего года преодолеть не удалось, что предопределяет сохранение рисков недостижения в 2014 году темпов роста (103 %) ВВП, учтенных в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ.

Риски низкой динамики экономического роста в России в текущем году отражены в прогнозах от компаний «Morgan Stanley», «Citibank», «J. P. Morgan», Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международного валютного фонда (МВФ), опубликованных в апрельских обзорах, в соответствии с которыми рост реального ВВП России в 2014 году может составить лишь 100,5 – 101,3 %.



Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе – апреле 2014 года составила 106,8 доллара США за баррель, что ниже уровня января – апреля 2013 года на 1,6 % (108,5 доллара США за баррель), но на 5,7 % превышает среднегодовую прогнозную цену на нефть в 2014 году, учтенную при расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (101 доллар США за баррель).

Средняя цена на нефть марки «Юралс» за период 1 – 13 мая 2014 года составила 106,73 доллара США за баррель, а за период с начала года 106,76 доллара США за баррель.



Уровень инфляции в апреле 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 3,2 % (в апреле 2013 года – 2,4 %). В целом по продовольственным и непродовольственным товарам, а также по услугам зафиксированы более высокие темпы роста цен по сравнению с апрелем 2013 года. Рост цен на продовольственные товары составил в апреле 2014 года относительно декабря 2013 года 5,4 % (в апреле 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года – 3,7 %). В апреле 2014 года среди продовольственных товаров наибольшее удорожание произошло по плодоовощной продукции – на 19,8 % (в апреле 2013 года – на 14,5 %). Непродовольственные товары подорожали в апреле текущего года – на 2 % (в апреле 2013 года – на 1,6 %). Рост цен и тарифов на услуги в апреле 2014 года относительно декабря 2013 года составил 2,1 %, что на 0,5 процентного пункта выше, чем в апреле 2013 года (1,6 %). Среди наблюдаемых видов услуг наиболее высокий рост цен и тарифов в апреле 2014 года зафиксирован по услугам дошкольного воспитания – на 10,5 % (в апреле 2013 года – на 4,4 %). Индекс цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в апреле 2014 года составил 0,4 % (в апреле 2013 года – 0,3 %).

По состоянию на 12 мая 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года уровень инфляции составил 3,6 % (в аналогичном периоде 2013 года – 2,7 %).

Стоимость минимального набора продуктов питания за январь – апрель 2014 года увеличилась на 9,7 %, что на 6,5 процентных пункта выше уровня инфляции, и составила 3 137,5 рубля из расчета на месяц.

Существуют значительные риски превышения в 2014 году запланированного уровня инфляции (5 %). Для достижения целевого уровня инфляции на 2014 год в мае –декабре 2014 года он должен составить 1,7 %, а среднемесячные темпы прироста потребительских цен должны быть не более 0,22 % (в мае – декабре 2013 года – 4 % и 0,49 % соответственно).

Риски превышения целевого уровня инфляции в 2014 году обусловлены возможно более высокими темпами роста цен на продовольственные товары по сравнению с прогнозируемыми, из-за существующей вероятности увеличения цен на продовольствие на мировых рынках.

Рассчитываемый продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO)1 индекс продовольственных цен составил в апреле 2014 года 209,3 пункта увеличившись на 6,8 пунктов или на 3,4 % по сравнению с январем текущего года (202,5 пункта), но снизился на 3,5 пункта или на 1,6 % по сравнению с мартом текущего года (212,8 пункта). Рост цен на мировых рынках на продовольствие может оказать негативное влияние на уровень инфляции в России.

На уровень инфляции в оставшемся периоде 2014 года может оказать негативное влияние рост тарифов на услуги инфраструктурных монополий, индексация которых запланирована на середину 2014 года.

Ослабление курса рубля к доллару США, произошедшее в январе – апреле 2014 года, также оказывает негативное влияние на уровень инфляции в текущем году и создает дополнительные риски недостижения целевого уровня инфляции, установленного Федеральным законом № 349-ФЗ (5 %).

В январе – апреле 2014 года наблюдалось значительное ослабление курса рубля к доллару США. Официальный курс доллара США к рублю в среднем за январь – апрель 2014 года составил 35,13 рубля за доллар США, что 4,49 рубля, или на 14,6 % больше уровня января – апреля 2013 года (30,64 рубля за доллар США). При этом курс доллара США к рублю в январе – апреле текущего года уже превысил (на 1,73 рубля за доллар США) прогнозный уровень курса доллара США к рублю в целом на 2014 год (33,4 рубля за 1 доллар США), учтенный в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ.



Ослабление курса рубля к доллару США и евро приводит к росту цен не только на импортные товары, но и на отечественные товары, при производстве которых используются импортные сырье и комплектующие.

При этом возможное сокращение спроса на импортную продукцию в условиях ослабления курса рубля может способствовать формированию тенденции к импортозамещению в отдельных секторах экономики в случае наличия производственных возможностей увеличения производства аналогичных товаров отечественными производителями без существенного повышения цен на эти товары.

При условии сохранения текущего уровня курса доллара США к рублю (или дальнейшем ослаблении курса национальной валюты) и стабилизации мировых цен на экспортируемые из России энергоресурсы на текущем уровне (или росте мировых цен) существует вероятность превышения прогнозируемого номинального объема ВВП в 2014 году (73 315,0 млрд. рублей).

Просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) на 1 апреля 2014 года составила 2 569 млн. рублей и по сравнению с 1 января 2014 года увеличилась на 620 млн. рублей (на 31,8 %). Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 апреля 2014 года составила 2 546 млн. рублей, или 99,1 % общей суммы просроченной задолженности, и по сравнению с 1 января 2014 года увеличилась на 599 млн. рублей (на 30,8 %).

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 37 % приходится на обрабатывающие производства, 17 % - на строительство, 14 % - на транспорт, 11 % - на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 8 % - на добычу полезных ископаемых, 6% - на научные исследования и разработки.

Рост просроченной задолженности по заработной плате, замедление роста реальной начисленной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения могут оказать негативное влияние на уровень потребительского спроса, который в последние годы являлся одним из основных факторов поддержания экономического роста.

2. Основные макроэкономические показатели (ВВП и уровень инфляции) и основные характеристики федерального бюджета на 2014 год, утвержденные соответствующими федеральными законами, и их исполнение за январь – апрель 2014 года представлены в следующей таблице.

Необходимо отметить, что основные характеристики федерального бюджета на 2014 год устанавливались трижды последовательно федеральными законами от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ, от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ, от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ. При этом доходы и расходы федерального бюджета указанными федеральными законами уменьшались.



Доходы федерального бюджета в январе - апреле 2014 года составили 4 753,8 млрд. рублей, или 35 % показателя (13 570,5 млрд. рублей), установленного Федеральным законом № 349-ФЗ на 2014 год, расходы – 4 674,1 млрд. рублей, или 33,5 % законодательно установленного показателя на 2014 год (13 960,1 млрд. рублей). Профицит федерального бюджета составил 79,7 млрд. рублей при утвержденном годовом дефиците (­) 389,6 млрд. рублей.

2.1. В целях реализации Федерального закона № 349-ФЗ до начала финансового года приняты постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 1213 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 1213).

Формирование нормативно-правовой базы, необходимой для реализации текстовых статей Федерального закона № 349-ФЗ, осуществляется в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № ИШ-П13-7724 и графиком подготовки НПА, принятым до утверждения указанного Федерального закона и предусматривающим разработку и уточнение 51 нормативного правового акта, в том числе 38 – до начала финансового года.

Поручениями Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г.
№ ИШ-П9-8743 и от 23 января 2014 г. № ИШ-П9-2637 график подготовки НПА сокращен на 2 пункта, изменены сроки внесения в Правительство Российской Федерации 8 проектов нормативных правовых актов.

Таким образом, графиком подготовки НПА (с изменениями) предусмотрена разработка и уточнение 49 нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона № 349-ФЗ (с изменениями), в том числе 38 нормативных правовых актов - до начала финансового года.



До начала финансового года приняты 25 из 38 нормативных правовых актов (65,8 %), предусмотренных графиком подготовки НПА на 1 января 2014 года, что является самым низким показателем за последние 5 лет.

По состоянию на 1 мая 2014 года приняты 46 из 48 нормативных правовых актов, предусмотренных графиком подготовки НПА на указанную дату. Не приняты правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации: на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике (срок внесения в Правительство Российской Федерации в январе 2014 года, ответственный исполнитель Минэнерго России); на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (срок внесения в Правительство Российской Федерации в феврале 2014 года, ответственный исполнитель Минэкономразвития России).

Следует отметить, что по состоянию на 1 мая 2014 года четвертая часть нормативных правовых актов (11 из 49 НПА, или 22,4 %), необходимых для реализации Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ (с изменениями), были приняты по истечении от 25 до 121 дня от срока внесения в Правительство Российской Федерации, утвержденного графиком подготовки НПА. Ответственными за разработку и внесение в Правительство Российской Федерации указанных нормативных правовых актов являлись Минтранс России, Минспорт России, Минпромторг России, Минобороны России и Минэкономразвития России.

Счетная палата в своих заключениях подчеркивала, что необходимо принять меры по повышению качества подготовки ответственными исполнителями проектов нормативных правовых актов, вносимых в Правительство Российской Федерации.



2.2. Рядом главных распорядителей средств федерального бюджета (далее – главные распорядители) в 2014 году регламентированы мероприятия по организации работы по реализации Федерального закона № 349-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации № 1213. Так, Минобрнауки России, ФТС России, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Росфинмониторингом приняты соответствующие нормативные правовые акты о мерах по реализации указанного Федерального закона.

В январе – апреле 2014 года отдельными главными распорядителями нарушен срок утверждения правил (порядка) предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, не установленных актами Правительства Российской Федерации, утвержденный пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации № 1213 (в месячный срок со дня вступления в силу указанного постановления, то есть до 23 января 2014 года).

Так, с нарушением срока утверждены приказы Роспечати от 10 февраля 2014 г. № 20 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии федеральному государственному унитарному предприятию «Международное информационное агентство «Россия сегодня», от 12 февраля 2014 г. № 23 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям в сфере электронных средств массовой информации и Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям в сфере печати», от 12 марта 2014 г. № 47 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, подведомственным Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденные приказом Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 15 июня 2012 г. № 177».

Счетная палата в своих заключениях обращает внимание на ежегодное нарушение срока, устанавливаемого постановлением Правительства Российской Федерации о мерах по реализации федерального бюджета на соответствующий год и плановый период.



3. Доходы федерального бюджета в январе - апреле 2014 года составили 4 753 839,3 млн. рублей, или 35 % утвержденного прогнозируемого общего объема доходов федерального бюджета, из них нефтегазовые доходы – 2 516 664,9 млн. рублей, или 38,6 % объема, рассчитанного исходя из прогноза поступлений нефтегазовых доходов. По сравнению с январем – апрелем 2013 года доходы федерального бюджета увеличились на 529 430,9 млн. рублей, или на 12,5 %, нефтегазовые доходы - на 429 047,9 млн. рублей, или на 20,6 %.

В общем объеме доходов федерального бюджета в январе апреле 2014 года нефтегазовые доходы составили 52,9 %, что на 3,5 процентного пункта больше соответствующего показателя прошлого года и на 4,8 процентного пункта – уровня, прогнозируемого в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ на 2014 год (48,1 %).

Увеличение доли нефтегазовых доходов в основном обусловлено изменением средней цены на нефть марки «Юралс» и среднегодового курса доллара США.

В Заключении Счетной палаты на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» отмечалась сохраняющаяся высокая степень зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

В январе - апреле 2014 года в федеральный бюджет поступили доходы от управления средствами Резервного фонда в сумме 5 171,0 млн. рублей, или 32,5 % годового прогноза на 2014 год, и доходы от управления средствами ФНБ в сумме 17 421,4 млн. рублей, или 30,3 % годового прогноза. По сравнению с соответствующим периодом 2013 года доходы от управления средствами Резервного фонда уменьшились на 6 747,7 млн. рублей, или в 2,3 раза, доходы от управления средствами ФНБ – на 9 921,0 млн. рублей, или в 1,6 раза.

Анализ поступления в федеральный бюджет различных видов доходов за январь – апрель 2014 года свидетельствует, что при исполнении доходов федерального бюджета в среднем на уровне 35 % прогноза на год из 14 подгрупп, входящих в группу налоговых и неналоговых доходов, ниже среднего уровня исполнены доходы по 6 подгруппам: по налогам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налогам на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; государственной пошлине; доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежам при пользовании природными ресурсами; доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства. При этом исполнение отдельных доходов составило от 3,8 % (доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий) до 112,3 % (задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам).

В январе - апреле 2014 года поступили отдельные виды доходов, которые не планировались в расчетах к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», хотя поступали в 2013 году, из них: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, – 30 168,5 млн. рублей (в 2013 году – 50 945,6 млн. рублей); доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений – 76,0 млн. рублей (в 2013 году – 86,1 млн. рублей); плата за услуги, предоставляемые на договорной основе ФГКУ «Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве», находящимся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, за проведение профилактических обследований в целях повышения безопасности работ и подготовленности объектов к ликвидации возможных аварий – 61,6 млн. рублей (в 2013 году - 236,8 млн. рублей); средства от распоряжения и реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации, – 23,4 млн. рублей (в 2013 году – 55,2 млн. рублей); плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва – 14,6 млн. рублей (в 2013 году - 14,3 млн. рублей).

Счетная палата обращала внимание, что в расчетах к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период учитываются не все доходы, поступающие в федеральный бюджет в текущем году.

В январе – апреле 2014 года в федеральный бюджет поступили доходы от использования федерального имущества, расположенного за пределами территории Российской Федерации, получаемые за рубежом, в сумме 71,2 млн. рублей и консульские сборы в сумме 1 964,4 млн. рублей, которые не прогнозируются, так как действующим законодательством федеральным государственным загранучреждениям предоставлено право использования доходов, получаемых от разрешенных видов деятельности, в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения возложенных на них функций.

4. Статьей 1 Федерального закона № 349-ФЗ (с изменениями) общий объем расходов федерального бюджета на 2014 год утвержден в сумме 13 960 133,3 млн. рублей. Сводная бюджетная роспись на 2014 год по расходам федерального бюджета утверждена в сумме 13 960 133,3 млн. рублей, что соответствует законодательно утвержденным бюджетным ассигнованиям.

Общий объем бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 мая 2014 года составил 14 005 850,4 млн. рублей, что на 45 717,1 млн. рублей, или на 0,3 % больше законодательно утвержденных расходов.

Перечень положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании которых произведено увеличение бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на сумму 45 717,1 млн. рублей представлен в следующей таблице.

(млн. рублей)



Нормативный правовой акт Российской Федерации

Код вида изменений сводной бюджетной росписи

(Приказ Минфина России от 23 ноября 2011 г. № 159н

(с изменениями)

Объемы перемещения бюджетных ассигнований в сводной бюджетной росписи

Пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации

120

(изменения, вносимые в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, а также в случае сокращения (возврата при отсутствии потребности) указанных средств)



12 070,5

Пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации

170

(изменения, вносимые в случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов)



17 280,1

Пункт 4 статьи 94 и статья 179.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации

250

(изменения, вносимые в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в отчетном финансовом году в соответствии с пунктом 4 статьи 94 и статьей 179.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации)



1 395,1

Пункт 4 статьи 94 и пункт 3 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации

260

(изменения, вносимые в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в отчетном финансовом году в соответствии с пунктом 4 статьи 94 и пунктом 3 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации)



11 394,6

Пункт 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации

270

(изменения, вносимые в случае увеличения главному распорядителю бюджетных ассигнований, соответствующих целям предоставления из иного бюджета субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в объеме, не превышающем неиспользованные остатки указанных межбюджетных трансфертов на начало текущего финансового года, по которым главным администратором средств бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, подтверждена потребность в направлении их на те же цели в текущем финансовом году в соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, сверх объемов бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете)



3 576,8

Итого




45 717,1
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница