Диплом по теме: «Управление крупными корпорациями рт и их роль в региональной экономике» под руководством Муратовой Ирины Васильевны




Скачать 80.56 Kb.
Дата05.05.2016
Размер80.56 Kb.

Горбунова Валентина Викторовна

Контактная информация:

Телефон: домашний



Контактный телефон

89047699554

Телефон: рабочий

2774444

E-mail

vala191@mail.ru

Образование:

Сентябрь 2007 – июль 2011 (Казанский финансово-экономический институт)

Октябрь 2011 – настоящее время (Казанский Федеральный Университет)

  • Магистратура по специальности «Корпоративное управление»

  • Очная форма обучения



В 2011 году с отличием защитилa бакалаврский диплом по теме: «Управление крупными корпорациями РТ и их роль в региональной экономике» под руководством Муратовой Ирины Васильевны.

В 2012 году приступилa к написанию магистерской диссертации по теме «Сценарии развития корпоративного сектора Республики Татарстан» под руководством доцента Сафиуллина Марата Рашитовича.



Особенности взаимодействия государства и корпоративного сектора в России

Магистрантка гр. М-107, Горбунова В.В.

Институт экономики и финансов г. Казани

Темпы и устойчивость роста национальной экономики напрямую зависит от эффективности развития отдельных отраслей регионов.

Регионализация экономики России обуславливает возникновение специфических форм экономических отношений и особенности их проявления в условиях пространственного организованных региональных экономических систем, неизменным атрибутом которых является исследование их ресурсного обеспечения. В качестве одного из важнейших элементов ресурсного обеспечения территорий выступает потенциал крупных региональных корпораций.

По мнению экспертов, современное социально-экономическое развитие страны и регионов является результатом принимаемых решений и деятельности различных групп обществ. Наиболее важная роль в этом процессе принадлежит органам власти и бизнесу.

Взаимодействия органов власти и бизнеса основаны на принципах, которые на наш взгляд лучше всего представлены в таблице «Сравнительная характеристика принципов взаимодействия бизнеса и власти»1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика принципов взаимодействия бизнеса и власти1


Официальная трактовка

Реальное воплощение

  1. Организация процесса взаимодействия исключительно на законных основаниях

1. Взаимодействие строится за рамками принятого законодательства, отношения персонифицированы

  1. Ориентация на сотрудничество, партнерские отношения, где обязательным являются исполнение принятых на себя обстоятельств. Опора на «инициативу снизу»

2.Частое невыполнение обязательств, двойная игра (бизнес – сокрытие налогов; власть – неэффективное расходование средств). Происходит формальный двусторонний диалог

  1. Взаимозаинтересованность при заключении договорных обязательств

3.Довольно часто заключаются взаимовыгодные соглашения, основанные на теневых взаимодействиях

  1. Декларация коллективного способа принятия решений по поводу стратегии дальнейшего развития предпринимательства. Активная позиция бизнеса и власти

4.Принцип чиновника «не высовывайся» (из интервью предпринимательства); бизнес слабо консолидирован, его позиции не доминируют при принятии решений

  1. Поддержка перспективных видов бизнеса

5.Узкий круг предпринимателей получает реальную поддержку

При рассмотрении политики российских компаний в отношении местных сообществ необходимо учитывать сложившуюся модель взаимодействия бизнеса и власти.

Исследователи А. Чирикова и Д.А. Розенков выделяют следующие модели взаимодействия власти и бизнеса, характерные для России и ее регионов:


  1. модель «подавления и принуждения», которая предусматривает административное давление;

  2. модель «патронажа», предполагающая компенсацию затрат бизнеса за реализацию социальных программ и проектов;

  3. модель «невмешательства», когда власть занимает позицию невмешательства в социальную политику, проводимую бизнесом;

  4. модель «партнерства», которая построена на компромиссе и учете интересов обеих сторон.

Эксперты фонда «Институт экономики города» предложили несколько отличную классификацию моделей: «торг», «добровольно- принудительная благотворительность», «город-комбинат», «социальное партнерство».

На наш взгляд, данная классификация полностью отражает специфику взаимодействия бизнеса и власти в России.

Раскроем модели взаимодействия бизнеса и власти нашей страны.

Модель «добровольно – принудительная благотворительность» подразумевает диктат власти, препятствующий росту эффективности корпоративных программ и повышению качества государственного и муниципального управления.

Суть данной модели можно отразить следующим примером:

Анатолий Ефремов, губернатор Архангельской области: «Я всем, кто бы к нам ни пришел, говорю: работать будете по российским законам и по нашим правилам… Любое предприятие, которое пришло в область, должно нести социальную нагрузку. […] А если компания не захочет социальными проблемами региона заниматься, извините. Тогда не подпишу соглашение о сотрудничестве. А без этого, естественно, будет к ней и отношение соответствующее». На вопрос журналиста, бравшего интервью у губернатора: «Они ведь могут не послушать ваших советов или указов?», последовал ответ: «Пусть попробуют не послушать! У нас одних комиссий проверяющих около пятидесяти2.

Модель «торг» характерна взаимодействию, стоящемуся на принципе: «выгодно одному – невыгодно другому».

В качестве примера можно привести следующее:

Владелец торговой сети в одном из сибирских городов, пожелавший сохранить анонимность: «Взаимодействие власти и бизнеса у нас является торгомнефтяная скважина в обмен на школы и больницы, ларек в обмен на шприцы»3

«Город - комбинат» — модель, в которой компании подменяют собой функцию органов власти в решении социальных проблем и финансирования социальной инфраструктуры.

Суть данной модели можно раскрыть нижеприведенным примером:

Егор Гайдар: «Если государство не способно гарантировать выполнение контрактов, защиту собственности, прекратить воровство, то крупный собственник вынужден строить собственное государство, ‘внутреннюю империю’. С жесткой дисциплиной и особыми ‘перекрестными’ отношениями с властью. Сегодня это создает колоссальную проблему»4.

Модель «социальное партнерство» основана на взаимодействии по принципу «выгодно каждому – выгодно всем».

Сущность модели можно рассмотреть на следующем примере:

Андрей Кузяев, генеральный директор ЗАО «ЛУКОЙЛ-Пермь»: «Социальное партнерство - это связь между производственниками, властями и жителями территорий, где непосредственно ведется деятельность предприятия»5.

Сергей Булдашев, начальник Управления по взаимодействию с органами власти ЗАО «ЛУКОЙЛ-Пермь»: «Мы решили вложить немного своих средств в то, чтобы эффективно заработали миллионы бюджетных средств. Это выгодно и власти, и нам, работающим на территории» 6.

На наш взгляд, России в большей мере характерно взаимодействие власти и бизнеса по типу непартнерских моделей, таких как «торг», «добровольно- принудительная благотворительность», «город-комбинат» нежили модель «социальное партнерство». Основная причина – неразвитость правовой базы социального партнерства в регионах, институтов социального партнерства, навыков социального партнерства у служащих муниципалитетов.

В 28 регионах России трехсторонние соглашения по регулированию социально-трудовых отношений за работодателей подписывают представители администраций. Этот факт наглядно демонстрирует неразвитость социального партнерства и зачаточность объединений региональных работодателей.

На наш взгляд, система социального партнерства в регионах должна включать:

- цели социального партнерства;

- конкретные элементы социального партнерства с соответствующим содержанием и формами;

- механизмы социального партнерства с соответствующими методами и инструментами.
Все это должно быть закреплено в нормативно-правовых актах и базовых концепциях, в стандартах, правилах деятельности сторон.

На региональном уровне система межсекторных взаимодействий может закрепляться в следующих документах: в разделе о развитии и повышении эффективности института взаимодействия органов власти субъекта РФ, регионального бизнеса и общественных некоммерческих организаций в документе, излагающем Стратегию развития региона; в концепции развития социального партнерства в регионе на тот или иной период, описывающей основные цели, задачи, приоритеты, направления и механизмы межсекторных взаимодействий, а также фиксирующей соответствующие критерии, индикаторы и пороговые значения; в законодательных актах, регулирующих отношения в сфере межсекторных взаимодействий в регионе; в соглашении о социальном партнерстве в регионе на тот или иной период, а также в соглашениях в муниципальных образованиях, на отраслевом уровне и по конкретным проектам и программам; в фиксируемых в различных формах стандартах, нормах и правилах самих межсекторных взаимодействий.



Таким образом, развитие системы социального партнерства в регионе является длительным комплексным циклическим процессом, требующим модернизации сущности и содержания этого института и его "инкорпорирования" в систему стратегического управления развитием региона.

  1. 1 Полежаев А.Л.//Механизм взаимодействия бизнес-структур и субнациональных органов власти//Экономические науки. – 2010. - №4. – с.129-133



2 Новоселова Ю. Авторитет и авторитарность. Интервью с губернатором Архангельской области Анатолием Ефремовым // Эксперт. 2003. 24 марта.

3 Ивченко С., Либоракина М., Сиваева Т. Социальная ответственность «по-русски». М.: Фонд «Институт экономики города», 2003 (в печати).

4 Интервью Е.Т. Гайдара «2003-й катаклизмами не пахнет» // Аргументы и факты. 2003. № 1-2 (1158-1159).

5 Ивченко С., Либоракина М., Сиваева Т. Социальная ответственность «по-русски». М.: Фонд «Институт экономики города», 2003 (в печати).

6 Из выступления на заседании «Формы участия бизнеса в социально-экономическом развитии территории» в рамках Ярмарки-Форума «Пермь-2003». Пермь, 2003 г.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница