Дилемма государства при проведении антиинфляционной политики1




Скачать 49.89 Kb.
Дата09.05.2016
Размер49.89 Kb.
Дилемма государства при проведении антиинфляционной политики1

Красильникова Екатерина Викторовна

Студентка 3 курса

Самарский государственный экономический университет,

институт национальной экономики, Самара, Россия

E-mail: rinka55@rambler.ru

Одной из важнейших функций государства в современных условиях является разработка и осуществление эффективной антиинфляционной политики. Это связано с тем, что инфляция в наши дни носит непредсказуемый характер, что пагубно сказывается на экономике в целом. Известно, что инфляция выгодна государству с точки зрения извлечения выгоды. Сдерживает государство на этом пути необходимость заботы о своих гражданах. Поэтому следует рассмотреть дилемму государства при проведении антиинфляционной политики.

С одной стороны государство при проведении антиинфляционной политики понимает специфику экономических категорий «сеньораж» и «инфляционный налог». Сеньораж (от французского seigneuriage - право сеньора на чеканку монет) представляет собой разницу между номиналом денежных купюр и себестоимостью их производства [1].

Конечно, абсолютные цифры изготовления рублевых купюр Центробанк не разглашает, однако в мировой практике себестоимость изготовления купюр равна 2-5 центам США, или в среднем примерно 1 рубль 10 копеек. Поэтому величина сеньоража не так уж мала. Недаром ЦБ намерен отказаться от выпуска монет номиналом 1 и 5 копеек из-за убыточности. (Выпуск копеечной монеты стоит 47 копеек, 5-копеечной - 69 копеек).Несмотря на это, эмиссия с каждым годом, и даже с каждым месяцем растёт. Так только за 10 месяцев 2010г. денежная масса возросла на 2402 млрд. руб. (с 15 697,7 млрд.руб. в январе до 18 099,7 млдр. руб. к ноябрю[4]), в том числе наличных денег стало на 551,9 млдр. руб. больше, чем было на начало января. Таким образом, стараясь покрыть свои расходы, государство прибегает к эмиссии, являющейся одной из основных причин инфляции.

Сеньораж нередко путают с родственным ему понятием «инфляционный налог. В Налоговом кодексе отсутствует этот вид налога. Однако налогом его назвали в силу схожести результата её действия с другими налогами, фактически взимаемыми государством. Важной чертой налогов является обязательность и неизбежность их уплаты.

Инфляционный налог – это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме [3]. Существует множество формул для расчёта инфляционного налога, это связано с тем, что абсолютно точно подсчитать его невозможно, а лишь можно сделать некое предположение.

Поскольку налог – это средство изъятия правительством части произведенного ВВП, а обязательным условием существования инфляционного налога является инфляция, то можно говорить об инфляционном налоге, как о величине ВВП, изымаемого государством в результате инфляции. Поэтому подсчет инфляционного налога можно свести к следующей формуле:

IT = Н х π [2]

где H – денежная база, π-темп инфляции.

Приблизительные результаты расчёта инфляционного налога приведены в таблице 2.

Таблица 2

Инфляционный налог РФ



Дата

Инфляция на конец года,%

Прирост инфляции, %

Денежная база на конец года, млрд.руб.

Прирост денежной базы, млрд.руб.

Инфляционный налог, млрд.руб

2005

11,7

-

2914,2

-

340,96

2006

10,9

-0,8

4122,4

1208,2

449,34

2007

11,9

1

5513,3

1390,9

656,08

2008

13,3

1,4

5578,7

65,4

630,39

2009

8,8

-4,5

6467,3

888,6

569,12

Таким образом, приблизительные расчеты показывают, что величина инфляционного налога в период 2005-2007г. возросла с 340,96 млрд.руб. до 656, 08 млрд.руб. Это связано с незначительной дефляцией в 2006г., а также с увеличением денежной базы. Однако за 2008-2009г. показатель инфляционного налога снизился до 569,12 млрд. руб., на что повлиял незначительный прирост денежной базы в 2008г. (65,4 млрд.руб.) по сравнению с другими годами, а также значительное снижение темпов инфляции до 8,8% ( хотя в 2005-2008г. этот показатель превышал отметку 10%).

В силу многообразия причин роста цен инфляция по-разному влияет на экономику России. Следует выяснить, почему государство всё-таки проводит антиинфляционную политику, несмотря на свою выгоду.

Инфляция негативно влияет на различные тарифы, в том числе и на рост цен на коммунальные услуги. Конечно, инфляционная составляющая повышения цен на услуги ЖКХ ничтожна мала, однако при неограниченном росте инфляции, тарифы будут расти с неограниченной скоростью, а это может привести к росту акций протеста населения и его недовольства.

Стремясь защититься от инфляционного налога и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.

Так как на количество товаров, потребляемых в прошлом году, в текущем году при инфляции потребители расходуют больше денег, поэтому при постоянно росте темпа инфляции многие будут стремиться сократить своё потребление до минимума, следствием будет значительный дисбаланс спроса и предложения. Производители будут вынуждены сократить объем производства, что приведет к снижению ВВП. В конечном итоге, появится опасность снижения эффективности экономики в целом.

Конечно, инфляция является одним из проверенных способов пополнения госбюджета. Сеньораж, инфляционный налог несомненно являются доходами государства при инфляции. Похоже, что власти не видят ничего страшного в небольшом ускорении инфляции в результате продуктового ажиотажа. Гражданам же надо готовиться к тому, что ажиотаж кончится, а высокие цены — останутся. Однако рекордные темы инфляции не выгодны государству в связи с тем, что при таком раскладе возможно снижение эффективности экономики, проявление экономического спада, а также рост недовольства населения. Поэтому власти стараются сдерживать цены, проводя антиинфляционную политику.

Литература:

1) Бабаджан Э. Смерть и налоги // Российский бухгалтер 03.04.2007

2) Овчаров Д.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. С.85-86

3) Светлина, Усанкова Сеньораж: сколько стоят деньги? Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.luxurynet.ru/

4) Центральный банк РФ http://www.cbr.ru




1 Автор выражает благодарность научному руководителю к.э.н., доц. Кафедры экономической теории СГЭУ Безгласной Е.А. за помощь в подготовке работы


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница