Деятельность профсоюзов в решении проблем занятости работников




Скачать 458.96 Kb.
страница1/3
Дата11.05.2016
Размер458.96 Kb.
  1   2   3
Е. Репринцева

Самарский филиал ИСИТО



Деятельность профсоюзов в решении проблем занятости работников
В данной работе проводится анализ деятельности профсоюзов в регулировании занятости на региональном уровне, отраслевом региональном и уровне предприятия.

Для анализа и определения роли профсоюзов в защите занятости работников, необходимо первоначально очертить тот круг проблем, в котором может осуществляться деятельность профсоюзов в данном направлении. Ту правовую, институциональную возможность профессиональных союзов влиять на проблемы регулирования занятости, а, следовательно, и на рынок труда.

Рынок труда является неотъемлемой частью экономики. Смена экономического режима, а именно отказ от плановой экономики и переход к рыночным отношениям привел к необходимости формирования нового механизма регулирования рынка труда.

В зависимости от того, насколько этот механизм сможет регулировать трудовые отношения, зависит положение миллионов людей, поскольку для них трудовая деятельность является основным источником дохода, а зачастую и единственным местом самореализации.

На протяжении последних лет в России происходит формирование социального партнерства, предпринимаются попытки создания институтов трипартизма на разных уровнях (федеральном, региональном). Таким образом, механизм регулирования трудовых отношений постепенно приобретает некоторые формы, в основе которых лежит принцип социального партнерства.

Социальными партнерами формирующегося диалога являются государство, работодатели и профсоюзы.

Не останавливаясь подробно на всех трудностях и особенностях формирования социального партнерства в России, рассмотрим положение профсоюзов к моменту начала становления социального партнерства. Играли ли профсоюзы какую-нибудь роль на рынке труда, принимали ли участие в механизме регулирования социально-экономических отношений, в чем определялась их роль, меняется ли что-либо в настоящее время? В общем, что представляли собой профсоюзы, и каков был рынок труда.

Как известно, при плановой экономике, трудовые отношения были одним из наиболее жестко регулируемых сегментов. Государство на рынке труда выступало в роли единственного работодателя. Предполагалось, что планирование может обеспечить соответствие между численностью, структурой трудовых ресурсов и потребностями производства.

Ликвидация безработицы и достижение полной занятости являлись одними из главных провозглашенных преимуществ социализма. Система материальной поддержки безработных отсутствовала, поскольку отрицалась сама возможность их существования. Участие в общественном труде вменялось в обязанность, уклонение от него влекло за собой санкции (от морального осуждения до уголовного преследования). Таким образом, в целом, рынок труда находился под жестким административным контролем.

В советской центрально-управляемой системе важнейшие элементы социальной защиты были встроены в хозяйственный механизм и обеспечивались централизовано на государственном уровне. Это обстоятельство придавало ситуации в социальной области недостижимую в других системах стабильность: социальные гарантии носили, едва ли не абсолютный характер. Так, практически незыблемыми были гарантии занятости, сводимые на уровне предприятия к гарантиям пожизненного сохранения рабочего места за конкретным работником. Централизованная система оплаты труда в сочетании со стабильными ценами обеспечивала гарантии получения трудового дохода, по крайней мере, на уровне прожиточного минимума. Существовал бесплатный доступ к услугам сфер здравоохранения и образования.

Несмотря на то, что профсоюзы считались «свободными ассоциациями трудящихся», в реальности же являлись частью системы государственного управления и служили "приводным ремнем партии".

Профсоюзные организации на местах находились в полной зависимости от администрации предприятий и фактически являлись ее отделами по решению социально-бытовых проблем.

Традиционно, на предприятиях профсоюзы и администрация заключали колдоговор, содержание которого практически совпадало с планом развития предприятия. Заключение колдоговоров выступало как некая формальность. В договоре особое внимание уделялось вопросам, связанным с распределением путевок, материальных благ, жилплощади и пр. Лишь эта часть договора имела реальное значение. Вопросы уровня заработной платы, занятости не обсуждались и имели регламентирующий характер.

В дореформенный период кризис системы государственных профсоюзов сопровождался созданием новых независимых профсоюзов и широким размахом забастовочного движения.

Одновременно с этими процессами происходит свертывание сферы профсоюзной компетенции, в которой они могли хоть как-то оказывать свое воздействие на развитие общества.

Так, в 1990-е гг. постсоветское государство приняло ряд следующих мер:

1. Профсоюзы были лишены права законодательной инициативы на всех уровнях, в том числе и региональном.

2. Передача социального страхования в ведение государства являлось одним из наиболее ощутимых ударов по деятельности профсоюзов. (Таким образом, произошел возврат к ситуации, существовавшей в СССР до 1934 г.).

3. Прямо или косвенно государство создало условия, при которых территориальные профсоюзные органы были вынуждены отказаться от содержания большей части санаторно-курортных и культурно-оздоровительных учреждений.

4. Технико-правовая инспекция, ранее находившаяся в руках профсоюзов, была передана государству.


В середине 90-х гг. осуществляется ряд экономических реформ, которые приводят к отмене большей части административных ограничений, действовавших в сфере занятости при прежнем экономическом режиме. Централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отошло в прошлое. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государственным сектором возник и начал бурно развиваться новый частный. Труд утратил обязательный характер, исключительное право распоряжаться своими способностями к труду было признано за самими работниками. Широкое распространение получили самозанятость и вторичная занятость. Предприятия получили свободу в определении численности и состава занятого персонала. Произошел отход от принципа гарантированной занятости, была признана неизбежность существования такого экономического явления как безработица.

Несомненно, это повлекло за собой изменение не только структуры рынка труда, но и его функционирования.

В этой экономической ситуации основная деятельность профсоюзов, как «представителей интересов рабочих» стала защита работников как в сфере оплаты труда (установление минимального размера, регулярность ее выплаты), так и в сфере занятости (недопущение массовых сокращений, незаконных увольнений). К этой деятельности в то время профсоюзы не были готовы в силу различных обстоятельств. Это определялось не только не умением ведения такой работы, но и незнанием ситуации, отсутствием нового (рыночного) механизма регулирования трудовых отношений, недостаточным определением правового поля деятельности. К этому профсоюзы оказались настолько не готовы, что их деятельность практически была парализована.

Началом формирования нового механизма регулирования трудовых отношений стало решение Правительства о создании трехсторонней комиссии и введение в России принципов социального партнерства.

С середины 90-х годов в рамках Социального партнерства начали законодательно определяться права и обязанности государства, работодателей, работников (чьи интересы выражают профсоюзы) применительно к новым условиям. Признание контрактной природы отношений на рынке труда потребовало углубленной разработки законодательства об индивидуальных и коллективных договорах и усиления роли судебной системы над контролем их исполнения.

Принимается ряд законов, закрепляющих основные принципы и направления развития системы социального партнерства (“О социальном партнерстве”, “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” и др.).

В 1996 году в Российской Федерации был введен в действие Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Главной правовой особенностью профсоюзов, отличающей их от других общественных объединений, является их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Они имеют права на содействие занятости, на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль над их выполнением, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров. Для них установлены особые права на взаимодействие с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, на участие в коллегиальных органах управления организаций. Профсоюзы вправе осуществлять контроль над соблюдением законодательства о труде. Им предоставлены права на социальную защиту работников, на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

Профсоюзы принимают участие в системе регулирования социально-трудовых отношений, основными элементами которой являются генеральное соглашение на федеральном уровне, двух - и трехсторонние отраслевые тарифные соглашения, региональные соглашения, коллективные договора на предприятиях.

Исходя из чисто формальных критериев, можно было бы предположить, что развитие российского рынка труда находится под сильным влиянием профсоюзов. Т.к. в настоящее время примерно две трети работников являются членами профсоюзов, которые существуют на подавляющем большинстве крупных и средних предприятиях. Коллективными договорами, как свидетельствуют результаты опросов, охвачено не менее чем две трети всех работающих. Действует механизм трехсторонних соглашений, которые заключаются на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях.

В данной работе предполагается рассмотреть, каково в действительности присутствие профсоюзов на российском рынке труда и какова их роль в регулировании занятости.
Роль профсоюзов в решении вопросов занятости на региональном уровне

Проводимые экономические и социальные преобразования в обществе в середине 90-х гг. привели к заметному уменьшению роли профсоюзных органов в жизни регионов. Профсоюзы оказались лишены права участия в решении вопросов регулирования трудовых отношений.

Этот процесс шел по нескольким направлениям:

1. Сокращение численности профсоюзов, что вело, во-первых, к уменьшению политического влияния; во-вторых, к сокращению финансовых ресурсов.

2. Децентрализация профсоюзной деятельности, проявившаяся, во-первых, в расширении автономии, прав первичных организаций и пропорциональном свертывании прав территориальных органов; во-вторых, в перераспределении собираемых взносов в пользу первичных организаций.

3. Свертывание профсоюзного аппарата.

4. Государственное ограничение сферы профсоюзной компетенции.
Социальное партнерство

Постепенное участие профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений стало возможно благодаря формированию системы социального партнерства.

Развитие системы социального партнерства в России осуществляется на протяжении последних 5 лет и сегодня находится все еще в стадии формирования. К настоящему времени уже определились основные параметры системы (правовые, институциональные, функциональные) и основные направления дальнейшего развития.

Одним из наиболее важных направлений развития социального партнерства является ее развитие в субъектах РФ. Это определяется тем, что некоторые проблемы социально-трудовых отношений решить можно только на региональном уровне. Потребность в регулировании сферы труда проявляется на разных уровнях, в разных сферах и в различных регионах неодинаково.

В большинстве регионов система социального партнерства сформирована, определены участники социального диалога, заключаются трехсторонние региональные Соглашения.

Одним из субъектов социального партнерства на региональном уровне являются Федерации профсоюзов. Для них участие в деятельности Региональной трехсторонней комиссии является возможностью регулирования социально-трудовых отношений в регионе. Федерации профсоюзов принимают непосредственное участие в разработке региональных трехсторонних Соглашений, осуществляют контроль за выполнением принятых решений.

В рамках этой работы можно выделить основные направления деятельности федераций:


  • осуществление контроля над выполнением принятого соглашения;

  • выявление причин возникновения конфликтных ситуаций в сфере трудовых отношений и урегулирование коллективных трудовых споров (конфликтов);

  • проведение трехсторонних предварительных консультаций и обсуждений проектов постановлений главы администрации области, проектов решений областного Совета народных депутатов, относящихся к экономическим и социально – трудовым вопросам.

В региональных Соглашениях раздел “О занятости” является обязательным. В нем закрепляются «гарантии населению, направленные на стабилизацию отношений в области регулирования оплаты труда, трудовых отношений и занятости населения».

При его разработке учитываются региональные особенности рынка труда, исходя из этого, принимаются те или иные механизмы регулирования занятости. Они могут включать следующие положения:

«- с точки зрения структурной перестройки хозяйственного комплекса регионов, необходимо создавать стимулы у работников к овладению новыми профессиями, потребность в которых существует в данной территории;

- квотировать рабочие места;

- решать проблемы занятости в моногородах;

- регламентировать внутрирегиональную миграцию рабочей силы»1.

Не смотря на то, что принимаемые соглашения на региональном уровне становятся все более конкретными по своему содержанию2, они далеки от документа, способного определять конструктивную работу в том или ином направлении.

Анализ Соглашений в части раздела, посвященного занятости населения, позволяет констатировать фактическое отсутствие обязательств работодателей по сохранению или созданию рабочих мест. Среди чётко сформулированных обязательств в этом разделе можно назвать лишь то, что работодатели должны "своевременно… и в полном объёме предоставлять службе занятости населения и профсоюзным органам информацию о возможных массовых высвобождениях…", помимо этого на работодателей ещё ложится обязанность "организовать и финансировать профессиональную подготовку и переподготовку…". Остальные положения, касающиеся работодателей, не носят обязательного характера, в них превалируют формулировки типа: "способствовать…", "содействовать…" и т.п.

На региональном уровне Соглашение должно предупреждать массовую безработицу, обеспечить возможность занятости работников, выработать механизм регулирования занятости, тогда как основная часть раздела о занятости - это положения КЗоТа РФ, гарантирующие право на труд. В них оговаривается порядок выплаты льгот и компенсаций высвобождаемым работникам в связи с осуществлением сокращений на предприятиях.


Нормотворчество

Несмотря на то, что профсоюзы не имеют права законодательной инициативы, Федерации пытаются активно влиять на нормотворческий процесс.

Одним из направлений деятельности Федерации в рамках развития социального партнерства является подготовка и принятие пакета областных социальных законов.

Профсоюзы стремятся, чтобы инициатива в формулировании предложений исходила в первую очередь от них. Выдвижения предложений и поправок начинается с отраслевых комитетов, затем предложения обобщаются в Федерации.

Иногда профсоюзы добиваются внесения своих предложений в Соглашение. Так, по инициативе Федерации профсоюзов был принят Указ Главы Республики Коми, согласно которому при наличии в районе уровня безработицы выше 7% объявляется критическое положений, предполагающие более льготные условия выплаты пособий.

В регионах, где сформированы партнерские отношения Федерации профсоюзов с властными структурами, данное направление работы носит конструктивный характер.

Региональные законы, в разработках которых профсоюзы принимают участие, направленны на защиту интересов жителей области. Среди них есть и регулирующие трудовые отношения. В Свердловске был принят закон «О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области», в котором оговариваются вопросы заключения коллективных договоров, трудовых контрактов, обеспечения занятости населения (в том числе предотвращение массовых увольнений), рабочее время, отпуск, вопросы заработной платы.

На заседаниях трёхсторонней комиссии в Перми рассматриваются проекты наиболее значимых постановлений губернатора, решения Законодательного Собрания, проекты законов Пермской области. Так, за последнее время было рассмотрено постановление губернатора "О введении социальных стандартов на оплату жилья и коммунальных услуг", анализировалась "Программа создания и сохранения рабочих мест в Пермской области».

В Санкт-Петербурге готовятся и вносятся предложения и требования о корректировке социально – экономической политики в органы законодательной и исполнительной власти города и области. ЛФП принимает участие в разработке региональных программ создания и сохранения рабочих мест, предотвращения кризисных ситуаций на рынке труда, оказания материальной помощи безработным.

В рамках участия Федераций профсоюзов в нормотворчестве, ими готовятся предложения и поправки к федеральным законам.

В настоящее время в регионах проходит обсуждения проекта нового КЗоТа.

Свердловская Федерация профсоюзов подготовила проект «О предложениях, замечаниях членских организаций ФПСО в правительственный проект Трудового кодекса». Там указано, что проект закона «не отвечает интересам рабочего человека, снижает гарантии наемных работников, существенно ограничивает права профсоюзов, не учитывает ратифицированные конвенции МОТ, но повышает статус работодателя. Сделана попытка устранения профсоюзов от всесторонней защиты прав работников наемного труда, т.е. самой сути профсоюзного движения»3. Почти по каждой статье внесены конкретные предложения-изменения. В итоге обсуждения принято предложение с просьбой об отклонении проекта.

В Самаре также проходило обсуждение проекта нового КЗОТа, представленного в Думу правительством. По поводу проекта высказали свою позицию представители ФПСО, государственной инспекции труда, областной прокуратуры, Главного управления труда администрации области, губернской Думы, отраслевые профсоюзы. В выступлениях представителей профсоюзов прозвучало, что если новый проект «ляжет на практику (отсутствие реального социального партнерства, механизмов ответственности и общественного контроля), положение с защитой социально-трудовых прав станет катастрофическим»4. Было принято решение настаивать на сохранении старого КЗОТа (с сохранением прежнего объема социальных гарантий), улучшив и изменив ряд положений. Данные предложения были направлены в правительство и Государственную думу.
Таким образом, Федерации профсоюзов принимают участие в нормотворческом процессе, стараясь влиять на регулирование социально-трудовых отношений в регионе. Затрагиваются решение проблем занятости, учитывая особенности регионального рынка труда. Но, как отмечают большинство представителей Федераций профсоюзов, наличие законов еще не означает их обязательного исполнения. И эта проблема отмечается довольно часто: «минус - что не реализуются эти решения. Но это уже не профсоюз должен делать»5.

Колдоговорная работа

Следующим крупным направлением деятельности Федерации по регулированию социально-трудовых отношений является работа по контролю над выполнением колдогворной кампании на предприятиях в регионе.

Колдоговора на предприятиях являются частью социального партнерства. Этой работой занимаются социально - экономические отделы Федерации профсоюзов. Социальное партнерство на уровне предприятия, а значит колдоговор, закрепляющий его принципы, предусматривает мероприятия по обеспечении занятости работников и меры социальной защиты в случае их сокращения.

По мнению представителей Федераций, коллективные договора - самый действенный участок работы «…есть закон о коллективных договорах и соглашениях, есть конкретные партнеры, конкретный работодатель, обладающий определенными полномочиями. Есть конкретный профсоюзный комитет как юридическое лицо... То есть там абсолютно конкретные партнеры есть. Там нет вопросов. Там вопрос только об активности… профоргана и имеющейся у него возможности давления на работодателя. Там одна проблема только – насколько он дееспособен в давлении на работодателя. А в принципе там законодательная основа вот именно социального партнерства на уровне предприятия конкретного, она есть. К сожалению, чем мы выше поднимаем уровень, тем меньше вот этой основы…»6.

Работники Федераций профсоюзов проводят следующую колдоговорную работу:

- обобщается практика заключения коллективных договоров на предприятиях и в организациях области в части защиты трудовых прав работников в вопросах занятости, оплаты труда в условиях инфляционных процессов, предоставления льгот и гарантий;

- анализируется, в какой степени условия и мероприятия коллективного договора отвечают условиям областного трехстороннего соглашения.

Предварительный анализ, проводимый показывает, что большая часть коллективных договоров слабо связана с трехсторонними соглашениями. Профсоюзные комитеты не используют в полной степени, предоставленные им права и возможности по защите наемных работников в сфере занятости. Таким образом, существует проблема в преемственности системы социального партнерства от уровня областного соглашения к коллективным договорам на предприятиях.

Рассмотрение конфликтов на предприятиях

Представители Федерации профсоюзов проводят работу по составлению судебных исков, конституционных жалоб (как по индивидуальным проблемам, так и по коллективным), осуществляют представительство и защиту работников в суде.

В профсоюз поступают письма, заявления с предприятий различных отраслей "не было случая, чтобы мы остались как-то в стороне... (конфликты) самые разные: начиная от неправильного сокращения, от давления на профсоюзные органы..."7.

Направления помощи могут быть самыми различными: консультативная (методическая, правовая); организационная помощь; участие в заседаниях суда по рассмотрению дел по защите интересов членов профсоюза.

Обращаются в Федерацию профсоюзов за помощью и работодатели, причем перечень вопросов тот же. Происходит это в момент затяжных конфликтов, когда работодатели не могут найти выход из конфликта.

В заключение данного раздела отметим, что в настоящее время социально-трудовая сфера находится в процессе трансформации. Механизм регулирования трудовых отношений определяется качеством трехсторонности и трехсторонних отношений, сформированным в регионе. Таким образом, говорить о решении вопросов занятости в регионе и о роли профсоюзов можно лишь с точки зрения их участия в социальном диалоге.

Деятельность Федераций профсоюзов по регулированию занятости работников осуществляется через следующие основные направления:

- работа в трехсторонней региональной комиссии (в этих же рамках происходит участие профсоюзов в обсуждении и принятии социальных законов на уровне региона);

- контроль над выполнением колдоговоров на предприятии;

- участие в разрешение конфликтных ситуаций;
Одним из направлений деятельности профсоюзов на региональном уровне является совместная работа с работниками Главного управления труда, департамента занятости. В некоторых регионах при непосредственном участии Федерации профсоюзов разрабатываются целевые программы для защиты интересов населения в области занятости.

В Перми приняты программы «Содействие занятости населения на 1997 – 98 годы" и "Создания и сохранения рабочих мест на 1998 – 2000 годы". В которых предусматривается регулирование администрацией области привлечения иностранной рабочей силы и согласование возможности использования иностранных работников с отраслевыми профсоюзами.

Как пример работы Федерации профсоюзов по содействию занятости населению можно привести работу Московского фонда содействия занятости «Столица» МФП. Фонд занимается трудоустройством и профессиональной переподготовкой ищущих работу членов профсоюза. Так в 1999 году в ФСЗ «Столица» было проконсультировано более 5,5 тыс. человек. В различные фирмы было трудоустроено 157 человек, 750 человек получили предложения по переобучению или повышению квалификации, в том числе на базе Учебно-исследовательского центра МФП.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница