Детский сад №117 «Электроник» комбинированного вида




Скачать 110.67 Kb.
Дата05.05.2016
Размер110.67 Kb.

image0063.bmp

d:\1.jpg

image0062.bmp

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 117 «Электроник» комбинированного вида

городского округа город Буй

Педагогические чтения
«Вехи развития дошкольного образования»

Тема:

ИСТОРИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

в период 1905 – 1945 г.г.

Дошкольное воспитание в период 1905 – 1917 г.г.
К началу 20 века царское правительство по-прежнему не считало нужным вводить общественное дошкольное воспитание в общую систему народного образования. Правительственные ассигнования на дошкольное воспитание составляли ничтожную сумму - в среднем около 1 копейки на одного ребенка дошкольного возраста в год.

Однако в крупных промышленных центрах возникали организации, проводящие большую работу по пропаганде идей общественного дошкольного воспитания. Некоторые общественные организации занимались подготовкой кадров для дошкольных учреждений, а также открывали дошкольные учреждения. В 1893 году в Москве было 7 платных частных детских садов.

В Москве с 1905 по 1917 год работало несколько политических организаций, занимающихся дошкольным образованием. Например, в московском педагогическом кружке, под председательством Н.В.Чехова, их 400членов, более 50 человек составляли отдел дошкольного воспитания. Они обсуждали на своих заседаниях важнейшие вопросы теории дошкольного воспитания: о дисциплине, об изучении грамоты, математики в детском саду и т.п.

В Москве в 1909-1910 годах было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских адов при женских курсах имени Д.И. Тихомирова (он уроженец Костромской области), эти курсы подготовили несколько сотен квалифицированных специалистов не только для Москвы, но и для провинции. Руководил курсами до 1916 года Чехов Николай Владимирович.




Чехов Н.В.
В 1913 году в Москве была создана постоянная комиссия детских садов, объединившая всех дошкольных практических работников города.

Большую роль в развитии общественного дошкольного воспитании играл в это время Петербург.




Тихеева Е.И.
В 1908 году было организовано Петербургское общество содействия дошкольному воспитанию. С 1913 по 1917 год обществом руководила Е.И.Тихеева, которая создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Её основная идея-преемственность дошкольного воспитания в детском саду, семье и школе. Общество оказало содействие рабочим металлистам в открытии при их клубе «Знание» В 1908 году первого в России народного детского сада для детей Фабричных рабочих.

В 1910 году общество открыло второй, а в 1911 году, третий народный детский сад для детей рабочих.

Кроме того, общество вело работу по организации домашних детских садов на средства родителей. В 1909 году таких садов было 16.

Петербургское общество оказывало влияние на деятельность челябинских, нижегородских, иваново-вознесенских организаций по дошкольному воспитанию.

На юге России существовало Киевское общество народных детских садов. Оно издавало журнал «Дошкольное воспитание» (1911-1917) и имело в своем введении в 1914 году 11 народных и 10-13 платных детских садов.

Общество старалось добиться от правительства принятия закона о введении детских садов в систему народного образования, им был разработан проект сети дошкольных учреждений в России..Общество ставило перед правительством вопрос о внесении в бюджет Министерства народного просвещения особой суммы на учреждение и содержание детских садов и учебных заведений для подготовки детских «садовниц», и требовало преобразования детских приютов в народные детские сады. Выставляя такие требования, члены общества надеялись на то, что их проекты будут осуществлены посредством реформ.

В Киеве с 1908 года начало работу Фребелевское общество, издававшее литературу по вопросам дошкольного воспитания. Им же был создан Киевский женский педагогический институт, в котором готовили дошкольных работников. Это были девушки из среды интеллигенции, духовенства, купечества.

Разные общественные организации, возникшие во время и после революции 1905 года, тоже открывали в крупных городах России детские дошкольные учреждения. Но, не имея твердой материальной базы и государственной поддержки, эти учреждения, просуществовав совсем недолго, закрывались.

Некоторые Земства тоже открывали в селах и деревнях ясли, летние детские площадки.

При 3 Государственной Думе подкомиссия по начальному образованию 20 мая 1908 года внесла на обсуждение депутатов законопроект «Об учебно-воспитательных учреждениях для детей дошкольного возраста», но его обсуждение так и не состоялось. Некоторые депутаты Думы 20 апреля 1912 года предложили увеличить ассигнования на дело дошкольного воспитания. Но правительственные органы затормозили решение насущных вопросов воспитания детей трудящихся.

Иногда открывались частные детские сады, где была хорошо подготовлена педагогическая работа, имелось специальное оборудование, например, детские сады М.С. Свентицкой, Е.И.Залесской и другие в Москве. Но многие платные детские сады преследовали предпринимательские цели.

Вопросы общественного дошкольного воспитания подвергались обсуждению на 1 Всероссийском съезде по народному образованию, проходившем в Петербурге с 30 декабря 1912 года по 6 января 1913 года.

Газета « Правда» писала6 января 1913 года: «Печать бессилия и робости лежит на всех работах съезда…слабые попытки поставить вопрос о школьном и дошкольном воспитании…как-то старательно обходились …и оставались в тени…»

В царской России, по приблизительным данным, было всего около 250 платных детских садов и 20-30 бесплатных народных детских садов.

Война 1914 года вовлекла еще большее количество матерей в промышленное производство

И для детей работающих матерей, были созданы дневные приюты, прообраз будущих яслей и детских садов.

В это время был создан «Союз общества по попечению о детях города Москвы». При нем была организована Комиссия по дошкольному воспитанию, которая объединяла практических работников, оказывала консультационную и методическую помощь, собирала сведения о детских садах и площадках в России. Собранные сведения показывали, что наибольшее распространение в России получили детские площадки( по 3-4 площадки было открыто во многих губернских городах, по 1-2 в уездных городах, фабричных поселках и некоторых крупных селах).

В годы первой мировой войны выделилось Валуйское уездное земство Воронежской области тем, что в 1914 году открыло 5 комбинированных детских учреждений, ясли для детей грудного возраста, народный детский сад для детей дошкольного возраста.

В военные годы расширилась курсовая подготовка воспитательниц детских садов. В 1914-1915 годах были проведены две сессии краткосрочных курсов по дошкольному воспитанию при Московском народном университете имени Шанявского, привлекшим около 1 тысячи человек.

В результате победы Февральской революции 1917 года, в России было создано Временное правительство, которое не заботилось о расширении сети дошкольных учреждений.

Первые шаги в этом направлении предприняли большевики.

В мае 1917 года при пересмотре Партийной Программы В.И.Ленин выдвинул и обосновал требования полного равноправия женщин, организации охраны материнства и младенчества и общественного дошкольного воспитания детей.

Н.К.Крупская в мае1917 года в тезисах «Школьная муниципальная программа» акцентировала внимание на вопросах организации и содержания воспитания в дошкольных учреждениях. Сама активно участвовала в создании детских садов для детей рабочих в Петрограде.

Несмотря на некоторый общественный подъем, вызванный свержением самодержавия, и широко распространившееся убеждение, что дошкольное воспитание-дело неотложное, Февральская буржуазно-демократическая революция, по существу не внесла ничего нового ни в теорию, ни в практику дошкольного воспитания.

Большевики же с первых шагов своей революционной деятельности выдвинули самые передовые программные требования в области народного образования.

К концу 1917 года в Москве сложились условия для создания системы дошкольного воспитания: была создана сеть разных типов дошкольных учреждений, шла теоретическая и практическая работа по разработке содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста, началась подготовка работников для детских садов, были заложены основы управления дошкольными учреждениями.


Дошкольное воспитание в период 1917 – 1945 г.г.
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларация по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей. В1918г. на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора Константина Николаевича Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. В этом же году при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. Корнилов был убежденным сторонником общественного воспитания. Ему принадлежат работы «Общественное воспитание пролетарских детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и другие. Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогике, они пользовались большой популярностью. В это же время был создан музей по дошкольному воспитанию. Музей ставил своей задачей не только воспроизвести историю развития педагогических систем, но и стать центром сбора, анализа, пропаганды лучших достижений советской дошкольной теории и практики. Директором музея был Ефим Аронович Аркин, он вел большую работу по изучению анатомо-физиологических особенностей дошкольников. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей.

Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования, стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. На нем была поставлена задача создания « сети дошкольных учреждений: яслей, садов и т.п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощение женщины». Основным типом дошкольного учреждения должен был стать сад – очаг с длительным пребыванием в нем детей. Но на съезде разгорелись споры, некоторые дореволюционные деятели считали, что и в Советском государстве воспитание детей дошкольного возраста должно быть отделено от политики, основная его цель – «естественное развитие», главная роль в этом принадлежит семье. Основным типом дошкольного учреждения съезд признал детские сады с шестичасовым пребыванием в нем и очаги с 8-10 часовым пребыванием. Если к концу 1918г. в 192 уездах Советской республики работало около 400 дошкольных учреждений, то в 1920г. – уже 4723 с общим обхватом 254527 детей. В период 1921-1930 существовали следующие типы дошкольных учреждений:

1. Детские дома со смешанными группами детей.

2. Детские сады с 6-ти часовым периодом пребывания детей.

3. Детские очаги с 8-10 часовым периодом.

4. Детские комнаты при жилищных управлениях содержались на средства жилищных органов.

5. Дошкольные учреждения на кооперативных началах. Условия открытия: количество детей не менее 10 человек, наличие специалиста по дошкольному воспитанию.

6. Детские площадки – сезонные, как правило, летние учреждения, продолжительность работы 6-8 часов.

7. Детские комнаты при клубах, работали с 17-18 до 20-21 часа. Число детей посещающих детские комнаты не должно превышать 25 человек.

8. Переходные (от детского сада к школе), или «0» группы, работавшие по 4 часа в день, одновременно посещали такую группу не более 20-ти детей.

Первая «Программа работы детского сада» вышла 1934г., а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств. С 1928 года начал выходить ежемесячный научно – методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40- м годам двадцатого века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.

Война 1941 – 1945гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания. 22 июня 1942г. фашистская Германия вероломно напала на Советский союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений. Несмотря на тяжелое военное и экономическое положение Советское правительство по – прежнему проявляли заботу о нормальной деятельности школы и воспитательных учреждений. Особое внимание уделялось обеспечению нормальных условий жизни воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные районы страны. В начале 1942г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью, согласно которому при облисполкомах создавались особые комиссии, а в районных отделах народного образования вводились должности инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков.

В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилось работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками: эвакуация же масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилилось потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них. Широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возникли новые при воспитательных учреждениях – дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома. В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашисткой авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.

Большое значение для дошкольного воспитания имело принятое в 1944г. постановление СНК СССР о «мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы разных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации. В результате комплексных мероприятий, предпринятых государственными, органами к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень. В дошкольных учреждения большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувство патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии. Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно – практически конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941 - 1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.

В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы.

Особое значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада», содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы. Принятие новых «Устава» и «Руководство…», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития и практики дошкольного воспитания в СССР.



В годы Великой Отечественной войны советская система обучения и воспитания с честью выдержала все тяжелейшие испытания. Она доказала гуманный жизнеутверждающий характер своих ведущих положений, выявив тем самым силу и значимость принципов советского образа жизни.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница