Детские библиотеки Петербурга и пушкинское наследие




страница1/4
Дата05.05.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3   4
Детские библиотеки Петербурга и пушкинское наследие
Людмила Григорьевна Секретарева,

директор Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина, заслуженный работник культуры России, председатель СПб Секции IBBY
Петербургский школьник живет в атмосфере пушкинской культуры. Петербург - город поэта, здесь многое связано с его жизнью и творчеством. Знаменитые пушкинские центры находятся в нашем городе: Музей-квартира на Мойке, музей-Лицей, Пушкинский дом. Появляются новые организации, такие как «Пушкинский центр», «Пушкинский проект». Целый ряд мероприятий в масштабе города ежегодно организуется для школьников.

Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина, уже благодаря своему имени, оказывается вовлеченной в круг событий, посвященных поэту. Программа библиотеки к 200-летию Пушкина вошла составной частью в Федеральную юбилейную программу. Координация и сотрудничество с различными организациями - главное направление в работе библиотеки по пушкинской теме. Более 25 лет дружеские контакты связывают нашу библиотеку с Музеем-квартирой на Мойке. Заинтересованы в этом сотрудничестве с самого начала были обе стороны. Организация и проведение пушкинских лекториев, Дней лицея, Пушкинских чтений стало уже традицией в нашей совместной работе. «Конечно, у библиотеки и музея возможности разные, но когда они соединяются, получается плодотворный творческий союз», - говорит научный сотрудник музея Елена Владимировна Пролет.

В этот творческий союз на базе библиотеки влились артисты, поэты, чтецы, литературоведы. Актер Владимир Рецептер специально для читателей подготовил программу «Пушкин и Грибоедов», которая позднее была записана на студии и выпущена отдельной грампластинкой. Дружба с Пушкинским центром, которым сейчас руководит Владимир Эммануилович, явилась закономерным продолжением наших давних контактов. Подарком Пушкинского центра для читателей стал спектакль «Роман в письмах», представленный на одном из литературных вечеров. В книге отзывов осталась такая запись Владимира Рецептера: «Детская библиотека - мой добрый и давний друг. Она задает мне трудные задачи, заставляет думать, как рассказать о Пушкине... Здесь осваивается какая-то новая форма общения с читателями, слушателями, здесь все связано с завтрашним днем».

Сегодня намечается тенденция укрепления контактов с Пушкинским домом, благодаря участию в совместных проектах. Например, в туристско-образовательной программе для школьников «Пушкин сегодня», инициатором которой является организация «Пушкинский проект». Необычность этой программы - в сочетании просветительской и туристической деятельности. ЦГДБ им. А.С. Пушкина, являясь методическим центром детских и школьных библиотек города, взяла на себя организацию постоянно действующего семинара для педагогов-словесников и школьных библиотекарей по данной программе. Семинарские занятия проводят ученые Пушкинского дома, преподаватели Университета, сотрудники музеев. Богатый материал по дальнейшей работе с пушкинской темой библиотекари и учителя получили на выездном семинаре в Михайловском, организованной совместно с туристической фирмой «Пилигрим».

Вся эта деятельность направлена на то, чтобы привлечь читателя к творчеству Пушкина, помочь ему войти в мир поэта. А задача библиотеки - предоставить фонд, наиболее полную информацию и создать атмосферу, располагающую к чтению и изучению классической литературы.
В 1988 году в библиотеке был открыт Пушкинский зал, определивший дальнейшее направление работы. Зал оформлен картинами художника Бориса Соловьева, окна украсил занавес Валерия Траугота. И главное, для читателей здесь была представлена коллекция пушкинианы - книжный фонд, собранный воедино. Его составляют полные собрания сочинений, программные произведения, ценные и редкие издания, факсимильные издания, книжные миниатюры. Фонд постоянно пополняется, в том числе за счет книжных коллекций и даров. Недавним большим событием для библиотеки стало приобретение Пушкинианы Владимира Мирина (среди которой не только книги, но и экслибрисы, открытки).

Еще одним событием для читателей Пушкинского зала стал подарок Фонда «Наш город» - 23 тома полного академического собрания сочинений А.С. Пушкина, признанного ведущими пушкинистами как уникальный свод практически всего, написанного поэтом. Наша библиотека первой в городе получила это издание, торжественное вручение которого состоялось в Пушкинском доме 5 декабря 1997 года.

С созданием зала изменился стиль комплектования фонда. Мы поняли, насколько важно для читателя держать в руках книгу, изданную сто - сто пятьдесят лет назад, а еще лучше - при жизни поэта. В последний год в фонд библиотеки поступило три прижизненных издания А.С. Пушкина: «Борис Годунов» (1831), «Братья разбойники» (1827), «Руслан и Людмила» (1920).

Создавая такой зал, мы рассчитывали привлечь ребят к самостоятельной работе с пушкинианой. Насколько серьезным будет отношение к написанию сочинения, реферата, конкурсной работы - определял часто сам зал с его фондом. Юные экскурсоводы готовили здесь экскурсии и затем проводили их по Михайловскому и Тригорскому. Наличие специального фонда помогало подросткам в написании конкурсных работ и сочинений.

Из новых форм работы можно отметить «Пушкинский урок в библиотеке», который стал необходимым дополнением к школьной программе по литературе. Его проведение именно в библиотеке продиктовано самой атмосферой зала, уникальной пушкинской коллекцией и библиографической пушкинианой. В распоряжении читателя - картотека «Пушкиниана», которая ведется с 1965 года и насчитывает более трех тысяч документов (с 1997 года она ведется в электронной версии).

Из традиционных форм работы с пушкинской темой выдержал проверку временем Пушкинский лекторий для старшеклассников, особенно для тех, кто решил изучать жизнь и творчество Пушкина более глубоко. Чтобы лекторий стал таким - содержательным и интересным, чтобы завоевал авторитет у читателей, - над его программой работали многие. И в первую очередь - это сотрудники Всесоюзного музея А.С. Пушкина. Лекторий вырос из кружка. Задачи, которые ставили перед собой библиотека и музей - всерьез увлечь Пушкиным и помочь ребятам реализовать себя в жизни профессионально. На занятиях ребята приобретали опыт критических выступлений, а также учились слушать, оценивать друг друга. Участники кружка были достаточно образованными, знающими Пушкина. Позднее потребовался более образовательный характер занятий, и на смену кружку пришел Пушкинский лекторий. Школьник стал получать более точные знания, полную картину времени, эпохи, личности, что было дополнением к школьной программе. Традиционно лектории завершались написанием творческих работ и выступлением на конференции.

С 90-х годов наметился новый взгляд на проведение мероприятий в библиотеке. Это связано с углублением школьных программ по литературе, с созданием профильных гуманитарных классов. Школа взяла на себя более глубокое изучение творчества Пушкина. И организаторы лектория разрабатывают новые темы: «История пушкинских изданий», «Пушкин в изобразительном искусстве». Современному школьнику интересны исторические подробности, факты, отзывы современников.
Ни одно событие, посвященное Пушкину, не проходит мимо участников лектория. Они посещают «Пушкин в памяти поколений», «Современная Пушкиниана», участвуют в праздниках. Об интересной работе лектория говорит тот факт, что многие его участники связали свою жизнь с литературой (Татьяна Вельсман - сотрудник Всесоюзного музея А.С. Пушкина, Андрей Петров - журналист, Елена Былинина - библиотекарь, Юрий Цветов - преподаватель Университета).

Современный подросток более прагматичен в своих запросах, чем его сверстник 80-х. Это во многом обусловлено усложнением школьных программ и престижем хорошего образования. Все это требует от библиотекаря иного подхода к работе с классической литературой. Подросткам предлагаются мероприятия, позволяющие эмоционально почувствовать атмосферу пушкинского времени. Литературное объединение «Пушкинский Петербург», под руководством Ольги Борисовны Томашевской, работает в библиотеке уже два года. Необычная форма занятий привлекает современных школьников: литературные салоны, балы, экзамены в лицее. Им нравится исследовательский характер работы, исполнение ролей современников Пушкина или его литературных героев.

Широкое обращение к детскому творчеству - тоже примета времени. Сейчас, к 200-летию поэта библиотека проводит различные конкурсы. На Пушкинском балу в библиотеке состоится подведение итогов литературного турнира юных поэтов, написавших стихотворение о Пушкине. Лучшие стихи войдут в альманах, а победителей ожидает поездка в Пушкинские горы.

Учитывая психологию современного школьника, библиотека организовала и такой необычный конкурс: «Я на Пушкина похож». Определить сходство с Дельвигом, Натальей Гончаровой, Евгением Онегиным - современниками и литературными героями Пушкина, помогло обращение к изобразительной пушкиниане, представленной в фонде библиотеки. Конкурс заставил его участников по-новому взглянуть не только на свою внешность, но и на свой внутренний мир.

Уже несколько лет в нашей библиотеке с большим успехом проходят библиотечные олимпиады ТВИНК – «Твоя информационная культура». В 1998 г. олимпиада была посвящена знаменитым библиофилам и писателям XIX века, среди которых немало друзей и современников Пушкина. Участниками олимпиады были подготовлены в виде рефератов и сборников «домашние задания». Например, школы Адмиралтейского района представили на олимпиаду совместную работу «Быстрый карандаш», посвященную рисункам Пушкина. Особую праздничность этому мероприятию дали сами ребята, через костюмы пушкинской эпохи воссоздав дух времени. А в юбилейном 1999 году вся олимпиада ТВИНК посвящена великому русскому поэту. Материал об инновационных олимпиадах обобщен и подготовлен к печати в виде коллективной авторской работы.

Именно детская библиотека, как неотъемлемый компонент петербургской культуры, воспитывая юных на истории, традициях, культуре города, способствует повышению уровня общекультурной компетентности детей и подростков.

В контексте мировой классической литературы Александр Пушкин является поистине легендой русской национальной культуры. И не случайно, именно Петербург как носитель и выразитель русской духовной и нравственной идеи придает такое большое значение пушкинской юбилейной дате. Один только перечень городских культурных мероприятий, посвященных юбилею поэта, занимает свыше 100 страниц.

Имя Пушкина много значит для нашей библиотеки. С 1954 года она является методическим центром детских и школьных библиотек города. В системе непрерывного образования, в программах повышения квалификации, на городских учебах и семинарах, проводимых нашей библиотекой, традиционно большое место занимает работа с пушкинским наследием. Отрадно отметить, что в ежемесячной афише культурных событий во все годы значительное место отводилось мероприятиям, связанным с именем великого поэта. Отдел библиотечных инноваций ЦГДБ располагает большим количеством методических разработок и рекомендаций, посвященных Пушкину, составленными библиотекарями-практиками. Среди них - игры, викторины, тематические вечера, литературные утренники… Этими материалами пользуются не только библиотекари и педагоги, но и сами учащиеся (например, чтобы организовать в школе постановку пушкинского вечера). В методической картотеке также выделен специальный блок материалов – «А.С. Пушкин».



В рамках Федеральной пушкинской программы нашей библиотекой были организованы и проведены Дни специалиста для библиотекарей города по теме «Пушкинский юбилей в библиотеке образовательного учреждения». В программе Дня специалиста были следующие выступления:

  • «Федеральная пушкинская программа и детская библиотека»

  • «Методика организации юбилейных выставок»

  • «Поэты пушкинского круга»

  • «Литературно- художественное развитие подростка и пушкинское наследие»

  • «Пушкиниана на страницах периодики». Обзор новых публикаций

  • «Пушкинская речь Достоевского»

Творческим итогом этой работы явился круглый стол директоров детских библиотек города «Пушкин и мировая культура. Литературные чтения», в котором принимали участие специалисты комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга и ученые-пушкинисты.

Понимая важность культурной политики, Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина ещё в 1998 году представила в Комитет по культуре администрации Санкт-Петербурга заявку на разработку проекта «Дети Петербурга и культура». В основе проекта предусмотрена детальная разработка разноуровневых программ, способствующих дальнейшему формированию культурного пространства юного петербуржца. В целях глобализации данного проекта был также сформирован творческий тандем из ведущих специалистов кафедры детской и юношеской литературы - СПб Государственного Университета Культуры и Искусства, профессионалов нашей пушкинской библиотеки и библиотекарей города. Таким образом, можно говорить о рождении в Петербурге неформальной творческой лаборатории ученых, исследователей детского чтения и практиков. А это чрезвычайно важно в условиях социальных перемен.

В рамках данного Проекта уже сегодня сформированы программы многоаспектных и широкомасштабных исследований по пушкинским темам. Среди них: «Детский библиотекарь как носитель культуры», «Влияние социокультурной среды на чтение ребенка», «Сказки Пушкина как стимулятор творчества личности», «Поколение Икс выбирает Пушкина» и другие. Базами научных исследований станут детские библиотеки. О своем участии заявили библиотеки Выборгского, Красносельского, Приморского районов, г. Кронштадта и другие.

Проблемы чтения (или не чтения) классической литературы, а это значит, и Пушкина - предмет раздумий и анализа многих библиотекарей. И если есть определенная традиция и преемственность в работе библиотек с классическим наследием, то все, связанное с именем Пушкина, сегодня, на рубеже веков, становится знаком самой высокой пробы.

Какие они - сегодняшние читатели, слушатели и зрители Пушкина, те, кому сейчас шесть, семь, десять, двенадцать, шестнадцать лет? Это - не праздное любопытство. Уже столетие назад было замечено, что Пушкин - наше все. И если мы теперь потеряем к нему любовь и уважение, то не потеряем ли мы себя?

Специалисты отмечают, что победное шествие масскультуры формирует агрессивное детство, закрывая вечные ценности. Безусловно, многие библиотеки в одном ряду с различными учреждениями выполняют важную миссию приобщения детского населения СПб к высотам национальной культуры. Они соединяют в единый поток уникальное и типичное, расширяя представления читателя-ребенка о мире и человеческой культуре.

Специалисты нашей библиотеки ведут планомерную исследовательскую работу, обобщают и анализируют уникальный опыт, накопленный за несколько десятилетий. Ряд статей, опубликованых в профессиональной печати, связан с изучением, раскрытием продвижением пушкинского фонда к читателю-подростку. В одних – методика организации юбилейных книжных выставок и экспозиций, в других –раскрыты книговедческие и библиографические находки сектора редкой книги. В одной из последних публикаций представлен принцип создания каталога частной коллекции доктора Мирина, как в традиционной, так и электронной версии.

Можно и нужно сегодня говорить о том, как важно сохранить созданные культурные ценности и передать их новым поколениям. В свете новых трансформаций, которые идут в современной культуре, все яснее становится несоответствие идеалов, формируемых культурой и создаваемых нашей реальностью. Думается, что библиотека - как раз то учреждение, которое, соединяя, высокое и обыденное, учит творчеству, воспитывает самостоятельную личность, умеющую неординарно мыслить, тонко чувствовать и адекватно реагировать…

Рассмотрим некоторые примеры. Детские библиотеки города Пушкина, носящего имя великого поэта, отличаются многокрасочной палитрой предлагаемых мероприятий и неистощимым полетом фантазии. Можно упомянуть традиционную интеллектуальную игру для подростков «Царскосельский шарабан», темой юбилейного года которой стал А.С. Пушкин. Кроме этого, отметим литературную гостиную на природе «Зимнее утро» и литературно-музыкальную Пушкиниану «Друзья души моей» (поэты пушкинской поры в музыке) в главной детской библиотеке города Пушкина. Последнее мероприятие проходит под эгидой постоянно действующего клуба «Эстетика», главной целью которого является духовно-нравственное развитие ребенка. Предметом особого внимания в Пушкинском районе являются и самые маленькие читатели. Для них и их родителей в филиале № 2 ЦБС стал традиционным замечательный День семейного отдыха «У Лукоморья дуб зелёный». Там же не без успеха прошел литературно-музыкальный вечер «Моя Мадонна». Тема «Пушкин и Гончарова» больше всего интересует девочек-подростков. Они и оказались наиболее активными участницами и слушательницами мероприятия.

Пушкина нужно знать всего. В этом особый смысл его творчества. Всеобъемлющий и всепроникающий Пушкин действительно больше, чем просто литература. Наследие Пушкина - это жизнезнание, когда равны и равно прекрасны все проявления бытия. Отсюда обостренная ответственность за все то, что делаешь. Мы много и часто говорим об информационной среде, но при любом понимании среды, крайне важно насытить её Пушкиным, чтобы наши читатели находились в постоянном присутствии поэта.

Наверное, не случайно библиотеки большое значение придают комплектованию пушкинского фонда и привлекательным формам раскрытия его для читателей. Пушкиниана занимает достойное место в различных библиотечных экспозициях и весома в книжных собраниях библиотек. Отметим, что в детских библиотеках города создается и библиографическая пушкиниана, в том числе и в электронной версии. Бесспорно, лидером библиографической пушкинианы является наша библиотека, однако, наличие даже небольших баз данных в районных библиотеках - прекрасное средство самостоятельного читательского поиска. Хорошую мобильность отметим в Красногвардейском районе, библиограф которого, используя нашу базу данных, сумел подготовить интересный материал.
Как возродить интерес к классике? Перед детским библиотекарем стоит не простая задача: сохранив чистоту Кастальского источника, не замутить его формальным подходом. И можно сказать, что каждая библиотека ищет и находит «своего» Пушкина. Пушкин настолько разный, что не только каждое время создавало свой образ Пушкина, но можно без преувеличения сказать, что и каждая библиотека создает свое пушкинское пространство, свой макрокосм.

Работа с пушкинским наследием в самом широком смысле слова ведется в библиотеках Петербурга по разным направлениям. Одно связано с выставочной работой, другое - с детским творчеством, то есть с формированием уникальной детской субкультуры, третье - музыкально-литературное и театральное. Таким образом, изобилие массовых мероприятий, проводимых детскими библиотеками, позволяет сформировать масштабную картину, которая дает цельный, а значит, качественно новый взгляд на смысл деятельности детских библиотек.

«Рисуют Пушкина дети Васильевского острова». Под таким девизом уже не первый год здесь проходят конкурсы рисунков. Придавая конкурсу особое значение, устроители в качестве членов жюри пригласили в юбилейном году ректора Петербургской Академии художеств, художников и искусствоведов. Многообразие конкурсов детских рисунков позволяет говорить о появлении в городе уникальной пушкинской коллекции, а в дальнейшем - о виртуальном пушкинском музее детского и юношеского творчества.

Просветительские и образовательные акции, а также разнообразные массовые мероприятия укрупняют проблему гуманитарного просвещения детей и подростков и повышают общекультурную компетентность. Думается, что многие детские библиотекари достаточно давно осознали, чем может быть близок Пушкин современному читателю-ребенку. Ведь вся поэта жизнь - настоящая романтическая повесть, в которой есть все: друзья детства, сохранившие верность друг другу на всю жизнь, вольность «лицейской республики», гонения и ссылки, любовь и дуэли, наконец, трагическая гибель поэта. Современный ребенок, несмотря на подчас справедливые упреки в прагматизме, в душе все равно остается романтиком. Поэтому очень важно личностное отношение ребенка к Пушкину.

Велико разнообразие форм и методов работы с пушкинским наследием. Но из этой пестрой мозаики четко выкристаллизовывается стройная картина. Не забыт фактически ни один аспект жизненного и творческого пути поэта. Велика активность наших реальных и потенциальных читателей Пушкина. Творческие проявления детей находят свое отражение и в рисунке, и в поэтическом творчестве, и в театрализованных постановках, и в играх, викторинах. Это можно подтвердить интересными примерами.

Изостудия «Радуга» экспонирует детские рисунки «Мой Пушкин» на выставке в детской библиотеке города Зеленогорска. Мы уже говорили о подобном опыте в Василеостровском районе. С большим успехом прошла и литературная игра «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Участники показали не только свое знание материала, но и умение артистично и выразительно читать пушкинские стихи, глубоко чувствуя высокую поэзию.



Библиотекарей интересуют индивидуальная реакция читателей на пушкинские произведения, ее обусловленность возрастными, психологическими и социальными причинами, место и роль Пушкина в осознании себя как личности.

Неординарная работа ведется в филиале № 4 нашей библиотеки. Любое мероприятие здесь становиться культурным событием. Сколько такта и тонкости привносят сотрудники в тему «Пушкин»! Приведем лишь несколько примеров: праздник знаний – «В начале жизни школу помню я», пушкинские чтения «Собирайтесь иногда читать мой свиток верный». Ко дню гибели Пушкина прошел диспут «Сохраню ль к судьбе презренье?» Сотрудники библиотеки сумели вдохнуть в старую форму мероприятия новую жизнь и актуальное звучание. Коллективу этой библиотеки в целом присущ нетрадиционный подход: в юбилейном году многие мероприятия проходят по знаком крылатой пушкинской строки.

Задумаемся, как может быть выразителен простой перечень мероприятий, дающий образ необычайно зримый, яркий, мажорный. «Я Вас любил…», «Моя Мадонна», «Прекрасен наш союз…», «Мороз и солнце», «Красою вечною сиять...», «Блеснет любовь...».

Без преувеличения можно сказать, что пушкинский праздник длится в библиотеках круглый год, достигая своего апогея в знаменитые пушкинские даты. И тогда все приобретает особую яркость и звучание: 19 октября (лицейские дни), 10 февраля (день памяти), 6 июня (день рождения поэта). Практически любая детская библиотека Петербурга стремится (через систему своих мероприятий) заполнить дефицит цельного знания личности Пушкина и его творчества.



Современная школа (а библиотека всегда была ориентирована и на образовательную функцию) придает большое значение повышению гуманитарного образования, выдвигая его в одну из актуальнейших проблем. Здесь у библиотекаря сразу же возникает множество вопросов, часто сугубо практических: как пушкинская лексика может повлиять на формирование культуры речи подростка? Как поддержать начинающего поэта-ребенка? Думается, что конкурсы стихов, проводимые в библиотеках (Кировский, Выборгский, Пушкинский и другие районы) обогащают и развивают наших подростков.

Если в этом контексте посмотреть на систему культурных мероприятий и событий в детских библиотеках Петербурга, то можно сказать, что характер этой системы непрерывен и постоянен. Все возрастные категории приобщены к творчеству Пушкина, для каждой из них выбран наиболее оптимальный вариант работы. Самые маленькие охотно рисуют. Взрослея, пишут стихи и серьёзные работы-исследования. Недаром библиотекари охотно готовят бесхитростные детские сборники.

Пушкинский юбилей сегодня - это не просто очередной юбилей поэта, это скорее наше испытание. Сможем ли мы выстоять в переломную эпоху? Детские библиотеки могут сделать и делают многое для этого.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница