Дать характеристику налогов, уплачиваемых банками в современных условиях




страница1/2
Дата06.05.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность вопросов налогообложения банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в республике без опоры на банки не возможна.

Вместе с тем налогообложение банков представляет собой одну из наиболее интересных тем в контексте развития интеграционных процессов в банковском бизнесе. Актуальность вопросов реформирования национальной банковской системы, ее интеграции в мировое банковское сообщество обусловлена переходом к принципиально новым экономическим отношениям. Формирование рыночных отношений и развитие адекватных мер государственного регулирования затрагивает не отдельные стороны финансовой деятельности экономических агентов, а весь комплекс финансово-кредитных отношений в национальном хозяйстве.

На сегодняшний день, в литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них.

Практически полностью отсутствует информация, о доли налоговых платежей собранных с коммерческих банков в общей сумме доходов Государственного бюджета, что довольно-таки затрудняет анализ состояния банковского сектора, а он в настоящее время находится на стадии подъема, и занимает существенную область в экономики нашей страны.

Целью работы является проведение анализа эффективности налогообложения банковских организаций в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:


  • изучить понятие налога и его элементов

  • дать характеристику налогов, уплачиваемых банками в современных условиях;

  • рассмотреть зарубежный опыт налогообложения банков

  • проанализировать состав и структуру налогов в коммерческих банках

  • проанализировать динамику налоговой нагрузки на банковский сектор экономики

  • определить проблемы налогообложения в банковской сфере и направления его совершенствования

Предметом исследования является налогообложение коммерческих банков в Республике Беларусь.

Объектом исследования выступают законодательные акты в области налогообложения, а также финансово-экономические показатели деятельности банковского сектора Республики Беларусь.

Методологической основой исследования стали диалектический, и системный подходы, позволяющие исследовать проблему в целом и отдельные ее вопросы в динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности. В рамках системного подхода в курсовой работе использовались методы сравнительного, логического, статистико-математического анализа, а также графического моделирования изучаемых процессов. В процессе исследования также нашли применение такие общенаучные методы и приемы как анализ и синтез, сравнение и др.

Теоретической основой курсовой работы послужили нормативно-правовые акты в области налогообложения, такие как Налоговый кодекс Республики Беларусь, пояснения и комментарии Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Также в работе использовались разнообразные фактические материалы — годовые отчеты коммерческих банков, статистические материалы Национального Банка Республики Беларусь. При подготовке работы были изучены работы следующих авторов: М.Л. Бутыльков, Е. Ю. Жидкова, О.А.Карякина, Л.М.Барсегян, Н.А.Прокопович, А.М. Ковалева, А.В. Татаринцев и др., а также использованы различные ресурсы удаленного доступа.



Автор работы подтверждает, что приведенный материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого явления, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические и методологические положения и концепции подтверждаются соответствующими ссылками на научные труды.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


    1. Понятие налога и его влияние на финансовые результаты деятельности банка

По мере развития рыночного хозяйства возникали и множились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственного вмешательства.

Государственное регулирование в современных условиях решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в экономической и социальной сферах. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, социальная политика, поддержание внешнеэкономического равновесия. Одним из основных методов государственного воздействия являются налоги и налоговая политика [1, с.11].

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства [2, с.12].

По своей экономической природе установление налогов носит односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не вызывает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридиче-ских лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом. Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, - с другой [3, с.11].

В практике налогообложения используются следующие обязательные элементы налогов:

Существует несколько схожих понятий налогообложения, рассмотрим некоторые из них:



Налогообложение - (англ. taxation) - законодательно установленный порядок взимания налогов [4].

Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами [5, с.65].

Налоговый кодекс Республики Беларусь трактует понятие налога следующим образом:



Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [6].

Субъект налога (плательщик) - это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.

Объект налога – это предмет, действие или явление, которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом. Т.е объектом налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; стоимость, добавленная обработкой; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, продажа, и др.); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности и иные объекты [4].

Источник налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.

Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.

Налоговая нагрузка - это общая величина налоговой суммы.

Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.

Уплата налога – это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд [5, с.66].

Срок уплаты налога - срок, в который уплачивается налог, устанавливается в соответствии с законодательством.

Денежные санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства;

Административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;

Финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие запрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства [3, с.19].

Следует также отметить, что налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль; ресурсные платежи; налог на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и другие налоги).

После рассмотрения основных элементов налогообложения, можно сказать, что в общем смысле налог можно определить как механизм экономического воздействия на общественное производство, его структуру, динамику, размещение и пр. С его помощью можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, и развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; способствовать снижению издержек производства и обращения, повышению конкурентоспособности национальных предприятий и организаций на мировом рынке. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть. Государственное регулирование экономики прежде всего определяется воздействием на ее отдельные сегменты, и одним из таких сегментов является банковская система, и соответственно банковская деятельность.

В любой налоговой системе банки всегда занимают особое положение. Это обусловлено тем, что во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех действующих лицах:



  • во-первых, непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;

  • во-вторых, как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

  • наконец, в третьих, как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет) [7, с.1-2].

Согласно Банковского кодекса Республики Беларусь, банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли [8]. Вся хозяйственная деятельность коммерческого банка – осуществления банковских сделок – носит название уставная деятельность. Ее проведение требует от коммерческого банка значительных затрат, но кроме затрат возникают доходы, как результат деятельности коммерческого банка. Результатом сопоставления доходов и затрат есть финансовый результат уставной деятельности, которая выступает в виде прибыли или убытков.

При этом, чем меньше сумма налогов, тем больше остающийся в собственном распоряжении объем финансовых средств; чем позже налоги уплачены в бюджет, тем дольше деньги остаются в обороте и приносят доход. Таким образом, снижение величины налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение чистой прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика. Кроме того, результаты анализа налоговых платежей могут использоваться в целях финансового и оперативного анализа. Дело в том, что налоговые отчисления, исходя из их экономического существа, представляют собой затраты банка и большинство налогов при этом участвуют в формировании себестоимости его продуктов и услуг.



Поэтому, помимо организации управления целостными налоговыми потоками банка, уменьшения посредством снижения налоговой базы по конкретным налогам абсолютного показателя в виде денежных выплат, налоговых изъятий, достижения приемлемого уровня показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости, большое значение приобретает анализ налоговых затрат с точки зрения коррекции структуры издержек производства в целях достижения задач финансового менеджмента.

Таким образом, налоги являются одним из важнейших инструментов рыночной экономики. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой национальный бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, социальную и политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и, в этом смысле, налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.
1.2 Зарубежный опыт налогообложения банковской деятельности
Доминирующая в настоящее время в мировой практике модель построения налоговых систем не предполагает специального режима обложения финансовых институтов. В то же время легко можно выделить особые случаи, когда существенного уточнения требует определение налоговой базы финансовых институтов (по ряду налогов). Прежде всего, это касается подоходных налогов, уплачиваемых финансовыми институтами и налогов на потребление.

В налогообложении за рубежом большое внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности. Одним из видов налогового стимулирования является законодательное разрешение оказания таких видов услуг, которые позволяют инвесторам сокращать свои личные подоходные налоги. Применение подобных правил о подоходном налогообложении в отношении финансовых институтов обычно не унифицировано. Финансовые институты могут предлагать некоторые виды финансовых продуктов, доход по которым полностью освобожден от налогообложения, тогда как в других случаях уплата налога на инвестиционный доход только откладывается. Они также имеют возможность предлагать депозиты или облигации, процентный доход по которым освобожден от налогообложения. Финансовые институты вправе предлагать пенсионные сберегательные счета, уплата налога на доход по которым откладывается до его закрытия после ухода на пенсию (аналогично по полисам страхования жизни) [9].

Для современной практики налогообложения коммерческих банков в развитых странах мира характерны следующие особенности:


  • низкая удельная доля налогов в доходах бюджета, уплачиваемых предприятиями (в т.ч. банками);

  • применение единого налога на прибыль для предприятий и банков;

  • полное или частичное освобождение от обложения подоходным налогом и налогом на прибыль процентов по займам, полученным физическими и юридическими лицами.

Традиционно корпорационный налог и прочие налоги на прибыль компаний, включающие все виды обложения прибыли компаний на центральном и местном уровнях и основанные на изъятии по определенным ставкам чистой облагаемой прибыли, рассматриваются как основная форма налогового изъятия [10].

Рассмотрим налогообложение банков различных стан.

В США банки облагаются налогом на корпорации. Особенностью применения одного корпорационного налога является то, что он является общим для банков и предприятий. Возможность применения единого налога объясняется использованием общих принципов для расчета налога на прибыль компаний и банков. В первую очередь, это относится к системе вычетов из выручки, применяемой для расчета налогооблагаемой базы. Основными вычетами по корпорационному налогу являются: заработная плата работников, расходы на ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные налоги (региональные и местные), проценты за кредит, амортизация, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных бедствий, благотворительные взносы и др. Из них наибольшее значение имеют:


  • амортизационные отчисления

  • расходы на создание резервов и фондов

  • расходы на покрытие убытков

При расчете налогооблагаемой прибыли банков из нее исключаются проценты, получаемые по правительственным облигациям, хотя и не в полной сумме, а по определенной норме. Доходы от государственных облигаций, выпущенных правительством США до 4 августа 1998 года, исключаются банками в размере 20 процентов, а после указанной даты - 10 процентов [9].

Главной задачей амортизационных отчислений является обеспечение полной замены капитальных активов по истечении срока их жизни, рассчитанного с учетом физического и морального износа. Кроме амортизационных отчислений в издержки включаются вычеты на создание целого ряда резервов и фондов: на обесценение запасов, на сомнительных должников, на будущие убытки и т.д., всего более 15-25 видов вычетов.

Следует отметить, что наиболее широкое применение резервные фонды получили в Германии. Резервные фонды в Германии создаются с целью компенсации возможных убытков и потерь, связанных с изменением экономической ситуации. касается отчислений на случай возникновения непредвиденных финансовых обязательств, убытков и т.п., а также отчислений в пенсионные фонды, которые находятся в долгосрочном пользовании компаний и фактически представляют долгосрочное вложение резервного капитала. Рост отчислений в резервные фонды ведет к уменьшению размеров облагаемой прибыли.

В случае появления операционных убытков большинство стран предоставляет возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль как за последующие периоды, так и за предшествующие. Например, в США после реформы 1986 г. операционные убытки могут быть распределены на три предшествующие года и пятнадцать последующих. В отношении косвенных налогов для большинства стран характерно освобождение от налогообложения банковских, страховых и финансовых услуг [11].

Важная особенность налогообложения американских банков - альтернативный минимальный налог, введенный в 1986 году. Он взимается в размере 20 процентов к сумме, состоящей из двух компонентов обычного облагаемого дохода, увеличенного на сумму налоговых льгот и половины суммы превышения дохода над облагаемым доходом с учетом налоговых льгот. При этом, если сумма альтернативного налога выше суммы обычного налога, то взимается большая сумма. При определении минимального альтернативного налога операционные убытки исключаются только на 90% обязательств. Операционные убытки должны быть уменьшены на сумму налоговых льгот, когда возникли убытки.

При этом некоторые штаты предоставляют банкам особые льготы по подоходному налогу, в других для банковских учреждений действуют специальные правила налогообложения. В нескольких штатах принята унитарная налоговая структура, т.е сделана попытка учесть совокупный доход, включая доход от зарубежных операций, что вызывает серьезные споры и критику. Капиталовложения национальных банков в штатах обычно исключены из налогообложения [12, с. 65].

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что степень налогообложения в Европе выше, чем в США. так, удельный вес обязательных отчислений по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) в США составляет около 30 процентов, в Канаде - 31-34 процентов, во Франции, Австрии, Дании, Бельгии, Нидерландах, Швеции их доля превышает 40 процентов, а в Германии составляет 37-38 процентов [9].

Французы предпочитают косвенные налоги. Ставка НДС равна 18,6 процентов или 5,5 процентов, однако существует перечень услуг, которые не являются объектами налогообложения. Банки из двух налогов (НДС и подоходный) могут выбрать только один. Акционерные общества в отличие от других форм собственности уплачивают налог на прибыль. Во Франции филиалы несут полную ответственность, поэтому и прибыль облагается обычно отдельно по каждому филиалу акционерного общества. Консолидация разрешена только если головная фирма владеет 95 процентов акций филиалов [12, с. 83].

В Великобритании налог на добавленную стоимость впервые был введен в апреле 1973 года. Первоначально ставка была равна 10 процентам, сейчас в этой стране существуют две ставки налога: стандартная - 15 процентов и льготная - 0 процентов. Через механизм делегирования законодательства Казначейства в определенных случаях вправе изменить ставку НДС на 25 процентов от существующей (то есть уменьшить до 11,25 процента или увеличить до 18, 75 процента).

В Германии налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компаний, причем ставка налога на нераспределенную прибыль - 50 процентов, а на прибыль направленную на выплату дивидендов - 36 процентов. Важной особенностью налогообложения банков является то, что проценты, полученные за предоставленные кредиты, налогами на доходы корпораций не облагаются [9].

Нововведением в налогообложении банков является предложение о введении налога на балансовые активы банков. Европейская тройка – Франция, Германия, Великобритания - налог уже вводит. В отличие от других европейских государств, новое правительство во главе с Дэвидом Кэмероном уже объявило о размере ставки на активы банков. Они составят 0,04% в 2011 году, а в 2012 году увеличатся до 0,07% [13].

Таким образом, Великобритания выручит $3,1 млрд, что, разумеется, не мало. Но не так уж и много, если учесть, что за последние 1,5 года страна отдала 2,2 трлн. долларов для поддержки финансовой системы Дж.Осборн разъяснил, какие активы будут подлежать обложению новым налогом, и отметил, что налоговый режим будет более либеральным для малых банков [14].

Германия планирует собрать за счет нововведения 1-1,2 млрд евро. Со следующего года во Франции также появится налог на банковскую деятельность. Бюджет страны 2011 года будет формироваться с учетом нового налога.

Вырученные средства призваны снизить риски тех крупных учреждений, что являются "too big to fail" — слишком большими, чтобы лопнуть. Значит, в первую очередь деньги пойдут на спасение крупнейших банков – с них и спрос. Merrill Lynch, один из лидеров мирового инвестиционного банкинга, подсчитал, что крупные британские банки Barclays и HSBC заплатят около $ 555 млн, шотладнский RBS - $540 млн, гонгконгский Standard Chartered - $135 млн. Ставки и другие условия налогообложения в каждой из стран могут отличаться из-за местных особенностей финансовой системы. Однако все они вступят в силу со следующего года. США - пока только обсуждают идею налога, не включая ее в пакет реформирования финансового регулирования. Администрация Барака Обамы предлагала ввести налог по ставке сравнительно большой - 0,15%. А те страны, чья экономика не пострадала во время кризиса, то есть Бразилия, Австралия, Канада, а также Россия – решили не трогать своих банкиров [13].

Таким образом, современная экономическая ситуация вынуждает принятие соответствующих решений в области налогообложения для поддержания экономики страны, в том числе банковской системы. Решение правительств стран, представляющих три крупнейших экономики Европы, на дополнительное налогообложение банков, это попытка создания некого страхового фонда. Государства в случае возникновения крупных финансовых кризисов в будущем хотят делить ответственность за случившееся вместе с финансовым сектором, а не взваливать все риски, все издержки на себя. Создание специального фонда для ликвидации форс-мажорных ситуаций – это решение, продолжающее тенденцию по ужесточению регулирования за деятельностью финансовых институтов.

Вывод: В данной главе рассмотрены понятие налога и его элементов, влияние налогов на финансовые результаты деятельности банков, а также особенности налогообложение банков зарубежных стран, таких как США, Франция, Германия.


2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ состава и структуры налогов, уплачиваемых банками в Республике Беларусь
Эффективное функционирование банковской системы в условиях рыночной экономики во многом зависит от организации в банках налоговой работы. Для успешного построения надежной банковской системы очень важен процесс оптимизации налоговой нагрузки, который позволит перечислять в бюджет оптимальную сумму налогов, чтобы оставшуюся в распоряжении прибыль направлять на развитие банковского бизнеса. С этой целью необходимо проведение постоянного мониторинга влияния налогообложения банков как на их хозяйственную деятельность, так и на деятельность обслуживаемых ими организаций [15].

Рассмотрим основные виды налогов, уплачиваемых банком в соответствии с действующим законодательством (приложение А). Также уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, ставка 34% от фонда оплаты труда, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Рассмотрим подробнее данные налоги. В соответствии со статьей 94 п. 1.37.1 – 1.37.5 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь от налога на добавленную стоимость освобождаются операции банков по:


  • предоставлению кредитов (займов), гарантий или иных видов обеспечения по кредитам

  • финансирование под уступку денежного требования (факторинг);

  • акцепт векселя, продажа векселя с отсрочкой оплаты;

  • овердрафт по счетам клиентов, включая счета банков;

  • размещение денежных средств в форме межбанковского депозита, размещение обязательных резервов в Национальном банке Республики Беларусь, остаток по корреспондентскому счету, другим счетам до востребования банка, карт-счетам;

  • все виды вознаграждений, полученных от указанных операций (проценты, включая повышенные, комиссионное вознаграждение, плата, дисконт, неустойки (штрафы, пени) и др.).

  • ведению текущих (расчетных), вкладных (депозитных) или иных счетов, а также операций, непосредственно связанных с денежными переводами, долговыми обязательствами.

  • обращению белорусских рублей или иностранной валюты, если такие операции не осуществляются в целях нумизматики, не связаны с реализацией иностранной валюты Национальному банку Республики Беларусь или банку другого государства изготовившей ее организацией и не являются предметом услуг по хранению, перевозке или инкассации иностранной валюты.

  • осуществлению прав требования по кредитным договорам на основании договоров цессии (уступки требования)

  • отчуждению драгоценных металлов в виде банковских и мерных слитков банкам, физическим лицам

Т. е. основным видом операций, облагаемым НДС является активный лизинг (в соответствии со статьей 93 п. 1.1.5). Данный налог относится на себестоимость банковских продуктов и услуг.

Налог на развитие территорий относится к числу местных налогов и сборов. Он взимается в порядке, установленном на территории административно-территориальной единицы по месту нахождения организации, т.е в данном случае банка. Сумма сбора на развитие территорий исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Налоговым периодом сбора на развитие территорий признается календарный год.

Говоря о налоге на недвижимость следует отметить, что суммы налога на недвижимость включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, кроме сумм налога на недвижимость, исчисленных со стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства [6].

Рассмотрим также налог на прибыль. В соответствии с Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь, суммы данного налога уплачиваются из прибыли банка.

Рассмотрим количественный показатель данного налога в целом по банковскому сектору Республики Беларусь (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Налог на прибыль, млрд. руб.





январь-июнь 2008

январь-июнь 2009

январь-июнь 2010

Прибыль

(до выплаты налогов)



530,7

791.7

1 013.4

Налог на прибыль

128,6

199.4

206.9

Прибыль (убыток)

402,1

592.3

806.5

Примечание – Источник: [16].
По данным таблицы видно, что наблюдается тенденция увеличения налога на прибыль, что напрямую связано с его налоговой базой – прибылью банковского сектора экономики. Т.к данные показатели имеют прямо пропорциональную зависимость, то при рассмотрении динамики прибыли до уплаты налогов, налога на прибыль и чистой прибыли их графики будут иметь схожий вид (рисунок 2.1- 2.3). Рассматривая динамику прибыли банка (до выплаты налога), отметим, что с начала 2010 года данный показатель увеличился с 565,1 млрд. руб. до 1013,4 или на 79,33%, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – на 28%. Что касается налога на прибыль, то с начала года он увеличился на 54,75%, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – на 3,76%. Чистая прибыль банковского сектора увеличилась на 86,95% по сравнению с началом 2010 года, а по сравнению с июнем 2009 года – на 36,16%, что свидетельствует о повышении эффективности работы банковского сектора экономики.




Рисунок 2.1 – Динамика прибыли банковского сектора до выплаты налога, млрд. руб.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [16].









Рисунок 2.2 – Динамика налога на доходы банковского сектора, млрд. руб.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [16].









Рисунок 2.3 – Динамика чистой прибыли банковского сектора, млрд. руб.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [16].



Также подробнее рассмотрим динамику данного налога на примере ОАО “АСБ Беларусбанк” с 2006 по 2010 год (рисунок 2.4).




Рисунок 2.4 – Динамика налога на прибыль с 2006 по 2010 год

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [17].


Проанализировав данную диаграмму, отметим, что в целом в 2009 году наблюдался рост налога на прибыль до 3 квартала, который являлся точкой максимума данного показателя на рассматриваемом промежутке с 2006 по 2010 год и составлял 75670,8 млн. бел. руб., но к началу 2010 года он снизился до 34848,2 или на 53,95%. На протяжение 2010 года наблюдалось относительное постоянство данного показателя и к 3 кварталу 2010 года он составлял 34292,6 млн. бел. руб., т.е по сравнению с началом года он снизился на 1,59%.

Т.к налог на прибыль уплачивается непосредственно из валового дохода ОАО “АСБ Беларусбанк”, то его динамика имеет схожую тенденцию. Рассмотрим также динамику чистой прибыли, т.е прибыли после уплаты налогов. (рисунок 2.5).





Рисунок 2.5 – Динамика полученной прибыли ОАО "АСБ Беларусбанк" за 2006-2010гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [17].


На данном графике видно, что наибольший показатель чистого валового дохода или чистой прибыли банка наблюдается в 3 квартале 2010 года. Он составлял 328266,7млн. бел. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года он увеличился на 179762,1 млн. бел. руб. или более чем в 2 раза, что свидетельствует о положительной тенденции роста прибыли банка.

Рассмотрим также динамику налога на прибыль и чистой прибыли банка внутри каждого года (рисунок 2.6- 2.7).




Рисунок 2.6 – Динамика налога на прибыль

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [17].









Рисунок 2.7 – Динамика прибыли

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [17].


Проанализировав данные гистограмм, заметим, что начиная с 2008 года наибольшие количественные показатели налога на прибыль приходятся на октябрь, и наибольшие показатели прибыли банка также приходятся на октябрь. Данная тенденция может объясняться тем, что начиная с июля в экономике страны наблюдается рост количества материальных благ, что связано с естественными природными факторами, т.е увеличивается покупательная способность денежных средств, а значит увеличиваются реальные доходы населения. Соответственно возрастает количество свободных денежных средств, привлекаемых в банковский сектор экономики, что дает возможность увеличивать и объемы активных операций банков, приносящих прибыль.

В целом же происходящие в Республике Беларусь в области реформирования системы налогообложения перемены позитивно сказываются на деятельности коммерческих банков. Начиная с 2006 года, к коммерческим банкам в Республике Беларусь применяется общий режим налогообложения, как и ко всем прочим субъектам хозяйствования. До 2006 года коммерческие банки республики являлись плательщиками налога на доходы, по которому была установлена ставка в размере 30 %, при этом удельный вес этого налога в структуре всех уплачиваемых банками платежей составлял более 65 %. Начиная с 1 января 2006 года банки Республики Беларусь являются плательщиками налога на прибыль со стандартной ставкой в 24 %. При этом произошли ярко выраженные сдвиги в структуре уплачиваемых налоговых платежей: так, доля налога на прибыль в общем объеме составляет порядка 48 %, налога на доходы (по операциям с ценными бумагами вплоть до 01.04.2008 был сохранен налог на доходы со ставкой в 40 %) – около 6,7 % [17, с. 106-111].

Рассмотрим также структуру налоговых платежей, уплачиваемых банками (рисунок 2.8).







Рисунок 2.8 – Структура уплаченных налогов банками

Примечание – Источник: [18].


В связи с переводом банков на общий режим налогообложения значительно увеличилась сумма прибыли, остающаяся в распоряжении банков, что дало возможность ОАО “АСБ Беларусбанк” увеличить размер собственного капитала, нарастить собственные уставные фонды. Значительно увеличились показатели активов и прибыли банка (приложение Б, таблица 2.2).



Таблица 2.2 - Сведения о совокупном доходе в млн. рублей


Наименование статьи

2009 г.

2008 г.

Прибыль за отчетный период

306 310.7

207 895.9

Прочие компоненты совокупного дохода за отчетный период, в том числе:

27 291.6

78 482.6

переоценка основных средств

26 314.4

77 357.0

переоценка незавершенного строительства и неустановленного оборудования

977.2

1 125.6

переоценка ценных бумаг

0.0

0.0

переоценка инструментов хеджирования

0.0

0.0

переоценка прочих статей баланса

0.0

0.0

ИТОГО совокупный доход за отчетный период

333 602.3

286 378.5

Примечание – Источник: [19].
Таким образом, тенденция наблюдаемая на примере ОАО “АСБ Беларусбанка” соответствует общей тенденции развития банковского сектора Республики Беларусь.
2.2 Анализ налоговой нагрузки на банк
Рассмотрим определение самой экономической сущности понятия “налоговая нагрузка”. В своей работе “Теоретические начала определения налоговой агрузки и уровня налогообложения” А. Соколовская интерпретирует понятие налоговой нагрузки как эффект влияния налогов на экономику в целом и на отдельные группы плательщиков, связанные с ограничениями, возникающие в результате уплаты налогов и отвлечения от других направлений использования [20, с. 4].

В Современном экономическом словаре под налоговой нагрузкой понимается бремя, налагаемое любым платежом [21].

Эффективное функционирование банковской системы в условиях рыночной экономики во многом зависит от организации в банках налоговой работы. Для успешного построения надежной банковской системы очень важен процесс оптимизации налоговой нагрузки, который позволит перечислять в бюджет оптимальную сумму налогов, чтобы оставшуюся в распоряжении прибыль направлять на развитие банковского бизнеса.

Реформирование системы налогообложения коммерческих банков в Республике Беларусь относится к мероприятиям по реализации налоговой реформы, намеченной на 2006-2010 годы. Реформой предусмотрено, в частности, снижение налоговой нагрузки в различных отраслях экономики (в том числе и в финансово-кредитном секторе), что в комплексе с другими мерами, такими как повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы способны привести к устойчивому экономическому росту всей национальной экономики. Происходящие в Республике Беларусь в области реформирования системы налогообложения перемены позитивно сказываются на деятельности коммерческих банков.

Как уже отмечалось выше, к числу основных налогов налогов банка можно отнести налог на прибыль, который в среднем занимает 48,97 % в структуре налогов, суммарная же доля прочих налогов, таких как налог на недвижимость, земельный налог, налог на развитие территории, экологический налог, невелика, поэтому серьезного влияния на эффективность формирования финансовых результатов работы банка не окажут.

Учитывая вышеизложенное, сущность налоговой нагрузки банка можно определить как эффект влияния налогов на финансовые потоки банка и формирование его ресурсной базы.

Еще в 2008 году Национальный банк Республики Беларусь обратился в правительство с предложением дальнейшего снижения налоговой нагрузки на коммерческие банки. Данная инициатива НБРБ обусловлена более высоким уровнем налоговой нагрузки на белорусские банки по сравнению с объемом налогов, которые уплачивают крупнейшие мировые банки.

Так, на 1 января 2006 года налоговая нагрузка на коммерческие банки в Республике Беларусь составляла 25,85%, в то же время, по данным НББ, налоговая нагрузка для Barclays Bank (Великобритания) составила 8,28%, UBS (Швейцария) - 5,93%, BNP Paribas (Франция) - 9,54%, Royal Bank of Scotland Group (Великобритания) - 11,01%, Credit Agricole (Франция) - 2,15%, АКСБ "Сбербанк" (Россия) - 9,84%, ОАО "Газпромбанк" - 11,7% [22].

Высокая налоговая нагрузка снижает конкурентоспособность белорусских банков, полагают эксперты Нацбанка. Незначительный объем средств, остающихся в их распоряжении не позволяет банкам наращивать собственный капитал, внедрять передовые управленческие и информационные технологии [23].

При этом в 2007 году наблюдалась тенденция к снижению налоговой нагрузки на банковский сектор, и на 1 октября она составляла 18,49%.

Рассмотрим динамику коэффициента налоговой нагрузки по налогу на прибыль (К нпр) в целом по банковскому сектору Республики Беларусь с 2008 по 2010 г. (таблица 2.3), если будем считать, что данный коэффициент определяется соотношением суммы уплаченного налога на прибыль к валовому доходу (или прибыли до уплаты налогов).


Таблица 2.3 – Коэффициент налоговой нагрузки по налогу на прибыль


Рассматриваемый период

Количественный показатель К нпр

январь- март 2008

0,22994173

июнь 2008

0,2423215

сентябрь 2008

0,245155154

декабрь 2008

0,262753814

январь- март 2009

0,245476882

июнь 2009

0,2518631

сентябрь 2009

0,270218658

декабрь 2009

0,25363167

январь - март 2010

0,236595293

июнь 2010

0,2041642

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [16].
Для большей наглядности рассмотрим графическое представление динамики данного показателя (рисунок 2.9).





Рисунок 2.9 – Динамика коэффициента налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [16].


  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница