Cтратегическое планирование в сша: новые подходы1




Скачать 108.72 Kb.
Дата26.04.2016
Размер108.72 Kb.

Cтратегическое планирование в США: новые подходы1


В 2007 г. Национальная ассоциация губернаторов США (NGA) разработала и провела официальную презентацию стратегической инициативы ”Инновационная Америка”2, нацеленной на усиление конкурентоспособности Соединенных Штатов в глобальной экономике на основе повышения способности регионов к инновациям.

Стратегическая инициатива ”Инновационная Америка” дает ответы на следующие вопросы:



  • Как создать хорошие рабочие места

  • Как способствовать росту экономики на уровне отдельных штатов

  • Как повысить конкурентоспособность штатов и страны в целом

Образованная в 1908 г. Национальная ассоциация губернаторов является одной из наиболее влиятельных общественных политических организаций. NGA предоставляет губернаторам широкий спектр услуг: от представительства их интересов в Конгрессе США и в администрации президента до разработки и помощи в реализации инновационных проектов.

Для реализации стратегической инициативы ”Инновационная Америка” NGA создала специальную комиссию, состоящую из губернаторов, представителей научного и делового сообществ. Комиссия разрабатывает инновационные образовательные и экономические стратегии, занимается распространением передового опыта с тем, чтобы каждый штат и страна в целом были наилучшим образом подготовлены к конкуренции на мировой экономической арене.

Задача стратегической инициативы ”Инновационная Америка” состоит в том, чтобы вооружить губернаторов штатов инструментами, необходимыми для содействия развитию предпринимательства, улучшения качества математического и научного образования, лучшей координации систем послешкольного образования, разработки региональных инновационных стратегий.

Главная цель Инициативы заключается в следующем: создание рабочих мест с высокой заработной платой и повышение жизненного уровня.



Инновационная инициатива нацелена на то, чтобы дать ответ следующим вызовам, стоящим перед современной Америкой.

  • Подъем экономики азиатских стран и других государств, ориентированных на развитие технологий, представляющий в долгосрочной перспективе угрозу для обрабатывающих отраслей американской экономики.

  • Потеря США лидерства в области инноваций и производства продуктов с высокой добавленной стоимостью.

  • Реализация активных стратегий инновационного промышленного развития другими странами.

  • Глобальная конкуренция, осложняющая задачу штатов по сохранению и увеличению числа организаций с высокими заработной платой и добавленной стоимостью.

  • Невозможность конкурировать с высококвалифицированными низкозарплатными экономиками других стран на основе традиционных методов снижения затрат.

  • Нехватка квалифицированных работниках, способных адаптироваться к технологическим изменениям и растущему рыночному спросу в условиях стремительных технологических изменениях и возросшей международной конкуренции.

  • Отсутствие системы сбалансированных инвестиций в образование, НИОКР и предпринимательство, необходимых для инновационной экономики.

  • Отставание по необоронным НИОКР от основных конкурентов США - Японии и Германии.

  • Несоответствие структуры подготовки в американской средней школе требованиям инновационной экономики.

Пока США не реагируют на эти вызовы так, как должны. По мнению экспертов Всемирного экономического форума самой конкурентоспособной страной мира стала Швейцария, опередив по этому показателю США, которые опустились на 2-е место из-за "ослабления финансовых рынков и макроэкономической стабильности".1 В пятерку лидеров входят также Сингапур, Швеция и Дания. В первой десятке по-прежнему преобладают европейские страны, туда попали Финляндия (6), Германия (7) и Нидерланды (10).

Поэтому Инициатива и нацелена на то, чтобы активизировать работу губернаторов штатов по созданию хороших рабочих мест, на переосмысление участия штатов в этом процессе и на оценку роли инноваций в данном процессе. Именно инновации позволят экономике США продолжить свой рост, а гражданам - повысить уровень жизни.

В США накоплен ценный опыт партнерства власти и гражданского общества в решении стратегических задач развития, который и предполагается использовать при реализации Инновационной инициативы.

Задачи отдельных штатов в рамках Инициативы:

Штаты ответственны за два направления стимулирования экономического развития.



  • активное партнерство с федеральным правительством в подготовке условий на территории штата для экономического роста.

  • определение конкурентных преимуществ штата и формирование на их основе политики местного инновационного развития штата.

В новой глобальной экономике все больше регионов США не могут далее опираться на прежние стратегии, состоящие в постоянном снижении затрат и использовании стимулов для перемещения заводов или офисов в другие штаты. Даже регионам с невысокими затратами проигрывают в конкурентной борьбе со странами, в которых заработная плата и стоимость земли существенно ниже соответствующих показателей США. Поэтому сегодня необходимо искать конкурентные преимущества в области начальных этапов производственного цикла и стимулировать новую предпринимательскую деятельность, либо помогать существующим фирмам в проведении реальной глубокой модернизации.

Инновационная инициатива формирует девять стратегических направлений, по которым должны работать региональные власти:



  • формирование у предприятий стимулов для развития, основанных на принципах инновационной экономики;

  • соинвестирование в инфраструктуру инноваций;

  • соинвестирование в сферу подготовки кадров и повышения квалификации работников;

  • содействие развитию предпринимательства;

  • поддержка промышленных кластеров;

  • снижение затрат бизнеса без снижения уровня жизни;

  • помощь в повышении производительности;

  • пересмотр мер по развитию экономики;

  • привлечение федеральной помощи.

То есть главной задачей региональных властей является создание хозяйственного климата на территории, способствующего поддержке технологических перемен, предпринимательского духа и поощряющего приобретение знаний и повышение квалификации.

Для оценки степени инновационности экономики штатов используются следующие группы показателей, отражающих основные признаки ”новой экономики”:



  • Рабочие места, требующие современных знаний: занятость в сфере ИТ вне ИТ-отрасли; позиции, занимаемые руководителями, профессионалами и техниками; уровень образования работников; уровень иммиграции квалифицированных работников; занятость в производящих секторах с высокой добавленной стоимостью; занятость в секторе высокооплачиваемых межрегиональных услуг.

  • Глобализация: экспортная ориентация производства и сектора услуг, размеры иностранных прямых инвестиций.

  • Экономическая динамика: количество быстро растущих компаний (”газелей”); степень текучести кадров; количество фирм, входящих в списки Deloitte Technology (включающие исключительно быстро растущие фирмы, или ”супер-газели”); стоимость первоначального размещения акций (IPO) компаний; количество предпринимателей, организующих новое производство.

  • Цифровая экономика: процент населения, пользующегося Интернетом; количество регистраций имен интернет-доменов; информационные технологии в школах; степень, использование региональными и местными властями ИТ для оказания услуг; степень использования Интернета и компьютеров фермерами; доступ населения и бизнеса к широкополосным телекоммуникациям.

  • Инновационные возможности: количество рабочих мест в высокотехнологичных отраслях, доля научных сотрудников и инженеров в общей численности занятых, количество выданных патентов, инвестиции в НИОКР, активность венчурного капитала.

С помощью этих показателей региональные власти могут оценить состояние экономики каждого из штатов с позиций ”новой экономики”, то есть определить место своего штата в экономике страны, а также инновационные возможности и имеющийся потенциал.

Дальнейшая разработка стратегии развития регионов должна быть основана на проведенном анализе.

Подобная ”инвентаризация” очень полезна при определении стратегии развития любого штата.

Основные подходы к региональным стратегиям экономического развития для инновационной экономики заключаются в следующем.

Стратегии развития в условиях ”старой экономики” были ориентированы на рост и привлечение капитала на предприятия и в другие элементы инфраструктуры. Предприятия стремились к тому, чтобы производить больше продукции при минимально возможной стоимости за счет снижения цен на землю, материалы, труд и налоги. Роль политики на уровне отдельных штатов сводилась к тому, чтобы сохранять расходы фирм на низком уровне, в том числе путем их субсидирования.

Основным стратегическим направлением деятельности региональных властей в условиях ”новой экономики” должно стать формирование такой экономической среды, которая будет способствовать поддержке технологических перемен, предпринимательского духа, поощрять приобретение знаний и повышение квалификации.

В условиях перехода к ”новой экономике” региональные власти не могут позволить себе концентрировать внимание только на увеличении числа рабочих мест. Необходимо увеличивать производительность, создавать более качественные рабочие места и повышать уровень жизни всех жителей.

Одним из основных критериев успешности местной экономики должен стать рост доходов. Гораздо более высокие доходы могу обеспечивать своим жителям регионы с высокой концентрацией интеллектуальных секторов производства, а не низко- и среднетехнологичных производств. Не менее важным является уровень квалификации работников, занятых на высокотехнологичных предприятиях.

Имеется тесная взаимосвязь между долей образованных, квалифицированных работников (особенно, с дипломом колледжа) и величиной доходов. От уровня образования зависит также их творческая и предпринимательская активность.

Необходимо, чтобы применяемые региональными властями стимулы для развития территории, соответствовали задачам развития инновационной экономики.

Льготы, предоставляемые на территории должны поощрять именно инновации, а не создание новых рабочих мест. Однако пока в большинстве штатов льготы предоставляются в связи с созданием рабочих мест, несмотря на то, что это редко побуждает компании нанимать новых работников. Также льготы для частных компаний должны зависеть от уровня установленной заработной платы: если заработная плата определенной доли работников компании находится ниже соответствующего уровня, компания не вправе получать льготы. Полученную экономию средств региональные власти могут направить на поддержку фирм, которые больше средств вкладывают в новое оборудование, навыки и НИОКР.

Новое значение в современной глобальной экономике приобретает и кластерная стратегия. На предприятиях, входящих кластеры производительность и заработная плата более высокие. Кластеры повышают возможности трудоустройства, поскольку между местными школами и предприятиями часто формируются каналы по трудоустройству; быстро распространяется информация о новых рабочих местах и карьерных возможностях.

Роль региональных властей в формировании и поддержке кластеров в условиях инновационной экономики должна заключаться в следующих действиях:



  • использование информационных возможностей для привлечения новых участников в кластеры;

  • налоговая политика, стимулирующая развитие кластеров;

  • упрощение учредительных процедур;

  • облегчение доступа к стартовому и венчурному капиталу.

Региональные власти должны максимально использовать возможности кластеров активизировать местную экономику путем развития инноваций, предпринимательства, диверсификации бизнеса, расширения занятости.

Рекомендуется использовать офис региональных властей в качестве площадки для организации встреч всех участников кластеров: лидеров частного сектора, государственных служащих, руководителей учреждений образования, неправительственных организаций.

Региональные власти должны выступать посредниками при формировании кластеров, для этого целесообразно назначать специальных должностных лиц, которые будут курировать этот процесс, оценивать потребности участников кластеров.

В качестве инструментов налоговой политики для поддержки развития кластеров могут быть использованы специальные налоговые кредиты на НИОКР, а также налоговые льготы, предоставляемые предприятиям за организацию обучения работников или создание высокооплачиваемых рабочих мест.

Также со стороны региональных властей поддержка кластеров может осуществляться за счет, прямых инвестиций штата или выделения грантов для проведения НИР в университетах штатов и исследовательских центрах частного сектора.

Уже сейчас штаты, наиболее активно проводящие политику развития кластеров, создали крупные долгосрочные ”инновационные” фонды, обслуживающие фирмы, входящие в кластеры.

В условиях «новой экономики» основным приоритетом для успеха функционирования кластеров является привлечение и удержание творческих людей, генерирующих идеи. Задача по привлечению «творческого класса» актуальна как для крупных городов, так и для небольших поселений, как для вновь формирующихся кластеров, так и для уже функционирующих. Таким образом, главная сила кластеров заключается в нематериальных активах, особенно в знаниях работников компаний и механизмах, позволяющих быстрее обмениваться ими.

Всем кластерам необходимо непрерывное повышение квалификации работников при изменении технологий. А в этой области компании США пока отстают от своих иностранных конкурентов. Работодатели США инвестируют в обучение в пересчете на одного работника меньше, чем любая из других шести основных индустриальных стран, и менее двух пятых того, что вкладывает Китай.

В последнее время все больше штатов начали разрабатывать специализированные программы, направленные на приведение систем образования в колледжах в соответствие со стратегиями экономического развития действующих на их территориях кластеров (например, Алабама, Коннектикут, Северная Каролина, Южная Каролина, Вашингтон и Висконсин).

Для развития кластеров в регионах местными властями реализуются следующие мероприятия:



  • формирование системы обучения на рабочем месте,

  • создание так называемых кластерных узлов в местных колледжах,

  • организация учебных консорциумов (корпоративный тренинг для групп компаний), что делает более доступным качественное обучение для небольших фирм;

  • поиск и рекрутирование талантов из других штатов и стран.

Для систематизации работ по формированию необходимых для кластеров трудовых ресурсов, в 2006 г. был разработан Стратегический план Министерства труда США на финансовый период 2006-2011 гг. 1, нацеленный на интеграцию образования и программ по развитию рабочей силы в региональных кластерах.

В стратегическом плане цели министерства были пересмотрены с учетом вызовов XXI в. Основными целями стратегического план в условиях инновационной экономики определены:



  1. Подготовка рабочей силы - эффективное обучение как новых, так и опытных сотрудников и предоставление высококачественной информации по вопросам экономики и рынка труда.

  2. Конкурентоспособность рабочей силы - повышение эффективности и результативности развития рабочей силы и нормативно-правовой системы, которая поможет работникам и работодателям справляться с вызовами всемирной конкуренции.

  3. Безопасные защищенные рабочие места - обеспечение гарантий того, что рабочие места будут безопасными и гигиеничными; работники получат заработок, соответствующий занимаемой должности; предоставление равных возможностей.

  4. Усиление экономической защиты - повышение экономической защиты за счет эффективного и результативного предоставления страхования от безработицы и выплат по страховым случаям на производстве, прозрачность деятельности профсоюзов, обеспечение пособия по пенсионному и социальному страхованию.

Министерство выполняет свою руководящую роль в этой динамичной среде посредством осторожного управления реализацией четырех стратегических целей, указанных в этом Стратегическом плане.

Стратегический план, охватывающий 2006-2011 финансовые годы, обеспечивает структуру бюджетирования и планируемых мероприятий Министерства труда, а также дает ориентиры агентствам при измерении своей результативности, обновлении стратегий и определении приоритетов.




1 По материалам: http://www.chelt.ru/2009/5-09/marat_509.htm

2 http://www.nga.org/Files/pdf/0702INNOVATIONCALLTOACTION.PDF

1 Доклад The Global Competitiveness Report 2009-2010 (Всемирный отчет по конкурентоспособности 2009-2010).

1 Оригинал указанного документа взят с официального сайта Минтруда США: www.dol.gov/_sec/stratplan



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница