Чешский путь приватизации




Скачать 60.79 Kb.
Дата06.05.2016
Размер60.79 Kb.

Чешский путь приватизации

Чехословацкий путь, так называемой «купонной приватизации», является наиболее справедливым и взвешенным в социальном отношении, он начал применяться с 1991 г., тогда ещё в Чехословакии. А после разделения с 1 января 1993 г. на Чешскую и Словацкую Республики он последовательно претворялся в жизнь только в первой.


Все совершеннолетние граждане ЧСФР могли за сумму, равную средней недельной заработной плате (1035 крон) , купить именную книжку купонов, не подлежащую свободной купле-продаже, а ценность их была выражена не в денежных единицах, а в пунктах. В ходе первой волны приватизации каждый владелец ваучерной книжки мог использовать купоны общим достоинством в 1000 пунктов. Акции каждого предприятия также были оценены в пунктах. Их владельцы имели возможность стать (как правило, через специально созданные инвестиционные фонды (купоны обменивались на акции этих фондов)) обладателями солидных пакетов акций стоимостью (при удачном использовании книжек) до 70 000 крон.
Особенностью чехословацкого подхода к ваучерной приватизации является то, что процесс концентрации акций приватизируемых предприятий был полностью предоставлен на волю рынка.
Итак, купонная приватизация была проведена в два этапа.
В ходе первого этапа было приватизировано 1491 предприятие, в том числе 988 в Чехии и 593 в Словакии. Было распределено государственного имущества на 300 млрд. крон ( 206 млрд. крон в Чехии, 90 млрд. крон в Словакии и 13,6 млрд. крон федерального имущества). Общий размах кампании разгосударствления был еще больше, поскольку кроме купонной приватизации существовали и иные формы. В 1992 году в Чехии по прочим каналам передано в частные руки государственного имущества на 134 млрд. крон.
Отбор предприятий для участия в ваучерной приватизации осущетсвлялся на основе приватизационных проектов. На первом этапе приватизации власти дали понять примерный размер уставного капитала предприятия, которое может быть включено в ваучерную приватизацию, и изложили свои требования относительно доли, продаваемой на ваучеры. Руководство предприятий само вносило коррективы в приватизационные проекты с целью их попадания в ваучерную приватизацию.
В проектах приватизации предприятий, преобразуемых в акционерные общества, предусматривалось выделение по меньшей мере 20% акций для купонной приватизации. Фактически доля распределяемых через пункты акций колебалась от 10% до 97%. Средняя доля по 1200 предприятиям, приватизированным на первом этапе, равна 50%.
Движение ценных бумаг, выпускаемых в ходе купонной приватизации, было полностью дематериализовано. Проведение и завершение процесса торгов находилось полностью в руках Министерства Финансов. Министерство получило право решать вопросы о корректировке цен, изъятии из процесса торгов фирм, спрос на акции которых существенно превышал предложение, объявлять заключительный тур.
В каждом туре публиковались административно установленные цены акций предприятий (в пунктах), количество предлагаемых (оставшихся) акций и масштабы излишнего спроса, зарегистрированного в предшествующем туре. В первом туре ( 18 мая - 8 июня 1992 года) цена акций всех предприятий была установлена в 3 акции номиналом в 1 тыс. крон за 100 пунктов. Это означает, что номинальная стоимость купонной (ваучерной) книжки (в 1000 пунктов) была оценена в 30 тыс. крон.
В конце каждого тура Центр ваучерной приватизации Федерального министерства финансов производил следующие операции:
1) если спрос на акции данной компании был равен или меньше предложения акций все заявки удовлетворялись по цене установленной для этого тура. Власти затем сокращали предложение акций компаний, предложение которых оказывалось излишним;

2) при превышении спроса над предложением менее, чем на 25%, и значительном участии ИФП заявки индивидуальных инвесторов удовлетворялись полностью, а заявки фондов рационировались пропорционально количеству затребованных акций. Каждый ИФП должен был получить по крайней мере 80% своей заявки;


3) если спрос превышал предложение более, чем на 25%, а рационирование заявок ИФП приводило к тому, что 80% их заявок удовлетворить не оказывалось возможным, продажа не осуществлялась (пункты возвращались их собственникам) и в следующем туре цена повышалась.
Количество туров заранее не устанавливалось, что не могло не отразиться на ходе приватизации и поведении инвесторов. После каждого проведенного тура правительство могло объявить о прекращении дальнейших торгов, что означало “сгорание” неизрасходованных пунктов. Это стимулировало активность инвесторов, стремившихся “пристроить” свои пункты на начальных этапах приватизации. В течение первых двух туров было распродано 56% всех акций (30% акций в первом туре и 25,9% во втором). Активность инвесторов (измеряемая предложением ими в последующих турах остающихся пунктов) была высока - не снижалась ниже 88%. Причем активность ИФП постоянно была выше, чем физических лиц - в последних двух турах они оба раза выставляли 100% оставшихся у них пунктов.
Корректировка цен между вторым и третьим турами привела к тому, что в третьем туре предложение акций многих фирм оказалось избыточным.
После четвертого тура правительство объявило, что пятый тур будет окончательным. Инвесторам, заявки которых на акции не были удовлетворены по причине того, что спрос на них превысил предложение, было обещано, что правительство откорректирует цену таким образом, чтобы при повторении ими в пятом пункте заявок четвертого тура, гарантировать им получение акций. В то же время инвесторы, подавшие в четвертом туре заявки в компании, предложение акций которых оказалось избыточным, должны были получить акции только в том случае, если спрос на них в пятом туре не превысит предложение.
Нераспределенными после пятого тура осталось только 3,5% пунктов физических лиц и 0,3% пунктов ИФП. Неизрасходованные пункты пропали. К концу пятого тура было продано 92% акций.
Как уже говорилось, стать обладателями пакетов акций можно было через специально созданные инвестиционные фонды.
45% владельцев купонных книжек полностью доверились инвестиционным фондам, 30% частично передали их в фонды, частично вложили сами. Около 25% предпочли действовать самостоятельно, не прибегая к услугам фондов.
Инвестиционные фонды могли создаваться как частными, так и государственными структурами, причем получали статус приватизационных т.е. специально создавались для участия в купонной приватизации.
Закон об Инвестиционных фондах приватизации (ИФП) был принят 28 апреля 1992 года - спустя два месяца после последней даты регистрации фондов для участия в купонной приватизации. До этого их деятельность строилась на основе Закона об акционерных обществах. Для создания ИФП требовалось согласие министров приватизации Чешской и Словацкой республик.
Минимальный уставной капитал ИФП был определен в 1 млн. крон (33 тыс. долларов). Фондам было запрещено иметь в своих Советах Директоров государственных чиновников, инвестировать более 10% своих пунктов в одну компанию и приобретать более 20% ее акций. ИФПам с одним учредителем первоначально было разрешено приобретать до 40% акций, затем лимит был понижен до 20%.
Всего было создано 434 фонда, аккумулировавших 72% ваучерных пунктов. Особой популярностью пользовались крупные, известные фонды. В Чехии почти 50% купонов находятся в руках 9 инвестиционных фондов.
Купонная приватизация обеспечила довольно широкое «рассеивание» собственности среди различных слоев граждан, формирование значительного среднего класса как социальной опоры процессов рыночной трансформации и позволила избежать сколь-нибудь заметной криминализации большой приватизации.
В числе сильных сторон разработанного в ЧСФР механизма купонной продажи акций и его явных преимуществ перед механизмом ваучерного обмена в России следует отметить: полную синхронизированность поступлений на фондовый рынок купонов и акций приватизируемых предприятий, чего не было в российском варианте; именной характер купонной книжки; возможность дробления индивидуального «купонного капитала» и его вложения по частям в акции разных предприятий; отличное информационное обеспечение купонной приватизации и хорошую подготовленность населения для участия в ней.
Вместе с тем, практически бесплатный характер распределения купонных книжек привел к тому, что в Чехии и Словакии приватизация не сопровождалась реальным накоплением капитала. В результате этого большинство крупных приватизированных предприятий оказалось в убыточном состоянии. Инвестиционные фонды сделались основным держателем акций крупных приватизированных предприятий (эти фонды контролировали около двух третей таких акций). Большинство фондов контролировалось пятью основными чешскими банками. Главным держателем капиталов этих банков было государство (только после финансового кризиса 1999–2000 годов оно стало снижать свою долю в капитале коммерческих банков). Образовалась, таким образом, сложная многоступенчатая система переплетения прав собственности. Такую систему собственности, безусловно, крайне трудно назвать классической частной собственностью.



  1. Колганов А. – «Приватизация в странах с переходной экономикой» (http://www.strana-oz.ru/?numid=22&article=1012)

  2. Булатов А. – «Экономика»

(стр.427 «Польский путь приватизации»)

  1. Кирюхин К. – «Приватизация в Восточной Европе и России: параллели и отличия»

(http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf163-07/vestniksf163-07060.htm)


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница