Цели и ближайшие задачи формирования системы страхования банковских вкладов




Скачать 140.32 Kb.
Дата22.04.2016
Размер140.32 Kb.
Цели и ближайшие задачи формирования системы страхования банковских вкладов

А. В. Турбанов,

генеральный директор Агентства по страхованию вкладов
Российская банковская система все более активно развивается как финансовый посредник, перераспределяющий временно свободные ресурсы между секторами экономики. Данное направление развития банковского сектора полностью отвечает задачам экономических реформ.

За последние два года динамика вкладов населения обнадеживает. Депозиты физических лиц за этот период выросли в 2,2 раза и составили на начало 2004 г. свыше 1,5 трлн. руб. Тем не менее, несмотря на рост вкладов и некоторое снижение курса доллара США по отношению к рублю, сохраняется стабильным спрос на наличную иностранную валюту, используемую главным образом как средство сбережений. Прирост наличной иностранной валюты на руках у населения составил в 2003 г. 8,3 млрд. дол. (в 2002 г. - 12,7 млрд. дол.). Рассчитано на основе данных Банка России («Вестник Банка России», 2002 - 2003 гг.).

На современном этапе развития банковская система все больше зависит от экономического поведения населения. Доля вкладов населения в пассивах банков увеличилась за 2002-2003 гг. на 5 процентных пунктов и составляет более четверти (26%) пассивов всего банковского сектора. Помимо несомненного положительного эффекта этого явления для экономики не стоит забывать и об определенных рисках. Опыт других стран показывает, что появление даже необоснованных слухов об ухудшении экономической ситуации способно вызвать отток сбережений из банковского сектора и спровоцировать банковский кризис.

В мировой практике в качестве внутреннего механизма сдерживания изъятия вкладов из банковской системы рассматривается система страхования вкладов. В настоящее время роль систем страхования вкладов усиливается, они действуют более чем в 70 странах. В течение последних 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 80-х и 90-х годов.

В конце 2003 г. система страхования вкладов была создана и в России. 27 декабря 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», определивший основные механизмы защиты сбережений населения.
Цели создания системы страхования вкладов в России

Для построения эффективно работающей системы страхования вкладов необходимо определить, какие цели преследует создание этой системы. Иными словами, каких результатов от ее функционирования ожидает государство, банковское сообщество и общество в целом.

Государство в первую очередь заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация внутренних ресурсов и, прежде всего, вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс.

Банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.

Что касается самих вкладчиков, то их заинтересованность в системе страхования заключается в стремлении получить надежный, безопасный и доходный способ хранения своих сбережений.

Российский закон о страховании банковских вкладов в качестве целей создания системы страхования последовательно называет цели, которые отвечают интересам населения, банков и государства:



  • защита прав и законных интересов вкладчиков банков;

  • укрепление доверия к банковской системе;

  • стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.


Принципы построения системы страхования вкладов в России

Концепция страхования вкладов разрабатывалась на основе анализа как позитивного, так и негативного опыта различных государств в этой сфере. В основу российской системы страхования банковских вкладов положены следующие основные принципы.



Обязательность участия в системе страхования для банков, привлекающих вклады населения

Обязательный характер необходим не только для равной защиты вкладчиков, но и для формирования одинаковых конкурентных условий для всех банков, в том числе и принадлежащих государству. В мире число добровольных систем страхования неуклонно снижается. Если в середине 90-х годов прошлого века половина систем страхования депозитов строилась на принципе добровольного участия, то сегодня их осталось только 19%.

Директива Европейского парламента и Совета «О системах гарантирования депозитов» от 16 мая 1994 г. предписывает странам - участницам Европейского союза создание таких систем.

Допуск в систему только финансово-устойчивых банков

Одной из главных проблем при формировании системы страхования вкладов является ограничение принимаемых ею финансовых рисков. Для ее решения в систему страхования вкладов будут допускаться только финансово-устойчивые, стабильно развивающиеся и адекватно управляемые банки. Закон о страховании вкладов предусматривает, что вхождение банков в систему страхования вкладов будет осуществляться на основании лицензии Банка России на осуществление операций со средствами физических лиц.

Для сохранения лицензии действующими банками к ним предъявляются дополнительные требования относительно прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, качества внутреннего контроля. Их финансовая устойчивость оценивается также с учетом состояния активов, пассивов, ликвидности, доходов, расходов, финансового результата, собственных средств, состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Характерно, что требования к участию в системе страхования вкладов носят не разовый, а постоянный характер и обязательны для соблюдения банками все время их участия в системе страхования вкладов.

Вхождение банка в систему страхования вкладов является в каком-то смысле добровольным решением, вытекающим из бизнес-политики банка, и оформляется ходатайством в Банк России о проверке его соответствия к участию в системе. Такое ходатайство должно быть направлено в течение 6 месяцев со дня вступления закона о страховании вкладов в силу.

Соответствие банков установленным требованиям Банк России будет определять в течение года и девяти месяцев с момента введения в действие системы страхования вкладов по результатам специально проводимой проверки.

По истечении этого срока банки, в отношении которых было сделано отрицательное заключение, а также банки, отказавшиеся от участия в системе, будут в установленном порядке лишены права на работу с вкладами населения.

Накопительный характер формирования резервов системы

В России в качестве финансовой основы системы страхования вкладов создается специальный фонд обязательного страхования вкладов. Источниками формирования фонда будут регулярные денежные взносы банков, а также первоначальный взнос государства. Другими источниками его пополнения станут доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств фонда, средства, получаемые в результате удовлетворения требований, приобретаемых системой страхования после

выплаты возмещения по вкладам, а также пени за несвоевременную или неполную уплату банками взносов.

За расчетный период уплаты страховых взносов берется календарный квартал года. Размер страховых взносов не должен превышать 0,15% средней за отчетной период суммы остатка средств на счетах граждан. При угрозе образования краткосрочного дефицита фонда для расчетов с вкладчиками страховой взнос может быть увеличен до 0,3%, но не более чем на два квартала.

Уплата взносов будет осуществляться в валюте Российской Федерации. В случае, если вклады выражены в иностранной валюте, уплата страховых взносов производится в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день, предшествующий дню уплаты.

Распределение рисков потери сбережений между государством, банками и вкладчиками

Систему страхования вкладов в России предлагается построить на основе защиты прежде всего средних и мелких сбережений, что позволит защитить экономические интересы подавляющего большинства граждан.

В соответствии с законом возмещение по вкладам устанавливается в размере 100% суммы вклада, но не более 100 тыс. руб. По экспертным оценкам, указанный размер страхового возмещения в современных условиях позволит обеспечить эффективную защиту личных сбережений примерно для 85-90% вкладчиков.

Введение «плоской» шкалы выплат на начальном этапе создания системы может рассматриваться как оправданное, поскольку такая шкала является простой для понимания и наглядной для оценки степени защиты сбережений со стороны широких слоев населения.



Максимальная скорость выплат вкладчикам

Способность системы страхования вкладов предотвращать массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в течение которых владельцы депозитов получают возможность воспользоваться своими средствами в пределах установленного лимита страхового возмещения. В международной практике оптимальным периодом, в течение которого вкладчикам должен быть обеспечен доступ к застрахованным депозитам, считается срок до 30 дней с момента наступления страхового случая. При более длительных сроках выплат может произойти подрыв доверия к системе страхования и возникнуть паника среди населения.

Закон предусматривает, что в течение семи дней со дня получения Агентством реестра обязательств банка перед вкладчиками информация о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам будет направляться в соответствующий банк, а также в «Вестник Банка России» и печатный орган по месту расположения банка.

Непосредственно выплаты вкладчикам должны начаться по истечении 14 дней со дня наступления страхового случая, что позволяет решить задачу быстрого доступа граждан к своим средствам.


Агентство по страхованию вкладов: основные задачи и принципы деятельности

В соответствии с законом управление системой страхования вкладов осуществляется государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», которая 29 января 2004 г. была зарегистрирована как юридическое лицо и приступила к работе.

В настоящее время органами управления Агентства определены три основные задачи на среднесрочный период, к которым относятся: подготовка и принятие основных документов, необходимых для вступления банков в систему страхования; формирование фонда страхования вкладов; становление Агентства как организации.

Принятие основных документов, необходимых для участия банков в системе страхования вкладов

Уже в первые дни работы Агентством утверждены основные документы, касающиеся участия банков в системе страхования вкладов, что позволяет руководству банков принимать взвешенные решения, в том числе на стадии, предшествующей вступлению в данную систему.

Определен основной финансовый показатель системы страхования - размер ставки страховых взносов. Поскольку фонд страхования вкладов начинает формироваться фактически «с нуля», Совет директоров Агентства установил ставку на максимальном уровне, определенном законом, - в размере

0,15% от средней величины вкладов населения за квартал. На начальном этапе формирования фонда ставка будет оставаться неизменной. Данный этап, по экспертным оценкам, составит 3-4 года. Впоследствии, по мере роста финансовой устойчивости системы страхования вкладов, размер ставки страховых взносов может быть снижен.

Вместе с установлением ставки взносов утверждены документы, касающиеся порядка их расчета и уплаты. Для удобства банков расчет страховых взносов построен по правилам, аналогичным расчету отчислений в фонд обязательных резервов, что позволит банкам быстрее подготовить персонал и снизить затраты на вступление в систему страхования. Указанные документы в ближайшее время будут опубликованы в «Вестнике Банка России», и система страхования вкладов будет готова принять первых участников.

Формирование фонда страхования вкладов

Помимо взносов банков фонд страхования вкладов формируется также за счет взноса Российской Федерации, перечисляемого Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) в сумме 2 млрд. рублей. В соответствии с законом указанные средства должны поступить до середины 2004 года.

Инвестирование средств фонда страхования вкладов будет осуществляться на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов. Направления и порядок размещения средств фонда определены в законе и близки к условиям инвестирования пенсионных накоплений. Вложения допускаются в ограниченный набор финансовых инструментов:


  • государственные ценные бумаги Российской Федерации и ее субъектов;

  • облигации и акции российских эмитентов;

  • ипотечные ценные бумаги;

  • паи индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в ценные бумаги иностранных эмитентов;

  • ценные бумаги государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития;

  • депозиты и ценные бумаги Банка России.

До установления уполномоченным правительственным органом критериев отбора ценных бумаг средства фонда будут размещаться в государственные ценные бумаги, депозиты и ценные бумаги Банка России.

Принципиальной позицией в инвестиционной политике размещения средств фонда является исключение вложений в финансовые инструменты кредитных организаций во избежание конфликта интересов.

До конца 2005 г. - окончания переходного периода вступления банков в систему страхования вкладов - фонд страхования вкладов может составить порядка 7 млрд руб., что позволит приступить системе страхования вкладов к выполнению ее базовых функций.

Становление организации «Агентство по страхованию вкладов»

В целях организационного становления Агентства в январе 2004 г. сформированы органы управления (Совет директоров, Правление), назначен генеральный директор, утверждена организационная структура Агентства.

Высшим органом управления Агентства является Совет директоров, к компетенции которого отнесено формирование стратегической политики и принятие ключевых решений по вопросам функционирования системы страхования вкладов. В его состав входят 7 представителей от Правительства Российской Федерации, 5 - от Банка России, а также генеральный директор Агентства.

В Агентстве образовано 10 структурных подразделений. Общая штатная численность - до 140 человек. Штаты комплектуются в основном за счет кадрового состава Агентства по реструктуризации кредитных организаций, уже имеющего необходимый опыт работы и высокую профессиональную подготовку.

Определен и уже реализуется план первоочередных мер, включающий подготовку внутренних регулятивных документов, разработку и внедрение технологий работы системы страхования вкладов, необходимого программного обеспечения, установление контактов с заинтересованными организациями, в том числе вступление в Международную ассоциацию страховщиков депозитов.

К маю 2004 г., т. е. к вероятному сроку поступления первых документов о вхождении банков в систему страхования вкладов, указанная организационная работа будет завершена.

Деятельность Агентства по выполнению возложенных на него задач будет строиться на основе ряда принципов. Среди них следует выделить три основных принципа.

Главный принцип - прозрачность и информационная открытость деятельности системы страхования вкладов для общества.

Данный принцип вряд ли нуждается в разъяснении, так как является фундаментом, на котором формируется доверие населения к системе страхования. Его реализация, в частности, будет обеспечиваться посредством поддержания постоянного рабочего контакта с представителями центральных и региональных средств массовой информации, использования Интернета, что позволит общественности оперативно получать информацию о функционировании системы страхования вкладов.

Данные о формировании и движении фонда страхования вкладов также будут открытой информацией. Агентство планирует регулярно представлять обобщенный анализ структуры рынка вкладов населения, что будет полезно банкам для более точного формирования их бизнес-политики.

Второй принцип - это координация работы Агентства с банковским сообществом.

Для его реализации Агентство планирует выйти с предложением о заключении с Ассоциацией «Россия» и Ассоциацией российских банков соответствующих соглашений о сотрудничестве, а также создать экспертный совет по вопросам развития системы страхования вкладов.



Третий принцип заключается в минимизации административной нагрузки на банки от введения системы страхования вкладов.

Создание системы страхования вкладов объективно требует установления Банком России новой отчетности. По предложению Агентства она будет очень простой, краткой и ориентированной на отчетность, которую банки составляют по расчету отчислений в фонд обязательных резервов. Агентство будет получать ее непосредственно от Банка России, что минимизирует издержки всех участников.

Наиболее серьезное изменение в операциях банков будет связано с необходимостью выполнить одно из требований закона - обеспечить учет обязательств перед вкладчиками, который позволит формировать реестр выплат в любой момент времени. Предложения по форме этого реестра направлены в Банк России. В качестве основных параметров использованы те данные о клиенте, которые и так уже есть у активно работающих банков. Однако определенная настройка информационных систем все-таки неизбежна. Для облегчения работы банков Агентство в ближайшее время начнет консультации с основными производителями банковских программных комплексов по унификации соответствующих программных продуктов.

В связи с тем, что Агентство по страхованию вкладов отвечает за полноту формирования фонда страхования вкладов, его работникам законом предоставлено право участия в проверках банков. Однако данная новелла не повлияет на количество проводимых проверок, поскольку работник Агентства, который будет проверять правильность расчета страховых взносов банка, будет включаться в состав инспекционной группы Банка России.


Эффект введения системы страхования вкладов

Положительный политический, социальный и макроэкономический эффект от создания системы страхования вкладов очевиден.

Как отмечено выше, закон о страховании вкладов дает каждому вкладчику гарантию возврата его вкладов в одном банке на сумму в 100 тыс. руб. Первой, очевидной и ожидаемой реакцией населения может быть рост доли вкладов, эквивалентных сумме гарантий. Это правило подтверждается опытом введения систем страхования депозитов в странах СНГ и в самой России (аналогичная экспериментальная модель страхования вкладов действовала в 5 российских банках, реструктурируемых АРКО).

Доля вкладов до 100 тыс. руб. будет расти тремя путями. Первые два - это приток средств из сбережений на руках российских граждан и приток средств из стран ближнего зарубежья. Благодаря системе страхования вкладов за счет внутрироссийских источников в банковские вклады может быть привлечено 5-10 млрд. дол. При этом большая часть средств будет абсорбирована многофилиальными банками. Введение в России системы страхования вкладов происходит на фоне общего экономического роста и укрепления российского рубля. Все это усиливает роль рубля как резервной валюты для стран СНГ. Поэтому можно ожидать увеличения доли вкладчиков из ближнего зарубежья в российских банках.

Третий путь роста доли вкладов до 100 тыс. руб. - это дробление более крупных депозитов в связи со стремлением вкладчиков полностью застраховать свои суммы. С точки зрения диверсификации рисков и более равномерного распределения вкладов по банковской системе данный процесс можно считать положительным явлением.

У такого дробления есть еще один положительный эффект. Он обязательно усилит конкурентную борьбу среди банков на данном сегменте розничного рынка, заставит их искать способы удержания клиентов. Можно ожидать, что повысится качество банковского обслуживания и процентные ставки от введения системы страхования вкладов не упадут.

Введение системы страхования вкладов даст новый импульс для развития целого блока иных банковских и финансовых операций. Это связано с тем, что банки объективно заинтересованы в снижении отчислений в систему страхования вкладов. Они обязательно будут предлагать крупным вкладчикам новые банковские продукты и программы обслуживания.

В этой связи в ближайшие два года можно рассчитывать на рост общих фондов банковского управления, развитие операций индивидуального банковского обслуживания и рост спроса на специалистов соответствующего профиля.



Одновременно более активно будет развиваться рынок ценных бумаг и паевые фонды. Следовательно, появятся новые возможности для извлечения прибыли не только в банковском секторе.

Таким образом, положительный эффект от введения системы страхования вкладов будет намного шире социальной защиты вкладчиков.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница