Цели государственного регулирования внешнеэкономических связей и пути их осуществления




Скачать 250.18 Kb.
Дата04.05.2016
Размер250.18 Kb.

Глава 46. Цели государственного регулирования внешнеэкономических связей и пути их осуществления


лава 43. Цели государственного регулирования внешнеэкономических связей

В основе деятельности государства во внешнеэкономической сфере лежит его внешнеэкономическая политика.



Внешнеэкономическая политика — система мер, проводимых государством в области регулирования внешнеэкономических связей в целях создания благоприятных условий для деятельности национальных предприятий как на внешнем, так и на внутреннем рынках, создания благоприятного климата для иностранных инвестиций и отечественных инвестиций в интересах развития экономики в целом.

Внешнеэкономическая политика включает проведение мер регулирования внешней торговли товарами и услугами (внешнеторговая политика), движения капитала, научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, валютных и финансово-кредитных отношений и др.

Внешнеэкономическая политика — один из важных элементов, с одной стороны, экономической политики, а с другой — внешней политики государства.

Мировой финасово-экономический кризис 2008 г. показал, что роль государственных и наднациональных структур в регулировании всех элементов мировой экономики, а также в согласовании национальных внешнеэкономических политик не только не снижается, но и возрастает.



45.1. Государственная монополия внешней торговли: механизм ее осуществления и последствия


43.1. Государственная монополия внешней торговли

После Октябрьской революции в основе всех форм регулирования внешнеэкономических связей была государственная монополия на их осуществление. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 апреля 1918 г. вся внешняя торговля была национализирована. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей должны были производиться от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Если вначале право осуществления внешнеторговой деятельности получили не только внешнеторговые организации, но и отдельные промышленные предприятия и их объединения, а также некоторые торговые организации, занимающиеся в основном внутренней торговлей, то к началу 30-х гг. возникли специализированные внешнеторговые организации, называвшиеся акционерными обществами, но практически находившиеся в руках государства. Позднее они были преобразованы во всесоюзные экспортные и импортные объединения, за которыми было закреплено монопольное право экспорта или импорта, или экспорта и импорта определенных товаров и услуг.

К концу 1980-х гг. специализированных государственных внешнеторговых объединений было около 60. Большинство из них входило в систему Министерства внешней торговли СССР (МВТ) или Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (ГКЭС). Деятельность их за рубежом в соответствии с требованиями государственной монополии внешней торговли координировалась и контролировалась торговыми представительствами СССР.

Планы были основной формой регулирования внешнеэкономической деятельности. В рамках годовых и пятилетних народно-хозяйственных планов утверждались планы развития внешнеэкономических связей, включающие планы экспорта и импорта товаров и услуг, научно-технического сотрудничества, валютных поступлений и их расходования. На основе плана внешнеторговые объединения получали задания по экспорту товаров (соответственно им выделялись необходимые для этого фонды) и по импорту товаров, в которых нуждалась экономика страны. В зависимости от конъюнктуры мировых рынков (прежде всего, цен), анализ которой велся на различных уровнях, задания по экспорту и импорту корректировались.

Создание СЭВ позволило расширить сферу планового регулирования внешнеэкономических связей СССР. Экономические отношения со странами СЭВ осуществлялись на основе координации народно-хозяйственных планов стран-членов, что находило отражение в пятилетних торговых соглашениях. Оговаривались объемы экспорта и импорта товаров на основе стабильных цен на пятилетку (до середины 70-х гг.), а затем устанавливаемых на год на основе усреднения цен за пять лет, предшествующих данному году.

Поскольку основная часть внешней торговли регулировалась плановыми методами, другие формы осуществления внешнеэкономической политики, обычно применяемые государствами в условиях рыночной экономики, носили в СССР вспомогательный характер. Одним из инструментов внешнеторговой политики СССР был таможенный тариф, имевший две колонки импортных пошлин. Одна из них (с более низкими пошлинами) применялась по отношению к импорту товаров из стран, отношения с которыми строились на базе торговых договоров или соглашений, в которых основным принципом двусторонней торговли признавался режим наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации). Такие договоры или соглашения СССР заключил с большинством стран, с которыми развивались торговые отношения. СССР заключал также с промышленно развитыми странами соглашения об экономическом, промышленном и техническом сотрудничестве, в которых предусматривались меры по развитию не только торговли, но и производственной кооперации, научно-технического сотрудничества и т.д.

Существовало лицензирование внешней торговли, в соответствии с которым МВТ выдавало разрешения на ввоз и вывоз товаров. Оно являлось дополнительной формой контроля со стороны государства за деятельностью внешнеторговых объединений.

Государственная монополия внешней торговли, существовавшая в СССР, с одной стороны, давала определенные преимущества при осуществлении экспорта и импорта (к примеру, ценовая экономия на масштабах контрактов). Но, с другой стороны, отрыв отечественных предприятий от реализации своей продукции на мировых рынках, продажа ее только через внешнеторговые объединения по внутренним ценам не заставляли их бороться за ее конкурентоспособность, сдерживали рост промышленного экспорта.

Когда в 1986 г. закончился для СССР благоприятный период высоких цен на нефть и доходы от экспорта снизились, стала очевидной необходимость стимулирования экспорта продукции обрабатывающей промышленности. В этих условиях с 1986 г. в СССР началась радикальная реформа внешнеэкономических связей, которая была направлена на активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем предоставления им в этой сфере широких прав и свобод.

45.2. Регулирование внешнеэкономических связей в условиях открытой экономики


43.2. Регулирование внешнеэкономических связей

Распад СССР и начало рыночных преобразований в России ознаменовались полной либерализацией внешнеэкономической деятельности. В соответствии с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории России» право осуществлять внешнеэкономические операции получили любые физические или юридические лица. Таким образом, государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность была отменена.

Целью рыночных реформ во внешнеэкономической сфере провозглашены интеграция России в мировое хозяйство, переход к открытой экономике. В новых условиях существенно изменилась роль государства в области внешнеэкономических связей и задачи внешнеэкономической политики. Государство не предопределяет конкретные объемы экспорта и импорта товаров и услуг, а экономическими и административными мерами воздействует на динамику, структуру и направления внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», принятом в 2003 г., среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности названы:



  • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

  • единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

В Законе провозглашено, что торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Введение открытой экономики не означает, что государство не должно проводить активную внешнеэкономическую политику. Более того, в условиях большей открытости экономики, когда национальные производители сталкиваются с международной конкуренцией не только на мировом, но и на внутреннем рынках, государство должно различными формами и методами внешнеэкономической политики, принятыми в международной практике, защищать национальные интересы, а также способствовать повышению конкурентоспособности продукции, произведенной на территории страны в интересах ее развития, в том числе и при участии международных компаний. При этом внешнеэкономическая политика должна учитывать, что само понятие, а также объект и предмет деятельности по защите национальных интересов в эпоху глобализации меняется. В современном мире следует уточнять понятие национального производителя в зависимости от вклада экономического агента в долгосрочный экономический рост и прогресс страны.

Основными инструментами внешнеторговой политики являются таможенно-тарифное регулирование (взимание импортных и экспортных пошлин) и нетарифное регулирование (квотирование, лицензирование и др.).

Таможенная система

В настоящее время основной формой регулирования внешней торговли являются импортные пошлины. Они выступают не только инструментом регулирования внешней торговли, но и важным источником доходов государственного бюджета. Свод таможенных импортных пошлин составляет таможенный тариф. Выполняя фискальные функции, таможенный тариф вместе с тем призван быть инструментом разумного протекционизма, защищая отрасли национального производства, способные быть конкурентоспособными на внутреннем и на мировом рынках, стимулируя прогрессивные структурные сдвиги во внешней торговле и рациональное соотношение экспорта и импорта товаров.

С 1 апреля 1993 г. вступил в силу постоянно действующий импортный тариф, который несколько раз изменялся, становился более дифференцированным. В настоящее время действует таможенный тариф, утвержденный постановлением Правительства РФ в 2001 г., в котором в последующем также произведены некоторые изменения.

В современном таможенном тарифе более высокие пошлины установлены на товары, весьма чувствительные к импорту, которые эффективно могут производиться на территории Российской Федерации. На товары, нечувствительные к импорту (например, нефть, газ, военная техника), которые практически не импортируются, размер пошлин существенного значения не имеет, и они могут быть достаточно низкими. Низкие пошлины устанавливаются также на товары, в основном оборудование, необходимые в стране для технического перевооружения отдельных отраслей, которые в России не производятся или производятся более низкого качества по сравнению с импортными, а организовать производство на современном уровне в ближайшее время не представляется возможным.

Средний уровень таможенного тарифа невысокий (около 11%). Но следует отметить, что пошлины в действующем тарифе установлены в диапазоне 5—30%, в отличие от других стран, где размер пошлин более дифференцирован, что позволяет им гибко реагировать на изменения потребностей в стране на те или иные товары и влияние импорта на отечественное производство. Нередко таможенный тариф меняется в связи с некоторыми текущими задачами защиты национальных производителей, антикризисными мерами и т.п. Комплексное влияние таких мер на вовлеченные в действие тарифа отрасли и экономику страны в целом должно быть предметом тщательного анализа с учетом долгосрочных последствий.

Таможенный тариф выступает инструментом активной внешнеторговой политики на мировой арене, так как его ставки дифференцированы в зависимости от состояния договорных отношений России со страной происхождения импорта, и он содержит три величины ставки на каждый товар. Предельной ставкой ввозной пошлины является ставка на импорт товаров из стран, с которыми Россия имеет договора или соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования. В отношении товаров из стран, с которыми у России нет таких договоров, применяются ставки пошлины, увеличенные в два раза по сравнению с предельными.

В соответствии с решениями ООН и ЮНКТАД Россия установила преференциальный таможенный режим к товарам из развивающихся стран. Ставки пошлин на товары из этих стран составляют 75% от предельной ставки. Товары из наименее развитых стран (список этих стран, по классификации ООН, составляет 48 государств) при ввозе на территорию РФ импортной пошлиной не облагаются. Перечень этих товаров определяется Правительством РФ.

Не облагаются импортными пошлинами товары, происходящие из стран Содружества Независимых Государств. По отношению к товарам из стран, образовавших вместе с Россией Таможенный союз (Беларусь, Казахстан), не только не применяются импортные пошлины, но и ведется работа по согласованию размера таможенных пошлин по отношению к странам, не входящим в Союз. Такая позиция создает определенные затруднения в переговорном процессе по вступлению России в ВТО, но в целом его не отменяет.

На первом этапе рыночных преобразований (с 1 января 1992 г.) существенную роль играли экспортные пошлины, которые были призваны сдерживать экспорт сырьевых товаров, который в тот период, в силу значительного превышения мировых цен над внутренними, оказался исключительно прибыльным, и изымать часть прибылей экспортеров, вызванных этой разницей, в государственный бюджет.

По мере подтягивания внутренних цен на сырьевые товары к мировым экспортные пошлины снижались, на некоторые товары отменялись и с 1 июля 1996 г. были полностью отменены. Однако с 1999 г. были вновь введены вывозные (экспортные) пошлины. Основная цель их введения — фискальная. За счет экспортных пошлин, введенных главным образом на сырьевые товары, формируется значительная часть федерального бюджета России.

Ставки вывозных пошлин устанавливаются Правительством РФ, а порядок установления вывозных пошлин на сырую нефть определен новой статьей Закона РФ «О таможенном тарифе», внесенной в него Федеральным законом от 12 декабря 2001 г. В соответствии с этой статьей пошлина на нефть устанавливается в зависимости от изменения цены сырой нефти марки «Urals» на мировых рынках за период мониторинга, проводимого 6 раз в год.

Таможенные пошлины устанавливаются на товары в соответствии Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В России применяются адвалорные (начисляемые в проценте к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемого товара) и комбинированные (сочетающие оба названных вида таможенного обложения).

Существуют сезонные пошлины, устанавливаемые главным образом на сельскохозяйственное сырье в периоды, когда заводы по переработке и склады торговой продукции загружены. В законодательстве предусмотрены также возможности установления особых пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных), а также тарифных льгот.

Порядок таможенного оформления товаров, вывозимых и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, определяется Таможенным кодексом Российской Федерации, утвержденным в 2003 г. (предшествующий кодекс был утвержден в 1993 г.). В Таможенном кодексе, в соответствии с мировой практикой, установлены шестнадцать таможенных режимов в отношении экспорта и импорта товаров:



  • основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит;

  • экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад);

  • завершающие таможенные режимы: ремипорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства;

  • специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.

Значение выделения таможенных режимов состоит в том, что при некоторых из них импорт товаров не облагается таможенными пошлинами (например, при ввозе товаров на таможенный склад, в свободную таможенную зону или свободный склад, магазины беспошлинной торговли; для переработки на таможенной территории — при условии вывоза с территории России в определенный срок; для переработки для внутреннего потребления — при условии, что переработанный товар поступает в Россию с уплатой таможенных пошлин; при временном ввозе; при вывозе для переработки вне таможенной территории; при реимпорте; при временном ввозе).

Из форм нетарифного регулирования наиболее существенную роль играют количественные ограничения (квоты), которые могут сдерживать вывоз или ввоз товаров, а также лицензии и другие «барьеры».

В начале рыночных реформ для ограничения вывоза сырьевых товаров наряду с экспортными пошлинами активно использовались экспортные квоты. В настоящее время экспортные квоты применяются в ограниченных случаях, главным образом тогда, когда Россия, в соответствии с международными соглашениями, берет на себя обязанность ограничить вывоз определенных товаров. Такие соглашения могут носить многосторонний или двусторонний характер.

Так, по соглашению с США в «добровольном» порядке Россия взяла на себя обязательство по сокращению экспорта в США стального листа. Если бы этого не было сделано, то США угрожали введением антидемпинговых мероприятий.



Импортные квоты в настоящее время в России, как правило, не применяются, за небольшими исключениями. Имели место ограничения на ввоз текстильных изделий из стран ЕС, сельхозпродукции из США, ряда других стран.

Лицензирование, предполагающее получение экспортером или импортером специального разрешения — лицензии на осуществление внешнеторговой сделки с соответствующим товаром, применяется для контроля за соблюдением экспортных или импортных квот, если они установлены, а также за торговлей специфическими товарами.

Лицензирование является основной формой осуществления экспортного контроля, т.е. контроля за экспортом товаров военного и двойного назначения (товаров, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях), экспорт которых может угрожать национальной и международной безопасности. Контроль над экспортом таких товаров регулируется Федеральным законом «Об экспортном контроле» 1999 года.

Кроме того, лицензирование используется в экологических целях для сохранения редких видов животного и растительного мира.

Частью нетарифных барьеров являются так называемые паратарифные барьеры, в частности таможенная и административная процедура при импорте, система и процедура оценки импортных товаров, различия в тарифной классификации и документации, количество таможенных постов и закрытие некоторых из них с точки зрения ограничения импорта и др. Хотя в документах ВТО уделяется много внимания вопросам ограничения применения этих барьеров, они сохраняются во многих странах и в какой-то мере используются в России.

Еще одна группа нетарифных барьеров связана со стандартами, в том числе с техническими стандартами, нормами упаковки и маркировки, стандартами, связанными с охраной окружающей среды, и т.д. К этим формам регулирования относится также контроль за соблюдением при импорте товаров экологических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных стандартов и требований, установленных в России. В условиях подготовки России к вступлению в ВТО в 2002 г. был принят Закон «О техническом регулировании», который внес изменения в действующую систему стандартов, сертификации и оценки подтверждения соответствия. Уточнен порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации и подлежащих контролю с точки зрения обеспечения безопасности при их потреблении или эксплуатации.

К нетарифным барьерам в международной практике относятся специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, административные и статистические сборы, государственное участие в торговле. В 2003 г. принят новый Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», дополняющий Закон 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Элементами внешнеэкономической политики является государственное регулирование международного технологического обмена, коммерческого использования интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности. Основными правовыми актами по этим направлениям внешнеэкономической деятельности являются Патентный закон, Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров». Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает возможность введения запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.

Растущая миграция рабочей силы в Россию и из России также регулируется государством. Значение этой области регулирования в стремительно растет.

В системе мер внешнеэкономической политики важное место занимает валютное регулирование (см. гл. 47).

Важной задачей внешнеэкономической политики является поддержание добрососедских отношений со странами-партнерами, чему служат заключение торговых договоров и соглашений, участие в международных организациях.

Россия все более активно участвует в международных организациях. Оставаясь членом организаций, в которые входил СССР, Россия вступила в ряд новых международных организаций. Российская Федерация стала членом Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Россия вступила также в ряд отраслевых и региональных экономических организаций. В настоящее время ключевым вопросом дальнейшего проведения внешнеэкономической политики России является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Как мы видим, в руках государства даже в условиях открытой экономики есть широкий набор весьма действенных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. При использовании в соответствии с определенной долгосрочной стратегией они могут быть эффективными для укрепления роли России в мировой экономике.


45.3. Поддержка конкурентоспособного производства и стимулирование экспорта


43.3. Поддержка экспортного производства и стимулирование экспорта

Важной задачей государства в области внешнеэкономической деятельности является стимулирование и поддержка экспорта. В условиях отказа от жесткого импортного протекционизма, что характерно и для России, поддержка национальных производителей и экспортеров на мировом рынке выходит в деятельности государства на передний план. Государство располагает разнообразными возможностями для решения этой задачи.

Применяемые формы стимулирования экспорта можно разделить на несколько направлений:


  • финансовая поддержка;

  • кредитование экспорта и страхование экспортных кредитов;

  • информационно-консультационная поддержка и содействие выставочно-ярмарочной деятельности отечественных фирм за рубежом.

Деятельность по поддержке экспорта обычно возлагается на министерства, в круг функций которых входит регулирование внешнеэкономической деятельности (Министерство торговли в США, Министерство международной торговли и промышленности в Японии и др.), специальные центры поддержки экспорта или фонды развития экспорта. В России эта деятельность возложена на Министерство экономического развития, а также соответствующие департаменты других министерств. Существенный вклад в развитие экспорта и других форм ВЭС в последние годы вносят региональные органы власти.

Финансовая поддержка экспорта может осуществляться путем прямого или косвенного субсидирования экспорта. Прямое субсидирование, предполагающее выделение определенных сумм из государственного бюджета на экспортируемые товары для снижения цен на них на мировом рынке, осуждается в документах ВТО и сейчас в большинстве стран не применяется (за исключением экспорта сельскохозяйственных товаров). Для противодействия экспорту товаров с использованием государственных субсидий страна-импортер имеет право устанавливать компенсационные пошлины.

К косвенным формам субсидирования относятся прежде всего разного рода налоговые льготы экспортерам. В большинстве развитых стран производителям экспортной продукции разрешается осуществлять ускоренную амортизацию фондов, что фактически означает уменьшение налогов на их прибыль. В России Налоговый кодекс совершенно необоснованно отменил эту практику, возврат к которой обсуждается.

При экспорте товары освобождаются от налога на добавленную стоимость. Эта мера применяется и в России.

Экспортерам предоставляются также таможенные льготы для ввоза сырья и полуфабрикатов, используемых для производства экспортной продукции. В России с помощью применения некоторых таможенных режимов такая практика есть, но в очень ограниченных масштабах.

В целях снижения расходов экспортеров большое внимание уделяется развитию экспортной инфраструктуры, в частности удешевлению доставки продукции на пограничные пункты, совершенствованию портового хозяйства и т.п. Эти работы во многих странах финансируются государством. Особым типом является консультационная инфраструктура, обеспечивающая экспортерам помощь в изучении внешних рынков, международного законодательства, а также в продвижении товаров на зарубежные рынки. Такого рода содействие экспортерам оказывается во всех странах, существуют специальные организации, оказывающие содействие бизнесу (прежде всего, малому). В конце 80-х-начале 90-х гг. в России консультационную помощь участникам внешнеэкономической деятельности оказывал государственная организация «Информ ВЭС». Позднее в стране сформировалась обширная консультационная инфраструктура, в том числе с участием международных компаний, а роль государства снизилась. В такой работе более активную роль призваны играть торговые представительства России за рубежом и экономические отделы российских посольств. Важным средством поддержки экспортеров является помощь, в том числе финансовая, в проведении зарубежных рекламных кампаний, участия в выставках и ярмарках.

Косвенной формой финансирования экспорта выступает и государственное финансирование расходов на НИОКР, направленных на совершенствование экспортной продукции и создание новых изделий.

Одной из важнейших форм поддержки экспорта является участие государства в его кредитовании. Без кредита покупателю невозможно продать на мировом рынке дорогостоящее оборудование и особенно комплектное оборудование. В основном кредитование экспорта, в том числе машин и оборудования, осуществляют частные банки (краткосрочное и среднесрочное кредитование) и другие финансовые организации (инвестиционные, страховые компании, пенсионные фонды и др. — долгосрочное кредитование). По мере повышения роли кредитования как важного фактора повышения конкурентоспособности отечественной продукции все более активно в этом участвует государство.

Роль государства в кредитовании экспорта двоякая. С одной стороны, государство само участвует в кредитовании экспорта, а с другой стороны, страхует экспортные кредиты, предоставляемые частными банками и другими финансовыми организациями.

Государственное кредитование экспорта осуществляется специальными государственными банками или финансовыми структурами. К таким банкам относятся, например, экспортно-импортные банки в США, Японии, Республике Корея, Департамент гарантий экспортных кредитов в Великобритании и т.д. Поскольку условия предоставления кредита — важный элемент борьбы за покупателя, чтобы кредит не превратился в условиях конкуренции между странами-кредиторами в слишком дешевый, страны — члены Организации экономического развития и торговли (ОЭСР) в 1978 г. подписали соглашение («Консенсус по экспортным кредитам) по официальным экспортным кредитам, в котором определяются условия предоставления кредита разным группам стран (в зависимости от уровня их развития).

В СССР кредитование экспорта было возложено на Внешторгбанк, позднее преобразованный во Внешэкономбанк СССР. В условиях распада СССР возник новый Внешторгбанк России. Сейчас Внешторгбанк России занимается краткосрочным кредитованием, а Внешэкономбанк СССР осуществляет финансовую и гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, страхование экспортных кредитов или кредитных линий. Для долгосрочного кредитования российского экспорта был создан государственный Российский экспортно-импортный банк. Но ему были выделены относительно скромные средства для формирования уставного капитала, не позволяющие активно участвовать в кредитовании крупных экспортных сделок. Только в 2009 г. ситуация стала меняться: стратегия банка и его возможности заметно расширились. Его роль в ближайшие годы должна возрасти.

Учитывая, что предоставление международных кредитов связано с большими рисками, чем внутри страны, страхование частных кредитов государственными или полугосударственными финансовыми структурами способствует увеличению частного кредитования. Государственное страхование направлено главным образом на предоставление гарантий от политических рисков (возможность возникновения войн и международных политических конфликтов, забастовок и гражданских беспорядков, изменения политики правительств, введения разного рода ограничений и т.д.), а также коммерческих рисков.

Государственное страхование осуществляют, как правило, специализированные страховые общества. В России страхование экспортных кредитов находится в стадии становления. Российское экспортно-импортное страховое общество (Росэксим Гарант), выделившееся из Российского экспортно-импортного банка, не может рассматриваться пока как серьезный институт страхования экспортных кредитов, так как обладает ограниченными средствами. Требуется решение вопроса на государственном уровне.

Вопрос о поддержке отечественного экспорта продукции высокой степени переработки, о разработке комплекса мер государственного содействия отечественным производителям, в том числе с привлечением средств федерального бюджета, с использованием механизмов кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставления государственных гарантий неоднократно рассматривался. Он нашел определенное отражение в ряде документов: в Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» (1995), в Указе Президента РФ «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» (1996 г.), в Постановлении Правительства РФ «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» (1996 г.), в ряде других документов последнего десятилетия. Однако пока система поддержки экспорта и других форм внешнеэкономической деятельности в России находится в развитии.

Чрезвычайно важным направлением остается создание условий для инвестиций в экономику. Для роста капиталовложений, прежде всего, необходимо:



  • создать наиболее благоприятный налоговый режим, в частности за счет ускоренной амортизации производственных фондов, освобождения от налогов той части прибыли, которая идет на инвестиции, и т.д.;

  • освободить от таможенного обложения или существенно снизить таможенные пошлины на импорт необходимого оборудования, частей и деталей, поступающих по кооперации;

  • искать пути льготного досрочного кредитования отраслей и компаний осуществляющих инвестиции;

  • способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата для иностранного капитала, развитию промышленных кластеров с участием международных компаний, различных форм международной внутриотраслевой специализации и кооперации;

  • имеющиеся у государства возможности инвестирования необходимо в первую очередь использовать для развития современных производств, где у России существуют относительные конкурентные преимущества: научный потенциал, сложившиеся традиции НИОКР и производства (к примеру, производство космической, авиационной, военной техники).

Все упомянутые меры должны быть увязаны с приоритетами промышленной политики и в значительной степени способствовать развитию конкурентоспособных производств и укреплению позиций страны в мировой экономике.

При активной роли государства Россия во второй половине 2000-х гг. активно «развернулась» в сторону модернизации. Обозначен курс перехода от сырьевой державы к стране с инновационной экономикой и современными институтами.

В развитие этого курса в России определены стратегические направления и области модернизации: Институты, Инфраструктура, Инновации, Инвестиции, Интеллект.

Следует отметить, что в России активизировалась совместная работа государства и бизнеса над определением приоритетов, а также развитием бизнес-процессов по реализации намеченных стратегий модернизации. Участие бизнеса в реализации общегосударственных целей и программ свидетельствует о формировании в России механизма государственно-частного партнерства, отражающего глобальные тенденции 2000-х гг.: усиление предпринимательских функций государства; укрепление позиций государства в треугольнике «бизнес-общество-государство».

Есть все основания полагать, что в посткризисные годы второго десятилетия XXI века эти тенденции не только укрепятся в России и большинстве стран, но и получат более широкое распространение на наднациональном уровне.

Выводы


Выводы

1. В условиях плановой системы хозяйства в СССР существовала государственная монополия внешней торговли. Торговля велась государственными внешнеэкономическими объединениями, которые получали плановые задания по импорту и экспорту товаров. Торговля СССР со странами СЭВ велась на базе координации народно-хозяйственных планов и согласованных на пятилетие (с уточнением ежегодно) объемов экспорта и импорта. Государственная монополия давала определенные преимущества, сосредоточивая все валютные поступления в руках государства, и позволяла осуществлять крупные импортные закупки на благоприятных условиях. Однако отрыв производителей от внешних рынков отрицательно сказывался на их заботе о повышении международной конкурентоспособности своей продукции.

2. Начало рыночных преобразований, провозглашение курса на открытую экономику привели к либерализации внешнеэкономического регулирования. Государство не определяет теперь объемы экспорта и импорта товаров, но может воздействовать на них экономическими и административными методами. В условиях открытой экономики государство призвано различными формами и инструментами внешнеэкономической политики защищать интересы работающих в России отечественных и международных производителей, способствовать повышению конкурентоспособности произведенной на территории страны продукции и продвижению ее на внешние рынки.

3. Основным средством защиты отечественных производителей на внутреннем рынке выступает таможенный тариф — свод прежде всего таможенных импортных пошлин. Величина пошлин устанавливается с учетом состояния экономики и национальных интересов. Современный уровень таможенных пошлин невелик (с 2001 г. их уровень около составил 11%) и не может по абсолютному большинству товаров быть серьезным барьером на пути импорта. Экспортные пошлины выполняют преимущественно фискальные функции, будучи источником доходов государственного бюджета.

4. Кроме таможенно-тарифной системы, являющейся экономической формой регулирования, используются административные формы, связанные главным образом с нетарифным регулированием. К нему относятся количественные ограничения (квоты), лицензирование, а также сертификация товаров, стандарты, в том числе экологические, фармакологические, санитарные, ветеринарные и другие, выполнение которых требуется при поставках товаров в Россию. К нетарифным мерам в мировой и российской практике относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, а также административные процедуры.

5. В условиях открытой экономики важной задачей государства является поддержка на территории страны конкурентоспособного производства и экспорта. При этом объекты такой поддержки должны выбираться с учетом особенностей современного этапа интернационализации «национальных производителей». Сегодня на первый план выступает не столько «национальность», сколько реальный вклад экономического агента в долгосрочный экономический рост и прогресс страны.

6. Большую роль призваны сыграть долгосрочные программы модернизации, развитие которых должно опираться на активное участие России в сорвременных формах МРТ и процессах интернационализации основных факторов производства.

Термины и понятия


Термины и понятияГосударственная монополия внешней торговли

Таможенный тариф

Предельные ставки пошлины

Адвалорные пошлины

Специфические пошлины

Комбинированные пошлины

Специальные пошлины

Антидемпинговые пошлины

Компенсационные пошлины

Таможенные режимы

Нетарифное регулирование

Лицензирование внешней торговли

Квота

Экспортный контроль



Сертификация продукции

Стандарты во внешней торговле

Прямое субсидирование экспорта

Косвенное субсидирование экспорта

Налоговое стимулирование экспорта

Поддержка экспортного производства

Кредитование экспорта

Страхование экспортных кредитов

Информационно-консультационная поддержка экспорта

Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности


Вопросы для самопроверки


Вопросы для самопроверки

1. Каков был механизм регулирования внешней торговли в условиях государственной монополии?

2. Какие цели преследовала реформа внешнеэкономических связей 1986 г. и каковы ее результаты?

3. Какие преимущества дает переход к открытой экономике и какие проблемы возникают в процессе перехода?

4. Какова эффективность таможенного регулирования внешней торговли как формы экономического регулирования?

5. В  чем состоит административный характер нетарифного регулирования?



6. Почему применяются различные формы поддержки экспорта?

7. Какова роль государства в регулировании внешнеэкономических связей в условиях открытой экономики? Как она будет меняться в будущем?


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница