Цели, функции и принципы деятельности международных экономических организаций




Скачать 145.78 Kb.
Дата10.05.2016
Размер145.78 Kb.
ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Шатковская А.О.,

Аспирант Научно-исследовательского финансового института

при Министерстве финансов Украины,

научный сотрудник Института социально-экономических стратегий,



журнал “Теория и практика управления”, №2, 2003 г.
Важные преимущества для развития внешнего сотрудничества и успешной интеграции Украины в процессы, которые происходят в мире, предоставляет участие в международных организациях, которые регулируют отношения в сфере торговли, инвестиций, осуществляют техническую помощь развивающимся странам.

В мире действует более 100 международных организаций, в большей или меньшей степени привлеченных к изучению и регулированию экономических и социальных проблем. На сегодня они являются важнейшими форумами по согласованию экономической политики между странами. Международные организации отличаются по составу, размеру, функциям и влиянию на международную экономику.


К наиболее важным функциям, которые выполняют международные организации, с точки зрения международной экономики относятся:

Содействие - распространение мирового опыта путем организации международных конференций, сбор и анализ статистических и аналитических данных, их публикация и распространение и др.

Наблюдение - наблюдение за процессами, которые происходят в странах-членах, с возможностью формулировки и придания гласности официальной точки зрения на те или иные проблемы, создание общественного мнения и тем самым оказание влияния на экономическую политику страны. Наиболее типичным примером организации, выполняющей функцию наблюдения, является ООН, которая с помощью резолюций Генеральной Ассамблеи побуждает страны к проведению определенной экономической политики.

Надзор - более жесткая форма наблюдения, которая связана с обязательствами стран сообщать на регулярной основе и в установленной форме данные о своем экономическом состоянии и выслушивать рекомендации по основным принципам экономического развития. Правительства, которые подписали уставы осуществляющих надзор международных организаций должны принимать у себя миссии экспертов этих организаций, предоставлять им разнообразную информацию и быть максимально откровенными. Типичный пример - МВФ, главная функция которого в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов и предоставление им основанных на мировом опыте рекомендаций с целью предупреждения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и выбора наиболее эффективных способов решения существующих проблем.

Регулирование - надзор, который основывается на принуждении стран к выполнению рекомендаций международного сообщества путем разработки соответствующих международных норм и механизмов принуждения их выполнения. Примером является ВТО, в рамках которой установлены определенные правила международной торговли, а также жесткие антидемпинговые и прочие процедуры, применяемые против нарушителей этих правил.

«Содействие-наблюдение-надзор-регулирование» - все эти функции международных организаций основаны на доброй воле стран, которые принимают в них участие. Однако, нужно признать, что МВФ все же частично выполняет функцию надгосударственного регулирования в странах, использующих его кредиты, поскольку условием предоставления кредитов является выполнение правительством согласованной с МВФ программы экономических реформ.
Несмотря на много общих характеристик, международные организации отличаются друг от друга функциями и направлениями деятельности.
Международный валютный фонд (МВФ), например, представляет собой наиболее влиятельную международную организацию, регулирующую отдельные параметры развития международной экономики в целом и макроэкономики каждой из 181 стран, являющихся его членами, с целью достижения стабильности мировой экономики. МВФ начал свою деятельность в 1946 году.

Основными функциями МВФ являются:

  • надзор за состоянием международной валютной системы и макроэкономической политикой стран-членов, а также за развитием международной экономики в целом;

  • предоставление временной финансовой помощи за счет кредитования странам, которые ощущают трудности с погашением своих международных обязательств в результате несбалансированности платежного баланса;

  • предоставление технической помощи и консультаций правительствам стран-членов в области государственных финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса.

Согласно Генерального соглашения, то есть устава МВФ, его предназначением является поддержка в мировом сообществе соответствующей валютной стабильности. Поэтому обязательным условием для каждой страны, вступившей в МВФ, является полная открытость экономики, отсутствие любых тайн от других стран относительно валютно-финансового положения, размеров и динамики роста валового национального продукта (ВНП) и национального дохода, запасов валютного металла и иностранной конвертируемой валюты, внешнеэкономической деятельности и тому подобное.

С изменением во второй половине 80-х годов принципов функционирования мировой валютно-финансовой системы, когда на место твердых фиксированных валютных курсов бреттон-вудской системы пришла Ямайская система с присущим ей механизмом свободного курсообразования, а также в связи с крахом в 90-х годах мировой социалистической системы и развалом СССР, задачи и целевые функции МВФ стали видоизменяться. Наряду с предоставлением финансовой помощи для осуществления структурных изменений в финансово-валютной сфере в развивающихся странах, целью МВФ стала поддержка экономических реформ в бывших социалистических странах, так называемое "реформирование посткоммунистической экономики". Эти программы МВФ получили официальное название программ экономической стабилизации (JMF stabilization).

Заметим, что Международный валютный фонд - это не только финансовый центр, через который мировое сообщество предоставляет финансовую помощь развивающимся странам, но и мощный научный центр, в котором накоплен большой опыт реформирования экономики стран с так называемой переходной экономикой.

Прежде чем предоставить кредит, МВФ изучает ситуацию в стране, и лишь потом предлагает правительству придерживаться соответствующей монетарной политики. Только при условии надлежащего выполнения выдвинутых Фондом требований и достижения определенных стабилизационных результатов, финансовая помощь может быть предоставлена.
Группа Всемирного банка состоит из пяти организаций:


  • Международного банка реконструкции и развития (МБРР);

  • Международной ассоциации развития (МАР);

  • Международной финансовой корпорации (МФК);

  • Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

  • Многостороннего агенства по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Деятельность Всемирного банка и Международного валютного фонда тесно связаны. Их уставные документы закрепляют не только обязательства по согласованию действий, но и взаимное членство. Любая страна, прежде чем обратиться с просьбой о вступлении в Всемирный банк, должна стать членом МВФ.

Главной задачей Всемирного банка является предоставление кредитов странам, которые развиваются и странам с переходной экономикой для осуществления структурной политики в сфере финансов, энергетики, поддержки рынков труда, улучшения окружающей среды, усовершенствования системы образования и др..

Как и МВФ, Всемирный банк несколько видоизменил свои задачи под влиянием тех кардинальных сдвигов, которые произошли в мировом развитии. Если первоначальной целью Всемирного банка было обеспечение сбалансированного мирового развития, помощь странам-членам мирового сообщества в достижении экономического развития и сотрудничества, развитие экономики, прежде всего, стран Западной Европы и Японии, которые испытали разорение в годы второй мировой войны, то с распадом колониальной системы и возникновением независимых стран Азии, Африки и Латинской Америки Всемирный банк стал предоставлять им займы и техническую помощь в реформировании экономики и создании рыночной экономической системы.

С крахом мировой социалистической системы хозяйства и, в частности, развалом СССР Всемирный банк стал предоставлять конкретную помощь суверенным государствам, которые образовались в Восточной Европе, а также на территории бывшего СССР в реформировании их экономик на рыночных основах. Для этого Мировым банком была разработана и стала воплощаться специальная программа так называемой «структурной адаптации» («Structural Adjustment» или «IBRD Adjustment»).
В 90-х годах МВФ и Всемирный банк стали более тесно взаимодействовать и интегрировать свои программы экономической, валютно-финансовой стабилизации и проводить свою политику единым фронтом. Эта политика получила название политики «структурной адаптации» («Structural Adjustment Policies of the IMF/IBRD» или «Policies of the IMF/IBRD type).

По отношению к развивающимся странам, политика МВФ/МБРР предусматривает оказание помощи правительствам в формировании основ рыночной по сути экономической политики с приоритетами развития приватного сектора, модернизации институциональных структур, достижении финансовой стабилизации, разработке и осуществлении приоритетных проектов, обеспечивающих экономическое развитие и улучшение социального положение в этих странах, и т.п..


Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан совсем недавно - в 1990 г., а начал операции в 1991 г. Банк молод, его уставный капитал составляет лишь 20 млрд. евро, но его членами уже стали 57 государств Европы, Азии, Африки и Северной Америки, среди них все 15 государств бывшего Советского Союза.

Официальными целями Банка является поддержка перехода стран Центральной и Восточной Европы к ориентированной на открытый рынок экономике и содействие развитию частного предпринимательства в странах, исповедующих принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.


Функции ЕБРР вытекают из его целей. Это, прежде всего:

  • поддержка стран-членов в проведении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию с целью полной интеграции их экономик в мировую экономику;

  • содействие организации, модернизации и расширению производственной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего малых и средних предприятий;

  • содействие в мобилизации национального и иностранного капитала и эффективного управления;

  • инвестирование производств с целью создания конкурентной среды и повышения производительности, качества жизни, улучшение условий труда;

  • предоставление технической помощи в подготовке, финансировании, и реализации проектов;

  • стимулирование и поощрение развития рынков капитала;

  • реализации крупномасштабных и экономически обоснованных проектов, которые включают более одной страны-реципиента, а также содействуют экологически стойкому развитию.

Особенность современной стратегии банка состоит в ее “агрессивном” характере, направленном на поддержку экономических и структурных реформ в наиболее важных секторах, а также поиск и реализацию новых возможностей бизнеса в странах, которые развиваются.


Всемирная торговая организация (ВТО), членами которой является 131 государство, имеет несколько иные функции, чем МФО, которые были упомянуты выше. ВТО концентрируется на регулировании такой сферы международной экономики как торговля товарами и услугами. Эта организация была создана в 1995 г. Ее усилия направлены на расширение торговли, увеличение инвестирования, а также повышение уровня доходов во всем мире.

Основными функциями ВТО являются:

  • надзор за выполнением многосторонних торговых соглашений и торговой политикой государств;

  • проведение многосторонних торговых переговоров;

  • содействие в решении торговых споров;

  • контроль за развитием международной торговли;

  • предоставления консультаций по вопросам управления в области международной торговли;

  • предоставление технической помощи и обучение персонала;

  • сотрудничество с иными международными организациями по вопросам торговой политики.

Членство в ВТО предоставляет много преимуществ в осуществлении международной торговли, но для того, чтобы стать членом этой организации Украине необходимо приложить значительные усилия на законодательном и институционном уровне.


Особую роль в системе международных организаций занимает Система Организации Объединенных Наций . ООН имеет в своем составе 18 специализированных учреждений, одну автономную международную организацию, Международное агенство по атомной энергетике и ряд программ, советов и комиссий.
Одной из важных инициатив программ развития ООН (ПРООН) является создание консультативных советов по вопросам предпринимательства, которые предоставляют помощь национальным правительствам относительно налогообложения, роботы таможенных служб, приватизации, финансового законодательства, согласования национальных и международных норм. ООН оказывает содействие национальным правительствам в разработке новых мероприятий социальной политики, выступает за решительные государственные действия с целью использования новых технологий, поддерживает национальные программы борьбы с безработицей и бедностью.
К специализированным учреждениям, которые имеют непосредственное отношение к экономическому развитию относится Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

ЮНИДО была основана в 1967 году решением Генеральной Ассамблеи с целью осуществления центральной координирующей роли в области промышленного развития, содействия промышленному развитию и сотрудничеству на глобальных, региональном, национальном и отраслевом уровнях. Важно указать, что одной из главных задач этой организации является индустриализация развивающихся стран, преодоление трудностей, связанных с ресурсами и инфраструктурой, а также реструктуризация, оздоровление и приватизация промышленности, в том числе в странах с переходной экономикой.


Все указанные и прочие международные организации в той или иной мере помогают странам с переходной экономикой в сфере экономики и финансов, социальных и институционных преобразованиях.
Украина является одной из стран, на которую распростаняются программы сотрудничества международных организаций. В частности, сегодня Украина тесно сотрудничает с МВФ, Всемирным банком, ЕБРР, ООН, прилагает немало усилий для вступления в ВТО. Формирование и развитие рыночной экономики в Украине диктует необходимость установления более тесных взаимовыгодных связей с другими государствами, активно включиться в процессы международной экономической интеграции и глобализации. Отказаться от этого означает быть отброшенным на обочину социального прогресса.
Мировая экономика более не являет собою простую совокупность национальных экономик, которые разворачивают взаимное экономическое сотрудничество, она становится единым рынком и единой производственной зоной с национальными и региональными секторами. На глобальном уровне возникают новые рынки, появляются новые инструменты, формируются новые действующие лица (разрабатываются новые правила регулирования международных отношений в виде многосторонних соглашений по вопросам экономического сотрудничества.

На данный момент Украина еще слабо интегрирована в международные структуры и такое положение необходимо изменить, чтобы занять достойное место в мировом экономическом пространстве среди развитых стран, осознать свое собственное направление эффективного развития, которое бы наилучшим образом отвечало национальным интересам и учитывало имеющие ресурсы, географическое положение, потенциальные возможности. Существует два пути интеграции в мировое сообщество. Первый - пассивно двигаться, подчиняясь стихии. Второй - осуществлять сознательную стратегическую интеграцию с учетом имеющихся возможностей. Последний путь - наиболее эффективен для нашей страны.


Следует отметить, что влияние интеграционных процессов на экономику страны имеет много положительных последствий, о чем свидетельствует успешный опыт других стран. Благодаря умной интеграционной политике страны приобретают возможность увеличения размеров рынка, и, следовательно, масштабов производства и дополнительных доходов от реализации товаров на внешних рынках, улучшения условий осуществления торговли, совершенствование внутренней инфраструктуры, внедрения новейших технологий.

Но существуют и отрицательные примеры влияния МФО на развитие некоторых стран мира, являющиеся следствием механического внедрения рекомендаций и рецептов МФО без учета специфики страны, принятия непродуманных стратегических решений, отсутствия системных подходов к внедрению реформ. Эти потенциальные и реальные угрозы Украина должна учитывать при разработке своей внешнеэкономической стратегии и базовых принципов сотрудничества с МФО.

Следует учитывать, что в условиях интеграции часто происходит перераспределение факторов производства в пользу сильных партнеров за счет оттока ресурсов из отсталых стран. Вследствие этого можно попасть в зависимость от других стран и стать заложником кризисных явлений и финансовой нестабильности в мире. Отток ресурсов может привести к увеличению разрыва между странами-лидерами и менее развитыми странами, резкому ухудшению внутренней экономической ситуации. Поэтому, отрабатывая принципы сотрудничества с МФО, необходимо разрабатывать механизмы защиты национальных интересов и систему экономической безопасности, которые были бы адаптированы к условиям открытой экономики.(5)

Кроме того, необходимо иметь в виду, что достижение глобализации открывает новые возможности и для криминальных групп, отмывания “грязных денег”, теневой экономики, торговли наркотиками. Еще один потенциальный риск связан с угрозами национальному суверинитету со стороны мощных межнациональных корпораций.


Предотвращение отрицательных последствий глобализации является задачей некоторых международных организаций. Особую роль в подготовке общества к процессам глобализации и предотвращения отрицательных последствий, связанных в этим процессом, возлагается на ООН, которая в силу своего мандата является уникальным механизмом разработки принципов и норм, необходимых для использования потенциала глобализации, превращая ее в “глобализацию с человеческим лицом”.(7) Однако и национальным правительствам не следует устраняться от деятельности, связанной с прогнозированием возможных последствий глобализации, разработкой и внедрением профилактических мероприятий с целью предотвращения негативных воздействий на экономику страны.
Несмотря на возможные риски и угрозы, дорога Украины к глобального пространству не имеет альтернатив. Независимое государство такого размера, положения и геостратегической роли не может оставаться в самоизоляции, поскольку это означало бы не защищенность, а консервацию отсталости, низкую международную конкурентоспособность и даже определенную деградацию. (6) Экономические связи между странами осуществляются главным образом благодаря торговле и инвестиционной деятельности. Оба эти вида деятельности на сегодня практически не возможно осуществлять без участия МФО.

Экономика Украины может достаточно быстро приноровиться к внешним дестабилизирующым факторам, перейти к стабильной, внешне-ориентированному пути развития, создать предпосылки для того, чтобы догнать развитые страны мира и интегрироваться в мировую экономическую систему при условии последовательного осуществления экономических реформ с учетом внутренней специфики и рекомендаций международных организаций.

Говоря о специфике Украины, которая накладывает отпечаток на взаимоотношения с МФО, нужно принимать во особой внимание следующее. Во-первых, наша страна добровольно отказалась от использования ядерного оружия, занимая по этому показателю третье место в мире (после США и России), согласилась на его демонтаж, вывоз и уничтожение. Это должно учитываться в программах сотрудничества и возмещаться соответствующими кредитами на развитие украинского государства. Во-вторых, закрытие по настоянию международного сообщества Чернобыльской АЭС стоит Украине огромных ежегодных финансовых затрат. Сейчас они, главным образом, ложатся бременем на бюджет государства и производятся фактически за счет налоговых поступлений. Но Чернобыльская авария является экологической катастрофой мирового масштаба и затрагивает все соседние страны. В том случае, если своевременно не будут решены все проблемы, связаные с закрытием ЧАЭС, это может привести к серьезным негативным последствиям для всего человечества. На это нужны значительные средства. Развитые страны, в первую очередь европейские, имеют прямой интерес в решении проблемы Чернобыля и должны принять в реальное финансовое участие в решении связанных с этим проблем. В-третьих, Украина является транзитным государством, связывающим европейские страны и Россию. В-четвертых, Украина имеет огромный экономический, производственной, интеллектуальный потенциал, все еще являющийся привлекательным для развитых стран рыночной экономики.
Исходя из перечисленного сформулируем основные принципы и цели, на которых, по нашему мнению, следует строить сотрудничество Украины с МФО. Это:


  • содействие поступательному развитию рыночных преобразований в Украине с учетом необходимости решения не экономических, а и социальных задач;

  • создание условий для успешного вхождения Украины в мировую экономику;

  • обеспечение национальных интересов и национальной безопасности Украины;

  • соблюдение достоинства украинской стороны в отношениях “Украина - МФО”.

Возможно, на сегодня Украина еще не может реализовывать стратегию неограниченной «открытости», поэтому ее интеграция в мировое общество должна идти поэтапно, путем повышения уровня сбалансированности, структурной перестройки и научно-технического обновления, обеспечение социально ориентированного развития экономики. В интеграционных процессах Украина должна учитывать свои собственные интересы, храня национальный суверенитет и независимость. При этом интеграция должна базироваться на максимальном использовании информационных, интеллектуальных ресурсов и имеющего научно-технического потенциала.


Литература:

  1. Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник/Пер. С.А. Тюпаева, И.Н. Фомичева. - Г.: Междунар. отношения, 1999. - 456 с.

  2. Общие сведения о ЕБРР: Финансирование перехода к рыночной экономике в Центральной и Восточной Европе и СНГ, апрель 98.

  3. МБРР. Регион Европы и Центральной Азии после обновления: Повышение качества обслуживания клиентов и более тесное сотрудничество с партнерами. Записка для клиентов и партнеров, ноябрь 1997.

  4. Хорошковський В. И. Мировой банк: кредитные ресурсы международного банка реконструкции и развития. - Научное издание. - К.: Укр. тов-во «Интеллект нации, 1999.-196 с.

  5. Кваша С., Патыка Н. Направления и проблемы интеграции Украины в мировое экономическое пространство// Экономика Украины. - 2001. - №9, с. 77-81.

  6. Белорус О. Императивы стратегии развития Украины в условиях глобализации// Экономика Украины. - 2001. - №11, с. 4-13.

  7. Клочко В. Глобализация и ее влияние на страны с переходной экономикой// Экономика Украины. - 2001. - №10, с. 51-58.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница